Научная статья на тему 'Отражение особенностей субкультуры в языковом сознании рок-музыкантов и фанатов'

Отражение особенностей субкультуры в языковом сознании рок-музыкантов и фанатов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
254
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМЯ СОБСТВЕННОЕ / СУБКУЛЬТУРА / РОК-МУЗЫКАНТЫ / ФАНАТЫ / ПРОФАНЫ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / PROPER NAME / SUBCULTURE / ROCK MUSICIANS / FANS / LAYMEN / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / PSYCHOLINGUISTIC MEANING / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Плешков Евгений Сергеевич

Статья посвящена анализу специфики языкового сознания представителей разных субкультур на материале имен собственных (название песни). Автором предложен психолингвистический подход к исследованию семантики имени собственного в свете субкультурной специфики и проведен свободный ассоциативный эксперимент среди рок-музыкантов, фанатов и профанов. Данные эксперимента позволяют сформулировать психолингвистическое значение исследуемого слова-стимула и сделать вывод о том, что появление различий в актуализации образов языкового сознания зависит от принадлежности индивида к конкретным субкультурам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF SUBCULTURE FEATURES IN ROCK MUSICIANS’ AND FANS’ LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

The article is devoted to the analysis of the specificity of the linguistic consciousness of different subcultures representatives on the basis of proper names (song title). The author proposes a psycholinguistic approach to the study of the proper name semantics in the light of subcultural specificity, and conducts a free associative experiment among rock musicians, fans and laymen. The experimental data make it possible to formulate the psycholinguistic meaning of the studied stimulus word and to conclude that the appearance of differences in the actualization of the images of linguistic consciousness depends on the individual’s belonging to specific subcultures.

Текст научной работы на тему «Отражение особенностей субкультуры в языковом сознании рок-музыкантов и фанатов»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.1.24

Плешков Евгений Сергеевич

ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОК-МУЗЫКАНТОВ И ФАНАТОВ

Статья посвящена анализу специфики языкового сознания представителей разных субкультур на материале имен собственных (название песни). Автором предложен психолингвистический подход к исследованию семантики имени собственного в свете субкультурной специфики и проведен свободный ассоциативный эксперимент среди рок-музыкантов, фанатов и профанов. Данные эксперимента позволяют сформулировать психолингвистическое значение исследуемого слова-стимула и сделать вывод о том, что появление различий в актуализации образов языкового сознания зависит от принадлежности индивида к конкретным субкультурам. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИЭЛ^Д.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 1. C. 111-115. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

18. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. 294 с.

19. Труфанова И. В. О разграничении понятий: речевой акт, речевой жанр, речевая стратегия, речевая тактика // Филологические науки. 2001. № 3. С. 56-65.

20. Хабекирова З. С. Стратегия дискредитации и приемы ее реализации в политическом дискурсе демократической оппозиции [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-diskreditatsii-i-priemy-ee-realizatsii-v-poHticheskom-diskurse-demokraticheskoy-oppozitsii (дата обращения: 25.06.2018).

21. Харламова Т. В. Цикличность политического дискурса // Личность - язык - культура: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (г. Саратов, 26-28 ноября 2014 г.). Саратов, 2015. С. 33-40.

22. Ширяев Н. С. Коммуникативные стратегии репрезентации национальной идентичности в политическом медиадис-курсе (на материале английского и французского языков): дисс. ... к. филол. н. Саратов, 2017. 195 с.

23. Orwell G. You and the Atomic Bomb [Электронный ресурс]. URL: http://orweU.ru/library/artides/ABomb/english/e_abomb (дата обращения: 25.06.2018).

PECULIARITIES OF ACCUSATION TACTICS REALIZATION IN THE SOVIET POLITICAL MEDIA DISCOURSE

Lisyutkina Irina Sergeevna

Saratov State University seriall@bk.ru

The article examines the peculiarities of the accusation tactics realization in the Soviet political media discourse. The author focuses on analysing domestic linguists' views on the "accusation tactics" concept and considers five semantic variants of accusation arrangement among which prevalence belongs to the model "subject performs negative action" where negative action can be interpreted in an extremely broad sense. The semantic model "subject's actions lead to a negative result" is not found in the analysed material that indicates higher categoricity of the Soviet media discourse.

Key words and phrases: political media discourse; verbal influence; defamation strategy; accusation tactics; cyclicity of discourse.

УДК 81'23+81'272 Дата поступления рукописи: 19.11.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.1.24

Статья посвящена анализу специфики языкового сознания представителей разных субкультур на материале имен собственных (название песни). Автором предложен психолингвистический подход к исследованию семантики имени собственного в свете субкультурной специфики и проведен свободный ассоциативный эксперимент среди рок-музыкантов, фанатов и профанов. Данные эксперимента позволяют сформулировать психолингвистическое значение исследуемого слова-стимула и сделать вывод о том, что появление различий в актуализации образов языкового сознания зависит от принадлежности индивида к конкретным субкультурам.

Ключевые слова и фразы: имя собственное; субкультура; рок-музыканты; фанаты; профаны; ассоциативный эксперимент; психолингвистическое значение; языковое сознание.

Плешков Евгений Сергеевич

Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск evgeny-pl@mail. т

ОТРАЖЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБКУЛЬТУРЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ РОК-МУЗЫКАНТОВ И ФАНАТОВ

В настоящее время в науке о языке является ключевой антропоцентрическая научная парадигма, в рамках которой интересы исследователя «переключаются с объектов познания на субъекта, то есть анализируется человек в языке и язык в человеке» [3, с. 6].

Одной из актуальных проблем современной лингвистики в целом и психолингвистики в частности в разрезе антропоцентрической парадигмы является проблема изучения языкового сознания. В Московской психолингвистической школе принято определение, предложенное Е. Ф. Тарасовым, согласно которому языковое сознание - это опосредованный языком образ мира той или иной культуры, т.е. «совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [7, с. 4].

Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время существует проблема изучения языкового сознания носителей различных субкультур, знаковой наполненности этих субкультур ввиду их широкого распространения в современном мире. Новизна работы связана с тем, что исследование специфики языкового сознания рок-музыкантов и фанатов рок-музыки на материале имен собственных не осуществлялось.

Под субкультурой, вслед за В. А. Масловой, мы понимаем второстепенную, подчиненную культурную систему (в частности, молодежную субкультуру) [3, с. 51]. В молодежной субкультуре, в свою очередь, можно выделить субкультуру рок-музыкантов и субкультуру фанатов.

Т. Б. Щепанская, анализируя данное понятие, также отмечает, что субкультура не представляет собой самостоятельного целого и является подсистемой культуры [10, с. 28-29]. Кроме того, Т. Б. Щепанская понимает субкультуру как коммуникативную систему, включающую средства (знаки и символы) и определенную конфигурацию каналов коммуникаций (связей), и определяет ее как «знаковую и нормативную систему, способную к самовоспроизводству и относительно автономную в рамках более широкой системы культуры» [Там же, с. 29]. Таким образом, соглашаясь с Т. Б. Щепанской, можно сказать, что любая субкультура характеризуется определенной знаковой наполненностью. Знаковое наполнение молодежной рок-субкультуры может осуществляться на уровне текстов песен, определенной знаково-символьной атрибутики, стиля одежды, определенного набора сленговой лексики, на уровне имен собственных - названий музыкальных групп, а также наименований альбомов и песен. Последний уровень представляет особую важность для нашего исследования, поскольку мы исходим из предположения, что семантика имени собственного размыта, следовательно, и актуализация значения будет зависеть от принадлежности индивида к конкретным субкультурам.

В качестве материала исследования мы выбрали название песни "TNT" (исполнитель - рок-группа "AC|DC"). Данное наименование образовано в результате вторичной номинации из химического термина, и его мотивирующей основой является апеллятив "trinitrotoluene" (тринитротолуол) - одно из наиболее распространенных взрывчатых веществ. Мы считаем, что в данном случае рок-субкультура заимствовала языковой знак "TNT" из химической знаковой системы для названия песни с целью привлечения внимания потребителей, поскольку неординарность названия всегда способствует развитию интереса.

Целью исследования является вербализация образа названия "TNT" в языковом сознании представителей разных субкультур. Задачи исследования: 1) провести свободный ассоциативный эксперимент в группах исполнителей рок-музыки, фанатов рок-музыки и профанов; 2) представить сравнительный анализ полученных в эксперименте данных; 3) выявить специфику психолингвистического значения исследуемого имени собственного в рамках конкретной субкультуры.

Свободный ассоциативный эксперимент является одним из способов «овнешнения» (термин Е. Ф. Тарасова) скрытых образов сознания и понимается как прием выявления ассоциаций, сложившихся у индивида в предшествующем опыте [9, с. 6].

Применение метода свободного ассоциативного эксперимента как способа «вскрытия» дополнительной индивидуальной оценки слова-стимула целесообразно использовать, на наш взгляд, при проведении ассоциативного анализа имен собственных. Классический вариант такого эксперимента предполагает реакцию респондентов в виде первого слова, пришедшего в голову, при предъявлении какого-либо стимула.

Следует уточнить, что мы придерживаемся точки зрения, согласно которой имена собственные не называют понятий, а служат лишь для обозначения отдельных предметов, иными словами, они имеют только денотативное значение и характеризуются отсутствием ярко выраженного сигнификата. Отметим, что понятие предмет в ономастике следует понимать широко: оно включает как неодушевлённые предметы, так и живые существа, в том числе людей [2]. То есть онимы могут и не обладать основным значением, но зато всегда обладают значением коннотативным, которое может проявляться на уровне ассоциаций. В связи с этим А. В. Суперанская отмечает, что семантика имени собственного - фактор экстралингвистический, что проявляется на уровне речи в виде комплекса субъективных сведений и эмоциональных обертонов, индивидуальных для каждого носителя языка [6, с. 322-323]. Следовательно, особую значимость приобретает ассоциативный анализ при изучении имен собственных в русле психолингвистических исследований.

Эксперимент проводился среди фанатов рок-музыки (50 респондентов), исполнителей рок-музыки (36 респондентов), а также профанов (50 респондентов). Возраст респондентов как представителей молодежной субкультуры укладывался в предел от 18 до 24 лет. Выборки групп фанатов рок-музыки и профанов включали студентов университета различных направлений, за исключением химических направлений и специальностей. Выборка исполнителей рок-музыки состояла из профессиональных музыкантов местных рок-групп г. Челябинска, г. Санкт-Петербурга и г. Уфы. Гендерный состав групп фанатов и профанов характеризовался следующим образом: по 50% респондентов мужского и женского пола в каждой из групп соответственно. В составе группы исполнителей было 86% респондентов мужского пола и 14% респондентов женского пола. Респондентам были предоставлены анкеты, в которых им было предложено причислить себя к одной из трех групп: «фанаты», «исполнители» и «профаны». Под фанатами мы понимаем индивидов, образующих отдельную субкультуру, для которых рок входит в зону особых музыкальных предпочтений, переходящих в высшую степень увлечения, под исполнителями - профессиональных рок-музыкантов, которые на постоянной основе являются членами музыкального коллектива, и, наконец, под профанами мы понимаем индивидов, не относящихся к предыдущим двум группам и отдающих предпочтение в музыке всем жанрам, кроме рока.

Построение ассоциативных полей (далее - АП) слова-стимула "TNT" позволило выявить образы языкового сознания респондентов в зависимости от принадлежности их к той или иной субкультуре. Для большей наглядности представим тенденции, которые мы обнаружили в процессе проведения анализа, в виде таблицы (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Сравнительный анализ ассоциативных полей слова-стимула "TNT" в языковом сознании рок-музыкантов, фанатов и профанов

Рок-музыканты Фанаты Профаны

Ядерные реакции АСРС (15), песня (6) AC|DC (25) Канал/телеканал (32)

Ближняя периферия Взрыв (2) Динамит (5), взрывчатка (3), канал (3), взрыв (2), черепашки-ниндзя (2), boom (2) Взрыв (3), взрывчатка (3), динамит (3)

Крайняя периферия (единичные реакции) 12: Вспышка, динамит, маразм, насос, канал, разлом, сладкий, Собчак, телевидение, теракт, умный, шоу-бизнес 6: Горячо, отупление, удар, bomb, Comedy Club, Metallica 8: Буквы, комедия, любимый, сокращение, тротил, черепашки-ниндзя, шоу, юмор

Как видно из таблицы, ядерная зона (наиболее частотные реакции) АП слова-стимула "TNT" для рок-музыкантов и фанатов характеризуется ассоциатами AC\DC и песня. Следовательно, в данном случае респонденты идентифицируют слово-стимул как имя собственное, как название песни, которую исполняет группа "AC|DC". Этот факт объясняется вхождением их в соответствующие субкультуры, для которых названия групп и песен являются непосредственными составляющими. Следует также обратить внимание на то, что количество реакций "AC|DC" в группах исполнителей и фанатов, на первый взгляд, существенно различается. Однако, если выразить эту разницу в процентном соотношении с учетом количества респондентов, то получим по 50% таких реакций в каждой из групп.

Что касается профанов, то в ядерной зоне мы видим ассоциаты канал/телеканал. Такую реакцию дают большинство респондентов, что в процентном выражении составляет 64%. В данном случае не актуализируется значение слова-стимула «музыкальная группа» или «песня», оно идентифицируется как телеканал «ТНТ». Можно сказать, что в данной ситуации происходит стирание границ имени собственного, что обусловлено отсутствием вхождения профанов в рок-субкультуру и влиянием на них культуры массовой как на рядовых ее потребителей.

Ближняя периферия (менее частотные реакции) АП для всех трех групп респондентов, как показано в таблице, представлена в основном характеристиками слова-стимула как взрывчатого вещества (динамит). Однако фанаты дают также реакции канал и черепашки-ниндзя, идентифицируя, таким образом, слово-стимул как телеканал «ТНТ» («Черепашки-ниндзя» - мультипликационный сериал, когда-то транслировавшийся на этом телеканале). Но такие реакции немногочисленны. И если для профанов они находятся в ядерной зоне, то фанатами актуализируются только на периферии, что является следствием принадлежности фанатов к определенной субкультуре.

Крайняя периферия (единичные реакции) для всех трех групп в целом повторяет тенденции, характерные для ближней периферии, и актуализируется в сознании респондентов как «взрывчатое вещество» и «телеканал». Вместе с тем интересными, на наш взгляд, в данной зоне являются ассоциаты насос и сладкий. Если рассматривать исследуемое слово-стимул "TNT" как взрывчатое вещество тротил, то, разумеется, оно обладает определенным набором физических и химических свойств. Одно из физических свойств тротила -это его горький вкус [8], следовательно, реакцию сладкий можно трактовать как ложную. Что касается ассо-циата насос, то, на первый взгляд, у него отсутствует четкая логическая связь с исследуемым словом-стимулом. Однако нам удалось выяснить, что существует марка топливного насоса "TNT Piaggio 400-500", поэтому данная реакция может быть характерна для специалистов конкретной области. Отметим также реакцию любимый, которую можно рассматривать как субъективную, т.е. отражающую личное отношение респондента к данному слову-стимулу (в частности, любимый телеканал).

Кроме того, на крайней периферии мы наблюдаем реакции с отрицательной коннотацией, такие, как маразм и отупление, актуализирующие негативное восприятие слова-стимула "TNT" как телеканала «ТНТ». Реакция теракт характеризует исследуемое слово-стимул как взрывчатое вещество, которое может быть использовано при осуществлении террористических актов, не понаслышке, к сожалению, известных современному обществу. Появление такого ассоциата демонстрирует, на наш взгляд, обеспокоенность молодого поколения происходящими в мире событиями.

Мы уже отмечали, что семантика имени собственного размыта и не имеет достаточно четких границ. Это является следствием того, что в науке о языке до сих пор не существует устоявшейся и единообразной точки зрения о том, что же считать именем собственным и обладает ли оно значением.

Весь спектр взглядов исследователей на эту проблему сводится к трем основным позициям.

Первая позиция (ее придерживались исследователи Дж. Ст. Милл, А. Гардинер, А. А. Реформатский и др.) заключается в том, что собственные имена не связаны с выражением постоянных понятий. Так, утверждалась возможность существования лишь концентрата ассоциаций, опосредованно связанных с денотатом и входящих в план содержания (то есть предполагалась возможность существования со-значения без значения) [1].

Вторая позиция, разделяемая Г. Суитом, Л. Витгенштейном, А. В. Суперанской и другими, основывается на том, что имя собственное может обрести значение, но только тогда, когда станет употребляться в речи, в специально подобранном речевом окружении и особой речевой ситуации. А. В. Суперанская пишет, что «ономастическая семантика - совершенно особый тип семантики... В семантику имени входят и субъективные, социально обусловленные факторы и эмоции, которые референт вызывает у говорящего» [6, с. 323].

Наконец, третья позиция, поддерживаемая Л. В. Щербой, Л. М. Щетининым и другими, пытается «примирить» и аккумулировать первые две и утверждает существование значения имени собственного и в языке, и в речи. Однако значение это существенно отличается от семантики имени нарицательного. Так, по отношению к имени нарицательному речь идет преимущественно о чем-то обобщенном, постоянном, общем в структурной организации объектов действительности (уровень языка). По отношению к имени собственному - о чем-то конкретном, единичном, уникальном отдельного предмета в совокупности его отличительных признаков (уровень речи) [Цит. по: 1, с. 42].

Такое разнообразное несовпадение взглядов на проблему семантики имени собственного говорит о ее сложности, неоднозначности и комплексности.

В свете всего вышеизложенного нам представляется возможным предложить психолингвистический подход к исследованию значения имен собственных: значение имени собственного определяется при помощи свободного ассоциативного эксперимента и формулируется психолингвистическое значение собственного имени.

Под психолингвистическим значением, вслед за И. А. Стерниным и А. В. Рудаковой, мы понимаем упорядоченное единство всех семантических компонентов, которые реально связаны с данной звуковой оболочкой в сознании носителей языка. Это тот объем семантических компонентов, который актуализирует изолированно взятое слово в сознании носителей языка, в единстве всех образующих его семантических компонентов - более и менее ярких, ядерных и периферийных [5, с. 99]. Психолингвистическое значение -это психологически реальное значение слова [Там же].

Особенность значения имени собственного, по словам И. А. Стернина, состоит в том, что оно включает бедный набор ядерных семантических компонентов и богатый набор периферийных компонентов [4]. Проведенный нами эксперимент подтверждает эту особенность: совокупность семантических компонентов ближней и крайней периферии является более разнообразной по своему составу. Поэтому при описании психолингвистического значения имени собственного необходимо учитывать все семантические компоненты независимо от их частотности.

Итак, по результатам экспериментального описания ассоциативных полей, приведенного выше, мы предпринимаем попытку описать психолингвистическое значение слова-стимула "TNT" в его субкультурной специфике. Как отмечает И. А. Стернин, в это описание включены все обнаруженные в ассоциативном эксперименте семантические компоненты, независимо от частотности их актуализации. Значение формулируется в виде связной дефиниции с указанием частотности актуализации тех или иных семантических компонентов, что является показателем относительной яркости данных компонентов в структуре значения [5, с. 119]. Корме того, указывается количество отказов, т.е. число респондентов, отказавшихся дать реакцию на данный стимул.

Исполнители рок-музыки

TNT (36) - песня 6 группы AC|DC 15; динамит 1, вызывающий взрывы 2, вспышки 1 и разломы 1, используемый во время теракта 1, сладкий 1; канал 1 на телевидении 1, где показывают Собчак 1, умный 1 шоу-бизнес 1, характеризующийся маразмом 1; марка насоса 1.

Отказы: 1.

Фанаты

TNT (50) - песня группы AC|DC 25 или Metallica 1; динамит 5 - взрывчатка 3, бомба 1, вызывающая взрывы 4, удары 1, становится горячо 1; канал 3, где показывают мультсериал «Черепашки-ниндзя» 2, Comedy Club 1, вызывает отупление 1.

Отказы: 2.

Профаны

TNT (50) - буквы 1, сокращение 1, обозначающие любимый 1 телеканал 32, где показывают комедии 1, шоу 1 с юмором 1, «Черепашки-ниндзя» 1; динамит 3, тротил 1, взрывчатка 3, вызывающая взрывы 3.

Отказы: 1.

Итак, слово-стимул "TNT" актуализируется в языковом сознании исполнителей рок-музыки и фанатов как название песни группы "AC|DC", но в языковом сознании профанов - как телеканал «ТНТ». Таким образом, данные выявленные компоненты являются наиболее яркими и важными для языкового сознания респондентов. Появление таких различий в актуализации конкретных семантических компонентов и их относительной яркости в структуре психолингвистического значения имени собственного связано с принадлежностью участников эксперимента к различным субкультурам.

Психолингвистический подход к изучению семантики имени собственного с применением метода свободного ассоциативного эксперимента позволяет вербализовать содержание образа названия песни "TNT" в языковом сознании исполнителей рок-музыки, фанатов рок-музыки и профанов, установить и описать психолингвистическое (психологически реальное) значение исследуемого собственного имени, индивидуальные особенности семантики в его субкультурной специфике.

Список источников

1. Деревяго А. Н. Имя собственное в художественном тексте. Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2008. 239 с.

2. Ермолович Д. И. Имена собственные на стыке языков и культур. М.: Р.Валент, 2001. 200 с.

3. Маслова В. А. Лингвокультурология: учеб. пособие. М.: Академия, 2010. 208 с.

4. Стернин И. А. Языковой статус имени собственного (в сопоставлении с термином) // Стерин И. А. Теоретические

и прикладные проблемы языкознания. Воронеж: Истоки, 2008. С. 70-74.

5. Стернин И. А., Рудакова А. В. Психолингвистическое значение слова и его описание. Воронеж: Ламберт, 2011. 192 с.

6. Суперанская А. В. Общая теория имени собственного / отв. ред. А. А. Реформатский. Изд-е 4-е. М.: ЛИБРОКОМ, 2012. 368 с.

7. Тарасов Е. Ф. Языковое сознание - перспективы исследования // Языковое сознание. Содержание и функционирование: материалы XIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. М.: Советский писатель, 2000. С. 3-4.

8. Тротил [Электронный ресурс]. URL: http://weaponland.ru/publ/trotil_vzryvchatye_veshhestva/12-1-0-1132 (дата обращения: 18.11.2018).

9. Уфимцева Н. В. Языковое сознание как отображение этносоциокультурной реальности // Вопросы психолингвистики. 2003. № 1. С. 102-111.

10. Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор / сост. С. Ю. Неклюдов. М.: РГГУ, 2003. С. 28-29.

REFLECTION OF SUBCULTURE FEATURES IN ROCK MUSICIANS' AND FANS' LINGUISTIC CONSCIOUSNESS

Pleshkov Evgenii Sergeevich

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk evgeny-pl@mail. ru

The article is devoted to the analysis of the specificity of the linguistic consciousness of different subcultures representatives on the basis of proper names (song title). The author proposes a psycholinguistic approach to the study of the proper name semantics in the light of subcultural specificity, and conducts a free associative experiment among rock musicians, fans and laymen. The experimental data make it possible to formulate the psycholinguistic meaning of the studied stimulus word and to conclude that the appearance of differences in the actualization of the images of linguistic consciousness depends on the individual's belonging to specific subcultures.

Key words and phrases: proper name; subculture; rock musicians; fans; laymen; associative experiment; psycholinguistic meaning; linguistic consciousness.

УДК 81 Дата поступления рукописи: 20.11.2018

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.1.25

Настоящая работа посвящена общей характеристике становления и современного состояния психорусистики в Китае. Основное внимание уделено этапам и перспективам развития данного научного направления в Китае. Исследование базируется на результатах анализа 103 статей по психорусистике, написанных на китайском языке и опубликованных в китайских научных журналах в течение последних сорока лет (1978-2018). Автор констатирует, что в Китае лишь небольшое число учёных занимается проблематикой, связанной с психорусистикой. Однако спустя 40 лет с момента своего возникновения данное научное направление в КНР достигло существенных позитивных результатов. В его истории можно выделить четыре основных этапа, каждый из которых характеризуется специфическим содержанием. Сегодня активно проводятся собственные экспериментальные исследования. Успешно развивается Харбинская школа психорусистики. В статье предложены практические рекомендации, способствующие развитию данной лингвистической области.

Ключевые слова и фразы: психолингвистическое направление в русистике; психолингвистика в Китае; русское языковое сознание; китайское языковое сознание; ассоциативный эксперимент; Харбинская школа психорусистики.

Хуан Тяньдэ

Гуандунский университет иностранных языков и международной торговли, г. Гуанчжоу (Китайская Народная Республика) tiande-88@yandex. ги

40 ЛЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИМ ИССЛЕДОВАНИЯМ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ: ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Работа выполнена при поддержке грантов КНР: ^^ЖФШШЖМЩ-Мзк^В

тмшшйшшя&тяш&шюшвшш^! 18BYY234),

тшт-ё^-шлт-тййляттюапвшт^: тт4)шт&ш*

Введение

Психолингвистическое направление в русском языкознании возникло в 60-е годы XX века и является важной составной частью мировой психолингвистики. Необходимо отметить, что в настоящей статье

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.