ни П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 51-59.
8. Мухина, М.П. О преемственности физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях применения педагогической технологии / М.П. Мухина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 7 (41). - С. 61-65.
9. Немеровский, В.М. Игро- и психогимнастика в развитии двигательнопознавательной сферы детей 5-6 лет в условиях ДОУ и семьи / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 81-85.
10. Немеровский, В.М. Педагогические условия формирования физкультурной и социокультурной модели «педагог-ребенок-семья» / В.М. Немеровский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 9 (31). - С. 67-70.
11. Панфилова, Т.Ю. Состояние здоровья детей, выросших в период социальноэкономического кризиса : автореф. дис... канд. мед. наук / Панфилова Т.Ю. - СПб., 2003. - 19 с.
12. Рубцов, М.В. Факторы риска, индивидуальное прогнозирование и профилактика хронических заболеваний у детей дошкольного возраста : автореф. дис. канд. мед. наук / Рубцов М.В. - М., 2003. - 25 с.
13. Физкультурная образованность родителей детей дошкольного возраста, имеющих особые образовательные потребности / А.В. Сычев, С.Д. Антонюк, В.А. Гриднев, С. А. Королев. // Физическая культура. - 2004. - № 2 С. 14-18.
14. Финогенова, Н.В. Возможности использования подвижных игр с элементами спорта в работе с дошкольниками / Н.В. Финогенова, Д.В. Решетов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (43). - С. 103-106.
15. Целыковская, Н.Ю. Оценка влияния комплекса социальных, гигиенических и медико-биологических факторов на состояние здоровья дошкольников г. Москвы : автореф. дис. канд. мед. наук / Целыковская Н.Ю. - М., 2000. - 24 с.
16. Черкашин, В.П. Особенности проведения занятий по физической культуре в период подготовки к обучению в школе / В.П. Черкашин, Н.П. Финогенова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 5 (51). - С. 103-107.
Контактная информация: [email protected]
УДК 378
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
(ФИНЭК),
Дмитрий Николаевич Давиденко, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), Владимир Анатольевич Чистяков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
Ким Джон Кил, доцент,
Университет Енг-Ин (Сеул, Южная Корея)
Аннотация
В статье рассматривается задача создания индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов, основанная на современных тенденциях формирования общих и частных профессиональных компетенций.
Ключевые слова: физическое развитие, студент, профессиональные компетенции, обра-
зовательная технология.
COMPETENCE APPROACH TO DESIGN OF THE INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES OF STUDENTS' PHYSICAL DEVELOPMENT
Valery Ivanovich Grigoriev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The St.-Petersburg State University of Economy and Finance,
Dmitry Nikolaevich Davidenko, the doctor of biological sciences, professor,
The St.-Petersburg State Polytechnic University Vladimir Anatolievich Chistjakov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg,
Kim John Kil, senior lecturer,
University Eng-In (Seoul, South Korea)
Annotation
The article considers the problem of development of individual educational trajectories of students' physical development based on the modern trends of formation of general and individual professional competence.
Keywords: physical development, student, professional competence, educational technology.
В переживаемую сегодня эпоху сциентизма в системе высшей школы предпринимаются попытки преодолеть российскую ортодоксальную окаменелость теории и методики физической культуры, выявить резервные возможности физической культуры в формировании специалистов нового типа. Как любое архаическое образование физическая культура студентов нуждается сегодня в модернизации. Нужно признать, что в годы «перестройки» физическая культура утратила абсолютные ценности, академическую вертикальность, нацеленность на гармонию телесности и ментальности.
Попытка преодолеть кризисные тенденции путем соединения несоединимого, к примеру, формирования духовного вектора личности посредством телесного развития, оказалась мало продуктивной. Представить себе достижение гармонии телесности и духовности студентов на занятиях по физическому воспитанию допустимо только в отвлеченной от жизни теории. Столкновение теории с реальной действительностью быстро отрезвляет подобные идеи. Безусловно, это информационный повод утверждать, что формирование компетенций студентов в сфере физической культуры становится одним из условий модернизации высшего профессионального образования, преодоления пассивной ментальности студентов в освоении ценностей физической культуры. Из относительно локальной педагогической теории компетентностный подход преобразуется, таким образом, в общественно значимое явление, претендующее на роль концептуальной основы образовательной политики [1].
Компетентность (лат. сompetentia - сложный симптомокомплекс свойств и состояний личности, интегрирующий в себе осведомленность в какой-либо области) -характеризует не только уровень освоенных знаний, умений, образованности студентов в области физической культуры, но и отражает их готовность осуществлять активную физкультурно-спортивную деятельность в соответствии с заданными параметрами, их способность глубоко анализировать и выбирать из большого числа вариантов программ двигательной активности индивидуально ориентированный, наиболее целесообразный и эффективный способ решения двигательных задач. В широком смысле компетентность способствует личностной самореализации, определению студентами своего места в социуме.
Компетенция - понятие, пришедшее в педагогический язык из англосаксонской традиции образования. История развития компетентностного подхода начинается в 60е гг. ХХв, когда в образовании появляется новый термин «компетенция», серьезная дальнейшая разработка которого приводит к становлению нового подхода.
Современное понимание компетентностного подхода сложилось во многом бла-
годаря международной программе TUNING («Настройка образовательных структур»), направленной на реализацию целей Болонской декларации на институциональном уровне и ставящей задачу «определения точек конвергенции и выработки общего понимания содержания квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения».
В разработке программы принимало участие более 100 университетов из 16 стран Европы.
Согласно данной программе, «понятие компетенций и навыков включает знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать), знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям), знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Компетенции представляют собой сочетание характеристик (относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям), которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно эти компетенции реализовать». При этом важно подчеркнуть, что в отличие от ряда европейских языков (английского, французского, немецкого и др.), где данное понятие обозначается одним термином competence, в отечественной литературе употребляются два термина: «компетенция» и «компетентность».
В рамках этой же программы была проведена классификация компетенций, в настоящее время получившая наибольшее распространение в европейских странах и в России. В наиболее общем виде данная классификация представлена ниже.
I. Общие компетенции. К ним относятся:
1. Инструментальные компетенции, которые включают когнитивные способности, способность понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности, способность понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; лингвистические умения, коммуникативные компетенции. Конкретизированный список инструментальных компетенций:
- способность к анализу и синтезу;
- способность к организации и планированию;
- базовые знания в различных областях;
- тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
- письменная и устная коммуникация на родном языке;
- знание второго языка;
- элементарные навыки работы с компьютером;
- навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
- решение проблем;
- принятие решений.
2. Межличностные компетенции, т. е. индивидуальные способности, связанные с умением выражать чувства и отношения, критическим осмыслением и способностью к самокритике, а также социальные навыки, сопряженные с процессами социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства:
- способность к критике и самокритике;
- работа в команде;
- навыки межличностных отношений;
- способность работать в междисциплинарной команде;
- способность общаться со специалистами из других областей;
- способность воспринимать разнообразие и межкультурные различия;
- способность работать в международной среде;
- приверженность этическим ценностям.
3. Системные компетенции, т. е. сочетание понимания, отношения и знания, позволяющее воспринимать, каким образом части целого соотносятся друг с другом и оценивать место каждого из компонентов в системе, способность планировать изменения с целью совершенствования системы и конструировать новые системы. К ним относятся:
- способность применять знания на практике;
- исследовательские навыки;
- способность учиться;
- способность адаптироваться к новым ситуациям;
- способность порождать новые идеи (креативность);
- лидерство;
- понимание культур и обычаев других стран;
- способность работать самостоятельно;
- разработка и управление проектами;
- инициативность и предпринимательский дух;
- забота о качестве;
- стремление к успеху.
II. Специальные (профессиональные) компетенции.
В рамках проекта TUNING были сформулированы результаты обучения для первой и второй степени (общие дескрипторы квалификаций высшего образования).
Бакалавр обязан:
- демонстрировать знание основ и истории своей основной дисциплины;
- ясно и логично излагать полученные базовые знания;
- оценивать новые сведения и интерпретации в контексте этих знаний;
- демонстрировать понимание общей структуры данной дисциплины и взаимосвязи между подчиненными ей дисциплинами;
- демонстрировать понимание и уметь реализовывать методы критического анализа и развития теорий;
- точно реализовывать относящиеся к дисциплине методики и технологии;
- демонстрировать понимание качества исследований, относящихся к дисциплине;
- демонстрировать понимание экспериментальной и эмпирической проверки научных теорий.
Магистр обязан:
- обладать высоким уровнем знаний в специализированной области конкретной дисциплины. На практике это означает знакомство с новейшими теориями, интерпретациями, методами и технологиями;
- уметь практически осмысливать и интерпретировать новейшие явления в теории и на практике; быть достаточно компетентным в методах независимых исследований, уметь интерпретировать результаты на высоком уровне;
- быть в состоянии внести оригинальный, хотя и ограниченный вклад в каноны дисциплины, например, подготовить диссертацию;
- демонстрировать оригинальность и творчество в том, что касается владения дисциплиной;
- обладать развитой компетенцией на профессиональном уровне.
Таким образом, компетентностный подход, раскрывая цели и ожидаемые результаты современного образования, отражает общемировые тенденции развития
культуры. При этом в данном контексте можно обозначить еще одну такую черту современного европейского образования, а именно - стремление стран Европы к инте-
грации. Эта черта проявляется во многих сферах культуры, в том числе и в образовании. В соответствии с этим развитие компетентностного подхода может рассматриваться как одна из тенденций развития современного высшего образования в Европе и мире. Таким образом, при использовании компетентностного подхода физическая культура обретает свойства высокомотивированной, личностно ориентированной деятельности, обеспечивающей максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности и осознание ею собственной значимости [2].
Результаты анализа педагогической практики указывают на наличие функциональных связей четырех компонентов в структуре компетенций по физической культуре: когнитивного, организационного, коммуникативного и рефлексивного. Для каждого из них определен свой состав функций, в соответствии с которым разработаны технологические карты двигательной активности студентов высших учебных заведений, занимающихся на основном, подготовительном, специальном и спортивном учебных отделениях.
Компетентностный подход целесообразно использовать в случае, когда множественность решаемых задач обучения и разносторонность учебных материалов требуют дифференциации различных сегментов образовательного процесса, а также их отработку с технологических позиций. В этом случае он выступает в качестве культурологической эманации, способа увязки целей обучения с его содержанием, когда процесс обучения сегментируется на относительно самостоятельные фрагменты, которые перестраиваются по целевому признаку.
Особое внимание уделяется формированию универсальных компетенций, обеспечивающих понимание студентами значения физической культуры в обществе, ее возможностей в воспитании гармонически развитого человека, в решении социальных задач по укреплению здоровья, подготовке к профессиональному труду. Выпускники вуза должны обладать профессионально направленными компетенциями, реализуемыми на высшем креативном уровне. К ним относятся способность студентов нестандартно использовать парадигму знаний о воздействии на организм неблагоприятных факторов внешней среды, о характере различных видов профессионального труда, о динамике профессионального утомления для направленного использования средств физической культуры с целью профилактики и восстановления работоспособности.
Когнитивные умения и практический контекст и являются реперными критериями обоснования преференций физического воспитания. С учетом компетенций планируются мероприятия, направленные на повышение качества учебного процесса за счет внедрения инновационных технологий физического воспитания. Они отражены в учебном плане, где трудоемкость дисциплины выражена как в часах, так и в зачетных единицах по видам работы и семестрам. 1 зачетная единица соответствует 36 академическим часам, в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 28.11.2002. Для выполнения нормы нагрузки по дисциплине «Физическая культура» трудоемкостью 2 зачетных единицы и 400 академических часов на первых двух курсах продолжительность семестра должна быть не менее 22 недель.
Личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как индивидуальная образовательная траектория при осуществлении кафедрой физической культуры педагогического руководства и методического сопровождения учебного процесса. Это позволяет преобразовать личностно ориентированный учебный процесс в индивидуальную траекторию физического развития студента в соответствии с его потребностями, индивидуальными способностями, степени готовности к освоению программы. Ведущей гносеологической установкой преподавателя выступает его индивидуализированное отношение к студентам [3].
Разработка индивидуальных траекторий двигательной активности студентов -процесс многоплановый и призван обеспечить развитие самостоятельности и инициативы, возможность наиболее полной реализации своего творческого потенциала. Достигаемая при их использовании предметно-центрированная направленность учебного
процесса, обеспечивает повышение качества учебного процесса за счет дифференциации программ физического воспитания подготовительного, основного, специального учебных отделений и отделения спортивного совершенствования, имеющих точно заданные цели, достаточное методическое обеспечение.
Разветвленная программа обучения обусловлена поливариативным спектром видов двигательной активности, реализуемых в сфере физической культуры. Используемые здесь виды физической активности, проявляя свойства биосоциального инструмента интериоризации культурных ценностей, синтезируют культурологические и экзистенциальные основы учебных занятий. Важнейшими ее характеристиками являются: предикативность, системность и диверсификационность, в совокупности ориентирующие подготовку студентов на всестороннее и гармоническое развитие, укрепление здоровья. Использование обучающих технологий типа innovatie learning направлено на коррекцию взаимодействия опорно-двигательного аппарата и сенсорных систем, повышение качества биодинамических параметров структуры двигательной деятельности студентов. В кейсах целевых заданий предусмотрено широкое использование комплексов специальных упражнений с заданными и вариативными параметрами скорости, темпа и ритма кинематической структуры. Рабочие программы аэробной направленности (с низкой - Low impact и высокой - High impact нагрузкой) обеспечивают не только повышение мощности и емкости аэробного механизма энергообеспечения, но и являются частью комплексных занятий, сочетающих различные варианты аэробных и смешанных нагрузок. Повышенная энергоемкость осваиваемых физических нагрузок приводит к устойчивым морфологическим следовым изменениям, повышению резервов адаптации важнейших функциональных систем организма и укреплению иммунных систем.
Имеющиеся здесь стратегические резервы не могут быть реализованы автоматически. Для этого нужно обеспечить целый ряд условий, осознанно и целенаправленно действовать в этом направлении [4]. Повышение эффективности физической культуры при явном дефиците выделяемого на занятия времени, дискретности учебного процесса предусматривает:
- оптимизацию структуры и объема двигательной активности студентов, снижающей риски срыва адаптивных возможностей организма;
- организацию целевых тренирующих воздействий на кинезиологические системы студентов;
- обоснование путей интенсификации учебного процесса на основе повышения моторной плотности занятий, которые бы способствовали мобилизации функциональных резервов адаптации;
- определение меры сбалансированности физических и интеллектуальных нагрузок, объема и качества отдыха, достаточности питания, средств восстановления и стимуляции работоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Полученные нами результаты исследования показывают, что при использовании компетентностного подхода создается новая реальность физической культуры студентов, формируется некая модель человеческой природы, стремящейся к телесной красоте, знаниям и здоровью. Ориентация содержания учебного процесса на компетенции придает физической культуре европейскую нормативность, где самопознание студентов из экзистенциальной категории переходит в категорию практического знания о двигательной активности и здоровом образе жизни. Он позволяет сделать шаг к созданию новой общественно-национальной модели физической культуры, раскрыть ее привлекательные константы цивилизованности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев, В.И. Компетентностный подход в формировании физической
культуры студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко // Модернизация хозяйственной системы России как условие экономического роста. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2009 год. Март-апрель 2010 г. Общеэкономический факультет : юбилейный сборник докладов / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2010. - С. 300-304.
2. Костюченко, В.Ф. Государственный образовательный стандарт в контексте реализации социального потенциала физической культуры / В.Ф. Костюченко, Е.Ф. Орехов, М.Ю. Щенникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2008. - № 11 (45). - С. 40-45.
3. Сурков, Е. Н. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях // Словарь-справочник. - СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - С. 138-139.
4. Таймазов, В. А. Концепция развития физической культуры и спорта в системе высшего профессионального образования / В.А. Таймазов, С.С. Крючек, В.И. Григорьев // Физическая культура студентов : материалы науч. конференции. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2010. - С. 3-5.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.9
ПРОБЛЕМА КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ
Татьяна Анатольевна Грозная, старший психолог-инспектор, адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России
Аннотация
В данной статье поднята проблема кризисных ситуаций жизни и основной деятельности курсантов образовательных учреждений МВД России. Проанализированы личностные особенности и специфика основной (учебной и служебной) деятельности, способные повлечь за собой развитие кризисной ситуации. Осуществлён подбор методик для изучения кризисных ситуаций курсантов Санкт-Петербургского университета МВД России. Обоснована необходимость разработки программы обучения курсантов методикам конструктивного преодоления кризисных ситуаций жизни и деятельности.
Ключевые слова: курсанты образовательных учреждений МВД России, кризисные ситуации жизни и деятельности.
PROBLEM OF LIFE AND ACTIVITIES CRISIS SITUATIONS AMONG THE CADETS STUDYING AT THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
Tat'yana Anatol'evna Groznaya, the seniorpsychologist-inspector, adjunct,
St. Petersburg State University Russian Interior Ministry
Annotation
This article raised the problem of crisis situations in life and basic activities of cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia. The personality features and specificity of the basic (educational and service) activities that lead to the development of crisis situations are analyzed. The techniques for the study of crisis situations happened with the cadets of St. Petersburg University of the Ministry of the Interior of Russia have been selected. The necessity for the development of training courses for cadets for constructive methods of overcoming the crisis situations has been justified.
Keywords: cadets of higher educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia, crises situations in life and activities.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы статьи определяется тем, что в настоящее время, в связи с реформированием системы МВД России, возрастают требования к личностным и про-