Научная статья на тему 'Влияние антикризисной политики Правительства РФ на банковский сектор экономики'

Влияние антикризисной политики Правительства РФ на банковский сектор экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА / ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / БАНКОВСКИЕ РИСКИ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швецов А. М.

В статье проанализированы приоритетные направления антикризисной политики Правительства РФ, такие как соблюдение публичных обязательств государства перед населением, сохранение производственного и промышленного потенциала, модернизация финансовой системы, реализация макроэкономической политики государства с точки зрения их влияния на ситуацию в банковской системе и глобальные банковские риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние антикризисной политики Правительства РФ на банковский сектор экономики»

ВЛИЯНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ НА БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

А.М. ШВЕЦОВ

Волгоградский государственный университет,

аспирант

В статье проанализированы приоритетные направления антикризисной политики Правительства РФ, такие как соблюдение публичных обязательств государства перед населением, сохранение производственного и промышленного потенциала, модернизация финансовой системы, реализация макроэкономической политики государства, с точки зрения их влияния на ситуацию в банковской системе и глобальные банковские риски.

Ключевые слова: антикризисная политика; приоритеты экономической политики; банковская система; банковские риски; финансовые инструменты.

Коды классификатора JEL: 024, 028.

Мировой экономический кризис изменил ориентиры развития всех стран. Изменению подверглись валютные курсы, объемы инвестиций, структура рынков, стоимость финансовых и реальных активов, и правительства большинства стран вынуждены были предпринять действенные меры по корректировке стратегий экономического развития государств и разработать антикризисные программы.

В российской экономике кризис проявился в различных формах: снизились поступления в государственные бюджеты всех уровней, резко сократился совокупный спрос, усилились диспропорции развития различных сфер экономики, произошло ослабление рубля, повышение цен, сбои в работе финансовой системы, возросла безработица, начались банкротства предприятий, что привело к расширению спектра кредитных рисков в банковской системе, остановке кредитного рынка и повышению рисков ликвидности. В условиях кризиса Правительство РФ столкнулось с необходимостью идентифицировать основные «болевые точки» в экономике и наметить основные приоритеты развития государства. Это нашло свое отражение в «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» [5]. Представляется целесообразным проанализировать приоритетные направления деятельности Правительства Российской Федерации с точки зрения их влияния на ситуацию в банковской системе и глобальные банковские риски.

Первым приоритетным направлением деятельности Правительства РФ является соблюдение публичных обязательств государства перед населением в части управления ситуацией на рынке труда, социальной защиты населения, контроля качества оказания услуг. В антикризисной программе это направление деятельности представлено как системообразующее. Поддержание стабильности экономики в кризисных условиях требует серьезных затрат из бюджетов всех уровней и государственных фондов, что влечет за собой консервацию решения фундаментальных проблем, затягивание системных решений и реформ, а иногда напрямую противодействует экономическому росту. Реализация данного направления предполагает, в частности, искусственное поддержание сильного рубля с целью таргетирования инфляции, что снижает привлекательность товаров российского производства, препятствует импортозамещению, а также требует значительных ресурсов на проведение интервенций ЦБ РФ.

Поддержание социальной стабильности во время кризиса включает разностороннее решение проблем безработицы. С одной стороны, безработица в России зачастую обусловлена «неэффективной занятостью», и задача сокращения безработицы влечет за собой необходимость продолжать поддерживать «неэффективную занятость», но в краткосрочной перспективе она имеет ряд положительных эффектов, например противодействие нарастанию банковской просрочки. С другой стороны, сохранение неэффективных производств выливается в повышение кредитных рисков в долгосрочной перспективе и рост просрочки платежей в государственных банках, которые вынуждены кредитовать неэффективного собственника.

Подобный неэффективный уклад экономики порождает не только проблемы, связанные с кредитованием неэффективного собственника и с ростом кредитных рисков, но и необходимость работы с кредитным портфелем физических лиц — работников этих предприятий, в части реструктуризации задолженности физических лиц по кредитам, в том числе ипотечным. В российской экономике проблемы банковской системы в секторе государственных банков во многом покрываются за счет средств бюджета. Примером служат меры Правительства РФ по совершенствованию ипотечного жилищного кредитования и законодательства в части реструктуризации

© Швецов А.М., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

142

А.М. ШВЕЦОВ

задолженности по ипотечным кредитам для физических лиц, попавшим в сложную жизненную ситуацию и не способным платить по взятым кредитам [5].

Вторым приоритетом Правительства РФ является сохранение производственного и промышленного потенциала. Были определены отрасли и предприятия, которые имеют наибольший мультипликативный эффект в экономике. На федеральном уровне адресная помощь будет оказана 295 системообразующим предприятиям и отраслям — автомобилестроению, жилищному строительству, сельскому хозяйству, фармацевтике, лесопромышленному комплексу и предприятиям оборонной промышленности [5].

Для реализации намеченных планов планируется применить комплекс мер в бюджетной, банковской и таможенной сферах [5]. Бюджетно-фискальная политика, начиная с 2009 г., основана на значительном снижении налоговой нагрузки на предприятия — налог на прибыль снижен до 20% кроме того, она стимулирует развитие человеческого и производственного потенциала (введены налоговые льготы на научные разработки, освобождены от налогов средства, направляемые на обучение своих сотрудников, освобождены от НДС операции по ввозу технологического оборудования). Планируется ужесточить регулирование тарифов государственных монополий в направлении сдерживания их роста. Эта мера направлена как на обуздание инфляции, так и на помощь реальному сектору, но также содержит в себе тормоз в развитии самих монополий. Данные шаги позволят высвободить часть ресурсов из оборота предприятий, повысить доходы, что должно снизить кредитные риски в экономике и способствовать дальнейшему проникновению кредитных ресурсов в реальный сектор.

Планируется модернизировать систему государственных закупок, что позволит сделать более эффективным процесс расходования бюджетных средств. Оптимизация расходования бюджетных средств позволит направить их в различные сферы, в том числе на увеличение капитала специализированных банков, которые кредитуют реальный сектор.

Поддержка сельского хозяйства состоит в обеспечении доступности финансовых ресурсов, защите внутреннего рынка, стимулировании экспорта продукции. В рамках первого направления планируется, во-первых, напрямую задействовать банковский сектор в части государственного субсидирования процентных ставок в величине 80-100% ставки рефинансирования для отдельных отраслей сельского хозяйства; во-вторых, использовать механизм рефинансирования коммерческих банков в форме расширения Ломбардного списка Центрального банка за счет ценных бумаг сельхозпроизводителей и стимулировать банковское рефинансирование под залог кредитных требований к сельхозпроизводителям. Так же произведена дополнительная капитализация Россельхозбанка на 45 млрд руб. с целью расширения спектра активных операций. Поддержка сельского хозяйства отражается на банковской системе не только через снижение кредитных рисков, но и мультипликативно по всем сферам и секторам экономики.

Приоритетной отраслью также названо автомобилестроение. В целях стимулирования спроса на продукцию отечественного автопрома планируется субсидировать 2/3 ставки рефинансирования по трехлетним потребительским кредитам на приобретение легковых автомобилей, произведенных на территории России. Эта мера преследует две цели: стимулирование спроса на продукцию автомобилестроения через поддержку домохозяйств и поддержку банковской системы, противодействуя нарастанию просрочки.

В части поддержки ВПК запланировано предоставление государственных гарантий по кредитам в объеме до 100 млрд руб. и до 70% от привлеченных средств, что позволит высвободить значительную долю залоговой массы, облегчить доступ реального сектора к ресурсам и увеличить объемы рефинансирования в банковской системе, усиливая мультипликативный эффект.

Третьим приоритетом Правительства РФ является модернизация финансовой системы. Значительные усилия будут направлены на «формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики» [5]. С этой целью в программе антикризисных мер Правительство РФ предусматривает следующие мероприятия [4].

1. С целью снижения рисков ликвидности в банковской системе расширить возможности рефинансирования для коммерческих банков — увеличить сроки предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами и установить процентную ставку на уровне 13% годовых. На увеличение ресурсной базы банков направлен ряд решений Банка России. в том числе дополнение ломбардного списка Банка России. В него включены 27 субфедеральных и корпоративных ценных бумаг [6]. Кроме того, потенциальные кредитные риски банковской системы снижены через предоставление дополнительных государственных гарантий по кредитам как в рублях, так и в валюте [3].

2. Усовершенствовать законодательство и механизмы, обеспечивающие снижение рисков злоупотреблений со стороны собственников и руководителей организаций в преддверии банкротства и в ходе банкротства [7], что должно противодействовать выводу наиболее ликвидных активов из банков в преддверии банкротства, позволит удовлетворять права кредиторов в максимальной степени и снизить репутационные риски банковской системы.

ВЛИЯНИЕ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ.

143

3. В целях расширения инвестиционного потенциала и укрепления доверия со стороны инвесторов к российским корпоративным ценным бумагам готовится ряд законопроектов, призванных облегчить допуск к эмиссии ценных бумаг (долевых и долговых) на российских биржах. Планируется снять ограничения для экономических субъектов, и в частности банков, по доступу к ресурсам рынка ценных бумаг и привлечению длинных денег [3], что отразится на капитализации в банковской системе.

4. Разработан регламент оптимального размещения временно свободных средств федерального бюджета на депозитах в коммерческих банках [2], что способствует снятию рисков ликвидности как в банковской сфере, так и в целом по экономике.

5. Продолжается капитализация государственных банков как основных проводников экономической политики, что снижает кредитный риск активных операций. В 2009 г. выделены 495 млрд руб. на поддержку банковской системы, в том числе 280 млрд руб. — на капитализацию банков, 215 млрд руб. — на фондирование за счет Фонда национального благосостояния. Банки с государственным участием получили целевым назначением средства на обеспечение целевого финансирования реального сектора экономики [4].

6. Стимулируется консолидация в банковской сфере, усиление контроля коммерческих банков со стороны ЦБ РФ, формирование крупных и финансово устойчивых банковских структур, конкурентоспособных на международном уровне и способных обеспечивать «длинное» финансирование проектов [6].

Четвертым направлением деятельности Правительства РФ является реализация макроэкономической политики. В этом плане приоритетами являются снижение уровня инфляции, повышение доверия к рублю и его привлекательности как средства сбережения [6], чему будет способствовать установление ЦБ РФ пределов бивалютной корзины, а также поддержание макроэкономической стабильности.

Основным моментом рыночной экономики служит прямое стимулирование спроса, что является ее двигателем. Стимулирование спроса способствует повышению качества жизни граждан, оживлению реального сектора, стимулированию кредитной деятельности банков.

Приоритетным направлением в экономической политике является сокращение инфляции до 10% в 2010 г. и до 7,5% в 2011 г. В решении этой задачи надо соблюдать баланс между обеспечением экономики достаточным количеством денежных ресурсов и уровнем инфляции. Инфляция в России является скорее инфляцией издержек, нежели инфляцией спроса. В связи с этим предлагается обратить пристальное внимание на регулирование тарифов государственных монополий, усиление конкуренции в экономике. Повышению конкуренции в экономике может способствовать грамотно проведенная приватизация государственной собственности.

Реализация данных приоритетов и мер должна быть регламентирована на законодательном уровне. Для решения данной задачи Правительством РФ разрабатывается ряд законодательных инициатив, призванных стабилизировать банковскую систему [1].

В целом антикризисная политика Правительства РФ отвечает требованиям поддержания стабильности, преследует цель оказывать адресную поддержку конкретным отраслям и предприятиям. В условиях острейшего кризиса Правительство РФ реализовало ряд инициатив, позволивших повысить ликвидность банковского сектора во избежание появления цепочки неплатежей в целом по экономике, обеспечивших поддержку системообразующим предприятиям реального сектора.

ЛИТЕРАТУРА

1. «План законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2009 год» // http://www.

government.ru/content/governmentactivity/governmentandfederalassembly/gov%5Flaw/8486597.htm

2. Постановление Правительства РФ № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские

депозиты» от 29.03.2008. База Консультант+.

3. «Пресс-релиз заседания Правительства РФ от 11.06.2009» // http://www.government.ru/content/govern-

mentactivity/rfgovernmentsession/2009/zp110609/m110609/.

4. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» // http://www.govern-

ment.ru/content/governmentactivity/antikrizismerLprf/.

5. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» // Российская газета //

2009. 20 марта; http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html.

6. «Российская газета». 20.03.09. «Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год» // http://

www.rg.ru/.

7. Федеральный закон 73-ФЗ от 28.04.2009 // База Консультант+.

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2 (часть 3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.