Научная статья на тему 'Особенности спортивной субкультуры студентов университета физической культуры'

Особенности спортивной субкультуры студентов университета физической культуры Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2363
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СПОРТИВНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF PHYSICAL CULTURE / SPORTS SUBCULTURE / CONTEMPORARY YOUNG PEOPLE / MODERN YOUTH / LIFE VALUES / YOUTH SUBCULTURE / SOCIOLOGY OF YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комева Екатерина Юрьевна

Студенты университета физической культуры принадлежат к социальной группе современной учащейся молодежи. Жизненные установки формируются исходя из основных показателей молодежной субкультуры. В каждой субкультуре можно выявить ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, способы свободного времяпрепровождения. Компоненты спортивной субкультуры обусловлены основными жизненными ценностями студентов, характеризующими их жизненные установки. Исходя из данных, полученных в результате проведения социологического опроса, мы можем определить некоторые характеристики, которые способствуют формированию спортивной субкультуры: социальные установки, необходимые для усвоения ценностей молодежной субкультуры (социальная активность, стиль жизни, создание имиджа, социальное положение, организация досуга); основные жизненные ценности студентов, характеризующие их жизненные установки (инструментальные ценности, терминальные ценности); показатели спортивной субкультуры, обусловливающие ее особенности (профессиональное будущее, отношение к спорту, отношение к окружающей среде).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of sports subculture of university of physical training students

The students of the University of Physical Culture belong to the social group of the contemporary studying young people. Vital attitudes are formed based on the basic indices of youth subculture. In each subculture it is possible to reveal the strongly pronounced general for its carriers of hobby, ways of free pastime. Components of sports subculture are determined by the basic life values of the students, characterizing their vital attitudes. Proceeding from the data, received as a result of the sociological poll, we may define some characteristics, which promote formation of the sports subculture: social attitudes necessary for assimilation of values of youth subculture (social activity, lifestyle, image creation, social status, leisure organization); the main life values of students, characterizing their vital attitudes (tool values, terminal values); the indicators of sports subculture, determining its features (professional future, relation to sports, relation to environment).

Текст научной работы на тему «Особенности спортивной субкультуры студентов университета физической культуры»

ществления данного и только данного заказа.

Контактная информация: kmm-74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.08.2012.

УДК 796.01

ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Екатерина Юрьевна Комева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Студенты университета физической культуры принадлежат к социальной группе современной учащейся молодежи. Жизненные установки формируются исходя из основных показателей молодежной субкультуры. В каждой субкультуре можно выявить ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, способы свободного времяпрепровождения. Компоненты спортивной субкультуры обусловлены основными жизненными ценностями студентов, характеризующими их жизненные установки. Исходя из данных, полученных в результате проведения социологического опроса, мы можем определить некоторые характеристики, которые способствуют формированию спортивной субкультуры: социальные установки, необходимые для усвоения ценностей молодежной субкультуры (социальная активность, стиль жизни, создание имиджа, социальное положение, организация досуга); основные жизненные ценности студентов, характеризующие их жизненные установки (инструментальные ценности, терминальные ценности); показатели спортивной субкультуры, обусловливающие ее особенности (профессиональное будущее, отношение к спорту, отношение к окружающей среде).

Ключевые слова: студенты университета физической культуры, спортивная субкультура, современная молодежь, жизненные ценности, молодежная субкультура, социология молодежи.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p48-52

FEATURES OF SPORTS SUBCULTURE OF UNIVERSITY OF PHYSICAL

TRAINING STUDENTS

Ekaterina Yurevna Komeva, the senior teacher,

Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The students of the University of Physical Culture belong to the social group of the contemporary studying young people. Vital attitudes are formed based on the basic indices of youth subculture. In each subculture it is possible to reveal the strongly pronounced general for its carriers of hobby, ways of free pastime. Components of sports subculture are determined by the basic life values of the students, characterizing their vital attitudes. Proceeding from the data, received as a result of the sociological poll, we may define some characteristics, which promote formation of the sports subculture: social attitudes necessary for assimilation of values of youth subculture (social activity, lifestyle, image creation, social status, leisure organization); the main life values of students, characterizing their vital attitudes (tool values, terminal values); the indicators of sports subculture, determining its features (professional future, relation to sports, relation to environment).

Keywords: students of the University of Physical Culture, sports subculture, contemporary young people, modern youth, life values, youth subculture, sociology of youth.

Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры сферы спорта определяются ценностями и социальной практикой общества [2]. Это делает возможным рассмотреть спортивную субкультуру как позиционирование профессиональной деятельно-

сти.

В каждой субкультуре, функционирующей в сфере спорта, существует достаточно жесткая статусная структура, обусловленная достижениями человека в соответствии с принятыми в данной субкультуре представлениями, с этим же связаны репутация и авторитет носителя этой субкультуры. В каждой субкультуре можно выявить ярко выраженные общие для ее носителей увлечения, вкусы, способы свободного времяпрепровождения, которые определяются возрастными способностями и социокультурными особенностями, условиями жизни, а также модой. Формируемые идеалы определяют ведущие способы деятельности молодых людей и выбор ими определенной субкультуры. Задачи, которые были сформулированы в программе исследования, следующие:

- изучить структуру ценностных предпочтений молодых людей и видение ими возможностей для формирования своей карьерной траектории;

- проанализировать восприятие молодежью образа жизни как ценности;

- изучить влияние современной информационно-коммуникационной среды на формирование субкультуры молодежи;

- выявить наличие у молодых людей идеалов, образцов для подражания (кумиров) в сфере культуры, спорта;

- выявить степень реальной и потенциальной общественной активности молодежи;

- выявить наличие патерналистских ожиданий в спортивной среде и степень самостоятельности в реализации своей жизненной траектории;

- выявить потребность и доступность для молодежи культурных благ;

- выявить уровень возможностей для самореализации молодых людей в профессии.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Структура выборочной совокупности в исследовании составила - 750 человек и основана на следующих статистических параметрах: студентов 1-2 курсов - 13,3%, студентов 3-4 курсов - 76,7%, магистрантов - 10%, в том числе, юношей - 45,4%, девушек -54,6%.

Эмпирическое изучение состояния субкультуры сферы спорта, различной направленности, необходимо как с целью углубления их научного познания, так и с целью прогнозирования ее дальнейшего развития.

Первый компонент особенностей спортивной субкультуры среди студентов университета физической культуры связан с их отношением к учебному процессу (табл. 1).

Таблица 1

Самооценка студентов учебы в университете________________________

Критерий оценки (В% от всех опрошенных)

Оцениваю как успешную 27,6

Более-менее 49

Просто хожу в университет 7,6

Вряд ли это можно назвать учебой 15,7

Следующий компонент связан с формированием своего жизненного стиля. Современные студенты достаточно свободны в выборе стиля и манеры поведения. Среди опрошенных постоянно следят за модой - 31,7%, по возможности - 48%, не следят за модой ~ 20%.

При ответе на вопрос «Какой стиль одежды вы предпочитаете» мы получили следующие данные: классический - 40,8%, спортивный - 28,5%, не придают этому значения

- 5,8%, любят авангард - 1,9%, согласны с любыми направлениями в моде - 23%. И хотя, по мнению населения, спортсмены предпочитают только своеобразный спортивный об-

раз, опрашиваемые нами студенты университета физической культуры все же предпочтение отдают классике. Параметры анализа содержания образа жизни инвариантны эталону образа жизни студенческой молодежи. Они позволяют зафиксировать ряд элементов действительности, которые непосредственно связаны с деятельностью студентов: выявление эталона и выяснение причины формирования студентами стиля жизни. Проблема эталона образа жизни в современном обществе для молодого поколения, вероятно, обусловлена ценностным подходом, связанным с внешней социальной средой и их отношением к своему здоровью в соответствии с определенными, в их понимании, стандартами (образцами) [3].

Организация досуга является также показателем формирования социальных установок студентов. Если все долевые показатели (проценты), свидетельствующие о близком расположении объектов культуры и спорта от места проживания, просуммировать и приравнять к 100%, то есть «нормировать», то получим условный показатель плотности учреждений культурного и спортивного назначения, находящихся на доступном расстоянии от места проживания молодежи в микрорайонах (поселках). Согласно нормированному показателю плотности, на учреждения и сооружения культуры приходится 50,3%, а на спортивные учреждения и сооружения - 49,7% культурно-спортивного базового потенциала микрорайонов (поселков). Проще говоря, с позиций предложения различных видов услуг для молодежи в шаговой доступности, потенциал массовой культуры и массового спорта сегодня эквивалентны - 50,3%:49,7%, иное дело, в таком ли эквиваленте находится и спрос со стороны молодежи на предлагаемые услуги [1]. Каковы же интересы студентов в сфере культуры и спорта (табл. 2).

Таблица 2

Организация досуга студентами физкультурного вуза

Вид досуга (В % от всех опрошенных)

Беседа об интересных проблемах 35,5

Гуляю 65,8

Обмен дисками и музыкальными записями 8

Играю в компьютерные игры 16,8

Играю в шахматы 4,5

Играю в футбол и другие спортивные игры 22,7

Хожу на тренировки 36,6

Ничего не делаю 12,6

Смотрю телевизор 40,6

Хожу в бассейн 11,7

Занимаюсь в фитнес-зале 15,8

Читаю 44,1

Удовлетворение спортивных потребностей в период досуга - это не только условия физической и психической рекреации, но и условия духовной культуры молодежи. К сожалению, достаточно большую часть досуга студенты расходуют пассивно, в основном, на просмотр телепередач (40,6%).

Исследование подчеркивает, что компоненты спортивной субкультуры обусловлены основными жизненными ценностями студентов, характеризующими их жизненные установки.

Респонденты отметили следующие жизненные ценности, ставшие для них реальностью уже сейчас: взаимопонимание, хорошие отношения с друзьями 66,7% отметили как реальность, 27,1% как стремление обрести эти ценности. Терпимость как качество, которым люди обладают, отметили 47,7%, а тех, которые стремятся обладать этим качеством - 37,7%. Культура поведения для 46,3% респондентов стала реальностью и почти для стольких же (43,8%) - стремлением обладать данной ценностью. Честность, правдивость, порядочность, ответственность оценили как уже достигнутые качества 47,2% мо-

лодых людей, а 41,6% опрошенных стремятся обладать этими качествами. Данное качество не имеет никакого значения лишь для 2,5% респондентов. Авторитет и уважение друзей, коллег и товарищей как социальная ценность уже достигнута у 45,5% от опрошенной молодежи, а 43,5% к этому стремятся. Не считают это ценностью всего 3,2% опрошенных студентов.

Перечисленные данные отражают естественное желание молодежи утвердить личные позиции в своей социальной группе за счет своих личностных качеств в соответствии с традиционными гуманистическими ценностями. Продолжением этой тенденции является стремление обладать качествами, которые еще не стали для большинства реальностью. Ответственное отношение к своему здоровью для большинства остается стремлением (48%), для 32,4% - реальностью, а для 12,5% - лишь мечтой. Образованность как социальная ценность для 66,3% является стремлением, для 22% - реальностью и для 9,2% - мечтой. Стремление к достижению высших результатов в профессии для 62,5% респондентов остается стремлением, для 12,9% - мечтой и для 20% - реальностью. Твердая воля, четкая жизненная позиция является для 49% респондентов стремлением, а для 42% респондентов - реальностью.

На наш взгляд, самооценка по этой позиции может быть несколько завышенной в силу небольшого социального опыта данной возрастной группы, так же, как и ответы по позиции «уверенность в себе». 42,8% респондентов считают это качество уже достигнутым и 47% - качеством, обрести которое они стремятся. Отрадно то, что хорошие манеры вновь имеют большое значение для молодежи. По этой позиции ответы распределились следующим образом: большинство стремятся обрести хорошие манеры, их 45,5%, а 42,8% таковыми уже обладают. Только 1% респондентов ответили, что хорошие манеры не имеют значения. Почти половина респондентов оценивает свое положение как положение свободного человека (47,4%), а 39,7% имеют нормальное и реальное желание обрести его. Для 9% молодых людей свобода как социальная ценность является только мечтой.

В роли представителей эталонного образа жизни могут выступать как хорошо известные личности, так и родители, друзья, педагоги и др. Одним из таких субъектов является сфера образования, которая выступает фактором, оказывающим влияние на молодежь, используя всевозможные информационные средства для формирования определенного взгляда на здоровый образ жизни. Процесс социализации подразумевает создание университетом благоприятных условий для успешной интеграции студентов в культуру современной цивилизации, принятие ими как ценности этических норм, гуманистических принципов образа жизни образовательного и научного сообщества, а также целостного мировоззрения, являющегося для университета системообразующим.

ВЫВОДЫ

Исходя из данных, полученных в результате проведения социологического опроса, мы можем определить некоторые характеристики, которые способствуют формированию спортивной субкультуры: социальные установки, необходимые для усвоения ценностей молодежной субкультуры (социальная активность, стиль жизни, создание имиджа, социальное положение, организация досуга); основные жизненные ценности студентов, характеризующие их жизненные установки (инструментальные ценности, терминальные ценности); показатели спортивной субкультуры, обусловливающие ее особенности (профессиональное будущее, отношение к спорту, отношение к окружающей среде).

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков, М.К. Структура досуга молодежи // Молодежь России: социологический портрет : монография / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М., 2010. - С. 189-190. -1БВМ 978-5-98201-021-6.

2. Жизненные траектории молодежи: 10 лет спустя : социологическое исследование / Д.Л. Константиновский, Е.Д. Вознесенская, Г.А. Чередниченко, Ф.А. Хохлушкина.

- М. : Институт социологии РАН, 2010. - 277 с. - ISBN 978-5-89697-191-7.

3. Закревская, Н.Г. Ценностный подход к образу жизни современных студентов / Наталья Григорьевна Закревская ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 8 (54). - С. 55-59. - ISSN 1994-4683.

REFERENCES

1. Gorshkov, M.K., Sheregi, F/E. (2010), The structure of the leisure of young people Youth of Russia: a sociological portrait: monograph, publishing house ZSP and M, Moscow, Russian Federation, ISBN 978-5-98201-021-6.

2. Konstantinovskiy, D.L., Voznesenskaya, E.D. Cherednichenko G.A., F.A. and Khokhushkina F.A. (2010), Life trajectories of young people: 10 years later. Sociological research, publishing house Institute of Sociology of Russian Academy of Science, Moscow, Russian Federation, ISBN 978-5-89697-191-7.

3. Zakrevskaya, N.G. (2009), “A value approach to the way of life of modern students”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. - Vol. 54, No. 8, pp. 55-59.

Контактная информация: zakrevskaya_n@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.08.2012.

УДК 796.011.3

КОРРЕКЦИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Николаевич Курысь, доктор биологических наук, кандидат педагогических

наук, профессор,

Ставропольский государственный университет (СГУ),

Марина Игоревна Евстигнеева, преподаватель,

Ставропольская государственная медицинская академия (СтГМА)

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема оценки состояния здоровья студентов путем определения биологического возраста индивида, его коррекции средствами физической культуры. На наш взгляд, формирование знаний о взаимосоответствии паспортного и биологического возраста и повышение образованности студентов медицинских вузов в области физической культуры будет способствовать решению задачи формирования устойчивой мотивации студента к поддержанию активного образа жизни и физической формы, а также своевременного влияния на состояние своего здоровья.

Ключевые слова: здоровье, биологический, паспортный возраст, студенты медицинского

вуза.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.08.90.p52-58

CORRECTION OF THE BIOLOGICAL AGE OF MEDICAL STUDENTS BY MEANS

OF PHYSICAL CULTURE

Vladimir Nikolaevich Kurys, the doctor of biological sciences, candidate ofpedagogical sciences, professor, Stavropol State University Marina Igorevna Evstigneeva, the teacher,

Stavropol State Medical Academy

Annotation

This article addresses the problem of assessing the health of students by determining the biological age of the individual, its correction by means of physical culture. In our opinion, formation of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.