Научная статья на тему 'Пути социализации и инкультуризации молодых людей в российском реформируемом обществе'

Пути социализации и инкультуризации молодых людей в российском реформируемом обществе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
366
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖНЫЕ ГРУППЫ / СЕПАРАТНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ / ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дроздова Рита Алексеевна

В этой статье на примере г. Братска Иркутской области рассказывается о сферах интересов современной молодежи. В тексте даются позитивные и негативные характеристики молодежи. Автор анализирует причины включения молодых людей в те или иные подростково молодежные группы, дает классификацию носителей сепаратных молодежных субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути социализации и инкультуризации молодых людей в российском реформируемом обществе»

Р. А. Дроздова

ПУТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ В РОССИЙСКОМ РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ

В этой статье на примере г. Братска Иркутской области рассказывается о сферах интересов современной молодежи. В тексте даются позитивные и негативные характеристики молодежи. Автор анализирует причины включения молодых людей в те или иные подростково - молодежные группы, дает классификацию носителей сепаратных молодежных субкультур.

Ключевые слова: молодежная субкультура, молодежные группы, сепаратные субкультуры, подростковая субкультура, девиантное поведение.

Термин «молодежная субкультура» уже известен науке, что позволяет определенным образом судить об этом феномене. Впервые понятие «молодежная субкультура» введено в научный оборот этнографами, историками и психологами (М. Брейк, Д. Даунс, У. Лабов, Р. Швендтер и др.) В рассуждениях исследователя П. С. Гуревича о молодежной субкультуре для нас принципиальное значение имеет то, что в его понимании «субкультура - это суверенное целостное образование внутри господствующей культуры», что «субкультурные образования культуры в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность»1.

Бурятский исследователь Ц. Ч. Жимбаева также приходит к выводу, что «подростковая субкультура - это форма организации подростков, стремящихся обустроить внутри господствующей культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование со своим стилем, обычаями, нормами, ценностями, идеалами, обозначенными нами как культурное своеобразие»2.

В социологии, социальной психологии, культурологи, социальной антропологии и педагогике существуют две градации этой общности. В данных дисциплинах в группе молодежи выделяется подростковый возраст (с 10 до 15 лет) и юношески-зрелый возраст, который занимает по шкале физического развития человека период от 15 до 22 лет. Именно в этот временной отрезок, как считают психологи, формируется мировоззренческая позиция молодого человека, оказывая существенное влияние на его психическое развитие. В этот период человек приобретает установочноповеденческие функции, связанные напрямую с его воззрениями, определяющие его как личность, дающие интеллектуально-нравственную оценку индивиду и в то же время оказывающие определяющее влияние на степень девиантности человеческого поведения. Мы в своей работе будем рассматривать, в основном, молодежь подросткового и юношески - зрелого возраста, то есть подростков и молодых людей от 10 до 22 лет, впрочем, строго не придерживаясь этой градации в верхнем возрастном регистре, допуская некоторые отклонения до 25 лет.

Молодежная субкультура возникает из потребности подрастающего поколения к самовыражению, самоутверждению в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворению. Это суждение подтверждают результаты социологических исследований.

В апреле 2007 г. в г. Братске было проведено социологическое исследование по ряду вопросов касающихся ценностных ориентаций молодежи. Его целью было получение представления о сфере интересов молодых людей города и определение

приоритетных направлений общественной работы молодежных организаций в Братске.

В исследовании ставились задачи: определить круг интересов молодежи; выяснить представление молодых людей о том, какие качества характерны для их сверстников; какое влияние, по мнению молодых людей, оказывают на молодежь различные субкультурные молодежные течения. Объектом исследования стали учащиеся средних, средних специальных и высших учебных заведений г. Братска в возрасте от 14 до 27 лет - всего 82 чел.

Анализ результатов опроса показал, что сферы интересов молодежи города Братска распределяются следующим образом: самым распространенным из интересов оказалась «музыка» - ее выбрали 52,4 % респондентов. Любопытно, что мужчины выбирали из предложенного списка вариантов ответа «музыку» значительно чаще - 65,6 % всех мужчин, чем женщины (44 %). Следующим по частоте выбора оказался такой вариант, как «образование». Его выбрали 50 % респондентов. При этом обозначилась тенденция снижения с возрастом значимости образования для молодежи: в 14-18 лет этот вариант, «образование», выбирают 75,8 % респондентов этого возраста; в 18-25 - 33,3 %; старше 25 лет - 30,8 %. Третье место среди перечисленных в анкете интересов молодежи по частоте выбора занимает «общение с друзьями», его отметили 42,7 % всех опрошенных. Среди респондентов всех возрастов этот интерес имеет приблизительно равный вес от 42 % до 45 %. Судя по ответам участников опроса, наибольшее значение «общение с друзьями» имеет для мужчин от 14 до 25 лет, и женщин до 18 лет. По распространенности среди интересов молодежи соперничают между собой телевидение и ночные клубы. В целом распределение интересов молодежи города выглядит следующим образом:

распределенеие интересов (все респонденты)

□ Образование

60,0

50,0 -

частота выбора

40,0

30,0

20,0

10,0

0,0

□ Чтение художественной литературы

□ Музыка:

□ Просмотр телевизионных программ:

□ Просмотр художественных фильмов

□ Техника

I Спорт:

□ Ночные клубы, дискотеки, бары

■ Общение с друзьями

I Интернет

интересы

□ Искусство, творчество

Как видно из диаграммы, наименее распространены «увлечение искусством и творчеством» - 3,7 %; также, вопреки первоначальной гипотезе, не слишком популярны «спорт» - 14,6 % и «интернет» - 15,9 % [4].

Реально, например, как нам представляется, в российском реформируемом обществе перед молодым человеком открываются три возможных пути социализации и инкультурации: традиционный, смешанный и путь адаптации в обществе через неформальные молодежные объединения, иными словами, путь молодежной субкультуры. Это не трудно доказать. С молодежной субкультурой мы имеем дело в тех случаях, когда семья или школа, т. е. формальная группа, не справляются с задачей традиционной социализации молодого человека. У некоторых подростков отсутствие должного воспитания в детстве оборачивается неумением «жить» и «вписываться в общество» во взрослом состоянии.

В целом же молодежная субкультура (хиппи, металлисты, рокеры, байкеры, скинхеды и др.) потенциально тяготеет к отклоняющемуся от общепризнанных норм поведению, почти всегда содержит элементы социальной дезорганизации. Ответы респондентов на вопрос о влиянии на молодежь субкультур различных направлений, продемонстрировали, что участники опроса в г. Братске в большей степени негативно оценивают влияние перечислявшихся молодежных субкультур. Относительно благосклонное отношение было продемонстрировано лишь по отношению к таким субкультурам как те, что связаны с компьютерными играми и Интернетом - 24,4 % положительных оценок, а также гедонистически - развлекательным (мажоры, рейверы, реперы, и т. п.) - 25,6 %. В наибольшей степени отрицательно были оценены такие субкультуры как экстремистские - 67 % и криминальные - 63 %.

Важно отметить, что значительная часть респондентов (до трети опрошенных в каждом случае) затруднились как либо оценить ту или иную субкультуру. Наибольшие затруднения вызвала оценка таких субкультур, как романтико-эскапистские (хиппи, ролевики, толкинисты, индианисты и т.п.) - 30 % затруднившихся, анархонигилистические (панки, рокеры и т. п.) - 33 % и гедонистически-развлекательные -34 %.

Судя по всему, это является следствием слабой информированности молодежи в Братске о субкультурах. Возможно, даже неся в себе признаки представителей одной из перечислявшихся в анкете субкультуры, молодые люди не осознают этого3.

«Основными носителями сепаратных молодежных субкультур являются автономные группы, содержащие элементы социальной дезорганизации, криминогенные и преступные группы, подростковые банды, стойкие территориальные группы, организующие массовые драки за некоторые религиозные объединения, имеющие черты фанатизма и экстремизма, и оказывающие деструктивное влияние на личность их участников (например, Белое братство Марии Деви-Христос, Свидетелей Иеговы, секты Муна и др.)»5. Социальной базой развития сепаратных молодежных субкультур в подростково-молодежной среде являются подростки и юноши, оставшиеся вне сферы социально-педагогической опеки и внимания общества (несовершеннолетние из люмпенизированных семей, семей беженцев и переселенцев, так называемые «трудные» для образовательных учреждений подростки, дети из детских домов и интернатов, безнадзорные, беспризорные и пр.). По отношению к ним используются самые разнообразные способы рекрутирования, основанные на знании закономерностей поведения несовершеннолетних в неформальных группах.

Во-первых, это объективная потребность подростка принадлежать к какой-либо группе, с мнением которой он соотносит свои позиции, даже оставаясь в одиночестве или в окружении взрослых.

Во-вторых, сплоченность самой группы, борющейся за территориальную и корпоративную автономность в среде себе подобных и за независимость в окружении взрослых людей, подчеркнутую своей символикой, внешней атрибутикой и жар-

гоном.

В-третьих, примитивность социальных механизмов взаимодействия и управления в группе, основанных на преобладании лидера и ограниченной автономии других членов.

В-четвертых, отрицание заслуг, накопленных в предшествующие годы в учебной, трудовой деятельности и распространение ролей по признаку коммуникативной привлекательности.

В-пятых, игнорирование опыта предшествующего поколения, обычно усваиваемого в форме обучения, тенденции пользоваться исключительно методом проб и ошибок6.

Влияние групп с сепаратно-субкультурной системой ценностей на личность несовершеннолетнего часто прямо пропорционально уменьшению влияния социальных институтов общества (семьи, образовательных и социально-культурных учреждений, трудовых коллективов и др.), призванных оказывать позитивное воздействие на развитие личности молодого человека.

Относительная сила отрицательного влияния бывает связана с тем, что в ряде случаев процесс включения молодого человека в подростково-молодежную группу протекает эффективнее, чем в позитивных социальных группах, ослабленных отсут-свием сплоченности, слабостью эмоциональных связей между ее членами. В этих случаях группа с асоциальной направленностью становится более привлекательной для определенной части юношей и подростков.

Во-первых, в связи с наличием в ней широкого поля деятельности, окрашенной романтикой и таинственностью, включающей риск, экстремальные ситуации и возможности для самоутверждения. Во-вторых, в связи со снятием моральных ограничений, отсутствием запретов на любую информацию, прежде всего, касающейся личности. В-третьих, в связи с учетом состояния возрастного одиночества, переживаемого подростком и обеспечением ему в «своей» группе физической и психологической защиты от агрессии извне.

Таким образом, специфические возрастные потребности несовершеннолетних удовлетворяются в результате включения в асоциальную группу и, следовательно, в результате следования принятым именно в этой группе нормам поведения противоправного характера.

Если говорить о специфике внутригрупповых отношений в группах с сепарат-но-субккультурной системой ценностей, то ее определяет: альтернативная общественной системе ценностей и норм идеология; жесткая структура взаимоотношений; психологическая зависимость от лидера и асоциальная деятельность группы в целом.

Упомянутая оценка молодежи, весьма, спорна, но она присуща большинству взрослых практически во все времена и во всех странах мира. И дело даже не в том, что молодежи «по определению» присуща переоценка своих возможностей и недооценка сложности жизни. Дело в неоднозначности самой ситуации с нравственностью молодежи. В этой связи, сам собой возникает вопрос: «А какой уровень нравственного сознания должен быть взят в качестве мерила, или критерия морали?»5 Ответ на этот достаточно сложный вопрос, с нашей точки зрения, во многом зависит от глубоко продуманной, научно-обоснованной и реалистичной культурной политики.

Примечания

1 Гуревич, П. С. Культурология / П. С. Гуревич. - М. : Гардарини, 2003. - 153 с.

2 Жимбаева, Ц. Ч. Подростковая субкультура : специфика идентичности : автореф. дис. ... канд. культурологи / Ц. Ч. Жимбаева. - Чита, 2004.

3 См.: Сферы интересов молодежи : социологические исследования / Братск. гос. унт. - Братск, 2007.

4 См.: Результаты социологических исследований «Сферы интересов молодежи». Братский государственный университет, - 2007.

5 Кургузов, В. Л. Гуманитарная культура / В. Л. Кургузов. - Улан-Уде : ВСТТУ, 2001.. - С. 325.

6 См.: Савельев, И. Л. Государственная молодежная политика в отношении студенчества в целях современной трансформации российского общества : автореф. дис. . канд. социол. наук / И. Л. Савельев. - Улан-Уде, 2000. - С. 13.

Л. Я. Шамес

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ ПРИ АНТРОПОГЕННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ В ПРОЦЕССЕ ИСТОРИИ: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Автор полагает, что означенная тема весьма актуальна. Очевидно, что решение такой задачи, как укрепление российской экономики, не сводится только к мерам, регулирующим экономическую деятельность отдельных индивидов и предприятий. Одним из внеэкономических факторов развития должно быть формирование позитивного образа страны. Образ страны можно рассматривать в его исторической ретроспективе. Именно в историческом ракурсе многое видится как позитивное и негативное, и именно история позволяет современному человеку увидеть пути выхода из неудач, провалов, кризисов.

Ключевые слова: образ страны, сибирские этносы, Юго-Восточная Сибирь, экосистема.

Актуальность проблемы исследования связана с насущными вопросами эколо-го-культурологического характера, возникшими в Юго-Восточной Сибири (Прибайкалье) в конце ХХ - начале ХХ1 вв.

Знание истории позволяет человеку понять настоящее и в какой-то степени предвидеть будущее.

При исследовании многофакторных влияний хозяйственной деятельности на экосистему предметом научного рассмотрения были: а) человек, как биосоциальное существо, живущее в данной природной среде, б) население, как носитель определенных социальных устоев и способов организации хозяйства и культуры в целом, в) видение качества окружающей среды.

При подобном подходе учитывался, прежде всего, общеэкологический принцип, в котором главным является учет адаптационных механизмов биосферы в установлении равновесия, нарушенного хозяйственной деятельностью человека и внутренних механизмов адаптации человека к нарушению экосистемы. Особенно это касается северных районов Сибири. Подчинение экономической рациональности интересам благополучия и учет того, что антропоэкосистема представляет собой сложно устроенную систему, в которой не всегда можно проследить причинно-следственные связи, резко изменяющие качество окружающей среды - таковой в целом должна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.