Изд-во МГУ, 1981. 132 с.
5. История развития газеты в России до революции 1917 г. [Электронный ресурс]. URL: musei.ru/article/article/view/14561 (27 марта 2014).
6. Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до преце-дентности. Волгоград: Перемена, 2004. 288 с.
7. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000). 3-е изд., испр. М.: Флинта, 2012. 640 с.
8. Музей российской печати [Электронный ресурс]. URL: http://mediamuseum.guru.ru/magazines (29 марта 2014).
9. Онлайнгазета.инфо [Электронный ресурс]. URL: http://www.onlinegazeta.info (2 апр. 2014).
10. Рохленко Д.Б. Первая русская печатная газета // Наука и жизнь. 2003. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkj.ru/archive/articles/9324/ (27 марта 2014).
УДК 373.167
ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЖЕНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В г. ИРКУТСКЕ
© И.В. Гимельштейн1, Ю.П. Сергеева2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Государственный архив новейшей истории Иркутской области, 664025, Россия, г. Иркутск, ул. Марата, 19.
Раскрываются причины возникновения системы женского образования в России. Исследуется структура управления российскими женскими учебно-воспитательными заведениями и особенности их функционирования. Аргументируется необходимость появления женских учебных заведений в г. Иркутске. Проводится количественное и качественное сравнение предметов, изучаемых в различных иркутских женских учебно-воспитательных заведениях. Анализируется социальный состав учениц в учреждениях для девушек г. Иркутска. Табл. 1. Библиогр. 8 назв.
Ключевые слова: женское образование; процесс обучения; структура женских институтов; учебная программа; сословная дифференциация.
FEMALE EDUCATIONAL SYSTEM FORMATION IN IRKUTSK I.V. Gimelstein, Yu.P. Sergeeva
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia. State Archive of Irkutsk Region Modern History, 19 Marat St., Irkutsk, 664025, Russia.
The article deals with the reasons of female educational system origination in Russia. It studies the management system of Russian female educational institutions and their operational features. The need for the foundation of female educational institutions in the city of Irkutsk is argued. The subjects studied in various female educational institutions of Irkutsk are given quantitative and qualitative comparison. Social composition of students at the educational institutions for girls in Irkutsk is analyzed as well. 1 table. 8 sources.
Key words: female education; training process; structure of women's institutes; curriculum; class differentiation.
На протяжении многих столетий в социально-экономической и политической сферах доминировали мужчины. Хотя образ жизни представительниц отдельных социальных слоев существенно различался, в целом российские женщины оставались юридически неполноправными гражданами своей страны. Согласно преобладающим патриархальным взглядам женщина должна быть лишь женой, матерью и хранительницей домашнего очага. Сложившаяся ситуация вынуждала женщину выходить замуж по расчету за мужчину, который мог бы обеспечить ее и будущих детей. Такая зависимость была обусловлена ее экономической несостоятельностью. Однако традиционные представления о существовании мужской и жен-
ской сфер деятельности в обществе входили в противоречие с действительностью начала XIX в. Значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы петровских преобразований создали условия для принципиально новых процессов в экономике, что потребовало широкого привлечения рабочей силы в различные отрасли хозяйства. И женщина, обязанная доселе только рожать, воспитывать детей и вести хозяйство, была вовлечена в разрастающийся рынок труда. Женщина наравне с мужчиной была включена в поток трансформирующейся жизни и начала играть в ней все большую и большую роль. Женщина менялась в соответствии с изменяющейся эпохой, и даже обго-
1Гимельштейн Ирина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента, тел.: 89148862144, e-mail: gim1008@yandex.ru
Gimelstein Irina, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics and Management, tel.: 89148862144, e-mail: gim1008@yandex.ru
2Сергеева Юлия Петровна, главный специалист, тел.: 89149528183, e-mail: vesna2907@yandex.ru Sergeeva Yulia, Chief Specialist, tel.: 89149528183, e-mail: vesna2907@yandex.ru
няла ее, «...женщина с ее напряженной эмоциональностью, живо и непосредственно впитывает особенности своего времени.» [5, с. 60]. Разделение женщиной труда с мужчиной позволило в дальнейшем вывести на арену новый тип женщины - женщины-труженицы. На формирование нового типа российской женщины, которую отличали отказ от праздной жизни, стремление к полезной деятельности и экономической независимости, инициативность и самостоятельность в принятии решений, немаловажное влияние оказали отечественные и западноевропейские идеи о демократическом преобразовании государственного устройства, равноправии полов, роли женщины в обществе и семейных отношениях.
Наглядным примером скромной и в то же время деятельной образованной женщины стали жены декабристов, сыгравшие огромную роль не только в обучении грамоте населения в местах ссылки их мужей, но и в общем культурном развитии местного общества (именно этому образу стремились соответствовать выпускницы институтов благородных девиц). Женщина начала XIX в. много читала, изучала иностранные языки, музицировала, занималась самообразованием. Заботясь об интеллектуальном развитии своих детей, женщина стремилась привить им интерес и любовь к чтению литературы. «Книга стала ... обязательным спутником детства» [5, с. 82], предметом, необходимым в духовном и нравственном воспитании ребенка. В высокоинтеллектуальных семьях воспитывался человек необыкновенной честности, благородства и тонкости чувств. Таким образом, культурная атмосфера в семье во многом зависела от уровня образованности и воспитания женщины. По мнению К.Д. Ушинского, «через женщину только прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и общественную жизнь».
Положение женщины в обществе определялось по чину отца или мужа, соответственно, от этого зависели ее воспитание, характер и образ жизни. Социальному положению должен был соответствовать и тип образования. Поскольку не все имели возможность домашнего обучения, возник «спрос» на женское образование в казенных заведениях, где оно предоставлялось в организованной форме.
Однако официальная политика дореформенной России в начале XIX в. исключала возможность обучения женщин как в школах, так и в высших учебных заведениях. Такая законодательная изоляция повлияла на то, что женское образование сосредотачивалось только в оторванных от общей образовательной системы институтах благородных девиц, в частных женских пансионах и школах. Возникновение в провинции женских учебных заведений главным образом зависело от различных частных учреждений, обществ. Все женские учебные заведения делились на четыре разряда, в зависимости от которого составлялись учебные программы. В первый разряд входили элитные столичные девичьи институты, где обучаться имели право только дочери дворян, такие как Смольный, где была самая обширная среди прочих учебная программа. В первой четверти XIX в. было создано 10
институтов благородных девиц, которые отличались сословностью и замкнутостью. Пять из них находились в Санкт-Петербурге, три - в Москве (училище ордена св. Екатерины (1802 г.), Александровский (1804 г.) и Елизаветинский (1825 г.) институты), два были открыты в провинции: Харьковский институт (в 1812 г.) и Полтавский институт (в 1819 г.).
Структура всех женских учебно-воспитательных учреждений вне зависимости от разряда была примерно одинаковой: главное управление учебным заведением осуществлял Совет, председательствовал в котором генерал-губернатор, в него также входили: попечители, предводители дворянства, управляющие учебной и хозяйственной частью, секретарь Совета. Заседал Совет в среднем раз в месяц, за исключением вопросов, требующих срочного решения. Совет занимался рассмотрением отчетов управляющих учебной и хозяйственной частями, вопросами доходов и расходов заведения, присуждением наград выпускницам, внутренними и кадровыми вопросами, также Совету была непосредственно подчинена начальница института. Управляющему по учебной части подчинялся инспектор классов, который непосредственно следил за преподавателями. Обязанности инспектора состояли «в надзоре за добросовестным исполнением учителями своих обязанностей как в отношении к точному и своевременному преподаванию лекций, так и к самой методе преподавания и направления оного согласно с указаниями, с целью заведения и с видами правительства, разделение и расписание учебных предметов и часов по классам и наблюдение за прилежанием и успехами девиц» [2, с. 6].
Институты делились на три класса с двухлетним обучением в каждом. В конце учебного года проводились экзамены во всех классах заведения в присутствии и под руководством члена Совета по учебной части и инспектора классов. На экзаменах имели право присутствовать и другие члены Совета. В выпускном классе назначался публичный экзамен в присутствии всех членов Совета, приглашенных почетных лиц, а также родителей и родственников воспитанниц. Лучшие выпускницы награждались книгами и медалями, их кандидатуры Совет заведения утверждал лично у императрицы. Внутренним управлением заведения занималась начальница, на которую была возложена важная миссия - направлять воспитанниц и контролировать процесс их воспитания и образования, нраво-учать и наставлять их. Начальнице заведения подчинялись классные дамы, контролирующие прикрепленный к каждой из них класс. В их обязанности входило также следить за внешним видом воспитанниц. Управление хозяйственною частью было поручено особому члену Совета, которому подчинялись экономист, смотритель, бухгалтер, ключница.
Город Иркутск не был исключением среди провинциальных городов Российской империи, и здесь, в соответствии с общими тенденциями, также возникали женские учебно-воспитательные заведения.
Безграмотность женского населения г. Иркутска иллюстрируют слова И.Т. Калашникова, относящиеся к 20-м гг. XIX в.: «Для женщин в Иркутске не было ни-
какого училища. Они учились грамоте кое-как самоучкой и то не все, а только избраннейшие чада фортуны: прочие были безграмотные или весьма малограмотные, читали и особенно писали с грехом пополам. Но не бывает правила без исключения. Я говорил уже в первой части моих записок о дочери купца, Поповой, удивившей меня своими познаниями. Сверх того я знал еще одну даму, также из купеческого сословия, весьма умную начитанную» [8, о. 82].
Первым женским учебно-воспитательным заведением в Иркутске стал Сиропитательный дом Елизаветы Михайловны Медведниковой. Потеряв родителей в детстве, Елизавета Михайловна прочувствовала на себе, что значит быть сиротой. Она не получила почти никакого образования, поэтому заветной ее мечтой было организовать в Иркутске приют для девочек-сирот, где бы они бесплатно получали воспитание и образование. На завещанные ею деньги 21 апреля 1838 г. был открыт Сиропитательный дом Елизаветы Медведниковой. Сиропитательный дом был уникальным заведением для Иркутска, его можно считать аналогом Дома Трудолюбия (позднее Елизаветинского училища), основанного в Петербурге в 1806 г. Его цель состояла также и в том, чтобы кроме призрения, воспитания и образования «доставить возможность девицам содержать себя трудами» [4, о. 77].
Сиропитательный дом в Иркутске пользовался известностью и популярностью, число его воспитанниц постоянно росло. Это было первое женское учебное заведение для сирот в Восточной Сибири, в которое брали девушек как благородного звания, так и всех свободных состояний. Социальной базой заведения с 1838 по 1855 гг. являлись в большей степени дочери представителей мещанского и цехового сословия (44,4%), дочери дворян и чиновников (29,4%), дочери солдат и казаков (16,1%), дочери духовных лиц (14,4%), представительницы крестьянства (3,3%), купеческие дочери (1,2%). Данные цифры обусловлены тем, что у представительниц малоимущих городских слоев населения было меньше возможностей прокормиться самостоятельно в будущем. Поэтому, поступая в Сиропитательный дом, они преследовали цель получить практические навыки работы по имеющимся в заведении ремеслам и рукоделиям. Достаточно высокий процент представительниц дворянства и дочерей чиновников объясняется пониманием важности наличия образования. Ближайшее учебное заведение для девиц благородного происхождения находилось в Казани, поэтому отправление дочерей в институты для сибирского чиновничества было связано с большими трудностями и расходами. Одним хорошее образование для своих дочерей было недоступно из-за материального состояния, другим сложно было отпустить дочерей в столь юном возрасте (10-12 лет) в такой дальний путь, а третьи были «столь нежны к детям своим, что никак не в состоянии расстаться с ними, хотя бы на время их воспитания...» [3, о. 2]. И родители, находясь на службе в отдаленном от центра крае или проживая здесь, зачастую не имея средств и возможностей отправить своих детей обучаться в европейскую часть России, старались дать дочерям либо
домашнее образование, либо устроить их в Сиропитательный дом - единственное (вплоть до открытия Девичьего института) образовательное учреждение для девушек.
Дочери ссыльных декабристов нуждались в хорошем образовании, получить которое в условиях ссылки не было возможности. В редких случаях они могли обучаться в Сиропитательном доме, где образование хотя и было недостаточно глубоким, но позволяло освоить профессию и организовать свою судьбу [7, о. 208].
Невозможность дать детям образование нередко фигурировала в отчетах и записках генерал-губернаторов, как одна из причин, затруднявших привлечение на службу в Сибирь добросовестных и компетентных чиновников [6, о. 85]. Большая необходимость не только для Иркутска, но и для всего края в женском учебном заведении с более широкой образовательной программой, чем та, которая была в Мед-ведниковском сиропитательном доме, побудила генерал-губернатора Вильгельма Яковлевича Руперта учредить в Иркутске Девичий институт, открытие которого состоялось в 1845 г. Это учебное заведение преследовало уже другую цель, нежели Сиропитательный дом. Оно учреждалось для того, «.чтобы дать дочерям благородных чиновников по возможности сообразное с их званием и состоянием образование» [3, о. 1]. Девичий институт Восточной Сибири относился ко второму разряду женских учебных заведений наравне с Санкт-Петербургским и Московским Александровскими училищами. Основными целями учреждения было обучение девушек из состоятельных семей и получение ими достойного образования. Социальная база Девичьего института по сравнению с Сиропита-тельным домом значительно уже: туда принимались только дочери дворян, чиновников, купцов 1-й и 2-й гильдий и инородческой знати, но именно это выделяло Иркутский девичий институт из всех существовавших тогда учебных заведений подобного типа. По статистическим данным, с 1845 по 1859 гг. ученицы Института по сословной принадлежности распределялись следующим образом: 79,8% из них были дочерьми чиновников и офицеров; 11,1% - дочери купцов; 2% - дочери представителей духовенства; 1,3% - дворянки.
Вся история Института с момента его создания свидетельствует о том, что генерал-губернаторы Иркутской губернии всегда уделяли ему и его нуждам особое внимание. Под руководством В.Я. Руперта в 1840 г. была создана особая комиссия по разработке проекта Устава Девичьего института Восточной Сибири, и 21 апреля 1841 г. он был высочайше утвержден. В Институте могли обучаться 70 девиц (40 из которых - казеннокоштные (т.е. обучающиеся за казенный счет) и 30 - пенсионерки), которые воспитывались на средства Ведомства учреждений императрицы Марии, правительственных и общественных учреждений, за счет средств родителей и пожертвований частных лиц. Институт находился под непосредственным покровительством императрицы, управление осуществлял Главный Совет женских учебных заведений. На
местном уровне в соответствии с п. 8 Устава заведения его представлял Совет, где председательствовали: с 1845-1847 гг. - Вильгельм Яковлевич Руперт, с 1847-1861 гг. - Николай Николаевич Муравьев-Амурский. Начальница заведовала нравственным и физическим воспитанием девиц, за умственное образование отвечал директор училищ Иркутской губернии, входивший в Совет, также один из членов Совета отвечал за хозяйственную часть [1, л. 2-3]. Среди воспитанниц Девичьего института Восточной Сибири были дочери декабристов: С.П. Трубецкого - Елизавета и Зинаида, дочь В.Ф. Раевского Софья, внучки Н.А. Бестужева - Екатерина и Наталья Гомбоевы. Таким образом, Институт воспитал первых представительниц женской интеллигенции Иркутска.
Основным образцом для деятельности провинциальных девичьих институтов являлись Положения о Патриотическом и Полтавском институтах благородных девиц. Несмотря на то что отсутствие обязательной, официальной учебной программы позволяло советам учебных заведений на местах сужать либо расширять программы обучения, делать акценты на те или иные предметы, во всех воспитательно-образовательных заведениях для девушек учебный курс выстраивался по единой схеме и имел незначительные различия в зависимости от конкретного заведения.
В низшем и среднем классах Института и первом и втором классах Сиропитательного дома учились девочки от 7 до 10 лет. Учебный курс каждого класса продолжался два года, обучение длилось шесть лет. Девочки находились в заведении до 16 лет, а затем получали место в школах, воспитательных заведениях.
В соответствии с Уставом Девичьего института Восточной Сибири от 1841 г. определялись следующие предметы для преподавания в низшем классе: закон Божий, арифметика, география, русская грамматика, французский язык, чистописание, рисование, рукоделия, танцы, пение, музыка [1, л. 13]. На втором
году обучения в низшем классе добавлялись всеобщая история и политическая география. В среднем классе продолжалось преподавание предметов со второго года обучения в низшем классе, на втором году добавляется русская словесность. В программу обучения Сиропитательного дома также был включен закон божий, русская грамота, арифметика, пение, гимнастика, рукоделие и домашнее хозяйство. Во втором классе обучения добавлялись география и история, естествоведение, чистописание и рисование. Учебный процесс в заведениях начинался в 9 ч утра и заканчивался в 5 ч вечера. Предметы и число уроков, проводимых в Девичьем институте и Сиропитатель-ном доме, представлены в таблице.
Сведения, представленные в таблице, показывают, что набор основных предметов в Институте и Си-ропитательном доме одинаков, но институтская программа отличается большим разнообразием, она более сбалансирована: в ней равномерно распределено количество уроков в неделю по всем предметам (отметим, что французский язык изучается во всех классах). Программа Сиропитательного дома имеет очевидный перегиб в сторону занятий рукоделием и домашним хозяйством, количество которых увеличивается с каждым годом обучения. Это связано с тем, что в женских учебных заведениях третьего разряда, которым являлся Сиропитательный дом, занятия сосредоточивались главным образом на ремеслах и рукоделиях.
Недельная нагрузка в Сиропитательном доме больше, также больше времени выделено на русскую грамматику и арифметику. Такое распределение уроков связано с тем, что в младших классах Сиропита-тельного дома давали базовые знания, а в старших классах увеличивалось количество уроков рукоделия и домашнего хозяйства. С конца 1881 г. общеобразовательный курс учебного заведения был значительно расширен, введены новые профессиональные предметы - прачечное мастерство, швейное и конторское дело.
Программы обучения в Девичьем институте Восточной Сибири и Сиропитательном доме
Предмет Девичий институт Восточной Сибири Сиропитательный дом
Низший класс Средний класс 1 отд. 2 отд.
Закон Божий 4 4 4 4
Арифметика 4 4 8 6
Русская грамота/грамматика 4 4 12 6
Пение 2 2 6 4
Гимнастика/танцевание 4 4 6 4
Рукоделие и домашнее хозяйство * * 12 20
География 4 4 - 2
История 2 4 - 2
Французский язык 6 4 - -
Чистописание 4 4 - 4
Рисование 4 4 - 4
Музыка 2 2 - -
Естествоведение - - - 4
Количество учебных часов, итого 40 40 48 60
*Распределение количества занятий рукоделием в Институте определялось начальницей.
В свою очередь в Девичьем институте количество уроков по основным предметам с каждым годом обучения увеличивалось. Учебно-воспитательная подготовка в заведении была направлена на то, чтобы дать девушке практические навыки для поступления на службу в качестве горничной, швеи, няньки или экономки или быть хозяйкой в своей семье после замужества.
Некоторые предметы в обоих заведениях вели одни и те же преподаватели, например, закон божий с 1845 г. в Девичьем институте и с 1847 г. в Сиропита-тельном доме преподавал проторей Александр Орлов, математику с 1847 г. - Рычков Иван, рисование и чистописание с 1845 г. - Бушин.
Сословная дифференциация, закрепленная в Уставе Девичьего института, и сиротская направленность деятельности Сиропитательного дома отражались как на контингенте воспитанниц, так и на особенностях обучения. Но на этапе формирования у Сиро-питательного дома и Девичьего института было много
общих черт в образовательном процессе. Несмотря на общее ужесточение сословной политики в николаевское царствование, обучение фундаментальным предметам и получение элементарной грамотности воспитанницами характерны для всех типов женских образовательных учреждений, и иркутские женские образовательные учреждения следовали общероссийским тенденциям развития.
Несмотря на то что российское общество XIX в. в целом не нуждалось в высокообразованных женщинах, определенные слои стремились к тому, чтобы дать своим детям соответствующее образование. Они имели средства и возможности для организации женских учебных заведений, и возникновение учебных заведений данного типа поощрялось государством. Общественная инициатива и государственное одобрение в совокупности дали толчок к формированию и развитию среднего женского образования в Иркутске, а затем и во всей Восточной Сибири.
Статья поступила 13.05.2014 г.
Библиографический список
5. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Изд-во «Искусство - СПБ», 1994. 390 с.
6. Матханова Н.П. Генерал-губернаторы Восточной Сибири середины XIX века: В.Я. Руперт, Н.Н. Муравьев-Амурский, М.С. Корсаков / отв. ред. Н.Н. Покровский. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1998. 428 с.
7. Перцева Т.А. Дети декабристов в Иркутском сиропита-тельном доме // Сибиряковские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Иркутск, 12-13 окт. 2011 г.). Иркутск, 2011. С.206-211.
8. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Новониколаевск: Сибирское областное государственное изд-во, 1923.
1. Государственный архив Иркутской области. Ф. 64. О. 1. Д. 3 (распоряжения, положение и переписка об открытии Девичьего института Восточной Сибири).
2. Исторический очерк Белостокского института благородных девиц 1841-1891 г. / сост. Н.П. Авенариус. Белосток: Типо-литоргафия Л.И. Хараша, 1891 [Электронный ресурс]. URL: http://personalhistory.ru/papers/belostok.htm (23 марта 2014).
3. Исторический очерк деятельности Иркутского Института Императора Николая I: первое пятидесятилетие. 1845-1895. Иркутск: Типо-литография П.И. Макушина, 1896. 98 с.
4. Лихачева Е.О. Материалы для истории женского образования в России (1086-1856). СПб.: Типография М.М. Стасю-левича, 1899. 887 с.
УДК 947(47)+281.93-3
СТАРООБРЯДЦЫ ЗАБАЙКАЛЬЯ В 1930-е гг. © О.Б. Гордеева1
Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15.
Рассматривается влияние политики советского государства на жизнь и духовную культуру старообрядцев Забайкалья (семейских) в период репрессий 30-х гг. ХХ в. Приводятся основные постановления правительства, касающиеся репрессивной политики в отношении верующих, архивные данные и другие документы, влияющие на жизнь староверов. Делается вывод о том, что в данный исторический период 1930-х гг. отмечается усиление антирелигиозной пропаганды, происходит закрытие и разрушение храмов, совершаются массовые расстрелы священников и кулаков. Такая политика государства была направлена на полное уничтожение религии в государстве, а также самих старообрядцев как носителей этой религии. Табл. 3. Библиогр. 17 назв.
Ключевые слова: староверы; государственная политика; политические репрессии; кулаки; враги народа; постановления правительства.
TRANSBAIKAL OLD BELIEVERS IN 1930-ies O.B. Gordeeva
Irkutsk State University of Railway Engineering, 15 Chernyshevsky St., Irkutsk, 664074, Russia.
1Гордеева Оксана Бенедиктовна, аспирант, тел.: (3952) 387607, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru Gordeeva Oksana, Postgraduate, tel.: (3952) 387607, e-mail: oksana.gordeeva.1969@mail.ru