Басовская Е.Н.
Москва
ВЛАСТЬ ЯЗЫКА:
ВОЗМОЖНОСТИ И ОПАСНОСТИ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
(Программа спецкурса для специальности «Журналистика») ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь по природе своей имеет воздействующий характер. Среди ее функций - множество видов воздействия на адресата, от прямого побуждения к тем или иным поступкам до изменения или уточнения картины мира, существующей в сознании реципиента. Особую значимость проблема власти языка приобрела в современном информационном обществе, где человек огромное количество времени проводит в «силовом поле» средств массовой информации, рекламы и Интернета.
СМИ играют роль основных каналов воздействия на массовую аудиторию со стороны политиков и промышленно-торговых корпораций. Поэтому весьма существенно, чтобы журналисты сознавали значимость собственного речевого поведения, чувст-
вовали ответственность за написанное или произнесенное слово.
Кроме того, работники средств массовой информации, как и все остальные, постоянно являются объектами речевого воздействия. Одна из актуальных для современного человека задач
- не стать жертвой манипуляций, не поддаться магии умело построенной речи, намеренно искажающей образ реальности. С этой точки зрения также исключительно важно понимание механизмов словесного воздействия и готовность к «интеллектуальной самообороне».
В соответствии с данными положениями, подтверждающими актуальность рассматриваемой проблематики, разработана программа спецкурса «Власть языка: возможности и опасности речевого воздействия», который читается для студентов 3-4 курсов факультета журналистики Института массмедиа РГГУ (специальность «Журналистика»).
Спецкурс базируется на знаниях, полученных слушателями в процессе изучения таких дисциплин, как современный русский язык, стилистика и литературное редактирование, а также история мировых цивилизаций, история России, история русской литературы, история русской журналистики, философия.
Предмет курса - язык как средство воздействия на адресата; принципы эффективного речевого поведения; технология защиты от словесных манипуляций.
Цель курса - повысить языковую компетенцию слушателей, эффективность речевого поведения; подготовить учащихся к критическому восприятию воздействующих высказываний.
Задачи курса: 1) дать студентам представление о выполняемой человеческим языком функции воздействия; 2) ввести слушателей в круг философских и лингвистических идей, касающихся влияния языка на сознание; 3) рассмотреть механизмы воздействия адресанта на адресата в процессе вербальной коммуникации; 4) представить основные виды коммуникативных барьеров и проанализировать пути их преодоления; 5) охарактеризовать манипулятивное воздействие и дать рекомендации по защите от словесных манипуляций; 6) познакомить аудиторию с понятием языковой политики; продемонстрировать на историческом материале высокую эффективность такого инструмента идеологического воздействия, как печатное и звучащее слово; 7) изучить феномен «советского новояза» и показать его рудименты в русском языке начала ХХ1 в.; 8) выявить важней-
шие особенности современной политической речи; 9) определить специфику языка рекламы как средства воздействия на сознание и поведение реципиента; 10) отработать навыки критического восприятия политического и рекламного текста.
По завершении спецкурса студенты должны: 1) владеть рядом теоретических понятий, таких как «функция воздействия», «коммуникативный барьер», «лингвистическая прагматика»,
«манипуляция», «речевой акт», «импликатура»; «пресуппозиция», «языковая политика», «новояз»; «прецедентный феномен»; 2) знать особенности политической и рекламной речи; 3) быть знакомыми с историей формирования и развития «советского новояза» и уметь обнаруживать его следы в современной речи; 4) получить представление о языковой политике ряда стран мира; изучить законодательную базу языковой политики Российской Федерации; 5) иметь навыки эффективного речевого поведения с учетом фактора адресата; 6) владеть приемами защиты от словесных манипуляций.
Основная часть занятий проводится в форме лекций. Кроме того, слушатели готовят сообщения, посвященные частным вопросам курса. На практических занятиях студенты под руководством преподавателя анализируют фрагменты из литературных произведений, политические и рекламные тексты. Помимо устных сообщений и участия в работе с текстами, формой контроля знаний студентов становится стартовое, промежуточное и итоговое тестирование.
На первом занятии проводится анкетирование (ассоциативный психолингвистический эксперимент), выявляющее устойчивые ассоциативно-вербальные связи, свойственные слушателям. Эти данные используются в дальнейшем при изучении таких вопросов, как коммуникативные барьеры и «прецедентные феномены».
Спецкурс апробирован на факультете журналистики Института массмедиа РГГУ во втором семестре 2003/2004 и 2004/2005 учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Язык как средство воздействия.
Тема 1. Язык и мышление. Язык как вторая сигнальная система человека. Функции языка по отношению к сознанию. Сознание и мышление. Взаимосвязь языка и абстрактного мышления.
Тема 2. Язык и познание. Языковая картина мира и когни-
тивная функция языка. «Библиотека текстов» и «библиотека значений» (по В.Б. Касевичу). Понятие ассоциативно-
вербальной сети. Гипотеза «лингвистической относительности».
Тема 3. Лингвистическая прагматика. «Трехмерное пространство языка» (по Ю.С. Степанову): семантика, синтактика, прагматика. Прагматика - наука о функционировании знаков в речи. Прагматические компоненты высказывания. Дейксис. Понятие пресуппозиции. Прагматическая установка текста. Коммуникативные цели. Прямые и косвенные высказывания. Прагматические основы восприятия. Теория речевых актов. Понятие перформатива.
Тема 4. Речевое воздействие. Речевое воздействие как регулирование поведения адресата и изменение свойственной ему картины мира. Формы речевого воздействия: убеждение и внушение. Речевые стратегии и тактики. Формы речевой агрессии. Понятие манипуляции как воздействия, не сознаваемого адресатом. Лингвистические предпосылки манипуляции: неясность значений, многозначность, историческая изменчивость семантики слова.
Критерии успешности речевого воздействия. Лингвокульту-рология. Прецедентные феномены (по В.В. Красных): прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация, прецедентный текст. Коммуникативные барьеры. Понятие коммуникативной неудачи.
Раздел 2. Язык и власть.
Тема 1. Язык - инструмент власти. Речь как пропагандистское средство. Оценочный компонент номинации. Идеологический характер оппозиций «мы - они», «свой - чужой». Вербальная агрессия. Механизм создания политических ярлыков. Словесные клише с «пустым денотатом». Понятие мифологемы.
Тема 2. Общие принципы языковой политики. Языковая политика - теория и практика государственного решения языковых вопросов. Составляющие языковой политики (по Н.Б. Меч-ковской): национально-языковая политика, формирование, соблюдение, сохранение языковой нормы, языковая цензура, реформы языка, создание письменностей, создание терминологий и др. Теоретические, юридические, административные, экономические основы языковой политики. Унитарные и сегрегационные принципы языковой политики. Понятия «национальный язык», «титульный язык», «официальный язык», «государственный язык».
Языковая политика различных стран мира.
Тема 3. Языковая политика в России ХХ - начала ХХ1 в.
Языковая ситуация в предреволюционной России. Национальноязыковые принципы большевиков. Реформа русской орфографии 1918 г. Отказ от государственного языка. Создание письменностей в 1920-х гг. Несоответствие декларированных принципов социально-политической практике. Тотальная русификация 1930-60-х гг.
Языковые процессы периода «перестройки» и распада СССР. Закон «О языках народов РСФСР» 1991 г. Языковые вопросы в Конституции РФ. Закон «О государственном языке Российской Федерации» 2005 г. Актуальные проблемы языковой политики России.
Тема 3. Тоталитарный дискурс. Феномен «советского новояза». Признаки «новояза» на различных уровнях русского языка советского периода: десемантизация, изменение и усиление оценочности, возникновение штампов, гиперболизм, эвфе-мизация, экспансия грамматического пассива и безличных конструкций и др. Языковая оппозиция. Проблема «чистого языка».
Языковые явления «перестройки» 1980-90-х гг.: индивидуализация речи, размывание стилистических границ, разрушение табу, обыгрывание старых штампов. Эволюция русского языка в постсоветскую эпоху.
Тема 4. Средства речевого воздействия в современной массовой коммуникации. Политическая риторика начала ХХ1 в. Новые мифологемы эпохи глобализации и речевые клише сегодняшней пропаганды.
Особенности речевого воздействия в рекламе: смягчение императивности, интимизация, иллюзия «собственного мнения» адресата.
Технология защиты от нежелательного речевого воздействия.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема Вид работы Кол-во часов
1. Язык и мышление. Теория «лингвистической относительности». Стартовое тестирование. Лекция. Распределение тем докладов. Ассоциативный эксперимент. 2
2. Лингвистическая прагматика. Теория речевых актов. Лекция. 2
3. Речевое воздействие: убеждение и внушение. Понятие манипуляции. Лекция. Доклад № 1. Анализ результатов ассоциативного эксперимента. 2
4. Язык и власть. Языковая политика. Лекция. Доклад № 2. Промежуточное тестирование. 2
5. Тоталитарный дискурс. Феномен «советского новояза». Лекция. Доклад № 3. 2
6. Признаки «новояза» на различных уровнях русского языка советского периода. Практическое занятие. Анализ текста романа Дж. Оруэлла «1984» (приложения о новоязе), художественных и публицистических текстов советского периода. 2
7. Языковые явления «перестройки» 198090-х гг. Эволюция русского языка в постсоветскую эпоху. Лекция. Доклад № 4. Доклад № 5. Доклад №6. 2
8. Средства речевого воздействия в современных СМИ и рекламе. Практическое занятие. Анализ современных политических и рекламных текстов. Обобщение изученного. Итоговое тестирование. 2
ИТОГО 16
Система текущего и итогового контроля знаний студентов
Тестирование
Стартовое
1. Относится ли язык к числу биологических явлений?
2. Что такое когнитивная функция языка?
3. Что такое коннотация?
4. Что такое пресуппозиция?
5. Чем знамениты языковеды Э.Сепир и Б.Уорф?
6. Какими проблемами занимается лингвистическая прагматика?
7. Когда и кем предложен термин «новояз»?
8. В чем отличие речевого клише от штампа?
9. Каковы основные толковые словари русского языка, изданные в советский период?
10. Кто из современных лингвистов занимается изучением посттоталитарной языковой эволюции?
Промежуточное
1. В чем заключается существо гипотезы «лингвистической относительности»?
2. Назовите 2-3 импликатуры общения по П. Грайсу.
3. Приведите примеры речевых актов.
3. Что такое манипулятивное речевое воздействие?
Итоговое
Проанализируйте перечисленные ниже политические и рекламные лозунги с точки зрения технологии речевого воздействия. Какие из них можно назвать манипулятивными?
Кто не с нами - тот против нас!
Догоним и перегоним Америку!
Выше знамя социалистического соревнования!
Миру - мир!
Mulinex - надо жить играючи.
Tefal, ты всегда думаешь о нас.
L Oreal. Ведь я этого достойна.
Россия - щедрая душа! (Реклама шоколадной фабрики «Россия», принадлежащей концерну Nestle)
Тематика докладов
1. Психологический аспект манипулятивного воздействия на сознание.
2. Языковая политика отдельных стран мира.
3. Речевой портрет «вождя народов» (лингвостилистический анализ текстов И.В. Сталина).
4. Речевой портрет лидера «перестройки» (лингвостилистический анализ текстов М.С. Горбачева).
5. Борьба идей - борьба стилей (сопоставительный анализ языка демократических и прокоммунистических изданий периода «перестройки»).
6. Новые штампы политической риторики.
Список источников и литературы Источники
1. Конституция Российской Федерации (1993): статьи 68, 26.2.
2. О языках народов РСФСР. Федеральный закон (1991).
3. О государственном языке Российской Федерации. Федеральный закон (2005).
4. Оруэлл Дж. 1984 (Приложение «О новоязе»). - Любое изд.
Научная литература Обязательная
1. Барт Р. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - Пер. с фр. - М., 1989. - С. 297-318.
2. Грайс П. Логика и речевое общение. - Пер. с англ. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХУ!. Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 217-234.
3. Гумбольдт В. Характер языка и характер народа // Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - Пер. с нем. - М., 1985.
- С. 370-381.
4. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. - М., 2000.
5. Сепир Э. Грамматист и его язык // Сепир Э. Избранные труды по языкознанию. - Пер. с англ. - М., 1993. - С 248-258.
6. Серио П. О языке власти: критический анализ. - Пер. с фр. // Философия языка: в границах и вне границ. - Харьков, 1993.
7. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку; Наука и языкознание - Пер. с англ. // Зарубежная лингвистика. 1. - М., 1999. - С. 58-105.
8. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001.
Дополнительная
1.Алпатов В.М. 150 языков и политика: 1917-1997. - М., 1997.
2.Арутюнова Н.Д. Оценка в механизмах жизни и языка; Проблемы коммуникации // Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. -2-е изд., испр. - М., 1999. - С. 130-271; 643-683.
3. Арутюнова Н.Д., Падучева Е.В. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. ХУ!. Лингвистическая прагматика. - М., 1985. - С. 35.
4. Байков В.Г. Манипулятивная семантика и контрпропаганда // Функционирование языка как средства идеологического воздействия: Сборник научных трудов. - Краснодар, 1988. - С. 5-10.
5. Бэкон Ф. Новый Органон. - Пер. с англ. // Бэкон Ф. Соч. в двух томах. - Т. 2. - М., 1978.
6. Волконский С., Волконский А. В защиту русского языка. -Берлин, 1928.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, меха-
низмы и защита. - М., 1997.
8. Красных В.В. Этнолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М., 2002.
9. Купина Н.А. Тоталитарный язык: Словарь и речевые реакции. - Екатеринбург-Пермь, 1995.
10. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. - М., 1988.
11. Лурия А.Р. Проблема языка и сознания // Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. - С. 11-30.
12. Одесский М.П., Фельдман Д.М. Поэтика «Оттепели»: материалы к изучению пропагандистской модели ХХ съезда КПСС. Идеологема «культ личности» // Технология власти: источники, исследования, историография. - Спб., 2005. - С. 374-402.
13. Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. -М., 1990.
14. Речевое воздействие: психологические проблемы. - М., 1986.
15. Роль языка в средствах массовой коммуникации. - М., 1986.
16. Селищев А.М. Язык революционной эпохи. - Любое изд.
17. Социальная власть языка: Сборник научных трудов. -Воронеж, 2001.
18. Фельдман Д.М. Пропагандистская схема ХХ съезда КПСС: к истории термина «реабилитация» в советской культуре // Технология власти: источники, исследования, историография.
- Спб., 2005. - С. 403-426.
19. Фесенко А., Фесенко Т. Русский язык при советах. - Нью-Йорк, 1955.
20. Хан-Пира Э.И. Язык власти и власть языка // Вестник АН СССР. - 1991. - № 4. - С. 12-24.
21. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - Волгоград, 2000.
Справочная литература
1. Мокиенко В.М., Никитина Т.Г. Толковый словарь языка Совдепии. - Спб., 1998.
2. Опыт словаря нового мышления / Под ред. Ю.Н. Афанасьева и М. Ферро. - М., 1986.
3. Словарь перестройки. - Спб., 1992.
4. Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. - Спб., 1998.
5. Эффективная коммуникация: история, теория, практика:
Словарь-справочник. - М., 2005. © Басовская Е.Н., 2006