Научная статья на тему 'ТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТУРКЕСТАНА'

ТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТУРКЕСТАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
147
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ-ТАТАРКИ / ТУРКЕСТАН / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНА / TATAR WOMEN / CHARITIES / THEATER PERFORMANCES / FINANCIAL SUPPORT / TURKESTAN / MEDICINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насретдинова Дилфуза Мухаммадиновна

В статье приведены сведения о женщинах-татарках, сыгравших большую роль в социальной жизни Туркестана в конце XIX - первой четверти XX вв. Описывается как они создавали благотворительные общества и организовали благотворительные театральные представления. Полученные средства от постановок татарки передавали в фонды оказания материальной и моральной помощи раненным солдатам, развития медицинской сферы в регионе, а также для получения кфалифицированной медицинской помощи местными женщинами. В статье приводятся и другие сведения, которые показывают место женщин-татарок в социальной жизни края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТУРКЕСТАНА»

УДК 930.2

ТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ В СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ТУРКЕСТАНА

Д.М. Насретдинова

Наманганский инженерно-технологический институт

Наманган, Республика Узбекистан

nasretdinova.dilfuza@mail.ru

В статье приведены сведения о женщинах-татарках, сыгравших большую роль в социальной жизни Туркестана в конце XIX - первой четверти XX вв. Описывается как они создавали благотворительные общества и организовали благотворительные театральные представления. Полученные средства от постановок татарки передавали в фонды оказания материальной и моральной помощи раненным солдатам, развития медицинской сферы в регионе, а также для получения кфалифицированной медицинской помощи местными женщинами. В статье приводятся и другие сведения, которые показывают место женщин-татарок в социальной жизни края.

Ключевые слова: женщины-татарки, Туркестан, благотворительные общества, театральные представления, материальная помощь, медицина

Для цитирования: Насретдинова Д.М. Татарские женщины в социальной жизни Туркестана // Историческая этнология. 2020. Т. 5, № 3. С. 460-465. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.460-465

Во второй половине XIX в. в Туркестане в результате совместной деятельности местных сторонников прогресса с мусульманами Российской империи проникают идеи джадидизма и толерантности. Их сторонники ведут борьбу за равноправие мусульман Туркестана наряду с другими национальностями края (Болтабоева 2006: 45) и пропагандируют единство мусульман. Махмудходжа Бехбуди писал об этом: «Введённые нами законы должны защищать интересы и евреев, и христиан, и мусульман, и, в целом, интересы всех. Если мы, мусульмане Туркестана, хотим сообща проводить реформы, наши интеллигенция, просветители, имущие, духовенство и учёные должны служить во имя благосостояния нации и Родины» (Муртазаева 2007: 25).

Выражением воплощения идей джадидизма стали школы, в которых использовались новые методы обучения. Преподавателями первых школ джадидов были татары, отличавшиеся активностью среди других тюркских народов. В условиях колонизаторской политики царского правительства, вызвавшей критическое экономическое состояние местного населения Туркестана (Худой^улов 1995: 38), особую роль сыграли татарские

женщины. Они начали осуществлять просветительскую деятельность в джадидских школах и активно участвовать в социальной жизни Туркестана. Женщинам-татарками для оказания материальной и моральной помощи вернувшимся с фронтов Первой мировой войны раненым солдатам и их семьям в августе месяце 1914 г. был открыт Комитет «Помощь раненым». Он располагался в Ташкенте во дворе дома Абубакра Диваева. Положение Комитета было утверждено генерал-губернаторством Туркестана (Пожертвования 1914б). Председателем стала Хамида Диваева, супруга А.Диваева. В ее основные обязанности входил сбор пожертвований, распределение собранных средств и контроль за доставкой вырученных средств нуждающимся. Отчёты Комитета о проведённой работе систематически публиковались в газете «Садои Туркистон» («Голос Туркестана»). В частности, в номере от 28 августа 1914 г. было опубликовано объявление об организации Комитета. В нем приводился перечень вещей, одежды, продуктов питания, финансовых средства, которые могут быть сданы в качестве пожертвований (Комитет помощи 1914). Такую деятельность татарских женщин в Комитете «Помощь раненым» можно оценить как значительное событие в связи с тем, что в этот период осуществлялся усиленный контроль со стороны районного Отдела обороны Туркестана над распространением идей панисламизма.

В качестве ответа на вышеупомянутый призыв в газете «Садои Туркистон» от 6 марта 1914 г. было опубликовано объявление о вечере татарского театра, который должен был состоятся 31 марта в «Клубе приказчиков». На нем должна была состояться постановка пьесы Али Аскара Ка-мола «Дажжол» («Антихрист»). В объявлении указывалось на то, что половина вырученных средств будет передана в помощь семьям, пострадавшим от войны (Татарский театр 1914). Театральное представление показали 3 мая 1914 г. в городе Чимкенте на совместном театральном вечере татарского театра с местным самодеятельным театром. Была поставлена и пьеса «Падаркуш» («Отцеубийца»). После спектакля звучала национальная музыка Туркестана. Представление собрало много зрителей. Вырученные средства были переданы в помощь вернувшимся с войны раненым и их семьям. Организатору вечера Ахмаджону Бурнашеву редакцией газеты была выражена благодарность (В Чимкенте 1914).

Экономическое положение раненых солдат и их семей требовало от татарских женщин проведения пропагандисткой и агитационной работы среди местного населения, а также активизации сбора пожертвований. Им удалось собрать большое количество одежды, продуктов питания, медицинских бинтов. В этом им материально оказали содействие братья Яуше-вы - 281 сум, глава Ташкентского городского детского дома Юсуфа Ху-сайна - 100 сум. Татарские женщины сами внесли личный вклад в пожертвования: председатель Комитета Хамида Дадаева сдала 20 сум, М.Яушева - 20 сум, Б.Шафиуллина и Р.Бурнашева - 1 сум. Приняли участие в благотворительном деле и представители местного населения: акса-

кал махалли Шайхонтовурского района Мирзо Косимбек Мирзо Ахмад сын кушбеги внёс 44 сум, казий этого же района Ориф Ходжа - 10 сум, казий района Кукча Ходжи Абдумалик - 10 сум. Собранные средства 698 сум 83 тийин были использованы в благотворительных целях (Пожертвования 1914а). Среди благотворителей были и местные женщины. Это Ой-нагул Бегали кизи - 20 тийин, Ханифа Янгиева - 50 тийин, Турсун Алиева

- 20 тийин, Хабиба Абдувалиева, Хурматбиби Азимбоева и Нисобиби Ко-дирхожиева - 20 тийин, Халима Юсуфжонова, Рисолат Шарипова, Хамида Зарифова - 1 сум. Вклад внесли татарские женщины Мамура Рахматулли-на - 50 тийин, Гулузар Шайхахмадова - 25 тийин, Мафтуха Нематуллина

- 1 сум, Минг Жамол Ахмадова - 20 тийин, Султоншо Асфандиёрова - 3 сум, Айни Атоуллина - 35 тийин. Всего было собрано 949 сум 36 тийин. Казначеем в Комитете был Абубакр Диваев (Пожертвования 1914в).

Отчёты о пожертвованиях и их тратах систематически освещались в газете «Садои Туркистон». Обращения Комитета «Помощь раненым» по Туркестану печатались и в других газетах. В частности, в газете «Садои Фаргона» была опубликована статья, в которой показывалась деятельность этой организации (Расулов 1990: 144). В ней отмечалось, что в тяжёлое военное время необходима помощь солдатам, а ответственность за ее доведение адресатам Комитет берет на себя (Махмудов 1914). За короткое время сбор пожертвований успел превратиться во всенародное дело. В нем участвовало местное население.

Татарские женщины внесли вклад и в развитие медицины в Туркестане. Они были первыми помощниками для местных женщин в привитии среди них первичных навыков получения квалифицированной медицинской помощи. Некоторые местные татарки получили медицинское образование. В справке директора Самаркандской мужской гимназии В.Крымского от 28 мая 1904 г. главному инспектору учебных заведений Туркестана сообщается о том, татарка, дочь подполковника, Гулимой Кулчано-ва, интересующаяся медицинскими науками, изъявив желание учиться в Петербургском медицинском институте 30 апреля этого г. и успешно сдав специальный экзамен на педагогическом совете гимназии, получила удостоверение (ЦГА РУЗ: Л. 221). Такие татарские женщины, получившие медицинское образование, оказывали женщинам Туркестана квалифицированную медицинскую помощь. Об одной из них - Фотиме Молийне, освоившей акушерство и дающей советы местным женщинам, в газете «Садои Туркистон» была опубликована статья (Вниманию женщин 1914).

Активная позиция татарских женщин вызывала восхищение среди узбекской интеллигенции. Например, узбекский интеллигент Х.Муродов, оказавшись в Барнауле 21 января 1914 г., знакомится с татарской женщиной, занимавшейся изготовлением и продажей дорогих украшений. Ее изделия, по мнению Муродова, не уступали украшениям евреев. Он призвал местных женщин Туркестана заниматься таким же полезным трудом (Женские голоса 1914). Однако, существовавший религиозный фанатизм в

Туркестане приводил и к трагедиям. В газете «Садои Туркистон» была напечатана статья о Софии Сиртлоновой. Она, выучившись на доктора в университете в Европе, после возвращения была убита деверем (Сора Му-заффария 1914). Несмотря на это, число татарских женщин-табибов (лекарь, врач - прим. Авт.) увеличилось (Наливкин, Наливкина 1886: 88). Одной из таких женщин была София Ахмиярова. Окончив Ташкентскую женскую гимназию, она получила образование в Казани по специальности «Зубной врач» (Мусульманская женщина-лекарь 1914). Такие врачи из числа татарских женщин пользовались популярностью у местных женщин, т.к. они могли получить у них квалифицированную медицинскую помощь. Женщины-врачи русской национальности принижали местное женское население, а иногда и отказывали в медицинской помощи среди них тем, кто не владел русским языком (София тутош 1918).

В 1920 г. в Ташкенте открывается «Школа по подготовке медицинского персонала среднего звена» (Пулатов 1959: 68). Ее программа предусматривала четырёхгодичное обучение, где наряду с медицинскими предметами, изучались география, математика, русский язык. Занятия велись на русском языке, поэтому местное население из-за его незнания бросало учебу. Большинство обучавшихся в школе студентов было татарами. В школе училось 23 студента: 10 мальчиков и 13 девочек. Все они занимались вместе (Памятная свадьба 1918). Для женщин открывались акушерские школы. По их окончанию в 1923 г. четыре девушки получили аттестаты. Три из них были татарками, а одна - казашкой. Две девушки направились на работу в Еттисув, а две другие - в Сырдарьинскую область (Се-рожий 1923). Это дало возможность местным женщинам получать квалифицированную медицинскую помощь (Стрельцова 1960: 58). Известно и о Зухре Кочканбаевой, которая лечила зубы, безболезненно удаляла их, вставляла новые золотые и резиновые зубы (Мухсин 1923).

Участие татарских женщин в развитии медицины в Туркестане послужило основным фактором в получении медицинского образования первыми женщинами из числа местного женского населения. Они оказали большое влияние и на повышение их социальной активности.

ИСТОЧНИКИ И МАТЕРИАЛЫ

В Чимкенте 1914 - В Чимкенте // Садои Туркистон. 20 марта 1914.

Вниманию женщин 1914 - Вниманию женщин // Садои Туркистон. № 221.

1914.

Женские голоса 1914 - Женские голоса // Садои Туркистон. 11 июля 1914.

Комитет помощи 1914 - Комитет помощи инвалидам мусульманскими женщинами в Ташкенте // Садои Туркистон. 28 августа 1914.

Махмудов 1914 - Махмудов О. Обращение мусульманских женщин // Садои Фаргона. №54. 1914.

Мусульманская женщина-лекарь 1914 - Мусульманская женщина-лекарь // Садои Туркистон. 20 августа 1914.

Мухсин 1923 - Мухсин. Акушерские школы // Туркистон. 29 июля 1923.

Наливкин, Наливкина 1886 - Наливкин В., Наливкина М. Очеркь быта женщины оседлого туземного населения. Казань: Центральная типография, 1886.

Памятная свадьба 1918 - Памятная свадьба // Улуг Туркистон. 30 марта

1918.

Пожертвования 1914а - Пожертвования, собранные комитетом, учреждённым ташкентскими мусульманскими женщинами (дамами - Д.Н.) // Садои Туркистон. 29 октября 1914.

Пожертвования 1914б - Пожертвования, собранные комитетом, учреждённым ташкентскими мусульманскими женщинами (дамами - Д.Н.) // Садои Туркистон. 3 декабря 1914.

Пожертвования 1914в - Пожертвования, собранные комитетом, учреждённым женщинами (дамами) // Садои Туркистон. 10 декабря 1914.

Пулатов 1959 - Пулатов Х. Культурно-воспитательная деятельность Советского государства в Узбекистане. Ташкент: Госиздат, УзССР, 1959.

Серожий 1923 - Серожий. Открытая регулярная школа для местного народа // Туркистон. 23 июля 1923.

Сора Музаффария 1914 - Сора Музаффария. Вина во мне // Садои Турки-стон. 23 августа 1914.

София тутош 1918 - София тутош (обращение к незамужней женщине, девушке) Охмиярова // Улуг Туркистон. 25 июля 1918.

Стрельцова 1960 - Стрельцова А. Они были первыми. Ташкент: Госиздат.

1960.

Татарский театр 1914 - Татарский театр // Садои Туркистон. 6 марта 1914.

ЦГА РУЗ - Центральный Государственный Архив Республики Узбекистан. Ф. И. 47. О. 1. Д. 719.

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Болтабоева А.З. Роль джадидизма в духовном сближении тюркских народов Востока во второй половине XIX в. // Взаимоотношение Турции и Центральной Азии в контексте расширяющейся Европы. Материалы Международной научной конференции. Алматы: Дайк-Пресс, 2006.

Муртазаева Р.Х. Межнациональные отношения и толерантность в Узбекистане. Ташкент: «Университет», 2007.

Расулов А.Н. Интернациональная помощь партийных организаций, трудящихся Средневолжского региона народам Туркестана (1918-1924 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Казань, 1990.

Худой^улов А.М. Просветительская деятельность джадидов Туркестана (конец XIX - начало ХХ в.): дис. ... канд. ист. наук. Ташкент, 1995.

Сведения об авторе: Насретдинова Дилфуза Мухаммадиновна - кандидат исторических наук, доцент Наманганского инженерно-технологического института (160115, ул. Касансайская, 7, Наманган, Республика Узбекистан); nasretdinova.dilfuza@mail.ru

Поступила 03.05.2020 Принята к публикации 30.10.2020

Опубликована 27.11.2020

TATAR WOMEN IN SOCIAL LIFE OF TURKESTAN

D.M. Nasretdinova

Namangan Institute of Engineering and Technology

Namangan, Republic of Uzbekistan

nasretdinova. dilfuza@mail.ru

The article presents information about Tatar women who played an important role in the social life of Turkestan in late 19th and early 20th centuries, for instance, how they founded charities and organised theatrical charity shows. The money received from the shows was donated to the funds rendering financial and moral support to injured soldiers, as well as the development of the medical sector in the country and the opportunity for local women to receive qualified medical care. The article highlightes other details which reveal the place of Tatar women in the social life of the region.

Keywords: Tatar women, charities, theater performances, financial support

For citation: Nasretdinova D.M. Tatarskie zhenshchiny v sotsial'noy zhizni Turkestana [Tatar women in the social life of Turkestan]. Istoricheskaya etnologiya, 2020, vol. 5, no. 3, pp. 460-465. https://doi.org/10.22378/he.2020-5-3.460-465

REFERENCES

Boltaboeva A.Z. Rol' dzhadidizma v dukhovnom sblizhenii tyurkskikh narodov Vostoka vo vtoroy polovine XIX v. [The Role of Jadidism in the Spiritual Rapprochement of the East Turkic Peoples in the Second Half of the 19th Century]

Vzaimootnoshenie Turtsii i Tsentral'noy Azii v kontekste rasshiryayushcheysya Evropy. Materialy Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. Almaty: Dayk-Press Publ., 2006. (In Russian)

Khudoykulov A.M. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' dzhadidov Turkestana (konets XIX - nachalo XX v.). Diss. Cand. ist. nauk [Educational Activities of the Jadids of Turkestan (Late 19th - Early 20th Centuries). Cand. Sc. History Diss.]. Tashkent, 1995. (In Russian)

Murtazayeva R.Kh. Mezhnatsionalnyye otnosheniya i tolerantnost' v Uzbekistane [Interethnic Relations and Tolerance in Uzbekistan]. Tashkent: University Publ., 2007. (In Russian)

Rasulov A.N. Internatsional'naya pomoshch' partiynykh organizatsiy, trudyashchikhsya Srednevolzhskogo regiona narodam Turkestana (1918-1924 gg.). Diss. Cand. ist. nauk [International Assistance of Party Organizations, Workers of the Middle Volga Region to the Peoples of Turkestan (1918-1924). Cand. Sc. History Diss.]. Kazan, 1990. (In Russian)

About the author: Dilfuza M. Nasretdinova is Cand. Sc. (History), Associate Professor of Namangan Institute of Engineering and Technology (7 Kasansay St., Namangan 160115, Republic of Uzbekistan); nasretdinova.dilfuza@mail.ru

Received May 03, 2020 Accepted for publication October 30, 2020

Published November 27, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.