Научная статья на тему 'Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования'

Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3653
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ / ФУНКЦИИ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тимохович Александра Николаевна, Филенко Степан Сергеевич

Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования включенности молодых людей в субкультуры, проведенного весной 2014 г. В статье рассматриваются причины возникновения субкультур, отношение молодых людей к субкультурам, способы получения информации о существующих субкультурах, причины включения молодежи в субкультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVENESS OF YOUNG PEOPLE IN SUBCULTURES: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

The article is devoted to the analysis of results of the empirical research of an inclusiveness of young people in subcultures. This research was conducted in the spring of 2014. In the article are considered the reasons of emergence of subcultures, the attitude of young people towards subcultures, ways of obtaining information on the existing subcultures, the reasons of inclusion of youth in subcultures.

Текст научной работы на тему «Включенность молодых людей в субкультуры: результаты эмпирического исследования»

ВКЛЮЧЕННОСТЬ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В СУБКУЛЬТУРЫ: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу результатов эмпирического исследования включенности молодых людей в субкультуры, проведенного весной 2014 г. В статье рассматриваются причины возникновения субкультур, отношение молодых людей к субкультурам, способы получения информации о существующих субкультурах, причины включения молодежи в субкультуры.

Ключевые слова: субкультура, молодежь, осведомленность, включенность, функции, общество.

Aiexandra TimottovhA INCLUSIVENESS OF YOUNG PEOPLE IN

Stepan Filenko SUBCULTURES: RESULTS OF EMPIRICAL RESEARCH

Annotation. The article is devoted to the analysis of results of the empirical research of an in-clusiveness of young people in subcultures. This research was conducted in the spring of 2014. In the article are considered the reasons of emergence of subcultures, the attitude of young people towards subcultures, ways of obtaining information on the existing subcultures, the reasons of inclusion of youth in subcultures.

Keywords: subculture, youth, awareness, inclusiveness, functions, society.

Актуальность проблематики включенности молодых людей в субкультуры является актуальной в связи с возрастающим количеством разнообразных субкультур в современном обществе. Несмотря на существующие многообразные каналы и механизмы приобщения молодых людей к взрослой и самостоятельной жизни в обществе, многие представители молодежи на разных этапах взросления приобщаются к молодежным субкультурам. Молодежь как социальный феномен начинает формироваться на индустриальной стадии развития общества. Данный факт связан с удлинением периода общего образования, с возрастающими темпами социальных изменений, с разрывом в образах жизни старшего и молодого поколений, с недостаточностью семейного воспитания для овладения социальными ролями, с которыми в будущем будут сталкиваться молодые люди. Следовательно, в этот период формируется молодежная субкультура. Молодежная субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, социальных норм и ценностей [3].

Общество динамично, в его структуре и элементах постоянно происходят изменения, соответствующие внешним вызовам и внутренним импульсам [1]. Однако, ситуация исключенности молодых людей из общественных структур, отсутствия механизмов постепенного включения молодых людей во взрослую жизнь существует и в настоящее время. Именно молодежная субкультура дает возможность молодым людям самовыражаться, самоутверждаться, овладевать определенными социальными ролями, интегрироваться в общество [2].

Проблематика молодежи и молодежных субкультур затрагивается в работах отечественных и зарубежных исследователей (В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, В.Т. Лисовский, И.М. Ильинский, Н.М. Давыдова, М.К. Горшков, А.Л. Андреев, Е.Л. Омельченко, В.А. Луков, М.Л. Агранович, Ю.А. Сошина, С.Ю. Гогерчак, Ф.Э. Шереги, Т. Адорно, Т. Парсонс, Г. Маркузе, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, Т. Розак, Ч. Рейч, М. Мид).

В марте-апреле 2014 г. было проведено эмпирическое исследование включенности молодых людей в субкультуры. Исследование проводилось с использованием метода опроса. Была поставлена цель изучить особенности включенности молодых людей в субкультуры. Объектом исследования вы-

УДК 316 А.Н. Тимохович С.С. Филенко

© Тимохович А.Н., Филенко С.С., 2015

ступали молодые люди. Предметом исследования было отношение и включенность молодых людей в субкультуры. Гипотеза исследования: молодежные субкультуры выполняют функции интеграции, адаптации, компенсации, социализации молодых людей.

Разработка анкеты для опроса молодых людей и непосредственно процесс анкетирования проходили в несколько этапов. На первом этапе для проведения исследования была разработана анкета, имеющая следующую структуру. В начале анкеты была представлена вступительная часть, которая включала в себя обращение к респонденту, инструкцию по заполнению анкеты. Ознакомившись с вступительной частью респондент получает информацию о цели исследования, у респондента формируется понятие важности исследуемой темы. Во вступительной части подчеркивается анонимность проводимого опроса и обобщенность получаемых данных. В основной части анкеты использовалась определенным способом построенная совокупность разного типа вопросов [5], как закрытого типа, так и открытых вопросов. В соответствии с задачами исследования и с проведенной операцио-нализацией понятий, значение молодежных субкультур для общества в целом. расположенные в основной части анкеты вопросы затрагивали следующие темы: осведомленность молодых людей о существующих молодежных субкультурах, каналы получения информации о молодежных субкультурах, отношение молодых людей к субкультурам, наличие знакомых, являющихся представителями молодежных субкультур, причины приобщения к молодежным субкультурам, включенность молодых людей в субкультуры, значение молодежных субкультур для общества в целом.

На втором этапе разработанная анкета с помощью определенной программы была размещена на портале IAnketa.ru. На третьем этапе была проведена апробация разработанной анкеты. Для этой цели методом снежного кома были подобраны 10 респондентов из числа молодых людей. Каждый из десяти отобранных респондентов получил задание пройти онлайн анкетирование по разработанной анкете. В ходе пилотажного исследования были обнаружены неточности в понимании респондентами одного вопроса. Данные неточности были устранены.

Конечный вариант анкеты был размещен на сайте: www.ianketa.ru. На персональной странице в социальных сетях «Вконтакте», «Фейсбук» были даны ссылки на опрос. Также информация об анкетировании была распространена среди слушателей факультета довузовской подготовки Государственного университета управления. Опрос был проведен с 13 по 20 апреля 2014 г. На приглашение принять участие в опросе откликнулось 234 чел.

Проанализируем основные результаты исследования. В результате проведенного исследования было выяснено, что молодые люди, принявшие участие в опросе, одинаково хорошо осведомлены о многообразии разновидностей молодежных субкультур. Панки, хипстеры, хиппи, футбольные фанаты, готы, эмо, байкеры, паркурщики, анимешники, рэперы, металлисты - степень осведомленности о данных субкультурах составила у более 90 % респондентов. Хакеры, граффитчики, геймеры, бордеры - степень осведомленности более 67 % респондентов. Минимальная степень осведомленности респондентов была зафиксирована о такой субкультуре как «ролевики» - 41 %. Также некоторые респонденты (9 %) назвали (в вопросе анкеты была возможность дописать те названия субкультур, которые не были предложены респондентам) другие виды субкультур, среди которых оказались хоккеисты, неформалы, скинхеды, антифа, ска, пост-хардкорщики, дэткорщики, бонхеды и крастеры. Это свидетельствует о том, что в современном обществе о разновидностях молодежных субкультур осведомлены в той или иной степени практически все молодые люди.

На вопрос о том, откуда респонденты узнали о существовании молодежных субкультур, были получены следующие ответы. Третья часть респондентов (33,2 %) узнала о существовании молодежных субкультур от друзей и знакомых, 24,4 % - через СМИ (радио, телепередачи, газеты, журналы, интернет), чуть менее 18,5 % опрошенных увидели определенных представителей молодежных субкультур на улице и заинтересовались, 5,5 % опрошенных обсуждали проблему молодежных субкуль-

тур на занятиях в школе или университете, и 18,5 % респондентов затруднились однозначно ответить на данный вопрос.

В современном обществе распространено обсуждение молодежных субкультур, люди рассказывают друг другу различные факты, истории, слухи, связанные с субкультурами и их членами, и, в основном, люди узнают о существовании молодежных субкультур при общении с друзьями. Также довольно часто информация о субкультурах отражается в СМИ. Средства массовой информации оказывают значительное влияние на формирование осведомленности молодых людей о существующих в обществе субкультурах, а также на формирование мировоззрения молодежи в целом.

На вопрос о том, имеются ли у респондентов знакомые, являющиеся представителями молодежных субкультур, ответы распределились следующим образом. 50,4 % опрошенных ответили, что среди их знакомых имеются реальные представители молодежных субкультур в количестве менее 10 чел., 17,6 % считают, что в их окружении есть от 10 до 30 представителей молодежных субкультур, 3 % опрошенных имеют в своем окружении до 50 чел., которые являются представителями молодежных субкультур. 10 опрошенных (4,2 % респондентов) указали, что среди их знакомых есть более 100 чел., принадлежащих к молодежным субкультурам. Так же 18,9 % ответили, что среди их знакомых представителей молодежных субкультур нет, и 9 чел. (т.е. 3,8 % опрошенных) затруднились ответить. Данные ответы респондентов свидетельствуют о том, что по факту в реальной жизни молодые люди сталкиваются с представителями разнообразных субкультур, поскольку у большинства из них в числе ближайшего социального окружения есть реальные представители субкультур.

На вопрос о том, почему люди становятся членами молодежных субкультур, респонденты ответили, что они ищут новых друзей с общими интересами (14,5 %), хотят самовыразиться, самоутвердиться (19 %), приобщаются к субкультурам из-за скуки и одиночества (6,7 %) и за компанию с другом (6 %). 12,6 % хотят поэкспериментировать, попробовать что-то новое, 12,3 % хотят жить по нормам и правилам, отличающимся от образцов доминирующей культуры общества. Примерно равное количество опрошенных (6,7 %) вступают в субкультуры из-за конфликтов в семье, на учебе, хотят противопоставить себя миру взрослых и хотят более интересно проводить свободное время. Также респонденты выбирали пункт «другое» и писали ответы самостоятельно, среди которых были следующие варианты: «уходят от проблем в другой мир», «веселье», или же «все варианты подходят». Итак, причин вступления в субкультуры довольно много и они разнообразны, однако, практически все опрошенные выбирали следующие две основные причины приобщения к субкультурам: ради самовыражения, поиск новых друзей по интересам. То есть молодежные субкультуры действительно выполняют функцию социализации.

В целом, к молодежным субкультурам 11,3 % опрошенных относятся положительно, и лишь 2,9 % отрицательно. 33,2 % опрошенных нейтральны в своих взглядах на молодежные субкультуры, но большинство респондентов отметили, что к различным субкультурам они относятся по-разному (52,5 %). Ответы респондентов подтверждают гипотезу о том, молодежные субкультуры глубоко интегрированы в современные общественные структуры, и люди, не принадлежащие к каким-либо субкультурам, не имеют ничего против существования субкультур и довольно лояльно относятся к членам подобных образований.

Как показало исследование, не все молодые люди считают себя включенными в определенные молодежные субкультуры, однако, у каждого респондента есть некоторое стереотипное восприятие молодежных субкультур. По мнению большинства опрошенных, молодежные субкультуры - это временное увлечение (36 %). Также респонденты считают, что молодежные субкультуры - это стиль жизни современной молодежи (26,1 %). 14,4 % опрошенных отметили, что молодежные субкультуры являются формой досуга, 21,1 % - группой людей, выражающих протест обществу, и лишь 2,4 % респондентов считают, что молодежные субкультуры - это группа людей, которые нарушают обще-

ственный порядок. Следовательно, молодые люди в большинстве своем уверены, что субкультуры лишь временное увлечение молодежи, которое носит возрастной характер. Практически никто не склонился к точке зрения о том, что субкультуры представляют собой опасное или вредное для общества явление.

На вопрос о том, зачем молодежные субкультуры необходимы обществу, молодые люди предоставили следующие ответы: компенсируют молодым людям чувство «пустоты», оторванности от общества (44 %), способствуют развитию личности молодого человека (49 %), способствуют включению молодого человека в общество (23,5 %), снижают давление культуры общества на молодого человека (22 %), способствуют переходу молодого человека во взрослую жизнь (19 %). Лишь 17 % опрошенных выбрали вариант, что субкультуры не нужны в нашем обществе. Данные ответы респондентов свидетельствуют о том, что молодежная субкультура является неотъемлемой частью современного общества, молодежные субкультуры выполняют необходимые функции в обществе (компенсаторную, социализирующую, адаптационную, интеграционную) [4].

Среди тех респондентов, которые ответили, что они причисляют себя к молодежным субкультурам, наиболее часто встречались бордеры (22 %) и геймеры (19 %), а единичные респонденты отнесли себя к представителям эмо (2,7 %), байкерам (5 %) и ролевикам (2,7 %). Действительно, в нашем обществе современные технологии позволяют практически любому человеку начать заниматься спортом, то есть кататься на скейтборде, или же играть в игры на компьютере или приставке, что является чрезвычайно популярным в молодежной и подростковой среде. Далее молодым людям, относящим себя к определенным субкультурам, был задан вопрос о том, что они делают как представители субкультур. Были получены следующие результаты: 75 % общаются с представителями своей субкультуры, 55 % одеваются особым способом, 58,3 % определенным образом проводят свое свободное время, 13,8 % всецело поглощены деятельностью субкультуры и 5,6 % ничего особенного не делают, но причисляют себя к какой-либо молодежной субкультуре, 55 % опрошенных слушают определенную музыку, 55 % опрошенных посещают определенные мероприятия.

Как мы видим, реальные представители молодежных субкультур, в основном, всего лишь общаются с такими же представителями своей субкультуры, также многие респонденты включаются в разнообразные виды деятельности в рамках своих субкультур. Лишь два человека отметили, что ничего особого они не делают, но соотносят себя с молодежной субкультурой. Это свидетельствует о том, что молодежные субкультуры выполняют социализирующую, адаптационную функции.

На вопрос о том, по какой причине молодые люди приобщались к субкультурам, были получены следующие ответы (приведены процентные соотношения от числа тех респондентов, которые считают себя представителями определенных субкультур): «хотел завести друзей», «хотел более интересно проводить время» - 44,5 %, «с целью самовыражения» - 25 % опрошенных, «за компанию», «хотел обрести свободу» - 22,5 % опрошенных. Как мы видим, основным мотивом вступления в молодежные субкультуры выступает мотив коммуникации, объединения с другими молодыми людьми для целей совместного времяпровождения, общения, самовыражения и самоактуализации. Также респонденты активно добавляли свои ответы, приводя субъективные объяснения причин вступления в субкультуры: «политические убеждения», «я влюбилась в кумира», «я таким вырос».

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что молодежные субкультуры продолжают оставаться необходимым элементом в структуре современного общества, выполняют функции интеграции, компенсации, адаптации, социализации для молодых людей, тем самым позволяют молодым людям в определенный возрастной промежуток включаться в деятельность разных субкультур, удовлетворять актуализированные потребности.

Библиографический список

1. Горшков, М. К. Молодежь России : социологический портрет / М. К. Горшков, Ф. Э.Шереги. - М. : Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2010. - 592 с. - ISBN 978-5-98201-021-6.

2. Зубок, Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Академия, 2008. - 272 с. - ISBN 978-587444-300-9.

3. Леньков, Р. В. Социология молодежи : учебник для академического бакалавриата / Р. В. Леньков, Е. А. Гайдукова [и др.]; под ред. Р. В. Ленькова. - М. : Юрайт, 2015. - 416 с. - ISBN 978-5-9916-5064-9.

4. Манько, Ю. В. Социология молодежи : учеб. пособ. / Ю. В. Манько, К. М. Оганян. СПб. : ИД Петрополис, 2008. - 316 с. - ISBN 978-5-9676-0122-8.

5. Тихонова, Е. В. Методология и методы социологического исследования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Е. В. Тихонова. - М. : Академия, 2012. - 368 с. - ISBN 978-5-7695-8453-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.