9. О нашей душе: святые Отцы о душе. - М.: Сибирская Благозвонница, 2009. - 157, [3] с.
10. О том как грех вызывает наказание под ред. Ивановой Е.А. - М.: Сибирская Благозвонница, 2008. - 224 с.
11. Размышления о бессмертной душе. О естестве и назначении души. Составил архимандрит Иоанн (Крестьянкин). - 7-е изд. - Псков: Псковская областная типография. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 2012. - 144с.
12. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Дух, душа и тело. - Киев: Общество любителей православной литературы, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. - 152 с.
13. Священник Даниил Сысоев. Беседы о страстях. - М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2012. -144 с.
14. Спутник христианина. Сборник духовно-нравственных статей. Составитель: священник Николай Успенский. 279 статей из сочинений духовных писателей. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. - М.: Отчий дом, 1995 -600 с.
15. Схиархимандрит Гавриил (Бунге) Гнев, злоба, раздражение: Учение Евагрия Понтийского о гневе и кротости / Пер. с нем. свящ. Владимира Зелинского. - 2-е изд., испр. -М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. - 224 с.
16. Шеховцова Л.Ф. Православная психология в России. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» 2011, №3.
17. Шиманский Г.И. Добродетель и грех. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. - 96 с. - (Серия «Христианский взгляд»).
18. Шипошина Т.В., врач-педиатр На приеме у детского врача: О причинах болезней и способах лечения. - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014. - 192 с. - (Православие в жизни).
19. Интернет-ресурс https://vocabulary.ru/termin/pravoslavnaja-psihoterapiia.html [Дата обращения 06.05.2019].
20. Интернет-ресурс http://www.otkrovenie.de/beta/xml/other/sverxOzhidanii.xml/2 [Дата обращения 07.05.2019].
ВКЛАД В. И. ЯКОВЕНКО В НЕСТЕСНЕНИЕ ДУШЕВНОБОЛЬНЫХ И ГУМАНИЗАЦИЮ ОКАЗАНИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В СМОЛЕНСКОЙ ГУБЕРНИИ Коноплёва Е.Л.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме: Благодаря усилиям В. И. Яковенко в Смоленском земстве впервые была организована самостоятельная психиатрическая лечебница и сельскохозяйственная колония для душевнобольных; в основу проводимой им реформы смоленской психиатрии легла актуальная и сегодня реабилитационная идеология, ориентация на гармонизацию личности пациента и его дальнейшую социализацию, трудотерапия.
Ключевые слова: Смоленская губерния, психиатрическая помощь, гуманизация отношения к душевнобольным.
THE CONTRIBUTION OF V. I. YAKOVENKO IN THE HUMANIZATION OF PSYCHIATRIC CARE IN SMOLENSK PROVINCE
Konoplyova E. l.
Smolensk State Medical University, 28 Krupskoy str., Smolensk, 241019, Russia
Summary: Thanks to the efforts of V. I. Yakovenko, an independent psychiatric hospital and an agricultural colony for the mentally ill were organized in the Smolensk for the first time; the reform of the Smolensk psychiatry was based on the current and today rehabilitation ideology, orientation to the harmonization of the patient's personality and his further socialization, occupational therapy. Key words: Smolensk province, mental health care, the humanization of the relationship to the mentally ill
Дуализм отношения к человеку, имеющему психиатрические и поведенческие расстройства, как нельзя лучше характеризует сюжет, связанный с дискуссией вокруг фотопроекта художника Евгения Семенова «Семь библейских сцен» (1998 год). На его фотополотнах -известные библейские сюжеты «Тайная вечеря», «Рождество», «Дары волхвов», «Поцелуй Иуды», однако в качестве моделей выступают люди с синдром Дауна. «На мой взгляд, общепринятый образ библейского персонажа в наше время стал китчевым, не вызывающим доверия и не волнующим душ, - говорит автор идеи. - Я задумался о том, как мог бы выглядеть герой, имеющий эстетическое право находиться в сакральном пространстве священного писания, считая Библию особой книгой, где действуют особые люди - иные, чем мы. Меня всегда привлекали люди с синдромом Дауна: необычные, часто обижаемые окружающими, но при этом незлобливые, чистосердечные, обладающие незаурядными способностями» [5]. Тем не менее, многие сочли подобный замысел «просто ужасающим по уровню кощунства и богохульства», в частности, доходило до публичных оскорблений организаторов фотовыставки, звонков в МЧС о заложенной бомбе и даже полицейских задержаний.
На протяжении тысячелетий на умопомешанных смотрели как на наказуемых богами, одержимых бесами, блаженных или жертв сглаза и наведения порчи. В качестве ещё одного примера дискриминации этой категории можно привести текст типового задания Всероссийской олимпиады по математике для 8-классников: «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший 1 раз в день кусал кого-то (возможно, и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по 2 укуса, а у главного врача - 100 укусов. Сколько сумасшедших в больнице?» [6].Если подобное отношение транслируют педагоги, призванные сеять «разумное, доброе, вечное», то стигматизация и агрессия по отношению к психически больным очевидна. В результате последние стараются уклоняться от лечения из опасения попасть в «дурку» и получить клеймо "психа". При этом распространенность всей возможной психопатологии в нашей стране колеблется в пределах от 20 до 25%, то есть речь идёт о миллионах людей. В нашей стране важную роль в формировании правильного отношения к психическим расстройствам сыграли А. У. Фрезе, С. С. Корсаков, В. П. Сербский (формула «не наказание и призрение, а нестеснение и лечение»). К этой плеяде принадлежит и В. И. Яковенко (18571923) - выдающийся психиатр, крупный общественный деятель и известный земский врач, один из основоположников социальной психиатрии в России.
С именем этого незаурядного врача самым тесным образом связана организация системы психиатрической помощи в Смоленской губернии. Оказание психиатрической помощи населению длительное время являлось одной из наиболее болезненных и нерешённых проблем Смоленского земства. Губернская земская больница, будучи создана в 1866 году на базе богоугодного заведения Приказа общественного призрения, одним из своих подразделений имела отделение для 30-ти душевнобольных. Для характеристики общей атмосферы больницы достаточно сказать, что в отделении на 120 штатных коек находилось на лечении 200-250 душевнобольных. Врач Н. А. Строганов писал: «Это отделение, будучи весьма скверно устроено и не снабжено никакими приспособлениями, спокон века было в таком пренебрежении, что больные не только не пользовались разного рода лечением, но даже не имели должного за собой ухода, и ни один из них не был снабжён скорбным листом
со сколько-нибудь подходящим определением вида болезни и характеристикой ея» [4, 337-338].В результате в 1890 году «буйный» душевнобольной набросился в изоляторе на соседа -эпилептика на него и «съел у него все половые органы и часть бедра» [3, 50]. Широкая огласка этого инцидента привела земское собрание к решению выделить отделение для душевнобольных из общей соматической больницы и пригласить заведующим опытного специалиста. Выбор пал на В. И. Яковенко, который к моменту назначения на эту должность уже имел опыт работы ординатора психиатрических больниц Тверского и Рязанского губернского земства, Петербургской психиатрической больницы Святого Пантелеймона, неоднократно стажировался по нервным и душевным болезням в ведущих клиниках Франции, Германии и Швейцарии.
На службе смоленского земства В. И. Яковенко находился сравнительно непродолжительное время, с 1890 года по февраль 1893 года. По приезде В. И. Яковенко нашёл отделение для душевнобольных более чем в печальном состоянии: «Переехали в Смоленск. Застали отделение для душевнобольных в ужасном виде: ветхость и гнилость помещений, грязь, зловоние, озверевшие больные, которых совершенно не выпускали из палат. (...) Больные не были сортированы, беспокойные помещались вместе со спокойными, среди них мы нашли женщину, у которой был вырван глаз другой больной. Ухода за больными никакого». Характеризуя условия содержания душевнобольных, В. И. Яковенко писал: «Жизнь больных, невероятно скученных в грязных помещениях, была крайне монотонна... При ночной визитации представлялась ужасная картина: полунагие, часто ничем не прикрытые, лежали груды живых тел... О простынях, наволочках, зачастую даже о подушках, набитых сеном, не могло быть и речи... Полы были грязные, все в щелях, куда больные сливали свою недоеденную пищу. Через прогнившие полы можно было легко проникнуть в подполье и выходить наружу развалин, откуда всякий больной мог свободно брать кирпичи и швырять их в других; некоторые полуразрушенные печи были заштукатурены экскрементами...» [1, 17]. Особую тревогу вызывало состояние изоляторов, которые были столь плохи, что даже беспокойные женщины выламывали в них прогоревшие печи, выхватывая горящие головни, вырывали рамы с сеткой, срывали обшивку со стен, поднимали половицы, вытаскивая из них огромные гвозди...
Пришлось на некоторое время отложить научную работу по анатомии больного мозга, для которой талантливый психиатр и учёный привёз с собой в Смоленск собранные им в Пантелеймоновской больнице «семь пудов заспиртованных мозгов» [3, 50.]. Усилиями нового заведующего для почти трёх сотен душевнобольных людей были созданы гуманные условия содержания и ухода. С удовлетворением В. И. Яковенко отмечал: «Ни разу не была применяема по отношению к буйствующим горячечная рубаха, не говоря уже о кожаных рукавицах, цельный экземпляр которых, найденный при Смоленском психиатрическом отделении, отдан мною в музей при Московской психиатрической клинике: пусть студенты - будущие психиатры - учатся, каких вещей и духу не должно быть в современной психиатрической больнице. (...) Я должен заметить, что чем больше мягкости и гуманности оказывается по отношению к буйствующим больным, тем реже проявляются буйства, тем меньше число буйных и таким образом работа служащего персонала значительно облегчается. Я с удовольствием могу констатировать тот факт, что в настоящее время совершенно вывелся в Смоленском психиатрическом отделении тип больных, справедливо подводившихся под название «дикаго зверя», к которому опасно было подойти. Таких больных у нас теперь совсем нет» [2, 37- 38].
По инициативе В. И. Яковенко был сделан косметический ремонт, пересмотрены нормы питания, сшиты особые брюки и блузы из двойной парусины, в достаточном количестве закуплены верхняя одежда и обувь. Новый заведующий впервые организовал занятия трудотерапией в специально созданных портняжной, сапожной, шваберной и столярной мастерских. Многие пациенты с удовольствием работали на свежем воздухе в саду, цветниках и огородах. Труд пациентов оплачивался, частично заработанные средства шли на улучшение быта пациентов. Для них устраивались воскресные и праздничные вечера «с
пением, танцами и чаем», просмотром «туманных картин», ставились спектакли, пел хор из учащейся молодёжи, была собрана библиотека, выписывалась газета «Смоленский Вестник». Если раньше смоленские обыватели приходили в больничный сад «посмотреть сумасшедших» и послушать их бессмысленную болтовню, то теперь публика охотно посещала специальный барак для развлечения больных, как местный культурно-досуговый центр. Пациенты имели возможность посещать церковь в соседнем селе, где «блеск, поэзия и прелесть» православного обряда служили им утешением и развлечением, поддерживали их нравственный и умственный облик.
В. И. Яковенко настаивал на общедоступности и децентрализации психиатрической помощи, её максимальном приближении к населению. Например, им предлагалось, наряду с созданием центральной больницы-колонии для неизлечимых хроников, строительство простых изб для «спокойных помешанных», способных к земледельческому труду, семейный патронаж душевнобольных в окрестных деревнях. Именно по настоянию В. И. Яковенко и по его проекту, губернское собрание приняло решение об аренде имений Гнёздово и Гедеоново для строительства загородных психиатрических больниц нового типа. В имении Гнёздово в двенадцати арендованных зданиях разместилось восемьдесят тяжёлых хроников. В деревне Нижней Гедеоновке была организована сельскохозяйственная колония из деревянных временных бараков, «построенных весьма просто безо всяких специальных приспособлений» и рассчитанных на 150 больных. Больничные постройки располагались в живописной местности, были огорожены лёгкой решётчатой изгородью и «по своей внешности ничем не напоминали сумасшедшего дома». Позднее было принято решение о строительстве новой крупной психиатрической лечебницы в имении Гедеоновка, но строительство происходило уже без личного участия В. И. Яковенко, так как по приглашению Московского губернского земства талантливый психиатр покинул Смоленск. Английский философ Джон Грей высказал мысль, что прогресс может иметь место в области науки, но не в области этики, так как этика не аккумулятивна. Поэтому все успехи в сфере нравственного прогресса человечества очень хрупкие. Деятельность В. И. Яковенко является примером воспитания терпимости в обществе по отношению к душевнобольным; в сегодняшнем мире это общая и очень важная задача врачебной и пастырской помощи людям с какими-либо отклонениями. Совместные усилия церковных организаций и медицинских работников, тем более православных врачей, должны быть направлены на формирование позитивного общественного мнения об этих пациентах. Заболевание психики не есть нечто предосудительное, и художник Евгений Семёнов, возможно, прав, когда он предлагает увидеть в лицах людей с синдромом Дауна образ Божий, образ человека, нуждающегося в сострадании и помощи. Литература
1. Медицинский отчёт по отделению душевнобольных Смоленской губернской земской больницы за 1890 год - Смоленск, 1891.
2. Медицинский отчёт по отделению душевнобольных Смоленской губернской земской больницы за 1891 год - Смоленск, 1892.
3. Яковенко М. М. Владимир Иванович Яковенко. — М.: Российское общество медиков-литераторов, 1994.
4. Журналы XV очередного смоленского ГЗС 8-21 января 1880 года.
5. Никольское кольцо № 13(238), 29.03.2005.
6. Медицинская газета N 14,27.02.2015.