лет, сохранять уровень развития физических качеств, осуществлять профилактику многих заболеваний. Разработанную и апробированную нами методику можно рекомендовать в практику оздоровительных занятий в физкультурно-оздоровительных клубах, лечебно-профилактических центрах и группах здоровья.
Контактная информация: [email protected] ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
(ФИНЭК),
Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор биологических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ)
Аннотация
В материалах статьи на основе результатов социологического исследования раскрывается значение физической культуры в жизнедеятельности студентов вузов. Опрошено 260 студентов I курса Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ) в возрасте 18 лет, юношей и девушек, занимающихся на отделении спортивного совершенствования (n=30 чел.), основном учебном отделении (n=103 чел.), подготовительном (n=86 чел.) и специальном медицинском отделении (n = 41 чел.).
Ключевые слова: субкультура, меметика, потребности, удовлетворенность, здоровый образ жизни, физические кондиции, телесная гармония.
PHYSICAL TRAINING BY EYES OF STUDENTS
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The St.-Petersburg State University of Economy and Finance,
Dmitry Nikolaevich Davidenko, the doctor of biological sciences, professor,
The St.-Petersburg State Polytechnic University
Annotation
In materials of article, on the basis of results of sociological research, the value of physical culture in life activity of students of high schools is revealed. 260 students of 1st course of the St.-Petersburg state university of economy and finance have been questioned, at the age of 18 years, young men and girls, engaged in sports perfection (n=30 people), at basic educational department (n=103 people), at preparatory (n=86 people) and at special medical department (n = 41 people).
Keywords: subculture, mimetics, needs, satisfaction, healthy way of life, physical conditions, body harmony.
ВВЕДЕНИЕ
В ходе проводимых реформ системы высшего профессионального образования изменилось отношение студентов к физической культуре. С 90-х годов началась эра невиданных ранее сомнений в ценностях физической культуры. В постперестроечной физической культуре зародилась некая молодежная субкультура со своими законами, семиотикой, шумными хэппенингами, личными отношениями, способствующими регенерации смыслов двигательной активности. Предпринимаемые попытки изучения этой проблемы осуществлялись в разных аспектах - педагогическом, организационном, социально-экономическом. Однако изучение эндогенных процессов, характеризующих значимость для студентов занятий физическими упражнениями, осталось вне сферы внимания специалистов. Поэтому изучение проблемы восприятия ценностей физической культуры в студенческой среде является актуальным и своевременным.
МЕТОДИКА
Проведено социологическое исследование, направленное на квантификацию проблем, отражающих необходимость целевого подбора средств физического воспи-
тания, удовлетворяющих потребности студентов в двигательной активности. Наряду с анализом литературы и интервьюированием студентов использовалась меметика (англ. memory - память) - учение о мемах и их социальных последствиях [1]. «Мем» - закодированная, воспроизводимая и передающаяся человеку на подсознательном уровне единица информации. Это могут быть идеи, которые являются репликаторами, и могут передаваться непосредственно от человека к человеку. Обработка мемических карт, связанная с выявлением повторяющихся связей между ассоциативными образами здоровья, двигательной активности, позволила охарактеризовать понятия «здоровье», «двигательная активность», «здоровый образ жизни», раскрыть их эмпирические смыслы, определить отношение студентов к занятиям физическими упражнениями. Респондентами стали 260 студентов I курса Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ) в возрасте 18 лет, юношей и девушек, занимающихся на отделении спортивного совершенствования (n = 30 чел.), основном учебном отделении (n = 103 чел.), подготовительном (n = 86 чел.) и специальном медицинском отделении (n = 41 чел.).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Опрос с помощью мемических карт показал, что связи между физическая культурой и здоровьем имеют мерцающий характер, ускользающий от однозначной интерпретации. Вместе с тем, более 69% студентов четырех учебных отделений отмечают в целом положительную связь между занятиями физическими упражнениями и здоровьем.
В группе студентов, занимающихся на отделении спортивного совершенствования, выявлены устойчивые положительные оценки своей спортивной специализации, к примеру, в антиномиях: физическая нагрузка - здоровье, тренировка - успешность в социальной сфере. Более 76% респондентов этой группы отмечают, что спорт входит в мейнстрим жизненных ценностей, указывая прямые, устойчивые связи между занятием спортом и уровнем здоровья.
Само понятие «спорт» разрастается в сознании студентов до грандиозных размеров, выдвигается на передний план личностно значимых ценностей и рассматривается через призму западного типа культуры - стиля cool. Спорт воспринимается как одна из фундаментальных моделей человеческой природы, стремящейся к здоровью. Занятия спортом распространяются на все ощущения жизни, вторгаются в зону чувств и настроений студентов, поднимая общий жизненный тонус. Студенты-спортсмены просто изнемогают под бременем физического совершенства. Они испытывают биологическую потребность в тренировке - иначе их просто разорвет от собственной силы жизни. Для них спорт - это открытая форма совершенствования, ставшая содержанием. Это - вторжение в жизнь новых, неосвоенных представлений об эталонах и свойствах качества жизни. В спорте ощущается пароксизм социальной успешности, здоровья и красоты - хорошей осанки, рельефных мышц, который формирует в сознании студентов некий жизненный стандарт. В целом эти занятия способствуют стабилизации социальных процессов вследствие снижения пассионарного напряжения студентов-спортсменов.
В группе студентов, отнесены к основному учебному отделению, рассмотрение ценностей физической культуры осуществляется на основе общей витальности. Эти студенты ассоциативно воспринимают необходимость занятий физическими упражнениями как условие для интенсивного и производительного учебного труда; достижения успешности учебной и спортивной деятельности; сексуальной активности и воспроизводства потомства; повышения резервов адаптации к социальной и экологической средам; обретения высоких физических кондиций и телесной гармонии.
Таким образом, более 60% респондентов этой группы воспринимают физическую культуру как огромный эмоциональный мир, имманентный культуре человека и общества, связанный системой исторических и социальных традиций. 54% респонден-
тов этой группы отмечают, что занятия положительно влияют на укрепление физического и психологического компонентов здоровья.
Вместе с тем, 46% девушек основного отделения хотели бы вместо академических занятий посещать фитнес-клуб. Они считают, что академические занятия не оказывают какого-либо влияния на ресурсы здоровья, отмечая бесполезность используемых на уроке морально стареющих видов и форм физической культуры, недостаточную физическую нагрузку, «заорганизованность» урока. Академические занятия рождают такие ассоциации, как «скучно», «не эффективно», «однообразно». Уроку они предпочли бы интенсивную, эмоционально насыщенную кондиционную тренировку с использованием хай-тек технологий, обеспечивающую повышение резервов адаптации организма. Обретение телесной гармонии - глобальная творческая задача физического воспитания студентов, наполняющая ее содержание экзистенциальным значением. 26% респондентов этой группы проявляют интерес к спортивному судейству, волонтерскому движению.
Для повышения качества занятий в этой группе студентов целесообразно использовать стратегию «спортизации» физкультурной деятельности, использования в уроке современных фитнес-технологий таким образом, чтобы она стала средством саморазвития сущности, интеллекта, творческой энергии и духовно-нравственных сил студентов, проявляющих интерес к спорту. Ведь еще П.Ф. Лесгафт отмечал, что занятия физическими упражнениями станут эффективными лишь в том случае, когда целенаправленно формируемые личностные качества станут неотъемлемой частью внутреннего мира человека [2].
Студенты, отнесенные по уровню физической подготовленности и здоровью к подготовительному отделению, рассматривают физическую культуру как тривиальную метафору жизни, требующую вовлеченности. Более 61% респондентов этой группы отмечают, что академические занятия дают жизненный позитивизм, позволяют сделать шаг от строительства тела к форме жизнестроительства. Понятие «здоровье» у них вызывает следующие ассоциативные образы: внешняя привлекательность; комфортные ощущения; высокая интеллектуальная активность и работоспособность; развитые коммуникативные способности; активная жизненная позиция. При положительном отношении к учебному процессу более 40% этой группы склонны к пассивным формам физической культуры - просмотру спортивных передач, участию в качестве зрителей (болельщиков), волонтеров в спортивных соревнованиях и праздниках, т.е. спортивному времяпрепровождению, исключающему высокую двигательную активность.
В работе подготовительного отделения рождается любопытный плеоназм - при избыточности здоровьесберегающих брэндов нет развития. Более 38% респондентов отмечают, в этой связи, что в физическом воспитании нет прогресса, но, безусловно, есть энтропия. Это - приглашение к разговору об относительности и абсолютности культурных и метафизических понятий. Предпринимаемые в этой группе попытки соединить несоединимое, к примеру, попытка формировать духовный вектор личности посредством развития телесности, оказались мало продуктивными. Созидательнотворческие формы физической культуры представлены в структуре жизнедеятельности студентов этой группы на низком уровне, а в структуре досуга остались востребованными лишь пассивно-созерцательные средства. Физическая культура является для этих студентов интровертной в своих возможностях и экстравертной в своей бесполезности. На передний план здесь выдвигается принцип удовольствия от созерцания, актуализирующий использование рекреационных форм физической культуры.
Студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, компенсировали свою спортивную несостоятельность изрядной долей иронии по отношению к физической культуре. Проявляемые в этой группе ассоциативные связи рождаются на фоне ограниченности двигательного опыта, связанного с заболеванием и проявляемого в специфических экзистенциальных и социальных условиях.
Вместе с тем, более 67% респондентов указали на связь академических занятий с укреплением здоровья при условии адресного подбора средств ЛФК, адекватных характеру заболевания. В занятиях ЛФК воплощается мечта студентов о здоровье и совершенстве. Понятие «здоровье» ассоциировано у студентов этой группы с отсутствием болезней и физических дефектов; с нормализацией массы тела; с ощущением гармонии с природой и социумом; с сексуальной привлекательностью; с преодолением фобий и неуверенности в своих силах. Самопознание студентов этой группы из экзистенциальной категории переходит в категорию практического знания о телесной красоте, здоровье, здоровом времяпрепровождении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение необходимо отметить, что энтропия физической культуры пропорциональная энтропии культуры в целом. Переживаемый кризис физической культуры должен быть осмыслен в гораздо более глубинном измерении. В ходе «перестройки» физкультурная жизнь в России сошла с привычной колеи. Советская роскошь хорошо сбалансированной системы физической культуры со временем «полиняла», ценностные критерии сдвинулись. В теории физической культуры не оказалось общего дискурса. Система понятийности разнится кардинально. Культурологические концепции физического воспитания утратили значение института социальной адаптации, следствием чего является девальвация традиционных ценностей физической культуры. Используемая в физической культуре фразеология оказалась переполнена силлогизмами, пустыми рассуждениями и бесплодными умствованиями. Физическая культура оказалась перегружена излишними коннотациями, связанными с идеей гармонии, духовности. Стало очевидно, что советская модель физического воспитания студентов исчерпала свои коллективистские возможности. В период «перестройки» в средствах масс-медиа был создан негативный «совковый» образ физический культуры, наполнивший ее содержание жизненной несостоятельностью. Герметичность и законченность этого образа в сознании учащейся молодежи, а потом и в студенческой среде, плохо поддаются коррекции.
Физическая культура, как любое архаическое образование России, нуждается в этой связи в модернизации. Этому мешают ее амбиции. Она уходит от общепринятых ценностей к некоему апокрифу. Вместе с тем, «перестройка» дала шанс конвертировать ценности физической культуры советского типа. Более того, академические занятия по физическому воспитанию все же воспринимаются в студенческой среде как наиболее доступный инструмент укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни [3]. Учет особенностей восприятия студентами ценностей физической культуры позволяет сделать шаг к созданию ее инновационной модели, раскрыть ее привлекательные константы цивилизованности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Marsden, P. Brand positioning : Meme's the Word // Marketing Intelligence & Planning. - 2003. - Vol. 20, Issue 5. - Р. 307.
2. Лесгафт, П.Ф. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / П.Ф. Лесгафт. -М. : АПН РСФСР, 1952.
3. Григорьев, В.И. Образ жизни и здоровье студентов : учебно-методическое пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко ; С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2005. - 119 с.
Контактная информация: [email protected]