влияние адаптивных занятии по физическом культуре на здоровье студентов с учетом нозологии
УДК/UDC 796.011.3
Поступила в редакцию 20.05.2021 г.
Кандидат биологических наук, доцент И.И. Шумихина1 Кандидат педагогических наук, доцент Р.Х. Митриченко1
Удмуртский государственный университет, Ижевск
IMPACT OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION ON HEALTH OF STUDENTS FROM VARIOUS NOSOLOGICAL GROUPS
PhD, Associate Professor I.I. Shumikhina1 PhD, Associate Professor R.Kh. Mitrichenko1
1 Udmurt State University, Izhevsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация Abstract
Цель исследования - выявить влияние занятий адаптивной физической культурой на уровень здоровья студентов с учетом нозологии. Методика и организация исследования. В процессе приняли участие студенты с инвалидностью и отнесенные по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. Занятия разрабатывались с учетом заболевания каждого студента, группы формировались с учетом нозологии по 8-10 человек, с инвалидностью - два-три студента при одинаковой выраженности двигательного дефекта и индивидуальные занятия при разных дефектах. В начале и конце учебного года изучался уровень физического здоровья участников с помощью экспресс-оценки уровня физического здоровья по Г.Л. Апанасенко.
Результаты исследования и выводы. В начале учебного года у 41% обследуемых студентов отмечается средний уровень физического здоровья, у 35,9% исследуемых - ниже среднего уровня, у 23,1% испытуемых - низкий уровень. В конце учебного года выявлено, что как у девушек, так и у юношей отмечаются достоверные сдвиги в показателях уровня физического здоровья при р<0,05. Занятия адаптивной физической культурой, построенные с группами студентов с ограниченными возможностями здоровья, с учетом нозологии, способствуют улучшению адаптационно-приспособительных возможностей их организма, повышению физической работоспособности.
Ключевые слова: студенты, адаптивная физическая культура, заболеваемость, уровень физического здоровья.
Objective of the study was to identify the impact of adaptive physical education on the health of students from various nosological groups. Methods and structure of the study. In the postoperative period, the students with disabilities, chronic diseases, and injuries were transferred to the adaptive physical education groups for health reasons. They attended adaptive physical education lessons twice a week, just as the main and preparatory groups. The lessons were disease-driven. The groups were formed of 8-10 students with due regard to their nosology, including 2-3 students with disabilities - with the same degree of the motor defect; students with different defects attended one-on-one training sessions.
The physical loads for corrective purposes - to expand the motor sphere of the disabled students - were designed based on the knowledge of the specifics of functioning of the cardio-respiratory, nervous and locomotor systems. Results and conclusions. Adaptive physical education classes designed for physically disabled students from various nosological groups were proved to facilitate the improvement of their adaptive capabilities and physical working capacity.
Keywords: students, adaptive physical education, morbidity, health level.
Введение. С каждым годом в России наблюдается увеличение числа людей с отклонениями в состоянии здоровья, нуждающихся в специально созданных условиях, для нормального физического, психического и социального развития. Во многих вузах студенты с ограниченными возможностями здоровья освобождены от практических занятий по дисциплине «Физическая культура», а зачет им ставится на основании предоставления медицинских справок, посещения лекций и написания реферата. Однако именно эти студенты нуждаются в физкультурно-спортивной деятельности, способствующей максимальному жизнеобеспечению и самореализации в обществе [2, 3].
Цель исследования - выявить влияние занятий адаптивной физической культурой на уровень здоровья студентов с учетом нозологии.
Методика и организация исследования. Студенты с инвалидностью и студенты с хроническими заболевани-
ями, травмами, в послеоперационном периоде были переведены по состоянию здоровья в группы адаптивной физической культуры и так же, как основная и подготовительная группы, два раза в неделю посещали занятия по адаптивной физической культуре в рамках дисциплины «Физическая культура». Занятия разрабатывались с учетом заболевания каждого студента, группы формировались с учетом нозологии по 8-10 человек, с инвалидностью - два-три студента при одинаковой выраженности двигательного дефекта и индивидуальные занятия при разных дефектах.
Использование физических нагрузок в коррекционных целях, для расширения двигательной сферы студентов-инвалидов строилось на основе знания закономерностей функционирования кардиореспираторной, нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата. В начале и конце учебного года у 32 студентов с ограниченными возможностями здоровья (19 девушек и 13 юношей) и у 137 отнесенных
ш
и
То у
£ а
■а с
га ^
о ш л I-
по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу (108 девушек и 29 юношей) изучался уровень физического здоровья с помощью экспресс-оценки уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко [1], включающей определение весоростового индекса Кетле (ИК), силового индекса (СИ), жизненного индекса (ЖИ), индекса Робинсона (ИР). Также оценивались адаптивные возможности сердечно-сосудистой системы по восстановительному периоду в пробе Мартине (20 приседаний за 30 с).
Результаты исследования и их обсуждение. В результате анализа выявлено, что занятия по адаптивной физической культуре в 2017-2018 годах посещали 155 студентов УдГУ различных институтов, а в 2018-2019 годах - уже 206 человек, что на 41,7 % выше, сравнивая с предыдущим годом. Также отмечается, что как в 2017-2018 учебный год, так и в 2018-2019-й количество студентов, освобожденных от физической культуры и спорта и перешедших в группы адаптивной физической культуры, возрастает от 1 -го к 3-му курсу.
Студенты по нозологическим признакам были разделены на четыре группы. У большинства студентов (37,5 %) выявлены заболевания кардиореспираторной системы, в группу заболеваний опорно-двигательного аппарата вошло 32,9 % студентов, с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и выделительной системы - 15,9 % студентов и заболеваниями нервной системы - 13,7 %. Необходимо отметить, что количество студентов-инвалидов и в 2017-2018 учебный год и в 2018-2019 год составляет 20,5 % от числа посещающих занятия по адаптивной физической культуре.
Для оценки уровня физического здоровья у студентов, переведенных в группы адаптивной физической культуры, в начале и конце семестра применялась методика А. Г. Апанасенко, позволяющая оценить уровень соматического здоровья и определить энергетический биопотенциал каждого студента.
При анализе уровня физического здоровья нами выявлено, что в начале семестра как у девушек, так и у юношей выявлена низкая оценка по индексу Кетле, который характеризует слабое развитие скелетной мускулатуры или избыток веса тела, а также ожирение. По жизненному индексу и у де-
1 курс 2 курс 3 курс
—^—2018-2019 гг. —^—2017-2018 гг.
Рис. 1. Количество студентов, занимающихся в группах адаптивной физической культуры с 1-го по 3-й курс
вушек, и у юношей отмечаются сниженные функциональные возможности дыхательной системы.
Анализ результатов индекса Робинсона показал также у студентов, освобожденных по состоянию здоровья от физической культуры, низкий уровень функционирования сердечно-сосудистой системы, что свидетельствует о нарушении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Результаты силового индекса у данного контингента студентов также оцениваются как низкие, что свидетельствует о низких силовых способностях.
Восстановительный период после 20 приседаний позволяет оценивать резервные возможности сердечно-сосудистой системы, так, у студентов отмечается достаточно длительный период восстановления, что свидетельствует о низком функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы.
При анализе показателей здоровья у студентов, освобожденных от физической культуры и переведенных в группы адаптивной физической культуры, выявлено, что средний уровень физического здоровья отмечается у 41 % студентов, ниже среднего уровня - у 35,9 % исследуемых и низкий уровень - у 23,1 % испытуемых. Высокий уровень физического здоровья и выше среднего не выявлены, это является свидетельством того, что у данной категории студентов сниженные адаптивные возможности здоровья, функциональное состояние организма. Поэтому освобождая таких студентов полностью от занятий физической культурой, мы обрекаем их на развитие серьезных патологий уже в молодом возрасте.
В конце учебного года выявлено, что как у девушек, так и у юношей отмечаются достоверные сдвиги в показателях уровня физического здоровья при р<0,05. Так, выявлен достоверный прирост в показателях индекса Кетле, что говорит о снижении веса тела и риске развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела. Увеличиваются показатели ЖИ и ИР, что свидетельствует о повышении резервных возможностей организма, улучшении функции экономизации и улучшении регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы. Наметилась тенденция к увеличению силы мышц кисти у студентов, силовой индекс незначительно увеличивается, как у юношей, так и у девушек.
Такие небольшие сдвиги могут являться свидетельством недостаточной физической нагрузки на развитие силовых способностей у данной категории студентов, на что необходимо обратить внимание преподавателю и скорректировать физическую нагрузку, дозированно включая упражнения силового характера, упражнения с отягощением. Общая оценка уровня физического здоровья у студентов, переведенных в группы адаптивной физической культуры, улучшилась, выявлено 2 % студентов с уровнем физического здоровья выше среднего, 47,4 % - со средним уровнем, 37,1 % с ниже среднего уровня и у 13,5 % студентов отмечается низкий уровень физического развития (рис. 2).
Вывод. Занятия адаптивной физической культурой, построенные с группами студентов с ограниченными возмож-
Показатели уровня физического здоровья у студентов, посещающих занятия адаптивной физической культуры
Пол Период Индекс Кетле, гм/см Жизненный Индекс, мл/кг Силовой индекс, кг*100% Индекс Робинсона, уд/мин*мм рт. ст./100 Время восстановления, с Оценка уровня здоровья, баллы
3 > Начало семестра 385,6±4,7 43,6±1,2 41,2±0,9 100,4±3,8 106,3 ±4,2 4,8±0,7
Ой ф Конец семестра 350,4± 3,3* 47,2±1,6* 43,7±1,1 92,6±4,7 98,5±3,8* 6,4±0,9
3 о Начало семестра 423,3 ±5,4 41,1±2,1 55,1 ±3,7 108,3± 2,8 124,1 ±3,6 4,4±0,8
Конец семестра 411,82±4,6* 48,5±2,8* 57,3±4,1 92,4±2,9* 112,7±3,2* 8,2±1,2*
- достоверность различий между индексами при р<0,05
72
http://www.teoriya.ru
№12^ 2021 Декабрь | December
Рис. 2. Показатели уровня физического здоровья у студентов, занимающихся в группах адаптивной физической культуры, в начале и конце учебного года
ностями здоровья, с учетом нозологии, способствуют улучшению адаптационно-приспособительных возможностей их организма, повышению физической работоспособности.
Литература
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология [Текст] / Г.Л. Апана-сенко, Л.А. Попова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 243 с
Никитина А.А. Теоретические основы формирования физкультурного тезауруса у студентов: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.А. Никитина. - Калининград, 2006. - 43 с. Шумихина И.И. Влияние адаптивной физической культуры на вегетативную регуляцию у студентов с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / И.И. Шумихина, Е.В. Дюжева, А.А. Бурин [и др.] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2020. - Т. 15. - № 4. - С. 95-100.
References
Apanasenko G.L., Popova L.A. Meditsinskaya valeologiya [Medical valeology]. Rostov n/D.: Feniks publ., 2000. 243 p. Nikitina A.A. Teoreticheskie osnovy formirovaniya fizkulturnogo tezaurusa u studentov [Theoretical foundations of students' physical education thesaurus formation]. Doctoral diss. abstract (Hab.). Kaliningrad, 2006. 43 p. Shumikhina I.I., Dyuzheva E.V., Burin A.A. et al. Vliyanie adaptivnoy fizicheskoy kultury na vegetativnuyu regulyatsiyu u studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Effect of adaptive physical education on autonomic regulation in students with disabilities] [Electronic resource] Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoy kultury i sporta [Pedagogical-psychological and biomedical problems of physical education and sports]. 2020. V. 15. No. 4. pp. 95-100.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
физическая культура и спорт с позиции социальном динамики и статики
Доктор педагогических наук, кандидат философских наук А.А. Передельский1
Доктор социологических наук, профессор И.В. Лескова2 Аспирант Л.Ю. Штольц3
1Российский государственный аграрный университет -МСХА им. К. А. Тимирязева
2Российский государственный социальный университет, Москва
3Мичуринский государственный аграрный университет, Мичуринск
УДМ^С 796.01
Ключевые слова: физическая культура, спорт, антагонизм, преемственность.
Введение. Последовательность и непротиворечивость научной трактовки проблемы исторического становления и современного состояния отношений между физической культурой и спортом требуют ликвидации существующей в зарубежной и отечественной литературе многозначности понимания понятий «физическая культура» и «спорт» [1].
Цель исследования - раскрыть содержание понятий «физическая культура» и «спорт» с позиции социальной динамики и статики.
Результаты исследования и их обсуждение. Физическая культура и спорт являются исторически изменяющимися социальными феноменами, сосуществующими в современной социальной системе, поэтому они должны отражаться как в динамике, так и в статике.
С динамической точки зрения, физическая культура - относительно обособившаяся в историческом процессе часть общечеловеческой культуры, включающая в себя все возможные телесно-двигательные практики, целенаправленные на совершенствование психофизического состояния и возможностей человека как агента социальных отношений [2]. Спорт, с позиций социальной динамики, - это один из социальных институтов физической культуры.
С позиции социальной статики, физическая культура и спорт разведены по разным, хотя и пересекающимся, направлениям социальной политики: учебно-образовательно-
PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN CONTEXT OF SOCIAL DYNAMICS AND STATICS
Dr.Hab., PhD A.A. Peredelsky1
Dr.Sc.Soc., Professor I.V. Leskova2 Postgraduate student L.Y. Stolz3 1Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow 2Russian State Social University, Moscow 3Michurinsk State Agrarian University, Michurinsk
Поступила в редакцию 01.11.2021 г.
му и зрелищно-соревновательному. Целью и назначением физической культуры является всестороннее психофизическое развитие личности, обеспечивающее ей широкий спектр возможных направлений социализации.
Целью и назначением спорта является узко избирательная телесно-двигательная специализация личности, ориентированная на высшие достижения в спортивно-соревновательной практике. Зоной пересечения выступает массовый спорт, в большей степени понимаемый как массовая социально-оздоровительная практика. Соответственно, массовый спорт выступает еще и зоной неопределенного (точнее сказать, многозначного) целевого назначения.
Вывод. Проведенный понятийный анализ динамики и статики существования физической культуры и спорта показывает, что их однозначное метафизическое противопоставление или, наоборот, рассмотрение как единого двухуровневого комплекса не должно рассматриваться. В этой связи проявляется перспективность диалектического исследования данных феноменов, показывающего фазы целостности, противоположности и противоречия в их исторически изменяющихся отношениях.
Литература
1. Передельский А.А. Двуликий Янус. Спорт как социальный феномен: сущность и онтологические основания: монография / А.А Передельский. - М.: Спорт, 2016. - 312 с.
2. Leskova, I.V., Dali, M.R., Barieva, N.Y., Maksimova, E.V., Peredelsky, A.A. Physical education and sports in arab countries: Social aspect // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury 2020 (8), р. 68-70.
Информация для связи с автором: [email protected]