УДК 378.147.88
Камышова Екатерина Викторовна
кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Лазарева Злата Николаевна
кандидат социологических наук, профессор кафедры социальной работы Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Kamyshova Ekaterina Viktorovna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Work Department, Ogarev Mordvinian State University
Lazareva Zlata Nikolayevna
PhD in Social Science, Assistant Professor, Social Work Department, Ogarev Mordvinian State University
ORGANIZATION OF PRACTICAL TRAINING OF MASTER'S PROGRAM STUDENTS MAJORING IN SOCIAL WORK
Аннотация:
В статье на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева раскрываются особенности организации практики студентов магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа». Акцент сделан на тех аспектах ее организации, которые, по мнению авто-ров, могут быть полезны коллективам выпускающих кафедр других российских вузов для внедрения в их деятельность по подготовке будущих магистров социальной работы. Сделан вывод о значимости взаимообмена опытом организации практики в магистратуре между вузами страны в целях ее совершенствования.
Ключевые слова:
практика, магистратура, магистр социальной работы, организация практики в магистратуре, магистерская программа, руководитель практики, студентоцентрированный подход, компетент-ностный подход.
Summary:
By case study of Ogarev Mordvinian State University, the article describes the features of organization of practical training of Master's Program students majoring in social work. The authors focus on those aspects of practical training organization, which might be used by faculties of other Russian universities in their activities on training of Masters of Social Work. It is concluded that it is essential to share the experience of practical training management in the framework of Master's Program between Russian universities with the view of its improvement.
Keywords:
practical training, Master's Program, Master of Social Work, practical training management in the framework of Master's Program, head of practical training, student-centered approach, competence approach.
Практика - неотъемлемая составляющая профессионального становления магистров социальной работы на этапе обучения в вузе. В тесной интеграции с теоретической подготовкой она вносит уникальный вклад в формирование профессиональных знаний, умений и компетенций студентов, зафиксированных в соответствующем ФГОС ВО [1], а также в развитие личностных качеств и способностей, требующихся для быстрого трудоустройства в социальные учреждения и дальнейшего профессионального роста в качестве практикующих специалистов в области социальной работы.
Однако в настоящее время «магистратура сама по себе для системы российского образования является не чем иным, как инновацией» [2, с. 115]. Поэтому неудивительно, что многие кафедры и вузы, открывшие магистратуру по социальной работе, но не имеющие пока достаточного опыта подготовки выпускников с данной квалификацией, сталкиваются с проблемой отсутствия четких представлений о специфике организации их практики в период обучения. Решение этой актуальной проблемы требует учета, обобщения и анализа отечественных методик и опыта организации практики студентов магистратуры, а также активного обмена ими между вузами.
Цель данной статьи - на примере Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева раскрыть особенности организации практики студентов магистратуры по направлению подготовки «Социальная работа».
Подготовка магистров социальной работы в МГУ им. Н.П. Огарева осуществляется с 2007 г. В настоящее время студенты в процессе освоения реализуемых вузом магистерских программ «Социальная работа в сфере семейно-демографической политики России» и «Социальная работа
в сфере спорта, физической культуры и здорового образа жизни» проходят учебную и производственную (организационно-управленческую, педагогическую, социально-проектную, исследовательскую) практику. Каждый вид практики имеет характерные цели и задачи, играя незаменимую роль в подготовке будущих магистров к соответствующим видам профессиональной деятельности.
Кафедра социальной работы, осуществляющая специализированную подготовку магистров по данному направлению подготовки и являющаяся выпускающей в рассматриваемом вузе, в своей деятельности исходит из того, что практика выступает совокупным показателем освоения студентами магистерской программы, а ее грамотная организация - важное условие, позволяющее в течение всего периода обучения системно соединять их теоретическую подготовку с практической работой в социальных учреждениях. Поэтому коллектив кафедры постоянно нацелен на повышение роли практики в профессиональном становлении своих выпускников, а значит, и на необходимое совершенствование ее организации с учетом происходящих в России и мире изменений, практикоориентированности профессии, современной специфики практической социальной работы, требований работодателей, а также своеобразия профилей реализуемых в МГУ им. Н.П. Огарева магистерских программ.
Организация практики в магистратуре, несомненно, имеет свою специфику. Новые по сравнению с бакалавриатом и специалитетом виды профессиональной деятельности и практики, большой объем отведенных на практическую подготовку часов, специфика требований к результатам освоения магистерских программ, численность группы магистрантов не более 15 человек и другие особенности обучения в магистратуре расширяют возможности для реализации в процессе их практической подготовки компетентностного [3] и студентоцентрированного [4] подходов. Вместе с тем эти же особенности подготовки магистров требуют от вуза и кафедры такой организации практики, при которой каждый студент сможет решать задачи, значимые для него с позиции как учебной, так и практической деятельности. Традиционным форматом для магистратуры является совмещение учебы и работы, и это в период практики, с одной стороны, пробуждает у обучающихся заинтересованность, желание вникать в детали, сравнивать собственный опыт с иными практиками, а с другой - осложняет регулярное посещение баз практики, а также качественную и своевременную реализацию ее программы. Тем не менее кафедра социальной работы свою деятельность по организации практики строит таким образом, чтобы даже с учетом указанного противоречия каждый магистрант мог приобрести необходимые профессиональные знания, умения и компетенции, увидеть область их применения в практической деятельности, обсудить с опытными специалистами реалии и проблемы выбранной профессии, наладить полезные связи, в том числе с возможными работодателями.
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки магистров «Социальная работа», практики в МГУ им. Н.П. Огарева организуются в индивидуальной форме с отрывом от учебного процесса. Их сроки и продолжительность устанавливаются в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
Объектом учебной практики традиционно является кафедра социальной работы (возможность ее проведения в структурных подразделениях вуза предусмотрена ФГОС ВО). Объектами производственной практики выступают государственные и негосударственные организации, учреждения, службы социальной направленности - многолетние партнеры кафедры и основные работодатели ее выпускников (Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, подведомственные ему учреждения социального обслуживания и социальной защиты населения в городах и районах республики, стационарные учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, другие социальные учреждения - субъекты семейно-демографической политики в данном регионе, а также Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия и подведомственные ему спортивные учреждения, на базе которых в той или иной форме осуществляется социальная работа).
Общая организация практики возложена на заведующего кафедрой социальной работы и его заместителя по работе со студентами магистратуры, прямое же руководство ею осуществляют научные руководители магистрантов.
Любую практику в магистратуре на кафедре социальной работы предваряет серьезная подготовительная работа.
Прежде всего в начале первого года обучения для студентов магистратуры организуется семинар-тренинг «Роль практики в профессиональном становлении магистров социальной работы». Данное мероприятие нацелено на знакомство магистрантов с программами всех предстоящих практик, формирование представлений о требованиях к их освоению и результатам. Это позволяет студентам заблаговременно проектировать и согласовывать с научными руково-
дителями общее содержание и нюансы прохождения каждой практики, а также изыскивать возможности для расширения ее традиционных форм и обогащения содержания. В дальнейшем занятия в формате семинара-тренинга проводятся и при подготовке магистрантов к отдельным видам практики (например, в преддверии социально-проектной практики организуется семинар-тренинг «Социально-проектная деятельность магистра социальной работы», а в канун педагогической практики - аналогичное по форме занятие на тему «Содержание и организация научно-педагогической деятельности магистра социальной работы»).
В свою очередь, подготовка отдельных видов практики предполагает также как минимум ориентацию студентов на необходимость заранее: обстоятельно изучать рабочие программы всех видов практик; вникать в организационные, методические, содержательные и иные важные аспекты каждой предстоящей практики; согласовывать с руководством учреждения - базы практики вопросы относительно того, в организации каких мероприятий можно оказать содействие, какую работу возможно провести самостоятельно и т. д.
На кафедре социальной работы ежегодно обновляются и постоянно доступны как преподавателям, так и студентам организационно-методические папки по каждому виду практики, в которых представлены: программа практики и методические рекомендации по ее освоению; сведения о сроках практики, датах консультаций, установочных и отчетных конференций; информация о планируемых подготовительных мероприятиях; приказы о практике; образцы заполнения индивидуального плана практиканта и оформления отчетной документации по практике; рекомендации преподавателей и магистрантов по совершенствованию практики; отчеты преподавателей о практике и другие материалы. Отдельно собраны отчеты магистрантов по практике.
Также перед началом прохождения обучающимися каждого вида практики заместителем заведующего кафедрой по работе со студентами магистратуры производится интернет-рассылка магистрантам и их научным руководителям всей актуальной информации (программы практик, приказы о практике, формы отчетной документации по практике и др.). Как показывает опыт, это, во-первых, действенная технология, позволяющая сделать организацию практики в магистратуре мобильной и понятной для студентов, во-вторых, важный механизм обратной связи с ними на всех этапах практики.
Грамотная организация подготовки к практике позволяет магистрантам заблаговременно решить актуальные вопросы, а с ее началом сосредоточиться исключительно на решении поставленных руководителями задач и выполнении заданий, предусмотренных программой практики.
В свою очередь, начало любой практики на кафедре социальной работы традиционно связано с организацией и проведением установочной конференции, на которой «разъясняются ее цели и задачи, конкретизируется ее содержание в зависимости от объекта практики, характера выполняемой на нем работы, темы магистерской диссертации» [5, с. 123], уточняются сроки сдачи отчетной документации и аттестации, решаются другие организационные вопросы. Повышенный интерес магистрантов на таких мероприятиях вызывает информация о достижениях их предшественников в период прохождения практики (публикациях по итогам проделанной работы, проведенных исследованиях, разработанных и реализованных социальных проектах, актах о внедрении, характеристиках от потенциальных работодателей, трудоустройстве после завершения практик в социальные учреждения и т. д.), что усиливает их собственную мотивацию к качественной, ответственной работе в период прохождения практик. Результаты участия каждого студента в установочной конференции фиксируются в индивидуальном плане практиканта, разработка которого производится на основе общей программы практики.
Важная роль в организации практики принадлежит научному руководителю магистранта, с которым последний решает частные организационные, содержательные, методические и другие вопросы. В обязанности руководителей практики входит: определение базы практики магистранта; установка связи с принимающими организациями и определение путей и методов реализации программы практики; согласование с руководителем учреждения - базы практики количества практикантов, содержания индивидуальных планов и графика их реализации; определение последовательности и порядка прохождения практики; проведение соответствующих организационных мероприятий в канун практики; разработка индивидуальных заданий по практике; оперативное консультирование студентов по всем вопросам, связанным с организацией и содержанием практики; обеспечение строгого соответствия содержания работы практиканта профилю и содержанию магистерской программы и программе практики; осуществление систематического контроля над соблюдением содержания и сроков практики, а также качеством работы студентов во время ее прохождения; проверка отчетов по практике, подготовка отзывов о работе студентов, их аттестация; представление заведующему кафедрой отчета о руководстве практикой с замечаниями и предложениями по совершенствованию ее организации и др.
Магистрант при прохождении практики обязан: своевременно приступить к практике; изучить правила внутреннего распорядка базы практики и строго следовать им; ознакомиться и соблюдать правила техники безопасности и охраны труда; качественно выполнять задания, предусмотренные программой практики и индивидуальным планом практиканта; нести ответственность за проделанную работу и ее результаты; подготовить отчет и пройти аттестацию по практике в установленные сроки. Важно также, что работа магистрантов при прохождении всех видов производственных практик организована таким образом, что ими в обязательном порядке ведется сбор эмпирического материала к магистерской диссертации в соответствии с практическими индивидуальными заданиями, предложенными научными руководителями.
По окончании каждой практики организуется отчетная конференция. На ней происходит обсуждение работы, проделанной студентами, выступившими в роли практикантов, подводятся ее итоги, анализируются достоинства и недостатки, предлагаются рекомендации по устранению последних. Участие в отчетной конференции, во-первых, помогает студентам получить объективную оценку проделанной работы в рамках конкретного вида практики, а также услышать рекомендации, важные для ее оптимизации, во-вторых, нацеливает на правильную организацию работы в рамках последующих практик. Итоги практик находят отражение в магистерской диссертации, а также внедряются в деятельность объектов практики.
Таким образом, в организации практики в магистратуре по направлению подготовки «Социальная работа» в МГУ им. Н.П. Огарева много положительных наработок, которые значимы для его преподавателей и студентов, а также могут быть полезны профессорско-преподавательским коллективам и магистрантам в других вузах. Вместе с тем кафедра социальной работы ориентирована на дальнейшее совершенствование организации практики, в связи с чем «в повестку дня заседаний кафедры и в план работы учебно-методического семинара регулярно включаются вопросы, связанные с ее планированием, организацией и содержанием» [6]. В ближайшей перспективе планируется как минимум: во-первых, более активное привлечение представителей работодателей к участию в установочных и отчетных конференциях, а также в семинарах-тренингах по практике; во-вторых, нацеливание студентов на необходимость более активной работы во время прохождения практики (особенно если практика производственная), на поиск возможностей для расширения видов работ, предусмотренных ее программой, на отражение результатов проделанной работы (исследований, проектов и т. д.) не только в отчетной документации, но и в научных публикациях, докладах на научно-практических конференциях, в магистерской диссертации, в деятельности социальных служб; в-третьих, разработка информационных памяток по практике для студентов, совмещающих учебу в магистратуре с работой и поэтому не всегда имеющих возможность посещать установочные и отчетные конференции; в-четвертых, дальнейшее обобщение и анализ собственного опыта организации разных видов практики в магистратуре. Особое внимание планируется уделять взаимообмену опытом ее организации с другими вузами страны как важному условию ее совершенствования.
Ссылки:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 39.04.02 «Социальная работа» (уровень высшего образования - магистратура). М., 2015.
2. Савинов Л.И. Профессиональное становление магистра социальной работы в период обучения в вузе // Российский и зарубежный опыт реализации магистерских программ по направлению подготовки «Социальная работа» : материалы V заоч. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под общ. ред. проф. Л.И. Савинова. Саранск, 2015. С. 110-116.
3. См.: Дубровская Т.А. Подготовка работников социальных служб. Особенности компетентностного подхода к содержанию многоуровневого социального образования: история и современность // Вестник Мордовского университета. 2010. № 2. С. 28-33 ; Нордман И.Б. Реализация компетентностного подхода в образовательной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 6. URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2015-6/pedagogics/nordman.pdf (дата обращения: 25.04.2016) ; Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., 2002.
4. См.: Дроздова Н.В., Лобанов А.Г. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования. Минск, 2007 ; Савинов Л.И., Лазарева З.Н. Использование студентоцентрированного подхода при подготовке будущих социальных работников // Роль кафедры социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева в становлении и развитии профессиональной социальной работы в Республике Мордовия : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Савинова. Саранск, 2010. С. 131-133.
5. Камышова Е.В. Из опыта подготовки магистров социальной работы на кафедре социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева // Отечественный журнал социальной работы. 2013. № 4. С. 121-127.
6. Там же. С. 123.
References:
Drozdova, NV & Lobanov, AG 2007, Competence approach as a new paradigm student education, Minsk, (in Russian). Dubrovskaya, TA 2010, 'Preparation of social workers. Features of the competency approach to the content of a multi-level social education: history and modernity', Vestnik Mordovskogo universiteta, no. 2, pp. 28-33, (in Russian).
Kamyshova, EV 2013, 'From the experience of preparing masters in social work at the Department of Social Work of Moscow State University', Otechestvennyy zhurnal sotsial'noy raboty, no. 4, pp. 121-127, (in Russian).
Nordman, IB 2015, 'The implementation of competence-based approach in the educational activities of the university, Ob-shchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, no. 6, viewed 24 April 2016, <http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhur-nala/spp/2015-6/pedagogics/nordman.pdf>, (in Russian).
Raven, J 2002, Competence in modern society: Identification, development, implementation, Moscow, (in Russian).
Savinov, LI 2015, 'Professional formation of a master of social work in the period of study in high school', Rossiyskiy i zarubezhnyy opyt realizatsii magisterskikh programm po napravleniyu podgotovki «Sotsial'naya rabota»: materialy V zaoch. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem, Saransk, pp. 110-116, (in Russian).
Savinov, LI & Lazareva, ZN 2010, 'Using student approach in the training of future social workers', Rol' kafedry sotsial'noy raboty MGU im. N.P. Ogareva v stanovlenii i razvitii professional'noy sotsial'noy raboty v Respublike Mordoviya: materialy Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf., Saransk, pp. 131-133, (in Russian).