Научная статья на тему 'Попечительные советы средних профессиональных учебных заведений Казани на рубеже XIX - XX веков'

Попечительные советы средних профессиональных учебных заведений Казани на рубеже XIX - XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
160
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ / КОММЕРЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ / РЕМЕСЛЕННОЕ УЧИЛИЩЕ / РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ / ТОРГОВАЯ ШКОЛА / КАЗАНЬ / COUNCIL OF GUARDIANS / COMMERCIAL SCHOOL / VOCATIONAL SCHOOL / RIVER SCHOOL / TRADING SCHOOL / KAZAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магсумов Тимур Альбертович

Рассмотрены нормативно-правовые и практические аспекты устройства и функционирования попечительных советов средних профессиональных учебных заведений дореволюционной Казани. Особое внимание уделено анализу составов, организации работы и основных направлений их деятельности. Делается вывод об эффективности работы попечительных советов коммерческих школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Попечительные советы средних профессиональных учебных заведений Казани на рубеже XIX - XX веков»

УДК 377.5

Т.А. Магсумов

ПОПЕЧИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ СРЕДНИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ КАЗАНИ НА РУБЕЖЕ XIX - XX ВЕКОВ

Рассмотрены нормативно-правовые и практические аспекты устройства и функционирования попечительных советов средних профессиональных учебных заведений дореволюционной Казани. Особое внимание уделено анализу составов, организации работы и основных направлений их деятельности. Делается вывод об эффективности работы попечительных советов коммерческих школ.

Попечительный совет, коммерческое училище, ремесленное училище, речное училище, торговая школа, Казань.

The article considers legal and practical aspects of structure and functioning of the councils of guardians of secondary vocational schools in the pre-revolutionary Kazan. The special attention is given to the analysis of the compounds, organization and basic directions of their activity. The conclusion on the effectiveness of the board of trustees of commercial schools was made.

Council of guardians, commercial school, vocational school, river school, trading school, Kazan.

В современных условиях появления в России слоя состоятельных граждан и недостатка у государства средств на финансирование образования, в целях сохранения и приумножения культурного и интеллектуального потенциала страны и поиска эффективных форм и способов обеспечения автономности образования становятся востребованными институты попечительства.

Институт попечительства учебных заведений складывался постепенно, начиная с XVIII века, когда для оказания помощи открывавшимся учебным заведениям назначали отдельных состоятельных лиц. Однако целостная система патронирования образовательных учреждений в нашей стране была создана во второй половине XIX века. В нее вошли как попечители по должности, так и попечительные советы и отдельные попечители, а также общества вспомоществования нуждающимся учащимся.

Попечительные советы стали особыми органами управления в негосударственной школе и части учебных заведений, не входящих в ведомство Министерства народного просвещения. В практику организации и деятельности коммерческих учебных заведений были заложены принципы и нормы, которые существенно отличались от соответствующих оснований деятельности государственных средних профессиональных учебных заведений. Этот процесс не обошел и негосударственные средние профессиональные школы Казани. С первых шагов их деятельность строилась на коллегиальной основе.

Составы попечительных советов были практически идентичными. Условно членов советов можно подразделить на следующие группы: непременные (постоянные), выборные и представители.

Постоянными членами советов были:

1. Руководитель учебного заведения (в Казанском коммерческом училище (далее - ККУ) еще и инспектор, а при отсутствии должности инспектора -один из преподавателей по выбору педагогического совета; в Казанской торговой школе (далее - КТШ) -один из педагогов по выбору педсовета);

2. Представитель от министерства, которому

подчинялось учебное заведение (начальник местного округа путей сообщения или его заместитель по наблюдению за училищем - в Казанском речном училище (далее - КРУ), представитель министерства торговли и промышленности - в ККУ и КТШ, если таковой будет назначен министром торговли и промышленности). Здесь необходимо отметить, что, несмотря на негосударственный характер

рассматриваемых учебных заведений, профильные министерства посредством своих представителей в попечительных советах могли осуществлять контролирующие функции. Хотя среди всех

казанских средних профессиональных учебных заведений министерский представитель имелся лишь в составе речного училища - окружной инспектор судоходства Казанского округа, статский советник Сергей Петрович Доможиров [7, с. 2];

3. Почетные попечители (в коммерческих

училищах) или почетные блюстители (в торговых школах и ремесленных училищах), если такие лица избирались попечительным советом из числа людей, оказавших учебному заведению особые услуги.

К выборным членам советов (в числе которых был и председатель совета) относились лица, которых избирал учредитель учебного заведения. В ККУ (4 человека) и КТШ (5 человек) их выбирала Казанская городская дума. Все выборные члены коммерческих образовательных учреждений утверждались министром торговли и промышленности. В Казанском Александровском ремесленном училище (далее - КАРУ) трех попечителей избирала Казанская городская дума, и двух человек избирало мещанское общество [4, с. 41]. Председатель попечительного совета, вполне естественно, был выборным представителем учредителя, который через него осуществлял контроль и общее руководство учебным заведением.

В число членов попечительных советов могли входить представители общественности,

организаций, учреждений и частных лиц, субсидирующих учебное заведение.

Если проанализировать составы попечительных советов негосударственных школ Казани, то можно констатировать, что в число их членов входили в основном представители чиновничьей,

общественной и финансовой элиты города. Так, из 13 членов попечительного совета ККУ (не считая директора и инспектора) на 1911 - 1912 учебный год в органах власти и местного самоуправления было представлено 10 членов совета, из них: депутат Государственной думы, почетный мировой судья, шесть гласных городской думы, предводитель уездного дворянства, гласный губернского земского собрания. С финансовыми кругами было связано восемь человек, из которых: два директора казанских отделений крупных российских банков, председатель правления, член совета и член правления Казанского купеческого банка, председатель Казанского биржевого комитета и его заместитель, член Казанской и Московской бирж. При всем этом восемь членов совета состояли председателями и членами 18 благотворительных и общественных организаций [2, с. 3 - 7].

Составы попечительных советов оставались более-менее постоянными; изменения в них происходили в основном по причине смены места жительства или смерти членов совета. Это способствовало согласованности действий членов совета, быстрому решению поставленных перед ним задач. Так, за первые 25 лет существования КАРУ в состав попечительного совета училища входило 20 членов [1, с. 15 - 16].

Руководство попечительными советами коммерческих учебных заведений осуществляли их председатели. В целом на них лежали следующие обязанности:

- назначение заседаний совета и председательствование в нем;

- сношение с подлежащими учреждениями и лицами по делам совета;

- представление вышестоящим инстанциям ежегодных отчетов по учебному заведению.

Столь сухой перечень обязанностей вовсе не означал, что председатели попечительных советов занимались только этими вопросами. Главной задачей для большинства из них была забота о развитии учебного заведения. Рассмотрим, к примеру, основные достижения председателей попечительного совета КАРУ. Первый председатель И.К. Кузнецов (1881 - 1882) (в скобках указаны сроки председательства лиц в попечительном совете.

- Т. М.) предоставил под первоначальное помещение для училища второй этаж деревянного флигеля в своем доме. Он также был и первым заказчиком в училище. Сменивший его И.Я. Павловский (1882 -1891) придал ремесленному образованию коммерческую направленность, при нем училище стало активно принимать частные заказы. Следующий председатель - В.Н. Емельянов (1891 -1901), по почину которого училище было оборудовано машинами и станками, а ручной способ обработки дерева и металлов был заменен более

продуктивным и совершенным - машинным. М.А. Тюфилин (1901 - 1914) приложил все силы, чтобы училище не было закрыто и не лишилось городского финансирования.

Обязанности, вменяемые законодательством

попечительным советам, можно подразделить на две основные группы:

1. Финансово-хозяйственные. К ним

относились: изыскание средств к содержанию и материальному улучшению учебного заведения и их расход наиболее оптимальным образом; заведование имуществом и денежными средствами,

принадлежащими школам; составление ежегодных смет и отчетов по содержанию школы; заключение контрактов на поставку необходимых для

содержания учебного заведения предметов, ремонт здания, классных принадлежностей и пр.; свидетельствование ежемесячное - наличности кассы и ежегодное - имущества школы.

Следует отметить, что, согласно уставу ККУ, хозяйственный комитет училища учреждался в помощь попечительному совету, и председателем его мог стать только член последнего. Такая

формулировка показывает, что хозяйственный

комитет создавался для решения вопросов, связанных, прежде всего, с покупкой оборудования, материалов, с мелким ремонтом. Также в хозяйственных комитетах проводилось обсуждение более крупных хозяйственных проблем с последующим вынесением их на заседание

попечительного совета. Таким образом,

попечительный совет перекладывал ряд своих финансово-хозяйственных забот на подконтрольный ему хозяйственный комитет. Делалось это, по нашему мнению, для экономии времени членов попечительного совета, которые, как будет сказано ниже, не всегда могли уделить много времени для работы в совете.

2. Регулирование деятельности участников

педагогического процесса. В отношении учащихся это: рассмотрение просьб об освобождении

недостаточных учеников от платы за обучение и выдача единовременных пособий и стипендий, если таковые будут учреждены при учебном заведении; содействие трудоустройству выпускников по специальности.

Что же касается преподавательского корпуса, то здесь были различия, обусловленные типом учебного заведения. Так, в ККУ попечительный совет представлял на утверждение министра торговли и промышленности кандидатов на должность директора училища, рассматривал представления директора о денежном награждении служащих и о высших окладах преподавателям, рассматривал представления педагогического комитета по вопросам, касающимся программ и учебных планов преподавания специальных предметов.

Попечительный совет КТШ избирал преподавателей и всех должностных лиц школы, за исключением инспектора, представлял их министру торговли и

промышленности на утверждение и на увольнение, назначал им содержание [9, с. 12 - 13], [10, с. 6 - 7].

Председатель и члены совета имели право посещать занятия и присутствовать на переводных и выпускных экзаменах. При этом они не имели права делать какие-либо распоряжения или замечания лично от себя, но могли вносить их на рассмотрение попечительного совета [9, с. 11], [10, с. 7].

Председатель или один из членов попечительного совета, по выбору последнего, был членом педсовета с правом голоса [5, с. 32].

Судя по уставам, основные обязанности советов сводились к финансово-хозяйственным заботам. Однако на практике работа попечительных советов была намного шире. Рассматривая отчеты о работе попечительных советов торговой школы, коммерческого, речного и ремесленного училищ Казани, можно выделить и другие направления деятельности советов: заслушивание распоряжений учебных отделов профильных министерств, возбуждение ходатайств о приеме учеников в учебное заведение сверх нормы, рассмотрение порядка празднования в училищах выдающихся событий российской жизни, возбуждение мотивированных ходатайств в различные инстанции по вопросам обучения, носившим общероссийский характер, страхование движимого и недвижимого имущества училищ, выражение благодарностей отдельным лицам и учреждениям, оказавшим помощь учебному заведению, возбуждение ходатайств о субсидиях, выделение средств на научные командировки преподавателей, содействие в пополнении (не покупке!) учебного заведения книгами и учебными пособиями и мн. др. [6, с. 5 - 7], [2, с. 10 - 16]. Однако главными заботами

большинства советов все же оставались постройка училищных зданий, поиск средств на зарплату персоналу и развитие материальной базы школы.

Попечительный совет ККУ собирался по мере необходимости, но должен был делать это не реже раза в месяц. За первые десять лет существования коммерческого училища было проведено 123 собрания попечительного совета [3, с. 26], т.е. в среднем 12,3 раза в год.

Для того чтобы заседание попечительного совета ККУ считалось действительным, было необходимо присутствие на нем не менее половины его членов. В случае если заседание совета все же не состоялось вследствие неявки более половины членов, то следующее заседание совета, назначаемое не ранее чем через три дня, считалось законно состоявшимся, если на нем присутствовал председатель совета (или лицо, его заменяющее), директор и два члена совета [9, с. 14]. Столь малый по числу членов кворум был утвержден, по-нашему мнению, в связи с тем, что подавляющее большинство членов совета были заняты основной работой и, естественно, не всегда могли посещать заседания совета. В этой связи весьма примечательно замеченное нами резкое несовпадение подписей на протоколах заседаний одного из членов попечительного совета - купца Саид-Гирея Шагиахметовича Алкина. Так, только в

протоколах за вторую половину 1904 года мы выявили шесть его подписей, из них две -одинаковые и четыре - совершенно другие [8, л. 3, 6

- 8, 10, 15]. Вполне допустимо, что, не имея возможности явиться на заседание, он отправлял кого-нибудь из своих многочисленных

родственников или подчиненных.

Вопросы в совете решались простым большинством голосов; в случае равенства голосов голос председателя давал перевес. Члены совета, несогласные с общим заключением, могли подать в семидневный срок свое особое мнение, которое прилагалось к журналу заседаний в подлиннике и сообщалось министру торговли и промышленности, но лишь по вопросам, представляемым на утверждение министерства.

Советская власть ликвидировала попечительные советы при учебных заведениях, а изучение их деятельности, как и в целом благотворительности и попечительства, оказалось под негласным запретом. Воссоздание попечительных советов в России началось после принятия в 1999 году «Примерного положения о попечительном совете образовательного учреждения». За это время в целом ряде регионов страны работа попечительных советов получила существенное плодотворное развитие. Однако их деятельность еще далека от дореволюционного уровня.

Вышесказанное позволяет говорить о том, что в негосударственных средних профессиональных учебных заведениях была выстроена достаточно эффективная система общественного управления, осуществлявшаяся посредством попечительных советов. Это позволило усилить общественный надзор за негосударственной школой, особенно в части рационального использования финансовых средств, улучшить эффективность и быстроту решения ряда проблем. Негосударственные учебные заведения все же контролировались со стороны государства, что не давало серьезных возможностей для ряда учредителей резко изменять функционирование негосударственной

профессиональной школы.

Литература

1. Вольман, В. Краткая историческая записка о 25летнем существовании Казанского ремесленного училища Императора Александра II / В. Вольман. - Казань, 1906.

2. Годовой отчет Семиклассного Казанского коммерческого училища ведомства Министерства торговли и промышленности за 1911 - 1912 учебный год; 8 год. - Казань, 1913.

3. Десятилетие Казанского коммерческого училища. 1905 - 1915. - Казань, 1916.

4. Магсумов, Т.А. Казанское ремесленное училище в конце XIX - начале XX в.: проблемы функционирования ремесленного образования / Т.А. Магсумов // Вестн. Челябинского гос. ун-та. - 2010. - № 10. - С. 41 - 46.

5. Магсумов, Т.А. Педагогические советы средних учебных заведений России на рубеже XIX - XX века / Т.А. Магсумов // В мире научных открытий. - 2010. - № 1 - 3. -С. 31 - 3 6.

6. Отчет о состоянии и деятельности Казанской четырехклассной торговой школы Казанского общества распространения образования за 1913 - 1914 учебный год (4-й год существования). - Казань, 1914.

7. Отчет по учебно-воспитательной и материальной части Казанского речного училища за 1905 - 1906 учебный год. - Казань, 1905.

8. Протоколы заседаний попечительного совета

Казанского коммерческого училища за 1904 г. //

Национальный архив Республики Татарстан. - Ф. 120. -Оп. 1. - Д. 1.

9. Устав Казанского коммерческого училища. - Казань, 1906.

10. Устав Казанской городской торговой школы. -Казань, 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.