НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
йО!: 10.17805^ри.2023.2.22
Вклад Владимира Александровича Пономаренко —
авиационного врача и психолога в развитие отечественной военной авиационной инженерной психологии (к 90-летию ученого)
Ю. Н. Олейник
Московский гуманитарный университет,
В. М. Звоников, Московский гуманитарный университет,
Н. Е. Коренкова, Московский гуманитарный университет
В статье на материалах работы круглого стола «Владимир Александрович Пономаренко: авиационный врач и психолог (к 90-летию ученого)», проведенного в Московском гуманитарном университете, представлен вклад академика РАО, доктора психологических наук, профессора, генерал-майора медицинской службы В. А. Пономаренко в развитие российской военной авиационной инженерной психологии.
Ключевые слова: история психологии; военная авиационная инженерная психология; антропоцентрический подход; машиноцентрический подход; человеческий фактор; авиационно-космическая медицина; Московский гуманитарный университет
В современной военной авиационной инженерной психологии, история которой в нашей стране насчитывает не один десяток лет, сегодня происходят существенные изменения, связанные с развитием и внедрением в практику подготовки и отбора летчиков цифровых технологий и соответствующих сложных тренажерных комплексов. Новые возможности позволяют создавать виртуальную среду, близкую к реальности. При этом появляется возможность моделирования самых сложных и экстремальных ситуаций полета без угрозы для жизни летчика. В настоящее время созданы интеллектуальные автоматизированные системы обучения и комплексные тренажеры с системой подвижности, которые коренным образом изменили процесс подготовки летчиков. Хотя, конечно, еще совсем недавно все было иначе (Лысакова, 2012). Знание истории военной авиационной инженерной психологии позволяет понять, в какой мере полезным может быть прошлый опыт, что изменилось в методологических и методических подходах в подготовке летчиков и разработке технических средств сопровождения полета при создании совре-
менных авиационных систем и новых моделей самолетов (Лысакова, 2010). Именно эти вопросы были предметом обсуждения на круглом столе «Владимир Александрович Пономаренко: авиационный врач и психолог (к 90-летию ученого)», организованном кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии на базе Московского гуманитарного университета 17 января 2023 г. Основной целью проведения круглого стола был анализ истории и современного состояния военной авиационной инженерной психологии и вклада известного советского и российского психолога В. А. Пономаренко и возглавляемых им научно-исследовательских коллективов в развитие этого направления психологической науки.
В работе круглого стола приняли участие представители Института психологии РАН, сотрудники Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики, Московского авиационного института (Национального исследовательского университета), Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН), Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, психологи ГБУ «Система 112», Национального центра вертолетостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов»), Научно-исследовательского испытательного центра (авиационно-космической медицины и военной эргономики) Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Министерства обороны Российской Федерации (НИИЦ (АКМ и ВЭ) ЦНИИ ВВС МО РФ), а также преподаватели, студенты и сотрудники Московского гуманитарного университета (МосГУ).
Открывая заседание и приветствуя участников круглого стола, заведующий кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета кандидат психологических наук, доцент Ю. Н. Олейник объяснил, почему такая узкопрофильная и неспецифичная проблематика стала предметом обсуждения в гражданском вузе. Во-первых, это связано с тем, что Московский гуманитарный университет уже многие годы является одним их авторитетных научных центров по разработке вопросов истории отечественной психологии. Соответственно, история инженерной психологии — это та проблема, которая вполне соотносится с тематикой научных исследований, проводимых университетом. Во-вторых, кафедру связывают многие годы сотрудничества с учеными, которые занимались непосредственно разработками в этой области, — некоторые из них участвовали и сейчас участвуют в учебном процессе по подготовке психологов в стенах нашего вуза (В. М. Звоников, Ф. Е. Иванов, Л. Г. Дикая, А. А. Обозов и др.); преподаватели кафедры активно участвуют в жизни современного сообщества авиационной и космической медицины и психологии, а В. А. Пономаренко, один из организаторов отечественной военной авиационной инженерной психологии, неоднократно встречался со студентами университета. Поэтому на круглом столе обсуждались не только вопросы истории развития этой отрасли инженерной психологии, но и был дан серьезный и обстоятельный анализ ее достижений, проблем и перспектив развития. Все это нашло отражение в докладах и сообщениях, прозвучавших на круглом столе.
Н. Е. Коренкова, кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии МосГУ выступила с докладом «Владимир Александрович Пономаренко: основные вехи жизненного и профессионального пути». Докладчиком были представлены значимые
этапы биографии В. А. Пономаренко и его профессиональной, научно-экспериментальной деятельности.
Так, было отмечено, что научные интересы доктора психологических наук, профессора, академика РАО, генерал-майора медицинской службы В. А. Пономаренко с самого начала его профессионального пути были устремлены на защиту, повышение надежности деятельности и продление профессионального долголетия человека, попавшего в опасную среду обитания, на примере летного труда. За 18 лет научно-исследовательской работы В. А. Пономаренко посвященным военной авиационной инженерной психологии, им было проведено более 20 тыс. летных экспериментов по психофизиологии, инженерной психологии и эргономике в нормальных, аварийных и нештатных ситуациях авиационного труда.
Выдающийся вклад В. А. Пономаренко в фундаментальную и прикладную психологию в концентрированном виде отражен в предложенных ученым и его коллегами концепциях «личностного и человеческого фактора при обеспечении надежности летчика в аварийных ситуациях»; «активного оператора» в автоматизированных системах «человек-машина»; «о регулирующей функции психического образа в деятельности»; заложен в основах теории опасных профессий; в фундаментальной концепции профессионального здоровья; теории «духовности профессионала» (Пономаренко, 1997; 2001; 2012; 2014; 2016 и др.).
В докладе также были представлены интересные суждения из интервью В. А. По-номаренко разных лет, характеризующих его как неординарную личность, профессионала высшего уровня и глубоко нравственного человека.
А. А. Обознов, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института психологии РАН; В. Г. Кострица, кандидат медицинских наук, доцент, научный сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики; С. В. Егоров, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики, — многолетние коллеги и сотрудники В. А. Пономаренко раскрыли основные направления своей научно-экспериментальной деятельности в развернутом докладе «Становление и развитие отечественной авиационной инженерной психологии».
Представляющий доклад В. Г. Кострица акцентировал внимание слушателей на том, что первостепенным и любимым в профессиональной карьере В. А. Понома-ренко является создание нового научного направления — военной авиационной инженерной психологии.
На базе Института авиационно-космической медицины под руководством В. А. По-номаренко и при его личном участии проводились поистине уникальные летные эксперименты, в которых воссоздавались реальные отказы бортовых систем и приборов. Исследования были акцентированы в первую очередь на разработке биологических, физиологических и гигиенических основ приспособления человека к факторам окружающей среды и приспособлении человека к управлению сложными техническими средствами. Была разработана оригинальная схема экспериментальных исследований, включавшая натурные (в условиях реального полета), полунатурные (пилотажные тренажеры-имитаторы) и лабораторные эксперименты. Таким образом, была поставлена и решена главная задача обеспечения безопасности жизнедеятельности летчика в летательных аппаратах в рамках машино-центрического подхода.
Но проблема так называемого человеческого фактора все еще оставалась актуальной, что, в свою очередь, потребовало пересмотра теоретических и методических установок самолетостроительных конструкторских бюро при создании новых летательных аппаратов с учетом возможностей и ограничений человека. Дальнейшие исследования проходили в тесном сотрудничестве с Институтом психологии РАН, возглавляемым Б. Ф. Ломовым и специалистами Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского, что сыграло большую роль в становлении методологии военной авиационной инженерной психологии. Основы системного подхода в решении проблемы человеческого фактора, реализация принципа единства теории, эксперимента и практики доказали значимость именно антропоцентрического системного и деятельностного подходов в создании новых образцов авиационной техники, позволили сформулировать основные методологические и методические принципы инженерно-психологических авиакосмических исследований и оценки деятельности в системах «летчик — самолет», «космонавт — космический корабль» (Человек и безопасность ... , 2013).
Коллега и соратник В. А. Пономаренко — В. М. Звоников, доктор медицинских наук, профессор, заведующий психофизиологической лабораторией МосГУ, посвятил свой доклад этапам формирования и развития концепции профессионального здоровья В. А. Пономаренко.
Главной научной и практической проблемой актуальной и сегодня является изучение профессионального здоровья как свойства организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность летчика. Результаты комплексных и лонгитюдных исследований, выявление причин дисквалификации летного состава по состоянию здоровья, в том числе в условиях ведения боевых действий, привели к необходимости разработки масштабного проекта по профилактике, реабилитации и восстановлению профессионального здоровья летчиков (Пономаренко, 2001).
«Мишенями» диагностики, коррекции и восстановительного лечения стали рассматриваться не проявления и признаки болезни в привычной их классификации по заболеваниям органов и тканей, а нарушения системной (интегративной) организации важнейших психологических и физиологических функций организма, которые являются причиной снижения дееспособности и развития заболеваний.
В дальнейшем на основе концепции профессионального здоровья В. А. Поно-маренко была разработана и создана общенациональная концепция охраны здоровья здорового человека, утвержденная Министерством здравоохранения РФ (2002).
Особенностям формирования и развития военно-авиационной психологии в научной школе В. А. Пономаренко был посвящен доклад Н. Д. Лысакова, доктора психологических наук, профессора, профессора кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет), и Е. Н. Лысаковой, кандидата психологических наук, доцента, доцента кафедры «Социология, психология и социальный менеджмент» Московского авиационного института (Национальный исследовательский университет).
В докладе было отмечено, что В. А. Пономаренко создал новое научное направление — военное психофизиологическое, эргономическое сопровождение авиаци-
онной техники. Под руководством В. А. Пономаренко обоснована концепция опасных профессий, представляющая собой методологию осуществления системных и комплексных медико-психологических, педагогическо-социологических и эргономических исследований человеческого фактора в профессиональной деятельности особого риска (Пономаренко, Ворона, 2018).
Интересным и малоизвестным фактом, представленным в докладе, стало воспоминание Н. Д. Лысакова, военного летчика 1-го класса, о том, как проходило обучение летчиков на практике в воинских частях, где непосредственно реализовыва-лись идеи и применялись научные разработки В. А. Пономаренко и его коллег, отношение и реакции самих летчиков на проводимые эксперименты и рекомендации на основании полученных результатов.
Особое внимание докладчиков было обращено на проблему формирования долговременной профессиональной летной мотивации, которой уделял особое внимание В. А. Пономаренко и решение которой он связывал с ранней научно обоснованной современной профориентацией детей, осуществляемой в кадетских училищах, в сфере дополнительного образования и т. п. (Пономаренко, 2016).
Также в докладе была отмечена четкая гражданская позиция, отраженная в работах В. А. Пономаренко, — конечная цель психологического обеспечения надежности летчика в экстремальной ситуации состоит в воспитании высокой гражданственности, социальной устойчивости, нравственной активности и понимания ответственности за решение важных государственных задач в тяжелых жизненных и природных ситуациях. Как справедливо отмечалось в докладе, высокопрофессиональные воздушно-космические силы являются залогом обеспечения безопасности России и ее лидерства в авиационно-космической сфере.
А. Л. Журавлев, академик РАН, профессор, научный руководитель Института психологии РАН, в своем докладе «Вместо заключения. Когда человек в своей профессии...» поделился со слушателями опытом личного общения с В. А. Понома-ренко, воспоминаниями о реализации специальных совместных научных проектов, выполненных сотрудниками Института психологии РАН и Государственного научно-исследовательского испытательного центра авиационной, космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС Минобороны России. Многие научные разработки, книги и статьи В. А. Пономаренко были опубликованы издательством Института психологии РАН.
Особое внимание А. Л. Журавлев акцентировал на чертах личности В. А. Поно-маренко, характеризующих его как выдающегося лидера и управленца крупных организаций, добивавшегося решения важнейших профессиональных задач. В. А. По-номаренко создал свой стиль жизни — индивидуальный, сложный, многогранный, что, по мнению докладчика, метафорично можно воспринимать как профессию «быть Пономаренко». Именно такой стиль жизни и может послужить примером будущим поколениям психологов.
В заключение А. Л. Журавлев особо отметил вклад В. А. Пономаренко в исследование духовно-нравственной сферы профессионалов, управляющих сложными техническими системами в особых и экстремальных условиях. Работы В. А. Поно-маренко в этой области можно рассматривать как фундамент будущей отрасли психологии — «духовной психологии», а накопленный им опыт и его идеи в этой сфере еще требуют своего дальнейшего внимательного осмысления (Пономарен-ко, 1997).
Несмотря на то что сегодня появились новые дидактические материалы и устройства для обучения и тренировки летчиков ^D-модели, голографические рабочие места, карты технического обслуживания, анимационные модели, устройства ситуативного воспроизведения полетов и др.), важность учета человеческого фактора не уменьшилась, а наоборот, возросла даже в самых максимально автоматизированных системах. Конечно, изменилось понимание содержания этого понятия, но сам факт приоритетности антропоцентрического подхода в проектировании авиационной техники остается неизменным. Безусловно, возможности машиноцентрического или техноцентрического подхода надо использовать как в проектировании авиационной техники, так и в подготовке летного и инженерно-технического персонала. Вероятно, оптимальным сегодня является гармоничное сочетание этих двух подходов в организации работ по эргономическому обеспечению создания всех элементов моделей высокоавтоматизированных летательных аппаратов — от информационных дисплеев (Булатова, Бузаева, Евсевичев, 2022) до человеко-машинных интерфейсов (Обознов, Занковский, Бессонова, 2020). Вариантом реализации такого комплексного и системного подхода является разработка процедурных тренажеров, позволяющих решать множество конкретных задач, — это и адаптация летного состава к кабине самолета в процессе выполнения пилотажа, и решения навигационных задач, обучение действиям в сложных аварийных ситуациях, моделируемых в виртуальной среде, отработка тактических навыков и приемов выполнения полетных задач, оценка качества подготовленности летного состава и др. (Лысаков, Лысакова, 2019).
Таким образом, можно констатировать, что сегодня авиационной психологии, военной авиационной инженерной психологии предстоит решать наряду с традиционными задачами и новые, связанные с динамикой и спецификой развития аэрокосмической отрасли и передовых технологий в целом. Можно согласиться с тем, что «прикладные области авиационной психологии характеризуют высокий уровень ее востребованности в современной авиации при решении задач, связанных со спецификой жизнедеятельности ВВС (ВКС), требованиями ИКАО по эксплуатации высокоавтоматизированных летательных аппаратов, совершенствованием методов отбора, обучения и труда авиационного персонала, экспертизой авиационных происшествий, учетом человеческого фактора в авиастроении и экспериментальной авиации, осуществлением ориентации на профессии аэрокосмического профиля» (Лысакова, 2022: 79), тем более что «дальнейшее движение современного информационного общества от физической реальности через дополненную и виртуальную реальности к реальной виртуальности открывает много пока еще не изученных возможностей в области дистанционного взаимодействия человека и машины» (Зыбин, Косьянчук, Земкин, 2021: 228).
Учитывая изложенное, представляется, что идеи и разработки В. А. Понома-ренко в области теории, методологии и практики военной авиационной психологии и эргономики, опирающиеся на антропоцентрический подход, сохранят свою актуальность и будут полезны в решении и этих, новых проблем взаимодействия человека и техники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Булатова, А. Е., Бузаева, Е. А., Евсевичев, Д. А. (2022) Влияние различных типов информационных дисплеев на работоспособность авиационных специалистов в эргатических си-
стемах // Научный вестник МГТУ ГА. Т. 25. №2. С. 30-40. DOI: 10.26467/2079-0619-202225-2-30-40
Зыбин, Е. Ю., Косьянчук, В. В., Земкин, В. А. (2021) Авиационные человеко-машинные интерфейсы: состояние и перспективы развития // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Сер.: Труды Института психологии РАН. М. С. 211-230. DOI: 10.38098/ergo.2021
Лысаков, Н. Д., Лысакова, Е. Н. (2019) Перспективные исследования человеческого фактора в авиации // Человеческий капитал. №3 (123). С. 124-129. DOI: 10.25629/HC.2019.03.12
Лысакова, Е. Н. (2010) Отечественная авиационная психология: прошлое, настоящее, будущее // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. №136. С. 39-46.
Лысакова, Е. Н. (2012) Этапы развития отечественной авиационной психологии // Сибирский психологический журнал. №44. С. 59-65.
Лысакова, Е. Н. (2022) Прикладные области отечественной авиационной психологии // Человеческий капитал. №2 (158). С. 75-81. DOI: 10.25629/HC.2022.02.07
Обознов, А. А., Занковский, А. Н., Бессонова, Ю. В. (2020) Понятие эргономической уязвимости человеко-машинных интерфейсов // Институт Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. Т. 5. №2. С. 112-116.
Пономаренко, В. А. (1997) Психология духовности профессионала. М. : Изд. дом «Русский врач».
Пономаренко, В. А. (2001) Размышления о здоровье (Круг чтения). М. : Изд. дом Магистр-Пресс.
Пономаренко, В. А. (2012) Человек летающий // Экспериментальная психология. Т. 5. №4. С. 117-131.
Пономаренко, В. А. (2014) Теоретические и экспериментальные данные о профилактике безопасности полета : метод. пособие / Междунар. акад. проблем человека в авиации и космонавтике. М. : Когито-Центр. 104 с.
Пономаренко, В. А. (2016) Методологическое пособие по подготовке человека летающего: юношеский возраст / Научно-исслед. испытательный центр авиационной, космической медицины и военной эргономики Министерства обороны РФ. М. : Когито-Центр. 230 с.
Пономаренко, В. А., Ворона, А. А. (2018) Стратегические направления решения проблемы «человеческого фактора» в военной авиации // Материалы I научно-практической конференции, посвященной 95-летию гражданской авиации России 6-7 февраля 2018 г. М. С. 16-19.
Человек и безопасность полетов: научно-практические аспекты снижения авиационной аварийности по причине человеческого фактора (2013) / под ред. В. А. Пономаренко, А. В. Чун-тул. М. : Когито-Центр. 288 с.
Дата поступления: 05.05.2023 г.
CONTRIBUTION OF VLADIMIR ALEKSANDROVICH PONOMARENKO — AN AVIATION MEDICAL DOCTOR AND PSYCHOLOGIST — INTO THE DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC MILITARY AVIATION ENGINEERING PSYCHOLOGY (DEDICATED TO THE SCIENTIST'S 90TH BIRTHDAY)
YU. N. Oleynik Moscow University for the Humanities,
V. M. Zvonikov Moscow University for the Humanities,
E. N. Korenkova Moscow University for the Humanities
The paper is based on the materials of work of the round table meeting "Vladimir Aleksandrovich Ponomarenko: an Aviation Medical Doctor and Psychologist (dedicated to the scientist's 90th birthday)", held at Moscow University for the Humanities. It presents the contribu-
tion made by member of the Russian Academy of Sciences, doctor of psychology, professor, major general of medical service V. A. Ponomarenko to the development of Russian military aviation engineering psychology.
Keywords: history of psychology; military aviation engineering psychology; anthropocentric approach; machine-centric approach; human factor; aviation and space medicine; Moscow University for the Humanities
REFERENCES
Bulatova, A. E., Buzaeva, E. A. and Evsevichev, D. A. (2022) Vliianie razlichnykh tipov infor-matsionnykh displeev na rabotosposobnost' aviatsionnykh spetsialistov v ergaticheskikh sistemakh. Nauchnyi vestnik MGTU OA, vol. 25, no. 2, pp. 30-40. DOI: 10.26467/2079-0619-2022-25-2-30-40 (In Russ.).
Zybin, E. Iu., Kos'ianchuk, V. V. and Zemkin, V. A. (2021) Aviatsionnye cheloveko-mashinnye interfeisy: sostoianie i perspektivy razvitiia. In: Aktual'nye problemy psikhologii truda, inzhener-noi psikhologii i ergonomiki. Ser.: Trudy Instituta psikhologii RAN. Moscow. Pp. 211-230. DOI: 10.38098/ergo.2021 (In Russ.).
Lysakov, N. D. and Lysakova, E. N. (2019) Perspektivnye issledovaniia chelovecheskogo fak-to-ra v aviatsii. Chelovecheskii capital, no. 3 (123), pp. 124-129. DOI: 10.25629/HC.2019.03.12 (In Russ.).
Lysakova, E. N. (2010) Otechestvennaia aviatsionnaia psikhologiia: proshloe, nastoiashchee, budushchee. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta ime-ni A. I. Gertsena, no. 136, pp. 39-46. (In Russ.).
Lysakova, E. N. (2012) Etapy razvitiia otechestvennoi aviatsionnoi psikhologii. Sibirskii psikho-logicheskii zhurnal, no. 44, pp. 59-65. (In Russ.).
Lysakova, E. N. (2022) Prikladnye oblasti otechestvennoi aviatsionnoi psikhologii. Chelove-cheskii capital, no. 2 (158), pp. 75-81. DOI: 10.25629/HC.2022.02.07 (In Russ.).
Oboznov, A. A., Zankovskii, A. N. and Bessonova, Iu. V. (2020) Poniatie ergonomicheskoi uiaz-vimosti cheloveko-mashinnykh interfeisov. Institut Rossiiskoi akademii nauk. Organiza-tsionna-ia psikhologiia i psikhologiia truda, vol. 5, no. 2, pp. 112-116. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. (1997) Psikhologiia dukhovnosti professionala. Moscow, Russkii vrach. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. (2001) Razmyshleniia o zdorov'e (Krug chteniia). Moscow, Magistr-Press. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. (2012) Chelovek letaiushchii. Eksperimental'naia psikhologiia, vol. 5, no. 4, pp. 117-131. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. (2014) Teoreticheskie i eksperimental'nye dannye o profilaktike bezopas-nosti poleta : metod. posobie. Moscow, Kogito-Tsentr. 104 p. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. (2016) Metodologicheskoe posobie po podgotovke cheloveka letaiu-shchego: iunosheskii vozrast. Moscow, Kogito-Tsentr. 230 p. (In Russ.).
Ponomarenko, V. A. and Vorona, A. A. (2018) Strategicheskie napravleniia resheniia problemy «chelovecheskogo faktora» v voennoi aviatsii. In: Materialy I nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii, posviashchennoi 95-letiiu grazhdanskoi aviatsii Rossii 6-7 fevralia 2018 g. Moscow. Pp. 16-19. (In Russ.).
Chelovek i bezopasnost' poletov: nauchno-prakticheskie aspekty snizheniia aviatsionnoi ava-riinosti po prichine chelovecheskogo faktora (2013) / ed. by V. A. Ponomarenko and A. V. Chun-tul. Moscow, Kogito-Tsentr. 288 p. (In Russ.).
Submission date: 05.05.2023.
Олейник Юрий Николаевич — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного
университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]
Звоников Вячеслав Михайлович — доктор медицинских наук, профессор, заведующий научной психофизиологической лабораторией Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]
Коренкова Наталья Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой общей, социальной психологии и истории психологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (499) 374-67-20. Эл. адрес: [email protected]
Oleynik Yuri Nikolayevich, Candidate of Psychology, Associate Professor, Head, Department of General, Social Psychology and History of Psychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: [email protected]
Zvonikov Vyacheslav Mikhailovich, Doctor of Medicine, Professor, Head, Scientific Psychophysiological Laboratory, Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: [email protected]
Korenkova Natalia Evgenyevna, Candidate of Psychology, Associate Professor, Deputy Head, Department ofGeneral, Social Psychology and History ofPsychology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-67-20. E-mail: [email protected]