А. А. Журавлёв
ВЛАДИМИР АФАНАСЬЕВИЧ ЧЕРНОХВОСТОВ -ПЕРВЫЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО СОВЕТА ПЕТРОВСКОГО КОММЕРЧЕСКОГО УЧИЛИЩА
В середине XIX столетия в Российской империи происходили изменения, которые затронули все стороны жизни общества. Государство стремилось активизировать деятельность различных социальных групп в деле дальнейшего развития страны по европейскому пути. Конечно, главную ставку правительство делало на дворянство, но для проведения различных преобразований необходимы были средства, и таким образом, пришлось все больше вовлекать предпринимателей в активную общественную жизнь.
Проведенные реформы городского самоуправления позволили предпринимательскому классу выдвигать большее количество своих представителей в общественное самоуправление. Кроме этого, в трех российских городах были созданы специальные купеческие Управы, которые позволяли проходить школу общественного управления многим представителям гильдейского купечества. Из своей среды столичные купцы выбирали старшину, который пользовался авторитетом среди них. Следует признать, что в дальнейшем деятельность купеческих Управ сводилась исключительно к вопросам деятельности своего сословия. Особенно это стало проявляться после введения нового промыслового налога. Новый закон прервал былую связь между предпринимательской деятельностью и обязательной записью в гильдейское купечество. Количество лиц, записавшихся в гильдейское купечество, постоянно сокращалось, хотя в некоторых регионах происходило увеличение количества купцов, но в основном из-за лиц иудейского вероисповедания. В делах Министерства торговли и промышленности сохранилась анонимная записка, которая посвящена вопросу о положении и роли гильдейского купечества. Следует иметь ввиду, что записка может быть датирована 1917 г., когда в стране происходили необратимые социальные изменения. В ней автор в частности отмечает, что «у купеческого сословия остается лишь попечение шпаги или сабли, награждение купе-
ческих старост званием “степенство” и избрание членов в некоторые коллегиальные правительственные установления».1 Кроме этого, он отмечает, что «у купеческих обществ имеются различные, нередко весьма ценные, имущества и ряд содержимых ими, отчасти на общественные средства, а отчасти на общие сборы с выбирающих промысловые свидетельства благотворительные и просветительные учреждения. Многие из этих учреждений содержатся на средства, особо пожертвованные или завещанные, для сей цели купеческим обществам».2
К одним из таких учреждений следует отнести Санкт-Петербургское Петровское коммерческое училище, созданное на средства всего столичного купечества. Одним из инициаторов создания нового учебного заведения являлся старшина купеческого сословия Владимир Афанасьевич Чернохвостов. Именно благодаря его инициативе и связям удалось осуществить создание одного из лучших учебных заведений столицы. В столице уже существовало коммерческое училище, но относилось оно к ведомству императрицы Марии, которое использовало средства из казны для развития социально значимых учреждений. В переписке между Министерством финансов и министерством внутреннего двора при обсуждении вопроса об открытии училища в январе 1879 г., министр финансов высказал свою точку зрения. «Хотя в Петербурге и существует уже коммерческое училище, но оно, насколько известно, переполнено воспитанниками и посему желание здешнего купечества, устроить другое учебное заведение, с целью подготовки молодых людей к коммерческой деятельности, вызывается самыми требованиями жизни, разрешением учреждения предполагаемого к открытию училища, будет мерою вполне справедливою».3 Негласное соревнование между училищами существовало со дня создания Петровского коммерческого училища. И не случайно, когда обсуждался вопрос об изменении Устава, администрация училища высказала свою точку зрения, которая была направлена в департамент торговли и мануфактур. «Нахождение в одном городе двух училищ одинакового типа, естественно должно вызывать сравнение их со стороны родителей, дети которых имеют право обучаться, да часто и обучаются в обоих, а такое сравнение может оказаться не в пользу Петровского училища, ученики которого, не пользуются одинаковыми правами с учениками коммерческого училища».4
С начала создания Петровского училища председателем становился старшина купеческого сословия, в дальнейшем в связи с большим объемом работы из числа выборных от купеческого сословия выбирали председателя. За период существования училища Попечительный совет возглавляли известные петербургские предприниматели: Владимир Афанасьевич
Чернохвостов (1880-1889), Владимир Александрович Новинский (1889— 1901), Семен Иванович Крючков (1901—1910) и Михаил Васильевич Максимов (1910—1917). Все они были известными в столице предпринимателями и торговцами, которые отдавали много времени, сил и средств учебному заведению.
Первый председатель Попечительного совета приложил много усилий для создания училища. Одной из главных проблем, с которой сталкивалась инициатива по созданию учебного заведения, заключалась в отсуствии необходимых средств. Не случайно одна из исследователей коммерческого образования в дореволюционной России пишет, что «часто не возможность собрать необходимые средства, или их части приводили к задержки к открытию коммерческих учебных заведений».5 В 1872 г. страна отмечала 200-летний юбилей со дня рождения Петра Великого, и в честь этого события купеческое общество решило создать на свои средства учебное заведение. На протяжении 8 лет ежегодно отчислялось 10 тыс. руб. для создания училища, и только в 1880 г. произошло его открытие. Первоначально училище размещалось в снимаемых помещениях, но это крайне не устраивало купечество. В течение 1881 г. купеческое общество искало возможность приобрести землю для постройки здания под коммерческое училище. После обсуждения различных вариантов члены Попечительного совета остановились на участке по Фонтанке, Троицкому и Щербакову переулку. Общее мнение сводилось к следующему: «по набережной Фонтанки училище будет иметь больше вида, будет более представительно, чем в узком Троицком переулке, застраиваемом 5-ти этажными домами, а, следовательно, будет и более отвечать мысли купеческого общества — увековечить память великого императора, в честь которого названо училище».6 В столичных газетах была помещена информация о конкурсе на лучший проект здания для коммерческого училища. Для стимулирования архитекторов были установлены 3 премии за лучшие проекты, первая премия — 1 500 руб., вторая — 1 тыс. руб., и третья — 500 руб. С 14 по
21 февраля 1882 г. проекты были выставлены на всеобщее обозрение, и специально созданная комиссия выбрала лучший вариант. В состав комиссии входили архитекторы Н. А. Бенуа, Р. Б. Бернгард, И. С. Китнер, К. Я. Маевский, а также члены Попечительного совета и представители купеческого общества. По решению комиссии были удостоены премий: первой — проект с девизом <^иит cшque» профессора В. А. Шретера, второй — проект с девизом «Будущим коммерсантам» академиков Ф. А. Зигерберга и П. П. Шрейбера, и третий — проект с девизом «И моя лепта» художников В. Р. Курзакова и
А. Ф. Красовского. Кроме означенных трех проектов, было признано полезным приобрести и четвертый проект под девизом «Без девиза», принад-
лежащий художнику М. Т. Преображенскому в сотрудничестве с учеником Академии художеств И. С. Степановым.7 Архитекторы Ф. С. Харламов и В. И. Токарев 20 мая 1882 г. представили в Совет составленными ими проекты зданий и смету, по которой исчислено на постройку зданий, на их отделку и на все прочие расходы 410 557,50 руб. Закладка здания была совершена 21 августа 1882 г., а 4 ноября 1883 г. в 12 часов в присутствии императора Александра III и императрицы Марии Федоровны преосвя-щенником Арсением, епископом Ладожским, было совершено освящение вновь построенного здания. Благодаря его деятельности удалось добиться, что училище было принято под высочайшее покровительство. Департамент торговли и мануфактур уведомил Попечительный совет, что государь император Александр III 31 декабря 1881 г. подписал это распоряжение.8 Следует отметить, что члены Попечительного совета пристально следили за постройкой и активно вмешивались, если считали, что нарушаются интересы заказчика. Так они сделали замечание архитекторам, что работы по устройству сводов производить при температуре -3° нельзя. Кроме этого, Попечительный совет постановил «не разрешать употреблять на постройку алый кирпич заводов Стрелина и Захарова»9 из-за его низкого качества. За период постройки здания Попечительный совет собирался 90 раз, последнее совещание созывалось 12 февраля 1885 г. На совещаниях обсуждались различные вопросы, связанные со строительством и оборудованием учебного заведения. Попечительный совет стремился, чтобы вновь создаваемое учебное заведение ничем не уступало другим учебным заведением. Всего на постройку и обустройство кабинетов было израсходовано 410 070,50 руб.; кроме этого, пришлось потрать 20 тыс. руб. на оборудование физического и химического кабинетов.10
В. А. Чернохвостов, первый председатель Попечительного совета, много внимания и сил уделял детищу столичных купцов. Он не относился к группе богатейших торговцев, как в последующем председатель Попечительного совета И. И. Крючков, занимавшийся заморской торговлей и имеющий миллионный оборот, и не являлся владельцем крупных заводов, как В. А. Новинский, который сменит его на посту председателя. В. А. Чернохвостов вел торговлю писчебумажными товарами и активно участвовал в общественной жизни столицы. Он не единожды избирался старшиной купеческого общества и становился председателем Петровского училища. Главное внимание он уделял приглашению в училище знающих специалистов. Благодаря своим связям и знакомствам, на пост директора училища был приглашен И. Ф. Рашевский, который преподавал русский язык детям Александра III. Он являлся директором Петровского училища до
1897 г. Именно ему училище обязано формированию своих главных принципов образования. Он заложил основу деятельности учебного заведения, а благодаря своим связям и авторитету приглашал на работу известных преподавателей и ученых.
Председатель Попечительного совета заботился не только о тех, кто учит, но и обращал внимание на тех, кого учат. Он желал, чтобы выпускники Петровского училища могли продолжить обучение в других учебных заведениях. Начало этому было положено отказом московского юнкерского училища признавать права реальных училищ для выпускников Петровского училища. Это заставило председателя Попечительного совета обратиться в Министерство финансов о решении этого вопроса. Следует отдать должное, что Министерство финансов, которому подчинялось Петровское училище, сумело достичь положительного решения. В марте 1889 г. Министерство народного просвещения издало циркуляр, в котором указывалось, что выпускники Петровского училища допускаются к означенным экзаменам наравне с окончившими курс в реальных училищах. При этом следовало указывать в аттестатах, что «лица пользуются правами окончивших курс в средних учебных заведениях».11 И уже в мае этого года Попечительный совет получил сообщения из Министерств государственных имуществ и путей сообщений. Сообщалось, что выпускники, закончившие полный курс обучения в Петровском училище, не встречают препятствий к приемным испытаниям в находящихся в ведомстве сих Министерств высших специальных учебных заведений.12 Подобная инициатива приведет к тому, что выпускники училища будут поступать не только в технические вузы. В дальнейшем администрация будет решать вопрос о возможности поступления своих воспитанников в университеты. Учащиеся Петровского училища стремились ничем не уступать выпускникам других учебных заведений. Они обратились в Попечительный совет с просьбой о разрешении носить жетон в виде брелока в память об окончании курса училища; они приложили и рисунок жетона. Попечительный совет принял решение выйти с ходатайством в департамент торговли и мануфактур для решения этого вопроса13. Этот вопрос был решен 10 июля император одобрил рисунок жетона. Он представлял из себя: на лицевой стороне — на зеленой эмали изображение памятника императора Петру I в Санкт-Петербурге, в обрамлении рельефной надписи «Петровское училище Санкт-Петербургского купеческого общества»; на оборотной стороне был указан номер выпуска римскими цифрами, сверху — год окончания выпуска, и внизу — имя, отчество (начальные буквы) и фамилия получившего. При этом отмечалось, что «жетон не должен быть носим наподобие знаков отличия».14
В. А. Чернохвостов внес большой вклад в формирование учебной и материальной базы училища, жертвовал на нужды учебного заведения личные средства. В 1886 г. он пожертвовал 10 тыс. руб. на пособия для окончивших полный курс обучения. В своей записке В. А. Чернохвостов указывал, что Попечительный совет должен принять эту сумму на следующих условиях. Во-первых, капитал остается навсегда неприкосновенным и получает название капитал В.А.Чернохвостова. Во-вторых, ежегодные проценты должны употребляться: 1А - на содержание беднейших детей, и 1А - на пособия окончившим училище. В-третьих, этими средствами пользуются только дети настоящих или бывших местных купцов. И, в-четвертых, купеческое общество не имеет право указывать Попечительному совету, кому оказывать помощь.15 Кроме этих денег им были пожертвованы и другие суммы в пользу Петровского училища. В работе О. К. Павловой указывается, что вдова В. А. Чер-нохвостова, Надежда Николаевна, передала 40 тыс. руб. облигациями к ранее выделенной сумме 10 тыс. руб. и капитал получил название «Капитал В. А. Чернохвостова».16 По материалам книги, точная сумма пожертвования, составила 8 облигаций Санкт-Петербургского городского кредитного общества по 5 тыс. руб., облигацию в 1 тыс. руб. и наличные средства в
10 руб. 65 коп.17 В дальнейшем на полученные проценты были приобретены еще 2 облигации по 1 тыс. руб., и с этих сумм назначались выплаты в пользу нуждающихся учеников. Процентами с капитала покрывались издержки на поездки учеников на экскурсии как по Российской империи, так и заграницу, выезд нуждающихся учеников на отдых в имение Горки, а также на экипировку выпускников. Следует отметить, что воля покойного не выполнялась для выезда заграницу для изучения отдельных отраслей промышленности и торговли до 1891 г., в связи с недостаточностью процентов с капитала. Попечительный совет, на своем заседании, обсудив вопрос о получении процентов с капитала в размере 4.472,12 руб. и ежегодно прибавлялось 2.422,50 руб. принял решение «около половины суммы может быть обращено на отправку заграницу учащихся».18
К сожалению, здоровье его было ослаблено, да и возраст давал о себе знать. Он прожил долгую жизнь - с 1819 г. по 5 октября 1889 г. В последние годы жизни он не всегда принимал участие в заседаниях Попечительного совета, и его обязанности выполнял товарищ председателя. Сохранились записи Попечительных советов, в которых фиксировалось отсутствие председателя. Так, в 1887 г. указывалось о трехмесячном отпуске В. А. Чернохвостова «по совету врачей, для поправления здоровья на Кавказ».19 В память о первом председателе Попечительного совета собрание господ выборных от купеческого сословия приняло решение, «отдавая полную справедли-
вость несомненным заслугам бывшего старшины купеческого сословия В. А. Чернохвостова приговором своим, состоявшим 17 марта 1889 г. поставить в актовом зале Петровского училища грудной портрет В. А. Чернохвостова в позолоченной раме».20 Подобное решение вызвало критическую оценку департамента торговли и мануфактур. Вероятнее всего, это было связано с негласной традицией, что в актовых залах учебных заведений размещались портреты царствующих монархов или высочайших покровителей. В. А. Чернохвостов не относился к их числу, и поэтому Попечительному совету было предложено рассмотреть вопрос о возможности поместить его портрет в рекреационном зале училища. Объяснение сводилось к следующему «находясь ежедневно ввиду учащихся, служил бы памятником многолетних о них забот покойного
В. А. Чернохвостова».21 Но с этим пожеланием департамента не согласились выборные от купеческого общества. Этот вопрос обсуждался на заседании выборных от купеческого сословия 25 января 1890 г. Старшина купеческого сословия заявил, что портрет предназначен к помещению в актовом зале училища по постановлению собрания от 23 марта 1889 г. Было признано, что нахождение портрета В. А. Чернохвостова в актовом зале училища являлось оценкой его заслуг в деле основания Петровского училища. Кроме этого, старшина купеческого сословия заметил, что «это постановление, состоявшееся еще при жизни В. А. Чернохвостова, было ему известно, поэтому он находит, что было бы неудобно ныне видоизменить вышеозначенное поста-новление».22 К этому было прибавлено, что портрет был приобретен за счет средств купеческого общества, и собрание выборных постановило о возобновлении ходатайства. 27 апреля 1890 г. государь император Александр III подписал распоряжение о помещении портрета В. А. Черхнохвостова в актовом зале училища. Члены купеческого общества подобным образом стремились не только почтить память выдающегося благотворителя и создателя Петровского училища, но также призвать своих членов к подобной деятельности. К сожалению, в последующий период никто не повторил начинание
В. А. Чернохвостова.
В своей предсмертной записке он просил, чтобы «каждый год 12 февраля (день рождения В. А. Чернохвостова. - А. Ж.) заставляли помолиться всех учеников богу и отпустить по домам, быть может, и не все позабудут»23. Просьба первого председателя была исполнена, и 25 января 1890 г. собрание господ выборных от купеческого сословия утвердило положение, что ежегодно
12 февраля проводить панихиду в честь дня рождения В. А. Чернохвостова. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге, но из-за отсутствия родственников, его могила оказалась в запущенном состоянии. Попечительный совет на своем заседании 10 апреля 1901 года (про-
шло только 12 лет со дня смерти В. А. Чернохвостова) принял следующее решение. Во-первых, довести до сведения выборных купеческого сословия сведения о плачевном состоянии его могилы. Во-вторых, найти средства на обустройство могилы. В-третьих, создать памятник на его могиле. И в-четвертых, выделить деньги на содержание могилы.24 Обращение Попечительного совета к выборным от купеческого сословия заставило последних выделить средства и проинформировать членов совета о том, что «установлен памятник и ограда на могиле В. А. Чернохвостова, и выделено 2 тыс. руб. на содержание могилы».25 К сожалению, в последующий период социальных потрясений кладбище было подвергнуто разрушению, и могила его не сохранилась.
1 РГИА. Ф. 23. Оп. 7. Д. 743. Л. 4.
2 Там же. Л. 5.
3 РГИА. Ф. 25. Оп. 2. Д. 752. Л. 3об. — 4.
4 Там же. Л. 120.
5Разманова Н. А. Общественная инициатива торгово-промышленных кругов России и материальное обеспечение коммерческих училищ. Отечественная история. № 2. 2004. С. 78.
6 ЦГИА СПб. Ф. 320. Оп. 1. Д. 22. Л. 30—31.
7Медер Н. Б. Первое десятилетие Петровского училища Санкт-Петербургского купеческого общества. 1 октября 1880—1890 г. СПб., 1891. С. 9—10.
8 ЦГИА СПб. Ф. 320. Оп. 1. Д. 33. Л. 1.
9 Там же. Д. 39. Л. 32об.
10 Там же. Л. 157об.
11 Там же. Д. 120. Л. 29.
12 Там же. Д. 114. Л. 10об.
13 Там же. Д. 123. Л. 17.
14 Там же. Д. 129. Л. 6—7.
15 Там же. Д. 78. Л. 32об. — 33.
16 Павлова О. К. Предпринимательство, призрение и благотворительность в Санкт-Петербурге (вторая половина XIX — начало XX веков). СПб., 2004. С. 408.
17 ЦГИА СПб. Ф. 320. Оп. 1. Д. 96. Л. 11.
18 Там же. Д. 145. Л. 37об.
19 Там же. Д. 88. Л. 9.
20 Там же. Д. 114. Л. 29.
21 РГИА. Ф. 20. Оп. 1. Д. 478. Л. 2.
22 Там же. Л. 3 — 4.
23 ЦГИА СПб. Ф. 320. Оп. 1. Д. 83. Л. 15.
24 Там же. Д. 257. Л. 14.
25 Там же. Д. 743. Л. 20.