Научная статья на тему 'Владивостокский архитектор Владимир Антонович плансон (1871-1950 гг. )'

Владивостокский архитектор Владимир Антонович плансон (1871-1950 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
743
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКИХ ИНЖЕНЕРОВ / ВЛАДИМИР АНТОНОВИЧ ПЛАНСОН / АРХИТЕКТУРА ВЛАДИВОСТОКА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Базилевич Михаил Евгеньевич, Крадин Николай Петрович

Статья посвящена творческой деятельности известного на Дальнем Востоке архитектора, гражданского инженера Владимира Антоновича Плансона. Приводятся краткие биографические сведения. Особое внимание уделяется периоду работы архитектора в г. Владивостоке. Дается краткое описание наиболее значительных зданий и сооружений, построенных по проектам Плансона или под его руководством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vladivostok Architect Vladimir Antonovich Planson (1871 - 1950)

The article describes a creative biography of a civil engineer Vladimir Antonovich Planson, the famous architect of the Far East of Russia. The author gives a list of Planson’s designs, especially for Vladivostok.

Текст научной работы на тему «Владивостокский архитектор Владимир Антонович плансон (1871-1950 гг. )»

УДК 93/99:72 ББК Щ113(2)

М.Е. Базилевич, Н.П. Крадин, г. Хабаровск Владивостокский архитектор Владимир Антонович Плансон (1871-1950 гг.)

Аннотация

Статья посвящена творческой деятельности известного на Дальнем Востоке архитектора, гражданского инженера Владимира Антоновича Плансона. Приводятся краткие биографические сведения. Особое внимание уделяется периоду работы архитектора в г. Владивостоке. Дается краткое описание наиболее значительных зданий и сооружений, построенных по проектам Плансона или под его руководством.

Ключевые слова: Институт гражданских инженеров, Владимир Антонович Плансон, архитектура Владивостока.

В конце XIX в. произошло усиление роли г. Владивостока как административно-политического и экономического центра Приморской области, в первую очередь связанное со строительством Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) и Уссурийской ветки Транссибирской железнодорожной магистрали. Таким образом, город получил прямое транспортное сообщение с соседними регионами и центральной частью Российской империи. Появление железной дороги дало импульс развитию Владивостокского порта и, как следствие, увеличению товарооборота, притоку иностранных капиталов, повышению количества состоятельных и среднеобеспеченных горожан. На рубеже веков во Владивостоке начинается активное строительство кирпичных зданий, меняется характер застройки, значительно преобразовывается центральная часть города. Кирпичные и каменные здания на Светланской, Алеутской, Китайской, Суфийской улицах занимают общественные, торговые, административные учреждения, гостиницы, банки, рестораны и доходные дома. В этот период во Владивостоке работала целая плеяда архитекторов: И.В. Мешков, С.А. Венсан, А.А. Гвоздиковский, В.Г. Мооро, Г.Р. Юнхендель, П.А. Микулин, П.Е. Базилевский, В.К. Гольдештедт, В.А. Плансон и др. Построенные ими здания и сооружения сформировали неповторимый портрет г. Владивостока, а многие из них до сих пор являются визитной карточкой города.

Владимир Антонович Плансон родился 12 июля 1871 г. в многодетной семье статского советника Антона Антоновича Плансона (у Владимира Антоновича было 6 братьев). Отец после отставки жил в своем имении в Уфимской губернии [2].

В 1894 г. Владимир Антонович, успешно сдав вступительные экзамены по рисунку, геометрии, тригонометрии, физике и русскому языку, поступил в Институт гражданских инженеров имени императора Николая I. Это учебное заведение, основанное в 1842 г. как Строительное училище, к концу XIX в. являлось одной из крупнейших школ подготовки архитектурно-строительных кадров, а также прогрессивным центром инженерной мысли. Творческая деятельность его выпускников оказала огромное влияние на формирование архитектурного облика многих городов Российской империи [1]. Конечно, по современным меркам институт нельзя назвать большим, в нем училось всего 300 студентов, а в штате работало 60 преподавателей. Здание института, построенное в 1882 г. архитектором, преподавателем ИГИ Иеронимом Китнером, находилось на Московском проспекте и представляло строгий трехэтажный классический объем с рустованным первым этажом и четырехколон-ным портиком, обозначающим главный вход. Институт располагал большой библиотекой, музеем, специальными лабораториями и предметными кабинетами [6].

К сожалению, какая-либо информация о студенческом периоде жизни Плансона отсутствует, но исследования, посвященные методикам преподавания и истории Института гражданских инженеров [4, 7], позволяют сделать вывод о том, что учиться там было сложно. Обучение в ИГИ проходило в

течение пяти лет. Учебный год начинался 15 сентября и заканчивался 20 мая. На младших курсах студенты изучали общеобразовательные предметы (физику, химию, геометрию, минералогию, геодезию и др.) и творческие дисциплины, способствующие развитию художественно-образных навыков (историю архитектуры, общие начала строительного искусства, рисунок, акварельное рисование и др.). После первого курса студенты проходили практику, суть которой заключалась в исполнении натурных зарисовок архитектурных объектов и деталей. Второкурсники проходили геодезическую практику. На старших курсах будущие гражданские инженеры и архитекторы изучали два блока дисциплин: архитектурно-строительные (архитектурное проектирование, гражданскую и сельскую архитектуру и др.) и инженерно-технические (эксплуатацию железных дорог, мосты, отопление, вентиляцию и др.), а также проходили две производственные практики. Известны имена однокурсников В.А. Плансона, впоследствии ставших известными архитекторами в Санкт-Петербурге: Николай Васильев, Николай Котович, граф Константин де Рошфор, Сергей Корвин-Круковский.

А. Ильин [6] пишет, что в Институте гражданских инженеров подготовка студентов велась в рамках рационалистической теории, разработанной в середине XIX в. одним из преподавателей института (тогда еще Строительного училища) А. Красновским. Согласно его теории, первостепенным при проектировании является не красота здания, а его функциональность и удобство для проживания. Красновский говорил: «При составлении проекта не следует наперед определять формы ни для целого, ни для частей; целое должно быть следствием назначения здания, части — следствием свойств материалов и способов их употребления». Помимо использования рационалистического подхода в обучении, высокое качество подготовки архитектурно-инженерных кадров достигалось за счет подбора преподавательского состава, состоящего из высококлассных специалистов, теоретиков и практиков, ведущих архитекторов, инженеров и строителей того времени. Директором института в то время являлся академик архитектуры Н.В. Султанов, акварельный рисунок преподавал член Петербургского общества архитекторов, выпускник ИГИ 1890 г. Ф.Ф. Лумберг, строительные материалы и строительное искусство вел архитектор и композитор В.В. Эвальд, историю искусств — Г.В. Барановский, известный в наши дни как автор великолепной «Архитектурной энциклопедии» в семи томах.

Институт гражданских инженеров находился в ведении Министерства внутренних дел, поэтому все его выпускники попадали в распоряжение данного ведомства и подлежали распределению. Часть выпускников оставляли работать в Санкт-Петербурге, но большинство направлялось в крупные города и на восточную окраину Российской империи. Так, в 1899 г., после успешной защиты диплома, Владимир Антонович Плансон по распределению отправился на Дальний Восток, где начал

у- и 1 ■ и и и <4 у—

работать инженером на постройке Уссурийской железной дороги. Затем занимался обустройством набережной, заканчивая работы, начатые В.В. Сахаровым [2].

В 1901 г. Владимир Антонович был назначен на должность начальника технического отдела Службы пути, а в начале 1902 г. — на должность помощника начальника участка Уссурийской железной дороги. В конце того же года В.А. Плансон оставил службу при Министерстве внутренних дел и устроился на работу архитектором в Восточный институт. Именно здесь В.А. Плансон проявил себя как выдающийся архитектор. По его проектам построено большое количество жилых и общественных зданий в Приморье. Одним из первых стало здание вокзала на станции Никольск-Ус-сурийск, построенное в 1903 г. Особого внимания заслуживает ряд зданий, построенных в разные годы по проектам Плансона на главной улице Владивостока — Светланской [2].

Доходный дом по адресу Светланская, 20 был построен для известного общественного деятеля, предпринимателя Валерия Петровича Бабинцева (рис. 1). В.П. Бабинцев — один из основателей и совладельцев Торгового дома «И.Я. Чурин и Ко», руководитель Владивостокского отделения фирмы, а также церковный староста, член благотворительно общества, казначей строительного комитета Успенского собора. Строительство торгового дома проходило в 1901-1903 гг. В.А. Плансон не только разработал проект здания, но и сам руководил проведением строительных работ. До революции в здании располагались магазины «И.Я. Чурин и Ко» и Сибирский торговый банк

г и —и и и

(в советский период — Тихоокеанский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии), музей В.И. Ленина и другие учреждения. С 1995 г. здание занимает Приморский государственный объединенный музей имени В.К. Арсеньева [5].

Доходный дом купца второй гильдии Готлиба Егоровича Штейнбаха (Светланская, 55) постро-

ен в 1902 г. в стиле модерн (рис. 2). В дореволюционный период на первом этаже размещались магазины и греческая булочная, а на верхних этажах находились представительства и квартиры крупных компаний. После революции булочная с кафетерием осталась на прежнем месте, а вместо магазинов появилась детская библиотека. Остальная часть здания перешла в ведение Тихоокеанского флота. В настоящее время в здании расположен военный суд [3].

Здание Торгового дома «Кунст и Альберс», построенное в 1903 г. на Светланской, 40, представляет собой Г-образный двухэтажный объем с выразительным шестигранным угловым эркером (рис. 3). Особую выразительность зданию придает контрастное сочетание белого кирпича, использованного для возведения стен, и красного кирпичного декора. В здании размещались: столовая для сотрудников фирмы, библиотека, бальный зал и квартиры. В соседнем здании, построенном по проекту военного инженера Д.П. Колосовского в 1896 г., размещался Торговый дом «Бринер, Кузнецов и Ко». Первоначально объемы зданий не были связанны между собой, но в 1930-х гг. их соединили объемом-вставкой. В ноябре того же года здесь разместился физиотерапевтический институт, преобразованный в 1955 г. в Приморскую краевую физиотерапевтическую больницу.

Здание Владивостокского отделения государственного банка на ул. Светланской, 71 строилось с 1903 по 1907 г. Сооружение представляет собой двухэтажный, П-образный в плане кирпичный объем с оштукатуренными стенами (рис. 4). В архитектуре здания П.А. Плансон использовал характерные для банковских зданий того времени мотивы ренессанса и позднего классицизма, выражавшие идею устойчивости, надежности, монументальности как самого сооружения, так и организации, находившейся в нем. В композиционном решении здания архитектор использовал приемы построения итальянских палаццо: первый этаж выглядит массивным за счет использования глубокой рустовки и узких окон, второй — облегченным за счет больших окон, сандриков. Этажи разделяет широкий двойной пояс. Основной объем здания фланкируется ризалитами, увенчанными уплощенными четырехгранными куполами. Здание используется по первоначальному назначению [5].

В 1907 г., после того как Уссурийская железная дорога перешла в ведение управления Китайской Восточной железной дороги, возникла необходимость строительства современного большого здания вокзала в г. Владивостоке. К тому времени старое здание, построенное в 1891-1894 гг. по проекту военного инженера П.Е. Базилевского, не могло обслуживать увеличившийся поток пассажиров. Работы по строительству нового вокзального здания были поручены В.А. Плансону и инженеру путей сообщения Ф.Е. Никлевичу. Строительство началось 16 января 1909 г., а сдача нового здания в эксплуатацию состоялась 5 февраля 1912 г. Однако полностью работы по реконструкции вокзального комплекса, включавшие благоустройство территории привокзальной площади, устройство пассажирских платформ, создание росписей интерьеров и меблировку, завершились только к сентябрю 1912 г. [5].

В 1911 г. В.А. Плансон занимался строительством здания Инженерного управления Владивостокской крепости на ул. Пушкинской, 41. Кирпичное четырехэтажное, прямоугольное в плане здание имело симметрично решенный уличный фасад. Главный вход обозначен полуфронтоном и раскреповкой стены. В уровне 3-го этажа над входом устроен широкий балкон с балюстрадой, поддерживаемый декоративными консолями. Обрамления центральных окон выполнены в виде стрельчатых арок, повторяющих

и и и и

мотивы романской и готической архитектуры. В настоящий момент в здании расположен учебный корпус машиностроительного факультета Дальневосточного государственного технического университета [5].

В конце XIX в. среди жителей г. Владивостока имелось достаточно много католиков, по этой причине в 1885 г. городская дума Владивостока постановила отвести в ведение римско-католической церкви на

Ш А Ш рв и

сооружение римско-католической часовни и помещения причта землю в районе улицы 3-й Портовой. В 1889 г. завершилось строительство первого деревянного здания костела, правда, простояло оно недолго. Спустя три года, 2 февраля 1902 г., во время пожара костел сгорел. В том же году на том же месте возвели новое деревянное здание, но вопрос о строительстве каменного здания не снимался с повестки, и власти города объявили конкурс. 10 июля 1909 г. газета «Далекая окраина» сообщила, что автором лучшего проекта костела стал архитектор В.А. Плансон (рис. 5). Согласно проекту костел мог вместить 1000 прихожан, общая стоимость строительства составила 75 тыс. руб. Пять тысяч на строительство выделил Владивосток, еще пять выделил город Санкт-Петербург, остальные деньги получили за счет пожертвований. Закладка и освящение строительства произошли 12 июля 1909 г. Освящение совершил прибывший для этого с Сахалина епископ Ян Цепляк. Завершилось строительство в 1921 г., о чем свиде-

тельствует заметка, опубликованная во Владивостокской газете «Слово» 1 октября 1921 г. [7].

В 1923 г. В.А. Плансон из Приморья в уехал в Харбин, а оттуда спустя несколько месяцев — в Америку. Сначала он жил в Лос-Анджелесе, затем переехал в Сан-Франциско. В США архитектор занимался оформлением православных храмов.

Рис. 1. Доходный дом Бабинцева (снимок Н.П. Крадина)

Рис. 2. Доходный дом Штейнбаха

Список использованных источников

1. Базилевич М.Е., Крадин Н.П. Архитектурные и инженерные школы подготовки архитектурных кадров в России во второй половине XIX — нач. XX в. Новые идеи нового века - 2014: материалы четырнадцатой Междунар. науч. конф. = The new Ideas of New Century—2014: The Fourteenth International Scentific Conference Proceedings: в 3 т. / Тихоокеан. Гос. Ун-т. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2014. — Т. 1.

2. Крадин Н.П. Архитекторы и инженеры восточных окраин (Дальний Восток, Забайкалье, Якутия, Китай). 765 персоналий. — Рукопись.

3. Старый Владивосток. — Владивосток: Изд-во «Утро России», 1992.

4. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров. 1842-1893. — СПб., 1893.

5. Историко-архитектурные памятники. Город Владивосток в цифрах и фотографиях [Электронный ресурс]. — URL: http://vladcity.com/monuments/historical-and-architectural-monuments/end (дата обращения: 03.04.2014).

6. Ильин А. Петербургский и пинский архитектор Николай Котович [Электронный ресурс]. — URL: http://brama.brestregion.com/nomer24/artic16.shtml#end (дата обращения: 04.04.2014).

7. Католический костел. История. — URL: http://shamora.info/ (дата обращения: 06.04.2014).

8. СПбГАСУ. История университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.spbgasu.ru/ Universitet/Istoriya/.

Н.П. Боровинских, г. Томск

Архитектурная теория и строительная практика в Томске конца Х!Х — начала ХХ в.

Аннотация

В статье рассматривается взаимосвязь развития архитектурной теории в столичных центрах со строительной практикой в губернском городе Томске. Через описание стилистических новшеств в строительстве и декоре домов представлена последовательная смена архитектурных течений в городе: архаичная застройка, классицизм, эклектика, в том числе «русский» и «сибирский стиль», модерн.

Ключевые слова: Томская архитектура, классицизм, архитектура эклектики, модерн.

При работе над настоящим сообщением приходилось учитывать тот факт, что различные причины — пожары, ветшание зданий, активная застройка исторической части города — привели к тому, что основная масса деревянных построек в исторической части Томска является довольно поздней и относится ко второй половине XIX — началу ХХ в. Тем не менее у нас есть возможность проанализировать сохранившиеся образцы томского деревянного и каменного зодчества и попытаться выявить закономерность в смене архитектурных стилей и направлений в указанный период.

Смена архитектурных стилей напрямую связана с изменениями общественного сознания в XIX — начале XX в. При этом даже само место архитектуры в системе искусств было весьма неустойчивым. Мнение ведущих общественных деятелей порой расходилось в диаметрально противоположных направлениях. Так, например, Н.Г. Чернышевский вообще исключил архитектуру из разряда искусств, поскольку при специфичности архитектуры «невозможно ее средствами выразить идеалы революционной демократии», и это, в представлении Чернышевского, делает зодчество искусством бессодержательным, или не искусством [1]. Совершенно иного мнения придерживался ряд практикующих мастеров, которые считали, что архитектура как всякое искусство есть плод творческой деятельности, «художество совершенное», и равна другим искусствам, так как направляет человека к его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.