УДК: 93/99:72 ББК: Щ113(2)
М.Е. Базилевич, г. Хабаровск Научный руководитель: Н.П. Крадин
Московский и владивостокский архитектор Постников Федор Федорович (1869—1909 гг.)
Аннотация
Статья посвящена творческой деятельности известного московского и владивостокского архитектора Федора Федоровича Постникова в период конца XIX — начала XX в. Приводятся краткие биографические данные. Рассматриваются основные постройки, выполненные по проектам архитектора.
Ключевые слова: московский и владивостокский архитектор, архитектура Владивостока, пожарное дело, рационалистический модерн.
Исследование архитектуры Владивостока, как, впрочем, и любого другого города, в полной мере невозможно без рассмотрения творчества конкретных зодчих, работавших в нем. На рубеже XIX-XX вв. здесь трудилось немало профессиональных архитекторов и инженеров, многие из которых внесли существенный вклад в развитие неповторимого облика города. Одним из таких архитекторов являлся Федор Федорович Постников.
Потомственный дворянин Ф.Ф. Постников родился 3 ноября 1869 г. в Москве. Образование он получал сначала в училище изящных искусств А.О. Гунста, а с 1887 г. на архитектурном факультете в Московском училище живописи ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Не окончив учебу, Постников поступил на службу кондуктором при Тульском казенном артиллерийском заводе. Спустя несколько лет, он снова поступил в МУЖВЗ, но вскоре по семейным обстоятельствам был вынужден оставить учебу. В 1898 г. Постников посещал Санкт-Петербург, где сдавал специальные экзамены в Техническо-строительной комиссии при Министерстве внутренних дел и получил звание техника-архитектора с правом производить работы по гражданской, строительной и дорожной частям [9, 10].
Более десяти лет архитектор проработал в Москве, где занимался наблюдением за ремонтом городских зданий и пожарных депо. Помимо архитектурно-строительной практики, Федор Федорович занимался пожарным делом [1]. В 1906 г. Постников выполнил надстройку церковной школы по адресу пер. Каменная Слобода, 2. Церковная школа являлась составной частью комплекса зданий, принадлежавших Спасопесковскому храму (церковь Спаса на Песках) [3]. Комплекс состоит из трех сооружений, парадными фасадами обращенных на Спасопесковскую площадь (рис. 1). Церковная школа — правое из трех строений (строение 2) — первоначально была выстроена одноэтажной, по проекту архитектора М.Д. Холмогорова. В 1906 г. Ф.Ф. Постников надстроил второй и третий этажи. Сооружение представляет собой Г-образный в плане кирпичный объем. Пластическое решение уличных фасадов первого этажа основывается на сочетании прямоугольных окон, усиленных архивольтами, и рустованных лопаток, расположенных в межоконных простенках. Первый и второй этажи разделяет широкий ряд декоративных поясков. Стены верхних этажей практически лишены декора, окна второго этажа украшены сандриками, а справа от балкона расположен кирпичный
киот. Подкарнизная часть выполнена в виде гладкого фриза. Композиционный центр фасада подчеркнут раскреповкой стены и усилен аттиком, имеющим заоваленное завершение. Центральное одноэтажное деревянное строение было построено в 1837 г. и принадлежало церковному причту. По некоторым данным [3], из окна этого дома В.Д. Поленов написал этюд, послуживший основой его известной картины «Московский дворик» (1878 г.). В левом из трех строений, построенном в 1911 г., размещался доходный дом, принадлежавший церкви. Проект разрабатывал архитектор В.П. Гаврилов — выпускник МУВЗЖ, автор большого числа общественных зданий в Москве. Изначально здание было трехэтажным, но в 1930-40-е гг. его надстроили еще двумя этажами, что значительно исказило первоначальный исторический облик сооружения.
Во Владивосток Постников прибыл в 1906 г. и почти сразу занял пост городского архитектора. В новой должности он принимал участие в планировке жилых массивов района Первой Речки и окраинных рабочих слободок, в сооружении городского телефона, трамвая, руководил работами по устройству мостовых. Во Владивостоке по его проектам построены: комплекс зданий женской гимназии, музей Общества изучения Амурского края, пожарная часть и хирургический павильон клинической больницы [8].
Здание женской гимназии представляет пример сооружения, построенного в распространенном на рубеже Х1Х-ХХ вв. на Дальнем Востоке стиле рационалистический модерн. Строительство осуществлялось в период 1906-08 гг. по совместному проекту Ф.Ф. Постникова и гра-жданского инженера С.А. Венсана. Четырехэтажное здание состоит из двух разновеликих объемов, расположенных в разных уровнях, в соответствии с особенностями рельефа, и соединенных объемом-вставкой. Фасады имеют схожее пластическое решение. Первый этаж рустован, стены остальных этажей оштукатурены, венчающая часть объема решена в виде фриза, облицованного декоративной глазурованной плиткой (рис. 2). Внутренняя планировка комплекса отличалась рациональным расположением учебных классов, кабинетов, коридоров актового и гимнастического залов [7].
Общество изучения Амурского края (ОИАК) было учреждено указом военного генерал-губернатора Владивостока контр-адмирала А.Ф. Фельдгаузена в 1884 г. Главной задачей Общества являлось всестороннее изучение р. Амур и русского побережья Восточного океана [5]. ОИАК во Владивостоке имело в собственности несколько зданий, одно из которых располагалось на улице Петра Великого, 6 (ныне Музей города) [4]. Сооружение представляет собой двухэтажный, прямоугольный в плане объем. Уличный фасад имеет симметричную трехчаст-ную композицию. Главный вход расположен в едва выдвинутом ризалите и акцентирован аттиком. Первый этаж полностью рустован, а второй облицован декоративным кирпичом; лишенный декора фриз подчеркнут рядом поясков (рис. 3).
Строительство хирургического павильона Клинической больницы началось в 1908 г. [2]. Двухэтажное сооружение имеет П-образный план, а стены, выполненные из красного кирпича, украшает белый декор. Говоря о стилистическом решении объекта, следует отметить определенное сходство в оформлении входной группы хирургического павильона и уличного фасада здания ОИАК, в частности, главный вход расположен в трехчастном ризалите и акцентирован аттиком (рис. 4).
Ф.Ф. Постников стоял у истоков развития пожарного дела во Владивостоке. Н.П. Крадин [1] отмечает, что он занимал пост начальника городской пожарной команды и вольной дружины и, кроме того, являлся автором проекта и строителем первой пожарной части. Это сооружение появилось на ул. Суйфунской в 1907 г. около здания полицейского управления. Первый этаж занимали помещения пожарной команды и конюшня, а на втором располагались камеры поли-цейского управления, которое в тот период было тесно связано с пожарной частью.
200
Как и большинство сооружений с линейным расположением в структуре городской застройки, здание пожарной части имеет один парадный фасад. Первоначально фасад представлял струю симметричную пятичастную композицию, построенную на ритмическом сочетании прямоугольных окон, лучковых дверных проемов, узких гладких и широких рустованных простенков. Центральная ось акцентирована трехчастным аттиком, увенчанным треугольным фронтоном (рис. 5а). В настоящее время уличный фасад утратил первоначальный облик. После реконструкции изменились пропорции и расположение окон второго этажа, что негативного сказалось на внешнем виде сооружения (рис. 5б).
Увлечение пожарным делом сыграло роковую роль в судьбе архитектора. В ноябре 1908 г. при тушении пожара в доме Демби на ул. Фонтанной Постников провалился сквозь прогоревшую крышу, получил сильные ушибы и вдобавок простудился, что и послужило причиной его затяжной болезни, а затем и смерти в январе 1909 г. [6].
Проработав во Владивостоке всего три года, Ф.Ф. Постников сумел внести существенный вклад в развитие различных аспектов жизни города, проявил себя как доблестный пожарный, опытный строитель и талантливый архитектор. Все здания, построенные по его проектам, со временем стали памятниками архитектуры. Говоря о стилистических особенностях построек Постникова, следует отметить преобладание в них мотивов рационалистического модерна.
Список использованных источников
1. Крадин Н.П. Архитекторы и инженеры Восточных окраин (Дальний Восток, Забайкалье, Якутия, Китай). 765 персоналий. Рукопись.
2. Лохов В.А., Рольщиков И.М., Хальченко Е.А., Пономарев А.Ф. Краевая клиническая больница на рубеже веков // Тихоокеанский медицинский журнал, 2003. — №2. — С. 93-98.
3. Дом причта церкви Спаса на песках [Электронный ресурс]. — URL: http://um.mos.ru/ houses/dom_prichta_tserkvi_spasa_na_peskakh/.
4. История музейного дела в Приморском крае [Электронный ресурс]. — URL: http://abc. vvsu.ru/Books/muzeebed/page0005.asp.
5. История общества изучения амурского края. Приморское краевое отделение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» [Электронный ресурс]. — URL: http://xn--80aphn.xn--p1ai/history.
6. Мизь Н. Пожар на Фонтанной не пощадил архитектора. Информационное агентство VLADNEWS [Электронный ресурс]. — URL: http://vladnews.ru/727/megapolis/pozhar-na-fontannoj-ne-poshhadil-arhitektora.
7. Постников Федор Федорович. Дальневосточный Афон [Электронный ресурс]. — URL: http://www.athos.vl.ru/personal/ postnicov.htm.
8. Юбилей первого владивостокского пожарного. Информационное агентство APR PRESS [Электронный ресурс]. — URL: http://aprpress.com/society/10865-yubilej-pervogo-vladivostokskogo-pozharnogo.
9. Исторический архив г. Москвы. Ф. 179. Оп. 37. Д. 2242; Оп. 50, Д. 892.
10. РГИА. Ф. 1293. Оп. 94, 1898. Д. 205.
Рис. 1. Комплекс зданий, принадлежавших Спасопесковскому храму, г. Москва. Здесь и далее графические реконструкции автора
Рис. 2. Здание женской гимназии. Фасад со стороны ул. Уборевича
О 5 Юм
............I_I_I_I_I
Рис. 3. Здание Общества изучения Амурского края. Фасад со стороны ул. Петра Великого
Рис. 4. Фрагмент фасада хирургического павильона владивостокской Клинической больницы
Рис. 5. Парадный фасад здания пожарной части: а) первоначальный вид (реконструкция автора);
б) современный вид