Научная статья на тему 'ВКЛАД УЧЕНЫХ ПЕРМСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА'

ВКЛАД УЧЕНЫХ ПЕРМСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД УЧЕНЫХ ПЕРМСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА»

Таблица 3

Восстановление индивидуальных показателей работоспособности студентов после вечерних самостоятельных занятий к началу следующего учебного дня

Метод исследования Показатель % обследованных

Хронорефлексометрия Латентный период 93,3

простой ЗМР

Латентный период 97,5

сложной ЗМР

Число ошибок на днф- 96,7

ференцировку 100,0

Число случаев после-

довательного тормо-

жения

Корректурный тест Объем работы по чис- 100,0

лу просмотренных

знаков

Количество ошибок 92,5

Тест Платонова Время 100,0

Решение логических Время 100,0

задач (устно) 100,0

Определение функцио- ЧСС

нального состояния Систолическое АД 100,0

сердечно-сосудистой Диастолическое АД 100,0

системы

реакции (ЗМР) к концу занятий увеличивались в среднем на 9,4 и 4,9 % соответственно. Полученные данные свидетельствуют о стабильности показателей работоспособности студентов в период 3—4-часовых самостоятельных занятий студентов.

Углубленный анализ полученных данных выявил большую индивидуальную изменчивость изучаемых психофизиологических показателей. Латентный период условнорефлекторной двигательной реакции с дифференцировкой, свидетельствующей о силе и подвижности нервных процессов, к концу указанных занятий у 25 % студентов оставался без существенных изменений, а у 36 % достоверно (р<0,05) уменьшался по сравнению с исходными данными. При этом сокращение латентного периода сопровождалось увеличением точности выполнения дозированного задания, а также повышением объема и показателя переключения внимания. В то же время у 61 % обследованных уменьшалась скорость выполнения корректурного теста. У 74,0—88,5 % студентов показатели функционального состояния организма по тесту САН не ухудшались.

Важным критерием того, что выявленные сдвиги не свидетельствуют о накоплении утомления, является их восстановление до исходного уровня к началу следующего учебного дня (табл. 3).

Данные табл. 3 свидетельствуют о том, что при рациональном режиме внеаудиторных занятий 1 почти все показатели функционального состояния организма и умственной работоспособности у подавляющего большинства обследованных (92,5—100,0 %) восстанавливаются к началу следующего учебного дня. Это свидетельствует об отсутствии накопления утомления у студентов при 3—4-часовой самоподготовкё.

Сопоставление результатов психофизиологических исследований с данными фактической продолжительности самостоятельных занятий студентов показало существенную недогрузку учебной работой студентов старших курсов в процессе самоподготовки, которая может быть устранена путем разработки и внедрения в учебный процесс новых форм организации самостоятельной работы студентов.

Выводы. 1. Рациональный бюджет времени должен учитывать наличие основных видов жизнедеятельности, их продолжительность и последовательность во времени.

2. В структуре бюджета времени студентов выявлены существенные различия в зависимости от года обучения в вузе. У студентов младших курсов установлена учебная перегрузка, а у студентов старших курсов — недогрузка в основном за счет сокращения продолжительности внеаудиторных самостоятельных занятий в среднем на 2—2,5 ч в день. Установлена связь между продолжительностью самоподготовки и успешностью обучения (р<0,05).

3. Констатировано, что при 3—4-часовой продолжительности самоподготовки у подавляющего большинства студентов к концу занятий не происходит накопления утомления и показатели работоспособности восстанавливаются к началу следующего учебного дня.

4. Результаты комплексных социально-гигиенических исследований свидетельствуют о необходимости совершенствования организации самостоятельной работы студентов.

Поступила 08.00.87

1 В соответствии с Методическими указаниями по организации обучения студентов высших учебных заведений (М., 1982).

УДК 61:378.061]:6И.2:93 (574.11)

В. Т. Селезнева, М. Я■ Подлужная (Пермь)

ВКЛАД УЧЕНЫХ ПЕРМСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА В ОЗДОРОВЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ УРАЛА

Начало высшего медицинского образования на Урале было положено созданием Пермского университета, открытого 1 (14) октября 1916 г. Подготовка врачей в университете осуществлялась

сначала на медицинском отделении физико-математического факультета, а с 1 (14) июля 1917 г. на медицинском факультете. За 70 лет институт подготовил более 31 тыс.

врачей. Сотрудниками института, начиная с 1936 г., защищены 682 диссертации, в числе которых 86 докторских, опубликованы 115 монографий, 231 сборник научных работ, около 16 тыс. журнальных статей, 152 выпускники института стали докторами наук.

Архивные документы свидетельствуют о том, что научные работники и студенты медицинского факультета с первых лет после образования и на всех последующих этапах его существования принимали самое активное участие в многообразной оздоровительной работе. Особенно большой вклад они внесли в организацию борьбы с инфекционными заболеваниями.

В первые годы Советской власти на Урале сложилась крайне тяжелая санитарно-эпидемиоло-гическая обстановка. Через 3—4 мес после соз-* Дания новых органов здравоохранения начались интервенция и гражданская война, в июле — декабре 1918 г. Урал был захвачен белогвардейскими войсками и освобожден лишь через год. При отступлении колчаковцы оставляли огромные разрушения в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве. Разграблены были почти все медицинские учреждения. В сентябре 1919 г. вспыхнула эпидемия паразитарных ти-фов, в 1921 г. в Поволжье появилась холера и угрожала Прикамью.

В июне 1921 г. декан медицинского факультета А. И. Луньяк обратился к научным работникам факультета с призывом принять участие в борьбе с эпидемиями. Весь медицинской персонал, обслуживающий клиники и лаборатории, на летний период был передан в распоряжение губ-здравотдела. Для борьбы с холерой 193 студента старших курсов были направлены в уезды в составе прививочных отрядов. Губздравотдел оценил их деятельность как «в высшей степени ^добросовестную и сознательную»В результате принятых губздравом мер распространение холеры удалось приостановить.

С осени 1921 г. в губернии вновь резко увеличилась заболеваемость паразитарными тифами. Только с августа 1921 г. по январь 1923 г. среди гражданского населения было зарегистрировано 64 258 случаев тифа и 24 080 случаев возвратного тифа 2. В университете была создана специальная комиссия научных работников для борьбы с эпидемией паразитарных тифов. Снова практически все научные сотрудники и студенты принимали участие в борьбе с эпидемией. Наибольшая тяжесть легла на плечи заведующего клиникой инфекционных болезней проф. Г. В. Флейшера и его сотрудников.

Очень много медицинских работников погибло от сыпного тифа. В октябре 1919 г. в Перми

1 Государственный архив Пермской области, ф. 15, on. 1, д. 8, л. 158.

2 Центральный государственный архив Октябрьской революции, ф. 482, оп. 10, д. 95, л. 1.

заболели почти одновременно 30 военных врачей, 46 фельдшеров и 41 медицинская сестра3.

Ассистент кафедры инфекционных болезней В. Н. Космодемьянский вместе со своей женой

A. И. Белоусовой срочно организовал экспериментальные исследования по проведению прививок против сыпного тифа, используя метод пассивной иммунизации. Вакцина изготовлялась в Пермском бактериологическом институте. Было сформировано 2 прививочных отряда и привито 140 медицинских работников. Но прививки оказались малоэффективными4. В дальнейшем

B. Н. Космодемьянский возглавил кафедру микробиологии в I Ленинградском медицинском институте.

В организации борьбы с эпидемиями большая роль принадлежит также проф. К Н. Шапшеву. Он с 1921 по 1934 г. возглавлял кафедру общей гигиены. В 20-х годах общая гигиена, кроме всех гигиенических дисциплин, включала в себя и эпидемиологию. Этот раздел науки только стал создаваться. К.. Н. Шапшевым были глубоко изучены вопросы эпидемиологии возвратного тифа. Он предложил простой и весьма эффективный аппарат для испарения хлорпикрина с целью уничтожения насекомых. Этот аппарат получил широкое распространение. Учебника по эпидемиологии не было, и К- Н. Шапшев в 1925 г. издал свои лекции под названием «Записки по эпидемиологии». Это пособие широко использовалось и врачами.

В июне 1930 г. XVI съезд партии принял решение о создании второй угольно-металлургической базы страны на Востоке. Урал стал передним краем в проведении индустриализации страны.

Размах строительства вызвал огромный приток рабочих на Урал. В короткий срок резко увеличилось население. Если в 1929 г. в Уральской области насчитывалось 660 тыс. рабочих, то в 1932 г. их было почти 1,5 млн., а население превысило 8 млн 5. Одновременно со строительством предприятий строились города и рабочие поселки, водопроводы, канализация.

На первых порах на Урале сложилась тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка. Из 109 крупных городов и поселений Урала водопроводы были только в 10, и то с количеством воды лишь 16 л/сут на 1 жителя. Канализация была только в 2 городах, и то неполная. Бани удовлетворяли лишь 10% потребностей населения и работали с перебоями6. Когда Урал превратился в огромный строительный лагерь, са-

3 Центральный государственный архив Советской Армии, ф. 176, оп. 25, д. 20.

4 Там же, ф. 176, оп. 25, д. 62.

1 Центральный государственный архив Октябрьской революции, ф. 482, оп. 24, д. 569, л. 87.

6 Свердловский партийный архив, ф. 4, оп. 8, д. 396, л. 68.

нитарное состояние населенных мест резко ухудшилось.

В 1932 г. на областном партийном совещании заведующий облздравотделом К- А. Коновалов сказал: «Было бы очень хорошо, если бы сначала были построены водопроводы, жилища, канализация, клубы, школы и т.д., а потом уже строились домны... Но мы находимся в капиталистическом окружении, и сроки для нашей страны очень ограничены. Поэтому, если по теории было бы правильно начинать строительство домов и водопроводов, на практике приходится делать несколько иначе»1. Надо было в создавшейся тяжелой санитарно-эпидемиологической обстановке искать способы борьбы с инфекционными заболеваниями.

В конце 1931 г. на Урале начался резкий подъем заболеваемости сыпным тифом (в 1932 г. заболеваемость в 30 раз превышала таковую в 1930 г.). В 1931 г. в 2 раза повысилась заболеваемость брюшным тифом, было зарегистрировано около тысячи случаев натуральной оспы. Неблагополучно было и с другими инфекциями. Появились подагра, септическая ангина.

Снова ученые и студенты в первых рядах борющихся с эпидемическими вспышками. Они направлялись в различные районы Урала. В феврале 1933 г., например, студенты первых трех курсов лечебного факультета и III курса санитарного факультета были командированы на борьбу с сыпным тифом. Направлялись они для такой работы и в последующие годы.

Научные сотрудники и студенты принимали активное участие в санитарном благоустройстве Перми. В 1935 г., например, для этой работы было выделено 60 преподавателей и 400 студентов. Были организованы студенческие отряды общественных инспекторов, которые действовали под руководством преподавателей. Они обследовали квартиры, организовывали субботники по благоустройству и озеленению, устраивали детские площадки, наводили порядок в клиниках.

Проводилась также оздоровительная работа на заводах. Во всех городах Урала создавались специальные санитарные отряды и группы, которые осуществляли контроль за санитарным состоянием и проводили профилактические прививки. Руководил этими отрядами проф. К Н. Шапшев.

Для налаживания санитарно-оздоровительной работы нужны были специалисты. Поэтому организация санитарно-гигиенического факультета и выпуск в 1934 г. 52 эпидемиологов и 53 промышленных врачей имели большое значение для Урала.

Кроме того, в городах области для врачей проводились курсы без отрыва от работы (по вечерам) по основным вопросам эпидемиологии

5 Та м же, ф. 4, оп. 10, д. 321, л. 206.

Ц)

и организации борьбы с инфекционными заболеваниями. Лекции читали научные сотрудники института совместно с сотрудниками Пермского бактериологического института.

Благодаря совместной работе института с органами здравоохранения, усилиям со стороны партийных и советских органов, направленным на решение проблем санитарного благоустройства городов и рабочих поселков, к началу Великой Отечественной войны область находилась в состоянии эпидемиологического благополучия. В 1931 г. полностью ликвидирована натуральная оспа, резко снизилась заболеваемость сыпным тифом, побежден возвратный тиф, уменьшилась частота острых инфекционных желудочно-кишечных заболеваний.

С начала Великой Отечественной войны эпи- _ демиологическая обстановка на Урале резко* ухудшилась. Пермская область (сформирована в 1938 г.) приняла 124 эвакуированных завода, 315 тыс. эвакуированных, из них 87 тыс. детей. Жилища были максимально уплотнены. По области было развернуто 130 эвакогоспиталей более чем на 40 тыс. коек. Все лучшие больницы были заняты госпиталями.

С первых дней войны санитарно-эпидемиологи-ческая работа вышла на первый план. В организации и проведении ее самое активное участие принимали научные сотрудники и студенты. В 1942 г., например, в месячнике санитарной культуры города в Перми участвовало 730 студентов. В 1943 г. в противоэпидемической работе в области принимали участие 12 профессоров и 210 студентов8.

В весенний период 1943 г. комиссия из 8 ученых института возглавила работу по борьбе с септической ангиной. Была издана брошюра по септической ангине (авторы М. А. Коза, И. А. Леонтьева, П. А. Ясницкий), которая внес-,^ ла полную ясность в эту проблему. Организация1 борьбы велась на научной основе.

Особенно большой вклад в борьбу с сыпным тифом внес проф. А. В. Пшеничиов. Он открыл новый метод заражения кровососущих насекомых на эпидермальных мембранах. Это открытие послужило основой для создания вакцины против сыпного тифа. Разработанная в 1942 г. профессорами А. В. Пшеничновым и Б. И. Райхе-ром новая оригинальная вакцина широко применялась как на фронте, так и в тылу. Ее производили в пяти бактериологических институтах страны.

Трудно было в годы Великой Отечественной войны с дезинфекционными средствами. Значительный вклад в решение проблемы внес заведующий кафедрой общей гигиены проф. Д. А. Зильбер. Он проводил исследования по ис-

8 Пермский партийный архив, ф. 1, оп. 30, д. 142, л. 16.

пользованию отходов местной химической промышленности для получения необходимых веществ. Им было предложено и внедрено в практику применение алилового масла вместо сольвента, мыла из осмола и др.

Особенно много сделал для организации эпидемиологической работы в области как во время войны, так и в послевоенные годы заведующий кафедрой эпидемиологии проф. Б. И. Райхер. Двери его кабинета на кафедре эпидемиологии не закрывались. Все планы борьбы с инфекционными заболеваниями в городе и области корректировались им. Кафедрой проводилась большая работа по повышению квалификации вра-чей-эпидемиологов.

Необходимо отметить активную деятельность кафедры инфекционных болезней. Научные сотрудники ее на всех этапах выезжали на борьбу с эпидемическими вспышками по первому зову. Продолжается эта работа и в настоящее время.

Второй раздел, по которому ученые института вносили большой вклад в охрану здоровья населения,— это охрана здоровья рабочих.

В годы индустриализации остро встали вопросы разработки гигиены труда на заводах Урала. Среди ученых, которым принадлежала особая роль в этом деле, был Б. Б. Быховский.

На кафедре гигиены труда он стал работать ассистентом в 1932 г., пройдя большую практическую школу по охране здоровья рабочих. Так, в 1930—1931 гг. он заведовал здравпунктом Мо-товилихинского завода, сумел образцово наладить оздоровительную работу и добиться снижения заболеваемости и травматизма, за что был премирован поездкой в Германию.

С 1934 г., когда зарождалось магниевое производство в Соликамске (впервые в стране), Б. Б. Быховский приступил к разработке вопросов гигиены труда на этом комбинате и осуществлял ее в течение многих лет. Разработанные им рекомендации и инженерные мероприятия обеспечили безопасность труда не только на Соликамском магниевом заводе, но и на других аналогичных предприятиях страны. Он был ведущим гигиенистом в данной области. Исследования в этой отрасли промышленности продолжаются и сегодня.

Кроме того, под руководством Б. Б. Быховско-го было проведено комплексное исследование по изучению пыли шахт Кизеловского угольного бассейна и ее влияния на организм человека, на развитие пневмокониозов у шахтеров. Исследование осуществлялось с 1948 г. научными сотрудниками кафедр гигиены труда, патологической анатомии и госпитальной терапии. Разработанные рекомендации, настойчивая организаторская деятельность по их внедрению способствовали резкому снижению заболеваемости силикозом среди шахтеров.

Ученики Б. Б. Быховского Л. X. Кульбах, А. П. Подлужный, А. В. Сапегина, Л. И. Ша-

пошникова, В. П. Янкина провели комплексные исследования по гигиене труда в производстве синтетических красителей и по токсикологии красителей.

Кафедра социальной гигиены и организации здравоохранения также осуществила серию исследований по изучению здоровья рабочих различных отраслей промышленности: машиностроительной (А. Г. Вершинина), строительной (И. Н. Зиненко), лесозаготовительной и лесообрабатывающей (О. П. Щепин, 3. П. Березин-ская). Были разработаны научно обоснованные рекомендации по снижению заболеваемости и улучшению медицинского обслуживания трудящихся.

В течение последних лет проводится комплексное исследование по оздоровлению труда и быта рабочих калийной промышленности в Березниках и Соликамске (кафедры коммунальной гигиены, нормальной физиологии и др.). В Перми такая работа ведется и на ряде других предприятий Гознак и др.).

Значительный вклад внесли ученые в охрану окружающей среды.

В начале 30-х годов в городах Урала создалось крайне тяжелое положение с водоснабжением и канализацией. Особенно большие трудности испытывал Свердловск. В 1932—1933 гг. по заданию Уральского облисполкома и облздрав-отдела под руководством К. И. Шаншева проводилась большая и важная работа по решению проблемы водоснабжения Свердловска. В организованных экспедициях принимали участие студенты. Было разработано научное обоснование для установления охранной зоны большого Свердловского водопровода запрудного типа. Опубликованная К- Н. Шапшевым работа «Опыт изучения бассейна питьевого водопровода запрудного типа» широко использовалась при решении гигиенических проблем водоснабжения во многих районах страны.

Важное народнохозяйственное значение имели работы К- Н. Шапшева по гигиеническому изучению реки Камы. Материалы исследований К. Н. Шапшева и О. Я. Смирновой были использованы при проектировании большого Камского водопровода.

В 30-х годах научные сотрудники кафедры общей гигиены осуществляли исследования по вопросам размещения, планировки, водоснабжения и канализования новых городов (Березники, Краснокамск).

В 1965 г. кафедру общей гигиены возглавила проф. М. Л. Красовицкая — крупный специалист в области гигиены атмосферного воздуха. С этого времени под ее руководством проводилась большая работа по решению гигиенических проблем охраны атмосферного воздуха городов Перми, Березников, Соликамска, Чайковского. Изучено влияние загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения, проведено эксперимен-

тальное обоснование гигиенических нормативов химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, исследованы механизмы трансформации химических загрязнений в атмосферном воздухе.

Только за годы одиннадцатой пятилетки по проблемам охраны окружающей среды на кафедре общей гигиены защищено 6 кандидатских диссертаций, выполнено хоздоговорных работ на сумму 440 тыс. руб.

Следует отметить еще одну характерную черту в деятельности гигиенических кафедр — это тесный контакт с санитарно-эпидемиологической службой Перми, широкое привлечение к практической деятельности научных работников.

Для целенаправленного планирования оздоровительной работы необходимо располагать материалами о здоровье населения. Всестороннее изучение здоровья населения Пермской области в 1939 г. начал заведующий кафедрой социальной гигиены проф. Г. Ф. Ершов. Полученные при этом материалы обобщались в виде санитарных обзоров по области. Глубокие исследования проводились в годы Великой Отечественной войны и в последующие годы. Всего на кафедре по изучению здоровья населения выполнены 2 докторские и 11 кандидатских диссертаций (М. Я- Под-лужная, П. Н. Воронова, Л. Я- Обрег, Л. Д. Ара-сланова, С. П. Шилова, О. А. Шишко и др.).

Изучены закономерности демографических про-

цессов в Пермской области, состояние здоровья детского населения, женщин фертильного возраста, пожилых людей. Материалы этих исследований широко используются партийными, советскими органами и органами практического здравоохранения. Работа продолжается и в настоящее время.

Кроме того, ученые института принимали непосредственное участие в организации борьбы с трахомой, сифилисом, туберкулезом; значительный вклад внесли они в организацию борьбы с травматизмом, детской заболеваемостью и смертностью и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За последние годы в Пермской области удалось добиться значительного улучшения показателей здоровья населения. По сравнению с дореволюционным периодом детская смертность снизилась в 19 раз, а общая смертность — в 3 раза. За годы одиннадцатой пятилетки снизились заболеваемость с временной утратой трудоспособности, показатель профессиональных отравлений, производственный травматизм, а также инфекционная заболеваемость.

Опираясь на приобретенный опыт, научные работники института совместно с органами и учреждениями здравоохранения продолжают решать задачи по оздоровлению населения с учетом указаний XXVII съезда КПСС.

Поступила 02.06.87

УДК 613/.614:378.661]:001.614.2

С. В. Алексеев

ОПЫТ ЛЕНИНГРАДСКОГО САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА ПО СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ С ОРГАНАМИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт

В решениях XXVII съезда КПСС и январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС первостепенное значение придается ускорению научно-техниче-ского прогресса, укреплению союза науки и практики, совершенствованию организационных форм их интеграции. В связи с этим развитие медицинской науки должно соответствовать насущным задачам здравоохранения по кардинальному повышению качества оказания медицинской помощи, укреплению здоровья советских людей, увеличению продолжительности их активной жизни.

На выполнении этих задач, а также постановлений партии и правительства «О дополнительных мерах по улучшению здоровья населения» (1982 г.), «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.), соответствующих приказов минздравов СССР и РСФСР и приказа Минздрава РСФСР от 31.01 «О мерах по дальнейшему совершенствованию совместной работы высших и средних специальных учебных заведений,

научно-исследовательских институтов, органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации в деле повышения качества медицинской помощи населению и улучшению профессиональной подготовки специалистов здравоохранения» Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ) сосредоточил все свои усилия, что нашло отражение в совместной деятельности ЛСГМИ и органов здравоохране-ни Ленинграда, Ленинградской и Новгородской областей.

В настоящее время институт принимает участие в 10 подпрограммах региональной Комплексной программы совершенствования профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения Ленинграда и Ленинградской области, комплексной программе развития здравоохранения на 1985—1990 гг. Совместная работа предусматривает анализ показателей и на их основе разработку научно обоснованных ежегодных и перспективных (на 5 лет) планов по улучшению ка-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.