Научная статья на тему 'ВКЛАД ЖЕНЩИН ТАТАРСТАНА В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ'

ВКЛАД ЖЕНЩИН ТАТАРСТАНА В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
35
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ШКОЛЫ ПО ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ / УЧИТЕЛЯ ТАТАРКИ / ЖЕНСКИЕ ШКОЛЫ В ТУРКЕСТАНЕ / ЖЕНСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ КРАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насретдинова Дилфуза

В данной статье рассматриваются усилия правящей в Туркестане партии по привлечению к обучению местных женщин в первые годы советской власти, а также учителей-татарок, работавших преподавателями в узбекских женских школах и краткосрочных курсах ликвидации неграмотности, ее деятельность освещается на основе периодических изданий и архивных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF THE WOMEN OF TATARSTAN TO THE DEVELOPMENT OF PUBLIC EDUCATION IN TURKESTAN

This article discusses the efforts of the ruling party in Turkestan to attract local women to education in the early years of Soviet rule, as well as Tatar teachers who worked as teachers in Uzbek women's schools and short-term illiteracy courses. its activities are covered on the basis of periodicals and archival sources.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ЖЕНЩИН ТАТАРСТАНА В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ»

26

"CHRONOS" ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ #1(24), 2022

ВКЛАД ЖЕНЩИН ТАТАРСТАНА В РАЗВИТИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКЕСТАНЕ

Дилфуза Насретдинова

доцент кафедры «Общественные науки» Наманганского инженерно-технологического института

THE CONTRIBUTION OF THE WOMEN OF TATARSTAN TO THE DEVELOPMENT OF PUBLIC

EDUCATION IN TURKESTAN

Dilfuza Nasretdinova

Associate Professor of the Department of Social Sciences Namangan Institute of Engineering and Technology

Аннотация. В данной статье рассматриваются усилия правящей в Туркестане партии по привлечению к обучению местных женщин в первые годы советской власти, а также учителей-татарок, работавших преподавателями в узбекских женских школах и краткосрочных курсах ликвидации неграмотности, ее деятельность освещается на основе периодических изданий и архивных источников.

Abstract. This article discusses the efforts of the ruling party in Turkestan to attract local women to education in the early years of Soviet rule, as well as Tatar teachers who worked as teachers in Uzbek women's schools and short-term illiteracy courses. its activities are covered on the basis of periodicals and archival sources.

Ключевые слова: Женское просвещение, школы по ликвидации неграмотности, учителя татарки, женские школы в Туркестане, женская интеллигенция края.

Keywords: Women's education, schools for the eradication of illiteracy, Tatar teachers, women's schools in Turkestan, the female intelligentsia of the region.

После февральского политического переворота 1917 года большевики захватили власть и с самых первых лет своего правления особое внимание уделили просвещению женщин. Для решения проблемы просвещения женщин, были созданы школы по ликвидации неграмотности. Эти школы функционировали в летний период. В частности, в Туркестанском государственном университете при секции мусульман были организованы в летний период школы второй степени для женщин.

Эти школы функционировали с 14 мая по 17 июня 1918 г, 4 из них были предназначены для женщин. В этих школах проводились занятия по таким предметам как родной язык, арифметика, гигиена, природоведение даже кройка и шитьё [1, л.337]. Одна из женских школ была открыта в той части Ташкента, где компактно проживали русские. Школой руководила татарка Сагадат Еникеева. В ней обучалось 95 учеников. Ещё одна такая же школа была открыта в районе Бешягач города Ташкента, директор этой школы была тоже татарка Муршида Исмоилова, в ней обучалось 38 женщин. Третья школа была организовано на Кукче, директором там была татарка Мухамедова (имя её нигде не зафиксировано - Д. Н.), в ней обучалось 15 женщин. Четвёртая школа была открыта на Тахтапуле, её временном директором была татарка С. Рахимова, в той школе обучалось 14 женщин [2, л.338].

Цель, которую преследовало правящее политическое руководство при создании таких школ, подготовка своих сторонников (выделено нами- Д.Н.) из числа местных женщин. Этот путь служил политическим средством для претворения в жизнь вышеуказанных задач. 25 октября 1919 года открылось «Туркестанское женское учебное заведение» [3, л. 4; 9]. Цель открытия этого учебного заведения обеспечение первой степени народных школ учителями- женщинами. Для того, чтобы привлечь женщин в эти школы правительством воспользовалось татарскими женщинами как посредниками (выделено нами-Д.Н.), религия и язык которых были близки узбекам. Естественно, что в Туркестане, где были сильны традиционные национальные обряды, в условиях религиозного запрета, местным женщинам было сложно выйти на улицу переступить порог дома. Поэтому учителями и учениками в этих учебных заведениях были в основном женщины-татарки.

Большевики поставили перед собой цель подготовить среди местных женщин «доверенных партнеров» и поэтому сочли целесообразным ликвидацию безграмотности среди них и повышение уровня их образования. Именно в этих целях советское правительство организовало школы по ликвидации безграмотности на местах. Однако в таких школах не хватало женщин-учителей. Одной из актуальных задач повестки дня была подготовка учителей в школы по ликвидации безграмотности.

В целях скорейшего решения этой задачи в 1919 году было уделено большое внимание разработке системы краткосрочных курсов. В частности, в Ташкенте были организованы краткосрочные годичные курсы по подготовке учителей-преподавателей местной национальности. Позднее точно такие курсы были созданы в «Узбекском женском учебном заведении». В те времена это учебное заведение среди населения называлось дорулмуаллимат

"СНРЮЫОБ" ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ #1(24), 2022

27

(это название встречается на страницах местной печати-Д. Н.). В этом учебном заведении в основном работали учителя татарки. В результате их деятельности были привлечены местные женщины.

Для закрепления своей власти большевики поставили цель: привлечения сторонников из числа местных женщин. В осуществлении этой цели посредниками и помощниками явились женщины татарской национальности. В частности, почти во всех реформах, проводимых в сфере просвещения и культуры были «эффективно» использованы женщины татарки, их постоянное стремление вперёд, их напористость, работа от души, их положительные качества подошли интересам господствующей партии, привлечение местных женщин к культурно - просветительской работы прошло в некоторой степени легко. Местное население хорошо понимало язык женщин татарок, по сравнению с русскоговорящими женщинами. Всё это подошло политическому руководству большевиков. Большевистское советское правительство путём назначения на высокие государственные должности женщин татарок ставило своей целью назначения на такие должности местных женщин.

В основе этой политики лежало стремление к привлечению местных женщин в производство и обретение в результате «дешёвой рабочей силы». 23 мая 1923 года в учебном женском заведении состоялся педагогический совет, в нём приняли участие А. Авляни, А. Марк, А. Котельникова, М. Бахтиярова, Н. Шафигуллина, А. Зиямухамедева, М. Янгулатова, Сабир Кариев. На повестке дня педагогического совета стоял также вопрос о назначении воспитателями учебного заведения С. Еникеевой и К. Кучуковой. Большинством голосов С. Еникеева была назначена воспитателем [3, л.119]. За короткое время, т. е. за год, в 1923 году Сагадат Еникеева стала директором учебного заведения, потому что С. Еникеева любила своё дело, отличалось профессионализмом, а также имела способности руководителя. Благодаря своей преданности и любви к профессии она достигла больших успехов.

В качестве подтверждения этого мы приведём статью «Краткая история узбекского женского учебного заведения» в газете «Туркестан» от 14 сентября 1923 года. В этой статье даётся высокая оценка деятельности С. Еникеевой. В 1923 году 12 октября было организовано торжественное мероприятие, посвящённое вручению «Свидетельство» первым выпускникам этого учебного заведения. Было приглашено множество гостей, в частности, среди приглашённых был татарский просветитель Шакирджан Рахимий, который вёл плодотворную деятельность в сфере просвещения Туркестана.

В своём поздравительном слове, обращённом к выпускникам, он рассказал о том, как было организовано учебное заведение, что первым руководителем была Фатима - ханум Сутюшева, затем Загида Бурнашева, Анвар Яушева, Гариф Музаффаров, Маннон Рамз, Усман Тохтаходжаев, Салимхан Тиляханов, Абдулла Авляни. Он отметил, что их вклад в развитие и укрепление дела просвещения неоценим. Деятельность Сагадат Еникеевой в качестве руководителя учебного заведения была высокого оценена Шакирджаном Рахимий. Он особо подчеркнул, что благодаря усилиям С. Еникеевой учебное заведение достигло больших успехов.

После окончания речи Ш. Рахимий, заведующая научным отделом учебного заведения Загида Бурнашева вручила первым выпускникам «Свидетельство», их имена:

1. Манзура Собир

2. Назми Махзум

3. Тожи Рустамбек

4. Самида Тожи

5. Робия Насриддин

6. Хосият Зиёмухаммад

7. Манзура Янгулатова

Из вышеперечисленных 1 татарка и 6 узбечек. Как видно из приведённых материалов, в результате ведения пропагандистской деятельности и привлечения девушек местной национальности в это учебное заведение, в результате плодотворной деятельности учительниц татарок, большинство выпускников учебного заведения узбечки. На торжественном собрании администрация женского учебного заведения вручила выпускникам книгу «Фан ва тарбия сабоклари» а также золотые значки с надписью «Такой-то, нёсшей свет знания во тьму». Затем были вручены подарки от имени исполкома и отдела просвещения Старогородского района, папки с надписью «От ЦК партии», также платья и шёлковые платки. От имени молодёжи выступил Алимджанов (имя не показано в источниках-Д.Н), который поздравил выпускников и пообещал открыть специальные читальные залы для выпускников, вручил им пионерские галстуки46.

По окончании собрания все присутствующие сфотографировались на память, затем все сели за праздничный дастархан и С. Еникеева сказала о том, что платья и шёлковые платки, вручённые выпускникам - это подарок преподавателей учебного заведения [4; 8]. Как видно из вышесказанного, торжественное вручение свидетельств первым выпускникам явилось причиной повышения любви к учебному заведению и Родине. Именно посредством этого велась подготовка доверенных представителей из местных женщин, которые служили бы укреплению советского правительства, претворению целей правящей политического руководства. В результате плодотворной деятельности татарских преподавателей вырос авторитет учебного заведения, большинство студентов были узбечками.

46 Речь идет о пионерских галстуках, которые подарили на торжественных церемониях

28

''CHRONOS'' ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ #1(24), 2022

Например, по данным 1919 года среди студентов было всего 9 студенток-узбечек и 15 студенток-татарок, в 1920 году среди учащихся было уже 120 узбечек и 30 татарок [5, с.79].

Как мы видим, это был результат пропагандистской работы преподавателей-татарок. Правительство в целях осуществления своих задач «эффективно» использовало татарок. Как подчёркивала заведующая С. Еникеева, в учебном заведении было организованны читальные залы, библиотека, театральные и музыкальные кружки. Театральный и литературный кружок ставил спектакли и давал концерты для женщин местной национальности в краевом женском клубе. Для интересующихся музыкой были организованы кружки игры на рояле и балалайке, членами кружков были больше 30-ти женщин [5, с.78]. В 1923 году заново был сформирован преподавательский коллектив женского учебного заведения. Были приглашены лучшие педагоги и воспитатели города Ташкента, это: М. Насретдинова, M. Бахтиярова, X. Капкаева, M. Яушева, O. Бахтиозина, C. Яушева, M. Юсупова, Ш. Бойбурова, З. Бурнашева, Х. Рамгулова и одна воспитательница А. Алиева [2, л.224].

В качестве вывода необходимо отметить, что в результате создания просветительской системы и школ ликвидации безграмотности среди местных женщин и их эффективного функционирования выросла социальная активность местных женщин и степень их грамотности. В осуществлении этих целей правящее политическое руководство «плодотворно» использовало труд татарских женщин. Мы можем проследить прогресс в сфере женского образования в результате проведённых реформ 1917-1925 г. [10; 11].

Однако советское правительство не имело целью ликвидации безграмотности, подлинная цель правительства привлечения к общественному производству местных женщин и использования их наряду с осуществлением всех мероприятий и решений по укреплению власти. На этом пути правящая политическая сила использовала татарских женщин в качестве средства достижения своей цели.

Благодарности.

Автор выражает благодарность рецензентам: доктору философских наук, профессору кафедры Общественные науки Наманганского инженерно-технологического института А. М. Мирзахмедова и доценту Н. М. Лукашовой, критические замечания которых очень помогли в подготовке данной статьи.

Источники и материалы

1.Ц ГА РУз ф. Р- 34, Оп-1, д.110, л. 337

2.ЦГА Р Уз ф.Р-34, О-1, д.110, л. 338

3.ЦГАР Уз ф. Р-34, Оп-1, д. 386, л. 4

4.Эрмат. Узбек хотин-кизлар билим юрти киска тарихидан // Туркистон, -1923, -14 октябрь

5. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. -М.: 1925. С.79

6. За пять лет. Сборник по вопросам работы коммунистической партии среди женщин Средней Азии. -М.: 1925. С. 78

7. ЦГА РУз ф. Р-34, Оп-1, д.1333, л.224

8.Расулов А. Н. Интернациональная помощь партийных организаций, трудящихся Средневолжкого региона народам Туркестана (1918-1924 гг.): Дисс. ... канд. истор. наук. - Казань, 1990. 258 с.

9.Чеботарёва В.Г. Узбекистон хотин кизлари янги жамиятнинг актив курувчилари. - Тошкент: Билим, 1987. - 26 б.

10.Турдиев Ш. Среднеазиатские татары: роль и значение в культурной и политической жизни Туркестана первой четверти XX веков//Ислам в татарском мире: история и современность. Материалы международного симпозиума, -Казань: 29 апреля-1 мая 1996 г. С. 169

11. Садыкова В. Свободная женщина советского Узбекистана. - Ташкент: Изд. «Кзыл Узбекистан» и «Правда востока», 1950. 47 с.

References

1.C GA RUz f. R- 34, Op-1, d.110, l. 337

2.CGA R Uz f.R-34, O-1, d.110, l. 338

3.CGAR Uz f. R-34, Op-1, d. 386, l. 4

4.Ermat. From the short history of the Uzbek women's educational institution // Turkestan, -1923, -14 October

5.Za pyat' let. Sbornik po voprosam raboty kommunisticheskoy partii sredi zhenshchin Sredney Azii. -M.: 1925. P.79

6.5. Za pyat' let. Sbornik po voprosam raboty kommunisticheskoy partii sredi zhenshchin Sredney Azii. -M.: 1925. P.78

7. CGA RUz f. R-34, Op-1, d.1333, l.224

8.Rasulov A. N. Internatsional'naya pomoshch' partiynykh organizatsiy, trudyashchikhsya Srednevolzhkogo regiona narodam Turkestana (1918-1924 gg.): Diss. ... kand. istor. nauk. - Kazan', 1990. 258 p.

9.Chebotarova V.G. uzbekiston khotin kizlari yangi zhamiyatning aktiv kuruvchilari. - Tashkent: Bilim, 1987. - 26 b.

"CHRONOS" OE^ECTBEHHblE HAyHH #1(24), 2022

29

10.Turdiev Sh. Central Asian Tatars: role and significance in the cultural and political life of Turkestan in the first quarter of the 20th century//Islam v tatarskom mire: istoriya i sovremennost'. Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma, -Kazan': 29 aprelya-1 maya 1996 g. S.169

11.Sadykova V. Svobodnaya zhenshchina sovetskogo Uzbekistana. - Tashkent: Izd. «Kzyl Uzbekistan» i «Pravda vostoka», 1950. 47 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.