УДК 189.9
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Е.Н. Лысакова
В статье содержится историко-психологический анализ развития отечественной авиационной психологии в период 1912-2012 гг. Автор обосновывает положение о том, что военно-авиационная психология является спецификой и генетической основой авиационной психологии. Формулируется вывод о детерминантах развития авиационной психологии: 1)логика становления отечественной психологической науки; 2)технический прогресс в авиации. Современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.
Ключевые слова: авиационная психология, военно-авиационная психология, «человеческий фактор» в авиации, летное обучение, личность авиатора.
12 августа 2012 г. российская авиация отмечает столетний юбилей со дня своего основания. В связи с появлением профессии военного летчика стали актуальными психологические исследования, направленные на решение задач профессионального отбора в авиацию и летного обучения. Таким образом, официальную дату рождения отечественной авиации можно считать условной датой рождения авиационной психологии.
В зоне ответственности современной авиационной психологии находятся вопросы, связанные с научно-практическим обоснованием надежности «человеческого фактора» в авиации, что является существенным вкладом в обеспечение безопасности государства и общества. Руководствуясь принципом единства истории и методологии (история научного познания составляет основу его методологического анализа), выдвинутого М.Г. Ярошевским [1], рассмотрим особенности развития предмета и методов отечественной авиационной психологии в период 1912 -2012 г.г.
Авиационная психология изучает психологические закономерности обучения, воспитания и трудовой деятельности авиаторов [2]. Авиаторы в данном контексте - это не только летчики, но и представители других авиационных специальностей - штурманской и инженерной службы, аэродромного обеспечения, руководители полетов, а также обучающиеся по данным направлениям. Безусловно, основной специальностью является летная, как системообразующая и самая опасная. Вот почему большинство исследований в авиационной психологии посвящено летной деятельности и личности летчика [3].
Военно-авиационная психология является спецификой авиационной психологии и ее генетической основой. Первые открытия и фундаментальные научно-обоснованные выводы психологического обеспечения авиации сделаны военными специалистами: летчиками, врачами, психологами, психофизиологами [4].
Первым перестройку методики летной подготовки с учетом психологии летных способностей начал штабс-капитан П.Н. Нестеров. Он доказал возможность выполнять на самолете любой маневр, в том числе глубокие виражи и «мертвую петлю». В методике летного обучения штабс-капитан П.Н. Нестеров отводил важное место развитию интеллекта, уверенности в себе, способности к принятию правильных и своевременных решений вопреки распространенному в то время подходу с опорой на инстинкты и генетически заданное «летное чутье».
В 1936 г. военврач 3 ранга К.К. Платонов (возглавлявший в этот период филиал Института авиационной медицины на базе 1-й Качинской авиашколы) подготовил к изданию первое учебное пособие по авиационной психологии «Конспект курса психологии», где рассматривался широкий круг вопросов обучения и воспитания летчиков.
Первая штатная психологическая служба начала работу также в военной авиации - в 1975 г. в авиации Северо-Кавказского военного округа под руководством военного лётчика 1-го класса Д.В. Гандера.
В 60-70-е гг. исследования К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, Ю.П. Добровольского, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко и др. в целях психологической оценки конструктивных особенностей самолетов, авиационного оборудования и приборов на экспериментальных площадках Военно-воздушных сил,
привели к созданию ряда теорий, ставшими конкретно-научной методологией не только авиационной психологии, но и инженерной психологии и психологии труда: теория образа полета; теория активного оператора; теория совмещенной деятельности; теория тренажерного обучения.
Специфика военно-авиационной психологии состоит в обосновании положений психологического обеспечения по боевому применению авиации.
Авиационная психология применяет весь состав эмпирических методов, известных в психологической науке. Особенно сильны позиции авиационной психологии в психодиагностике и экспериментировании. Начиная с 1911 г., когда была введена врачебно-летная экспертиза для службы на аэропланах и аэростатах, активно использовались тесты психофизиологических измерений скорости реакции, а также личностные опросники клинической направленности. К 20-30 гг. был накоплен опыт проведения экспериментов по изучению особенностей функционирования познавательных процессов в зависимости от изменяющихся физических факторов полета (скорости, высоты, времени суток и т.д.).
Летчики-методисты осуществляли наблюдение, анализ результатов деятельности в реальном полете, интроспекцию и приходили к выводам, имеющим не меньшую научную ценность, т.к. была обеспечена незамедлительная их проверка практикой летного обучения.
В 50-60 гг. К.К. Платонов был инициатором комплексного изучения летной деятельности на самолетах-лабораториях. С помощью кинометода регистрировались показания приборов, на которые смотрит летчик. Положение самолета в пространстве, воспринимаемое летчиком зрительно, регистрировалось с помощью особых датчиков, улавливающих вращение самолета по трем осям, высоту и скорость полета. Такая регистрация давала возможность на самолетах-лабораториях объективно оценивать качество летной деятельности, учитывая не только частоту отклонений от заданного режима полета, но их величину и длительность, а главное - наиболее вероятную причину совершения данной ошибки.
К.К. Платонов пишет: «Авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами. Необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач» [5, с.36].
В 1964 г. в военно-авиационных училищах вводится психологический отбор в целях более качественного набора курсантов для летного обучения, сокращения отчислений по летной неуспеваемости и повышения безопасности полетов. В основу была положена теория психологического отбора, объединяющая подходы, разработанные К.К. Платоновым, Т.Т. Джамгаровым, Е.А. Милеряном, В.Д. Небылицыным, Б.М. Тепловым, В.А. Бодровым, Б.Л. Покровским, Н.И. Майзель, В.Л. Марищуком, Ю.К. Демьяненко и др. [6].
Важно отметить, что психодиагностика в области авиационной психологии с этого времени не останавливалась в своем развитии. Более того, сотрудниками Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики министерства обороны РФ были разработаны новые тестовые методики, такие как «Авиагоризонты», «Часы», «Шкалы» и т.д. [7].
На протяжении всей своей истории авиационная психология следовала логике развития психологической науки в целом: 10-ые гг. ХХ в. - этап преимущественно эмпирических исследований при значительном влиянии вненаучного знания (мифологии, литературы, общественного мнения); 20-30-ые гг. - поиск научной методологии и ориентация на диалектический материализм в дискуссиях с рефлексологией, реактологией и психофизиологией; 40-50-ые гг. - оформление конкретно-научной методологии на основе деятельностного подхода; 60-80-ые гг. - расширение методических средств за счет привлечения системного и личностно-ориентированного подходов; 90 гг. по настоящее время — перестройка всей системы методологии как следствие интеграционных процессов, сближающих отечественную психологию и зарубежные школы. Так, Ю.К. Стрелков успешно разрабатывает феноменологический подход в авиационной психологии [8].
В качестве еще одного примера такой интеграции можно привести практику внедрения технологии CRM (Crew Resource Management). Это технология управления ресурсами экипажа, определяемая нормативами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Ее назначение -обеспечение точного и безошибочного взаимодействия в экипаже и учет проявлений «человеческого фактора» в конкретной рабочей среде.
Вместе с тем, авиационная психология оказала существенное влияние на развитие таких
отраслей психологии, как общая психология, психология труда, педагогическая психология, экстремальная психология, а также усилила методический аппарат психодиагностики и
экспериментальной психологии
С XIX века и по настоящее время, с первых опытов воздухоплавания, освоения аэропланов и до начала эксплуатации авиационных комплексов 5-го поколения психология остается востребованной теоретической и практической наукой, призванной обеспечивать решение проблем «человеческого фактора» в авиации. По данным Межведомственного авиационного комитета (МАК) за 2011 г. произошло пять катастроф (авиационные происшествия с человеческими жертвами) самолетов, из них -три по «человеческому фактору» [9]. Причины — мотивационная, психофизиологическая, интеллектуальная неготовность пилота к выполнению полета, отсутствие индивидуального подхода к психологическому сопровождению летной деятельности.
Как отрасль психологической науки авиационная психология детерминирована логикой ее развития, как часть единого оборонно-транспортного комплекса, авиационная психология ориентируется на актуальные и перспективные задачи его функционирования. Ведущими тенденциями развития авиации в XXI в. являются: 1)специализация; 2)универсализация; 3)автоматизация; 4)авиакосмическая интеграция.
Специализация заключается в создании летательных аппаратов, выполняющих строго определенные (конкретные) функции (например: ведение воздушной разведки, перехват воздушных целей и т.д.). Универсализация предполагает многофункциональное использование летательных аппаратов (например: перевозка пассажиров и десантирование боевой техники и др.).
Автоматизация в авиации выступает как фундаментальная психологическая проблема. Авиационные психологи В.А. Попов, Н.Д. Завалова, В.В. Лапа еще в 70-ые гг. теоретически и экспериментально доказали, что за летчиком остается ведущая роль в резервировании отказавших элементов системы автоматизированного управления (САУ) или коррекции ее функционирования.
В XXI в. усиливается авиакосмическая интеграция, т.е. авиационная профессия приобретет параметры «летчик - летательный аппарат - авиакосмическая система». Единая авиакосмическая система предполагает сложно прогнозируемую обстановку в полете, следовательно, летчик в будущем должен обладать лучшими психологическими качествами космонавта, летчика-испытателя, военачальника. Более того, повышается социальная ответственность за принятые решения, от которых будет зависеть жизнь не только членов экипажа, но и большого количества населения.
Актуальные теоретические и практические задачи авиационной психологии следующие: -обоснование методов сбалансированной подготовки лётчика на тренажёре и в реальном полёте; -разработка методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа САУ) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления;
-введение современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии;
-внедрение на всех этапах профессионализации личностно-ориентированных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений;
-изучение психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб;
-критическое осмысление взаимовлияния отечественной и зарубежной авиационной психологии; -совершенствование методов психологической работы в системе морально-психологического обеспечения боевых действий авиации.
Итак, существенные факторы, определяющие динамику, сущность и содержание развития авиационной психологии: логика становления отечественной психологии; технический прогресс в авиации.
Однако практическая авиационная психология развивается противоречиво. Например, реально функционирует психологическая служба в авиации, но специалисты не объединены организационно. Недостаточно активно в авиации внедряются рекомендации психологических исследований. Авиационная психология признается важной научно-практической дисциплиной, однако ее преподают в соответствующих учебных заведениях только в узко прикладном виде.
Историко-методологический анализ авиационной психологии в период 1912-2012 гг. позволяет
сделать следующие выводы:
1. Авиационная психология представляет собой относительно самостоятельную отрасль современной психологии, оказавшую значительное влияние на развитие конкретно-научного и методического обеспечения многих ее отраслей.
2.Основными факторами, определяющими динамику, сущность и содержание развития авиационной психологии являются: логика становления отечественной психологии; технический прогресс в авиации.
3. В предметной области авиационной психологии имеют место следующие тенденции развития: преобладание интеграции над дифференциацией, дальнейшая специализация в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.
Итак, психология и авиация — едины. На протяжении ста лет в одном строю.
The article contains historical and psychological analysis of Russian aviation psychology development throughout the period from 1912 till 2012. The author argues that the military aviation psychology is a specific and genetic base of aviation psychology. The conclusion is made about the determinants of its development: 1)logic of development of Russian psychology; 2)technical progress in aviation. Contemporary tendencies of development of aviation psychology consist in prevalence of integration over differentiation, the further specialization for battle readiness and fighting capacity of Military-air forces.
The key words: aviation psychology, military aviation psychology, «human factor» in aviation, pilot training, aviator personality.
Список литературы
1. Ярошевский, М.Г. История психологии. / М.Г. Ярошевский. М.: Мысль, 1985. 575 с.
2. Лысакова, Е.Н. История и методология отечественной военно-авиационной психологии. / Е.Н. Лысакова. Монино: ВВА, 2008. 180 с.
3. Лысаков, Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Монография. / Н.Д. Лысакова. Монино: ВВА, 2002. - 300 с.
4. Пономаренко, В.А. Исторический след, оставленный авиакосмической медициной и психологией в авиации / В.А. Пономаренко // Вестник Международной Академии Проблем человека в авиации и космонавтике. 2003. №2. с.5-31
5. Платонов, К.К. Психология летного труда. / К.К. Платонов. М.: Воениздат, 1960. 350 с.
6. Гандер, Д.В. Авиационная психология. Учебное пособие. / Д.В. Гандер. М.: Воентехиниздат, 2010. 205 с.
7. Гандер, Д.В., Шевченко, С.И., Лысаков, Н.Д., Лысакова, Е.Н. Введение в военно-авиационную профессию. / Д.В. Гандер, С.И. Шевченко, Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, М.: ВВИА, 2008. 175 с.
8. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. / Ю.К. Стрелков. М.: Академия, 2001. 358 с.
9. www.mak.ru
Об авторе
Лысакова Е.Н. -кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии НОУ ВПО «Институт психологии», соискатель ученой степени доктора психологических наук по кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
141170 Московская обл., Щелковский р-он., п. Монино, ул. Алксниса, д.30, кв.4. e-mail: lyssakov@mail.ru т.8-903 -596-22-44
HISTORY AND METHODOLOGY OF RUSSIAN AVIATION PSYCHOLOGY E.N. LYSSAKOVA