Научная статья на тему 'К вопросу о субкультурных явлениях в спорте'

К вопросу о субкультурных явлениях в спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
937
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / СПОРТИВНАЯ СУБКУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ СУБКУЛЬТУРЫ / ПРОЯВЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бацина Ольга Николаевна, Мухамитянов Фанис Давлетханович

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «субкультура». Представлен обзор работ, характеризующих профессиональную субкультуру с точки зрения различных научных дисциплин. На основании методики семантического описания различных стимулов и теста семантического дифференциала «Образ жизни» (В.П. Серкин) сделана попытка экспериментального выявления различий по ряду семантических представлений студентов-менеджеров и студентов-высококвалифицированных спортсменов. Выявлена профессиональная специфичность семантических описаний на предъявленные стимулы у спортсменов высокой квалификации в сравнении со студентами менеджерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the issue of subcultural phenomena in sports (in sports activity)

The present article considers the different approaches to the definition of conception “subculture” and puts forward the review of the studies defining the professional subculture from the point view of different scientific disciplines. There was made an attempt, based on the methods of semantic description of the different stimuli and semantic differential test “Lifestyle” (V.P Serkin), to elicit experimentally the differences by the number of the semantic conceptions of the student-managers and student-elite athletes. There was revealed the professional specificity of the semantic description for made stimuli by elite athletes in comparison with the student-managers.

Текст научной работы на тему «К вопросу о субкультурных явлениях в спорте»

УДК 796:316

К ВОПРОСУ О СУБКУЛЬТУРНЫХ ЯВЛЕНИЯХ В СПОРТЕ

Ольга Николаевна Бацина, кандидат педагогических наук, доцент, Фанис Давлетханович Мухамитянов, кандидат педагогических наук, профессор, Чайковский государственный институт физической культуры (ФГБОУВО «ЧГИФК»)

Аннотация

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «субкультура». Представлен обзор работ, характеризующих профессиональную субкультуру с точки зрения различных научных дисциплин. На основании методики семантического описания различных стимулов и теста семантического дифференциала «Образ жизни» (В.П. Серкин) сделана попытка экспериментального выявления различий по ряду семантических представлений студентов-менеджеров и студентов-высококвалифицированных спортсменов. Выявлена профессиональная специфичность семантических описаний на предъявленные стимулы у спортсменов высокой квалификации в сравнении со студентами - менеджерами.

Ключевые слова: субкультура, спортивная субкультура, методика исследования субкультуры, проявления спортивной субкультуры.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.12.130.p44-47

TO THE ISSUE OF SUBCULTURAL PHENOMENA IN SPORTS (IN SPORTS

ACTIVITY)

Olga Nikolaevna Batsina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer. Fanis Davletkhanovich Mukhamityanov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tchaikovsky State Physical Education Institute

Annotation

The present article considers the different approaches to the definition of conception "subculture" and puts forward the review of the studies defining the professional subculture from the point view of different scientific disciplines. There was made an attempt, based on the methods of semantic description of the different stimuli and semantic differential test "Lifestyle" (V.P Serkin), to elicit experimentally the differences by the number of the semantic conceptions of the student-managers and student-elite athletes. There was revealed the professional specificity of the semantic description for made stimuli by elite athletes in comparison with the student-managers.

Keywords: subculture, sports subculture, method of study of subculture, phenomena of sports subculture.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие субкультуры прочно вошло в сегодняшний публицистический и повседневный тезаурус. Но в то же время единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Термин «субкультура» возник первоначально для обозначения маргинальных, периферийных форм, воспринимавшихся как низовой пласт культуры, подстилающий ее доминирующую модель и подавляемый ею. Наиболее изучены на сегодняшний день молодежные (главным образом, протестные или «отклоняющиеся») субкультуры, к которым большинство авторов относят также околоспортивные и спортивные субкультуры.

Однако, по мере осознания мультикультурной (многокультурной) сущности современного общества, концепция «субкультур» все в большей мере используется как средство описания разнообразия, а не отклонения. Так, Т.Б. Щепанская считает возможным и необходимым выделение субкультур не только по интересам, времяпровождению, формам социальной или художественной активности, но и по профессиональному признаку. Под профессиональной субкультурой она предлагает понимать комплекс тради-

ций: обычного права, стереотипов поведения, особенностей образа жизни, форм повседневного дискурса, символики и атрибутов, - сложившийся в данной профессиональной среде [6].

Субкультура и субкультурные явления признаются предметами интереса различных социальных и гуманитарных дисциплин. Это позволяет углубить научные представления о данном социокультурном феномене. Однако на сегодня отсутствует единая методология изучения субкультуры и ее проявлений. Потенциал формирования общей методологии формируется в рамках изучения субкультурных явлений профессиональной деятельности (профессиональная субкультура), которая изучается в русле таких научных дисциплин, как этнография и антропология профессий, психология труда, психология субъективной семантики и психосемантики.

С признанием в обществе спорта как элемента современной культуры и его роли в формировании личности человека все больший интерес вызывает изучение субкультурных явлений характерных для спортивной деятельности. Использование словосочетания «субкультурные явления спорта» объясняется тем, что степень изучения данного феномена еще не позволяет с большой уверенностью говорить о спортивной субкультуре, несмотря на ряд публикаций. Изучение субкультурных явлений спорта происходит как в рамках исследования молодежных субкультур, так и профессиональных. При изучении молодежных субкультур исследователи выделили спортивные (стритбол, паркур, сно-уборд и др.) и околоспортивные субкультуры (например, спортивных фанатов футбола).

К направлению исследований, в которых рассматриваются профессиональные субкультуры, целесообразно отнести материалы, представленные А.Г. Егоровым, М.А. Захаровым, В.А. Винник, Т.Ю. Федоровой и др. [1, 2]. В то же время и ряд других авторов использует в своих работах понятие «спортивная субкультура» и дифференцирует на субкультуры отдельных видов спорта [3, 5].

Несмотря на актуальность данной проблемы, глубоких исследований спортивной субкультуры и субкультуры вида спорта не проводилось. Большинство выводов авторы делают на основе наблюдений и вторичных данных.

В связи с этим на кафедре философии и социально - гуманитарных наук Чайковского института физической культуры было проведено исследование, направленное на выявления субкультурных элементов в спортивной деятельности.

МЕТОДИКА

В исследовании приняли участие две группы. Экспериментальная группа -спортсмены высокой квалификации (КМС, МС, МСМК) обучающиеся по направлению подготовки Физическая культура по индивидуальному графику. Контрольная группа -студенты, обучающиеся по направлению подготовки Менеджмент. Обе группы были уравнены по критериям: количество (20 чел.), пол, возраст (18-25 лет).

Гипотеза: предполагается, что в силу специфики деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки Менеджмент и Физическая культура, существуют различия между ними в ценностных ориентациях и взглядах на ряд явления окружающей действительности.

Цель исследования: выявление наличия различий в базисных убеждениях и семантическом оценивании различных объектов между группами студентов, обучающихся по направлению подготовки Менеджмент и Физическая культура.

1. Для исследования различий во взглядах на свой образ жизни студентов - менеджеров и студентов - высококвалифицированных спортсменов использовался тест семантического дифференциала (СД) «Образ жизни», разработанный В.П. Серкиным [4]. Нужно было оценить образ жизни с помощью предложенных пар определений.

2. Для исследования различий во взглядах на предложенные объекты использовалась методика семантического описания (смысловое значение) группами различных сти-

мулов. Предлагалось закончить предложения, начинающиеся со слов: группа, эффект, подготовка, конкуренция. Описать перечисленные слова с помощью глаголов, прилагательных, существительных. Описать характерные мнения членов группы относительно материальных ценностей, убеждений и действий.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование различий в представлениях об образе жизни.

Применяемая методика семантического дифференциала (СД) «Образ жизни» позволяет определить семантические универсалии, характерные для студентов-менеджеров и студентов-спортсменов относительно образа жизни.

Под семантической универсалией понимается список выделенных для данного стимула координат (оценок по шкалам), одинаково оцениваемых значимым большинством однородной группы испытуемых [4].

В каждой группе была выделена универсалия, которая состоит из 45 шкал, как в экспериментальной, так и контрольной группе. Отмечены совпадения: активный и веселый. Совпадения оценок обусловлены спецификой построения методики. Поэтому наиболее информативными являются наличие различий.

В универсалию экспериментальной группы (спортсмены) относительно их взглядов на свой образ жизни входят характеристики: дружеский, комфортный, подвижный, смелый, бодрый, счастливый.

В универсалию контрольной группы (менеджеры) входят характеристики: положительный, постоянный, уважительный, достойный, добрый.

Таким образом, при использовании данного метода зафиксировано наличие неслучайных различий в полученных групповых оценках, что позволяет говорить о существовании различий в специфике семантического слоя образа мира спортсмена, обусловленного профессиональной деятельностью.

Исследование различий в семантическом описании слов: группа, эффект, подготовка, конкуренция - начиналось с того, что ассоциации на предлагаемые словесные стимулы выписывались вместе с частотой (весом) их встречаемости и ранжировались по частоте встречаемости. Именно частотные (не единожды использованные в группе) ассоциации являются наиболее информативными в групповом ассоциативном эксперименте. Набор неслучайных ассоциаций на определенное слово (стимул) для данной группы называется ассоциативной семантической универсалией стимула для данной группы. Ассоциативные семантические универсалии стимулов анализируются лишь качественно [4].

В групповую ассоциативную семантическую универсалию стимула «группа» у студентов - менеджеров входят следующие ассоциации: сплочение, объединение, цель, команда, дружная, коллектив, единение. Для спортсменов характерно понимание под группой: люди, учеба, дружба, интересы, обучающиеся. Отмечены совпадения: семья и спортивная.

У группы менеджеров более высокие показатели частоты, что обусловлено, скорее всего, тем, что они больше времени взаимодействуют друг с другом. В то время как спортсмены обучаются по индивидуальному графику, представляют разные виды спорта, редко контактируют.

При оценке групповой ассоциативной семантической универсалии стимула «эффект» отмечены совпадения: результат и отрицательный.

Для менеджеров эффект - это достижение, позитивный, неожиданный. Спортсмены вкладывают несколько иное значение: работа, положительный, последствия тренировок.

Наибольшее различие наблюдается при оценивании стимула «подготовка», а также совместно разделяемых взглядов на материальные ценности, убеждения и действия. Здесь четко прослеживается особенность спортивной деятельности.

ВЫВОДЫ. Таким образом, можем констатировать наличие профессиональной специфичности семантических описаний на предъявленные стимулы у спортсменов высокой квалификации в сравнении со студентами - менеджерами. Это дает основания для более глубокого и детального изучения знаково-символической системы спорта и особенностей личностного развития спортсменов в различных видах спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винник, В. А. Спорт и молодежные субкультуры / В. А. Винник, Т. Ю. Федорова // Наука о спорте: энциклопедия систем жизнеобеспечения / [ЮНЕСКО и др.]. - М., 2011. - С. 849866.

2. Егоров, А.Г. Фэйер Плей в современном спорте : учеб. пособие / А.Г. Егоров, М.А. Захаров. - Смоленск : [б. и.], 2006. - 186 с.

3. Сакмаров, И. Теннисисты. Первая спортивная субкультура «новой России» - Спортивные субкультуры - блоги [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// Sports.ru. - Дата обращения : 26.01.2014.

4. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики : учебное пособие для вузов / В.П. Серкин. - М. : Издательство ПЧЕЛА, 2008. -382 с.

5. Соколов, Н.Г. Студенческий баскетбол как средство корпоративного воспитания учащейся молодёжи / Н.Г. Соколов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 91-94.

6. Щепанская, Т.Б. Антропология профессий / Т.Б. Щепанская // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2003. - Т. VI. - № 1. - С. 142.

REFERENCES

1. Vinnik, V.A. and Fedorova, T.Yu. (2011), Sport and youth subcultures: Sports encyclopedia, publishing house Yunesko, Moscow.

2. Egorov, A.G. and Zakharov, M.A. (2006), Fire play in modern sports: Textbook, Smolensk.

3. Sakmarov, I. Tennis players. The first sports subculture of "new - Russia " - Sports subcultures - blogs, available at: http://Sports.ru.

4. Serkin, V.P. (2008), Methods of subjective semantics psychology and psychosemantic: Textbook for higher schools, publishing house PCHELA, Moscow.

5. Sokolov, N.G. (2008), "Student's basketball as means of corporate education of a studying youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol 45, No. 11, pp. 91-94.

6. Shchepanskya, T.B. (2003), "Anthropology of professions", Journal of sociology and social anthropology, Vol. VI, No. 1, pp. 142.

Контактная информация: fanis55@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2015

УДК 796.011.3

ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В

ВУЗАХ УКРАИНЫ

Сергей Иванович Белых, кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Заслуженный тренер Украины, Донецкий национальный университет, Донецк, Украина

Аннотация

Предложено тестировать все пять физических качеств. В статье рассмотрены вопросы привлечения студентов к систематическим занятиям физкультурой и приобщением к здоровому образу жизни. А также зависимость оценки по предмету физвоспитание от физической подготовленности студентов. Работа посвящена поискам наиболее доступных и оптимальных форм оценивания результатов занятий физкультурой.

Ключевые слова: здоровье, резервные возможности организма, физическая нагрузка, тесты, бег, оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.