Научная статья на тему 'Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в формирование базовых компетенций выпускника общеобразовательной школы'

Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в формирование базовых компетенций выпускника общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ГОТОВНОСТЬ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ / BASIC COMPETENCIES / SOCIO-POLITICAL / INFORMATION / COMMUNICATIVE / SOCIO-CULTURAL COMPETENCIES / READINESS FOR EDUCATION THROUGH LIFE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куклина Светлана Станиславовна

В статье дается характеристика базовых компетенций выпускника учебного заведения и приводятся примеры, доказывающие, что предмет «иностранный язык» вносит значительный вклад в формирование всех ключевых компетенций оканчивающих общеобразовательную школу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of “Foreign Language” as a School Subject into the Formation of Basic Competencies of a Secondary School Graduate

The article characterizes basic competencies of an educational institution graduate and gives examples to prove the idea that “foreign language” as a school subject makes a significant contribution into the formation of all key competencies of a secondary school leaver.

Текст научной работы на тему «Вклад учебного предмета «Иностранный язык» в формирование базовых компетенций выпускника общеобразовательной школы»

учить владеть широким спектром изобразительно-выразительных средств рисунка.

5. Освоение рисунка в дизайн-образовании тесно связано с развитием конструктивно-пространственного и образно-пластического мышления, которое позволяет по памяти, по представлению и воображению моделировать любую пространственную форму.

6. Развитию необходимых дизайнеру умений и навыков способствуют кратковременные задания с определенно сформулированными задачами - зарисовки и наброски. Выполнение таких рисунков имеет свои особенности: лаконичность, то есть изложение замысла с использованием наименьшего количества графических средств; законченность, когда выполненный краткосрочный рисунок может использоваться в дальнейшем проектировании в виде выполненного поиска; заострение на идейном замысле; выполнение наброска по памяти или воображению. В зависимости от задач учебного задания рисунки могут быть как аналитического характера, так и эмоционального, экспрессивного.

Рассмотрев особенности преподавания академического рисунка при подготовке дизайнеров, можно констатировать, что академический рисунок был и остается основой художественного образования, способствует познанию и эстетическому освоению действительности во всех видах пространственно-пластических искусств, в том числе и дизайне. В основу методов изучения натуры и ее изображения положен предметный объемно-пространственный и конструктивный анализ, а основным видом рисования является объемное изображение, которое позволяет воспитывать активное отношение к натуре, изучая и изображая ее пластические и пространственные свойства.

Примечания

1. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: на примере МГХПУ им. С. Г. Строганова: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006.

2. Павлинов П. Я. Для тех кто рисует: советы художника. М.: Сов. художник, 1965. С. 64-65.

3. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: учеб. пособие для студ. худ.-граф. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. С. 86.

4. Зинченко В. П. Методические принципы развития творческих способностей на занятиях академическим рисунком // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 2. М.: Прометей, 1998. С. 33-37.

5. Энгр об искусстве / сост. А. Н. Изергина. М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1962. С. 56.

6. Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспоминания. 1832-1919. М.: Искусство, 1953.

7. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей (психологический анализ процесса изображения): автореф. дис ... д-ра пед. наук (по психологии). М., 1961. 40 с.

УДК 371.3:811

С. С. Куклина

ВКЛАД УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье дается характеристика базовых компетенций выпускника учебного заведения и приводятся примеры, доказывающие, что предмет «иностранный язык» вносит значительный вклад в формирование всех ключевых компетенций оканчивающих общеобразовательную школу.

The article characterizes basic competencies of an educational institution graduate and gives examples to prove the idea that "foreign language" as a school subject makes a significant contribution into the formation of all key competencies of a secondary school leaver.

Ключевые слова: базовые компетенции, социально-политическая, информационная, коммуникативная, социокультурная компетенции, готовность к образованию через всю жизнь.

Keywords: basic competencies, socio-political, information, communicative, socio-cultural competencies, readiness for education through life.

Последние десятилетия во многих странах мира были отмечены, с одной стороны, неудовлетворенностью результатами школьного образования и, соответственно, необходимостью реформировать образовательные системы, а с другой - объединением усилий мирового педагогического сообщества для выработки стратегических направлений развития систем образования с целью подготовки таких выпускников учебных заведений, которые бы могли успешно жить и трудиться в современном постиндустриальном, информационном обществе.

Одним из примеров такого объединения можно назвать симпозиум в г. Берн, который проходил в рамках проекта «Среднее образование для Европы» в марте 1996 г. при участии представителей всех европейских стран. По мнению участников симпозиума, пять ключевых компетенций в совокупности обеспечивают способность и готовность выпускников различных учебных заведений к адаптации и самореализации в условиях современного рынка труда. К ним относятся: а) социально-политическая, б) информационная, в) коммуникативная, г) готовность к образованию и саморазвитию через всю жизнь и д) социокультурная компетенции. Перечисленные компетенции являются до определенной степени универсальными, ибо позволяют тем, кто обладает

© Куклина С. С., 2011

ими, проявить себя в самых разнообразных ситуациях и условиях [1].

Результатом сформированное™ этих компетенций, по мнению Е. С. Полат, должен стать такой выпускник современной школы, который обладает определенным набором личностных характеристик. К ним относятся следующие качества:

- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления;

- быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить;

- грамотно работать с информацией;

- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, преодолевая конфликтные ситуации и умело выходя из них;

- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня [2].

Вполне естественно, что перечисленные выше компетенции и соответствующие им качества личности возможно сформировать только совместными усилиями всех преподавателей-предметников, а также учащихся как равноправных и равноактивных участников учебного процесса. В то же время каждый учебный предмет в силу своей специфики способен внести вклад в формирование или всей совокупности ключевых компетенций, или только некоторых ее составляющих. В данной статье мы поставили перед собой задачу показать, какой вклад в развитие базовых компетенций выпускника общеобразовательной школы вносит предмет «иностранный язык» как одна из дисциплин гуманитарного филологического цикла.

Начнем свое изложение с указания на то, что конечной целью обучения иностранным языкам в средней школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции как способности и готовности школьников осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями иностранного языка, а в качестве ее составляющих выступают языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная компетенции [3]. Уже сам факт включения двух ключевых компетенций в целевой компонент предмета «иностранный язык» говорит о том, что он является той самой школьной дисциплиной, которая вносит значительный вклад в формирование базовых компетенций выпускника школы. Чтобы подтвердить эту мысль, приведем конкретные примеры, обратившись к каждой ключевой компетенции в отдельности.

Для приобретения учащимися социально-политической компетенции, т. е. способности и готовности решать проблемы, брать на себя ответственность, участвуя в совместном бесконфликтном принятии решений, необходимо вооружить учеников умениями решать такие проблемы. С этой целью в учебном процессе целесообразно моделировать проблемные ситуации, которые для них важны, затрагивают их душу и сердце, и постоянно привлекать школьников к их решению.

В качестве положительного примера такого моделирования можно назвать учебно-методический комплект (УМК) «Английский язык» [4], где, в отличие от других комплектов, принята проблемная организация обучения иноязычному общению. В каждом цикле данного УМК и его разделах учащиеся встречаются с проблемами разного характера и получают образцы того, как они решаются их сверстниками, чаще всего представителями другой культуры. Это побуждает учеников критически мыслить, сопоставляя разные точки зрения, выбирая ту, которая наиболее близка им. Здесь же школьникам даются иноязычные языковые и речевые средства, с помощью которых они учатся аргументированно и грамотно объяснить свою позицию, самостоятельно решая аналогичную проблему.

Определенный вклад в формирование названной выше способности вносит ролевая игра как одна из организационных форм упражнений для обучения иноязычному общению. Она позволяет включить учащихся в нестандартные, часто присущие жизни взрослых проблемные ситуации, побудить их задуматься над тем, как бы человек, роль которого они выполняют, действовал в подобной ситуации, что бы он говорил, какие языковые средства использовал, и попробовать решить проблему с позиции этого человека, вступая во взаимодействие с другими участниками игры. В результате школьники приобретают навыки и умения решения проблемных задач и чувство уверенности в том, что они могут это делать.

Не меньший вклад в формирование социально-политической компетенции может внести использование на заключительном этапе обучения иноязычному общению познавательной, преобразовательной и особенно ценностно-ориентаци-онной деятельности, ибо последняя чаще всего протекает в форме дискуссий, обсуждений важных для учеников морально-этических проблем. Среди многих достоинств преобразовательной (проектной) деятельности хотелось бы назвать ее способность развивать у школьников чувство личной ответственности за принятое групповое решение, за успех его реализации, за качество подготовленного материала, за свой вклад в этот

процесс, а также в развитие умений работать сообща, предотвращая возможные конфликты и умело выходя из них.

Необходимость формирования информационной компетенции или способности, готовности и потребности работать с современными источниками информации в профессиональной и бытовой сферах деятельности обусловлена быстрым развитием информационных технологий и оснащением учебных заведений компьютерными средствами. Благодаря этому ученики все чаще получают возможность, в том числе и на уроке иностранного языка, пообщаться с искусственным интеллектом, выполняя различные упражнения с помощью специальных памяток, разработанных учителем, демонстрируя презентации, пользуясь интерактивной доской, принимая участие в интернет-конференциях, телекоммуникационных проектах.

Еще большие возможности многие из школьников имеют дома, когда, выполняя задания учителя иностранного языка, пользуются Интернетом. Такими заданиями, например, могут быть подготовка сообщения по теме с целью участия в читательской конференции, или подбор слайдов и текста к ним, чтобы принять участие в заочной экскурсии, или нахождение материалов, необходимых для проекта, и т. п.

Успех всего перечисленного во многом зависит от того, владеют ли школьники языком компьютера, в качестве которого обычно выступает английский язык, сформированы ли у них навыки и умения иноязычной речевой деятельности, требующиеся для работы с информацией, найденной в сети Интернет, и умеют ли они грамотно использовать эти сведения. В последнем случае речь идет о том, что, задавая приготовить определенный материал на иностранном языке, учитель обязательно обращает внимание учащихся на качество информации, ее валидность и надежность, на то, как ее правильно изложить, как избежать плагиата, который во всем мире считается наказуемым поступком, как интересно и ярко подать. Именно названные положения должны выступать в качестве критериев оценки материалов, подготовленных школьниками для уроков иностранного языка и для других школьных дисциплин.

Коммуникативная компетенция представляет собой способность и готовность пользоваться устной и письменной речью на достаточно высоком уровне как на родном, так и как минимум на одном иностранном языке для успешного профессионального функционирования и карьерного роста в любой области. Тот факт, что формирование иноязычной коммуникативной компетенции является целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе, говорит о весомом вкладе данного предмета в приобретение школьниками названной компетенции.

Чтобы подтвердить высказанную мысль, обратимся к мнению Е. Н. Солововой, одного из ведущих российских методистов, которая пишет, что «в современных школьных стандартах и программах по иностранным языкам хорошо прописаны требования к минимальному уровню владения устной и письменной речью» [5].

Следуя этим требованиям, авторы школьных учебников стараются создать условия для обучения учащихся иноязычному говорению и аудированию, обслуживающих устную форму общения, а также чтению и письму как средствам письменного общения, развивая у школьников качества коммуникабельности и способности вступать в контакт в различных социальных группах. С этой целью они предлагают языковой материал и речевые образцы, характерные для названных средств общения, показывают сферы их применения и создают ситуации, побуждающие школьников включиться в разные формы иноязычного общения.

Однако в действующих УМК уделяется недостаточное внимание демонстрации различий между повседневным и деловым общением с точки зрения их структуры, содержания и языкового наполнения. Знание этих особенностей и умение ими пользоваться на иностранном языке заставит учеников более внимательно относиться к своей речи на родном языке.

Не менее важно для выпускников школы владеть письменной формой общения, которая, как известно, играет значительную роль в жизнедеятельности представителей иноязычной культуры. Особенно это ценно в тех случаях, когда школьники планируют продолжить свое обучение или найти работу за рубежом. Для этого они должны уметь написать резюме, деловые письма разного назначения, заполнять бланки и анкеты, к оформлению которых в странах изучаемого языка предъявляются требования, отличные от норм русского языка.

Свой вклад в овладение названными умениями вносят те уроки иностранного языка, целью которых является обучение школьников написанию перечисленных произведений. Здесь они получают информацию об особенностях различных письменных форм, аутентичные образцы таких материалов, анализируют их структуру, содержание и используемые языковые средства, выполняют упражнения, обучающие писать подобные письменные произведения.

На этих же уроках учащимся может быть предложено написание сочинений-рассуждений с элементами аргументации. Для этого им дается проблемная ситуация, связанная с обсуждаемой темой, речевая задача и варианты языковых и речевых средств иностранного языка, с помощью которых она может быть успешно решена. В ходе

фронтальной или групповой работы ученики составляют план будущего сочинения, обсуждают возможные варианты решения проблемы, подбирают аргументы и контраргументы, а затем иноязычные средства и функциональные опоры в виде плана, логико-синтаксической схемы, лексической таблицы, необходимые для написания такого сочинения дома. Как видим, обучение письменной форме иноязычной речи одновременно вносит вклад и в овладение написанием подобных произведений на родном языке учащихся, которые включены в содержание ЕГЭ по русскому языку.

Социокультурная компетенция как способность и готовность жить и взаимодействовать в современном поликультурном мире также является одной из компетенций, формирование которой одновременно выступает в качестве цели обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе. Объясняется это тем, что данный предмет, как никакая другая школьная дисциплина, при правильной организации учебного процесса создает благоприятные условия для формирования социокультурной компетенции. Здесь учащиеся прямо на уроке получают возможность погрузиться в иноязычную культуру, познать ее изнутри и научиться в ней действовать, пользуясь иностранным языком как средством общения.

Как указано в программе по иностранным языкам для общеобразовательной школы, социокультурная компетенция направлена на приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого языка, формирование у них умений выделять общее и специфическое в разных культурных моделях и представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения [6]. Поэтому одна из трех общих разговорных тем, которая пронизывает весь учебный процесс, называется «Страны изучаемого языка». В ходе ее освоения школьники постепенно, от класса к классу получают самые разнообразные сведения о культуре стран изучаемого языка в самом широком смысле этого слова. Например, на протяжении всей линии УМК «Happy English.ru» [7] российский школьник Михаил Инин и его английские друзья, путешествуя по России и Великобритании, обмениваются информацией о традициях, обычаях и нормах жизни своих стран.

Важную роль в формировании социокультурной компетенции учащихся играют тексты страноведческого характера, из которых они получают самую разнообразную информацию о странах изучаемого языка, а также образцы предъявления такой информации. Это могут быть художественные, публицистические, научно-популярные и прагматические тексты, в которых содержатся сведения или только об одной стране изучаемого языка, или о разных странах в сравнении. Осо-

бый интерес представляют тексты, где показывается, как под влиянием тех или иных событий в жизни стран, явлений природы изменяется жизнь людей, какие особые формы она приобретает, что делает один народ отличным от другого.

Не меньшее значение имеют упражнения, использующиеся при работе с этими текстами. Они строятся таким образом, чтобы направить внимание школьников на важные факты, научить соотносить уже известное с полученным вновь, выявлять сходства и различия, выражать свое отношение, находить связь между прочитанным и реальной жизнью, чтобы побудить учеников задуматься о своем месте в современном мире.

Процесс выполнения таких упражнений начинается с решения поисковых задач, когда учащиеся находят в тексте ответы на простые и уточняющие вопросы. За ними следуют поисково-творческие и творческие задачи, предлагающие школьникам интерпретировать полученную информацию, оценить ее с точки зрения ценностей своей культуры, предположить, что могло бы произойти в других условиях, ответить на вопрос о том, как бы ученик поступил в подобной ситуации. Эффект от выполнения этих упражнений значительно повышается, если они выполняются со зрительными опорами, иллюстрирующими полученные сведения, сопровождаются функциональными опорами, помогающими учащимся включиться в их обсуждение и делать это грамотно с точки зрения иностранного языка, а также проводятся в групповой форме.

Приведенные примеры позволяют говорить о том, что благодаря соприкосновению с иноязычной культурой расширяется кругозор учащихся, они осознают свою культурную принадлежность, с одной стороны, а с другой - у них развиваются такие качества, как толерантность, эмпатия, уважительное отношение к другим народам, стремление сотрудничать с ними для решения насущных жизненных проблем.

Что касается готовности к образованию и саморазвитию через всю жизнь, как основы непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни, являющейся еще одной базовой компетенцией, то она начинает закладываться у школьников с самых первых уроков иностранного языка, когда учитель объясняет им необходимость регулярной и систематической работы над языком. С этой целью он сравнивает этот процесс с овладением игрой на фортепьяно, требующей, как известно, многократного, ежедневного проигрывания одних и тех же пьес, чтобы движения пальцев стали точными и мелодия лилась легко и свободно.

Так же обстоит дело и с движениями языка, который не слушается нас, когда мы произносим новое незнакомое слово иностранного языка,

и старается двигаться так, как ему привычно, т. е. так, как мы говорим на родном языке. Более того, нам надо не просто произносить какие-то слова, а только те, которые приобретают определенное значение, объединяясь друг с другом для передачи смысла, присущего наличествующей ситуации общения.

В связи с этим процесс овладения иностранным языком требует интенсивной тренировки для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков, чтобы довести до автоматизма речевые действия. Вслед за тренировкой идет активное применение языкового материала в различных видах речевой деятельности для развития умений устного и письменного иноязычного общения, которое таким образом приобретает способность обслуживать разные виды деятельности школьников и их взаимодействия с носителями иностранного языка.

Чтобы учащиеся смогли успешно выполнять все перечисленное в классе и дома, самостоятельно преодолевая трудности, возникающие на этом пути, они должны владеть общими и специальными учебными умениями, на формирование которых направлена учебно-познавательная компетенция как одна из составляющих иноязычной коммуникативной компетенции. Она также включает ознакомление учащихся со способами и приемами самостоятельного изучения иностранного языка и культуры стран, где говорят на этом языке [8].

Общие учебные умения главным образом связаны со способами организации различных форм учебной деятельности школьников на уроках иностранного языка. В качестве средств развития этих умений выступают памятки и руководства, помещенные в УМК или подготовленные учителем. Они объясняют ученикам, как решать различные типы учебных и речевых задач, какие действия и в какой последовательности использовать, чтобы обязательно получить запланированный результат. Особое внимание обращается на организацию коллективной учебной деятельности школьников в группе, ибо она, как доказано в наших работах [9], является организационной формой упражнений, направленных на овладение школьниками иноязычным общением.

Что касается специальных учебных умений, то они отражают специфику предмета иностранный язык и включают такие действия, без которых школьники не могут овладеть этой школьной дисциплиной. К ним, например, относятся следующие умения: находить ключевые слова при работе с текстом; выявлять значение незнакомых лексических единиц на основе языковой догадки, в опоре на словообразовательные элементы; пользоваться двуязычным словарем; интерпретировать языковые средства, отражающие языковые особенности стран изучаемого языка, и т. п.

Овладение перечисленными умениями тесно связано с процессом формирования навыков и умений иноязычного общения и требует не только разъяснений со стороны учителя, но и активных, сознательных действий учащихся во время тренировки и применения языкового материала, постепенно двигаясь от репродукции к продукции, к творчеству, работая индивидуально, в парах, в группах. Все это поможет выпускникам в дальнейшем самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем, устанавливать контакты и работать сообща в разных областях, «чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место» [10].

Надеемся, что приведенные примеры подтвердили высказанную выше мысль о значительном вкладе предмета «Иностранный язык» в развитие всех базовых компетенций выпускника общеобразовательной школы. Данный факт вызывает у нас, учителей и преподавателей иностранного языка, не только чувство гордости, но и большой ответственности за результаты своего труда. Именно эти чувства мы должны развивать в наших учениках, чтобы они также стали активными участниками учебного процесса по изучению иностранного языка, готовыми к саморазвитию и самосовершенствованию в условиях современного поликультурного и мультилингвального мира.

Примечания

1. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А. П. Тря-пицыной. СПб.: КАРО, 2006. С. 20.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; под ред. Е. С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2003. С. 8.

3. Примерные программы по иностранным языкам: сб. нормат. док. Иностранный язык / сост. Э. Д. Днеп-ров, А. Г. Аркадьев. 2-е изд. М.: Дрофа, 2007. С. 9495.

4. Английский язык: учеб. для 7 кл. общеобразо-ват. учреждений / В. П. Кузовлев, Н. М. Лапа, Э. Ш. Пе-регудова и др. 7-е изд. М.: Просвещение, 2007.

5. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 24.

6. Примерные программы по иностранным языкам. С. 96.

7. Кауфман К. И, Кауфман М. Ю. Happy English. ru: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2005.

8. Примерные программы по иностранным языкам. С. 96.

9. Куклина С. С. Коллективная учебная деятельность как организационная форма овладения иноязычным общением. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007.

10. Новые педагогические и информационные технологии ... С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.