Научная статья на тему 'Вл. Соловьёв: любовь как общий закон живого бытия'

Вл. Соловьёв: любовь как общий закон живого бытия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вл. Соловьёв: любовь как общий закон живого бытия»

«Антихристово добро» есть постоянно и в каждом человеке проявляется хотя бы однажды, поскольку оно ведь обратная сторона зла. А коль скоро антихрист есть отпавший от Всевышнего ангел, в его сущности сохранилась искажённая память о благе в виде противоречивого единства добра и зла. Это и дало основание В. С. Соловьёву изобразить антихриста всеми силами служащим добру, которое, будучи вырванным из контекста Божьего блага, оборачивается злом.

1 Апресян Р. Добро // Новая философская энциклопедия. Т. 1. С. 675-676.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 55.

3 См.: Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М., 1997. С. 33, 87 и др.

Л.А. КОНЕВА

Самарский государственный университет

ВЛ. СОЛОВЬЁВ: ЛЮБОВЬ КАК ОБЩИЙ ЗАКОН ЖИВОГО БЫТИЯ

Философия всеединства как любая философия жизни не только характеризует свой предмет - жизнь, понимая её как жизнь смысла, но и ставит вопрос о законе её бытия. Как строгий мыслитель, Вл. Соловьёв понимал и неизбежность, и сложность этой проблемы. Все дело в её противоречивости, вернее, в её парадоксальности. С одной стороны, закон выражает общие устойчивые связи и отношения, с другой же - живое бытие всегда уникально, неповторимо. Соловьёв, христианский православный мыслитель, находит узловую точку универсального и уникального, индивидуального в любви, в жизненном центре бытия.

В философии всеединства любовь - закон становления индивидуальности как в космическом, природном процессе, так и в антропологическом и социальном процессах. В этом софийном процессе преображения духом материи и осуществляется закон любви как закон бытия: отвечая вызову духа, материя преображается в свободном индивидуальном событии бытия как красоты (в

природе), добра (в человеческом существовании), бессмертия как Богочеловечества.

Отправной точкой в антропологических построениях философа является мысль о том, что, достигнув многого в своем историческом развитии, в деле любви человек остался на уровне животного, остался во власти природных аффектов и страстей.

Соловьёв понимает человека соответственно традиции русской религиозной философской мысли как «существо становящееся». Это значит, что человека делает таковым не природная форма, а усвоение божественного дара, что способствует пониманию и целей мирового процесса, и своего отношения к ним. Так у Вл. Соловьёва появляется заданность бытия человеческого - сотрудничество с Богом в деле становления всеединства. Сотрудничество с Богом - это именно заданность, это не долг человека, а свободный выбор. Однако этот выбор определит, состоится ли человек как пустая индивидуальность или же как осуществление замысла Бога о нем, как истинная индивидуальность.

Такой выбор есть основание человеческой жизни, сама же жизнь организуется вокруг двух «жизненных центров» - любви и эгоизма. Эти два жизненных центра философ мыслит как два принципа понимания и реализации человеком самого себя и способа своего бытия. И в любви, и в эгоизме жизнь есть борьба духа и плоти.

Понятия духа и плоти в философии всеединства оригинальны, здесь нет традиционного противопоставления души и тела. Для философа само тело не есть ни добро, ни зло. Зло порождается не телом, а сопротивлением материальной природы человека духовному преображению, т.е. плотью. Плоть - это бытие, не владеющее собою, полностью обращенное наружу, бытие, «расплывающееся во внешности и заканчивающееся реальным распадением». Дух -это бытие по внутренним определениям, бытие, вошедшее в себя, оно, действуя во вне, опирается на свои силы, не теряется во внешнем, а сохраняет себя. Борьба духа и плоти образует поле действия воли, которая, согласно Соловьёву, направляясь на то или иное содержание, определяется эгоизмом или любовью.

Эгоизм как жизненный центр, по мнению Соловьёва, играет в самоопределении человека двоякую роль. С одной стороны, эгоизм, сосредотачивая внимание человека на самом себе, противопоставляет человека окружающему миру и тем самым разрушает всеединство. Эгоизм - поле, рождающее пустую индивидуальность.

С другой стороны, эгоизм имеет и позитивный смысл. Он объективно связан с тем, что всеединство не может осуществиться без качественной определенности своих элементов, без становления индивидуальной, целостной, органичной формы. Поэтому человек должен овладеть тем, что дала ему природа, -своим телом, своей психикой, своими интересами, - чтобы процесс реализации всеединства мог осуществиться.

Пустой индивидуальности Вл. Соловьёв противопоставляет индивидуальность истинную, которая появляется в результате преображения первой через любовь. Как и эгоизм, любовь является живой силой, вырастающей из природной сущности человека и охватывающей все его существо. Как и эгоизм, любовь -это сила реальная, укоренившаяся в «самом глубоком центре нашего бытия», «проникающая и обнимающая всю нашу действительность». Но любовь в отличие от эгоизма выражает не закон жизни индивида, а общий закон бытия как единства, который говорит о неизбежном восхождении бытия к совершенству и бессмертию.

Противостоя эгоизму по направленности своего действия, но совпадая с ним по силе воздействия на человека, любовь вытесняет эгоизм как жизненный центр в бытии человека и выявляет его способность выйти за свои естественные пределы, осуществить волю к солидарности. В этом смысле любовь есть преодоление зла как распада и вражды. В этом её смысл как закона живого бытия.

В индивидуальной человеческой жизни любовь как общий закон живого бытия становится. По мысли Вл. Соловьёва, она проходит путь от влечения к постижению смысла жизни и завершается в абсолютной индивидуальности и бессмертии. Философу важно подчеркнуть, что индивидуальность - не свойство инди-

видного бытия, но само бытие, которое в своем становлении требует преодоления половой разобщенности в человеческом мире, возникновения духовной телесности и, как цели становления, осуществления в Богочеловечестве. Любовь как жизненный центр человека поднимает его над его природным существованием, позволяет ему овладеть творческой силой природы, преодолеть «центробежное направление», разделившее человека и погрузившее его в «частичное существование». Это неистинное существование человек не только должен, но и может преодолеть в деле любви, преодолевая эгоизм полов, создавая «истинного человека как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевших свою существенную рознь и распадение». В этой идее - истинный человек как высшее единство мужского и женского начал - обнаруживается суть соловьёвского учения о любви и индивидуальности: в его логике всеединства эта идея выводит нас за пределы единства двух людей к таким человеческим отношениям, содержанием которых становится индивидуальность. Вл. Соловьёв учит тому, что человек не может подлинно осуществить себя без свободы и любви, он не может быть индивидуальностью без таких условий его жизни, которые создавались бы им самим и в которых он был бы свободен, во-первых, а во-вторых, которые ставили бы его в такие отношения, где каждый был бы подобен ему, т.е. всегда был целью и никогда ни для кого - средством.

Таким образом, истинная индивидуальность становится на пути преодоления эгоизма любовью. Описывая этот путь, посвящая видам любви прекрасные страницы, Вл. Соловьёв решает главную свою задачу - показать любовь как общий закон живого бытия. К проблемам любви в таком контексте обращались и до Соловьёва, достаточно вспомнить Гете, Фейербаха или Хомякова. Однако только Соловьёв придал любви такую силу, что ведет к бессмертию. Видя воплощение любви в истинной индивидуальности, философ утверждает солидарность в мире, Бого-человечество, в котором достигается «свободное согласование божественного и человеческого начала», в котором преображается человеческая жизнь, индивидуальная и совокупная. Так, согласно Соловьёву, происходит софийное преображение стано-

вящегося всеединства, в котором индивидуальность и любовь -свидетельства бытия о себе как о совершенстве.

Л.Н. ЗОРИНА

Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ЭТИКА B.C. СОЛОВЬЁВА

Индивидуальная этика B.C. Соловьёва представляет собой учение о нравственном совершенствовании человека.

Данная проблема освещается в таких работах русского религиозного философа, как «Оправдание добра», «Смысл любви», «Красота в природе» и других. Философ показывает три вида совершенства: безусловно сущее (чистая осуществленность) - в Боге; потенциальное - в душе; действительное - становящееся во всемирно историческом процессе. Анализ работ позволил прийти к следующим выводам.

1. Под совершенствованием Соловьёв понимает «согласование» двух «нравственных категорий»: несовершенство (в нас) и совершенство (в Боге). Становясь на путь совершенствования, человек сознательно и разумно творит добро. Делать добро человек может только тогда, когда он в него верит, т.е. верит в нравственный порядок, в Провидение, в Бога, Эта вера составляет то, что называется естественно религией. Не иметь этой веры - значит не верить в смысл собственной жизни, значит отказаться от достоинства разумного существа. Таким образом, начало совершенствования лежит в вере в Бога. Путь совершенствования лежит через признание своей греховности и желание её преодолеть. При этом необходимо волевое усилие личности. Идея добра присуща человеческой природе. Нравственный закон «написан» в человеческом сердце. Естественная нравственность, по мнению Соловьёва, сводится к трем свойствам человеческой натуры: чувству стыда, чувству жалости, чувству благоговения. Чувство стыда охраняет наше высшее достоинство от «захвата» животными влечениями, и его дело - воздержание или пост; чувство жалости внутренне уравнивает нас с другими, и его дело есть милостыня; а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.