Научная статья на тему 'ВКЛАД ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН В РАЗВИТИЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ВКЛАД ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН В РАЗВИТИЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проблема женского образования / школы грамотности / мусульманская секция / местное население. / The problem of women's education / literacy schools / Muslim section / local population.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насретдинова Д.

В данной статье речь пойдет о татарских женщинах, занимавшихся просветительской деятельностью в конце XIX начале XX веков в Туркестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF TATAR FEMALE TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF TURKESTAN EDUCATION

In this article spoken about tatar woman which worked in the field of education in Turkistan in the and of XIX century and the beginning of XX century.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН В РАЗВИТИЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Насретдинова Д., кандидат исторических наук

доцент

Наманганского инженерно-технологического института

ВКЛАД ТАТАРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ-ЖЕНЩИН В РАЗВИТИЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье речь пойдет о татарских женщинах, занимавшихся просветительской деятельностью в конце XIX начале XX веков в Туркестане.

Ключевые слова: проблема женского образования, школы грамотности, мусульманская секция, местное население.

Nasretdinova D., candidate of historical sciences

associate professor Namangan Engineering and Technology Institute

CONTRIBUTION OF TATAR FEMALE TEACHERS TO THE DEVELOPMENT OF TURKESTAN EDUCATION

Resume. In this article spoken about tatar woman which worked in the field of education in Turkistan in the and of XIX century and the beginning of XX

century.

Kew words: The problem of women's education, literacy schools, Muslim section, local population.

После Февральской революции 1917 года большевики захватили власть и с первых же лет своего правления уделяли особое внимание образованию женщин. Для решения проблемы образования женщин были созданы школы грамотности. Эти школы работали летом. В частности, в Туркестанском государственном университете при мусульманском отделении летом были организованы женские школы второго уровня.

Эти школы действовали с 14 мая по 17 июня 1918 г., 4 из них предназначались для женщин. В этих школах проводились занятия по таким предметам, как родной язык, арифметика, гигиена, естествознание и даже кройка и шитье. Одна из женских школ открылась в той части Ташкента, где компактно проживали русские. Школой руководила татарка Сагадат Еникеева. Здесь обучалось 95 студентов.

В период после Октябрьской революции 1917 года произошел подъем и расширение деятельности татарских женщин в Туркестанской области. Причина этого кроется в повышенном внимании со стороны большевиков к просвещению женщин и повышению их культуры. Приказом Наркомата народного просвещения Туркестана № 283 от 22 ноября 1919 года Сагадат

Еникеева, преподаватель Староместского отделения Областной народной консерватории, рекомендовала в распоряжение Наркомата народного просвещения Сагадат Еникееву: оставив члена Староместского народного образования, был назначен на должность помощника заместителя отдела дошкольного образования. Приказ подписали комиссар народного образования Эфендиев и делопроизводитель И. Янбаев. Для укрепления своей власти большевики поставили цель: привлечь сторонников из числа местных женщин.

В достижении этой цели женщины татарской национальности были посредниками и помощницами. В частности, почти во всех реформах, проводимых в сфере образования и культуры, «эффективно» использовались татарские женщины; их постоянное стремление вперед, их напористость, работа от души, их положительные качества отвечали интересам господствующей партии; Привлечение местных женщин к просветительской культурной работе проходило в некоторой степени легко. Местное население хорошо понимало язык татарских женщин по сравнению с русскоязычными. Все это устраивало политическое руководство большевиков. Большевистское Советское правительство, назначая татарских женщин на высокие государственные должности, ставило своей целью назначение на такие должности местных женщин.

Эта политика основывалась на стремлении привлечь местных женщин к производству и, как следствие, получить «дешевую рабочую силу». 23 мая 1923 года в женском учебном заведении состоялся педсовет, в нем приняли участие А. Авляни, Марк, Котельникова, Бахтиярова, Шафигуллина, Зиямухамедева, Янгулатова, Сабир Кариев. В повестку дня педсовета также вошел вопрос о назначении С. Еникеевой и Кучуковой преподавателями образовательного учреждения. Большинством голосов учителем была назначена С. Еникеева. В короткий срок, то есть через год, в 1923 году, Сагадат Еникеева стала директором учебного заведения, поскольку С. Еникеева любила свою работу, отличалась профессионализмом, а также обладала способностями к руководству. Благодаря целеустремленности и любви к своей профессии она добилась больших успехов.

В подтверждение этого приведем статью «Краткая история Узбекского женского учебного заведения» в газете «Туркистон» от 14 сентября 1923 года. В этой статье дается высокая оценка деятельности С. Еникеевой. В 1923 году 12 октября было организовано торжественное мероприятие, посвященное вручению «Аттестата» первым выпускникам этого учебного заведения. Было приглашено много гостей, в частности, среди приглашенных был татарский просветитель Шакиржан Рахимий, который вел плодотворную деятельность в области образования в Туркестане. В поздравительной речи, адресованной выпускникам, он рассказал о том, как было организовано учебное заведение, что первым руководителем была Фатима Ханум Сутюшева, затем Загида Бурнашева,

Анвар Яушева, Гариф Музаффаров, Маннон Рамз, Усман Тохтаходжаев, Салимхан Тиля-ханов, А..Авляни. Он отметил, что их вклад в развитие и укрепление дела образования неоценим.

Как видно из приведенных материалов, в результате пропагандистской деятельности и привлечения в данное учебное заведение девушек местной национальности, в результате плодотворной деятельности татарских женщин, большинство выпускников учебного заведения составляют узбеки. На торжественном заседании администрация женского учебного заведения вручила выпускницам книгу «Фан ва тарбия сабоклари», а также золотые значки с надписью «Тахой-то, несущий свет знаний Тыму». Затем от имени исполкома и отдела образования Старогородского района были вручены подарки - папки с надписью «От Центра».

В конце встречи все присутствующие сфотографировались на память, затем все сели за праздничный дастархан и С. Еникеева рассказала, что платья и шелковые платки, подаренные выпускникам, - это подарок преподавателей учебного заведения. Как видно из вышеизложенного, торжественное вручение аттестатов первым выпускникам стало причиной роста любви к учебному заведению, к строго существующему, к «Родине -Матери». Именно благодаря этому осуществлялась подготовка доверенных представителей из числа местных женщин, которые послужат укреплению советской власти и реализации целей правящего политического руководства. В результате плодотворной деятельности татарских учителей вырос авторитет учебного заведения; большинство студентов были узбеками. Например, по данным 1919 г., среди студентов было всего 9 узбеков и 15 татар; в 1920 году среди студентов было уже 120 узбеков и 30 татар.

Как видим, это был результат пропагандистской работы татарских учителей. Правительство «эффективно» использовало татарских женщин для выполнения своих задач. Как подчеркнула руководитель школы С.Ени -кеева, в образовательном учреждении организованы читальный зал и библиотека, театрально-музыкальный кружок. Театрально-литературный кружок ставил спектакли и давал концерты для женщин местной национальности в областном женском клубе. Для любителей музыки были организованы фортепианный и балалайочный клубы; членами клубов были более 30 женщин. В 1923 году был реформирован преподавательский состав женского учебного заведения. Были приглашены лучшие педагоги и воспитатели города Ташкента, это: 1. Насретдинова - опытный педагог, 2. Бахтиярова М. - опытный педагог, 3. Капкаева Хадича - опытный педагог, 4. Яушева Марьям - опытный педагог. преподаватель, 5. Бурнашева Загида - опытный педагог, 6. Рамгулова - опытный педагог и один педагог - Алиева.

В заключение следует отметить, что в результате создания системы образования и школ по ликвидации неграмотности среди местных женщин

и их эффективного функционирования возросла социальная активность женщин и степень их грамотности. Для достижения этих целей правящее политическое руководство «плодотворно» использовало труд татарских женщин. Мы можем проследить прогресс в области женского образования за исследуемый период в результате проведенных реформ. Однако советское правительство не ставило перед собой цели ликвидировать неграмотность; настоящей целью правительства было, наряду с осуществлением всех мер и решений по укреплению власти, привлечение женщин к общественному производству и их использование. На этом пути правящая политическая сила использовала татарских женщин как средство достижения своей цели.

Использованные источники:

1. Пионерские галстуки, которые подарили на торжественных царимониях

2. Эрмат. Узбек хотин-кизларбилим юрти киска тарихидан // Туркистон,1923, 14 октябр

3. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. М. 1925, -С.79

4. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. М. 1925, -С. 78

5. НА Уз. Ф. Р-34, Оп-1, д.1333, л.224

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.