УДК 88.4
ЛЫСАКОВА Елена Николаевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента факультета социального инжиниринга Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Автор 50 научных публикаций, в т. ч. трех монографий, 6 учебнометодических пособий
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
В статье сформулироваи предмет совремеииой отечествеииой авиациоииой психологии, ее актуальиые задачи и осиовиьіе результаты развития. В статье обосиоваиы социальиые фуикции авиациоииой психологии, характеризующие ее важиое обществеииое зиачеиие как иауки и практики.
Ключевые слова: авиационная психология, военно-авиационная психология, человеческий фактор в авиации, летное обучение, личность.
Авиация - это не только сложная обороннотранспортная система, это единство человека и авиационной техники. Именно человек как личность и субъект деятельности осуществляет управление всей авиационной инфраструктурой и несет ответственность за принятые решения. По данным Межгосударственного авиационного комитета (МАК), в 2011 году большинство (80 %) авиационных происшествий было связано с человеческим фактором, 20 % - с отказами и неисправностями авиационной техники. В Российской Федерации за отчетный период произошло 38 авиационных происшествий, в т. ч. 22 катастрофы, погибло 139 человек [8].
Авиационная психология, авиационная медицина и авиационная педагогика нацелены на
решение задач повышения всесторонней надежности человека в гражданской авиации и Военно-воздушных силах. В этом «тройственном союзе» авиационная психология отвечает за психологическое сопровождение личностного и профессионального развития авиаторов, используя весь арсенал методов научного исследования и практической деятельности.
Современная авиационная психология изучает психологические закономерности обучения, воспитания и трудовой деятельности авиаторов [6, 7]. Авиаторы - это летчики (Военно-воздушные силы), пилоты (гражданская авиация), представители других авиационных специальностей - штурманской и инженерной службы, аэродромного обеспечения, диспетчеры, руководители полетов, а также обучающиеся
© Лысакова Е.Н., 2013
по данным направлениям. Безусловно, основной специальностью является летная, как системообразующая и самая опасная. Вот почему большинство исследований в авиационной психологии посвящено летной деятельности и личности летчика.
Наука как деятельность, по мнению М.Г Яро-шевского [13], развивается в системе взаимодействия 3 факторов: социального, предметнологического и личностно-психологического. Первый касается социальных функций науки, ее взаимоотношений с обществом. Логика развития науки как объективного процесса заключается в преобразовании категориального аппарата науки. Роль личности в научном познании состоит в творческих исканиях ученых, позволяющих определять перспективы науки и практики, осуществлять «сдвиг к будущему». Рассмотрим социальные функции авиационной психологии в контексте ее исторического развития.
На протяжении исторического пути длиною в столетие (1912-2012 годы) оформились следующие социальные функции авиационной психологии:
- обеспечения безопасности государства, общества, гражданина;
- патриотического воспитания;
- разработки и реализации программ поддержки ветеранов авиации;
- непосредственной производительной силы;
- культурно-мировоззренческая;
- познавательно-прогностическая.
Главным фактором, определяющим социальный заказ на психологические исследования, стало появление в России военной авиации. 12 августа 1912 года по военному ведомству был издан приказ № 397, в соответствии с которым вводился в действие штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба - основного органа управления, ведавшего как вопросами применения, так и технического (тылового) обеспечения авиации [3]. 12 августа 2012 года отмечается столетие со дня создания Военно-воздушный сил России.
Исторически сложилось, что первые открытия и фундаментальные научно-обоснованные выводы психологического обеспечения авиации сделаны военными специалистами: летчиками, врачами, психофизиологами [9]. Авиационная психология начала свое развитие как военно-авиационная психология. Поэтому военно-авиационная психология является спецификой авиационной психологии и ее генетической основой. В период зарождения в начале ХХ века предметная область военно-авиационной психологии - изучение психологических аспектов методики летного обучения и профессионального отбора летного состава. Специфика военно-авиационной психологии состоит в обосновании положений психологического обеспечения по боевому применению авиации.
Термин «психология авиации» был введен профессором В.Н. Образцовым в статье «Победа над страхом», опубликованной в июле 1916 года в журнале «Заря авиации»: «Я смею думать, что психология авиации может дать немало важных практических результатов и будет широко способствовать воспитанию духовной и физической личности авиатора» [3, с. 85].
При осуществлении специально организованного образовательного процесса в авиационных школах потребовались документы по методике обучения летчиков. К первому такому пособию следует отнести «Памятку летчику», составленную Е.В. Рудневым - инструктором Гатчинской авиашколы и изданную в 1912 году. Известны и другие методические работы: брошюра военного летчика войскового старшины
В.М. Ткачёва «Материал по тактике воздушного боя» (1914 год), «Тип аппарата истребителя» капитана Е.Н. Крутеня (1917 год).
В соответствии с приказом №2 481 по военному ведомству от 11 октября 1911 года была введена врачебно-летная экспертиза для службы на аэропланах и аэростатах [3]. Военные психиатры Г.Е. Шумков и В.В. Абрамов неоднократно публиковали научные данные по вопросам медико-психологического отбора в авиацию.
20-30-е годы ХХ века - новый этап в развитии авиационной психологии, когда осущест-
Лысакова.Е;Н:-СOЦИаЛЬHЫ£-ФУИKЦ22-2TеЧ£CT££HИ2Й^£2аЦИ2222Й-ПC2X2Л2£2U
влялись интенсивные научно-исследовательские работы по физиологии летного труда, рефлексологии, психотехнике, изучению профессиональных особенностей лиц летно-подъемной службы (С.Е. Минц, И.Н. Шпильрейн, С.Г. Геллерштейн,
A.В. Раевский, Н.М. Добротворский, А.Н. Нечаев, А.К. Гастев, К.К. Платонов, А.Д. Архангельский, Л.М. Шварц, Г.Д. Луков и др.).
В 1924 году организована Центральная психофизиологическая лаборатория Военно-Воздушных Сил СССР - первая в Красной Армии. В 1936 году К.К. Платоновым было издано первое в авиации учебное пособие «Конспект курса психологии», где рассматривался широкий круг вопросов обучения и воспитания летчиков.
В период Великой Отечественной войны, несмотря на разобщенность психологических сил, авиационная психология приобрела богатый опыт практического решения задач боевой подготовки. Четко определилась тематика формирования и развития личности авиаторов, решались психологические проблемы, связанные с глубинным и ночным зрением, утомляемостью летного состава в ходе боевых действий.
В период 60-80-х годов были разработаны и наполнены конкретным содержанием такие фундаментальные категории авиационной психологии, как «летные способности» (К.К. Платонов,
B.А. Пономаренко, А.А. Ворона, Д.В. Гандер,
C.Г. Мельник, Б.Л. Покровский и др.), «обучение летчиков, переучивание на новую авиационную технику» (П.А. Корчемный, И.Ф. Выдрин, П.В. Картамышев, РН. Макаров, А.И. Пустозе-ров, Н.Ф. Феденко и др.), «психологическое обеспечение безопасности полетов» (В.Т. Юсов).
В 1964 году в военно-авиационных училищах вводится психологический отбор в целях более качественного набора курсантов для летного обучения, сокращения отчислений по летной неуспеваемости и повышения безопасности полетов. В основу была положена теория психологического отбора, объединяющая подходы, разработанные К.К. Платоновым, Т.Т. Джамгаровым, Е.А. Милеряном, В.Д. Небылицыным, Б.М. Тепловым, В.А. Бодровым, Б.Л. Покровским,
Н.И. Майзель, В.Л. Марищуком, Ю.К. Демь-яиеико [2].
В 1975 году в авиации Северо-Кавказского воеииого округа создается штатиая психологическая служба, которую возглавил воеииый летчик 1-го класса Д.В. Гаидер, рассматривается вопрос об оргаиизации едииой психологической службы в Воеиио-воздушиых силах (В.А. Бодров, Л.П. Гримак, В.А. Поиомареико, Б.Л. Покровский, Д.В. Гаидер, В.Т. Юсов), которая была учреждеиа только в 90-е годы ХХ века.
В итоге продуктивиого развития сложились теоретические осиовы отечествеииой авиа-циоииой психологии, представляющие собой целостиую систему иаучиой методологии.
Гумаиитариые осиовы летиой профессии определеиы В.А. Поиомареико [10]. Категории «духовиость» и «иравствеииость» рассматриваются как иеотъемлемые черты психологии специалиста опасиой профессии. Раскрывая поиятие человеческого фактора в авиации, В.А. Поиомареико указывает, что ядром психологической составляющей даииого фактора является личиость человека летающего.
Учет психологических и педагогических закоиомериостей в совершеиствоваиии всех видов воеиио-авиациоииой деятельиости в ии-тересах профилактики авиациоииой аварийио-сти (предотвращеиии летиых происшествий) осуществлеи в работах В.Т. Юсова. В результате психолого-педагогическое обеспечеиие полетов и их безаварийиое выполиеиие пред-ставлеио как специфический, отиосительио самостоятельиый вид воеиио-авиациоииой де-ятельиости [12].
В осиове психологической подготовки к боевым действиям, как считает П.А. Корчемиый [4], лежит совершеиствоваиие личиостиых и развитие профессиоиальио важиых для боя качеств, приобретеиие опыта успешиых действий в моделируемых экстремальиых условиях полета. Автор определяет психологическую готовиость как состояиие личиости, психологическую устойчивость как свойство личиости.
Цеитральиая проблема исследоваиий Д.В. Гаидера - психологическое обеспечеиие
летного обучения, развитие личности профессионала в условиях летного обучения. Автором разработаны общие дидактические принципы летного обучения, дано теоретическое и практическое обоснование положения о функциях и задачах психологической службы в авиации, получил теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании летного состава [2].
Существенный вклад в развитие авиационной психологии внес Ю.К. Стрелков [11], исследовавший психологическое содержание штурманского труда в гражданской авиации, в итоге раскрыты психологические феномены профессиональной деятельности данных специалистов, обоснованы методы обучения принятию решений, проведен обзор актуальных направлений развития зарубежной авиационной психологии.
Н.Д. Лысаков [5] провел психологический анализ особенностей развития личности военного летчика на всех этапах профессионализации, определил новообразования личности воспитанников общеобразовательных школ-интернатов с первоначальной летной подготовкой, курсантов, строевых летчиков, летчиков-испытателей и ветеранов Военно-воздушных сил.
Усилился интерес авиационной психологии к вопросам ранней профориентации, пропаганде современных знаний в области авиации, патриотического воспитания молодежи [1].
Основные прикладные направления авиационной психологии в настоящее время следующие: психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения (МПО) боевых действий Военно-воздушных сил и CRM (Crew Resource Management) - технология управления ресурсами экипажа, определяемая нормативами Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Ее назначение -обеспечение точного и безошибочного взаимодействия в экипаже и учет проявлений человеческого фактора в конкретной рабочей среде.
Актуальные теоретические и практические задачи авиационной психологии следующие:
- обоснование методов сбалансированной подготовки летчика на тренажере и в реальном полете;
- разработка методов формирования готовности летчика к внезапному (в случае отказа системы автоматического управления) переходу с автоматического на «ручной» и полуавтоматический режимы управления;
- введение современной системы психологического отбора абитуриентов с прогнозированием личностного развития в авиационной профессии;
- внедрение на всех этапах профессионализации личностно-ориентированных методов обучения и воспитания, нацеленных на развитие у авиаторов способности к принятию ответственных и творческих решений;
- изучение психологических закономерностей совместной деятельности специалистов различных авиационных служб;
- критическое осмысление взаимовлияния отечественной и зарубежной авиационной психологии;
- совершенствование методов психологической работы в системе морально-психологического обеспечения боевых действий авиации;
- создание научно-обоснованной системы профессиональной ориентации и патриотического воспитания молодежи.
Итак, обеспечивая повышение боеготовности и боеспособности Военно-воздушных сил и безопасности полетов в гражданском воздушном флоте, авиационная психология реализует важнейшую социальную функцию - обеспечения безопасности государства, общества, гражданина; применяя методы профессиональной ориентации молодежи, особенно в области военной авиации, - функцию патриотического воспитания; обосновывая закономерности профессионализации в опасной профессии, -функцию разработки и реализации программ поддержки ветеранов авиации; апробируя и внедряя инновационные образовательные технологии, например в интересах МПО и CRM, -функцию непосредственной производительной силы; формируя научно-обоснованный и поло-
жительный образ авиатора, - культурно-мировоззренческую функцию; осуществляя анализ тенденций развития авиации, - познавательнопрогностическую функцию, позволяющую выстраивать исследовательские приоритеты и эффективно использовать экономические ресурсы.
В заключение следует отметить, что отечественная авиационная психология продолжает свое поступательное развитие в XXI веке, ее силы и средства позволяют осваивать новые научные горизонты в целях общественного прогресса в России.
Список литературы
1. Введеиие в военно-авиационную психологию / Д.В. Гаидер, Н.Д. Лысаков, Е.Н. Лысакова, С.И. Шевчеико. М., 2008.
2. ГандерД.В. Авиационная психология. М., 2010.
3. К истории отечественной авиационной психологии: док. и материалы / под ред. К.К. Платонова. М., 1981.
4. Корчемный П.А. Психологическая подготовка летчика к полетам. Монино, 1982.
5. Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. Монино, 2002.
6. Лысакова Е.Н. Методологические проблемы отечественной авиационной психологии // Рос. науч. жури. 2009. № 2(9). С. 100-105.
7. Лысакова Е.Н. Серебряный век и авиационная психология // Психол. журнал. 2012. № 1. С. 121-126.
8. Официальный сайт Межгосударственного авиационного комитета. URL: http:/www.mak.ru (дата обращения: 11.10.2012).
9. Пономаренко В.А. Исторический след, оставленный авиакосмической медициной и психологией в авиации // Вести. Междунар. академии проблем человека в авиации и космонавтике. 2003. № 2. С. 5-31.
10. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М., 1997.
11. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1992.
12. Юсов В.Т. Психолого-педагогические аспекты обеспечения безаварийности полетов (предотвращения летных происшествий) в авиационных частях. М., 1993.
13. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.
References
1. Gander D.V., Lysakov N.D., Lysakova E.N., Shevchenko S.I. Vvedenie v voenno-aviatsionnuyu psikhologiyu [Introduction to Military Aviation Psychology]. Moscow, 2008.
2. Gander D.V. Aviatsionnayapsikhologiya [Aviation Psychology]. Moscow, 2010.
3. K istorii otechestvennoy aviatsionnoypsikhologii: dok. i materialy [The History of Russian Aviation Psychology: Documents and Materials]. Ed. by Platonov K.K. Moscow, 1981.
4. Korchemnyy P.A. Psikhologicheskayapodgotovka letchikakpoletam [Psychological Preflight Training for Pilots]. Monino, 1982.
5. Lysakov N.D. Psikhologicheskoe obespechenieformirovaniyairazvitiyalichnosti voennogo letchika [Psychological Support of Formation and Development of Personality of a Military Pilot]. Monino, 2002.
6. Lysakova E.N. Metodologicheskie problemy otechestvennoy aviatsionnoy psikhologii [The Methodological Problems of Russian Aviation Psychology]. Rossiyskiy nauchnyy zhurnal, 2009, no. 2 (9), pp. 100-105.
7. Lysakova E.N. Serebryanyy vek i aviatsionnaya psikhologiya [Silver Age and Aviation Psychology]. Psikhologicheskiy zhurnal, 2012, no. 1, pp. 121-126.
8. Official website of the Interstate Aviation Committee. Available at: http:/www.mak.ru (accessed 11 October 2012).
9. Ponomarenko V.A. Istoricheskiy sled, ostavlennyy aviakosmicheskoy meditsinoy i psikhologiey v aviatsii [Historical Trail Left by the Aerospace Medicine and Psychology in Aviation]. Vestnik Mezhdunarodnoy Akademii Problem cheloveka v aviatsii i kosmonavtike, 2003, no. 2, pp. 5-31.
10. Ponomarenko VA. Psikhologiya dukhovnostiprofessionala [Psychology of Professional’s Spirituality]. Moscow, 1997.
11. Strelkov Yu.K. Psikhologicheskoe soderzhanie shturmanskogo truda v aviatsii: dis... d-ra psikhol. nauk [Psychological Content of Navigator’s Work in Aviation: Dr. Psychol. Sci. Diss.]. Moscow, 1992.
12. Yusov V.T. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty obespecheniya bezavariynosti poletov (predotvrashcheniya letnykh proisshestviy) v aviatsionnykh chastyakh [Psychological and Pedagogical Aspects of Accident-Free Flights (Accident Prevention) in Air-Units]. Moscow, 1993.
13. Yaroshevskiy M.G. Istoriyapsikhologii [The History of Psychology]. Moscow, 1985.
Lysakova Elena Nikolaevna
Faculty of Social Engineering, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia)
SOCIAL FUNCTIONS OF RUSSIAN AVIATION PSYCHOLOGY
The subject, topical tasks and main development results of modern Russian aviation psychology were formulated. Social functions of Russian aviation psychology characterizing its important public value as a science and practice were proved.
Keywords: aviation psychology, military aviation psychology, human factor in aviation, pilot training, personality.
Контактная информация: адрес: 125871, Москва, Волоколамское шоссе, д. 4;
e-mail: [email protected]
Рецензент - СимоноваН.Н., кандидат биологических наук, заведующая кафедрой психологии института педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова