И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
Молодёжный парламентаризм - элемент гражданского общества в конституционном. [
МОЛОДЕЖНЫЙ ПАРЛАМЕНТАРИЗМ -ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РОССИИ
И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
YOUTH PARLIAMENTARIANISM -A CIVIL SOCIETY ELEMENT IN THE CONSTITUTIONAL LAW OF RUSSIA
Mukhachev I. V., Akritov A. S.
The interest for the civil society phenomenon has been revived in the contemporary Russian jurisprudence. Youth parliamentarism is to become one of the institutions being a "connecting bridge" between the state and civil society.
Key words: civil society, youth parliamentarism, the ethnic Council, the Constitution, state policy in the youth sphere.
В современном отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества. Одним из институтов, являющимся «связующим мостом» между государством и гражданским обществом, призван стать молодёжный парламентаризм.
Нлючевые слова: гражданское общество, молодёжный парламентаризм, этнический Совет, Конституция, государственная политика в сфере молодёжи.
УДК 342.53:571 (470)
В Послании Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г. Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул значимость молодёжи в деле развития гражданского общества. Особое внимание вызывают вопросы модернизации. «Забота о будущих поколениях - это самые надёжные, умные и благородные инвестиции», - так Д. А. Медведев обозначил главный приоритет современной модернизации (19).
Исторически вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия, а точнее, о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса (8).
В правовой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: добровольно самоуправляемые общности людей (семья, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические объединения); негосударственные, экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения (1, 15).
Идейные истоки и основные вехи формирования концепции гражданского общества были подробно проанализированы К. С. Гаджиевым. В результате проведенного исследования им был сделан вывод о том, что «гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности социаль-
76/2011
Вестник Ставропольского государственного университета
ной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений» (4).
О. Э. Лейст считает, что становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права (9).
В различных дискуссиях часто затрагивается вопрос, представляющий особую важность в строительстве гражданского общества в развивающихся демократиях: вопрос о мере взаимной зависимости гражданского общества и государства. Исходные задачи гражданского общества состоят в противодействии чрезмерному вмешательству государства в общественную жизнь (18).
Иными словами, дистанция между государством и гражданским обществом должна сохраняться. Социальное управление и обсуждение общих ценностей - различные функции (10).
В связи с тем, что термин «гражданское общество» подразумевает не юридическую конструкцию, а качественную характеристику развития отдельных сторон демократии, он широко используется в политической теории, но не в законодательстве, хотя может встречаться при формулировании конституционных норм-принципов, для обозначения разделов основных законов, регулирующих публичную сферу отношений, а также в качестве служебного термина (2).
В России, как полагают многие исследователи, власть пока все еще не готова относиться к гражданскому обществу как к равноправному партнеру, и попытки управлять институтами гражданского общества продолжаются (5).
Более того, имевшееся и в советские годы отчуждение ныне, напротив, только усиливается, что признается практически всеми исследователями (3). Надо всегда помнить, что в основу концепции конституционного строя Российской Федерации в действующей Конституции Российской Федерации положены великие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина (7).
Одним из институтов взаимодействия гражданского общества и государства при законодательных органах является так называемый молодежный парламент, который оказывает большое влияние на развитие гражданского общества в нашей стране (12).
Сегодня молодежный парламент - это организационная форма, которая основана на историческом опыте работы государства с молодежью, лучших традициях формирования и развития социальных механизмов представительства законных интересов и прав молодых граждан в обществе, учета их мнения в вопросах его развития (16).
Среди правовых основ создания и функционирования молодежных парламентов Российской Федерации следует отметить следующие:
1. Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровнях, принятая Конгрессом местных и региональных властей Европы 21 мая 2003 г. (6).
2. Документ Организации Объединенных Наций «Набор средств для оценки национальной политики, касающейся молодежи» (2004) (11).
Необходимость осуществления особой правовой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Она утверждает необходимые жизненные интересы за пределами возможностей других социальных групп, сохраняя преемственность российской истории и культуры, обеспечивая воспроизводство последующих поколений и в конечном итоге -выживание народов как культурно-исторических общностей (17).
Сегодня к задачам по снятию этнической напряженности в молодежной среде и устранению дискриминации по национальному признаку подключены представители властных структур, общественности, научной и творческой интеллигенции.
Об этих проблемах и о том, как предупредить этнические конфликты, говорили на первом заседании молодёжного этнического Совета, в котором приняли участие старейшины и руководители национальных диаспор, автономий, общин и организаций горо-
И. В. Мухачёв, А. С. Акритов
Молодёжный парламентаризм - элемент гражданского общества в конституционном.
да. Создание данного Совета было предусмотрено Постановлением администрации города Ставрополя от 1 июля 2010 г. № 1736 «О создании молодежного этнического совета при администрации города Ставрополя» (14).
Молодежный этнический Совет при администрации города Ставрополя является совещательно-консультативным органом и образован в целях организации взаимодействия между администрацией города Ставрополя и молодежными подразделениями общественных национально-культурных объединений, действующих на территории города Ставрополя, для рассмотрения наиболее важных социальных, национальных, культурных и образовательных аспектов жизнедеятельности молодежи города Ставрополя.
Основными задачами Совета являются:
1. Разработка предложений по реализации государственной молодежной политики в городе Ставрополе с учетом межэтнического фактора, предупреждению межэтнических конфликтов среди молодежи города Ставрополя.
2. Выработка предложений по реализации национальных, культурных, образовательных программ и молодежных инициатив, направленных на развитие межнациональных отношений, воспитание у молодежи уважения к другим национальностям и культурам народов Северного Кавказа.
Основными функциями Совета являются:
1. Обсуждение нормативно-правовых актов администрации города Ставрополя, затрагивающих интересы молодежи в сфере национальных отношений, прогнозирование их социальных последствий.
2. Оказание экспертно-консультативной и иной помощи главе города Ставрополя в подготовке и реализации решений в отношении молодежных этнических групп и межнационального взаимодействия.
3. Создание условий и активное участие в формировании молодежного мировоззре-
ния в духе межнационального согласия, патриотизма, интереса и уважения к иным культурам и традициям (13).
На заседании Совета автором были предложены следующие направления в развитии:
1. Разработку системы мер по приобщению молодёжи к ценностям отечественной и мировой культуры; разработка и утверждение минимальных социальных стандартов обеспеченности молодёжи социальными, культурными и другими объектами досуга; разработка системы мер по содействию молодым людям в изучении и сохранении родного языка, национальных традиций и обычаев, развитие познавательного туризма.
2. Создание системы поиска и персональной поддержки молодых талантов в сфере научно-технического творчества, культуры, искусства; реализация системы мер по вовлечению молодых учёных в решение актуальных задач социально-экономического развития страны, содействие деятельности молодёжных секций научных сообществ.
Представляется, что российское законодательство в сфере молодежной политики, в целом, и в отношении молодежных организаций, в частности, нуждается в дальнейшем развитии и оптимизации.
Вселяет надежду только утвержденная Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведевым новая структура Правительства и федеральных органов исполнительной власти, (20) в соответствии с которой образовано Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Очевидно, что единообразное понимание молодежной политики на всей территории России будет возможно лишь после принятия федерального закона о молодежной политике, необходимость в котором признается и учеными и практиками.
76/2011
Вестник Ставропольского государственного университета
ЛИТЕРАТУРА
1. Авакьян С. А. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - М., 2010. -С. 96.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - М., 1997. -С. 315.
3. Гаврилова И. Н. Проблемы государства и базовой демократии // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. -№ 11. - С. 8 - 9
4. Гаджиев К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. -1991. - № 7. - С. 30.
5. Гриб В. В. Взаимодействие гражданского общества и органов государственной власти в социальной сфере // Социальное и пенсионное право. - 2010. - № 4. - С. 13-17.
6. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований: сборник законов о молодежи. -Кишинев, 1999. - С. 51-61.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета (21.01.2009). -№ 7; Собрание законодательства РФ (26.01.2009). - № 4. Ст. 445; Парламентская газета (29.01.2009). - № 4.
8. Коэн Джин Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория /пер. с англ.; общ. ред. И. И. Мюрберг. - М.: Издательство «Весь Мир», 2003. - С. 134.
9. Лейст О. Э. Гражданское общество, государство и право // Теория государства и права / под ред. М. И. Марченко. - М., 1999. - С. 226.
10. Мамут Л. С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения // Общественные науки и современность. - 2002. - № 5. - С. 101.
11. Пастухова Л. С. Вопросы закрепления молодежного парламентаризма в нормативных правовых актах на международном, федеральном и региональном уровнях //Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 45-49.
12. Положение о молодежном этническом Совете при администрации города Ставрополя // Правовая система «Консультант+».
13. Постановление администрации города Ставрополя от 1 июня 2010 г. № 1736 «О создании молодежного этнического Совета при администрации города Ставрополя» //Правовая система «Консультант +».
14. Ревнова М. Б. Учение о личности, обществе и государстве и русской философии права: дис. ... канд. юрид. наук. - Коломна, 2000.
15. Савина Л. В. Молодежные общественные объединения современной России: институционально-правовой анализ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. -С. 21.
16. Ставрополь - город межэтнического согласия и межконфессионального диалога: материалы научно-практической конференции (Ставрополь, 26-27 ноября 2009 г.).
17. Шевердяев С. Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 16.
18. Послание Президента Федеральному Собранию 30 ноября 2010 года // URL: http://kremlin. ru/news.
19. Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 274 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Официальный сайт Президента РФ // URL:
http://document. kremlin. ru/doc. asp?ID=045762
Об авторах
Мухачёв Игорь Владимиров, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного и международного права. Сфера научных интересов - проблемы гомеостазиса российской правовой системы, проблемы теории российского конституционного права.
Акритов Андрей Саввович, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры государственного и международного права. Сфера научных интересов - перспективы развития агропромышленного комплекса России, теория муниципального права, молодёжная политика. andrey-akritov@ mail.ru