Научная статья на тему 'Подготовка коммерсанта в Казанской торговой школе в начале ХХ в'

Подготовка коммерсанта в Казанской торговой школе в начале ХХ в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магсумов Т. А.

В статье рассматривается профессиональная подготовка будущих коммерсантов в Казани начала XX в. Статья повествует о причинах и предпосылках возникновения в Казани торговой школы, сословном и религиозном составе воспитанников, изучаемых предметах, практической подготовке учеников, первых педагогах, системе управления школой, быте учащихся и воспитательной работе с ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF A BUSINESSMEN IN KAZAN IN THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

This article is concerned with the issue of businessmen-to-be professional training in Kazan during the XX century-start. The paper aims to present reasons and conditions of the trading school origin, show pupil's social status and their religious convictions, introduce subjects for study, children's practical training, their first teachers, school management system, pupil's way of life in the school and the ways to teach them.

Текст научной работы на тему «Подготовка коммерсанта в Казанской торговой школе в начале ХХ в»

10 ЦГА ДАССР. Ф. 150. Оп. 1. Д. 4 «б». Л. 89; Памятники 15 См.: Османов Г.Г. Указ. соч. С. 161 - 162. обычного права... С. 44. 16 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

11 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 2. 17 Там же. Л. 1 - 2. Д. 4 «б». Л. 89.

12 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 8, 9. 18 ЦГА РД. Ф. 90. Оп. 2. Д. 21. Л. 2; Ф. 126. Оп. 2. Д. 72. Л. 2.

13 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 1. Л. 27. 19 ЦГА РД. Ф. 150. Оп. 1. Д. 4 «б». Л. 3.

14 ЦГА РД. Ф.150. Оп. 1. Д. 1. Л. 3.

УДК 94(470)

ПОДГОТОВКА КОММЕРСАНТА В КАЗАНСКОЙ ТОРГОВОЙ ШКОДЕ

В НАЧАДЕ XX в.

Т.А. Магсумов,

ассистент кафедры дошкольной и социальной педагогики, Набе-режночелнинский государственный педагогический институт

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

В условиях быстрых темпов экономического развития России в конце XIX - начале XX вв. без правильно организованной торговли невозможно было широкое развитие промышленности. Кроме того, возраставшая с каждым годом конкуренция в торговле со стороны Европы приводила к пониманию того, что прежние способы подготовки работников торговли не могли считаться удовлетворительными. Долгое время подготовка торговых работников среднего звена велась в большинстве случаев за прилавком - школа «лавочных мальчиков».

В утвержденном в 1896 г. «Положении о коммерческих учебных заведениях» была отражена необходимость создания системы коммерческого образования. С этого времени начался поразительно быстрый рост учебных заведений подобного типа. Если в 1901 г. в ведении Министерства финансов находилось 36 торговых школ, то через 10 лет их число возросло в 3 раза, достигнув 1001.

Казанская торговая школа, преобразованная из городского четырехклассного училища, была учреждена Казанским Обществом распространения образования. Впервые мысль о преобразовании была подана на Общем Собрании этого Общества В.А. Карякиным в 1906 г. Городское училище никак не могло выйти из того бесправного положения, в котором оно находилось, оставаясь в ведении Министерства народного просвещения (МНП). Крайне тяжело отзывались на жизни училища отказы в предоставлении ему прав городских училищ, волокита при утверждении преподавателей в должности министерством, множество разнообразных приказов, сводящих на нет роль Совета Общества в управлении школой и т.д. Идея В.А. Карякина была принята с воодушевлением. Был выработан проект устава торговой школы, утвержденный министром торговли и промышленности 25 сентября 1909 г. Школа была открыта 25 августа 1910 г.2.

Основной целью Казанской торговой школы (КТШ) стала подготовка умелых, честных, исполнительных работников в сфере торгово-промышленной деятельности, способных проявить инициативу и самостоятельность. Курс обучения составлял 4 года. Учебный год продолжался с 16 августа по 1 июня. Сюда принимались дети обоего пола, всех сословий и вероисповеданий в возрасте от 11 до 14 лет, представившие свидетельства об окончании курса не ниже двухклассного сельского училища МНП или выдержавшие соответствующие испытания. Однако на практике из-за трудностей в сфере общего образования при школе был открыт одногодичный приготовительный класс. Школа была учреждена для приходящих учеников. Важно отметить, что никто из лиц, служащих в школе, не имел права подготавливать поступающих в школу, а также давать ученикам школы частные уроки или держать их у себя пансионерами, что защищало равноправие абитуриентов и учащихся в образовательном процессе.

Торговая школа не была привилегированным учебным заведением ни по правам, которые предоставлялись выпускникам, ни по социальному составу воспитанников. Большинство учащихся КТШ были выходцами из крестьян и средних городских сословий. Окончившие курс школы имели право на производство в первый классный чин без испытания. Кроме того,

окончившим курс трехклассных торговых школ предоставлялось право на получение звания личного почетного гражданина, «но не иначе, как по прослужении пяти лет в торговых или промышленных учреждениях в должностях конторщиков, приказчиков, бухгалтеров и т.п.»3. По вероисповеданию учащиеся школы были в основном православными и мусульманами. С каждым годом число учеников-мусульман заметно увеличивалось. Большинство мелких торговцев-мусульман желали дать своим детям коммерческое образование, но не могли отдать их в Казанское коммерческое училище в связи с дороговизной и длительностью обучения. Торговая школа же вполне отвечала их запросам.

Основными проблемами, которыми занимался Попечительный Совет школы, были материальные нужды. Также благодаря содействию членов Совета школа в 1915 г получила ценный для нее вклад в библиотеку -книги бывшего купеческого Собрания (всего 514 томов).

Несмотря на то что заведовать торговой школой должен был инспектор из числа штатных преподавателей специальных предметов, избираемый Попечительным Советом, инспектором школы был выпускник Казанского учительского института Яким Александрович Александров, преподававший в школе русский язык и коммерческую географию. Общий годовой оклад инспектора, при годовой бесплатной для него квартире, вместе с платой за преподавание, составлял 1640 руб. Зарплата преподавателей торговых школ в среднем в 1,5 - 2 раза превышала зарплату преподавателей учебных заведений соответствующего разряда ведомства МНП.

В 1913 г при школе было учреждено Общество вспомоществования нуждающимся учащимся, главной заботой которого в первый год существования было изыскание средств для своей деятельности. За год Общество смогло собрать 1216 руб., расходы же составили всего 214 руб. За счет собранных средств Попечительный Совет освобождал учеников малообеспеченных родителей от платы за учение, оказывало помощь нуждающимся ученикам одеждой, обувью, лекарствами и учебниками.

В учебный план Казанской торговой школы входили следующие предметы: общеобразовательные - Закон Божий, магометанское вероучение, русский, немецкий и французский языки, арифметика, алгебра, геометрия, география, история, естествоведение, физика, каллиграфия, рисование и черчение, пение, гимнастика; специальные - коммерческая арифметика, коммерческая география, товароведение и химия, бухгалтерия и корреспонденция, коммерция.

Школа давала основательные и прочные знания по счетоводству и готовила хороших работников по конторской и бухгалтерской части. Но со временем оказалось, что уровень знаний по товароведению, особенно в практической части, был недостаточно высок. Кроме этого, неподготовленность учащихся к прохождению специальных предметов, отсутствие специалистов-преподавателей и подходящих учебных пособий были типичными недостатками большинства торговых школ. Торговая школа поднимала уровень общего образования учащихся, которое способствовало умственному развитию учащихся, подготавливая не просто приказчиков или конторщиков, а людей всесторонне развитых и образованных. Общеобразовательные предметы имели тесную

связь со специальными, служили для них базисом. Следует также отметить, что курс торговой школы по возможности согласовывался с курсом первых четырех классов коммерческих училищ и других типов средних учебных заведений, что давало прекрасную возможность для перехода учеников в эти учебные заведения с целью дальнейшего образования. В школе постоянно проводилось анкетирование среди учащихся и их родителей, которое выявляло желание многих родителей повышения статуса школы и приравнивания ее аттестатов к аттестатам средней школы посредством введения дополнительных гимназических предметов - латинского языка, танцев и музыки4.

Успеваемость учеников была вполне удовлетворительной для такого типа учебных заведений. Самый низкий процент успеваемости был по иностранным языкам. Это, конечно же, объясняется трудностью в усвоении правил орфографии и грамматики, а также произношения. Но при этом нельзя забывать и о том, что иностранные языки были чужды детям из низших сословий: дома разговорной практики дети не имели, а по бедности родители не могли нанять для них репетиторов. В первом же учебном году Педагогический Комитет постановил переводить учащихся из класса в класс без экзаменов, на основании годовых отметок, фактически отменив традиционные переводные экзамены. Сделано это было во многом потому, что учащиеся имели слабые знания и значительное их число провалило бы эти экзамены. Для учеников, имеющих не более трех неудовлетворительных годовых отметок, были назначены экзамены по этим предметам осенью.

Ввиду огромной жизненной значимости практической подготовки учащихся к торгово-промышленному делу, ученики, переходящие в 4 класс, во время летних каникул направлялись на практику в торгово-промышленные учреждения г Казани. Например, в 1913 г на практику были направлены 18 учащихся в 6 контор и учреждений, 4-мя из которых владели члены Попечительного Совета 5.

В сфере воспитания Педагогический Комитет стремился опираться не на правила, а «на воспитательное воздействие каждого отдельного преподавателя на учащихся и стремился создать простые и непосредственные, лишенные формализма отношения учащих к учащимся»6.

Школа содержалась на средства из различных источников. Важнейшим источником финансирования была плата за обучение, которая составляла 35 руб. за год в приготовительном и 40 руб. в 1, 2, 3, 4 классах7. Важное место в финансировании КТШ занимали субсидии Купеческих Общества и Банка, Биржевого Комитета. Правительство в лице МТП также приходило на помощь КТШ постоянными безвозмездными субсидиями, причем без излишней опеки и мелочной регламентации.

Таким образом, можно констатировать, что появление торговой школы в Казани было результатом потребности общества в грамотных служащих для торговых и промышленных предприятий, с чем школа полностью справилась, опираясь на помощь местных общественных организаций, предпринимателей и государства.

1 См.: Коммерческое образование // Энциклопедический словарь товарищества «Братьев А. и И. Гранат и К°». 7-е изд. М., б.г. Т. 24. С. 612.

2 См.: Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 312. Оп. 1. Д. 10. Л. 90.

3 См.: Положение о коммерческих учебных заведениях // Полное Собрание Законов Российской Империи. Собр. 3-е. СПб., 1899. Т. XVI. Отд. 1-е. С. 286.

4 См.: НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 44. Л. 5.

5 См.: НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 32. Л. 1.

6 Отчет о состоянии и деятельности Казанской четырехклассной торговой школы за 1911 - 1912 учебный год. Казань, 1913. С. 12.

7 НАРТ. Ф. 312. Оп. 1. Д. 10. Л. 67.

УДК 94(470)

СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА СЛУЖАЩИХ МЕСТНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. (По материалам Ардатовского уезда Симбирской губернии и Краснослободского уезда

Пензенской губернии)

C.B. Першин,

доцент кафедры экономической истории и информационных технологий, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск

ВЕСТНИК. 2007. № 18(4)

Проводимое в настоящее время реформирование системы государственного управления актуализировало обобщение и переосмысление накопленного исторического опыта. В этой связи, на наш взгляд, может оказаться полезным анализ развития государственной службы в первой половине XIX в. Данный период характеризуется реформами системы госуправления, целью которых являлось повышение эффективности деятельности государственного аппарата.

В отечественной историографии представлены работы, в которых достаточно полно освящается высшая бюрократия и губернская администрация первой половины XIX в.1. Нами предпринята попытка исследования специфики социального воспроизводства чиновничества, имевшего низшие классные чины, а также канцелярских служителей расположенных в уездах государственных учреждений.

Численность и состав служащих государственных учреждений на местах в дореформенный период соответствовали «Учреждению для управления губерний» (утвержденному в 1775 г.), «Уставу благочиния» (1782 г) и «Общему штату губернских и уездных присутственных мест» (1801 г.). Административно-полицейские функции исполнялись земским исправником, нижним земским судом и городничим. Судебная власть была представлена уездным дворянским судом, городским магистратом (ратушей) и нижней расправой. Финансами и хозяйственными делами ведало уездное казначейство2.

В первой половине XIX в. численность чиновников в уездах, территория которых позже вошла в состав Мордовии, оставалась минимальной. Так, например, в нижнем земском суде, кроме самого судьи, числилось 4 заседателя (2 от дворянства и 2 от сельских жителей), а также несколько канцеляристов. В управах благочиния состояло по 1 городничему, несколько частных приставов и квартальных надзирателей; в нижнем земском суде числился 1 капитан-исправник, а также становые приставы. Уездное казначейство комплектовалось казначеем, 4 присяжными, канцелярскими служителями, винными и соляными приставами. Согласно штату в каждом уезде были также 1 стряпчий, 1 доктор, 1 лекарь, 2 подлекаря и 2 лекарских ученика. В городах учреждались городовые магистраты, в которых обычно присутствовали 2 бургомистра и 4 ратмана. При каждом городовом магистрате действовал сиротский суд. В последнем председательствовал городской глава, заседали 2 члена городового магистрата и городовой староста3.

В перечневой ведомости Пензенской губернии за 1858 г. упоминается, что на территории Краснослободского уезда было зафиксировано 29 при-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.