УДК 796.062.4
Логачева Н.А. студент АГАСУ 4 курса факультет «Архитектура, дизайн, реставрация» научный руководитель: Кузнецов И.А., доктор медицинских наук
профессор
кафедра «философии, социологии и лингвистики» АГАСУ
Россия, г. Астрахань ВЛИЕЯНИЕ И РОЛЬ ФИЗЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЗДОРОВЬЕ
СТУДЕНТОВ
Аннотация: Данная статья посвящена определению роли физической культуры в формировании здоровья студентов. Также в статье проанализировано влияние физических упражнений на организм человека и рассмотрена необходимость физического воспитания среди студентов.
Ключевые слова: физическая культура; укрепление здоровья; здоровый образ жизни; физические нагрузки; студенты; активный образ жизни.
Logacheva N.A. student Agasu 4 course Faculty of Architecture, Design, Restoration
Russia, Astrakhan Scientific adviser: Kuznetsov I.A. Doctor of Medical Sciences professor of the department "Philosophy, sociology and linguistics" AGASU
Russia Astrakhan
INFLUENCE AND THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE ON THE
HEALTH OF STUDENTS
Abstract: This article is devoted to the definition of the role ofphysical culture in the formation of students ' health. The article also analyzes the impact of exercise on the human body and considers the need for physical education among students.
Key words: physical culture; health promotion; healthy lifestyle; physical activity; students; active lifestyle.
Введение: Физическая культура - это важнейшее направление в жизни студентов. занятие физической культурой и спортом всегда оказывали благоприятное воздействие на здоровье человека. Учеными доказано что физические нагрузки не только делают спортивным и красивым наше тело, но и снижают уровень стресса приводя в норму психологические функции организма.
Актуальность: В наше время физическое воспитание студентов приобретает особое значение. Многие не могут представить свою жизнь без занятий физической культурой и спортом. Но все же большинство студентов предпочитают со стороны наблюдать за спортивными соревнованиями, не желая лично принимать в них участие или хотя бы делать утреннюю зарядку.
Многие не понимают значение физической культуры для их здоровья не только физического, но и психологического.
Целью данной статьи является: Провести оценку значения физической культуры в жизни студентов.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1. Выявить роль физической культуры в жизни студентов;
2. Отметить роль физической культуры в программе обучения высших учебных заведений. (обусловить необходимость физического воспитания студентов;
3. Проанализировать причины негативного отношения студентов к занятиям физической культурой и найти пути решения данной проблемы.
4. Подобрать и проанализировать научно - методическую литературу по данному вопросу.
Научная новизна: Занятие физической культурой - один из важнейших направлений в жизни молодых людей. Это органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область. Современные исследования показывает, что образ жизни большей части студентов является малоподвижным, в виду периодических занятий физической культурой. Следовательно, все неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни, касающиеся растущего и развивающегося организма, могут неблагоприятно сказаться на его физическом, умственном и половом развитии и в целом на здоровье. Следовательно, отсутствие систематических занятий физической культурой студентов стоит достаточно остро, поэтому вопрос о значении и роли здорового образа жизни является актуальным. Физическая культура активно воздействует на жизненно важные стороны молодого организма. Ряд исследований показывает, что студенты, в жизни которых отсутствует любого рода двигательная активность, становятся вялыми, менее активными и творческими, быстрее устают, у них ухудшается успеваемость, снижается внимательность и умственная работоспособность. Поэтому для студента очень важно заниматься физической культурой с целью общего укрепления организма, а также для профилактики гиподинамии. Физическая культура в своей основе имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать нужные физические способности для улучшения состояние здоровья, ведь здоровье - бесценный дар не только каждого человека, но и всего общества.
Хотелось бы отметить немаловажность роли физической культуры в программе обучения высших учебных заведений. Физическая культура в программе обучения студентов проявляет себя в трех основополагающих направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отображает направленность личности «на себя», что обусловлено ее общественным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому продвижению и самосовершенствованию. Во -вторых, физическая культура является базой самодеятельного, инициативного
самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании методов физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В - третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, профессиональной и общественной деятельности, т.е. «на других». Обычно те студенты, которые занимаются физкультурой и спортом, отличаются лидерскими качествами, коммуникабельностью трудолюбием, и общительностью. Такие студенты более активно проявляют себя в процессе обучения они более стрессоустойчевы, легче переносят определенный режим дня, более уверенны, а главное у таких студентов более повышен уровень здоровья. Все вышесказанное в совокупности, определяет значимость физической культуры в программе высших учебных заведениях и определяет необходимость популяризации физической культуры среди студентов.
Одним из главных моментов в процессе развития положительного отношения к занятиям физической культурой у студентов, является понимание и осознание личностью необходимости данных занятий. Поэтому не спроста в наши дни особую тревогу вызывает негативное отношение студентов к занятиям физической культурой, нежелание посещать занятия и частые прогулы. При анализе осознанной направленности личности к занятиям физической культурой, можно сказать, что негативное к ним отношение наблюдается именно в период студенчества. По результатам опроса студентов (45 человек) высших учебных заведений проведенным Российским государственным профессиональным педагогическим университетом и Уральским федеральным университетом, об их отношении к занятиям физической культурой, были получены следующее результаты:
На вопрос «Как Вы относитесь к занятиям физической культурой в университете?» больше всего студентов выбрали вариант «Нейтрально» (32,5%). Вариант «Негативно» выбрали 25% опрошенных; 22,5% не посещают занятия по причине освобождения и лишь 20% выбрали вариант «Положительно».
Основной причиной не положительного отношения студентов к занятиям физической культурой, а именно такой вопрос был задан студентам, которые выбрали варианты «Негативно» и «Нейтрально». На данный вопрос можно было выбрать несколько ответов. Больше всего опрошенных ответили, что после других занятий у них не остается сил на занятия физической культурой (37,9%), а 34,5% студентов выбрали вариант «Лень». Достаточно много обучающихся ответили, что считают занятия бесполезными и скучными или у них есть другие, более важные дела. Следующий вопрос звучал так: «Что Вам приносят занятия физической культурой?». Ответы оказались следующими:
• «Ничего» - 28,2%; «Только усталость» - 23,1%; «Положительные эмоции» - 20,5%; «Энергию» - 17,9%; «Здоровье» - 10,3%
После всех выше указанных вопросов, для того, чтобы найти пути
решения проблемы негативного отношения студентов к данным занятиям, был задан последний вопрос: «Чего Вам не хватает на занятиях физической культурой?». Под данным вопросом можно было так же выбрать несколько вариантов ответов. На выше указанный вопрос большинство опрошенных ответили следующее: «Комфорта во время занятий (зимой и в плохую погоду заниматься в зале, а не на улице)» (61,5%).
Поэтому проанализировав полученные ответы, можно сделать следующие выводы и установить пути решения проблемы негативного отношения большей части студентов к занятиям физической культурой:
1. Без формирования интереса, мотивации к занятиям физической активностью, а также целенаправленности в данном виде деятельности невозможно ожидать положительного отношения большинства обучающихся к данному виду деятельности.
2. Повысить эффективность и посещаемость занятий физической культурой возможно, если активно учитывать интересы к тому или иному виду спорта или другой физической активности (фитнес, аэробика).
3. Необходим индивидуальный подход к студентам во время занятий физической культурой. Например, студенты, не занимающиеся физической культурой дополнительно или имеющие лишний вес, не могут заниматься и выполнять нормативы на уровне с другими студентами. Из -за этого интерес к физической культуре у таких студентов может пропасть, и желание ходить на занятия у них не возникнет. Необходимо давать выбор и учитывать желания и возможности обучающихся.
4. Распределение учебных часов должно учитывать наличие занятий по физической культуре в тот или иной учебный день. Так, в те дни, когда проводятся эти занятия, рекомендуется сократить количество часов по другим предметам в целях сохранения энергии и сил у студентов.
5. Необходимо учитывать погодные условия и проводить занятия в зале в плохую погоду.
Таким образом, применение не только традиционных методов во время занятий физической культурой в вузе является более целесообразным. Традиционные методы не могут учитывать индивидуальные способности и желания студентов. Необходимо усиливать интерес обучающихся, побуждать их к физической активности и учитывать их мнения при планировании занятий. Необходимо вызывать у обучающихся уверенность в своих способностях, помогать им в становлении правильной самооценки и побуждать к самоконтролю и самовоспитанию. Именно для этого повышение мотивации к занятиям физической культурой и улучшение условий данных занятий так необходимо.
Заключение.
Следовательно, можно сделать вывод, что физическая культура играет огромную роль в укреплении здоровья людей, в частности студентов. Регулярное и умеренное выполнение физических упражнений действительно благотворно влияет на функционирование нашего организма. Низкая
физическая активность определённо ведёт к ухудшению состояния здоровья, развитию различных заболеваний и сокращению продолжительности жизни. Студенты должны четко понимать и осознавать важность дисциплины «Физическая культура». Для этого образовательные учреждения должны разрабатывать новые методики и проводить мероприятия, чтобы мотивировать студентов к регулярному выполнению физических упражнений и повышению физической активности.
Использованные источники:
1. Горелов А.А. К вопросу об использовании самостоятельной физической тренировки в образовательном пространстве современного вуза / А.А. Горелов, В.Л. Кондаков, А.Н.
2. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Советский спорт, 1996. 176 с. 2. Евсеев Ю. И. Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 384 с.