Научная статья на тему 'МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. 1941-1943 ГГ.'

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. 1941-1943 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ 1941-1943 ГГ. / ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕРТНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ / ФРОНТОВЫЕ АГИТБРИГАДЫ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузьмина Ольга Михайловна

Статья посвящена проблеме изучения культурной панорамы и выявления фактов и событий музыкально-художественной жизни во время экстремальных условий военного времени на территории Калининского фронта (1941-1943 гг.), созданного для обороны столицы и близлежащих территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Кузьмина Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. КАЛИНИНСКИЙ ФРОНТ. 1941-1943 ГГ.»

Кузьмина Ольга Михайловна,

доцент Ржевского филиала Тверского государственного технического университета, кандидат педагогических наук,

Член Союза композиторов России, Почетный работник культуры и искусства Тверской области,

e-mail: olgakuzmina8@rambler.ru.

Музыкально-художественная жизнь Великой Отечественной войны.

Калининский фронт. 1941-1943 гг.

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения культурной панорамы и выявления фактов и событий музыкально-художественной жизни во время экстремальных условий военного времени на территории Калининского фронта (1941-1943 гг.), созданного для обороны столицы и близлежащих территорий.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, Калининский фронт 1941-1943 гг., просветительная работа, музыкальная культура, концертно-художественная жизнь, фронтовые агитбригады, музыкальное исполнительство.

2016 год - это большая веха в понимании великого философского смысла той эпохи: 75-летие вторжения нацисткой германской армии на территорию нашей страны. Будем помнить, что вступление всего народа в схватку с фашизмом, противоборство двух социальных систем в то судьбоносное четырехлетие охватило тогда не только военную и социально-экономическую сферы обоих государств, но и область их духовной и художественно-творческой жизни.

Актуальность появления данной темы очевидна. Осмысление героики тех военных лет, их трагизма и драматизма, их гуманно сберегающего начала все острее сегодня встает научной проблемой анализа причинно-следственных связей фронтового быта, который складывался из многих вспомогательных средств и ресурсов. В их число были привлечены жанры литературы и искусства, множество видов музыкальной культуры. Особое внимание уделялось наработанным духовным и образовательным традициям, служившим важнейшим фактором и нравственной скрепой патриотической и просветительной деятельности.

Сама значимость изучения страниц культурной жизни военной поры очевидна как для выводов исторической науки и художественного образования, так и в построении научного поиска культурологического, социального, психолого-педагогического знания сегодняшнего дня, в его оптимизации по изучению и пропаганде исторического опыта, понимания основных закономерностей его развития. Следует сказать, что постоянный и устойчивый интерес к «роковым сороковым» с течением времени не угасает, хотя в своей большей части это все же «поддержание огня» на фоне изучения явлений массовой культуры.

Обращение к анализу музыкально-художественной жизни на конкретной фронтовой территории, которая, безусловно, отличалась своей уникальностью и спецификой, пока еще даже не сформировано и не стало предметом практического специального исследования и научного обоснования. И характерно: такой самобытный пласт гуманитарного знания как вопросы истории художественного образования и просвещения, воздействие сил искусства на фронтовые события II Мировой войны - не получает не только полного, но даже частично штрихового осмысления и должного внимания, столь необходимого для воспроизведения целостной панорамной картины той эпохи.

Тверская земля стала ареной крупнейших баталий в эпоху Великой Отечественной войны ХХ века. В их эпицентре стояли жестокие Ржевские сражения, беспримерные бои за города Калинин и Зубцов, Белый и Оленино, да, собственно за каждый населенный пункт, за каждую пядь древних русских поселений.

Для обороны Москвы был создан Калининский фронт, действовавший два года в период 1941-1943 гг. как «оперативно-стратегическое объединение советских войск в Великой Отечественной войне на западном стратегическом направлении» [10, с. 83]. Он был образован директивой Ставки ВГК от 17 октября 1941 г. для объединения войск, прикрывавших столицу с северо -запада. В его состав вошли 22, 29, 30, 31 армии правого крыла Западного фронта. Далее в состав Калининского фронта в разное время входили 20, 39, 41, 43, 58 армии, 3 и 4 ударные и 3 воздушная армия.

Осенью 1941 г. войска фронта провели Калининскую оборонительную операцию, сдержав и не допустив врага к Москве. Наиболее ожесточенные сражения, которые поглотили и исковеркали миллионы жизней, относятся к 1942 г. Только 3 марта 1943 г. был освобожден Ржев, оккупация которого продолжалась с 14 октября 1941 г.

Два «Города воинской славы» Тверь и Ржев; 3 крупных населенных пункта: Белый, Зубцов и Оленино зачислены в ранг городов «Солдатской доблести» - такие нравственно-ценностные планки той войны. А это дорогого стоит.

Приведем один факт. Летом 1942 г. на территории Калининского фронта в самый разгар ожесточенных боев на Ржевской земле генерал-полковник И. Конев вызвал музыкальный ансамбль из Москвы для подкрепления духа бойцов. Его напутствие было предельно простым и ясным. Он сказал тогда музыкантам: «Отечественная война требует огромнейшего напряжения: сил, напряжения нервов, требует разрядки, отдыха, и в этот небольшой промежуток времени надо не только дать бойцу возможность отдохнуть, но и влить в него струю бодрости песней, пляской, словом — пробудить в нем новые силы для дальнейшей борьбы, для победы! Надеюсь на Вас. Ваше оружие — это ваши песни, ваши инструменты, ваше искусство!» [16, с. 55]).

Говоря о повседневной жизни времен ВОВ ХХ в., стоит сказать, что собственно сам военный быт трудных будней состоял из многих факторов образования и просветительства. Кроме книжных изданий, это публикация и

повсеместное обязательное распространение листовок, где печатались популярные и известные песни военного времени; регулярные полевые концерты лучших отечественных исполнителей, которые подчас проходили прямо на боевых позициях; трансляции музыкальных передач на радиоточках. Кроме того, сюда входила работа читален и малых клубных сообществ.

Немалая доля в становлении культурного образования среди бойцов Красной армии отводилась музыкально-художественной практике. Организованно было поставлено дело концертного обслуживания военных частей фронта. В Ржеве, например, уже летом 1941 г. при госпитале создается концертная бригада и хор, которые регулярно выезжали на боевые рубежи. Ими руководил П.П.Павлов - известный на Верхневолжье хормейстер и музыкант [9, с. 5]. Военный маршрут ржевских артистов (Тула-Осташков-Резекне-Каунас) закончился только в 1945 г.

Агитбригадное обслуживание Калининского фронта включало творческие встречи с поэтами-песенниками и писателями. Здесь выступали: Ц. Солодарь, И.А.Васильев [1], А.А. Фадеев, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов (свое стихотворение «Жди меня» К.М. Симонов написал в ржевских Мончаловских лесах), А.А. Сурков, С. Хаким (Хакимов), М. Лисянский, Б.Н. Полевой, С. Островой, М. Джалиль (Залилов), М. Светлов и др.

При фронте постоянно действовал Ансамбль песни и пляски. Он был создан в 1941 г. и только в 1943 г. вошел в штат Калининской филармонии.

О буднях коллектива рассказывает его участник Г. Пожидаев. «Лето 1942 года, конец июля. Беспрерывные дожди. В течение двух с половиной месяцев ансамбль работает на передовой линии. Концерты даем на расстоянии одного -двух километров, а нередко 800—700 метров от немецких окопов. Зачастую приходится ползти по простреливаемой противником местности. Несмотря на все трудности, ансамбль дает с переходами всем составом по три, четыре и даже по пять концертов в день (наш «день» начинается рано утром и заканчивается поздно ночью). Ночные концерты даются в сараях, палатках, при свете коптилок, автомобильных фар. 30 июля 1942 года наши части в районе Ржева перешли в наступление. Ансамбль разбился на три группы: первая давала концерты для раненых (под баян); вторая работала санитарами, препровождая раненых в санчасти, бинтуя, снабжая кипятком и т.д.; третья группа участвовала в разборке полуразрушенных изб и налаживании из бревен въездов, мостов для прохода танков и артиллерии, которые буквально тонули в грязи. В результате боевых действий наших войск были освобождены города Карманово, Погорелое Городище, Зубцов. О работе ансамбля было отмечено в донесениях по 29-й и 30-й армиям» [13, с. 32-34].

С Калининским фронтом связаны выступления Ансамбля песни и пляски Советской армии, которым руководил А.В. Александров, долгое время до войны работавший в Твери и Бологое.

Из воспоминаний музыкантов: «Выступать часто приходилось бригадами, маленькими концертными группами, даже дуэтами. Зайдут, бывало, Н. Фокин с баянистом Н. Ризолем в землянку, куда набьется столько народу, что и дышать

нечем, и начинают концерт. Сначала исполняют по программе, а потом выполняют заявки» [16, с. 52].

Музыканты, наверное, всегда чуть больнее чувствовали нужность своего ремесла в жестокой военной машине. Из воспоминаний: «Когда же порою бывает очень тяжело, когда артисты сникают, устают, всегда откуда-то берутся новые и, кажется, неисчерпаемые резервы сил. Таким «духовным нашатырем» была ненависть к врагу. После четырех-пяти концертов, зимой, на открытом воздухе, певцы не могут петь, у танцоров от «плохой сцены» растяжение связок, и у нас появляется невольная досада при вести, что предстоит еще один концерт. Но провожающий нас по проходам в минных полях комбат, не оборачиваясь, говорит: «Здесь был лагерь для советских военнопленных». И, показывая рукой на выдолбленный, лежащий в грязи ствол дерева, добавляет: «Сюда наливалась бурда, которую наши советские люди должны были есть, стоя на коленях, прямо ртом...». И нас охватывает такая ненависть к врагу, что мы забываем про усталость. Красноармеец, танцор-баянист Андрей Науменко берет баян и, несмотря на больную ногу, пляшет, улыбаясь, поет частушки. И вот уже его смех заражает слушающих бойцов... Мне вспоминаются слова одного из героев-панфиловцев: «Смех — это дело серьезное на фронте» [13, с. 32-34].

С фронтом была связана фронтовая дорога многих музыкантов: композитора - песенника В.П. Соловьева-Седова [11], балалаечника М. Рожкова и др. Здесь выступали известные и популярные артисты. Своим творчеством они помогали выжить в трудные военные годы солдатам и офицерам, тыловым рабочим и крестьянам.

Известно, что фронт неоднократно в 1941-43 гг. обслуживал с концертной бригадой советский эстрадный певец и исполнитель джазовых композиций Л.О. Утесов. За первый год войны музыкант и его оркестр дал свыше 200 концертов, многие из которых прошли в действующей армии Калининского фронта [12].

Беспримерные концерты К.И. Шульженко неизменно включали ее лучший репертуар: "Синий платочек" Е. Петербургского, "Мы будем вспоминать" М. Табачникова и др.

В апреле-мае 1942 г. на Калининском фронте в действующей армии выступают артисты фронтовой группы театра им. Е.Вахтангова. Бригада обслуживала Управление фронта, после чего была направлена в армию генерал -лейтенанта Д.Д. Лелюшенко и отработала во всех подразделениях.

Из фронтовой газеты «Вперед на врага» (1942, 16 апреля) «Артисты в гостях у воинов». «На [Калининский] фронт прибыла военно-шефская бригада московского театра им. Вахтангова под руководством И. Спектора и А. Габовича. Выступления артистов пользуются у бойцов огромным успехом. В программе выступлений: спектакль «Свадебное путешествие», художественное чтение — Граве, пьеса «Солдат Зедельмейер», комедия «С теплым ветром», скетч «Со всяким может случиться», водевиль «Аз и Ферт».

Поездка происходила в весеннюю распутицу, когда 150 км по пути в армию пришлось преодолевать 11 суток. Работа протекала на передовых, случалось играть и под огнем. Особый интерес представлял для бригады опыт

показа целого спектакля в обстановке передовых позиций. Он оказался весьма удачным. Представление целой пьесы производит на бойцов глубокое впечатление. Там, где невозможно было играть спектакль, играли концерты». На Калининском фронте бригада работала два месяца. За время с 8 по 13 апреля 1942 г. бригада артистов дала в частях и подразделениях фронта 15 концертов и спектаклей [8].

Не менее значим вклад театрального искусства в музыкально -художественную жизнедеятельность фронта, и, прежде всего, это творческая работа Калининского драмтеатра. В Тверском Центре новейшей документации (фонд Р-47, оп.1) сохранились документы, повествующие о его трудных военных буднях.

О пребывании на боевых позициях остались воспоминания артистов отечественного театра, кино, цирка, кинооператоров. Незаживающая рана от утраты тогда многих из них до сих пор болезненно бередит память и поныне. В районе Ржева погибли архитекторы: К.Ф. Арбузов, А.Г. Сахаров, В.С. Гриневицкий, Н.С. Янпольский.

На нужды фронта трудящиеся всей страны вносили денежные пожертвования. Так, только жители небольшого города Вышний Волочек (Калининская обл.) внесли за время войны 42 миллиона 360 тысяч рублей. В местном музее хранится текст телеграмм с благодарностью от И.В. Сталина и Красной Армии. Одна из них пришла в адрес городского театра: «Прошу передать сотрудникам Вышневолоцкого театра, собравшим 32697 рублей на строительство танков и боевых самолётов, мой братский привет и благодарность Красной Армии. Сталин» [5].

Фольклорная культура времен ВОВ ХХ в. - тоже важный штрих в истории искусства. Говоря об историографии вопроса, стоит сказать, что постановка проблемы о необходимости сохранения и популяризации фольклорной культуры была озвучена уже в самом начале войны. А записи фронтового фольклора начали осуществляться с 1942 г., когда Всесоюзный Дом народного творчества (Москва) организовал экспедиции по следам боев в освобожденные от оккупации районы. Интерес к этому был мотивирован конкурсом собирателей фольклора [14].

Подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема постановки вопроса об изучении музыкально-художественной жизни в ситуациях военного времени имеет свои корни, но исследованного либо изданного тематического материала крайне мало.

2. Представленная информация показывает, насколько велик и уникален сам факт культурного созидания в моменты сложнейшего выживания фронтовой эпохи.

3. На территории Калининского фронта состоялось художественно -творческое «боевое крещение» многих известных литераторов и деятелей искусств: музыкантов, певцов, чтецов, композиторов.

Вот уже 70-летие Победы маршевым и колокольным звоном прозвучало едва ли не в каждой российской семье, где вспоминался свой герой, вставший тогда на защиту родного Отечества. Юбилейное событие и символ духовного

триумфа не только России, но и мира вновь всколыхнули историческую память, неугасимая свеча которой тревожит уже многие поколения.

В хранилищах архивов и библиотек находится множество литературно -музыкальных документов периода ВОВ ХХ в., отсмотреть, исследовать, проанализировать и раскрыть содержание которых - насущная задача специалистов: теоретиков и практиков. И пусть юбилейные даты Великой Победы станут новым стартом в познании этих уникальных страниц истории России.

*Исследование выполнено в рамках поддержанного РГНФ и Правительством Тверской области научного проекта № 16-14-69005. Руководитель проекта: Кузьмина Ольга Михайловна.

Список литературы:

1. Васильев И.А. Путешествие с книгой в рюкзаке - М.: Московский рабочий, 1977. 183 с.

2. Кузьмина О.М. Военные песни Ржевского края - Ржев: ГУ РПП, 2005.68 с.

3. Летопись советского театра периода Великой Отечественной войны // Театр.

- М., 1945. С.165 -223.

4. Минц С.И. Фольклор Великой Отечественной войны в московских архивах // Советская этнография, 1946, №2.

5. Монахова Г. Вышневолоцкий край в годы войны 1941-1945 - СПб, 2006. С.13-14.

6. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны. Статьи, воспоминания. М.: Музыка, 1970. С.45-58.

7. Надеинский Е. Этот день мы приближали, как могли... // Музыкальная жизнь, 1985. № 9. С. 22.

8. Отчет о работе фронтовой группы театра им. Е.Вахтангова. (Не ранее 24.12.1942 г.). Архив Театра им. Е. Вахтангова. Рукопись.

9. Павел Петрович Павлов. Сост. и ред. О. Кузьмина - Ржев: ГУ РПП, 2004. 31 с.

10. Ржев. Словарь-справочник. Сост. О.А. Кондратьев - Ржев: Изд-во филиал ГУПТО.182 с.

11. Соловьев-Седой В.П. Воспоминания. Статьи. Материалы / Сост. С.М. Хентова - Л.: Сов. композитор, 1987. 287 с.

12. Утесов Л.О. Желанные гости бойцов // Музы вели в бой. - М., 1985. С. 147150.

13. Фрид Гр. Фронтовые заметки // Советская музыка, 1947, № 3. С. 32-34.

14. Фронтовой фольклор. Записи, вступ. статья, комментарии В.Ю. Крупянской

- М., 1944.

15. ЦАОДМ. Ф. 5196. Инв. № 1500. Л. 2-4, 8, 15-16.

16. Шилов А. Краснознаменный ансамбль Советской Армии - М.: Музыка, 1964. С. 53-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.