Научная статья на тему 'Стилистические эффекты новой ортологии'

Стилистические эффекты новой ортологии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
282
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / ОРТОЛОГИЯ / НОРМА / СЕТЕВАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ТЕОРИЯ ХАОСА / MEDIA TEXT / ORTHOLOGY / NORM / NETWORK JOURNALISM / THEORY OF CHAOS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Овчаренко Елена Николаевна

Рассматриваются стилистические особенности заголовочных конструкций в институциональных сетевых СМИ. При анализе эмпирического материала использовались теоретические концепции, освещающие трансформацию языка и культуры медиа. Среди них теории ортологии дискурса, философии сетевого журнализма и др. Научная новизна заключается в том, что впервые дается стилистический анализ медиатекстов в периодических изданиях он-лайн форматов. Выяснилось, что к числу важнейших характеристик типов медиадискурсов в системе корреляций относятся: мозаичность иерархичность, неинстиуциональность институциональность. Медиацетризм нормы имеет ряд важнейших признаков. Среди них обширное функционально-стилевое единство медиадискурсов, включающее единицы разных функциональных стилей, в том числе субстандартные, внелитературные, просторечно-жаргонные и иные номинации. Критерием включения служат прагматика медиатекста и выразительно-изобразительные свойства языковых единиц. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике и культуре речи, вносят вклад в решение проблем ортологии и медиаречи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stylistic effects of a new orthology

The article deals with stylistic features of header structures in institutional networked media. The methodological basis of the research was the concepts of mediology.

Текст научной работы на тему «Стилистические эффекты новой ортологии»

УДК 81.38:001.8

ББК 81.0-5

О -31

Овчаренко Е.Н.

Преподаватель кафедры отечественной филологии и журналистики Армавирского государственного педагогического университета Института русской и иностранной филологии, e-mail: Lenaovcharena@mail.ru

Стилистические эффекты новой ортологии

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматриваются стилистические особенности заголовочных конструкций в институциональных сетевых СМИ. При анализе эмпирического материала использовались теоретические концепции, освещающие трансформацию языка и культуры медиа. Среди них - теории ортологии дискурса, философии сетевого журнализма и другие. Научная новизна заключается в том, что впервые дается стилистический анализ медиатекстов в периодических изданиях он-лайн форматов. Выяснилось, что к числу важнейших характеристик типов медиадискурсов в системе корреляций относятся: мозаичность - иерархичность, неинстиуциональность - инсти-туциональность. Медиацетризм нормы имеет ряд важнейших признаков. Среди них обширное функционально-стилевое единство медиадискурсов, включающее единицы разных функциональных стилей, в том числе субстандартные, внелитературные, просторечно-жаргонные и иные номинации. Критерием включения служат прагматика медиатекста и выразительно-изобразительные свойства языковых единиц. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских лекционных курсах по стилистике и культуре речи, вносят вклад в решение проблем ортологии и медиаречи.

Ключевые слова:

Медиатекст, ортология, норма, сетевая журналистика, теория хаоса.

Ovcharenko E.N.

Teacher of Department of Native Philology and Journalism, Institute of the Russian and Foreign Philology, Armavir State Pedagogical University, Armavir, e-mail: Lenaovcharena@ mail.ru

Stylistic effects of a new orthology

Abstract:

The article deals with stylistic features of heading structures in institutional network media. Concepts of mediology constituted the methodological base of this research. The scientific novelty is that for the first time the stylistic analysis of media texts in periodicals of online formats is given. It has become clear that the most important characteristics of types of media discourses in the system of correlations are as follows: mosaicity - hierarchy, noninstitutionality - institutionality. The theoretical and practical importance lie in that the materials of research can be used in higher school lecture courses on stylistics and the standard of speech.

Keywords:

Media text, orthology, norm, network journalism, theory of chaos.

В современной лингвистике научный интерес представляет стилистика медиатекстов в периодических изданиях онлайн-формата. Медиатекст, вслед за Л.Г. Лисицкой, определяем как динамическую сложную единицу высшего порядка, посредством которой осуществляется речевое общение в сфере массовых коммуникаций, в том числе в рекламе и PR [1]. Для анализа были использованы языковые единицы, извлеченные из материалов сетевой журналистики - особой коммуникационной подсистемы, отличной от традиционных СМИ. О.В. Лутовинова разработала систему корреляций в рамках виртуального и реального дискурсов. Автор дифференцирует понятия сетевого, виртуального, компьютерного, электронного и интернет-дискурсов, выявляя синонимические (компьютерный, электронный) и гиперо-гипонимические (сетевой - интернет-дискурсы) отношения. Системность корреляций позволила выявить важные характеристики типов ме-диадискурсов: мозаичность - иерархичность, неинституциональность - инсти-туциональность. Последняя корреляция разделяет факты непосредственной коммуникации в соцсетях и опосредованной - на сайтах интернет-газет [2].

Проблемы ортологии медиаречи обращают нас к концепту языковых норм. Классические труды В.В. Виноградова, С.И. Виноградова, Г.О. Винокура, Б.Н. Головина, К.С. Горбачевича, В.А. Ицкови-ча, Л.П. Крысина и многих других авторов дали представление о языковой норме как о системе, являющейся результатом комплексных коммуникативных процессов. Языковая стандартизация и вариабельность - непрекращающаяся, динамическая, деятельностная практика говорящих синхронического порядка, которая опирается на имманентные системно-исторические константы диахронического толка. Норма - национальный социокультурный феномен дихотомической природы, который характеризуется противобор-

ством антагонистических тенденций стандартизации и детерминации. Наиболее детерминирован лексический ярус языковой системы. Неслучайно среди лингвистов нет единого мнения о характере лексической нормы в сравнении с другими типами языковых норм. Об этом не раз писали Б.Н. Головин, E.H. Ширяев, В.Г. Костомаров и др. Непреодолимые противоречия обнаруживаются в специфике выявления лексических норм в периоды перестройки языковых систем, в периоды смены идеологических параметров коммуникации. В этой связи представители чешской лингвистической школы B. Матезиус, Б. Гавранек, А. Едличка, Ф. Данеш ввели понятие типологии нормы, которая включает три онтологических класса явлений: системно-конвенциональные, ситуативно-регламентирующие и креативно-стилистические нормы коммуникации.

Многофакторность процесса массовой коммуникации XXI века не лучшим образом преобразовала ортологиче-ские принципы публичной речи и способствовала трансформации феноменологических свойств нормы. К примеру, журналистика как социальная духовная деятельность, осуществляющая непрерывность информационно-коммуникационных процессов, активизирует инновационность и креативность речевых актов с множествами стилистических эффектов. Последние отвечают вкусам эпохи и запросам публики [3]. Креолизация семиотических кодов журналистики усиливается в новой мультимедийной, интерактивной, конвергентной среде. Естественно, последняя вызывает жанрологические и ортологические трансформации сетевых СМИ и медиатекстов.

Осуществляя лингвистическую диагностику стилистических особенной заголовочных конструкций в сетевых изданиях, мы обратились к «некликабельным» текстам виртуальной журналистики [4]. Отметим, что жаргонное понятие является одним из маркеров глобальной визуальной медиакультуры, т.е. некликабель-

ная журналистика, она же журналистика быстрого взгляда, демонстрирует опосредованную коммуникацию в рамках институционального дискурса. Особенность представления материалов в формате журналистики быстрого взгляда - анонсирование новостей в виде предложенче-ских заголовочных конструкций. Пользователю достаточно просмотреть заголовки сообщений, и у него возникает иллюзия получения развернутой информации. Такой способ коммуникации используют все современные журналисты. К этому следует добавить, что «для изучения процесса общения существенными являются прагматические интенции коммуникантов, их речевое поведение и языковой материал» [5: 76].

Приведем несколько примеров: Пять человек погибли в ДТП с двумя машинами в Омской области. Россиянка спасла жизнь тонущей в ледяной реке автомобилистке. Захарова: принятый Киевом закон по Донбассу «убивает» минские договорённости. Вице-консул Польши: Львов - это польский город, а Украина оккупировала Крым и Донбасс (https://news. rambler.ru/roadaccidents/38938547/?utm_ content=rnews&utm_medium=read_ more&utm_source=copylink). Краснодарский край, 29 дек, 2017 14:32 813. Неудачная «дача» или VIP-кабан: за что избили кубанского эколога Рудомаху. 28 декабря 2017 года около 23:00 возле офиса «Экологической вахты по Северному Кавказу» были избиты координатор организации Андрей Рудомаха (является руководителем организации) и Виктор Чириков.

Наблюдение заголовков и анонсов показывает, что почти все они содержат интертекстуальные отсылки. Что касается тематической и проблемной стороны сообщений, то последние включают любые темы и объекты. В приведенных примерах обращает на себя внимание случайность и мозаичность представляемой информации, несмотря на институциональную принадлежность изданий. Вероят-

но, выделенные О.В. Лутовиновой дискурсивные корреляции мозаичность - иерархичность, неинституциональность - институциональность в настоящее время утрачивают характер константности и приобретают свойства диффузности.

Итак, калейдоскопичность представления информации относится и к дискурсам сетевых СМИ. В приведенных примерах даже географическое пространство становится виртуальной величиной. Локализация событий: Омская область, Киев, Польша, Львов, Крым, Донбасс, Северный Кавказ, Краснодарский край - носит коллажный характер, что свойственно гипертекстуальной неореальности сети. Перечисление событий, казуальность и пестрота разрозненных сведений не выполняют важной коммуникативной функции СМИ - сообщения социально значимой или познавательной информации. Дискурсы подобного рода демонстрируют, по мнению специалистов, информационную фантомность. Отсутствие логических связей между событиями - доминирующая черта постмодернистской стилистики медиатекстов.

Пропавшую в Башкирии 14-летнюю Полину Иванову нашли мёртвой. Тело девочки нашли сотрудники полиции. Уфа, 28 декабря - АиФ - Уфа. Самые интересные статьи АиФ в Telegram - быстро, бесплатно и без рекламы. Журнал РБК №11 (135), ноябрь 2017. Технологии и медиа, 24 окт, 2017 08:01. 15 609. Как создатель YotaPhone стал блокчейн-энтузиастом. Владислав Мартынов был менеджером, предпринимателем, инвестором, а два года назад стал блокчейн-энтузиастом и советником Ethereum Foundation Виталика Бутерина. ТАСС: Лента новостей. Ми-нобрнауки определит конкретные требования к освоению школьных предметов. Общество. Языческие жрецы предсказали жителям Кубы перемены к лучшему в 2018 году. 4 января, 13:12. Предсказания основаны на искусстве гадания с использованием ритуальных орехов. ГАВАНА, 4

января. /Корр. ТАСС Андрей Бекренев/. ЗЕМЛЯ ОБЕТОВАННАЯ. Как костромская глубинка сделала счастливыми людей и собак и при чем здесь монахиня, сироты и Австралия. О том, как живет «Северная Надежда» сегодня, и о супругах из Москвы, променявших столицу на жизнь в глубинке с маламутами и хаски. Хаски — это такие гопники, — говорит Оля.

Как видим, многообразие хаотической информации, легкомысленность заголовков, фамильярная тональность не соответствуют ни идеологическим, ни образовательным целям, что подтверждает абсолютизацию коммерческой функции СМИ. Языковая и стилистическая ха-отизации проявляется в ослабленном внимании к ортологическому аспекту коммуникации (войти в рейтинг - лексическая ошибка, связанная с нарушением лексической сочетаемости; свою продукцию видит буквально повсюду - алогизм; гибкая упаковка для еды - лексическая ошибка, связанная с неправильным употреблением слова; следует сказать: для продуктов питания; блокчейн- варваризм, употребленный без перевода; гопники - арготизм). Однако отсутствие пунктуационных знаков в заголовке-фразе к поливариантности нормы не относится: Как костромская глубинка сделала счастливыми людей и собак и при чем здесь монахиня, сироты и Австралия. Здесь мы видим один из многочисленных случаев небрежности или неряшливости в институциональном источнике информации.

Другой пример: Золотые фантики: бизнесмен из Казани заработал состояние на упаковке еды. Журнал РБК №01-02, Январь-Февраль 2018 ЖУРНАЛ №12 (136), ДЕКАБРЬ 2017. БИЗНЕС, 20 НОЯ, 2017. 08:00. Бизнесмен из Татарстана Айрат Баширов свою продукцию видит буквально повсюду: он выпускает гибкую упаковку для еды. В этом году «Данафлекс-Нано», один из трех заводов Баширова, впервые вошел в рейтинг быстрорастущих компаний.

Отметим, что сетевые издания приспосабливаются к постоянно меняющейся виртуальной среде. Коммуникация получает новые свойства артизации, интертекстуальности, прецедентности и многие другие характеристики. Медиакульту-ра - явление социального порядка. Если десять-пятнадцать лет назад представители молодого поколения демонстрировали клиповость мышления, вызванного большими данными (англ. Big data), или неумеренными потоками информации, то сейчас игровой характер медиатекстов привел к явлению, которое исследователи называют «цитатным мышлением» [7; цит. по: 1]. Наши материалы подтверждают, что прецедентные заголовки, аллюзии или цитаты в постмодернистских ме-диатекстах служат способом осмысления новой информации.

Например: Почти «Ирония судьбы». Забавный случай приключился накануне Нового года с жительницей Уфы Альбиной Марковой. Выйдя из душа, она обнаружила у себя дома под ёлкой крепко спящего незнакомого мужчину. Как он оказался в квартире, парень объяснить не смог. Как дальше развивались события - в материале UFA.AIF.RU. (АиФ13:26 29/12/2017).

В данном случае мы имеем дело с особым типом аллюзии - с прецедентной единицей. Дейктическая функция подобных заголовков способствует возникновению ассоциаций, которые мгновенно напоминают читателю о знаменитом фильме, а игровая тональность создают юмористический эффект. Использование прецедентных знаков служит целям создания смехового эффекта, иронической или саркастической оценочности. Прагматический замысел подобного рода заголовков - вызвать недоверие, осмеять и разрушить позитивные представления о лицах, событиях, фактах.

Обратимся к дефиниции понятия. Прецедентные тексты - условные единицы общенационального культурного запа-

са, мгновенно узнаваемые и воспроизводимые членами социума. Активное употребление таких выражений - отражение интертекстуальности речевых актов. Психологические основы данного экстралингвистического социального явления отражают несамостоятельность мышления представителей массовой культуры. Цитатное мышление, которое провоцируют дискурсы массовой коммуникации, приводит к смысловой редукции, упрощению или к деформации идеи сообщений [6].

Указанная социокультурная особенность является, по мнению специалистов, следствием когнитивной глобализации.

Мозаичность и отсутствие иерархии в блоках репрезентируемой информации, комбинирование разностилевой экспрессивной лексики, снижение ортологи-ческого статуса сетевых изданий отражают постмодернистскую культуру дискур-сообразования.

Еще 18 лет назад Л.Г. Свитич, обращаясь к теории хаоса, отметила, что виртуальная среда создает неореальность - особую онтологию действительности, или гипертекстовую информационную картину мира вне времени и пространства [8]. Концепция хаоса в диссипатив-ных, неравновесных, но устойчивых системах применима не только к сетевому журнализму. Указанная методология исследования носит междисциплинарный характер и касается дискурсообразова-ния, ортологического статуса СМИ, культуры речи, визуализации медиа, психологии коммуникации и других антропологических аспектов знания.

Суть указанной концепции в следующем. Цивилизационная фаза информационного общества характеризует функционирование крайне мобильных, неравновесных систем, к которым относится множество структурных образований, в том числе, социум, общественные институты, политика, экономика, наука, журналистика, культура и другие сложные многоуровневые объекты. Они обнаруживают универсальные

характеристики, среди которых нелинейность, непрерывность, тотальность, ритмо-логичность, многофункциональность, целостность и др. Научное осмысление таких объектов возможно в рамках философских наук постнеклассической рациональности и теории всеобщности информации XXI в. [8, 9]. В рамках указанных концепций журналистика как универсальная информационная система, ее жанровые, лингвостили-стические и прочие подсистемы являются результатом масс-информационной креативной деятельности.

Известно, что творческая сторона журнализма проявляется прежде всего в лингвистическом аспекте. Как мы отметили выше, языковая и стилистическая хао-тизация информационных блоков, неравновесность и диссипативность выразительных свойств их дискурсов, невнимание акторов к коммуникативным и этическим нормам публичной коммуникации привели к тому, что медиастиль, или подъязык медиатекстов, приобрел новые онтологические свойства. Хаотическое использование грубых и вульгарных выражений, нарочитая агрессивная тональность дискурсов, общеупотребительность терминов разных областей знания, неумеренное использование заимствованной лексики, жаргонизация и варваризация понятий, демонстративное употребление арготизмов и обсценизмов, эпатаж, диффамация - это средства креативности. Обществу прививаются низкие, вульгарные речевые привычки. В таком хаотически неравновесном информационном медиаполе ортоло-гические принципы речи резко снижаются. Коммуникативно-прагматическая сторона речевого акта доминирует над нормативным. Практика журнализма, стилистика дискурсивной деятельности показывают, что правильность и образцовость речи в постмодернистской культуре коммуникации преобразуется в диалектически сложный комплекс деятельности: толерантности и пуризма, креативности и регламентированности.

Как видим, культура коммуникации конца второго десятилетия XXI века приобрела новые функции, направленные на расширение нормативности и ослабление табуизированности форм, на усиление креативности и ослабление традиционности [9]. Ситуацию подобного рода Г.Я. Солганик связывал с процессом преодоления центризма литературного языка, который разрешает только один вариант правильности [10]. Как известно, образцовый вариант употребления лексических, орфоэпических, грамматических и прочих норм фиксируется в словарях без помет на первом месте, второй вариант нормы, напротив, обязательно сопровождается либо подчеркиванием копулятив-ности с помощью союза и, либо снабжается стилистическими пометами «доп.», «разг.», «сниж.» и под.

Процесс медиацентризма проявляется в том, что разные коммуникативные ситуации требуют реализации соответствующих языковых норм, или переключения культурно-языковых регистров. Иначе говоря, динамичность, открытость, нелинейность массовой информации и коммуникации носит нестрогий, неупорядоченный, непредсказуемый характер. А ее случайный, вероятностный характер приводит к тому, что языковая норма перестает быть догмой и тоже становится подвижной и соответствующей ситуации общения. В результате разные функциональные варианты речи, жанровые формы, стилистические разновидности дискурсов требуют своих норм. Таким образом, вариативность выступает как факт естественного развития языка .

Рассмотрим новые примеры в еженедельнике «Аргументы и Факты» № 52. «АиФ на Дону» 26/12/2017. Что известно о женитьбе отца на дочери в Ростовской области? Правда, что отец и дочь в Ро-

стовской области поженились ? АиФ - Ростов. Чем заканчиваются тюремные романы. Ссылка на статью из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 14 05/04/2017 Кто такие «заочницы-вольняшки», почему свадьба с зэком становится для них заветной мечтой, кто пишет девушкам из мест не столь отдалённых и чем заканчивается такой роман, выяснили «АиФ на Дону». Их называют заочницами - женщин, влюбившихся в зеков на расстоянии, готовых на всё ради тех, кого зачастую знают лишь по переписке. Их не пугают внушительные сроки и статьи. Они готовы ехать за сотни километров «на свиданку», чтобы провести в холодных казённых стенах несколько часов с любимым.

Отмечено многими, что заголовки в форме вопросительных предложений создают иллюзию диалогичности, которая призвана сокращать дистанцию между журналистом и читателем: Что известно о женитьбе отца на дочери в Ростовской области? Правда, что отец и дочь в Ростовской области поженились?

Часто используемые маркеры чужой речи, которые подчеркивают непринужденность общения, А.Г. Пастухов относит к динамизации лексических особенностей медиадискурсов: заочницы-вольняшки, на свиданку, зеки [3]. В данном случае функцию маркеров фамильярности речи выполняют арготизмы.

Вывод: медиацетризм нормы имеет ряд важнейших признаков. Среди них обширное функционально-стилевое единство медиадискурсов, включающее единицы разных функциональных стилей, в том числе, субстандартные, вне-литературные, просторечно-жаргонные и иные номинации. Критерием включения служат прагматика медиатекста и выразительно-изобразительные свойства языковых единиц.

Примечания:

1. Лисицкая Л. Г. Прагматическая адекватность медиатекста: взаимодействие контен-

та и аксиологии// Автореф. дисс. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2010. С. 3.

2. Лутовинова О. В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса// Автореф. дисс. д-ра филол. наук. Волгоград, 2009.

3. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура// Ученые записки Орловского государственного университета. Филологические науки. №1 (64), 2015. - С.181-188.

4. Стечкин И. «Некликабельная» журналистика\\Журналист,2014, № 12

5. Новиков А.Н. Динамика семиотических характеристик пространственных обозначений верха в языке // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Филология и искусствоведение». - Майкоп, 2018 Вып.1 (212). С. 70 - 74.

6. Leech G.N. Principles of pragmatics, London, 1983.

7. Зверева Е. А. Журналистика эпохи постмодерна: векторы исследования// Социально-экономические явления и процессы. № 10 (032), 2011. С. 265-272.

8. Свитич Л. Г. Феномен журнализма. М., 2000. С. 74, 200 -211.

9. Хакимова Е. М. Ортологическая система современного русского языка//Автореф. дисс д-ра филол. наук. Нижний Новгород, 2015.

10. Солганик Г. Я. Введение // Язык СМИ и политика / Под ред. Г. Я. Солганика. - М.: Изд-во МГУ, М., 2012.-С.12.

References:

1. Lisitskaya L.G. Pragmatic adequacy of the media text: the interaction of content and axiology: Diss. abstract for the Dr. of Philology degree. Krasnodar, 2010. P. 3.

2. Lutovinova O.V. Linguistic and cultural characteristics of the virtual discourse: Diss. abstract for the Dr. of Philology degree. Volgograd, 2009.

3. Pastukhov A.G. On the borders of media: new media and new media culture // Scientific notes of Oryol State University. Philological sciences. No.1 (64), 2015. - P.181-188.

4. Stechkin I. "Non-clickable" journalism \\ Journalist. 2014. No. 12.

5. Novikov A.N. Dynamics of semiotic characteristics of spatial designations of the word "top" in language // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. -Maikop, 2018. Iss. 1 (212). P. 70 - 74

6. Leech G.N. Principles of pragmatics. London, 1983.

7. Zvereva E.A. Journalism of the postmodern era: vectors of research // Socio-economic phenomena and processes. No. 10 (032), 2011. P. 265-272.

8. Svitich L.G. The phenomenon of journalism. M., 2000. P. 74, P. 200 -211.

9. Khakimova E.M. The orthological system of the modern Russian language: Diss. abstract for the Dr. of Philology degree. Nizhny Novgorod, 2015.

10. Solganik G.Ya. Introduction // Media Language and Politics / ed. by G.Ya. Solganik. -M.: MSU Publishing house, M., 2012. - P. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.