Научная статья на тему 'Вклад творческой интеллигенции, деятелей культуры и образования в победу в Великой Отечественной войне. Калининский и Западный фронт: 1941–1943 гг.'

Вклад творческой интеллигенции, деятелей культуры и образования в победу в Великой Отечественной войне. Калининский и Западный фронт: 1941–1943 гг. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
328
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Великая Отечественная война / Калининский фронт 1941–1943 гг. / творческая интеллигенция / просветительская работа / музыкальная деятельность / концертно-художественная жизнь / фронтовые агитбригады / музыкальное исполнительство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина Ольга Михайловна

Статья посвящена значимости вклада творческой интеллигенции, работников культуры, искусства и образования в победу в Великой Отечественной войне. Также в ней ставится проблема изучения культурной панорамы и выявления фактов и событий образовательной и музыкально-художественной жизни на Тверском Верхневолжье во время экстремальных военных условий на территории Калининского фронта (1941–1943 гг.), созданного для обороны столицы и близлежащих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад творческой интеллигенции, деятелей культуры и образования в победу в Великой Отечественной войне. Калининский и Западный фронт: 1941–1943 гг.»

3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя // Достоевский Ф.М Полное собрание сочинений в тридцати томах. Т. 26. — Л.: Наука, 1984.

4. Казначеев С.М. Братья / Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: Роман: В 2 т. Т. 1. / Вступ. статья и прим. С. Казначеева — М.: Терра — Книжный клуб, 2007. — (Сокровища мировой литературы).

5. Кузнецов Ю.П. Русский узел. — М.: Современник, 1983.

6. Кулешов В.И. Примечания / Белинский В.Г. Собрание сочинений в девяти томах. Т. 8. — М.: Художественная литература, 1982.

7. Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырёх томах. — М.: Художественная литература, 1964.

8. Фадеев АА. В ЦК КПСС / Александр Фадеев. Письма и документы. — М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2001.

9. Шевченко Т.Г. Кобзарь. Стихотворения и поэмы. — М.: Правда, 1983.

10. Завещание Кафки [Электронный ресурс]. URL: http://kafka-ru.livejournal.com/48908. html (дата обращения: 25.09.2017).

УДК 94.78

Кузьмина Ольга Михайловна,

кандидат педагогических наук, доцент Тверского государственного технического университета,

e-mail: kuzmina.volga@yandex.ru.

ВКЛАД ТВОРЧЕСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. КАЛИНИНСКИЙ И ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ: 1941-1943 гг.

Аннотация. Статья посвящена значимости вклада творческой интеллигенции, работников культуры, искусства и образования в победу в Великой Отечественной войне. Также в ней ставится проблема изучения культурной панорамы и выявления фактов и событий образовательной и музыкально-художественной жизни на Тверском Верхневолжье во время экстремальных военных условий на территории Калининского фронта (1941-1943 гг.), созданного для обороны столицы и близлежащих территорий. Ключевые слова: Великая Отечественная война, Калининский фронт 1941-1943 гг., творческая интеллигенция, просветительская работа, музыкальная деятельность, концертно-художественная жизнь, фронтовые агитбригады, музыкальное исполнительство.

Исследование выполнено в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Тверской области научного проекта № 16-14-69005 (руководитель проекта — О.М. Кузьмина).

Смертоносным катком по каждой семье прошла Великая Отечественная война прошлого столетия над нашим Отечеством. И сегодня, почти через три четверти века отсчета от яркого мая 1945 года мы снова и снова должны помнить: как все вместе пришли тогда к общей Победе.

Проблема постановки вопроса об изучении деятельности учреждений культуры, искусства и просвещения эпохи Второй мировой войны имеет свои корни (С.А. Герасимова, Д.Е. Комаров, А.В. Гончарова и др.). Тема по изучению состояния культурно-художествен-62 ВЕСТНИК ИНСТИТУТА МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Том 8 № 4 (17) 2017

ной жизни этой эпохи затрагивается в музыковедческих исследованиях и работах композиторского творчества военной поры (Д.Д. Шостакович, С.С. Прокофьев и др.); в осмыслении фронтового песенного наследия (Т.М. Акимова, П. Велин, В. Кравчинская и др.), в понимании этнохудожественного творчества военного времени (Л.Л. Христиансен, Т.В. Попова, В.Г. Захарченко и др.) и фронтовой самодеятельности и агитбригадной деятельности (Л.А. Данилевич, А.С. Каргин, М.П. Мазурицкий). Положено начало исследовательского поиска в изучении и других видов искусств, сопричастных к тому военному подвигу: театральное творчество (Н.П. Герасимова); средства массовой информации (А.И. Ломовцева); кинематография (Л.А. Пинегина).

Но следует отметить, что в целом проблема освещения культурных страниц того экстремального исторического времени при своей острой актуальности и востребованности все же остается пока без должного внимания, что в нужной мере не обеспечивает системность изучения проблемы, ее глубину и детальность. И подчеркнем, исследованного либо изданного специализированного тематического материала крайне мало.

Следует сказать, что в хранилищах архивов и библиотек сохранилось достаточно документов, где отражены те исторические события, отсмотреть, исследовать, проанализировать и раскрыть содержание которых — насущная задача теоретиков и практиков в сфере культуры и образования, а также в духовном строительстве и просвещении.

Факт наличия образовательной и музыкально-художественной жизни в период реальности фронтового времени уникален и безмерно велик, как, собственно, и само существование в момент военных действий культурно-просветительной среды, которая явилась своеобразной формой художественного творчества и досуга и для полевых условий фронта, и для бытовых событий.

Эпоха Великой Отечественной войны ХХ в., отмечают все исследователи, охарактеризована высоким духовным порывом и ярким патриотизмом, которые сформировали целые инновационные пласты музыкально-художественной жизни именно в этот период. Они отличаются многожанровостью, стилевыми наслоениями, разновидностями исполнительских форм.

Художественную культуру создавали фронтовики и партизаны, трудовое население тыла. Песни военных лет сочиняли и аранжировали профессиональные деятели искусств и самодеятельные поэты и композиторы, любители творчества и участники самодеятельности, народные аутентичные ансамбли и отдельные исполнители.

Уже 22 и 23 июня 1941 г. в Комитете по делам искусств при СНК СССР состоялось срочное совещание в связи с новыми военными условиями. 30 июня при Комитете создана специальная репертуарная комиссия по отбору новых произведений для профессиональных и самодеятельных коллективов.

23 октября 1942 г. ЦК ВКП(б) в Специальном письме затребовал организовать в каждом клубе постоянно действующие коллективы художественной самодеятельности. Были разработаны особые программы по развитию культурно-просветительной и художественно-массовой работы [9, с. 203-204].

Уникальным образцом музыкальной практики следует считать еще один факт. Осенью 1941 г. наркомат обороны своим приказом № 220 направил в действующую армию 12 тысяч, а зимой 1941/1942 гг. еще более 40 тысяч (!) гармоней для поддержания боевого духа. Напомним, что 9 мая 1945 г. у стен Рейхстага состоялся грандиозный концерт, где пела легендарная Л.А. Русланова и играли 60 гармонистов из частей, освобождавших Берлин. Каждому из них была подарена специально изготовленная гармонь «Победа».

Популярна на фронте и в тылу была гитара. Из воспоминаний: «Я пришел на передовую с гитарой. Потом был ранен, лечился. Вернулся к своим разведчикам, а гитара все была на месте, в землянке. Но была вся расписана, потому что передавалась из рук в руки. Бывало, придешь с разведки, — удачной или неудачной, скорее к печке. Сядем в кружок, а все подхватывают или просто слушают. Сочиняли сами много, но не записывали» [17, с. 15].

Важнейшим средством популяризаторской работы стал выпуск книг, брошюр, иллюстрированных альбомов. В условиях военного времени они издавались, как правило, малым форматом на серо-желтой недорогой бумаге в мягкой обложке, имели скромное оформле-

ние, а по размеру умещались в кармане гимнастерки и, по сути, были окопной литературой, предназначенной для каждого рядового защитника Отечества. Эти малые книжечки о полководцах, призванные воспитывать чувство патриотизма и любви к стране, являлись сильным оружием в борьбе с врагом [4].

С первых же дней войны в магазинах и в библиотеках появились книги о великом князе Александре Невском, изъятые из обихода после подписания 23 августа 1939 г. пакта Мо-лотова-Риббентропа. Новые издания о русских полководцах выходили массовыми тиражами после выступления Сталина 7 ноября 1941 г. на Красной площади в Москве, когда он призвал солдат Красной армии: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков — Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».

Читателям предлагались и красочные издания, лишь раскрашенные красной и желтой краской, но выполненные с любовью и умением кратко рассказать о выдающихся воинах прошлого. Например, в серии «Искусство воевать» в 1943 г. вышли книги небольшого альбомного формата в художественном оформлении Н. Наумова с текстом В. Юрьева «Александр Невский» и «Суворов». Иллюстрации раскрывали содержание, которое пошагово давало возможность изучить и понять тактику и стратегию минувших побед с помощью вопросов, вынесенных в заголовки.

Среди изданий о героях Великой Отечественной войны была особенно популярна брошюра А. Кривицкого, посвященная подвигу 28 панфиловцам (М., 1942). Она вышла миллионным тиражом в серии «Из фронтовой жизни» и неоднократно переиздавалась с 1942 по1945 гг.

Военные события, безусловно, сказались на характере и содержании деятельности радиовещания, которое было поставлено в особо мобильные условия. В Ярославле, например, треть состава областного радиокомитета и работники 6 редакций местного вещания ушли на фронт. По распоряжению Всесоюзного радиокомитета ежедневными оставались только выпуски «Последних известий» и беседы по жизнеобеспечению [18, с. 212]. Только со 2-го полугодия 1942 г. были разрешены исторические и литературные передачи. Здесь выступали В. Смирнов, М. Лисянский, Д. Бондарев, В. Кудимов и др.

Активно работал Главкинопрокат, а сами фильмы становились очень востребованным видом культурного досуга. Так, с 31 марта 1943 г. на экранах Ярославля и области с аншлагами показывается документальный фильм «Сталинград» [10, с. 195].

В 1941-1943 гг. во многих республиках, краях и областях были организованы конференции для руководителей самодеятельности. Регулярными становились смотры, фестивали и олимпиады художественного творчества. Правительством было рекомендовано во всех воинских частях создать группы танцоров, певцов, музыкантов, чтецов.

В отчетных документах значится, что в 1943 г. в проведенном по стране смотре участвовало около 600 тыс. любителей-артистов, объединенных в 48 500 коллективов. В апреле 1944 г. в Ярославле состоялся I тур Всероссийского конкурса на лучшее исполнение русской песни [3, с. 25].

В г. Калинине (теперь Тверь) всего на четыре месяца (сентябрь — декабрь 1941 г.) была свернута работа областного театра и филармонии. А с января 1942 (с момента снятия вражеской оккупации) их деятельность возобновляется. Во втором квартале 1942 г. здесь создается Областной театр эстрады, который за 9 месяцев провел 590 концертов: из них на стационарной сцене — 20, выездных — 120, гастрольных — 70. Состоялось 380 выездов на фронтовые концерты [5].

С 22 октября 1943 г. при филармонии начинает работать Ансамбль русской песни и пляски, его первоначальный состав 39 человек. В 1944 г. состоялось 36 выездных концертов. В июне 1944 г. только в Ржеве прошло 5 концертов. Из воспоминаний корреспондента газеты «Калининская правда» военного времени: «Где-то вдали от города рвались снаряды, стрекотали пулеметы, глухо ухали разрывы мин и бомб™ Еще дымились развалины зданий, зияли глубокие воронки. И вот, почти рядом с фронтом, под сводами высокого здания звучала широкая и раздольная русская песня. Слушала ее необычная аудитория. Концерт шел во фронтовом госпитале. И артисты выступали не на сцене, а в госпитальном коридоре» [8, с. 111].

В августе 1944 г. коллектив из Калининской филармонии принял участие в конкурсных прослушиваниях в Москве в концертном зале им. П.И. Чайковского, где вызвал самые одобрительные отзывы. Он вошел в первую шестерку лучших ансамблей Всесоюзного уровня вместе с известнейшим и популярным московским хором им. М. Пятницкого, а также Уральским, Воронежским, Горьковским (позднее это стал Волжский хор) коллективами, которые были в стране общепризнанными эталонами.

На этом смотре калининцам было присвоено звание «Ансамбль высшей категории». Первым художественным руководителем ансамбля был А. Капульский, его хореографы: Н. Надеждина (позже ставшая основателем легендарного танца «Березка») и Т. Устинова (впоследствии уникальный и самобытный балетмейстер государственного Хора им. М. Пятницкого).

Ярославский театр драмы им. Ф.Г. Волкова с первых дней войны тоже «встал под присягу». Добровольцами ушли в ряды Красной армии директор театра П.П. Левашов, художественный руководитель Д.М. Манский, артисты В.К. Мосягин, В.К. Викторов, С.П. Аве-ричева и др.

Коллективом театра были организованы малые фронтовые бригады для обслуживания воинских частей. Всего за период войны ярославскими артистами было подготовлено 277 спектаклей и концертов на передовой линии фронта. 922 концерта состоялось в гарнизонах и частях области. В госпиталях было организовано 711 читок.

В 1941 г. показано 330 постановок: из них — 10 выездных, 31 в гастрольном варианте, 289 — на базе театра. Сотрудники театра организовали сбор средств в Фонд обороны, а также на именной самолет «Театр имени Волкова» и на подарки бойцам Красной Армии.

Здесь на театральной сцене регулярно демонстрировались гастрольные проекты лучших исполнителей. Среди них: концерты А. Райкина; Ленинградского театра эстрады (1941 г.) и оперного театра им. С.М. Кирова; Краснознаменного ансамбля Красноармейской песни и пляски СССР (рук. А.В. Александров, 1942 г.) и популярных артистов Московской госфилармонии; джаз-оркестра Д. Покрасса (1943 г.) и скрипача Д. Ойстраха; пианиста Л. Оборина и театра музкомедии из г. Иваново (1944 г.).

В годы войны по распоряжению СНК СССР (23 января 1942 г.) и решению местных властей (от 13 марта 1942 г.) на территории Ярославской области были созданы государственные художественные ансамбли Эстонской ССР (г. Ярославль)) и Литовской ССР (г. Пере-славль-Залесский). Именно здесь на Верхневолжье был открыт вокальный талант Г. Отса.

Народная музыкальная культура времен Великой Отечественной войны ХХ в. — тоже весьма важный штрих в истории отечественного искусства. Прежде всего, годы фронтового лихолетья обострили национальное начало. Как итог, именно на тот исторический момент отмечается новый рост фольклорных источников — появление песен-легенд о народных героях, трансплантация известных мелодий на современные литературные тексты, развитие яркой лирической тематики, закрепление новых музыкальных жанров, чему способствовали подъём героических чувств, привязанность к фольклорным корням. В ноябре 1942 г. из действующей армии один из молодых фольклористов писал профессору М.К. Азадовско-му «Немцы не только уничтожают нашу культуру, они поганят ее. Они используют наш же фольклор в борьбе с нами... Таким образом, для фольклористов открылся свой настоящий фронт» [7, с. 10].

Необходимо помнить, что сама постановка проблемы о необходимости сохранения и популяризации фольклорной культуры была озвучена уже в самом начале военных событий. А записи фронтового фольклора начали непосредственно осуществляться с 1942 г., «когда ВДНТ (Всесоюзный Дом народного творчества, Москва) организовал экспедиции по следам боев в освобожденные от оккупации районы» [9, с. 2]. Активный интерес к этому был мотивирован конкурсом собирателей фольклора.

18 ноября 1942 г. областная газета «Северный рабочий» (г. Ярославль) печатает сообщение «Отечественная война в народном творчестве» о сборе фольклора работниками культурно-просветительных учреждений области. К участию в нем привлекаются учителя, библиотекари, избачи и др. работники социальной сферы. Наработанные художественные материалы (песни, сказы, частушки и др.) планируется издать отдельным сборником [10, с. 154].

На Верхневолжье в числе первых исследователей, кто занимался научным изучением народного творчества военной поры, стала А.В. Аракчеева (Гончарова). Одна из глав ее диссертации «Развитие народно-песенной культуры в Ржевском районе» (1949 г.) напрямую посвящена песням войны 1941-1945 гг. [2]. Говоря о фронтовой культуре, А.В. Гончарова, неоднократно писала, что всегда «верным помощником и другом бойцов была русская песня» [6, с. 4].

В первые годы войны выходят своды: «Песни Ленинградских партизан» [12]; «Сталинградские мотивы» [13]; «Фронтовой фольклор» [16]. В послевоенное время многие публикации тоже освещают эту тему: В.Ю. Крупянская и С.И. Минц [11]; Т.М. Акимова

[I]; В. Кравчинская и П. Ширяева [13]; и др. Добавим, что уже в 1946 г. в Гос. Литературном музее (Москва) рукописный фонд художественных документов военных лет составил более 650 песен, свыше 1000 частушек и других записей этнокультуры. Это 700 стихотворений поэтов-фронтовиков, около 300 пословиц, др. жанры народной культуры

[II].

Подводя краткий итог, скажем следующее. Вот уже более семи десятков лет отделяют нас от начала той войны — самой кровопролитной, масштабной и жестокой. Немало важную роль тогда играла и деятельность учреждений культуры и просвещения, которая тоже настраивала на Победу, ковала духовно-нравственный стержень воина-защитника, помогала выдержать нелегкие будни фронта и тыла.

Список литературы

1. Акимова Т.М. Песни Саратовского Поволжья в годы Великой отечественной войны // Литературный Саратов. Кн. 10. — Саратов: Саратовское областное гос. изд-во, 1949.

2. Аракчеева А.В. Развитие народно-песенной культуры в Ржевском районе (К вопросу районного изучения фольклора): Автореферат диссю ... кандидата филологических наук. — Калинин: КГПИ, 1949. — 22 с.

3. Бродова ИА. У Ярославля должна быть своя музыкальная биография // 2-е Алмазов-ские чтения «Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города. — Ярославль: Ремдер, 2002. — 367 с.

4. Гадалова Г.С. Издания военного времени [Электронный ресурс]. URL: http://library. tversu.ru/mdex.php/izbrannye-vystavki/46-otredknig/536-izdaniya-voennogo-vremeni-v-otdele-redkikh-knig. (дата обр. 07.03. 2016).

5. ГАТО. Ф. Р-16. Оп. 2. Д. 1. Л. 1.

6. Гончарова А. О чем шумит ржевский бор // Калининская правда. — 1979. — 5 июля.

7. Гончарова А.В. Золотые зерна. — Тверь: ЧуДо, 2002. — 348 с.

8. Дроздецкая Н.К. Музыкальная жизнь Твери и губернии. — Тверь: ООО «Гид», 2008. — 224 с., ил.

9. КаргинА.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. — М.: Высшая школа, 1988. — 271 с.

10. Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. По материалам ярославской областной газеты «Северный рабочий» / Автор-сост. О. Кузнецова. — Ярославль, Рыбинск: Изд. ОАО «Рыбинский Дом печати», 2005. — 336 с.

11. Минц С.И. Фольклор Великой Отечественной войны в московских архивах. // Советская этнография. — 1946. — № 2. — С.188-192.

12. Песни Ленинградских партизан / Сост.п. Велин. — Л.: б/и, 1943 (2 изд. — 1944 г.).

13. Русские народные песни, записанные в Ленинградской области. 1931-1949 / Сост. В. Кравчинская, П. Ширяева. — М.-Л.: Музгиз, 1950. — 244 с. (с. 53-66).

14. Русский фольклор Великой Отечественной войны: Сб. статей / Отв. ред. В.Е. Гусев. — М.; Л.: Наука, 1964. — 478 с.

15. Сталинградские мотивы: сб. красноарм. песен / Полит. упр. Сталингр. фронта. — М.: Воениздат, 1943. — 32 с.: с нотами.

16. Фронтовой фольклор / Записи, вступ. статья, комментарии В.Ю. Крупянской. — М.: Гос. лит. Музей. 1944. — 132 с.

17. ЯрешкоА.С. Народные песни Великой Отечественной войны. — М.: Композитор, 2012. — 408 с.

18. Ярославская область в годы Великой Отечественной войны / Сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. — Ярославль: ИПК «Индиго», 2010. — 400 с., илл.

УДК 327

Кулакова Нина Николаевна,

кандидат политических наук, ст. преподаватель

Департамента «Политология» Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, доцент кафедры политических технологий, процессов и пропаганды НАНО ВО «Институт мировых цивилизаций», г. Москва,

e-mail: nina261069@rambler.ru.

ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТАКТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

Аннотация. В статье актуализируется внимание на обострение проблем информационного противостояния, рассматриваются основания для расширения масштаба и результативности информационной войны, среди которых уход государства из идеологической сферы, призванной аккумулировать взгляды, идеи и ценности общества. Автор обращается к историческому прошлому российского общества, строящего свою духовную жизнь с опорой на единстве базовых целей и ценностей, выработанном как адаптационный компонент в ходе исторической эволюции. Автор акцентирует внимание на том факте, что государство, отказываясь от воздействия на общественное сознание, по сути уходит и из других форм общественного сознания — моральной, правовой и политической, следствием подобной практики являются утрата ценностных ориентиров, правовой нигилизм, массовый абсентеизм, падение авторитета власти, то есть тех аспектов, от которых, в значительной степени, зависит осуществление государством своих функций, да и само его существование. Автором выражается мнение о насущной необходимости выработки легитимной идеологической доктрины, способной стать ориентиром развития страны и защитой граждан от информационной войны, акценты в которой лежат не столько в области технической безопасности, сколько в мировоззренческой сфере. Ключевые слова: информация, государство, политика, безопасность, общество, гуманизм.

Древняя, как мир практика информационного противоборства, базируясь на современных информационных технологиях, в наши дни обретает новый импульс и планетарный масштаб. Теме изучения различных сторон и аспектов информационной войны посвящено множество научных, околонаучных, а порой и полуфантастических публикаций. На поисковый запрос «информационная война» Google за 0,24 сек. выдаёт 4 980 000 результатов, у Яндекса нашлось 79 млн. результатов, притом этот запрос составил 5 620 показов в августе, традиционно отпускном и каникулярном месяце.

Почему же тема информационной войны стала столь популярна в современном российском обществе? Конечно, не малую роль в подогревании интереса вносят активно муссирующие эту тему СМИ, но не меньшим стимулом роста внимания послужил и личный опыт огромного числа граждан России, столкнувшихся с пониманием диаметральной противоположности взглядов на конфликт в Донбассе ближайших родственников, сослуживцев, друзей детства и юности, проживающих сейчас на Украине.

В продолжающемся противостоянии практически каждый на своем собственном опыте смог убедиться в мощи информационного воздействия, а также в том, что противопоста-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.