Научная статья на тему 'Включение финно-угорского компонента при обучении магистров (на примере профиля подготовки "Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России"): истоки и современное состояние'

Включение финно-угорского компонента при обучении магистров (на примере профиля подготовки "Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России"): истоки и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ФИННО-УГОРСКИЙ КОМПОНЕНТ / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ / СЕМЕЙНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL WORK / FINNO-UGRIC COMPONENT / NATIONAL EDUCATION SYSTEM / MASTER'S PROGRAMMES / CURRICULA / FAMILY AND DEMOGRAPHIC POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинов Леонид Иванович, Антипова Алена Александровна

Раскрываются возможности включения финно-угорского компонента при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа» в МГУ им. Н. П. Огарева. Анализируются как возможности учета этнонационального компонента в условиях современной системы высшего образования, так и исторический опыт подобных процессов в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inclusion of the Finno-Ugric component in the curricula of Master’s degree students (on the example of the degree programme “Social Work in family and demographic policy of Russia”): origins and current state

The article considers the possibility to include the Finno-Ugric component in the curricula of Master’s students of degree programme “Social Work” in Ogarev Mordovia State University. It analyzes a possible introduction of the ethno-national component in today’s higher education and the historical background of the similar processes in the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Включение финно-угорского компонента при обучении магистров (на примере профиля подготовки "Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России"): истоки и современное состояние»

ВКЛЮЧЕНИЕ

ФИННО-УГОРСКОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ МАГИСТРОВ (на примере профиля подготовки «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России»): ИСТОКИ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Л. И. САВИНОВ,

доктор социологических наук, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

А. А. АНТИПОВА,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

На современном этапе в результате пересмотра старых ориентиров, идеологии и государственной национальной политики, а также в целях внедрения инновационных форм работы в образовательный процесс есть необходимость внести коррективы и в систему национального образования. В связи с этим не только определяются новые приоритеты в образовательной политике, но и ведутся поиски новых теоретических форм, на которых могла бы основываться система образования. Часто инновации, о которых ведется речь, базируются на опыте образовательно-просветительской деятельности, накопленной системой образования за долгие десятилетия и даже века своего существования.

К одному из направлений подобной деятельности, осуществляемому в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, можно отнести включение финно-угорского компонента в процесс обучения при получении высшего образования, и в частности при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа».

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образо-© Савинов Л. И., Антипова А. А., 2016

вания (ФГОС ВО) по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) в п. 6.1 оговаривает, что структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки [10]. Такая возможность используется при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева.

Особо хотелось бы обратить внимание на профиль подготовки «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России». Данный профиль направлен на обучение магистров, деятельность которых будет значима для решения насущных социальных проблем в социокультурных условиях современной Республики Мордовия. Практическая востребованность профиля очевидна. Семья - это школа человечности, это ответственность

за прошлое и будущее одновременно. В семье любой человек, социализируясь, постепенно формирует представление о самоценности и о внутреннем достоинстве другого человека. Жизнь в семье связывает людей первыми, кровнородственными, глубокими социально-психологическими узами [9, 234].

В ряду составляющих подготовки высококвалифицированных кадров в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева актуальным является включение финно-угорского компонента в образовательный процесс, что обусловлено существенной ролью республики в развитии и изучении финно-угорского вопроса на научном, культурном и общественном уровнях. Эта позиция сформулирована при выборе приоритетных направлений развития вуза, одним из которых выступают «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения» (ПНР-2). В связи с этим при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа» выпускающей кафедрой выбрана позиция включения финно-угорского компонента в процесс обучения и формирования соответствующих компетенций.

Основанием для такого выбора служат не только вышеуказанное направление развития вуза, но и ряд положений ФГОС ВО по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры). Пункт 4.2 этого стандарта гласит, что объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

- отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной защите;

- процессы функционирования и развития системы социальной работы и социального управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях [10].

Следовательно, в процесс обучения магистров в регионах с компактным проживанием финно-угорских народов,

к каковым относится и Республика Мордовия, целесообразно включать компоненты, отражающие развитие этно-национальной общности, культуры данных этносов в конкретном регионе.

Включение финно-угорского компонента происходит и в практической плоскости, так как объектами практик магистрантов становятся различные организации социальной инфраструктуры Республики Мордовия, а в программах практик заложены цели, при достижении которых магистрант должен сформировать глубокое понимание актуальных проблем в области семейно-демографической политики на региональном уровне и практически освоить способы их решения, которые часто связаны с этнонациональной характеристикой региона.

Данная идея не нова. В ходе исторического развития образования на территории мордовского края можно проследить тенденции включения в него этнонацио-нального компонента. В частности, в научных разработках российских мыслителей отдельно рассматривался вопрос о необходимости учета многонационального состава государства и возможности построения целостной системы образования, применимой на всей территории России. Особенно это свойственно творчеству деятелей науки, которые непосредственно работали в национальных территориальных образованиях, а иногда и сами являлись представителями нерусской национальности.

В самодержавной России образовательная политика по отношению к нерусским народам представляла собой совокупность мер законодательного, административного, социально-культурного и педагогического характера, направленных на включение этносов многонациональной империи в общегосударственное пространство. Она осуществлялась

посредством организации школьного образования, а также религиозного просвещения, которые были призваны расширять сферу влияния русского языка и русско-православной культуры [6, 61].

Довольно полно и своеобразно вопросы народного образования осмысливаются в «Книге о скудости и богатстве» известного русского публициста И. Т. Посошкова. Придавая большое значение распространению грамотности среди крестьянского сословия, он высказывал мысль о необходимости организации обязательного начального обучения. Причем принцип обязательности должен был быть перенесен на обучение не только русских детей, но и детей инородцев: «...чтобы и у мордвы детей брать и грамоте учить отдавать, хотя бы насильно» [7, 36].

Приведенная мысль с точки зрения рассматриваемого нами профиля магистратуры имеет особую ценность, так как в дореволюционной России для семьи была характерна многодетность, в том числе для мордовской семьи. В связи с этим, а также с учетом низкой грамотности, особенно среди нерусского населения, вопрос образования «детей инородцев» потенциально касался огромного количества детей.

В начале XIX в. возрос общественный интерес к вопросам народного образования. В результате реформ была создана единая система управления образованием. В этот же период была осознана необходимость учебных и вероучитель-ных переводов на языки нерусских народов, но это не было подкреплено систематическими мерами на государственном уровне [6, 37].

В середине XIX в. образовательная политика в отношении нерусских народов Поволжья прошла стадию становления: был накоплен первый опыт межнационального общения и межкультурного взаимодействия, заложены основы системы национального образования, но слишком много усилий и времени затрачивалось на достижение внешних признаков обрусения и христианизации [6, 62].

Определенные изменения парадигмы инородческого образования повлекли за собой социально-экономические реформы 60-х гг. XIX в. Наряду с религиозным образованием значимость приобрело общее образование, что стимулировало распространение светских училищ для народа. Просвещение обездоленного крестьянства, включая инородческое, стало делом чести российской интеллигенции.

Новая система национального образования по-прежнему подчиняла задачи обучения целям христианского воспитания. Однако сторонники образования нерусских жителей посредством их родного языка и этнокультурных особенностей (А. И. Анастасиев, И. Н. Ульянов, П. Д. Шестаков и др.) по-иному подходили к учету индивидуальной и национальной специфики просвещаемых. Центральной идеей было обращение к внутреннему миру и реальным культурным потребностям нерусского ребенка. Активное сопротивление в среде консервативной общественности встретили положения о «единоплеменном» учителе, о внесении в соответствии с фонетикой поволжских языков изменений в русский алфавит [2, 56].

Широкий спектр задач развития мордовского этноса охватила просветительская деятельность М. Е. Евсевьева. Он был ярым противником обрусения, и поэтому одним из важнейших принципов его философии явился принцип двойной куль-туросообразности [5, 69-71]. Евсевьеву удалось подготовить первых представителей мордовской интеллигенции и создать в их лице национальное общественно-педагогическое движение.

В начале XX в. на динамику национальной образовательной политики повлияли новые социально-политические факторы, характерные для России того периода. Получили развитие научные и культурные предпосылки, что предопределило распространение светского знания. Национальное образование становилось все больше самостоятельным субъектом общественных процессов.

Что касается послереволюционного периода, то развитие концептуальных разработок и их практическая реализация в национальной системе образования происходили в русле общегосударственной идеологии и централизованного контроля. По всей стране была разработана и внедрена общегосударственная система национального образования, готовившая из детей любой национальности достойных членов советского общества [11, 115-117].

Стоит отметить, что, несмотря на глубокую идеологичность и тотальный контроль, новая система позволила учащимся любой национальности получать полноценное образование, не отличающееся по уровню и основным методикам от образования русских детей.

Таким образом, учет национально-этнического компонента в процессе образования имеет достаточно длительную историю. Современные попытки включения финно-угорского компонента при обучении магистров являются продолжением данной деятельности. При этом в существенной степени работа по признанию качества и уровня подготовки магистров должна разрешиться в процессе освоения общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, обозначенных в соответствующем ФГОС ВО. Из анализа его содержания под компетенцией следует понимать формируемый в процессе обучения потенциал обучаемых для применения знаний и умений, приобретенных в учебной и профессиональной деятельности.

Несомненно, корректная оценка освоения уровня компетенций служит особо важной деятельностью в профессиональном становлении магистров социальной работы в период обучения в вузе.

Однако выпускающие кафедры имеют дело с противоречием. С одной стороны, любая аттестация магистров обязана проверять соответствие подготовки студентов интегральным знаниям по циклам дисциплин и уровню освоения определенных компетенций, которые по своей

природе не только полидисциплинарны, но даже трансдисциплинарны, а с другой стороны, в реальном процессе обучения на всех уровнях оценивания его качества (от зачета до защиты диссертации) используются конкретно дисциплинарные результаты и подходы [8, 114].

В ряду составляющих подготовки высококвалифицированных кадров в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева актуальным является включение финно-угорского компонента в образовательный процесс, что обусловлено существенной ролью республики в развитии и изучении финно-угорского вопроса на научном, культурном и общественном уровнях. Эта позиция сформулирована при выборе приоритетных направлений развития вуза, одним из которых выступают «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения».

Решение данного противоречия также входит в число задач кафедры, выпускающей магистров социальной работы в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Поэтому при акцентировании внимания на ком-петентностной составляющей обучения следует отметить, что среди результатов освоения выпускниками программы магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» (согласно ФГОС ВО) имеются общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные (ПК) компетенции, в которых могут находить отражение финно-угорские компоненты. В первую очередь, к таким компетенциям можно отнести:

- готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-1);

- владение знаниями о социальной истории человечества, специфике соци-

альной, политической, экономической, духовной и экологической культуры, характере их взаимодействия в современном мире, факторах общественного и личностного развития и благополучия (ОПК-3);

- способность привлекать и использовать ресурсы государства, бизнеса и общественных организаций для решения проблем социального благополучия на основе принципов и технологий реализации современного социального партнерства (ПК-5);

- способность к разработке и реализации социальных программ и проектов, направленных на решение актуальных проблем жизнедеятельности индивида, группы и общества (ПК-9);

- способность конструировать и реа-лизовывать технологии оказания социальных услуг (ПК-12) [10].

Формирование каждой из указанных компетенций будет способствовать более глубокому пониманию будущими магистрами социальной работы особенностей осуществления профессиональной деятельности в социокультурных условиях финно-угорского региона. Например, значимость ОПК-3 обусловлена тем, что исследование содержания семейно-родственных связей в современной семейной культуре мордовского народа позволяет считать их основной функцией заботу о поддержании физического и социального благополучия членов родственной группы, защиту их здоровья, социального положения и достоинства. Система семейно-родственных отношений служит не только поддерживающей средой для своих членов, но и важным средством воспроизводства отношений помощи и поддержки, передачи национальных традиций, духовных ценностей и практического опыта взаимопомощи из поколения в поколение [3, 50]. Это особенно актуально в современных условиях, когда многие национальные обычаи и традиции переосмысливаются и переоцениваются, при этом традиционный финно-угорский уклад семейной жизни сохраняется в регио-

нальной культуре и повышает свой статус.

Таким образом, полиэтничность региона является дополнительным фактором для формирования вышеуказанных компетенций. Это, в свою очередь, создает условия для формирования у будущих магистров высокой профессиональной культуры, включающей в себя способность объективно оценивать этнокультурные характеристики как получателей социальных услуг, так и собственные, что также не маловажно для будущего профессионала.

Естественно, названные факторы должны учитываться преподавателями при планировании процесса обучения. Например, молодые люди, приехавшие из села в город и поступившие в высшее учебное заведение, оказываются в новой социокультурной и территориальной среде, взрослеют, входят в новую для них систему обучения и взаимоотношений со сверстниками, семьей, преподавателями, сталкиваются с проблемами адаптации в сферах досуга, культуры, спорта и туризма, труда и занятости, учебного процесса, науки, семьи, социальной защиты [1]. Для мордовской молодежи к этим проблемам присоединяются еще и проблемы языковой адаптации, так как она попадает в ситуацию, когда не все окружающие владеют мордовским языком. Она на личном опыте познает, что освоиться в новых социокультурных условиях можно, если осознавать важность адаптации для учебной деятельности, общения с окружающими, своего психологического комфорта, для жизнедеятельности в целом. Будучи магистрантами, такие студенты имеют дополнительный потенциал адаптации своей профессиональной компетентности к осуществлению научно-исследовательской, организационно-управленческой, социально-проектной, педагогической и социально-технологической деятельности в полиэтничной среде - потенциал, основанный на собственном жизненном опыте.

Процесс включения финно-угорских компонентов в формирование компетенций при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа» можно более подробно проанализировать на примере дисциплин, осваиваемых магистрантами в рамках профиля подготовки «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России». В учебном плане по данному профилю имеется ряд дисциплин, в которые органично включена финно-угорская тематика.

Одним из результатов освоения дисциплины «Институт семьи в России» являются знания и навыки анализа истории института семьи, его особенностей в различных социокультурных и территориальных обстоятельствах. Подобный анализ включает в себя и обзор социокультурных и территориальных условий, свойственных развитию в России мордовской семьи, а также иных финно-угорских народов. Достижение указанного результата обеспечивается путем изучения в рамках темы «Основные этапы становления и развития института семьи в России» характерных черт и основных этапов эволюции института семьи у различных народов России; в рамках темы «Структура и функции института семьи в современном российском обществе» - различий в структуре семьи, семейном образе жизни в современной России, проблем функционирования данного института в условиях социально-экономической и социокультурной трансформации российского общества.

В ряду задач дисциплины «Социокультурные взаимоотношения семьи и государства» заявлено формирование у студентов знаний о сущности взаимоотношений семьи и государства как социальных институтов в различных социокультурных условиях. Обеспечение данных знаний возможно, в частности, путем описания специфики взаимоотношений семьи и государства в социокультуре мордовского и других финно-угорских народов. Так, в рамках темы «Внутренние ресурсы семьи по преодолению про-

тиворечий во взаимоотношениях с государством» раскрываются: сущность семейных взаимоотношений как ресурса преодоления семейных проблем; поиск ресурсов и их использование при выходе из трудной жизненной ситуации; адаптация семьи к изменениям, происходящим в государстве. Каждый из этих вопросов включает рассмотрение в том числе особенностей развития в мордовской семье, в семье других финно-угорских народов России.

Цель освоения дисциплины «Социальная работа с семьями разных типов в России» составляет вооружение магистрантов знаниями о теоретико-методологических и организационно-управленческих основах социальной работы с разными типами семей как важном проводнике семейно-демографической политики в России и регионе. Здесь акцент делается на анализе культурно-исторического опыта социальной работы с семьями разных типов в регионе и вычленении региональной специфики управления такой работой.

Помимо дисциплинарного обучения финно-угорская тематика реализуется в научно-исследовательской деятельности студентов: многие публикуемые магистрантами статьи соответствуют ПНР-2, например «Формирование толерантности у современных школьников в полиэтнической среде», «Социальная работа с семьями осужденных разных национальностей (на примере общественной организации «Мордовский республиканский правозащитный центр»)», «Ресурсный потенциал молодых семей в контексте преодоления бедности в Республике Мордовия» и др.

Региональная специфика и этнонацио-нальная проблематика семьи отражена в тематике и содержании магистерских диссертаций, в частности работ «Социокультурная поддержка многодетных семей как механизм реализации семейно-демографической политики в Республике Мордовия», «Лица, имеющие семью и освободившиеся из мест лишения свободы, как объект социальной работы обще-

ственных организаций Республики Мордовия», «Министерство социальной защиты Республики Мордовия как субъект реализации семейно-демографической политики в регионе» и др.

Наиболее полно и централизованно научная позиция выпускающей кафедры и магистрантов направления подготовки «Социальная работа» по отношению к исследованию проблематики финно-угорской семьи была представлена в ходе проведения на базе кафедры двух конференций, тематика которых была посвящена непосредственно финно-угорской семье, а также в сборниках, опубликованных по их итогам, а именно:

- IV заочной научно-практической конференции с международным участием «Концептуальные и прикладные аспекты социальной работы с семьей и детьми в полиэтнической среде» (20 ноября 2013 г.);

- международной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов» (10 декабря 2013 г.), проведенной совместно с Региональной общественной организацией «Эрзянское культурно-просветительное общество "Голос эрзи" ("Эрзянь вайгель")» (г. Москва).

Включение финно-угорского компонента происходит и в практической плоскости, так как объектами практик магистрантов становятся различные организации социальной инфраструктуры Республики Мордовия, а в программах практик заложены цели, при достижении которых магистрант должен сформировать глубокое понимание актуальных проблем в области семейно-демографической политики на региональном уровне и практически освоить способы их решения, которые часто связаны с этнонациональной характеристикой региона. Так, программа организационно-управленческой практики ставит следующие цели:

- активное практическое участие студентов в подготовке и управлении социальной работой с семьей и детьми на базе учреждения или организации - объ-

екта практики (потенциального работодателя) для овладения их эффективными технологиями, формами и методами;

- анализ достоинств и недостатков организационно-управленческой деятельности в сфере социальной работы с семьей и детьми на объекте практики, выработка и (по возможности) внедрение рекомендаций по ее совершенствованию;

- формирование у студентов профессиональных умений, навыков и компетенций, необходимых для осуществления организационно-управленческой деятельности и дальнейшего трудоустройства в области социальной работы.

В программе социально-проектной практики отражены следующие цели:

- активное включение студентов магистратуры в социальные проекты, реализуемые в учреждениях или организациях - объектах практики (потенциальных работодателях);

- разработка (самостоятельно или совместно с работодателем), реализация (полная или частичная), защита и экспертная оценка оригинальных проектов по проблемам социальной работы в сфере семейно-демографической политики.

Во время прохождения практики, проведения полевых исследований преподаватели должны направлять внимание студентов не только на виды социальных услуг, применяемые технологии и методы социальной работы, но и на особенности их оказания, применения, обусловленные полиэтничностью региона, этнокультурной спецификой клиентов.

Практическая значимость подготовки магистров социальной работы по профилю «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России» подчеркивается актуальными потребностями региона и современной тенденцией к регионализации профессиональной подготовки кадров в названной области. Востребованность и целесообразность данного профиля подготовки для региона определяются следующим:

- сложной демографической ситуацией в России в целом и Республике Мор-

довия в частности - регион входит в число субъектов РФ, в которых демографическая ситуация характеризуется как особенно неблагоприятная;

- прогнозами развития демографической ситуации в регионе. Так, в Республиканской целевой программе по улучшению демографической ситуации в Республике Мордовия до 2020 г. отмечается, что ожидается дальнейшее снижение численности лиц трудоспособного возраста при увеличении числа лиц, достигших пенсионного возраста, и такое изменение структуры населения может потребовать большей эффективности функционирования учреждений социальной защиты, здравоохранения, соответствующих мер по обязательному социальному страхованию;

- тем обстоятельством, что многие мероприятия по реализации семейно-демографической политики в Мордовии организовываются именно специалистами системы социальной защиты. Например, Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия является государственным заказчиком - координатором указанной выше республиканской программы, осуществляет общее руководство и контроль за реализацией ее мероприятий, что, несомненно, требует специально подготовленных кадров;

- потребностью рынка труда республики в высококвалифицированных социальных работниках, способных к выполнению социальной деятельности более широкого (в сравнении с выпускниками бакалавриата и специалитета) спектра, а именно: решать актуальные задачи в области научно-исследовательской, организационно-управленческой, научно-педагогической, социально-технологической деятельности в сфере семейно-демографической политики, способствуя таким образом оптимизации социального положения разных категорий семей и детей в регионе [4, 21].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что финно-угорский компонент, учет этнокультурных особенностей жителей региона органично вписывается в процесс формирования компетенций при обучении магистров по направлению подготовки «Социальная работа» в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева. Это находит отражение как в содержании читаемых дисциплин, так и в разных видах деятельности магистрантов: научно-исследовательской, при прохождении практик. Практическая значимость данной тенденции обусловливается сложившимися в регионе семейно-демографическими тенденциями, а также ситуацией на рынке труда.

Поступила 15.08.2016

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Антипова, А. А. Высшее учебное за -ведение как субъект адаптации сель -ских студентов к условиям города [Электронный ресурс] / А. А. Антипова, Е. Н. Касаркина // Современные исследования социальных проблем. - 2014. -№ 6. - Режим доступа: DOI : http://dx.doi. 0^/10.12731/2218-7405-2014-6-4.

2. Грачев, С. В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX - начало XX в.) / С. В. Грачев ; Мордовский государственный педагогический институт. - Саранск, 2000. - 178 с.

3. Коломасова, Е. Н. Взаимопомощь как элемент семейной культуры мордовского народа // Актуальные проблемы семьи

1. Antipova, A. A. and Kasarkina, E. N. (2014), Higher education institution for the adaptation of rural students to the conditions of the city, Recent studies of social problems, № 6, available: DOI: http://dx.doi. org/10.12731/2218-7405-2014-6-4.

2. Grachev, S. V. (2000), Geopolitics and education of non-Russian peoples of the Volga area (60-ies of XIX beginning of XX century), Mordovia State Pedagogical Institute, Saransk.

3. Kolomasova, E. N. (2013), Mutual assistance as part of the family culture of Mordovian people, Actual problems of the family in the Finno-Ugric Peoples, Conference Proceedings, Moscow - Saransk, December 10, 2012, Moscow: GBU MDN, p. 45-50.

у финно-угорских народов : материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Москва - Саранск, 10 дек. 2012 г.) / под общ. ред. Л. И. Савинова. - Москва : ГБУ МДН, 2013. - С. 45 - 50.

4. Настольная книга студента магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа» : учебно-методическое пособие / под общ. ред. Л. И. Савинова. - Саранск : Издательство Мордовского университета, 2015. - 180 с.

5. Научное наследие М. Е. Евсевьева и современность : межвузовский сборник научных трудов / под ред. Т. И. Шук -шиной. - Саранск : Издательство МГУ им. Н. П. Огарева, 1992. - 143 с.

6. Очерки истории образования и педагогической мысли в мордовском крае (середина XVI - начало XX в.) / под ред. Е. Г. Осовского. - Саранск : Типография «Красный Октябрь», 2001. - 208 с.

7. Просветители и педагоги мордовского края / сост.: М. Т. Бибин, Е. Г. Осовский. -Саранск : Мордовское книжное издательство, 1986. - 196 с.

8. Савинов, Л. И. Профессиональное становление магистров социальной работы в период обучения в вузе // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Саранск, 21 нояб. 2014 г.) ; под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. - Саранск : Издатель В. С. Афанасьев, 2015. - С. 110-116.

9. Савинов, Л. И. Социокультурная обо -снованность профиля «Теоретические и прикладные основы социальной работы в сфере семейно-демографической политики России по направлению подготовки 040400.68 - Социальная работа» (квалификация (степень) «магистр») // Социальная работа в сфере семейно-демографической политики: теоретические и прикладные аспекты : материалы III Междунар. заоч. науч.-практ. конф. (Саранск, 16 нояб. 2012 г.) / под общ. ред. проф. Л. И. Савинова. - Саранск : В. С. Афанасьев, 2012. - С. 233 - 236.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (уровень магистратуры) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант. Ру. - Режим доступа: http: //www. garant.ru/pro ducts/ipo/ prime/doc/55070904/.

11. Шукшина, Т. И. Становление и развитие системы воспитания в мордовском крае (1917 - 1950 гг.) // Интеграция образования. - 2003. - № 3. - С. 114-121.

4. Savinov, L. I. ed. (2015), Reference book of post-graduate student of Master's Degree programme "Social Work", Saransk: Mordovia University Press.

5. Shukshina, T. I. ed. (1992), Academic Heritage of M. E. Evsevev and modernity, In-teruniversity collection of research papers, Saransk: Mordovia University Press.

6. Osovsky, E. G. ed. (2001), Essays on the history of education and pedagogical thought in Mordovia region (mid XVI - beginning of XX century), Saransk: Krashyj Oktyabr.

7. Bibin, M. T. and Osovsky, E. G. ed. (1986), Educators and teachers of the Mordovian region, Saransk: Mordovia Press.

8. Savinov, L. I. (2015), Professional formation of Master's students of social work during their study in higher school, Russian and international experience in the implementation of Master's programs for programme "Social Work", Conference Proceedings, Saransk, 21 November 2014, Saransk: V. S. Afanasiev Press, p. 110-116.

9. Savinov, L. I. (2012), Socio-cultural validity of the programme "Theoretical and applied fundamentals of social work in the area of family and demographic policy of Russia 040400.68 - Social Work" (Master's degree), Social work in the field of family and demographic policy: theoretical and applied aspects, Proceedings of III International Conference, Saransk, 16 November, 2012, Saransk: V. S. Afanasiev, p. 233-236.

10. The Federal state educational standard of higher education in the areas of training 39.04.02 Social Work (Master's level), Information-Legal Portal "GARANT", available: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/55070904/.

11. Shukshina, T. I. (2003), Formation and development of education system in the Mordovia region (1917-1950), Integration of education, № 3, p. 114-121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.