РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ ФИНАНСОВЫХ КОМПАНИИ
С.Е. РОМАНОВ
Ростовский государственный университет путей сообщения,
соискатель
344038, г. Ростов-на-Дону, пл. Ростовского Стрелкового полка Народного Ополчения, 2
В статье рассматриваются и анализируются вопросы, связанные с устойчивостью финансовых компаний и определяется, что наиболее устойчивыми в условиях кризиса являются системы, которые способны не только поддерживать внутреннее равновесие, но и изменять свою структуру и систему взаимосвязей под влиянием внутренних и внешних факторов.
Ключевые слова: устойчивость; управление; ликвидность; риск-менеджмент; мониторинг и контроллинг рисков; антикризисные меры.
Коды классификатора JEL: O16, E44.
Устойчивость финансовых компаний необходимо рассматривать как устойчивость их структурнофункциональной организации и возможность реализации стратегических целей развития. Устойчивость предполагает реализацию модели управления рисками финансово-кредитных институтов, при котором они способны выполнять необходимые для развития хозяйственной деятельности регламентируемые регулятором функциональные действия, воспроизводя при этом свою системно-структурную целостность.
Уровень устойчивости любой системы зависит от размеров возможных отклонений и изменений без нарушения ее сути и целостности. Наиболее устойчивыми являются системы, которые способны не только поддерживать внутреннее равновесие, но и изменять свою структуру и систему взаимосвязей под влиянием внутренних и внешних факторов. Устойчивость системы зависит от равновесия составляющих ее элементов.
В связи с этим повышение устойчивости отечественных финансово-кредитных институтов связано с возможностью их динамичного развития в условиях финансовой глобализации и реализации рисков неопределенности и глобальной конкуренции. Выявление рисков неустойчивого развития российских финансово-кредитных институтов предполагает обращение к анализу их основных структурно-функциональных характеристик.
Меры, направленные на консолидацию банковского сектора, должны повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть механизм предоставления капитала крупнейшим коммерческим банкам для приобретения неплатежеспособных банков в дополнение к долговому финансированию, предоставляемому Агентству по страхованию вкладов (АСВ). Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств (капитала) для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.
Недостаток финансовых ресурсов и инструментов, низкий уровень институционализации и капитализации финансового рынка, падающая ликвидность финансово-кредитных институтов создают опасность формирования экономической зависимости страны от международных финансовых центров и глобальных компаний. В условиях финансового кризиса формирующиеся рынки банковских услуг оказалась в окружении финансовых полюсов, гравитационное поле которых может превысить прочность связей экономических агентов национального финансового рынка.
В настоящее время банкам приходится сталкиваться с неразрешимой дилеммой: либо проводить нерискованную, но бездоходную политику и увеличивать риски, связанные с конкурентной неустойчивостью, либо стремиться заработать и рисковать, что приводит к рискам финансовой неустойчивости. В первом случае в основном пострадает сам банк, во втором — прежде всего его клиенты. Условия работы российских банков в условиях кризиса таковы, что зон умеренного риска, в том числе и риска ликвидности, немного.
Управление риском ликвидности не только охватывает анализ балансовых и внебалансовых позиций банка для прогноза будущих денежных потоков, но также требует выяснения того, как могут быть удовлетворены потребности в финансировании. Этот последний момент связан с идентификацией тех рынков финансирования, к которым банк имеет доступ, пониманием природы таких рынков, оценкой текущего и будущего использования рынка и мониторингом сигналов о снижении доверия к банку. Все эти факторы необходимо учитывать при составлении плана мероприятий по управлению ликвидностью в условиях расстройства бизнеса банка
Менеджмент банка в процессе антикризисной стратегии должен решать задачи, связанные с функциями управления банковской ликвидностью:
♦ удовлетворение спроса на кредиты и пожеланий вкладчиков по изъятию депозитов;
♦ сохранение надежности банка на финансовом рынке при минимизации снижения доходности за счет неприбыльной продажи активов;
♦ ограничение стоимости привлекаемых на рынке ресурсов и оптимизация совокупной прибыли банка.
Уровень банковской ликвидности влияет на устойчивость банковской системы, одной из первостепенных
задач которой является осуществление расчетных функций, проведение платежей между различными субъектами экономики. Низкий уровень рублевой ликвидности ограничивает платежеспособность кредитных орга-
© Романов С. Е., 2009
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)
138
С.Е. РОМАНОВ
низаций вплоть до полного прекращения деятельности платежных систем, что ограничит функционирование экономики.
Чем стабильнее привлеченные пассивы, тем устойчивее основа для развития активных операций банка, и чем ниже процентные ставки по привлекаемым ресурсам, тем больше шансов у банка получить прибыль. Следовательно, достаточно дешевые стабильные пассивы являются необходимым условием ликвидности коммерческого банка, а доверие со стороны клиентов и кредиторов выступает результатом управления репутационным риском, благодаря которому даже в неблагоприятных конъюнктурных условиях банк не лишится своей ресурсной базы.
В случае возникновения кризисной ситуации банк может получить в качестве финансового результата убытки, что снижает уровень ликвидности банка. Чем больше абсолютный объем собственных средств и их доля в структуре пассивов баланса, тем выше устойчивость банка к риску. При продолжительной и стабильной прибыльности банка растет абсолютный и относительный размер собственных средств, что повышает вероятность сохранения банком ликвидности в будущем. На ликвидность банка существенное влияние оказывает такой фактор, как достаточность собственных средств.
Для обеспечения финансовой устойчивости финансово-кредитному институту необходима взвешенная стоимостная политика в привлечении и размещении ресурсов, что в совокупности должно привести к положительным финансовым результатам деятельности банка. Отрицательный финансовый результат неблагоприятно сказывается на ликвидности банка, поэтому для нормального развития банк должен получать прибыль.
Ликвидность банка зависит от уровня развития денежного рынка, от уровня развития рынка межбанковских кредитов и от внешних факторов, например от устойчивости конкурентов, от степени вовлеченности национального рынка в глобальные финансово-кредитные отношения и качества работы центрального банка, от уровня инфляции и платежеспособности заемщиков. В целях контроля за состоянием ликвидности банка в Инструкции ЦБ РФ «Об обязательных нормативах банков» от 16 января 2004 г. № 110 установлены нормативы ликвидности (мгновенной, текущей, долгосрочной), которые определяются как соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм и видов активов и пассивов, других факторов.
Понятие ликвидности финансовых институтов близко к понятию конкурентоустойчивости, поэтому обусловливает необходимость разработки и применения инновационных методов систематизированной адсорбции данных о состоянии сред финансово-кредитных институтов. На сегодняшний день ситуация в крупных западных банках выровнялась, но процесс кредитования не возобновился в полной мере.
Секьюритизация — схема рефинансирования портфелей однородных прав требования с помощью выпускаемых нот или предоставления кредитов, обеспечиваемых данными портфелями и заложенными в данные схемы элементами кредитной поддержки. Большинство сделок по секьюритизации построены на принципе действительной продажи, в ходе которой банк, выдавший кредиты (оригинатор), продает со своего баланса все кредиты компании специального назначения (Special Purpose Vehicle, или SPV).
Возможна также секьюритизация без продажи активов с баланса банков. Отсутствие продажи активов с баланса банков также характерна для выпусков облигаций с покрытием (Covered Bonds), кредитное качество которых определяется не только обеспечением и структурой сделки, но и финансовым положением банка, выдавшего кредиты.
Для приобретения портфеля SPV привлекает финансирование посредством выпуска рейтингованных ценных бумаг, которые приобретают инвесторы. Эмитент обеспеченных ценных бумаг (Asset Backed Securities) должен отвечать весьма жестким требованиям защиты от банкротства и налоговой нейтральности по отношению к операциям, производимым между странами регистрации оригинатора и SPV, а также не быть аффилированным по отношению к оригинатору. В Европе существует несколько юрисдикций, имеющих законодательство по секьюритизации (например, Люксембург и Ирландия), которое обеспечивает выполнение вышеперечисленных требований.
Среди наиболее распространенных типов рефинансируемых портфелей следует выделить ипотечные кредиты физическим лицам, включая субпервичные кредиты. Ноты, выпускаемые в ходе данных сделок, называются ценными бумагами, обеспеченными жилищными ипотечными кредитами (Residential Mortgage Backed Securities, или RMBS).
Наиболее эффективными инструментами управления финансовой устойчивостью, как показал опыт антикризисного регулирования, выступили субординированные кредиты Внешэкономбанка (ВЭБ), однако в настоящее время ресурсная база этого банка сократилась и прием заявок был прекращен. Другим инструментом, обеспечивающим снижение риска, должна была выступить программа, связанная с вхождением государства в капитал банков через облигации федерального займа, но она так и не была запущена.
Одной из основных характеристик российского финансово-кредитного сектора является его зависимость от иностранного капитала. Ресурсы западных финансовых рынков в течение длительного периода являлись более привлекательными (по цене, срокам и объемам) для развития российских банков, чем внутренние источники. Под влиянием глобального финансового кризиса финансовые рынки закрылись, и российские банки оказались без инструмента рефинансирования задолженности. Вследствие регулирования рисков, коллапса национальной банковской системы удалось избежать.
Управление депозитной политикой обеспечило значительный рост вкладов населения и увеличение средств на счетах предприятий, сокращаются темпы просрочки платежей по кредитам, объем просроченных долгов в сентябре 2009 г. впервые с начала кризиса сократился на 4% [2].
Вместе с тем задачи управления финансовой устойчивостью банков сохраняют свою актуальность, поэтому необходимо совершенствовать инструменты и технологии санации банков, чтоб обеспечить их оздоровление и не допустить банкротство кредитных операторов. К отбору претендентов на оздоровление государство стало подходить гораздо избирательнее. Если в 2008 г. решения о санации часто принимались из-за угрозы системного сбоя финансовой сферы, то в настоящее время меры, снижающие риск, будут реализованы в отношении только крупных банков, играющих определяющую роль в социально-экономическом развитии страны или регионов.
РЕАЛИЗАЦИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ,
139
Изменения в механизмах взаимодействия контрагентов на финансовых рынках характеризуются процессами секьюритизации и сетизации, основанными на системе информационно-финансового управления. В среднесрочной перспективе развитие национальной банковской системы сопряжено с рядом проблем, основой которых является недостаток внутренних ресурсов для обеспечения потребностей экономики. Экономический рост, основанный на расширении внутреннего спроса (потребительского и инвестиционного), требовал постоянного увеличения объемов банковского кредитования.
Динамика развития рынка финансовых услуг сегодня определяется не только стоимостью активов и линейкой ликвидных продуктов и инструментов, но и качеством коммуникаций с клиентами, заинтересованными организациями, удовлетворенности клиентов предоставляемыми услугами, отношением к клиентам со стороны служащих финансовых учреждений, степени профессионализма управленческого персонала финансовых организаций, развития программно-информационного обеспечения услуг, маркетинга финансовых услуг [1].
Построение устойчивой национальной финансовой системы, способной противостоять внешним шокам и максимально содействовать поступательному развитию экономики России, потребует усилий правительства и качественного изменения используемых им для этого инструментов.
В рамках управления ликвидностью финансово-кредитных институтов необходимо обеспечить систему мониторинга и трансляции риска, что во многом связано с рефлективностью поведения акторов рынка и реализацией концепции негативных ожиданий. Функциональная система мониторинга и контроллинга рисков финансово-кредитного сектора должна интегрировать в себе информационные массивы. Антикризисные меры, реализованные Правительством России и Банком России, позволили осенью 2008 г. избежать кризиса ликвидности. Вместе с тем ставки кредитования национального промышленного комплекса остаются высокими.
Приток ликвидности при таких ставках предприятиям обеспечить сложно, качественно обслуживать эти долги предприятия не в состоянии, что может вызвать очередной виток невозврата кредитов, выданных на «льготных» условиях. В этом случае российские банки вынуждены будут создавать дополнительные резервы, а также переуступать долги коллекторским агентствам. Следствием этого может стать резкий рост просрочки и падение капиталов банков, а в подобных условиях, когда значительную часть этих кредитов сложно будет рефинансировать.
Следует отметить, что эффективные и слаженные действия Правительства России и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения. Однако Правительство России и Банк России не сумели в условиях кризиса быстро начать финансирование базовых предприятий, определенных Правительством. Это необходимо было делать одновременно с расширением государственного спроса, а именно: со значительным расширением работ, финансируемых по заказу государства в сфере строительства, строительства дорог, созданием инфраструктурных объектов.
В настоящее время необходимо продолжить разработку новых мер поддержки банковской системы и реального сектора экономики. Задача состоит не только в том, чтобы не допустить дальнейшего обострения кризисной ситуации. Для снижения кризисных рисков необходимо создать условия для поступательного развития отечественной банковской системы и принять меры к нейтрализации возможных кризисных явлений в будущем.
Введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, а также другие меры будут способствовать повышению капитализации банковской системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Береговой В.А. Инновации на финансовых рынках в условиях глобализации экономики // Инновации. 2005. № 2. С. 38.
2. Кукол Е. Опасные проценты / Центробанк взял под особый контроль 250 банков // Российская газета — Центральный выпуск. 2009. № 5028 (204). 28 октября. С. 2.
ТЕRRА ECONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)