И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
Молодёжный парламентаризм - элемент гражданского общества в конституционном. [
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ -ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ
И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
YOUTH PARLIAMENTARIANISM -A CIVIL SOCIETY ELEMENT IN THE CONSTITUTIONAL LAW OF RUSSIA
Mukhachev I. V., Akritov A. S.
The interest for the civil society phenomenon has been revived in the contemporary Russian jurisprudence. Youth parliamentarism is to become one of the institutions being a "connecting bridge" between the state and civil society.
Key words: civil society, youth parliamentarism, the ethnic Council, the Constitution, state policy in the youth sphere.
В современном отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. Одним из институтов, являющимся «связующим мостом» между государством и гражданским обществом, призван стать молодёжный парламентаризм.
Нлючевые слова: гражданское общество, молодёжный парламентаризм, этнический Совет, Конституция, государственная политика в сфере молодёжи.
УДК 342.53:571 (470)
В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул значимость молодёжи в деле развития гражданского общества. Особое внимание вызывают вопросы модернизации. «Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции», - так Д. А. Медведев обозначил главный приоритет современной модернизации (19).
Исторически вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия, а точнее, о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса (8).
В правовой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: добровольно самоуправляемые общности людей (семья, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические объединения); негосударственные, экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения (1, 15).
Идейные истоки и основные вехи формирования концепции гражданского общества были подробно проанализированы К. С. Гаджиевым. В результате проведенного исследования им был сделан вывод о том, что «гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности социаль-
ной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений» (4).
О. Э. Лейст считает, что становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права (9).
В различных дискуссиях часто затрагивается вопрос, представляющий особую важность в строительстве гражданского общества в развивающихся демократиях: вопрос о мере взаимной зависимости гражданского общества и государства. Исходные задачи гражданского общества состоят в противодействии чрезмерному вмешательству государства в общественную жизнь (18).
Иными словами, дистанция между государством и гражданским обществом должна сохраняться. Социальное управление и обсуждение общих ценностей - различные функции (10).
В связи с тем, что термин «гражданское общество» подразумевает не юридическую конструкцию, а качественную характеристику развития отдельных сторон демократии, он широко используется в политической теории, но не в законодательстве, хотя может встречаться при формулировании конституционных норм-принципов, для обозначения разделов основных законов, регулирующих публичную сферу отношений, а также в качестве служебного термина (2).
В России, как полагают многие исследователи, власть пока все еще не готова относиться к гражданскому обществу как к равноправному партнеру, и попытки управлять институтами гражданского общества продолжаются (5).
Более того, имевшееся и в советские годы отчуждение ныне, напротив, только усиливается, что признается практически всеми исследователями (3). Надо всегда помнить, что в основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина (7).
Одним из институтов взаимодействия гражданского общества и государства при законодательных органах является так называемый молодежный парламент, который оказывает большое влияние на развитие гражданского общества в нашей стране (12).
Сегодня молодежный парламент - это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития (16).
Среди правовых основ создания и функционирования молодежных парламентов Российской Федерации следует отметить следующие:
1. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях, принятая Конгрессом местных и региональных властей Европы 21 мая 2003 г. (6).
2. Документ Организации Объединенных Наций «Набор средств для оценки национальной политики, касающейся молодежи» (2004) (11).
Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Она утверждает необходимые жизненные интересы за пределами возможностей других социальных групп, сохраняя преемственность российской истории и культуры, обеспечивая воспроизводство последующих поколений и в конечном итоге -выживание народов как культурно-исторических общностей (17).
Сегодня к задачам по снятию этнической напряженности в молодежной среде и устранению дискриминации по национальному признаку подключены представители властных структур, общественности, научной и творческой интеллигенции.
Об этих проблемах и о том, как предупредить этнические конфликты, говорили на первом заседании молодёжного этнического Совета, в котором приняли участие старейшины и руководители национальных диаспор, автономий, общин и организаций горо-
И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
Молодёжный парламентаризм - элемент гражданского общества в конституционном.
да. Создание данного Совета было предусмотрено Постановлением администрации города Ставрополя от 1 июля 2010 г. № 1736 «О создании молодежного этнического совета при администрации города Ставрополя» (14).
Молодежный этнический Совет при администрации города Ставрополя является совещательно-консультативным органом и образован в целях организации взаимодействия между администрацией города Ставрополя и молодежными подразделениями общественных национально-культурных объединений, действующих на территории города Ставрополя, для рассмотрения наиболее важных социальных, национальных, культурных и образовательных аспектов жизнедеятельности молодежи города Ставрополя.
Основными задачами Совета являются:
1. Разработка предложений по реализации государственной молодежной политики в городе Ставрополе с учетом межэтнического фактора, предупреждению межэтнических конфликтов среди молодежи города Ставрополя.
2. Выработка предложений по реализации национальных, культурных, образовательных программ и молодежных инициатив, направленных на развитие межнациональных отношений, воспитание у молодежи уважения к другим национальностям и культурам народов Северного Кавказа.
Основными функциями Совета являются:
1. Обсуждение нормативно-правовых актов администрации города Ставрополя, затрагивающих интересы молодежи в сфере национальных отношений, прогнозирование их социальных последствий.
2. Оказание экспертно-консультативной и иной помощи главе города Ставрополя в подготовке и реализации решений в отношении молодежных этнических групп и межнационального взаимодействия.
3. Создание условий и активное участие в формировании молодежного мировоззре-
ния в духе межнационального согласия, патриотизма, интереса и уважения к иным культурам и традициям (13).
На заседании Совета автором были предложены следующие направления в развитии:
1. Разработку системы мер по приобщению молодёжи к ценностям отечественной и мировой культуры; разработка и утверждение минимальных социальных стандартов обеспеченности молодёжи социальными, культурными и другими объектами досуга; разработка системы мер по содействию молодым людям в изучении и сохранении родного языка, национальных традиций и обычаев, развитие познавательного туризма.
2. Создание системы поиска и персональной поддержки молодых талантов в сфере научно-технического творчества, культуры, искусства; реализация системы мер по вовлечению молодых учёных в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, содействие деятельности молодёжных секций научных сообществ.
Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.
Вселяет надежду только утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, (20) в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Очевидно, что единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость в котором признается и учеными и практиками.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 2010. -С. 96.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 1997. -С. 315.
3. Гаврилова И. Н. Проблемы государства и базовой демократии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. -№ 11. - С. 8 - 9
4. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. -1991. - № 7. - С. 30.
5. Гриб В. В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - С. 13-17.
6. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований: сборник законов о молодежи. -Кишинев, 1999. - С. 51-61.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета (21.01.2009). -№ 7; Собрание законодательства РФ (26.01.2009). - № 4. Ст. 445; Парламентская газета (29.01.2009). - № 4.
8. Коэн Джин Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория /пер. с англ.; общ. ред. И. И. Мюрберг. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - С. 134.
9. Лейст О. Э. Гражданское общество, государство и право // Теория государства и права / под ред. М. И. Марченко. - М., 1999. - С. 226.
10. Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 101.
11. Пастухова Л. С. Вопросы закрепления молодежного парламентаризма в нормативных правовых актах на международном, федеральном и региональном уровнях //Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 45-49.
12. Положение о молодежном этническом Совете при администрации города Ставрополя // Правовая система «Консультант+».
13. Постановление администрации города Ставрополя от 1 июня 2010 г. № 1736 «О создании молодежного этнического Совета при администрации города Ставрополя» //Правовая система «Консультант +».
14. Ревнова М. Б. Учение о личности, обществе и государстве и русской философии права: дис. ... канд. юрид. наук. - Коломна, 2000.
15. Савина Л. В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. -С. 21.
16. Ставрополь - город межэтнического согласия и межконфессионального диалога: материалы научно-практической конференции (Ставрополь, 26-27 ноября 2009 г.).
17. Шевердяев С. Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16.
18. Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года // URL: http://kremlin. ru/news.
19. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Официальный сайт Президента РФ // URL:
http://document. kremlin. ru/doc. asp?ID=045762
Об авторах
Мухачёв Игорь Владимиров, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и международного права. Сфера научных интересов - проблемы гомеостазиса российской правовой системы, проблемы теории российского конституционного права.
Акритов Андрей Саввович, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры государственного и международного права. Сфера научных интересов - перспективы развития агропромышленного комплекса России, теория муниципального права, молодёжная политика. andrey-akritov@ mail.ru
ПОДРОСТКОВЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ЭМПИРИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ
М. О. Белашова
ADOLESCENT SUBCULTURES IN CONTEMPORARY RUSSIA: EMPIRIC ANALYSIS
Belashova M. O.
The value structure of subcultures' participants is analyzed in the article. The comparative analysis of the value component in different sub-cultural communities of adolescents has been made. On the basis of the value component the classification of adolescent subcultures in the contemporary Russia has been made.
Key words: subculture, youth subculture, adolescents, adolescent subculture, values, norms, the hierarchy of values.
В статье проанализирована ценностная структура участников субкультур. Проведен сравнительный анализ ценностного компонента различных субкультурных объединений подростков. На основе ценностного компонента проведена классификация подростковых субкультур в современной России.
Ключевые слова: субкультура, молодежная субкультура, подростки, подростковая субкультура, ценности, нормыi, иерархия ценностей.
УДК 316.723(470)
Подростковые субкультуры сегодня в России представлены достаточно пестрой и разнообразной мозаикой. Они сильно отличаются между собой заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением, спецификой общения, философией и символикой.
Такие авторы как С. Левикова, К. Соколов, Р. Слюсаревский, Т. Щепанская указывают на существование множества субкультур в обществе, которые находят выр ажение в различных религиозных, расовых, этнических, конфессиональных и возрастных группах». (3) Указанные авторы особое внимание уделяют молодежным и подростковым субкультурам. Приставка «sub» в современном контексте подразумевает, что речь идет о подсистеме культуры как целого. Ее культурный код формируется в рамках более общей системы, определяющей основу цивилизации и целостность определенного социума. Субкультуры как подсистемы культуры ориентированы на постоянный диалог с нею. Субкультура молодежи в современных теориях понимается как совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности.^, С.15). Подростковая субкультура - социокультурное объединение молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, формирующее определенное идентификационо-интеграционное пространство для своих членов.
ы
ШБелашова М.О
Подростковые субкультуры в современной России: эмпирический анализ
В России феномен подростковых субкультур получил свое развитие в 90-х годах. Подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, моделями поведения, и, как следствие этого, подвергались бурному обсуждению и получили название «неформалы». Количество субкультурных сообществ неумолимо росло, вместе с этим возрастала потребность в их классификации и типологии. В работах таких авторов как, Ф. Бока, М. Топалова, З. Сикевича, Е. Омельченко, С. Сергеева, А. Толстых и др. субкультуры классифицируются с позиции некой общности, создающей свое социокультурное разнообразие, реализуемое в коммуникациях вербального и невербального характера. Каждая из авторских классификаций внесла свой несомненный вклад в изучение феномена подростковой субкультуры. Вместе с тем, из-за постоянно меняющихся условий жизни как всего общества в целом, так и подростков в частности, происходит постоянная смена субкультур в подростковой среде.
Структура подростковых субкультур включает в себя ценностный, деятельност-ный, символический уровни. Ценностный уровень - это ценности, интересы и нормы поведения, разделяемые большинством членов субкультурной группы. Деятельностный уровень представляет собой совокупность обрядов, ритуалов и других моделей поведения, типичных для определенной субкультуры. Символический уровень представляет собой внешнюю презентацию субкультуры и включает в себя сленг, атрибутику и «дресс-код» субкультурной группы. Особенность подростковых субкультур проявляется в наибольшей привлекательности для подростков символической стороны субкультуры, однако системообразующим компонентом субкультурного комплекса являются ценности.
Ценности исполняют роль фундаментальных норм, которые обеспечивают интеграцию общества, во многом определяя выбор поведения личности, социальной группы, социума в целом. Это - существующие в сознании каждого человека ориентиры, в соответствии с которыми индивиды и социальные группы осуществляют свои дейст-
вия. Норма - это общепризнанная в определенной социальной среде совокупность требований, регулирующих поведение людей, все формы их деятельности. В обществе с момента его возникновения, как во всякой целостной системе, проявляются две противоречивые тенденции - организации и дезорганизации, обусловленные постоянным вовлечением в общественную систему новых и новых элементов. Социальные нормы являются одним из важнейших условий стабильного функционирования общественной системы.
Система социальных норм обеспечивает упорядоченность общественного взаимодействия индивидов и групп. Нормы вытекают из принятых в обществе и присвоенных отдельными людьми представлениях о ценностях (5). Таким образом, можно сказать, что ценностно-нормативная структура личности как совокупность интериоризированных ценностей и норм играет ведущую роль в определении и реализации жизненных стратегий и планов личности. Обычно наиболее интенсивно, формирование системы ценностей (ценностных ориентаций) происходит именно в подростковом возрасте, затем она сохраняется достаточно стабильной, изменяясь лишь в кризисные периоды жизни человека. Как правило, в подобных случаях изменяется иерархия ценностей, а не их состав. Кризис в обществе ведет к смене системы ценностей как таковой. Данный процесс идет всегда болезненно особенно для молодых людей, их реакция проявляется в субкультурной активности, которая выступает как «зеркальное отражение» социальной реальности.
Следует отметить, что субкультуры различаются между собой ценностным содержанием. Несмотря на то, что компоненты их одинаковы, наполнены они своим смыслом, содержанием и способами проявления, особенными для каждой субкультуры. Ценности субкультур являются трансформированной системой ценностей традиционной культуры и отличаются от нее. Для участников современных субкультур ценностные компоненты имеют особое значение и выступают основой при выборе подростком
того или иного сообщества. Следовательно, при классификации современных подростковых субкультур следует исходить именно из их ценностного содержания и детального анализа ценностной иерархии ее участников.
В статье использованы эмпирические данные социологического исследования за 2009-2010 г.г., подростков города Ставрополя «Молодежные субкультуры в Ставропольском крае» выборка гнездовая, объем выборки 1290 человек. Группу респондентов составили учащиеся подростки школ и студенты 1-2х. курсов вузов г. Ставрополя. Из них - 48,8% респондентов мужского пола, 51,2 % - женского пола. При интерпретации
результатов опроса, респонденты условно были разделены на две группы. В первую группу респондентов вошли подростки, не имеющие отношения к субкультурным объединениям, вторую группу составили непосредственно участники субкультурных групп.
Анализ ответов респондентов на вопрос « Что для Вас наиболее значимо в жизни?» показал, что иерархия ценностей у обеих категорий респондентов приблизительно одинакова, однако среди подростков, которые относят себя к субкультурам, больше процент тех, кто выбрал ценности общественного признания (Таблица №1).
Таблица №1
Ценностные ориентации респондентов (данные приведены в % от общего количества ответивших
на вопрос по каждой категории респондентов)
Ценностные ориентации Относят себя к Не имеют отно-
субкультурам шения к субкультурам
преданные друзья 65,3 50,1
здоровье 60,3 78,8
крепкая семья 60,7 68,1
жизнь человека 28,6 36,7
материальный достаток 43,5 54,6
интересная работа 32,1 39,6
карьера 32,8 41,2
качественное образование 15,3 26,2
признание окружающих 15,6 15,7
возможность реализовать свои таланты 50,0 39,0
социальная, экономическая, политиче- 12,6 11,5
ская стабильность в обществе
слава 8,4 5,7
власть 18,3 8,7
покой и возможность ни во что не вме- 6,1 2,2
шиваться
Таким образом, можно предположить, что участники субкультур потенциально обладают большей социальной активностью, чем подростки, не имеющие отношения к субкультурным сообществам. Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой личности и показателем ее сформированности. Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их
становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентации». (6) Отметим, что ценности субкультуры не мешают обретению и усвоению ценностей общепризнанных. Субкультуры скорее дают возможность оценить и понять их значимость в будущем. Подростки при переходе из мира детства в
ы
ШБелашова М.О
Подростковые субкультуры в современной России: эмпирический анализ
мир взрослых не способны воспринять ценности взрослых. Субкультуры выступают в качестве адаптационного механизма, однако многое зависит от социокультурной среды, в которой происходит становление и развитие личности подростка.
Необходимо отметить, что популяция подростковых субкультур в больших городах значительно разнообразнее, чем в городах провинциального типа и сельской местности. Это подтверждается словами Е. Во-ловниковой: «условия жизни в городе создают предпосылки для объединения подростков в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Это происходит в виду больших изменений, связанных с общей атмосферой вседозволенности, что приводит к острому росту альтернативных субкультур». (1)
В ходе социологического исследования нами был выделен ряд подростковых субкультур, которые наиболее известны и имеют большее число участников именно в подростковой среде города Ставрополя. Респондентам был предложен вопрос «Укажите, насколько Вы осведомлены о следующих молодежных субкультурах?». Анализ ответов респондентов позволяют констатировать, что: к тому или иному типу подростковой субкультуры себя причисляют 56,1% опрошенной молодежи и позволяет построить нам следующий ранжированный ряд:
Рейтинг известности подростковых субкультур
1. футбольные фанаты
2. скинхеды
3. паркуры
4. металлисты
5. готы
6. байкеры
7. эмо
8. реперы
9. анимешники
10. панки
11. толкиенисты
12. скейтеры
13. граффитеры
14. ВМХ
15. ШВ1
16. хиппи
17. растаманы
18. яппи
19. кайфарики
20. рейверы
Участие в подростковых субкультурных объединениях связано с изучением возможных взаимодействий каждого отдельного участника организации как носителя ценностей данного молодежного движения. В процессе этих взаимодействий формируется структура организации. (9) Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами, которые обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, а так же возрастными особенностями.(2)
Таким образом, в контексте подростковых субкультур одним из основных вопросов является вопрос о ценностных ориента-циях подростков. Глубинный анализ ответов участников субкультур на вопрос «Что для Вас наиболее значимо в жизни?» показал, для таких подростковых субкультур как «хиппи», «металлисты», «байкеры», «реперы», «рейверы», «граффиттеры», «эмо», «готы», «1ЯВ», «толкиенисты» ценности распределились следующим образом: Высокая значимость таких ценностей как, «быть признанными окружающими», «иметь интересную работу», «высокий материальный достаток и высокую потребность в реализации своих талантов и способностей», «славы», говорит о том, что эти подростки руководствуются желанием выделится из общепринятых культурных правил и выделить себя среди общепризнанных социальных или нравственных норм для достижения желаемых целей, проявить в своем поведении эпатаж.
Для таких подростковых субкультур как «панки», «футбольные фанаты», «РНЕ», «гопники», «скинхеды» наиболее значимыми ценностями выступают социальная, экономическая, политическая стабильность в обществе, слава, власть. В сравнении со
всеми остальными субкультурами, наименьшую значимость для участников данных субкультур имеют такие ценности как: жизнь человека (13,0%); признание окружающих (10,5%); покой и возможность ни во что нее вмешиваться (8,7%). Эти субкультуры носят агрессивный характер, утверждаются за счет других и избирают специфическую символику. Такие субкультурные течения рассматривается зачастую как контркультурные, тесно граничат с криминальными группировками. Объединение в субкультуры подростков происходит по территориальному признаку: здесь царят свои нравы и законы, ценится культ силы и умение драться, подчинение четкой идеологии, чего собственно нет в большинстве других субкультурах. Сегодня они по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. (4) За счет агрессивной жизненной позиции, такие субкультуры именуются асоциальными.
Среди респондентов были отмечены субкультурные течения яппи, экологисты. Общий процент таковых составил 3,1% от общего количества опрошенных. В этих субкультурных течениях, как и у остальных субкультур, наиболее значимыми ценностями выступают здоровье и преданные друзья. Необходимо отметить, что в ходе социологического исследования именно у яппи и экологистов выявлена высокая значимость таких ценностей как, жизнь человека, крепкая семья, карьера, а так же качественное образование и материальный достаток. Анализ ответов респондентов свидетельствует о том, что ценности участников подобного вида субкультур раскрываются в пропаганде здорового образа жизни, попытках извлекать максимум «хорошего» из сложных условий сложившихся в современном российском обществе (защита природы, памятников архитектуры и т. д.). Эти группы, цель которых - приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.
Анализ ответов респондентов о значимости ценностей позволил нам выявить наиболее пассивную субкультурную группу -компьютерный андеграунд. Основой их объ-
единения являются социальные сети и компьютеры. К ней причисляются подростки со своеобразным молодежным мировоззрением и специфической структурой ценностей. Это единственная субкультурная группа, в которой наибольшую значимость в рейтинге имеют такие ценности как: «социальная, экономическая, политическая стабильность в обществе»; «покой, и возможность ни во что не вмешиваться». Наименьшую ценность в этой группе представляют «преданные друзья» (3,1%) и «власть» (2,1%). Это можно объяснить тем, что большая часть общения этих подростков проходит в виртуальном пространстве, где существует свой особый стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, взаимодействием в сетевых компьютерных играх, которые стали их ритуалом. Ценностные ориентации респондентов различных субкультурных групп отраженны в сравнительной таблице №2.
Приведенные результаты социологического опроса показывают, что все выявленные различия в структуре ценностных ори-ентаций участников субкультурных объединений указывают на необходимость условного подразделения всех действующих течений на четыре группы: эпатажные субкультуры; протестные субкультуры; просо-циальные субкультуры; компьютерный андеграунд.
В ходе анализа выбранных респондентами ценностей, выявлено, что их ценностные предпочтения несколько различаются. С одной стороны, можно говорить о том, что эти отличия не всегда значимы и что субкультурное участие не мешает подростку осваивать и приобщаться к нормам и ценностям общей культуры. С другой стороны, выбор подростком субкультурного сообщества осуществляется по основанию мотивов имеющихся потребностей, исходя из которых, субкультура формирует свои присущие ей ценности. Каждый человек строит концепцию своей жизни на основе мировоззрения - системы взглядов на объективный мир и место человека в нем, на его отношение к
Белашова М.О.
Подростковые субкультуры в современной России: эмпирический анализ_
Таблица № 2
Иерархия ценностных ориентаций подростков по типам субкультур (данные приведены в % от общего количества ответивших на вопрос по каждой категории респондентов)
Ценности Виды субкультур
эпатаж- протестные просоци- компью-
ные альные терный андеграунд
Здоровье 54,1 34,5 17,5 20,9
Преданные друзья 53,7 34,2 15,5 3,1
Материальный достаток 45,9 30,9 12,7 8,8
Жизнь человека 35,0 13,0 14,9 10,9
Качественное образование 29,0 18,7 12,8 4,4
Интересная работа 49,3 17,6 10,9 6,5
Карьера 21,4 18,1 13,6 7,4
Возможность реализовать свои таланты и способности 45,8 23,3 11,9 5,6
Слава 43,3 33,9 10,1 6,5
Покой и возможность ни во 14,3 8,7 10,3 16,7
что нее вмешиваться
Власть 17,8 33,3 9,8 2,1
Признание окружающих 50,2 10,5 10,9 15,9
Крепкая семья 51,3 32.7 14,0 3,6
Социальная, экономиче- 17,5 34,0 11,5 17,8
ская, политическая ста-
бильность в обществе
окружающей действительности и самому себе, а также через обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей: их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценности и ценностные ориентации.
Аморфность ценностных систем подростковых субкультур определяет неоднозначность оценок их содержания и деятельности. Каждая субкультура объединяет в себе и позитивные и негативные ценности (например, «ориентация на силу» и «патриотизм» скинхедов).
Подростковые субкультуры в современной России являются значимым ресурсом как позитивного, так и негативного воздействия на социальное развитие подростков, от которого зависят результаты и направленность социализации личности. Потенциально, все подростковые субкультуры, создавая альтернативную социокультурную среду,
обеспечивают поиск идентичности подростков и их интеграцию в социокультурное пространство социума. Реально, численное превосходство подростковых субкультур асоциальной направленности является угрозой распространения среди подростков де-виантных моделей поведения.
Риск распространения моделей асоциального поведения в подростковых субкультурах в современном российском обществе обусловлен тем, что неустойчивая идентичность подростков в условиях, когда подростковые субкультуры приобретают признаки контркультуры, растет криминогенный потенциал подростковых субкультур актуализирует интерес молодых людей к ценностям и нормам деструктивных субкультур, вследствие чего происходит девальвация ценностной системы общепризнанной культуры в сознании подростков, реальностью стано-
вится игнорирование нормативных и соци-альноодобряемых моделей поведения.
Участие подростков в любых субкультурных объединениях обеспечивает их адаптацию в динамично меняющейся поликультурной среде (адаптационная функция), позволяет найти единомышленников и про-
явить себя (компенсационная функция). Позитивный портрет подростковых субкультур в современной России включает в себя экспрессивность эпатажных, активность проте-стных, инновационность просоциальных подростковых субкультур и интеллектуальность компьютерного андеграунда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воловникова Е. А. Молодежные субкультуры // «Медицинская газета» №11 (08) htttp://www. clínica. nsk. ru/
2. Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. - М.: Социум, 2003. С. 78-79.
3. Матвеева С. Я. Субкультуры в динамике культуры // Субкультурные объединения молодежи: критический анализ / под ред. И. Кучмаевой. М.: Институт философии АН СССР. С. 16-23.
4. Омельченко Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры. - М.: Ин-т социологии РАН, 2000. С. 261.
5. Чупров В. И., Ю. А. Зубок. Молодежный экстремизм: сущность, формы проявления, тенденции. -М.: Academia, 2009. С. -118-119.
6. Шорохова Е. В. Психологический аспект проблемы личности // Теоретические проблемы психологии личности / под ред. Е. В. Шороховой. М, 1974. C. 3—33.
Об авторе
Белашова Марина Олеговна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры политологии и социологии. Сфера научных интересов - субкультура, молодежная субкультура, структура, функции, особенности молодежной и подростковой субкультуры, социокультурные особенности молодежи. 11_8282@ mail.ru