Научная статья на тему 'Провокативные стратегии в заголовочном комплексе медиатекста: этический аспект'

Провокативные стратегии в заголовочном комплексе медиатекста: этический аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
770
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОЛОВОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОВОКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ / РЕЧЕВЫЕ ТАКТИКИ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ / ЭТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HEADLINE COMPLEX / PROVOCATIVE STRATEGIES / SPEECH TACTICS / MANIPULATION / ETHICS OF PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова В. И.

Регулярный дискурс-анализ композиционных структур заголовочных комплексов (ЗК) в СМИ убеждает в целенаправленном характере манипулирования сознанием и поведением читательской аудитории. Это предопределяет выбор аргументационных стратегий/тактик, которые позволяют достичь адресанту намеченного перлокутивного эффекта, т.е. коммуникативного успеха. Цель статьи заключается в выявлении имеющих имплицитный характер текстообразующих категорий, которые помогут читателю декодировать манипулятивные стратегии и смыслы медиатекста, сориентируют в необходимости понимания языковых механизмов, управляющих воздействующей речью. Признавая совершенствование манипуляционных технологий как неизбежное сопровождение современного дискурса СМИ, автор данной статьи обращает внимание на тенденцию многочисленных нарушений профессиональных принципов в работе журналиста. В этих условиях следует контролировать возрастающую роль морального и этического критериев, которые должны быть положены в основу речевой тактики адресанта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVOCATIVE STRATEGIESIN THE HEADQUARTERS OF MEDIATEX: ETHICAL ASPECT

Regular discourse analysis of compositional structures of header complexes (HC) in the media convinces in the purposeful nature of the manipulation of the mind and behavior of the readership. This predetermines the choice of argument strategies and tactics, which allow the addressee to reach the intended perlocutive effect, i. E. communicative success. The purpose of the article is to identify implicitly text-forming categories that will help the reader decode manipulative strategies and meanings of media text, orient in the need to understand the language mechanisms governing the impacting speech. Recognizing the improvement of manipulation technologies as an inevitable accompaniment of modern media discourse, the author of this article draws attention to the tendency of numerous violations of professional principles in the journalist's work. In these conditions, the increasing role of moral and ethical criteria should be monitored, which should be used as the basis for the speech tactics of the addressee.

Текст научной работы на тему «Провокативные стратегии в заголовочном комплексе медиатекста: этический аспект»

УДК: 070 ББК: 76.0

Фролова В.И.

ПРОВОКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ЗАГОЛОВОЧНОМ КОМПЛЕКСЕ МЕДИАТЕКСТА: ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Frolova V.I.

PROVOCATIVE STRATEGIESIN THE HEADQUARTERS OF MEDIATEX:

ETHICAL ASPECT

Ключевые слова: заголовочный комплекс, провокативные стратегии, речевые тактики, манипулирование, этика профессиональной деятельности.

Keywords: headline complex, provocative strategies, speech tactics, manipulation, ethics of professional activity.

Аннотация: регулярный дискурс-анализ композиционных структур заголовочных комплексов (ЗК) в СМИ убеждает в целенаправленном характере манипулирования сознанием и поведением читательской аудитории. Это предопределяет выбор аргументационных стратегий/тактик, которые позволяют достичь адресанту намеченного перлокутивного эффекта, т.е. коммуникативного успеха.

Цель статьи заключается в выявлении имеющих имплицитный характер текстообразующих категорий, которые помогут читателю декодировать манипулятивные стратегии и смыслы медиатекста, сориентируют в необходимости понимания языковых механизмов, управляющих воздействующей речью. Признавая совершенствование манипуляционных технологий как неизбежное сопровождение современного дискурса СМИ, автор данной статьи обращает внимание на тенденцию многочисленных нарушений профессиональных принципов в работе журналиста.

В этих условиях следует контролировать возрастающую роль морального и этического критериев, которые должны быть положены в основу речевой тактики адресанта.

Abstract: regular discourse analysis of compositional structures of header complexes (HC) in the media convinces in the purposeful nature of the manipulation of the mind and behavior of the readership. This predetermines the choice of argument strategies and tactics, which allow the addressee to reach the intended perlocutive effect, i. E. communicative success.

The purpose of the article is to identify implicitly text-forming categories that will help the reader decode manipulative strategies and meanings of media text, orient in the need to understand the language mechanisms governing the impacting speech. Recognizing the improvement of manipulation technologies as an inevitable accompaniment of modern media discourse, the author of this article draws attention to the tendency of numerous violations of professional principles in the journalist's work.

In these conditions, the increasing role of moral and ethical criteria should be monitored, which should be used as the basis for the speech tactics of the addressee.

Современный медиатекст рождается и функционирует в условиях персуазивной коммуникации (от лат. persuasia - убеждение). Особенностью такого типа дискурса является сознательное воздействие автора на интеллектуальную и психическую сферу адресата с целью «убеждения в чём-то, призыва к совершению или несовершению им определённых действий».

«Это особый тип ментально-речевого взаимодействия коммуникантов, - утверждает В.Е. Чернявская, - при котором адресант реализует попытку преимущественно вербального воздействия на сознание адресата... посредством коммуникативных стратегий убеждения и обольщения» и «определённых типов текста», что закреплено в об-

щественной практике1. Подавляющая получаемой адресатом информации вторична -она дозирована, препарирована и интерпретирована1 2. Читатель модифицированной информации рассматривается как объект манипуляции (особенно наглядно прослеживается в политическом и рекламном дискурсе) либо как обыватель, потребитель информационной продукции любого каче-ства3.

Целенаправленный характер манипулирования аудиторией предопределяет выбор аргументационных стратегий/тактик, которые позволяют достичь адресанту намеченного перлокутивного эффекта, т.е. коммуникативного успеха (лат. per- ‘посредством’). Управляя когнитивной и эмоциональной сферой личности читателя, автор добивается желаемых стереотипов его сознания и поведения. Российский читатель по давней традиции приучен безоговорочно верить печатному слову, однако отсутствие рефлексии на потребляемую массмедийную продукцию представляет широкие возможности для запланированного воздействия. Именно поэтому, подчёркивают учёные, «выявление интенциональных, имеющих имплицитный характер текстообразующих категорий ... воздействующего типа... сегодня особенно актуально»4.

Для того, чтобы декодировать смыслы журналистского текста, уметь отличить объективную информацию от манипуляции сознанием, адресату необходимо понимание языковых механизмов, управляющих воздействующей речью. В этих условиях следует проанализировать также возрастающую роль морального и этического критериев, которые должны быть положены в основу речевой тактики журналиста.

Проведённое нами исследование посвящено анализу провокативных стратегий, используемых в заголовочном комплексе (ЗК) медиатекста. Как известно, заголо-

1 Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. С. 25.

2 Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. С. 46.

3 Караулов Ю.Н. Язык СМИ как модель общенационального языка // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования - М., 2001.

4 Там же.

вочный комплекс медиатекста - его сильная позиция, многоаспектное явление, изучение которого невозможно без понимания элементов формальной, композиционной и смысловой составляющих. Исследователями доказано, что 80-90% публикаций прочитываются благодаря ярким, точным и выразительным заголовкам5. Особенно велика роль заголовка в интернет-изданиях, где заголовочный анонс принципиально влияет на пользовательский выбор и служит отправной навигационной точкой для дальнейшего чтения. Добиться эффективного речевого воздействия на адресата посредством элементов заголовка - значит не только отразить основное содержание текста (информативная функция), но и побудить читателя откликнуться действием, совершить поступок в русле идей автора или разделить его эмоции (коммуникативная функция). Закономерно, что к языковой личности журналиста, «наделённой культурно-социальными полномочиями «фильтровать» события», устремлены ожидания массовой аудитории, ведь именно он, журналист, с высоты своего мировоззрения и миропонимания, формирует медиакартину мира в сознании адресата6. Именно он, «профессионал риторической деятельности», посредник между действительностью и целевой аудиторией, убеждает адресата или оказывает на него влияние посредством комплекса аргументационных приёмов, или тактик, направленных на достижение запланированного воздействия. Вместе с тем предполагается, что именно он «отвечает собственным именем и репутацией за достоверность всякого сообщения и справедливость всякого суждения, распространённых за его подписью., с его ведома и согла-

7

сия» .

5 Колесниченко А.В. Техника и технология СМИ. - URL: lhttp://static.my-shop.ru/product/pdf/268/ 2676530.pdf;

Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста - средство организации и оптимизации восприятия // Известия УрГУ. 2006. №40. С. 158.

6 Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. - М.: Изд-во МГУ: Ф-т жур-ки МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011. С. 109.

7 Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Правовые и этические нормы в журналистике / Сост. Е.П. Прохоров, Г.М. Пшеничный, В.М. Хруль. С. 197.

Речевая провокация давно используется журналистами в качестве эффективного приёма воздействия в медийном дискурсе. Изучению этического аспекта провокатив-ных стратегий в ЗК исследовательского внимания было уделено не много. ЗК выполняет важную миссию организатора диалога между аудиторией и автором, поскольку он, «являясь конденсатом смысла, ориентирует в содержательном пространстве текста, поясняя или уточняя смысловую позицию автора, акцентируя необходимые фрагменты»1. Распределить эти смыслы, используя структурные преимущества ЗК и «разноплановость коммуникативных потенций и интересов реципиентов текста» можно лишь на основе продуманной стратегии и тактики.

О.С. Иссерс определяет речевые стратегии как совокупность речевых действий, имеющих своим направлением решение общей коммуникативной цели говорящего, а речевую тактику - как цепочку речевых шагов, используемых адресантом в соответствии с собственными интенциями, применяемыми в процессе речевого общения для достижения конкретных целей в рамках стратегии обще-ния1 2. В гуманитарных науках не даётся исчерпывающего понятия провокации, которое можно было бы признать универсальным для разных областей знания и условий применения, но в толкованиях словарей существенными признаками понятия провокация определяются два, свидетельствующие о преднамеренности, осознанности такого поведения, как подстрекательство, и о негативном характере последствий для вовлеченного в провокацию адресата3 *. Провоцировать - значит

1 Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс -средство организации и оптимизации восприятия // Изв. Урал.гос.ун-та. 2006. № 40.С. 158.

2 Иссерс О.А. Стратегия речевой провокации в

публичном диалоге. - URL: http://philology.ru/

linguistics2/issers-09.htm

3 См.: 1) Провокация - преднамеренное поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжелые для него последствия /Ожегов С.И. Словарь русского языка. С.539); 2) Провокация - подстрекательство, побуждение кого-л. (отдельных лиц, групп, организаций и т.д.) к таким действиям, которые повлекут за собой тяжёлые, гибельные для них последствия (МАС / под ред. А.П. Евгеньевой. С. 472;

3) Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.

С. 564.

«умышленно вызывать что-либо или на что-либо, подстрекать к чему-либо». Анализируя понятие провокация, исследователи рассматривают его прежде всего как метод оказания воздействия на психическую сферу человека с определенной целью /В.Н. Степанов, О.С. Иссерс, О.С. Волкова, ЕЮ. Ионкина и др.). Е.Н. Зарецкая подчёркивает «целенаправленное, мотивированное, преимущественно контролируемое коммуникативное поведение» при провоцировании», «дестабилизацию эмоционального состояния» адресанта, которое при этом определяют как «коммуникативный сбой, сознательно орга-

~ 4

низованныи говорящим» .

В медиадискурсе СМИ тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена её основной цели - воздействовать на воспринимающего информацию «посредством присутствия «слов-манипуляторов», наделённых экспрессивными, оценочными, коннотированными или ассоциативными значениями, направляющими мысли адресата и создающими необходимый фундамент для «правильной» интерпретации сообщения»5. В нашем исследовании мы применяли как коммуникативный подход при анализе медиатекста, так и лингвистический, где текст рассматривается как единица речи и языка. Исходя из этого, суммируя данные определений, мы полагаем, что речевую провокацию можно определить как разновидность коммуникативной стратегии, сознательно используемой адресантом и реализуемой с помощью различных речевых тактик, чтобы посредством дестабилизации эмоционального состояния адресата вынудить его к принятию навязанного решения. В данном исследовании мы использовали именно этот подход к содержанию понятия.

Как специфическая структура, пишет К.В. Прохорова, ЗК «с одной стороны, обладает многообразными возможностями в

4 Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика

речевой коммуникации. М., 1998. URL: http:

//school4you.ru/download/orator(2)/Зарецкая%20Е.Н.% 20-%20Риторика.pdf

5 Мухортов Д.С., Краснова А.В. Дискурсивные

маркеры манипуляции как реализация субъективнооценочного акта говорящего / Политическая лингвистика. - URL: http://journals.uspu.ru/

attachments/article/1415/15 .pdf

проявлении авторского я, с другой стороны, в процессе его создания учитывается адресат»1. Двойственность тенденции заключается в том, что, помогая «активизировать информативный, эмоциональный и психологический интерес адресата к тексту», ЗК в ряде случаев может «дезориентировать или даже отталкивать от текста, порождая коммуникативный конфликт между автором и адресатом»1 2. В рамках данного исследования мы рассмотрели формат речевых провокаций, использованных авторами различных изданий в медиадискурсе ЗК, порождающего коммуникативный конфликт3. Уточним, между какими контактирующими сторонами этот конфликт мог быть спровоцирован. Собственная нравственная и этическая позиция адресанта не всегда совпадают с корпоративной позицией частного владельца издания, и тогда воплощённая в медиатексте авторская позиция должна быть воспринята как коллективная, в том числе и как корпоративная языковая политика издания. Суть такой журналистской позиции базируется и на функции объединения аудитории, и на служении слову как «стратегии обмана»4. В то же время адресат, получатель информации, также может быть представлен как массовым читателем, так и социальными институтами, представляющими государство. Медиакритики в этом смысле разграничивают массовоконфликтный и социально-конфликтный дискурс. В первом случае (намеренная или ненамеренная) тактика со стороны издания может быть связана с ЗК, оказавшим тотальное шокирующее воздействие на массового читателя. Например, как в газете «Аргументы и факты» (номер от 3.02.18). Подборка анонсов: Число пострадавших из-за сильного снегопада в Москве выросло до пяти / В Москве из-за аномальной погоды упали семь деревьев / В Москве завели дело на воспитательницу, избившую пятилетнего ребёнка / В Подмосковье опекунов подозревают в попытке убийства ребёнка / В

1 Прохорова К.В. Коммуникативный конфликт в заголовочном комплексе // Журналистика и культура русской речи. 2011. №4. С.51.

2 Там же.

3 Там же. С.54.

4 Цит. по: Анненкова И.В. Указ. соч. С. 111.

Подмосковье электричка насмерть сбила двоих человек / В Москве 19-летний юноша выжил после падения на пути в метро/ СК проверит обстоятельства гибели пенсионерки в московском метро / СКР сообщил подробности о стрельбе в московском бизнес-центре.

Во втором случае преднамеренное акцентирование в ЗК обострения социальной ситуации в городе/стране, может иметь и политическое звучание. В том же номере подборка заголовков вместе с лидами:

- Минобороны РФ: в Сирии сбит российский штурмовик Су-25 / Летчик катапультировался, но погиб в бою с террористами

- «Был старый, но комфортный». Пожар уничтожил родной дом Бориса Ельцина /Каким был, как оказался в чужих руках и почему сгорел дом на Урале, где родился первый президент России - подробности на URAL.AIF.RU.

- У побережья Африки пропал танкер с 22 индийскими моряками / Экипаж корабля не выходит на связь уже два дня.

Во всех случаях Международные принципы профессиональной этики обязывают журналистов всего мира быть беспристрастными и точными при изложении и комментировании информации. Заголовки и анонсы их материалов должны отражать основное содержание представленных ма-териалов5.Тем не менее целенаправленное воздействие на когнитивную и эмоциональную сферу личности читателя посредством речевых тактик манипулирования, в частности в ЗК, всё более очевидны. «Эксплицитное, лежащее на поверхности значение составляет лишь часть содержательного посыла такого манипулятивного высказывания», которое «тесно взаимодействует с другой своей частью, имплицитной» . В основе подобных тактик - приёмы речевой фальсификации, т.е. приёмы намеренного использования речевых средств, которые пробуждают любопытство, шокируют читателя, иногда искусственно подогревают ин-

5 Кодекс этики общества профессиональных журналистов США (принят в 1996 г.) // Кумылганова И.А. Этические основы информационных коммуникаций: зарубежные подходы и традиции. С. 59.

6 Мухортов Д.С., Краснова А.В. Там же.

терес к сообщению не особенно значимому (выполняют свою аттрактивную функцию). Максимальную экспрессивную нагрузку в структуре ЗК подобного типа (включает заголовок, подзаголовок, лид, внутренние заголовки, рубрики, анонсы и другие структуры) несёт в себе обычно заголовок, а подзаголовок играет роль развязки конфликта либо проясняет ситуацию, представленную в заголовке.

Для использования «ценностных маркеров» - эмоционально окрашенных слов, относящихся к политическому дискурсу ЗК, характерно выхолащивание из слова основного значения и усиление связанных с ним коннотаций, как правило положительных. Часто провокативная стратегия создания негативного имиджа реализуется с использованием грубой метафоры через тактики иронии, сарказма или издёвки. В нижеследующих примерах деструктивная оценоч-ность, использованная в заголовках и лидах публикаций, опирается на систему характеристик российских олигархов. В соответствии со словарной дефиницией олигарх -представитель крупного монополизированного капитала1. В ЗК данных материалов, как и в их корпусах, под понятием олигарх подразумеваются все богатые люди, « близкие к политическому руководству России», причём как синонимичные употребляются понятия «российские олигархи», « крупные российские бизнесмены», «российские предприниматели», «бизнес», «друзья Путина».

- Российские олигархи готовы три-

жды плюнуть на портрет Путина / Крупные российские бизнесмены ведут переговоры с представителями министерства финансов и Госдепа США с просьбой не включать их в список предпринимателей, близких к политическому руководству России. Об этом сообщает мировое информагентство

Bloomberg. http://smi2.mirtesen.ru/____blog/

43472726861/Rossivskie-oligarhi-gotovvi-trizhdvi-plvunut-na-portret-Putina?utm source= mirtesen

- «Друзья Путина» готовы ползти к Трампу на коленях / Российские олигархи ведут переговоры о том, как избежать попада-

1 Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; Под ред. Г.Н. Скляревской. С. 530.

ния под санкции http://smi2. mirtesen. ru blog/43 723 774124/%abdruzva-putina%bb-gotowi-polzti-k-trampu-na-kolenyah?utm source =mirtesen

- Бизнес ударился в бега/ Более четверти крупных российских предпринимателей переезжают за границу, готовясь к новым международным санкциям, показывает опрос по заказу «Делового еженедельника "Профиль"». http://www.profile. ru/ economics/item/ 123968-biznes-udarilsya-v-bega

В приведённых примерах политического дискурса использование слова олигарх с негативной коннотацией имеет провока-тивную направленность, нацеленную не только на дискредитацию обобщённого образа российских олигархов, но и на систему власти в целом.

Провокативные стратегии, внедряемые в ЗК на основе драматизации, могут быть смоделированы с использованием имён, названий или цитат. Безусловно, использование имен и названий в заголовке усиливает интерес к тексту. По мнению М.И. Шо-стак, «многозначительность и недосказанность заголовка-цитаты привлекает читателя как всякая интрига»2 и побуждает его прочитать статью целиком. Вместе с тем, использованная одновременно как тактика навешивания ярлыков, она деструктивна по своей провокационной сути. Например:

- Путин щёлкнул по носу вороватого Порошенко / В ходе встречи Владимира Путина с главами печатных СМИ России президент метко прошелся по главе Украины Петру Порошенко. Президент прокомментировал роскошный отдых олигарха. https://www.dni.ru/polit/2018/1/11/388846. html

- «Я гений» — Трамп оценил свои умственные способности / Президент США Дональд Трамп назвал себя «гением» в интервью британскому каналу ITV / «Я стабильно гениален», — сообщил Трамп, отвечая на вопрос корреспондента об умственных способностях, психическом и физическом здоровье. https://regnum.ru/news/ 2373206.html

- Гордон решила помочь предателю

2 Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика. С.

Родченкову / Журналистка Екатерина Гордон решила привлечь к себе дополнительное внимание. Юрист вызвалась помочь беглому главе РУСАДА Григорию Родченкову. https://news. rambler. ru/starlife/39030505/?utm content=rnews&utm_medium=read_more&ut m_source=copylink https://news. rambler. ru starlife/39030505-gordon-reshila-pomoch-predatelyu-rodchenkovu/?utm source= head&utm_campaign=self_promo&utm_mediu m =news&utm content video https: news.ram bler. ru/starlife/39030505/?utmcontent=rnews &utm medium=read more&utm source=copy link

- Макаревич захотел «огрести дерьма» / Лидер группы "Машина времени" Андрей Макаревич на своей странице в Facebook опубликовал провокационный пост. В нём он объяснил причину популярности Иосифа Сталина в России. - Ох, представляю, сколько дерьма огребу...

- Фигурист Ягудин назвал чиновников МОК "тварями и мразями "/ Олимпийский чемпион по фигурному катанию Алексей Ягудин очень резко отреагировал на решение МОК не допускать ряд спортсменов на Игры в Южной Корее в феврале 2018 года. Так, возмущение у Ягудина вызвало то, что на Олимпиаду не пустили фигуристов Ксению Столбову, Федора Климова, Ивана Букина и Александру Степанову. Причем в МОК заявили, что недопуск не обязательно связан с допингом. Алексей Ягудин написал в своем Instagram, что такими решениями чиновники МОК ломают жизни спортсменам. https://www. met-ronews.ru/novosti/russia/reviews/figurist-yagudin-nazval-chinovnikov-mok-tvaryami-i-mrazyami-1362922/

- «Ну, дай мне в морду, ссыкло»: Шевченко и Сванидзе жёстко подрались из-за Сталина https://tsar2rad.tv/news/nu-daj-mne-v-mordu-ssyklo-shevchenko-i-svanidze-zhestko-podralis-iz-za-stalina_108049

- Журналист и светский обозреватель Божена Рынска поддержала коллегу Николая Сванидзе, который во вторник подрался с Максимом Шевченко на почве спора о действиях Иосифа Сталина / «Светлый праздничек у нас сегодня. Ну, хоть кто-то из наших либеральных сопле-жуев вспомнил выражение «за такое по

морде дают» и дал в морду тому, кто долго в нее просил. Вспомнили, наконец-то, старую добрую русскую традицию, воспетую даже в советском кинематографе. Г ерой Рязанова-Мягкова заинтересовал собой Фрейндлих-мымру, дав по сопатке гэбеш-нику. Спасибо, Николай Сванидзе», - написала Рынска в Facebook. https://vz.ru/ news/2018/1/31/906032.html.

Остроконфликтная ситуация в последнем примере намеренно приведена с использованием прямого цитирования известной журналистки. Подогревая интерес аудитории к ими же спровоцированным сенсациям, журналисты «забывают», что в публичной речи должны использовать литературные средства экспрессии, а жаргонная (или просторечная) лексика - грубое нарушение авторской речевой этики. Такая журналистская стратегия - увы! - стала этической и литературной нормой.

В приведённых выше примерах аттрактивная суть заголовка намеренно провоцирует коммуникативный конфликт. Кратковременно вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией, чтобы подготовить слушателей к запланированным, якобы осознанным выводам. Сомнения рассеиваются, практически снимаются в подзаголовке/лиде/хедлайне. Специфика новостного дискурса некоторых изданий заключается в том, что заголовки эпатирующей новости составлены с нарушениями элементарных этических норм. Внедрение оценочной информации под видом фактологической дезориентирует читателя, не даёт возможности сформировать собственное суждение. Кроме того, провокация, умышленное искажение фактов, равно как клевета и оскорбление, ныне не считается серьёзным профессиональным нарушением.

Наглядное подтверждение тому -стратегия риторического воздействия, провоцирующая читателя через тактики апелляции к историческому прошлому, драматизации, присоединения аудитории. Изменить установки читателя удаётся, в частности, перестройкой композиции, уделив «главной» новости приоритетное место на первой полосе.

- Эксперты назвали «срок годности» останков Ленина/Они сравнили вождя с му-

мией https://www. metronews. ru/novosti/russia/

reviews/eksperty-nazvali-srok-godnosti-ostankov-

lenina-1330646/

- Москвичам показали расстрелянный Кремль /К 100-летию со дня Октябрьской революции Музеи Московского Кремля выпустили альбом с почти сотней снимков, запечатлевших раны, которые большевики осенью 1917 года нанесли главным соборам России. Metro публикует фотографии из этого первого подробного издания, посвящённого закрытой в советское время теме.https^/www.metronews.ru/noyosti/mgscg^ reviews/moskvicham-pokazali-rasstrelyannw-kreml-1322153/

- Россиянам предложили избавиться от всего русского в преддверии санкций /

Швейцарский финансовый холдинг UBS Group рекомендовал избавиться от российских ценных бумаг в связи с повышенными рисками от новых санкций США. Об этом сообщает Bloomberg http://www. tks.ru/ politics/2018/01/29/0024

- *’российские лыжники получили пожизненное / Александр Легков и Евгений Белов больше никогда не смогут выступить на Олимпиаде / Российские лыжники Александр Легков и Евгений Белов пожизненно отстранены от участия в Олимпиадах. Такое решение, как сообщил на своем сайте адвокат спортсменов Кристоф Вишеман, было принято дисциплинарной комиссией Международного олимпийского комитета (МОК), расследовавшей российское допинговое досье. Сообщается также, что аналогичные решения могут быть приняты и в отношении других российских спортсменов. https://www. kommersant.ru/doc/3456071

- Учёные: У футбольных болельщиков и террористов одинаковый менталитет / Исследователи из Оксфордского университета заявили, что агрессивные футбольные болельщики и террористы ИГИЛ* имеют схожие черты характера. В исследовании, опубликованном в The International Review for the Sociology of Sport, говорится, что ещё одна схожая черта — это стремление к общности. Как футбольные фанаты собираются вместе, чтобы напасть на представителей враждебного им клуба, так и террористы действуют сообща. New York Post передаёт слова экспертов с фа-

культета антропологии, которые говорят, что результаты этого исследования можно с успехом использовать при борьбе с экстремизмом в Великобритании. https: //life.ru/t/психология/1047526/ucЫonyie u fut bolnykhbolielshchikovitierroristovodinako vyi mientalitiet

- Интернету грозит уничтожение / Спаси, не сохраняй / Будет хуже / Глобальный интернет может распасться на куски, и жители каждой страны будут обитать в своей части сети, говорится в докладе Всемирного экономического форума об угрозах мирового масштаба.

Отмечая стабильно манипулятивную основу провокативных тактик, исследователи пишут о том, что пробудить в адресате намерения и побудить к действию можно также манипулируя степенью доверчивости адресата1. Активизация читательского

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

внимания на метонимическом переносе -ещё одна распространённая тактики речевой фальсификации, которая подчёркивает провокационно-заострённый характер события, эксплуатирует мнимую сенсационность:

- У Толкалиной в новом браке возникли трудности /Дни.ру. 9 июня 2017 / Телеканал СТС приступил к съемкам нового сериала "Девочки не сдаются", в котором Любовь Тол-калина сыграла замужнюю женщину. "После того, как я опубликовала в Instagram пост с кольцом на руке, все подумали, что я вышла замуж. Пришлось объяснять, что это всего лишь реквизит, а новый муж - только по сценарию", - с улыбкой сообщила актриса. https://www.dni.ru/photo/2017/6/9/371615.html

- Актёр Сергей Гармаш вывалился с пятого этажа / О бесстрашии Сергея Гармаша, сыгравшего в «Матильде» роль императора Александра III., рассказала его коллега Вера Воронкова https: //www.vokrug.tv/article/show/sergei_garmash_ vyprygnul_iz_okna_pyatogo_etazha_62685/

- Паулину Андрееву сняли в бане с Бастой / Актриса и рэпер представили совместный клип. https://7days.ru/news/ paulina.htm

- Опальной жене Джигарханяна 1

1 Маслова В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? - URL: http://joumals.uspu.ru/i/mst/lmg/lmg24/lmg_4%2824%2 92008_maslova.pdf

нашли замену / Временно исполняющим обязанности генерального директора Театра под руководством Армена Джигарханяна назначена Елена Гильванова. Ранее она занимала должность заместителя гендиректора театра. https://www.dni.ru/culture/ 2017/10/20/383108.html

- Ученые: На спутнике Нептуна найдены останки динозавров/Уфологи, рассматривая снимки Тритона, сделанные Вояджером-2, обнаружили на них странный артефакт. На краю катера в северном полушарии спутника Нептуна видны останки какого-то крупного существа, похожего на динозавра, сообщает обозреватель издания ToDay News Ufa. https://news.sputnik.ru/progress/d0118f28a9fd ed0afd51d5d29d0f90ae5 7a9c38e

- Табаков навсегда попрощался со зрителями / Мэтр больше не вернется на сцену https://nice-westi.com/108131 -tabakov-navsegda-poproshchalsva-so-zritelvami-full.html?mnco

- Интернету грозит уничтожение / Спаси, не сохраняй / Будет хуже / Глобальный интернет может распасться на куски, и жители каждой страны будут обитать в своей части сети, говорится в докладе Всемирного экономического форума об угрозах мирового масштаба. В скорой кончине сети в ее привычном виде винят хакеров, которых по уровню могущества сравнили с крупнейшими природными катаклизмами. Хакеров официально назвали самыми могущественными и опасными людьми на земле: кибератаки признаны третьей по уровню опасности угрозой человечеству после стихийных бедствий и глобального потепления. https://news. rambler. ru/internet/ 38998477/?utm_content=rnews&utm_medium =read more&utm source=copylinkhttps://new s. rambler. ru/internet/38998477/?utm_content= rnews&utm medium=read more&utm source =copylink

- *Константин Хабенский о своей болезни: с этим справиться нельзя / Константин Хабенский принял участие в передаче ”ОК на связи!”, в которой рассказал о работе и личной жизни. А еще популярный актер поведал, как борется со звездной болезнью. https://www.dni.ru/showbiz/2018/ 1/19/389364.html?utm source=smi2&utm con

tent=4122985

Как видим, завязкой провокации чаще выступает заголовок. Подзаголовок может подчёркивать остроту сложившейся ситуации, привлекать внимание к эскалации конфликта, возбуждать интерес к социальноконфликтному дискурсу события, провоцировать читателя на углублённое чтение или оценочные суждения. Однако журналисты должны всегда помнить о тех, кому может быть нанесён ущерб вследствие публикации, стремиться к тому, чтобы заголовки, броские сообщения, могущие спровоцировать ответную реакцию, соответствовали действительности. Они не должны освещать события вне контекста и потворствовать нездоровому интересу к сенсациям. Многие конкретные ситуации, отражённые в неэтичных заголовках, воспринимаются адресатами как наносящие репутационный ущерб, ухудшающие имидж, что может быть расценено как речевое преступление и наказываться в законодательном порядке1.

Анонсы по теме также могут быть завязкой коммуникативного конфликта, который эксплицируется в заголовке. В таких композиционных структурах гиперссылка, начинающаяся словом далее и адресом, открывает путь к материалу, заголовок которого однозначен:

- Близкие отвернулись от Кати Семеновой (анонс)/ Близкие отвернулись от убитой предательством Кати Семеновой. Далее: https://news.rambler.ru/starlife/ 39029738/?utm content=rnews&utm medium =read_more&utm_source =copylink

- Солженицын ввел в заблуждение пол-России / Ненаучный фантаст Солженицын ввел в заблуждение пол - России http://novostino.ru/news/8/5720015-full.html?utm medium=cpc&utm source=Mar ketGid&utm campaign=novostino.ru ru&utm

term=56927427&utm content=56196073

- Тяжелораненый в перестрелке Невзоров рассказал о покушении / Невзоров рассказал о покушении и перестрелке с киллером/ Журналист Александр Невзоров рассказал в интервью на канале «вДудь» о покушении на свою жизнь в 1990 году. Да- 1

1 Чернышова Т.В. Современный медиатекст сквозь призму оценочности / Журналистика и культура русской речи. 2011. №1. С. 82.

лее: https://news.rambler.ru/starlife/39021443/ ?utmcontent=rnews&utm_medium=read_mor e&utm source=copylink

- ВС разрешил банкам не отдавать деньги клиентам. Далее: https://news.

rambler.ru/money/39025159/?utm_content=rne ws&utm_medium=read_more&utm_source=co pylink / Речь идет о тех, кто не может подтвердить происхождение средств. Далее: https://news.rambler.ru/money/39025159/?utm content=rnews&utm medium=read more&ut m source=copylink

В формате данной статьи мы не рассматриваем провокативные языковые стратегии и тактики, используемые в качестве инструментов экстремистского воздействия. Это тема для отдельного исследования. Напомним, что экстремистская деятельность, в том числе средств массовой информации, направленная на совершение действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, унижением национального достоинства, также преследуется законом1. А Кодекс профессиональной этики российского журналиста требует противодействия экстремизму и ограничению гражданских прав человека по любым признакам, включая признаки пола, расы, языка, религии, политических или иных взглядов1 2.

Продолжая тему нашего исследования, заметим, что сила провокативного внушения во многом зависит от качеств личности того, к кому обращена речь. Тем не менее и в «массовых», и в «качественных» изданиях стратегии по интерпретации образа мира и формированию картины мира носят откровенно манипулятивный характер. Осмысление современной картины мира воплощается в гедонистических текстах, манипулирующих динамикой драйв-мышления массового читателя3. Стратегии нарушения общепринятых табу, глумливо-

1Ст.1 ФЗ №114. Ст. 13 Федерального закона N 114-ФЗ от 27 июня 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности" с изменениями на 29 апреля 2008 года.

2 Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Правовые и этические нормы в журналистике. С. 198.

3 Анненкова И.В. Указ. соч. С. 195.

сти, унижение высокого, апелляции к издёвке над чем-то незыблемым и вечным в сознании людей и др. стали использоваться, чтобы поймать читателя на «крючок эмоций». Адресат волен принять или отвергнуть предложенную ему программу взаимодействия, а в таком случае провокация может быть намеренной, и, следовательно, носить манипулятивный характер действий субъекта провокации.

Преднамеренными, осознанными про-вокативными по форме и смыслу контента способами привлечения внимания пользователя к последующему информационному сообщению стали кликбейт-заголовки (от англ.слов click - щелчок и bait - наживка). Заведомое искажение смысла сообщения, предвзятая интерпретация фактов, насыщение текста оценочной лексикой, категорические формулировки не могут скрыть мани-пулятивный характер действий субъекта провокации, обнажают его неэтичный подход. По общепринятому мнению, провокация строго индивидуальна и может быть направлена только на образованного, умеющего логически мыслить человека. Но если в условиях массовой коммуникации, отмечают учёные, заголовки качественной прессы - это творческая игра, с помощью которой он повышает рейтинг своего издания, то в жёлтой прессе обнаруживается, «сколь велика в них доля цинизма и подчёркнутого натурализма, имеющего целью шокировать рядового читателя, который волен воспринимать это как индикатор нормативности такого мироощущения, постепенно утрачивая здравый взгляд на ве-щи4. Кликбейт-заголовки обычно недоговаривают суть информационного повода и допускают искажение смысла текста в ущерб качеству, так как используются ради ложных сенсаций и показателей конверсии. Цель таких заголовков - убедить максимальное количество пользователей пройти на страницу с материалом, а изданий - получить доход от онлайн-рекламы. Вызвать у аудитории возбуждение, «подсадить» её на смакование подробностей, развлечь, испу-

4 Негрышев А.А. Постмодерн в дискурсивном пространстве СМИ: экспрессия формы или прагматика воздействия? / Журналистика и культура русской речи. 2011. №3. С. 16.

гать или шокировать - главное направление «творческой» работы авторов кликбейт-заголовков. Речевые стратегии и тактики, используемые для этой цели, однозначно признаны предельно примитивными, но, несмотря на это, очень эффективными и универсально воздействующими. Тактика их построения — не раскрывать суть информационного повода, но заинтриговать читателя. Приёмы построения основаны на обилии ярких эпитетов, клишированных конструкций, псевдосенсаций, использовании обращений к читателю на «ты», тактики «своего парня» и др. Цель изданий, применяющих кликбейт-заголовки, - разбудить скучающую аудиторию, вызвать удивление, шокировать и т.п. Некоторые из них:

- Во что президент России вовлечет россиян https://content.directadvert.ru /news/ ?id=298777&a_id= 7551028&utm_term =267116 &tag=darecommendfox_267116

Козни продажного Минска раскрыты https://nice-westi.com/108653-kozni-prodazhnogo-minska-raskryty-full.html?mnco

- Этот человек навевает тихий ужас

на Запад похлеще Путина! Факты шокировали! http://perelaznews. blogspot. ru/2016/03/

blog-post_1514. html

- Найденное подо льдами Антарктиды заставит мир содрогнуться! https://ostrnum. com/najdennoe-podo-ldami-antarktidy-zastavit-mir-sodrognutsya/Волочковой отрежут ноги https://utro. ru/show biz/2018/01/22/1349657. shtml

- Больная Пугачева замерзла на крыше на съемках огонька http://www.eg.ru/ showbusiness/446949

- Я расплатилась очень жестоко... Мне отрезали голову» https://www.gazeta.ru/ culture/2018/01/22/a_11622074.shtml

Ревнивый муж прилюдно избил Клару Новикову http://www. womanhit. ru/stars/news/

2017-12-28-revnivyj-muzh-priljudno-izbil-klaru-

novikovu/

- Эту гору денег я заработал за 5 дней на этой хитрющей системе из города Москва! http://news-once.com/ ?fa821dba_ ipp_uid2= 6RNGBs9X03Y9Gu2o%

2fJIZRQbj 8K11 Hvlj UzJy9Ew%3 d%3 d&fa821 db a_ipp_uid 1=151675322699

Сегодня задачу по привлечению внимания аудитории выполнить всё труднее, в частности, из-за субъективного ощущения бессмысленности слова, которое ещё недавно было осмысленным (явление сатиации, т.е. пресыщения у адресата темой, невосприятие её как стимулятора чувств). Эта проблема заставляют авторов использовать тактику скрытого внедрения в психику адресата целей, желаний, намерений, отношений или установок, не совпадающих с теми, которые имеются у адресата в данный мо-ме нт. Усп ех ов в д остиже н ии это й ц ели д о -бились и специалисты в области провокационного маркетинга. В ситуации потребительского иммунитета к рекламе они позиционируют рекламные акции как явления, события из ряда экстраординарных, но их «сенсационность» представляется не рекламными, а журналистскими приёмами, поэтому называется тактикой скрытой рекламы.

Подводя итоги, следует сказать, что речевые приёмы провокативных стратегий и тактик в современном медиадискурсе должны быть глубоко осмыслены как журналистом, так и адресатом. Широко используемые не только в жёлтой прессе, но и в серьёзных текстах о политике, экономике, образовании, они во многом формируют сознание людей, воплощают стандарты речевой этики и культуры в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Анненкова, И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. -М.: Изд-во МГУ, 2011.

2. Зарецкая, Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998. -URL: http://school4you.ru/download/orator(2)/Зарецкая%20Е.Н.%20-%20Риторика.pdf

3. Иссерс, О.А. Стратегия речевой провокации в публичном диалоге. - URL: http://philology.ru/linguistics2/issers-09.htm

4. Караулов, Ю.Н. Язык СМИ как модель общенационального языка // Язык средств массовой информации как объект междисциплинарного исследования: тезисы докладов Международной научной конференции /под общ. ред. М.Н. Володиной, М.Л. Ремневой. - М.:

Изд-во МГУ, 2001.

5. Клушина, Н.И. Стилистика публицистического текста. - М.: МедиаМир, 2008.

6. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Правовые и этические нормы в журналистике / сост. Е.П. Прохоров, Г.М. Пшеничный, В.М. Хруль. - М.: Аспект Пресс, 2004.

7. Колесниченко, А.В. Техника и технология СМИ. Подготовка текстов: учебник и

практикум для академического бакалавриата / А.В. Колесниченко. — М.: Юрайт, 2017. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. - URL: lhttp://static.my-

shop.ru/product/pdf/268/2676530.pdf

8. Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - 4-е изд, стереотип. - М.: Рус. яз., 2002.

9. Кумылганова, И.А. Этические основы информационных коммуникаций: зарубежные подходы и традиции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013.

10. Лазарева, Э.А. Заголовочный комплекс - средство организации и оптимизации восприятия // Изв. Урал. гос.ун-та. - 2006. - №40. - С. 158-166.

11. МАС / под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус.яз., Полиграфресурсы,

1999.

12. Маслова, В.А. Политический дискурс: языковые игры или игры в слова? - URL: http://joumals.uspu.m/i/inst/lmg/lmg24/lmg_4%2824%292008_maslova.pdf

13. Мухортов, Д.С., Краснова, А.В. Дискурсивные маркеры манипуляции как реализация субъективно-оценочного акта говорящего / Политическая лингвистика. - URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/1415/15.pdf

14. Негрышев, А.А. Постмодерн в дискурсивном пространстве СМИ: экспрессия формы или прагматика воздействия? / Журналистика и культура русской речи. - 2011. - №3.

15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 15-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1984.

16. Прохорова, К.В. Коммуникативный конфликт в заголовочном комплексе // Журналистика и культура русской речи. - 2011. - №4. - С. 51.

17. Чернышова, Т.В. Современный медиатекст сквозь призму оценочности / Журналистика и культура русской речи. - 2011. - №1.

18. Чернявская, В.Е. Дискурс власти и власть дискурса. Проблемы речевого воздействия. - М.: Флинта, 2012.

19. Шостак, М.И. Репортер: профессионализм и этика (из серии «Практическая Журналистика»). - М.: Изд. РИП-холдинг, 2001.

20. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАН; под ред. Г.Н. Скляревской. -М.: Астрель: АСТ, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.