Е. Н. Лысакова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ
В статье содержится историко-психологический анализ авиационной психологии как отрасли психологической науки, выделены детерминанты ее развития, обоснована методологическая основа исследований.
Ключевые слова: авиационная психология, военно-авиационная психология, «человеческий фактор» в авиации, летное обучение, личность авиатора.
E. Lyssakova
RUSSIAN AVIATION PSYCHOLOGY: YESTERDAY, TODAY, TOMORROW
A historical psychological analysis of aviation psychology as a field of psychology is given, the determinants of its development are identified and the methodology of investigations is grounded.
Keywords: aviation psychology, military aviation psychology, «human factor» in aviation, pilot training, aviator personality.
Отечественная авиационная психология, впрочем, как и вся отечественная психология, может считаться наукой со сложной, но счастливой судьбой. ХХ век со всеми его достижениями и трагедиями в полной
мере отражен в теоретических моделях и эмпирических рекомендациях авиационной психологии. Здесь и первые многообещающие открытия методистов летного обучения Е. В. Руднева, П. Н. Нестерова и
др., и инновационные подходы к изучению личности военного летчика К. К. Платонова, и уход в «недра» авиационной медицины в годы идеологических репрессий 30-х гг., и все для фронта, все для победы в Великой Отечественной войне, невзирая на отсутствие официального статуса профессии психолога, и масштабные исследования закономерностей авиационной деятельности под руководством В. А. Понома-ренко в условиях мощного развития авиационной техники в 70-е гг.
Не утратив своего уникального предмета исследований, не будучи поглощенной медициной, педагогикой, партийно-политической работой, авиационная психология по праву занимает место самостоятельной отрасли современной психологии. Однако традиционно авиационную психологию принято считать разделом психологии труда, изучающим психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Под авиационными специалистами подразумеваются представители всех служб военной и гражданской авиации (штурманской, инженерной, аэродромного обеспечения, руководители полетов, а также обучающиеся по данным направлениям).
Такая высокая степень обобщенности не упрощает исследовательскую стратегию и не редуцирует авиационную специфику. Именно современный этап развития авиационной психологии диктует необходимость интеграции всех направлений исследований, рефлексию полученных результатов и на этой основе обоснование статуса авиационной психологии как научно-практической отрасли, имеющей важное оборонное и социально-экономическое значение.
Безусловно, основной специальностью является летная — как системообразующая, самая опасная и ответственная. Вот почему большинство исследований в авиационной психологии посвящено летной деятельности и личности летчика.
Прошлое. Точное указание даты рождения научной отрасли — задача сложная. За точку отсчета можно принять появление учебника, монографии в данной научной области или начало деятельности научной школы, или некую законодательную базу и т. д. В отношении авиационной психологии сложилась следующая ситуация. По мнению К. К. Платонова, корни отечественной авиационной психологии уходят к первому научному полету на воздушном шаре, организованному Академией наук в 1804 г. [3].
Главным фактором, определяющим социальный заказ на психологические исследования, стало появление военной авиации как перспективного средства ведения боевых действий, на первый план в этой связи была выдвинута задача подготовки профессиональных кадров. С 1910 начались практические мероприятия по подготовке летных кадров в русской армии, также с 1909 г. по 1913 г. действовала программа подготовки наших летчиков во Франции.
12 августа 1912 года по военному ведомству издается приказ № 397, в соответствии с которым вводится в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба — основного органа управления, ведавшего вопросами применения и технического (тылового) обеспечения авиации. Этим приказом официально было заявлено о создании военной авиации в России. 12 августа 1912 г. в соответствии с Указом Президента РФ 1997 г. назван Днем создания Военно-Воздушных сил России,
Таким образом, 1912 г. стал важной вехой в истории военной авиации, которую можно считать условной датой рождения авиационной психологии. Мы считаем, что военно-авиационная психология является спецификой авиационной психологии и ее генетической основой. Первые открытия и научно обоснованные выводы психологического обеспечения авиации сделаны военными специалистами: летчиками, врачами, психологами, психофизиологами.
Накануне Первой мировой войны в авиационной психологии были обозначены следующие вопросы: разработка системы профессионального отбора на летную профессию; обоснование психологических качеств, обеспечивающих летчику не только безопасность, но и успех при выполнении боевых задач, и, главное, — апробация методов обучения, ориентированных на развитие летных способностей. По инициативе передовых ученых, выдающихся летчиков, лучших летчиков-инструкторов и методистов П. Н. Нестерова, П. А. Кузнецова, Н. А. Яцука, К. К. Арцеулова, Е. Н. Круте-ня, Е. В. Руднева и др. эмпирически составлялись психологические характеристики летного труда. Существенный вклад в изучение профессионально важных качеств внесли военные психиатры Г. Е. Шумков, В. В. Абрамов.
Термин «психология авиации» был введен профессором В. Н. Образцовым в статье «Победа над страхом», опубликованной в июле 1916 г. в журнале «Заря авиации»: «Я смею думать, что психология авиации может дать немало важных практических результатов и будет широко способствовать воспитанию духовной и физической личности авиатора» [4, с. 85]. Это высказывание стало в полной мере пророческим.
20-30-е годы ХХ века — новый этап в развитии авиационной психологии, когда осуществлялись интенсивные научно-исследовательские работы по физиологии летного труда, по психотехнике, по изучению профессиональных особенностей лиц летно-подъемной службы (С. Е. Минц, И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, А. В. Раевский, Н. М. Добротворский, А. Н. Нечаев, А. К. Гастев, К. К. Платонов, А. Д. Архангельский, Л. М. Шварц, Г. Д. Луков и др.).
В 1924 г. была организована Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-Воздушных Сил СССР — первая в Красной Армии. Психофизиологические лаборатории были открыты во всех школах
ВВС и в военных округах. При составлении психофизиологической характеристики летной профессии учитывались не только индивидные качества, такие как «оценка и различение скорости и направления движений предметов, быстрота узнавания зрительных впечатлений, способность сохранять долгое время непрерывное внимание к работе», но и характерологические — такие как «осторожность, аккуратность до пунктуальности, незлобивость», а также социально-психологические — «умение обращаться с подчиненными, справедливость, тактичность» и т. д.
Психофизиолог Я. Ф. Самтер в 1931 г. в авиашколе г. Батайска организовал первую лабораторию в гражданском воздушном флоте по изучению летного обучения и летного труда, в том числе работоспособности летчиков старшего возраста.
В 1936 г. К. К. Платоновым было издано первое в авиации учебное пособие «Конспект курса психологии», где рассматривался широкий круг вопросов обучения и воспитания летчиков. В 1948 г. вышло в свет написанное К. К. Платоновым еще в 1937 г. в соавторстве с Л. М. Шварцем и позднее дополненное материалами военных лет учебное пособие «Очерки психологии для летчиков».
В 20-30-е гг. авиационная психология пережила и подъем, и репрессии, в итоге была сформулирована новая программа развития в соответствии с методологией диалектического материализма.
В период Великой Отечественной войны, несмотря на разобщенность психологических сил, авиационная психология приобрела богатый опыт практического решения задач боевой подготовки. Четко определилась тематика формирования и развития личности авиаторов, решались психологические проблемы, связанные с глубинным и ночным зрением, с утомляемостью летного состава в ходе боевых действий.
В этот период в авиации индивидуальный подход при оценке годности к
летной службе начал пониматься как личностный подход, который предполагал познание особенностей личности летчика, его мотивационной и смысловой сферы. Такой подход был применен к А. П. Маресьеву.
Изучение реальной боевой деятельности советских летчиков привело к выявлению и интерпретации многих существенных психологических феноменов. Так, была дана оценка тарану вражеского самолета как приему воздушного боя, который оказывал сильное психологическое воздействие, мобилизующее личный состав и деморализующее противника.
За годы войны кардинально изменилось понимание осмотрительности в полете. Учебная методика была направлена на формирование навыка просматривания пространства в непосредственной близости, тогда как фронтовой опыт показал, что внимание летчика должно быть постоянно направлено на обнаружение противника на возможно большем расстоянии.
Таким образом, в 1941-1945 гг. прикладные исследования в военно-авиационной психологии продолжались. Они имели важное значение для повышения боеспособности ВВС.
В период 60-80 гг. разработаны и наполнены конкретным содержанием такие фундаментальные категории авиационной психологии, как «летные способности» (К. К. Платонов, В. А. Пономаренко, А. А. Ворона, Д. В. Гандер, С. Г. Мельник, Б. Л. Покровский и др.), «обучение летчиков, переучивание на новую авиационную технику» (П. А. Корчемный, И. Ф. Выд-рин, П. В. Картамышев, Р. Н. Макаров, А. И. Пустозеров, Н. Ф. Феденко и др.), «психологическое обеспечение безопасности полетов» (В. Т. Юсов).
Важным этапом в развитии военно-авиационной психологии (60-70-е гг. ХХ в.) стал инженерно-психологический подход, раскрывающий проблемы психологической оценки конструктивных особенно-
стей самолетов, авиационного оборудования и приборов, психологические закономерности управления самолетом, тренажерного обучения: исследования К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова, Ю. П. Добровольского, Н. Д. Заваловой, В. А. Пономарен-ко и др. Переход на реактивные самолеты обозначил новые задачи для авиационной психологии — прежде всего, это повышение безопасности полетов за счет качественного выполнения усложненной деятельности, развития профессионального мышления в нестандартных ситуациях полета, повышения роли летчика-оператора в условиях системы автоматизированного управления. Инженерно-психологический подход представлен следующими теориями [7]: образа полета; активного оператора; совмещенной деятельности; тренажерного обучения.
В военно-авиационной психологии (90-е гг. — по настоящее время) много внимания уделяется изучению такого сложного психологического феномена, как психологическая готовность летчиков (командиров) к принятию ответственных решений, к успешному выполнению различных служебных задач.
В 1975 г. в авиации Северо-Кавказского военного округа создается штатная психологическая служба, которую возглавляет военный летчик 1-го класса Д. В. Ган-дер, рассматривается вопрос о создании единой психологической службы в ВВС (В. А. Бодров, Л. П. Гримак, В. А. Поно-маренко, Б. Л. Покровский, Д. В. Гандер, В. Т. Юсов). К сожалению, психологическая служба в ВВС была создана только в 90-е годы.
Настоящее. В итоге продуктивного развития сложились теоретические основы отечественной авиационной психологии, представляющие собой целостную систему конкретно-научной методологии, раскрывающую психологические закономерности летного труда, воспитания и обучения авиаторов.
Так, К. К. Платонов [6] провел структурный анализ личности летчика, выделил детерминанты ее психологического развития в онтогенезе, закономерности этого развития. Автором разработано понятие летных способностей, их состав и методы исследования.
Гуманитарные основы летной профессии определены В. А. Пономаренко [7]. Категории «духовность» и «нравственность» рассматриваются как неотъемлемые черты психологии специалиста опасной профессии. Раскрывая понятие «человеческого фактора» в авиации, В. А. Пономаренко указывает, что ядром психологической составляющей данного фактора является личность человека летающего.
Учет психологических и педагогических закономерностей в совершенствовании всех видов военно-авиационной деятельности в интересах профилактики авиационной аварийности (предотвращении летных происшествий) осуществлен в работах В. Т. Юсова. В результате психолого-педагогическое обеспечение полетов и их безаварийного выполнения представлено как специфический, относительно самостоятельный вид военно-авиационной деятельности [9].
В основе психологической подготовки к боевым действиям, как считает П. А. Корчемный, лежит совершенствование личностных и развитие профессионально важных для боя качеств, приобретение опыта успешных действий в моделируемых экстремальных условиях полета. Автор [4] определяет психологическую готовность как состояние личности, психологическую устойчивость — как свойство личности.
Центральная проблема исследований Д. В. Гандера — психологическое обеспечение летного обучения. Автором [1, 2] разработаны общие дидактические принципы летного обучения, дано теоретическое и практическое обоснование положения о функциях и задачах психологической службы в авиации. Получил теоретическое
обоснование и эмпирическое подтверждение личностно ориентированный подход в обучении и воспитании летного состава.
Существенный вклад в развитие авиационной психологии внес Ю. К. Стрелков [8], исследовавший психологическое содержание штурманского труда в гражданской авиации, в итоге раскрыты психологические феномены профессиональной деятельности данных специалистов, обоснованы методы обучения принятию решений, проведен обзор актуальных направлений развития зарубежной авиационной психологии.
Н. Д. Лысаков [5] провел психологический анализ особенностей развития личности военного летчика на всех этапах профессионализации, определил новообразования личности воспитанников общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, курсантов, строевых летчиков, летчиков-испытателей и ветеранов ВВС.
В работах В. А. Бодрова, С. М. Зиньков-ской, Н. Г. Горбача, В. Н. Кононовой, М. Б. Меликова, А. А. Обознова, А. Ф. Пчелино-ва, Т. Л. Темушко представлены психологические закономерности летного труда в гражданской авиации.
В настоящее время в авиационной психологии получил обоснование личностно ориентированный подход, согласно которому становление профессионализма детерминировано развитием личности субъекта летного труда. В результате масштабных исследований сотрудников Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики определена единая система профессионально важных качеств, в числе которых такие личностные профессионально важные качества, как долговременная мотивация на профессию военного летчика, способность к правильной самооценке, способность к психической адаптации к различным условиям, устойчивость личности к неблагоприятным воздействи-
ям, целеустремленность, настойчивость, сильная воля, решительность, смелость, чувство долга, честность, порядочность, товарищество, склонность к лидерству, коммуникабельность, правильные ценностные ориентации, стремление к профессиональному совершенству [1; 7].
По мнению В. А. Пономаренко, профессиональные знания, умения, навыки летчика не есть центральное звено личности, а лишь средство ее развития. «Вот почему для опасных профессий профессионализм — категория человеческого бытия, представляющая систему личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных, моральных и нравственных качеств человека» [7, с. 93].
В результате историко-психологи-ческого исследования мы пришли к выводу о том, что авиационная психология заслуживает признания ее самостоятельной отраслью психологии, чьи достижения и темпы развития в ХХ веке впечатляют. Особенно результативна психологическая наука в военной авиации, которая на всех этапах своего развития демонстрировала неисчерпаемый теоретический и методический потенциал, несомненную практическую ценность для авиации, общества, государственной безопасности в целом. Психология личности, психодиагностика, экстремальная психология — вот те направления, в рамках которых не прекращались исследования даже тогда, когда в общей психологии существовали запреты и, как следствие, застой, что характеризует отечественную авиационную психологию как передовую и уникальную отрасль в историческом и методологическом плане.
Следует отметить, что авиационная психология развивается противоречиво. Так, реально функционирует психологическая служба в авиации, но специалисты не объединены организационно.
Недостаточно активно в авиации внедряются рекомендации психологических исследований.
Авиационная психология признается важной научно-практической дисциплиной, однако ее не преподают в соответствующих учебных заведениях.
Тем не менее с XIX века и по настоящее время, с первых опытов воздухоплавания, освоения аэропланов и до начала эксплуатации авиационных комплексов 5-го поколения психология остается востребованной теоретической и практической наукой, призванной обеспечивать решение проблем «человеческого фактора» в авиации. Можно выделить существенные факторы, определяющие динамику, сущность и содержание этого исторического развития: 1) логика становления отечественной психологии, связанная с поиском предмета, методов исследования, с перестройкой методологических оснований; 2) социально-экономическая обстановка в стране; 3) технический прогресс в авиации. Государственная поддержка развития авиации, программы совершенствования подготовки авиационных кадров и стимулирования профессионального роста позволяют оптимистично оценивать будущее данной отрасли науки и техники.
Будущее. Исходя из понимания детерминант развития авиационной психологии, определим перспективы ее дальнейшего становления, которые заключаются:
- в решении задачи сбалансированной подготовки летчика на тренажере и в реальном полете;
- в разработке методов формирования готовности летчика переходить с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления;
- в обосновании и введении современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии;
- в исследовании психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб;
- в активном внедрении на всех этапах профессионализации личностно ориенти-
рованных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений;
- в учете процесса интеграции авиационной психологии со смежными научными дисциплинами: с медициной, с социологией, с эргономикой, с философией, с культурологией при планировании и проведении психологических исследований;
- в критическом осмыслении взаимовлияния отечественной и зарубежной авиационной психологии.
Нарастает интеграция военно-авиационной психологии и психологии гражданской авиации, что отвечает тенденции универсализации в самолетостроении, которая означает многофункциональное использование летательных аппаратов (например: перевозка пассажиров и десантирование боевой техники и др.).
Логика развития авиации — это выход в космос, т. е. авиационная профессия
приобретет параметры «летчик—летательный аппарат—авиакосмическая система». Единая авиакосмическая система предполагает сложно прогнозируемую обстановку в полете, следовательно, летчик в будущем должен обладать лучшими психологическими качествами космонавта, летчика-испытателя, военачальника. Более того, повышается социальная ответственность за принятые решения, от которых будет зависеть жизнь не только членов экипажа, но и большого количества населения.
Технический прогресс в авиации нацелен на освоение космического пространства — возможно, главного направления развития авиационной психологии в XXI веке. Историко-психологический анализ позволяет утверждать, что прошлое, настоящее и будущее авиационной психологии обеспечивают этой отрасли заслуженный авторитет в психологической науке и государственную поддержку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика. М.: Воентехиниздат, 2007.
2. Гандер Д. В. Психологическое обеспечение летного обучения. Психологическая служба в ВВАУЛ. Волгоград: ВВАУЛ, 1984.
3. К истории отечественной авиационной психологии. Документы и материалы / Под ред. К. К. Платонова. М.: Наука, 1981.
4. Корчемный П. А. Психологическая подготовка летчика к полетам. Монино: ВВА, 1982.
5. Лысаков Н. Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика: Теория и практика. Монино: ВВА, 2002.
6. Платонов К. К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1960.
7. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: Издательский дом «Русский врач», 1997.
8. Стрелков Ю. К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Дис. ... д-ра пси-хол. наук. М.: МГУ.
9. Юсов В. Т. Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предотвращения летных происшествий) в авиационных частях. М.: Воениздат, 1993.
REFERENCES
1. Gander D. V. Professional'naja psihopedagogika. M.: Voentehizdat, 2007.
2. Gander D. V. Psihologicheskoe obespechenie letnogo obuchenija. Psihologicheskaja sluzhba v VVAUL. Volgograd: VVAUL, 1984.
3. K istorii otechestvennoj aviatsionnoj psihologii. Dokumenty i materialy / Pod red. K. K. Platonova. M.: Nauka, 1981.
4. Korchemnyj P. A. Psihologicheskaja podgotovka letchika k poletam. Monino: VVA, 1982.
5. Lysakov N. D. Psihologicheskoe obespechenie formirovanija i razvitija lichnosti voennogo letchika: te-orija i praktika. Monino: VVA, 2002.
6. Platonov K. K. Psihologija letnogo truda. M.: Voenizdat, i960.
У. Ponomarenko V. A. Psihologija duhovnosti professionala. M.: Izdatel'skij dom «Russkij vrach», 199У. В. Strelkov Ju. K. Psihologicheskoe soderzhanie shturmanskogo truda v aviatsii: Dis. ... d-ra psihol. nauk/ M.: MGU.
9. Jusov V. T. Psihologo-pedagogicheskie aspekty obespechenija bezavarijnosti poletov (predotvrashchenija letnyh proisshestvij) v aviatsionnyh chastjah. M.: Voenizdat, 1993.