Научная статья на тему 'Вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска'

Вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
344
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУПЕЧЕСТВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / FEMALE EDUCATION / MERCHANTRYM CHARITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Марина Валерьевна

Рассматривается вопрос о женских учебных заведениях Иркутска (Сиропитательном доме Е. Медведниковой, Девичьем институте им. императора Николая I, училище для девиц духовного звания, женском училище 2-го разряда), которые были созданы с участием купеческого капитала, благодаря деятельности иркутского просвещенного купечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Merchant Class in the Development of Female Education in the Rrereform Irkutsk

This article deals with the young women educational institutions in Irkutsk (the orphanage of Medvednikova, the girls’ institute in the name of the emperor Nicolay I, the ecclesiastical school for girls, the female school of the second rank) which construction was financed by the merchant class and contributed by the enlightened merchants of Irkutsk.

Текст научной работы на тему «Вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска»



2016. Т. 18. С. 23-28

Серия «История»

Иркутского государственного университета

И ЗВЕСТИЯ

Онлайн-доступ к журналу: Ьйр://1гяе8йа_Ы81л8и.ги/ги/тНех.Ыт1

УДК 373.167

Вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска

М. В. Кузнецова

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Рассматривается вопрос о женских учебных заведениях Иркутска (Си-ропитательном доме Е. Медведниковой, Девичьем институте им. императора Николая I, училище для девиц духовного звания, женском училище 2-го разряда), которые были созданы с участием купеческого капитала, благодаря деятельности иркутского просвещенного купечества.

Ключевые слова: женское образование, купечество, благотворительность.

Иркутскому купечеству первой половины XIX в. были свойственны не только коммерческие ценности и приоритеты, но и стремление к просвещению, общественной деятельности, благотворительности, что было обусловлено рядом нравственных и социально-экономических причин. «Одним из наиболее действенных средств вовлечения купечества в сферу общественной жизни становилась его благотворительная деятельность, получившая в XIX в. особый размах» [10, с. 232].

Иркутское купечество являлось наиболее цивилизованным, образованным в Сибири, его благотворительность распространялась на разнообразные сферы деятельности, важнейшей из которых были просвещение и народное образование, и в том числе женское образование.

Женские учебные заведения Иркутска первой половины XIX в. представлены Сиропитательным домом Е. Медведниковой, Девичьим институтом императора Николая I, училищем для девиц духовного звания, женским училищем 2-го разряда. Эти учебные заведения, открытые по частной инициативе или в результате государственной политики, были созданы с участием купеческого капитала, благодаря деятельности иркутского просвещенного купечества. «Ни один сибирский город не может представить такого длинного списка замечательной буржуазии, как Иркутск» [9, с. 238].

Необходимо отметить неоднородность и многоликость иркутского купечества. Существовали значительные различия в экономическом и общественном положении, в культурных и духовных запросах, мировоззренческих установках представителей третьего сословия; различны были мотивы благотворительности - нравственные, социальные. Возможность повысить свой социальный статус, получить всеобщее признание - это тоже причины благотворительной деятельности, в том числе и в среде иркутского купечества. Неоспоримым является факт большого влияния купечества на развитие

культуры, просвещения, образования в Иркутске. Купцы Медведниковы, Е. А. Кузнецов, И. С. Хаминов стояли у истоков развития женского образования в Иркутске.

Первое учебное заведение для девочек в Иркутске было создано благодаря деятельности купцов Медведниковых. В 1838 г. открылся Сиропита-тельный дом Елизаветы Медведниковой, которая завещала 70 тыс. руб. на образование девочек. Иркутский купец 1-й гильдии, коммерции советник, почетный гражданин города, меценат Иван Логгинович Медведников по завещанию и в память матери Елизаветы Михайловны Медведниковой вместе с братом Логгином Логгиновичем открыл в Иркутске сиропитательный дом.

Сиропитательный дом был благотворительным заведением, целью его создания ставилось «доставить призрение и образование бедным детям женского пола как благородного звания, как и всех свободных сословий... обучать девиц наукам соответственно их силам и понятиям, а также необходимым женским рукоделиям» [1, ф. 156, оп. 1, д. 1, 2]. Первоначально поступили девять воспитанниц, за первое 25-летие существования сиропитатель-ного дома в нем прошли обучение 307 воспитанниц. Для работы с девочками, их воспитания назначался педагогический персонал. Яркой личностью была Е. П. Ротчева. Современники писали о ней: «...получив прекрасное образование и обладая большой начитанностью, она сумела организовать вокруг себя всю тогдашнюю интеллигенцию Иркутска, устраивая литературные вечера, на которых всех пленяла своим умом и артистическим чтением... Постоянными посетителями вечеров были Львов, Петрашевский, Волконский, Трубецкой... Как к своим урокам, обнимавшим отрасли знаний, так и к урокам других преподавателей она всегда относилась с большой требовательностью и аккуратностью» [5, с. 169].

Учебная программа сиропитательного заведения почти полностью соответствовала программе уездных училищ и была достаточно обширной. Изучались следующие предметы: закон Божий, чтение, письмо, рукоделие, священная история, грамматика, арифметика, русская история и география, рисование узоров, церковное пение. Много времени отводилось на занятия рукоделием. Для преподавания основных предметов приглашались учителя иркутских училищ и мужской гимназии. По окончании девочки сдавали экзамены. Поступали на обучение девочки 7-11 лет, большинство из них были детьми мещан, хотя воспитывались здесь за плату и дети привилегированных сословий - дворян, чиновников, также учились дочери купцов, солдат, крестьян.

При открытии сиропитательного дома предполагалось, что обучение девочек беднейшего сословия будет бесплатным - на это благородное дело жертвовала деньги Елизавета Медведникова. Однако этот проект оказался уникален еще и ввиду следующего. Чтобы деятельность учебно-воспитательного учреждения не прекратилась по израсходовании жертвуемых средств, решено было учредить при нем банк. Первый в Сибири коммерческий банк Е. Медведниковой был открыт при сиропитательном доме и должен был быть источником доходов для содержания первого в Сибири женского учебно-воспитательного учреждения. Кроме того, банк должен был служить

коммерческим целям местного купечества - открывалась «для торгующего в Сибири купечества возможность пользоваться денежными пособиями в коммерческих их оборотах» [1, ф. 156, оп. 1, д. 1, 2]. Это было, бесспорно, новым и прогрессивным явлением в экономической жизни города. Учреждение банка на отдаленной сибирской окраине в то время, когда и в более просвещенной Европейской России кредитные учреждения были весьма редким и исключительным явлением, а банковское дело совершенной новостью, было дальновидным действием иркутского купечества. Эта идея вызывалась действительными потребностями Восточно-Сибирского края. И. Л. Медведников, таким образом, «увидел возможность... сделать двоякую пользу...» [1, ф. 156, оп. 1, д. 1, 2]. Иркутский сиропитательный дом имел важное значение для развития образования в крае, он положил начало и «дал толчок к развитию в Иркутске институтского и гимназического образования для девушек» [5, с. 3].

Крупным меценатом, миллионером, иркутским купцом 1-й гильдии, благотворителем был Ефимий Андреевич Кузнецов. Он пожертвовал 110 299 руб. на строительство Иркутского девичьего института им. императора Николая I; благодаря его деятельности было построено училище для девиц духовного звания.

В первой половине XIX в. социально-экономическое и общественное развитие ставило перед женщинами новые задачи, возникала необходимость в подготовке воспитательниц, учительниц, наставниц. В это время открываются новые женские институты. В 1845 г. был создан Девичий институт Восточной Сибири, он относился к учебным заведениям 2-го разряда. Цель учреждаемого заведения состояла в том, чтобы «дочерям благородных чиновников дать по возможности сообразное с их званием и состоянием образование» [6, с. 1]. По проекту, в институт могли поступать дочери чиновников, дворян, а также купцов 1-й и 2-й гильдий, инородческих тайшей и шу-ленгов [6, с. 1].

Был укомплектован штат в 70 учащихся: 40 казеннокоштных и 30 пансионерок. Институт подразделялся на 3 класса: 1-й - 8-12 лет, средний -10-14 лет, в старший класс приема не производилось. Здесь преподавались: закон Божий, арифметика, история, география, российская грамматика, французский язык, естественная история и физика, рисование, пение, музыка, танцы, рукоделие. Вводилась 12-балльная система оценок; проводились экзамены. Начальницы института имели столичное образование и педагогический стаж. Классные дамы ранее работали в столичных институтах и были приглашены в Иркутск, они являлись опытными воспитательницами. В 1860 г. впервые должность классной дамы заняла воспитанница Иркутского девичьего института первого выпуска (1849 г.), пепиньерка М. Г. Тю-менцева, известная тем, что впоследствии организовала в Иркутске детский сад. Контингент преподавателей девичьего института состоял главным образом из преподавателей мужской гимназии.

Девичий институт был единственным в Восточной Сибири первой половины XIX в. средним учебным заведением для девушек, значение его ве-

лико. Выпускницы института (к 1861 г., когда состоялся седьмой выпуск, их было 159 человек [6]) работали в разных городах, находились во главе женских учебных заведений Иркутска - гимназии, прогимназии, сиропитатель-ного дома, Мариинского приюта, детского сада. Выпускница 1855 г. М. А. Гаевская 40 лет - с 1867 по 1907 г. - управляла Иркутской городской публичной библиотекой - лучшим в Восточной Сибири книгохранилищем.

На средства Е. А. Кузнецова в 1854 г. в Иркутске открылось училище для девиц духовного звания (позднее преобразовано в женское епархиальное училище). Оно было создано, как и в других городах России (в частности, Казани, Ярославле), по образцу Царскосельского училища для дочерей церковнослужителей Петербургской епархии. Епархиальные училища относятся к числу сословных школ, цель их - образование и воспитание дочерей духовенства, чтобы они были «достойными супругами служителей алтаря... и попечительными матерями, которые воспитывали бы детей в правилах благочестия и добронравия» [8, с. 215-216].

Архивные материалы раскрывают историю создания училища для девиц духовного звания в Иркутске. В 40-е гг. XIX в. иркутские священники и лица духовного звания неоднократно обращались с просьбой к генерал-губернатору Восточной Сибири В. Я. Руперту о принятии их дочерей в девичий институт. Руперт ходатайствовал о предоставлении права поступать им в девичий институт, на что император писал: «На первый раз согласен, но полезнее было бы сделать для них особую школу наподобие Царскосельской» [2, ф. 796, оп. 128, д. 1176].

Иркутский архиепископ сообщает: «Озабочиваясь всего более тем, чтобы предполагаемое заведение не было обременительно по издержкам, потребным на его устройство, обращались о сем предмете к почетному гражданину Кузнецову, который в письме своем к Преосвященному изъяснил, что, зная бедное положение многих сирот духовного звания, он готов, по чувству христианской любви, пожертвовать на учреждение для них учебного заведения 100 тыс. руб. и ежели этой суммы будет недостаточно на приличное содержание девиц, добавить еще 5-10 тыс. руб. ассигнациями с тем, чтобы это заведение называлось его именем и фамилиею» [2, ф. 796, оп. 128, д. 1176]. Данный вопрос решился положительно, в 1847 г. был издан указ об учреждении в Восточной Сибири школы для дочерей священнослужителей Иркутской епархии. Е. Кузнецов построил за свой счет помещение для училища, место было выбрано возле Иркутского девичьего Знаменского монастыря «на отделяемой для училища луговой монастырской земле... в удобном местоположении, на мысу между Ангарою и устьем реки Ушаковки» [2, ф. 796, оп. 130, д. 815]. Первоначально в училище было принято 48 воспитанниц - 24 казеннокоштные и 24 пансионерки [2, ф. 796, оп. 128, д. 1176]. В 1859 г. обучающихся было 45 человек [4, с. 268]. В 1863 г. насчитывалось 48 воспитанниц [4, с. 268]. Курс обучения примерно соответствовал курсу уездного училища, много времени уделялось рукоделию, ведению домашнего хозяйства. Проводились экзамены, девочки писали сочинения. По развитию женского духовного образования Иркутск

первой половины XIX в. занимал ведущие позиции в Сибири. Иркутское епархиальное училище было единственным в крае для девочек духовного звания, оно имело общеобразовательный характер и не ставило целью подготовить профессиональные кадры.

Результатом политики правительства в области женского образования явилось открытие 25 октября 1860 г. Иркутского женского училища 2-го разряда. Подобные всесословные женские учебные заведения были созданы в различных городах России - Киеве, Самаре, Нижнем Новгороде и др. Иркутское женское училище впоследствии было переименовано в гимназию им. И. С. Хаминова, купца-благотворителя, принимавшего активное участие в деле развития образования. Личность Хаминова (почетного гражданина Иркутска, крупного мецената) привлекает своей индивидуальностью, он сделал успешную карьеру предпринимателя. Его имя связано с историей создания в Иркутске первых женских учебных заведений открытого типа. Более 1 млн руб. передал благотворитель на развитие общественных дел, в том числе на женскую гимназию - более 245 тыс. руб. [3, с. 185].

Таким образом, благодаря деятельности иркутского купечества в городе возникло женское образование. Число обучающихся девочек в городе увеличилось с 19 в 1809 г. (первые известные нам данные) до 323 в 1861 г. (не считая частных школ, число которых трудно определить). Наиболее многочисленным был сиропитательный дом - в 1861 г. здесь обучалось 128 воспитанниц, в девичьм институте училось 88 девушек, женское училище посещали 58 учениц, наконец, духовное училище - 48. В начале 60-х гг. XIX в. 1,3 % жителей города обучалось в женской школе (на 26 тыс. жителей приходилось 323 обучающихся женщины [7, с. 84, 296]). К 1861 г. для всех социальных слоев города имелись женские учебные заведения. По развитию женского образования Иркутск занимал первое место в Сибири.

Таким образом, вклад купечества в развитие женского образования дореформенного Иркутска трудно переоценить, все школы для девочек в первой половине XIX в. были созданы благодаря участию купеческих капиталов.

Список литературы

1. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 156. Оп. 1. Д. 1, 2.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 796. Оп. 128. Д. 1176; Оп. 130. Д. 815.

3. Гаврилова Н. Иван Степанович Хаминов // Иркутск: события, люди, памятники : сб. ст. по материалам журн. «Земля Иркутская» / сост. А. Н. Гаращенко. -Иркутск, 2006. - С. 177-187.

4. Сукачев В. П. Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Восточной Сибири / В. П. Сукачев. - М. : Типо-лит. И. Н. Кушнерева и К°, 1891. - 268 с.

5. Иркутский Сиропитательный дом Е. Медведниковой / Совет иркут. Сиро-питат. дома. - Иркутск : Тип. газ. «Сибирь», 1888. - 235 с.

6. Исторический очерк деятельности Иркутского института императора Николая 1. Первое 50-летие. 1845-1895. - Иркутск : Типо-лит. П. И. Макушина, 1896. -98 с.

7. Кузнецова М. В. Иркутская школа в XVШ - I половине XIX в. / М. В. Кузнецова. - Иркутск : Обл. тип. № 1, 2011. - 312 с.

8. Лихачева Е. Материалы для истории женского образования России (18281856) / Е. Лихачева. - СПб. : Тип. М. М. Стасюлевича, 1899. - Т. 3. - 391 с.

9. Потанин Г. Н. Еорода Сибири // Сибирь. Ее современное состояние и ее нужды. - СПб., 1908. - С. 234-259.

10 .Шахеров В. П. Социокультурные процессы в городской среде Байкальской Сибири XVIII - I половины XIX в. / В. П. Шахеров. - Иркутск : Изд-во ИЕУ, 2013. -256 с.

Role of Merchant Class in the Development of Female Education in the Rrereform Irkutsk

M. V. Kuznetsova

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. This article deals with the young women educational institutions in Irkutsk (the orphanage of Medvednikova, the girls' institute in the name of the emperor Nicolay I, the ecclesiastical school for girls, the female school of the second rank) which construction was financed by the merchant class and contributed by the enlightened merchants of Irkutsk.

Keywords: female education, merchantrym charity.

Кузнецова Марина Валерьевна

кандидат исторических наук, доцент, кафедра прикладной информатики и документоведения

Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 тел.: 8(3952)52-10-56 e-mail: mv39@yandex.ru

Kuznetsova Marina Valeryevna

Candidate of Sciences (History), Associate Professor Department of Applied Informatics and Records Management Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 tel.: 8(3952)52-10-56 e-mail: mv39@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.