Научная статья на тему 'История и методология отечественной авиационной психологии'

История и методология отечественной авиационной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
999
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР» В АВИАЦИИ / ЛЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ АВИАТОРА / : AVIATION PSYCHOLOGY / «HUMAN FACTOR» IN AVIATION / MILITARY AVIATION PSYCHOLOGY / PILOT TRAINING / AVIATOR PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лысакова Е. Н.

В статье содержится историко-психологический анализ развития отечественной авиационной психологии в период 1912-2012 гг. Автор обосновывает положение о том, что военно-авиационная психология является спецификой и генетической основой авиационной психологии. Формулируется вывод о детерминантах развития авиационной психологии: 1)логика становления отечественной психологической науки; 2)технический прогресс в авиации. Современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY AND METHODOLOGY OF RUSSIAN AVIATION PSYCHOLOGY

The article contains historical and psychological analysis of Russian aviation psychology development throughout the period from 1912 till 2012. The author argues that the military aviation psychology is a specific and genetic base of aviation psychology. The conclusion is made about the determinants of its development: 1)logic of development of Russian psychology; 2)technical progress in aviation. Contemporary tendencies of development of aviation psychology consist in prevalence of integration over differentiation, the further specialization for battle readiness and fighting capacity of Military-air forces.

Текст научной работы на тему «История и методология отечественной авиационной психологии»

УДК 189.9

ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Е.Н. Лысакова

В статье содержится историко-психологический анализ развития отечественной авиационной психологии в период 1912-2012 гг. Автор обосновывает положение о том, что военно-авиационная психология является спецификой и генетической основой авиационной психологии. Формулируется вывод о детерминантах развития авиационной психологии: 1)логика становления отечественной психологической науки; 2)технический прогресс в авиации. Современные тенденции развития авиационной психологии заключаются в преобладании интеграции над дифференциацией, дальнейшей специализации в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

Ключевые слова: авиационная психология, военно-авиационная психология, «человеческий фактор» в авиации, летное обучение, личность авиатора.

12 августа 2012 г. российская авиация отмечает столетний юбилей со дня своего основания. В связи с появлением профессии военного летчика стали актуальными психологические исследования, направленные на решение задач профессионального отбора в авиацию и летного обучения. Таким образом, официальную дату рождения отечественной авиации можно считать условной датой рождения авиационной психологии.

В зоне ответственности современной авиационной психологии находятся вопросы, связанные с научно-практическим обоснованием надежности «человеческого фактора» в авиации, что является существенным вкладом в обеспечение безопасности государства и общества. Руководствуясь принципом единства истории и методологии (история научного познания составляет основу его методологического анализа), выдвинутого М.Г. Ярошевским [1], рассмотрим особенности развития предмета и методов отечественной авиационной психологии в период 1912 -2012 г.г.

Авиационная психология изучает психологические закономерности обучения, воспитания и трудовой деятельности авиаторов [2]. Авиаторы в данном контексте - это не только летчики, но и представители других авиационных специальностей - штурманской и инженерной службы, аэродромного обеспечения, руководители полетов, а также обучающиеся по данным направлениям. Безусловно, основной специальностью является летная, как системообразующая и самая опасная. Вот почему большинство исследований в авиационной психологии посвящено летной деятельности и личности летчика [3].

Военно-авиационная психология является спецификой авиационной психологии и ее генетической основой. Первые открытия и фундаментальные научно-обоснованные выводы психологического обеспечения авиации сделаны военными специалистами: летчиками, врачами, психологами, психофизиологами [4].

Первым перестройку методики летной подготовки с учетом психологии летных способностей начал штабс-капитан П.Н. Нестеров. Он доказал возможность выполнять на самолете любой маневр, в том числе глубокие виражи и «мертвую петлю». В методике летного обучения штабс-капитан П.Н. Нестеров отводил важное место развитию интеллекта, уверенности в себе, способности к принятию правильных и своевременных решений вопреки распространенному в то время подходу с опорой на инстинкты и генетически заданное «летное чутье».

В 1936 г. военврач 3 ранга К.К. Платонов (возглавлявший в этот период филиал Института авиационной медицины на базе 1-й Качинской авиашколы) подготовил к изданию первое учебное пособие по авиационной психологии «Конспект курса психологии», где рассматривался широкий круг вопросов обучения и воспитания летчиков.

Первая штатная психологическая служба начала работу также в военной авиации - в 1975 г. в авиации Северо-Кавказского военного округа под руководством военного лётчика 1-го класса Д.В. Гандера.

В 60-70-е гг. исследования К.К. Платонова, Б.Ф. Ломова, Ю.П. Добровольского, Н.Д. Заваловой, В.А. Пономаренко и др. в целях психологической оценки конструктивных особенностей самолетов, авиационного оборудования и приборов на экспериментальных площадках Военно-воздушных сил,

привели к созданию ряда теорий, ставшими конкретно-научной методологией не только авиационной психологии, но и инженерной психологии и психологии труда: теория образа полета; теория активного оператора; теория совмещенной деятельности; теория тренажерного обучения.

Специфика военно-авиационной психологии состоит в обосновании положений психологического обеспечения по боевому применению авиации.

Авиационная психология применяет весь состав эмпирических методов, известных в психологической науке. Особенно сильны позиции авиационной психологии в психодиагностике и экспериментировании. Начиная с 1911 г., когда была введена врачебно-летная экспертиза для службы на аэропланах и аэростатах, активно использовались тесты психофизиологических измерений скорости реакции, а также личностные опросники клинической направленности. К 20-30 гг. был накоплен опыт проведения экспериментов по изучению особенностей функционирования познавательных процессов в зависимости от изменяющихся физических факторов полета (скорости, высоты, времени суток и т.д.).

Летчики-методисты осуществляли наблюдение, анализ результатов деятельности в реальном полете, интроспекцию и приходили к выводам, имеющим не меньшую научную ценность, т.к. была обеспечена незамедлительная их проверка практикой летного обучения.

В 50-60 гг. К.К. Платонов был инициатором комплексного изучения летной деятельности на самолетах-лабораториях. С помощью кинометода регистрировались показания приборов, на которые смотрит летчик. Положение самолета в пространстве, воспринимаемое летчиком зрительно, регистрировалось с помощью особых датчиков, улавливающих вращение самолета по трем осям, высоту и скорость полета. Такая регистрация давала возможность на самолетах-лабораториях объективно оценивать качество летной деятельности, учитывая не только частоту отклонений от заданного режима полета, но их величину и длительность, а главное - наиболее вероятную причину совершения данной ошибки.

К.К. Платонов пишет: «Авиационная психология не может решать стоящие перед ней вопросы только старыми методами. Необходим поиск новых методов и вместе с тем творческое изменение старых, арсенал которых достаточно велик применительно к решению новых задач» [5, с.36].

В 1964 г. в военно-авиационных училищах вводится психологический отбор в целях более качественного набора курсантов для летного обучения, сокращения отчислений по летной неуспеваемости и повышения безопасности полетов. В основу была положена теория психологического отбора, объединяющая подходы, разработанные К.К. Платоновым, Т.Т. Джамгаровым, Е.А. Милеряном, В.Д. Небылицыным, Б.М. Тепловым, В.А. Бодровым, Б.Л. Покровским, Н.И. Майзель, В.Л. Марищуком, Ю.К. Демьяненко и др. [6].

Важно отметить, что психодиагностика в области авиационной психологии с этого времени не останавливалась в своем развитии. Более того, сотрудниками Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики министерства обороны РФ были разработаны новые тестовые методики, такие как «Авиагоризонты», «Часы», «Шкалы» и т.д. [7].

На протяжении всей своей истории авиационная психология следовала логике развития психологической науки в целом: 10-ые гг. ХХ в. - этап преимущественно эмпирических исследований при значительном влиянии вненаучного знания (мифологии, литературы, общественного мнения); 20-30-ые гг. - поиск научной методологии и ориентация на диалектический материализм в дискуссиях с рефлексологией, реактологией и психофизиологией; 40-50-ые гг. - оформление конкретно-научной методологии на основе деятельностного подхода; 60-80-ые гг. - расширение методических средств за счет привлечения системного и личностно-ориентированного подходов; 90 гг. по настоящее время — перестройка всей системы методологии как следствие интеграционных процессов, сближающих отечественную психологию и зарубежные школы. Так, Ю.К. Стрелков успешно разрабатывает феноменологический подход в авиационной психологии [8].

В качестве еще одного примера такой интеграции можно привести практику внедрения технологии CRM (Crew Resource Management). Это технология управления ресурсами экипажа, определяемая нормативами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Ее назначение -обеспечение точного и безошибочного взаимодействия в экипаже и учет проявлений «человеческого фактора» в конкретной рабочей среде.

Вместе с тем, авиационная психология оказала существенное влияние на развитие таких

отраслей психологии, как общая психология, психология труда, педагогическая психология, экстремальная психология, а также усилила методический аппарат психодиагностики и

экспериментальной психологии

С XIX века и по настоящее время, с первых опытов воздухоплавания, освоения аэропланов и до начала эксплуатации авиационных комплексов 5-го поколения психология остается востребованной теоретической и практической наукой, призванной обеспечивать решение проблем «человеческого фактора» в авиации. По данным Межведомственного авиационного комитета (МАК) за 2011 г. произошло пять катастроф (авиационные происшествия с человеческими жертвами) самолетов, из них -три по «человеческому фактору» [9]. Причины — мотивационная, психофизиологическая, интеллектуальная неготовность пилота к выполнению полета, отсутствие индивидуального подхода к психологическому сопровождению летной деятельности.

Как отрасль психологической науки авиационная психология детерминирована логикой ее развития, как часть единого оборонно-транспортного комплекса, авиационная психология ориентируется на актуальные и перспективные задачи его функционирования. Ведущими тенденциями развития авиации в XXI в. являются: 1)специализация; 2)универсализация; 3)автоматизация; 4)авиакосмическая интеграция.

Специализация заключается в создании летательных аппаратов, выполняющих строго определенные (конкретные) функции (например: ведение воздушной разведки, перехват воздушных целей и т.д.). Универсализация предполагает многофункциональное использование летательных аппаратов (например: перевозка пассажиров и десантирование боевой техники и др.).

Автоматизация в авиации выступает как фундаментальная психологическая проблема. Авиационные психологи В.А. Попов, Н.Д. Завалова, В.В. Лапа еще в 70-ые гг. теоретически и экспериментально доказали, что за летчиком остается ведущая роль в резервировании отказавших элементов системы автоматизированного управления (САУ) или коррекции ее функционирования.

В XXI в. усиливается авиакосмическая интеграция, т.е. авиационная профессия приобретет параметры «летчик - летательный аппарат - авиакосмическая система». Единая авиакосмическая система предполагает сложно прогнозируемую обстановку в полете, следовательно, летчик в будущем должен обладать лучшими психологическими качествами космонавта, летчика-испытателя, военачальника. Более того, повышается социальная ответственность за принятые решения, от которых будет зависеть жизнь не только членов экипажа, но и большого количества населения.

Актуальные теоретические и практические задачи авиационной психологии следующие: -обоснование методов сбалансированной подготовки лётчика на тренажёре и в реальном полёте; -разработка методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа САУ) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления;

-введение современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии;

-внедрение на всех этапах профессионализации личностно-ориентированных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений;

-изучение психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб;

-критическое осмысление взаимовлияния отечественной и зарубежной авиационной психологии; -совершенствование методов психологической работы в системе морально-психологического обеспечения боевых действий авиации.

Итак, существенные факторы, определяющие динамику, сущность и содержание развития авиационной психологии: логика становления отечественной психологии; технический прогресс в авиации.

Однако практическая авиационная психология развивается противоречиво. Например, реально функционирует психологическая служба в авиации, но специалисты не объединены организационно. Недостаточно активно в авиации внедряются рекомендации психологических исследований. Авиационная психология признается важной научно-практической дисциплиной, однако ее преподают в соответствующих учебных заведениях только в узко прикладном виде.

Историко-методологический анализ авиационной психологии в период 1912-2012 гг. позволяет

сделать следующие выводы:

1. Авиационная психология представляет собой относительно самостоятельную отрасль современной психологии, оказавшую значительное влияние на развитие конкретно-научного и методического обеспечения многих ее отраслей.

2.Основными факторами, определяющими динамику, сущность и содержание развития авиационной психологии являются: логика становления отечественной психологии; технический прогресс в авиации.

3. В предметной области авиационной психологии имеют место следующие тенденции развития: преобладание интеграции над дифференциацией, дальнейшая специализация в интересах боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил.

Итак, психология и авиация — едины. На протяжении ста лет в одном строю.

The article contains historical and psychological analysis of Russian aviation psychology development throughout the period from 1912 till 2012. The author argues that the military aviation psychology is a specific and genetic base of aviation psychology. The conclusion is made about the determinants of its development: 1)logic of development of Russian psychology; 2)technical progress in aviation. Contemporary tendencies of development of aviation psychology consist in prevalence of integration over differentiation, the further specialization for battle readiness and fighting capacity of Military-air forces.

The key words: aviation psychology, military aviation psychology, «human factor» in aviation, pilot training, aviator personality.

Список литературы

1. Ярошевский, М.Г. История психологии. / М.Г. Ярошевский. М.: Мысль, 1985. 575 с.

2. Лысакова, Е.Н. История и методология отечественной военно-авиационной психологии. / Е.Н. Лысакова. Монино: ВВА, 2008. 180 с.

3. Лысаков, Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Монография. / Н.Д. Лысакова. Монино: ВВА, 2002. - 300 с.

4. Пономаренко, В.А. Исторический след, оставленный авиакосмической медициной и психологией в авиации / В.А. Пономаренко // Вестник Международной Академии Проблем человека в авиации и космонавтике. 2003. №2. с.5-31

5. Платонов, К.К. Психология летного труда. / К.К. Платонов. М.: Воениздат, 1960. 350 с.

6. Гандер, Д.В. Авиационная психология. Учебное пособие. / Д.В. Гандер. М.: Воентехиниздат, 2010. 205 с.

7. Гандер, Д.В., Шевченко, С.И., Лысаков, Н.Д., Лысакова, Е.Н. Введение в военно-авиационную профессию. / Д.В. Гандер, С.И. Шевченко, Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, М.: ВВИА, 2008. 175 с.

8. Стрелков, Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. / Ю.К. Стрелков. М.: Академия, 2001. 358 с.

9. www.mak.ru

Об авторе

Лысакова Е.Н. -кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии НОУ ВПО «Институт психологии», соискатель ученой степени доктора психологических наук по кафедре психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

141170 Московская обл., Щелковский р-он., п. Монино, ул. Алксниса, д.30, кв.4. e-mail: [email protected] т.8-903 -596-22-44

HISTORY AND METHODOLOGY OF RUSSIAN AVIATION PSYCHOLOGY E.N. LYSSAKOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.