Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии соматического здоровья и физической реабилитации студентов педагогического профиля в современных условиях'

К вопросу о состоянии соматического здоровья и физической реабилитации студентов педагогического профиля в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / PHYSICAL REHABILITATION / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTHY LIFESTYLE / ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ / HEALTH OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Собянина Галина Николаевна

В работе проанализированы представления студентов 1-3 курсов института педагогики, психологии и инклюзивного образования о здоровом образе жизни, физической культуре, а также изучен уровень их физического развития. Исследование показало, что отстают в физическом развитии 81,8% студентов первого курса, 78,8% студентов второго курса, 59,4% студентов третьего курса. Физическая культура и спорт, являющиеся важнейшими компонентами развития личности, занимают в образе жизни студентов весьма малое место. В статье охарактеризованы этапы тренированности организма студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шувалова Ирина Николаевна, Собянина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concerning the state of physical health and physical rehabilitation of students of pedagogical department in modern conditions

Ideas about healthy lifestyles and physical education of 1-3 grade students of Institute of Education, Psychology and Inclusive education were analyzed in this report, as well as their level of physical development was studied. The study shows the following percentage of students lagging behind physical development: 81.8% first-year students, 78.8% second year students, 59.4% third year students. Physical culture and sport, which are essential components of personal development, takes in the students' lifestyle a very small part. The report describes the stages of fitness of students' organism that are regularly engaged in physical culture and sports.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии соматического здоровья и физической реабилитации студентов педагогического профиля в современных условиях»

15. Таранов С. В. Онтологические измерения гуманитарной экспертизы // Знание. Понимание. Умение. - № 4. - 2006. - С. 212213.

16. Туровский М. Б. Предмет философии / М. Б Туровский, С. В. Туровская // Философия науки. - 1991. - № 5. - С. 44-59.

И. Н. Шувалова, Г. Н. Собянина

УДК 371

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С храна здоровья студенческой молодёжи является одной из наиболее актуальных задач общества, поскольку в современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности эта группа населения испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды и не всегда может адаптироваться к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким умственным нагрузкам [6].

Поступив в высшее учебное заведение, студенты сталкиваются с необходимостью адаптации к новым условиям обучения, режима дня, питания, проживания и общения с окружающими. Условия обучения, высокая суммарная учебная нагрузка, большой объём, новизна и сложность материала, которым должен овладеть студент, предъявляют к организму повышенные требования. Посто-

янная интенсификация труда студентов, широкое внедрение новых технических средств в учебный процесс являются негативными факторами, провоцирующими возникновение психосоматических заболеваний.

В этой связи у студенческой молодёжи важно сформировать здоровьесохраняющее поведение для реализации себя в современных социальных условиях. В настоящее время всё чаще возникает вопрос, как восстановить физическое состояние студентов после тяжёлого учебного дня.

Как известно, огромным потенциалом обладают физическая культура, спорт, двигательная рекреация, являющиеся важнейшим условием в укреплении и сохранении здоровья. Сегодня необходимы новые, нестандартные подходы в решении проблемы сохранения здоровья студенческой молодёжи. Крайне необходимо разрабатывать и внедрять в учебный процесс высших учебных заведений адаптированные программы реабилитации, включающие в себя различные средства и методы коррекции психосоматического здоровья. Однако прежде чем внедрять инновационные технологии, очень важно провести мониторинг, комплексную оценку физиологического статуса индивида.

Целью работы явилось изучение уровня соматического здоровья и психологической самооценки студентов Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ «Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского». В задачи исследования входило определение уровня соматического здоровья, физического развития организма студентов; выявление психологического отношения к своему здоровью и определение поведенческих рисков для здоровья студенческой молодёжи; охарактеризовать этапы тренированности организма студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

В рамках исследования был проведён анализ социально-гигиенической характеристики условий и образа жизни студентов, обучающихся в Гуманитарно-педагогической академии ФГАОУ «Крымского федерального

университета имени В. И. Вернадского». Опрос проводился среди студентов педагогического профиля с 1-го по 3-ий курсы. Общая выборка составила 254 человека. Исследование физического развития студентов осуществляли с помощью соматоскопических, антропометрических методов. В качестве исследуемых показателей изучали длину и массу тела, динамометрию. На основе полученных показателей рассчитывали ряд индексов, позволяющих проводить сравнительную оценку уровня физического здоровья. Исследование функции системы внешнего дыхания проводили с помощью спирометрического метода. В качестве исследуемого показателя механики дыхания использовали жизненную ёмкость легких. Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью компьютерной программы БТЛШТГСЛ у.6.0

Общеизвестно, что от системы ценностных ориентаций, сформировавшихся образов, воспринятых знаний, от модели поведения индивида в значительной мере зависит сохранность и развитие здоровья. Необходимо отметить, что ориентация на здоровый образ жизни у подавляющего большинства обследованных студентов носит абстрактный характер и не подкрепляется практическими действиями. В ходе проведения исследования было выявлено, что режим дня большинства студентов крайне нерационален. Так, 29,5±1,9% спят менее 6 часов в сутки, а каждый четвёртый, к тому же, страдает расстройствами сна. Каждый десятый студент практически не бывает на свежем воздухе, а для 66,7±1,9% прогулки заменяет дорога до учебного заведения и обратно.

Необходимо отметить также, что режим питания обследованного контингента студентов далёк от здорового. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что культура питания студентов находится на крайне низком уровне. В ходе исследования было выявлено, что половина студенческой молодёжи (46±2%) признают, что питаются нерегулярно, при этом горячую пищу употре-

бляют не более одного раза в сутки (55±2%), а 15±1,5% вообще не едят жидкую пищу. При этом в студенческом рационе преобладают мучная (39,4±2%) и жирная еда (33,2±1,9%).

В ходе исследования было выявлено, что, несмотря на высокий уровень информированности студентов о последствиях употребления алкоголя и табака, распространённость вредных привычек в молодёжной среде не только не уменьшается, но и имеет тенденцию к увеличению, нанося при этом непоправимый вред их здоровью. К сожалению, вынуждены отметить, что среди участников исследования только лишь 20±1,6% не употребляют алкогольные напитки, тогда как превалирующее большинство регулярно употребляют спиртные напитки. Наиболее популярным напитком среди учащейся молодёжи является пиво - ему отдают предпочтение 72,8±2,6% опрошенных студентов. На втором месте стоят - различные «энергетические коктейли» (57,3±2,9%). Не лучшая ситуация в студенческой среде складывается с такой вредной привычкой, как курение. На момент опроса этому подвержен каждый четвертый опрошенный (24,1±2,7%), 58,2±3,5% курили ранее, но бросили, либо пытаются это сделать. Основной причиной курения у студентов явилось стандартное оправдание «за компанию» (50±2,9%), на второе место ставят стрессовые ситуации (32,1±2,7%).

Обращает на себя внимание также низкий уровень медицинской активности современного студенчества, являющейся важнейшей чертой образа жизни, характеризующей отношение человека к своему здоровью. С профилактической целью в амбулаторию обращается только 12,7% студентов, остальные же - только при наличии заболевания. При этом, даже заболев, сразу обращается к врачу только 45±2% опрошенных, остальные предпочитают сначала воспользоваться советами знакомых и родственников и подлечиться «народными средствами», а 30±1,9% студентов признают, что не предпринимают все необходимые меры для укрепления своего здоровья и поддержания его на должном

уровне. В общей структуре ценностей студентов здоровье занимает четвёртую позицию. На первом месте оказалась семья и семейные ценности, на втором - работа, приносящая удовлетворение, на третьем - образование.

Для определения компетенции студентов в области здоровья, собственного физического развития, им предлагались вопросы об их весоростовом показателе, частоте пульса, АД, ЖЁЛ, показателях динамометрии, времени восстановления пульса после нагрузки и др. При опросе только 0,8% студентов назвали все свои параметры физического развития; 94,7% не знали что такое ЖЁЛ, спирометрия, динамометрия; многим студентам проводились эти исследования впервые в жизни; 83,7% знали свой рост и вес, а 16,3% -знали только один из росто-весовых показателей.

Исследование физического развития студенческой молодёжи осуществляли с помощью соматоскопических, антропометрических методов. В ходе исследования было выявлено, что преобладающее количество студентов имеют астенический тип телосложения: у студентов первого курса это наблюдалось в 59,9% случаев, у студентов второго курса - в 52,0%, у студентов третьего курса - у 26,6%. Исследования показали, что процессам ретардации подвержены 81,8% студентов первого курса, 78,8% - студентов второго курса, 59,4% - студентов третьего курса. Такая реакция организма объясняется функциональной задержкой физического развития студентов, связанной с нейроэндо-кринной дискоординацией организма.

При расчёте весо-ростового индекса было выявлено, что 86,2% студентов института имеют дефицит веса (индекс Кетле < 20), соответственно: студенты первого курса с дефицитом веса составляют 95,6%, второго курса - 81,3%, третьего курса - 71,9%. При этом выраженный дефицит веса исследуемых отмечается в основном за счёт снижения мышечной массы тела. Необходимо отметить также, что в процессе обучения в вузе, от курса к курсу, отмечается увеличение массы

тела, но как показало исследование, это в основном происходит не за счёт увеличения мышечной массы тела, а за счёт жировых отложений.

Полученные в ходе обследования показатели динамометрии также свидетельствуют об уменьшении и ослаблении силы мышц. Крайне низкие результаты (менее 10 кг) были получены у студентов первого курса в 16,1% случаев, у студентов второго курса были зарегистрированы на уровне 11,6%, среди обучающихся третьего курса в - 5,5% случаев. Ниже среднего показатели динамометрии выявлены у 66,2% студентов первого курса, у 66,7% студентов второго курса и у 74,5% студентов третьего курса.

К сожалению, не достаточно высокими были получены результаты исследования оценки жизненной ёмкости легких (ЖЁЛ). По данным спирометрии, ЖЁЛ до 2000 мл была выявлена у студентов первого курса - 11,5%, у второго - 14,5%, третьего - 9,1%. Средние показатели ЖЁЛ продемонстрировали: 66,9% - студенты первого курса, 63,8% - студенты второго курса, 70,9% - студенты третьего курса. Полученные данные свидетельствуют о снижении ЖЁЛ за счёт выключения из акта дыхания диафрагмы и снижения экскурсии грудной клетки. При таких условиях дыхания весь организм и, в первую очередь, кора головного мозга испытывают постоянное состояние гипоксии, приводящей к снижению работоспособности, утомляемости, вялости, сонливости, заторможенности.

С целью определения адаптированности к физической нагрузке студентам было предложено выполнить стандартную нагрузку -20 приседаний. Реакция на нагрузку оценивалась по динамике частоты сердечных сокращений в ответ на нагрузку и времени восстановления пульса после выполнения нагрузки. В норме, при хорошей физической подготовке, время восстановления пульса составляет 30 секунд.

Результаты теста продемонстрировали полную детренированность студентов и низкий уровень их физической подготовлен-

ности. Соответствие полученных показателей возрастным нормам были зарегистрированы лишь у 21,6% студентов. Тогда как у 78,4% студентов в ходе выполнения теста отмечались одышка, тахикардия, утомляемость, выявлялась экстрасистолия, диагностированы случаи повышения артериального давления, случаи замедления восстановления пульса после выполнения нагрузки до 3-5-8-12 минут. Как показало исследование, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы обследованных студентов характеризуются как высокие - 5,3%; средние -16,3%; низкие - 71,0%; очень низкие - 7,4%. Данный тест наглядно продемонстрировал, что гиподинамия и гипокинезия провоцируют снижение уровня здоровья. В ходе исследования была выявлена обратно пропорциональная зависимость между двигательной активностью студентов и временем обучения их в высшем учебном заведении. Тем самым, выявленную невысокую регулярность занятий спортом, снижающуюся по мере продвижения от курса к курсу, можно отнести к числу явных факторов риска, связанных с поведенческими стратегиями студенческой молодёжи. Как ни печально, но приходится констатировать, что физической культурой и (или) спортом систематически занимаются лишь 11,5±1,9% студентов, тогда как у превалирующего большинства студентов (64,5±1,8%) утренняя зарядка отсутствует как таковая.

По данным опроса, не занимаются спортом студенты: первого курса - 63,9%, второго курса - 64,0%, третьего курса - 63,6%. Занимаются физической культурой 6 часов в неделю: 24,6% - студенты первого курса; 25,0% -студенты второго курса; и 25,5% - студенты третьего курса. Регулярно занимаются спортом, имеют спортивные разряды 10-11% студентов, это, как правило, студенты, которым привита любовь к спорту в школе, семье, и в процессе обучения в вузе, они продолжают заниматься физической культурой. К сожалению, приходится констатировать, что большинство студентов - 78,4% - не готовы и по своей ментальности не занимаются регуляр-

ными занятиями физической культурой. Как видно, физическая культура и спорт, являющиеся важнейшими компонентами развития личности, занимают в их образе жизни весьма малое место.

Как показало исследование и опрос, для студентов важным социальным фактором, формирующим желание заниматься физической активностью, является: организация спортивно-массовых мероприятий (спартакиада, соревнования по видам спорта); создание условий для тренировочного процесса (секции по видам спорта, тренажёрный зал, спортивная площадка).

Как известно, выносливость, сила, быстрота, высокий уровень функциональной подготовленности организма, его работоспособность могут быть приобретены только путём использования эффекта целенаправленного, организационного процесса адаптации организма студента к физическим нагрузкам определённого содержания, объёма и оптимальной интенсивности.

Занятия физической культурой оказывают положительное влияние на студентов всех курсов, очень важно, чтобы они занимались с заинтересованностью, необходимо обеспечить высокую мотивацию занятий. При построении программ тренировочного процесса нужно подходить индивидуально, необходимо знать не только физическое состояние студента, но и его потребности, чтобы тренировочный процесс им был интересен. Практика показывает, что весьма интересны современному студенту занятия йогой, танцданс, боди-флекс, бодибилдинг, пилатес, аэробика, северная (нордическая) ходьба. Ведущим фактором успешности физического воспитания и спортивной подготовки является специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний.

Для контроля уровня тренированности организма студентов необходимо базироваться на показатели работы сердечно-сосудистой системы. Динамику показателей функционального состояния сердечно-сосудистой системы в процессе тренировок можно разделить на четыре последовательные фазы: 1 фаза - начальная; 2 фаза - прогрессирующего улучшения; 3 фаза - стабилизации; 4 фаза -улучшения.

В начальной фазе эффект тренированности будет заметен лишь к 5-7 неделе от начала занятий. Яркими характеристиками этого периода будут выступать уменьшение частоты сердечных сокращений в покое, число ЧСС в покое, улучшение наполнения пульса; сокращение времени восстановления исходного значения ЧСС после физической нагрузки. Кроме того, под воздействием двигательной активности возрастает уровень тренирующий частоты сердечных сокращений, при этом утомляемость наступает через более продолжительный период тренировки.

2 фаза прогрессирующего улучшения длится от 7 до 9 недель. В этот период под воздействием постепенно увеличивающейся нагрузки частота сердечных сокращений достигает уровня 130-150 уд./мин, причём продолжительность занятий уже составляет 40-60 минут.

3 фаза - фаза стабилизации, достигается после 9 недель занятий. На этом этапе стабилизируется работа сердечно-сосудистой и дыхательной системы, увеличивается не только интенсивность, но и продолжительность занятий. В этот период рекомендуется включать более энергичные упражнения аэробного характера (ходьба, плавание, восхождение в горы). Такая физическая нагрузка легко дифференцируется в соответствии с предпочтениями и интересами занимающихся. В 4 фазе - фаза улучшения, нормализуется работа не только сердечно-сосудистой системы, но и нервной, и дыхательной систем. Установлено, что при физической активности различной интенсивности в пределах тренировочных нагрузок, положительный эф-

фект возрастает пропорционально физической нагрузке.

Таким образом, привлечение возможно большего числа студентов к регулярным занятиям физической культурой, спортом и туризмом, привлечение их к активному участию в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях должны являться приоритетными задачами педагогического коллектива высшего учебного заведения. Проходя регулярные обследования, каждый студент имеет возможность получить информацию об изменениях функционального состояния своего организма. Когда студент видит конкретные результаты роста своих физических возможностей, отмечает увеличение динамической выносливости организма; у него изменяется мотивация к занятиям физическими упражнениями - большинство респондентов начинают осознавать значение систематических занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Современный студент начинает понимать, что физическая активность не только играет существенную роль в укреплении здоровья, но и устраняет стрессовые явления и негативные последствия, возникающие вследствие физического и психического перенапряжения у студентов в учебе и современных условиях жизни.

АННОТАЦИЯ

В работе проанализированы представления студентов 1-3 курсов института педагогики, психологии и инклюзивного образования о здоровом образе жизни, физической культуре, а также изучен уровень их физического развития. Исследование показало, что отстают в физическом развитии 81,8% студентов первого курса, 78,8% студентов второго курса, 59,4% студентов третьего курса. Физическая культура и спорт, являющиеся важнейшими компонентами развития личности, занимают в образе жизни студентов весьма малое место. В статье охарактеризованы этапы тренированности организма студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

Ключевые слова: физическая реабилитация, физическое развитие, здоровый образ жизни, здоровье студентов.

SUMMARY

Ideas about healthy lifestyles and physical education of 1-3 grade students of Institute of Education, Psychology and Inclusive education were analyzed in this report, as well as their level of physical development was studied. The study shows the following percentage of students lagging behind physical development: 81.8% first-year students, 78.8% second year students, 59.4% third year students. Physical culture and sport, which are essential components of personal development, takes in the students' lifestyle a very small part. The report describes the stages of fitness of students' organism that are regularly engaged in physical culture and sports.

Key words: physical rehabilitation, physical development, healthy lifestyle, health of students.

ЛИТЕРАТУРА

1. Моделирование процесса обучения здоровому образу жизни: Материалы к конференции / авт.-сост. Н. П. Абаскалова. -Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2003. -286 с.

2. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М: ВЛАДОС, 2002. - 345 с.

3. Павлова М. А., Колисник И. И. Мониторинг эффективности программы «Основы здорового образа жизни»: материалы конференции. - Саратов, 2004. - 198 с.

4. Паначев В. Д. Формирование здорового образа жизни студентов Пермского края. Изд-во Пермского нац. иссл. полит. ун-та, 2014. - 108 с.

5. Уфимцева Л. П., Окладникова Т. Н Содержание психокоррекционной работы с соматически ослабленными школьниками // Вестник психо-социальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1996. - № 2 -С. 30-40.

6. Щепин О. П., Овчаров В. К., Староду-бов В. И. и др. Основные направления государственного регулирования развития здравоохранения Российской Федерации на 2000-

2010 гг. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - М., 2000. - № 3 - С. 3-11.

(щ)

В. А. Вишневский

УДК 37.018.1:37.034:172.4(470-13)

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ЭТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ КАК КЛЮЧЕВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕСТВА КРЫМА

овременность - особый этап в восприятии ценностей и понимания смысла бытия человека. С одной стороны, нынешняя эпоха несёт нам новые перспективы и творческое вдохновение, а с другой - бросает резкий вызов человечеству. Анализируя события, которые оставил после себя ХХ век, можно сделать два основных вывода: во-первых, был реализован глобальный скачок в развитии технологий, средств информации и связи. В то же время, в прошлом веке, в военных конфликтах погибло не меньше людей, чем за всю предыдущую историю цивилизованного человечества.

Развитие современного общества отмечается ростом динамики социальных процессов, сложностью решаемых социумом задач, а постоянное обострение глобальных проблем человечества в свою очередь заставляет ведущих учёных, педагогов, социологов, философов и историков всё чаще обращаться к культурным проблемам, которые достаточно часто для своего решения требуют исторических ретроспекций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.