Научная статья на тему 'О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.'

О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Туркестан / татарская театральная труппа / местные театральные труппы / взаимоотношения / домашние театральные спектакли. / Turkestan / Tatar theater troupe / local theater troupes / relationship / home theater performances.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Насретдинова Дилфуза Мухаммадиновна

В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX – начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the role of Tatar women in the development of theatrical art of Turkestan in late 19th – early 20th centuries

The article analyses the emergence of theater as one of the types of European art in Turkestan in late 19th – early 20th centuries. The author reveals the significant role of the Tatar theater troupes “Sayar” and “Nur”, Tatar actresses S. Gizzatullina-Volzhskaya, F.I. Kudasheva, and F. Ilskaya in this process. The influence of Tatar women playwrights on Uzbek creative youth is shown. This was manifested in two facts: the publication of the first play by an Uzbek writer, which became the forerunner for a women’s literary school in Turkestan, and the appearance of actresses among Uzbek women who starred in the first Soviet films. The emergence of an amateur troupe from among the local population, growth in the number of clubs and theater groups, which consisted mainly of women, indicated an increase in the social activity of Turkestan women. Considerable attention is paid to the analysis of interactions between Tatar and local national progressives in the formation of theatrical art in Turkestan.

Текст научной работы на тему «О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX – начале XX вв.»

ТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ИСТОРИЧЕСКОЙ РОДИНЫ

УДК 394.011

О РОЛИ ТАТАРСКИХ ЖЕНЩИН В РАЗВИТИИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ТУРКЕСТАНА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XX ВВ.

Д.М. Насретдинова

Наманганский инженерно-технологический институт

Наманган, Республика Узбекистан

nasretdinova.dilfuza@mail.ru

В статье анализируется возникновение в Туркестане в конце XX - начале XX вв. театра как одного из видов европейского искусства. Автор раскрывает значение для этого процесса театральных татарских трупп «Сайяр» и «Нур», татарских актрис С. Гиззатуллиной-Волжской, Ф.И. Кудашевой, Ф. Ильской. Показано влияние татарских женщин-драматургов на узбекскую творческую молодежь. Оно проявилось в двух фактах: в публикации первой пьесы узбекской писательницы, ставшей предтечьем для женской литературной школы в Туркестане, и в появлении среди узебекских женщин актрис, снявшихся в первых советских фильмах. Возникновение любительской труппы из числа местного населения, рост числа клубов и театральных кружков, состоявших в основном из женщин, свидетельствовали об увеличении общественной активности туркестанских женщин. Большое внимание в работе уделяется анализу взаимодействий татарских и местных национальных прогрессистов при формировании театрального искусства в Туркестане.

Ключевые слова: Туркестан, татарская театральная труппа, местные театральные труппы, взаимоотношения, домашние театральные спектакли.

Для цитирования: Насретдинова Д.М. О роли татарских женщин в развитии театрального искусства Туркестана в конце XX - начале XX вв. // Историческая этнология. 2024. Т. 9. № 1. С. 105-111. БОТ: 10.22378^.2024-9-1.105-111

© Насретдинова Д.М., 2024

В конце Х1Х - начале ХХ вв. в Туркестан, наряду с идеями джадидизма, начинает проникать европейское театральное искусство. Оно было с большим интересом встречено местным населением края. В распространении и развитии театра в Туркестане немаловажое значение сыграло сотрудничество просветителей и театральных деятелей, среди которых были представители татарского народа.

Существуют разные мнения о возникновении профессионального татарского театра и о начале его творческой деятельности в Туркестане. Так, Х.Л. Кумысников считает, что время его становления и развития приходится на 1905 г., а гастроли театральная труппа начала 22 декабря 1906 г. (Кумысников, 1982: 3). Исследователь отмечает, что буржуазная революция 1905 г. в определенной степени стала толчком для развития культуры, литературы и искусства народов, проживавших на территории Российской империи. М.Рахмонов подчеркивает, что профессиональный татарский театр был организован через год после революции 1905 г. В 1908 г. под руководством А. Кариева начинает свою работу театральная труппа «Сайяр», а под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской - труппа «Нур» (Рахмонов, 1959: 62-63). А.Х. Махмутова, подробно рассматривая истоки и историю возникновения татарского театра, придерживается официальной точки зрения театроведов. Она пишет о том, что театр возник 22 декабря 1906 г. (Махмутова, 2006: 24). В отличии от указанных авторов Ш. Ризаев подчеркивает, что театральная труппа «Нур» была создана в 1911 г. под руководством С. Гиззатуллиной-Волжской. Начиная с 1912 г. труппа выезжала на творческие гастроли по городам Туркестана (Ризаев, 1997: 27). По нашему мнению, аргументы М. Рахмонова более объективны: если считать, что профессиональный татарский театр был создан в 1906 г., то не логично утверждать о создании театральной труппы спустя пять лет.

В 1909-1911 гг. в таких центральных мусульманских городах России как Казань и Уфа, было создано несколько театральных трупп. Одна из них сформировалась благодаря усилиям известного татарского драматурга Ильясбека Кудашева-Ашказарского. Его жена - Фахрия Ибатулловна Кудашева - с 1911 г. работала в этой труппе актрисой. В этом же году труппа с гастролями выехала в города России и Туркестана, намереваясь доехать до города Кашгара. Основной целью творческих гастролей стало знакомство мусульман с новым театральным искусством (Арсланов, 2006: 168). Как отмечает М. Рахмонов, первыми Туркестан посетили именно актеры татарской театральной труппы. В крупных городах Туркестана зрителям были показаны спектакли «Несчастный жених», «Быт с тремя женами», «Господин и слуга», «Стыд или слезы» (Рахмонов, 1959: 62).

Первые зачатки театрального искусства в Туркестане возникли во время семейных спектаклей. Генерал в отставке С.Г. Еникеев, проживавший в Ташкенте, в своем доме систематически проводил вечера искусств. Так, 4 апреля 1904 г. в его доме любителями театрального искусства - татарами - был по-

ставлен спектакль Навмика Камола «Несчастная любовь» (Гулям, 1986: 19-20). Перед началом спектакля выступил полковник Абубакир Диваев1, рассказав присутствующим о достижениях европейского театра. Хозяин дома С.Г. Ени-кеев был башкирским татарином. Его жена - Саодат Еникеева2 - выпускницей Ташкентской женской гимназии. Она получила европейское воспитание, играла на рояле (Ризаев, 1995: 31). В 1909 г. в творческом вечере, организованном по инициативе Саодат в доме Еникеевых, принял участие и узбекский просветитель Абдулла Авлоний (Рахмонов, 1959: 61-62).

В то время когда в других театральных труппах роли женщин исполняли мужчины, в составе татарской труппы были женщины-актрисы. Известно, что татарки в отличие от местных женщин Туркестана ходили с открытым лицом без чалмы. Это существенно облегчало их вхождение в театральное искусство и исполнение разных театральных ролей. В письме инспектора полицейского управления Казанской губернии, отправленного 4 мая 1913 г. на имя управляющего Туркестанского районного охранного отделения, отмечалось, что театральная труппа «Сайяр» планирует показать свои представления в городах Чарджуй, Бухара, Самарканд, Андижан, Наманган, Коканд и Ташкент (НА Уз: Л. 37).

В составе другой театральной труппы «Нур» работала татарка Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская (Рахмонов, 1959: 63). Она в своих воспоминаниях описывает гастроли театральной труппы «Нур» в Бухаре: «В Коканде один раз, а в Бухаре два раза поставили спектакль. В то время узбеки не знали что такое театр и как покупать билеты. Поэтому билеты вынуждены были продавать на руках, прогуливаясь по улицам ... В целом, в Бухаре были свои трудности» (Рахмонов, 1959: 64).

1 Диваев Абубакир (1856-1933) - российский и советский ученый-этнограф, лингвист-тюрколог, фольклорист. В 1876 г. после окончания Оренбургского кадетского корпуса был направлен на военную службу в Ташкент. Живя в Туркестане, А. Диваев собрал большое число этнографических сведений. Результаты его этнографических изысканий включены в состав 566-569 томов «Туркестанского сборника». После отставки в 1906 г. он руководил татарской школой, продолжал собирать этнографические материалы. В 1918-1923 гг. принимал активное участие в создании Туркестанского государственного университета. В 1922 г. А. Диваев издал книгу «Храбрецы» («Ботирлар») об узбекских, казахских, киргизских эпических героях. В 1933 г. скончался в Ташкенте (Исокбоев, 2008: 174-175).

С. Еникеева - дочь Мирза Хаким Парвоначи, посла Кокандского ханства в Санкт-Петербурге. После присоединения Туркестанского края к Российской империи Мирза Хаким работал статс-секретарем в канцелярии Туркестанского генерал-губернатора. Среди европейцев, проживавших в крае, был известен как Карл Карлович Умидов. В время работы послом в Санкт-Петербурге Мирза Хаким Парвоначи женился на татарке. В браке родились сын и дочь. Сын Мирза Ибрагим в 1924 г. скончался в г. Кременчуг от лихорадки. Его дочь, внучка М.Х. Парвоначи - Зульфия Умидова (1897-1980) стала авторитетным кардиологом, доктором медицинских наук, профессором. Дочь Мирза Хаким Парвоначи - Саодат -окончила Ташкентскую женскую гимназию. (Эгамназаров, 1994: 35).

С. Гиззатуллина-Волжская начала свою актерскую деятельность в труппе «Сайяр» вместе с популярными актерами А. Кариевым, И. Кудашевым-Ашка-зарским и В. Муртазиным-Иманским. С. Гиззатуллина-Волжская внесла существенный вклад в развитие театрального искусства, сыграла заметную роль в распространение в Туркестане татарского театра. В автобиографии Фахрия Ку-дашева, начавшая карьеру актрисы в 1909 г. в театральной труппе «Сайяр», указывает на то, что в труппе вместе с ней работали еще две актрисы - Сахиб-жамал Гизатуллина-Волжская и Фахрениса Самитова. Позже к ним присоединилась Гульсум Болгарская (Арсланов, 2006: 168).

Татарский театр продолжил свою работу и после установления советской власти. Даже во время голода и экономического кризиса, усиления вооруженного сопротивления против нововведений советской власти, театральное искусство продолжало развиваться. Сотрудничество татарской театральной труппы с местными любительскими труппами при постановке спектаклей послужило толчком для становления национального театра Туркестана. В творческом союзе заметную роль сыграли актрисы из числа татар. Так, в октябре 1917 года Фа-тима Ильская одна из первых актрис труппы «Сайяр» во время гостролей в Ташкенте совместно с местной любительской труппой «Чулпан» поставила на сцене пьесу «Проданная девушка» (Фатима ханум Ильская, 1917). Пьеса пользовалась большим успехом среди зрителей Туркестана. Продолжив сотрудничество с местными труппами Ф. Ильская в театральных представлениях, поставленных в ауле Козоли, сыграла главные роли в драме Аяз Исхакова «Учительница» и пьесе Фатиха Амирхана «Жена на один час». Представления были тепло встречены зрителями (К,озоли, 1918). Заработанные труппой средства израсходовались на совершенствование культурно-просветительских работ в крае. Нередко подобные театральные представления устраивались во время мусульманских праздников.

Большое влияние на узбекскую творческую молодежь оказали татарские женщины-драматурги. Среди них Манзура Собирова (псевдоним - Ойдин) (Эрмат, 1923). В 1925 г. Ойдин впервые издает собственную пьесу «Новый путь», став таким образом не только первым драматургом, но и писательницей, основавшей женскую литературную школу в Туркестане (Нишонбоева, 1998: 142-143). Несмотря на притеснения и бытовые трудности, узбекские женщины начинают сниматься в кино. В фильме «Мусульманка», снятом в 1925 г., главную роль сыграла Ольга Трятикова, а эпизодическую - Рисолат Саидалиева. В фильме «Счастье» (1926 г.) роль главной героини Жамили исполнила узбекская актриса Турсуной Жаъфарова (Нишонбоева, 1998: 144). В 1924 г. в Москве создается специальная студия для узбекских актёров. Первыми выпускницами студии стали молодые актрисы Сора Ишантураева и Замира Хидоятова (Нишонбоева, 1998: 141).

Советская власть в целях укрепления внутренней политики увеличивала число ее сторонников за счет местных женщин. Для этого создавались условия для их привлечения в социально-политическую, общественно-экономическую и духовно-культурную жизнь Туркестана. С этими намерениями увеличивалось число членов общества «Любителей теарального искусства». В частности, в 1925 г. в Ургенче после создания общества «Любителей театрального искусства», отдельное внимание было уделено работе клубов и театральных кружков. Члены подобных клубов и кружков состояли в основном из женщин. 13 марта 1925 г. по инициативе женщин был организован концерт-бал, на котором было собрано 463 рублей. В этом же году в Хиве кроме публичного театра, работали центральный клуб и клуб женщин. В клубе женщин работали татарки - Зухра Сафарова, Марям Ваисова, Рухина Тагирова, узбечки - Саодат Ёкубова, Она-биби Сафаева. В клубе ставились спектакли и концерты. За год число членов клуба увеличилось до 500 человек. Среди членов было 302 узбечки, 180 татарок, 18 русских (Собиров, 1991: 81-82). Число женщин-узбечек, участвовавших в просветительских работах, заметно увеличивалось, что свидетельствовало о росте их общественной активности. В этом немалая заслуга принадлежала татарским женщинам-просветительницам.

ИСТОЧНИКИ

Центральный государственный архив Республики Узбекистан (НА РУз). Ф. И-461. Оп. 1. Д. 1314. Л. 37-37 об.

Фотима хоним Ильская // Улуг Туркистон. 1917. 26 октября.

^озоли // Улуг Туркистон. 1918. 4 июня.

Эрмат. Узбек хотун кизлари билим юрти тарихидан // Туркистон. 1923. 14 октября.

ЛИТЕРАТУРА

Арсланов Г. «Сэйяр»чы Кудашевлар // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2006. № 2. С. 166169.

Гулям Г. Габдулла Тукай и наш поэт // Слово о Тукае. Казань: Татарское книжное издательство, 1986. С. 19-20.

Исокбоев А.А. Туркистон ижтимоий-сиёсий ва маданий хдётида. татар-бошкирд маъри-фатпарварларининг фаолияти (Х1Х аср охири - ХХ аср бошлари): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 2008.

Кумысников Х. Истоки сценического реализма. Очерк из истории дооктябрского татарского театра. Казань: Татарское кн. изд-во, 1982.

Махмутова А.Х. «И на татарской почве может привиться родное нам и дорогое театральное искусство» (первые шаги татарского театра) // Гасырлар авазы - Эхо веков. 2006. № 1. С. 16-27.

Нишонбоева К.. Узбекистонда хотин-кизлар масаласини х,ал этишнинг маданий жихдтлари (20-30 йиллар тажриба ва окибатлар): Тарих фан. номз. ... дисс. Тошкент, 1998.

Рахмонов М. Х..Х.. Ниёзий ва узбек совет театри. Тошкент: Уздавнашр, 1959.

Ризаев Ш. Т. Узбек жадид драматургиясининг шаклланиш манбалари. Филология фан. номз ... дисс. Тошкент, 1995.

Ризаев Ш. Жадид драмаси. Тошкент: Шарк, 1997.

Собиров О. Хоразм вохдси театрлари. Тошкент: Г.Гулом нашр., 1991.

Эгамназаров А. Сиз билган Дукчи Эшон. Тошкент: Шарк матбаа нашриёти, 1994.

Сведения об авторе: Насретдинова Дилфуза Мухаммадиновна, кандидат исторических наук, доцент Наманганского инженерно-технологического института (160115, ул. Касансай-ская, 7, Наманган, Республика Узбекистан); nasretdinova.di1fuza@mai1.ru

Поступила 23.01.2024 Принята к публикации 22.02.2024

ON THE ROLE OF TATAR WOMEN IN THE DEVELOPMENT OF THEATRICAL ART OF TURKESTAN IN LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

D.M. Nasretdinova

Namangan Institute of Engineering and Technology

Namangan, Republic of Uzbekistan

nasretdinova.dilfuza@mail.ru

The article analyses the emergence of theater as one of the types of European art in Turkestan in late 19th - early 20th centuries. The author reveals the significant role of the Tatar theater troupes "Sayar" and "Nur", Tatar actresses S. Gizzatullina-Volzhskaya, F.I. Kudasheva, and F. Ilskaya in this process. The influence of Tatar women playwrights on Uzbek creative youth is shown. This was manifested in two facts: the publication of the first play by an Uzbek writer, which became the forerunner for a women's literary school in Turkestan, and the appearance of actresses among Uzbek women who starred in the first Soviet films. The emergence of an amateur troupe from among the local population, growth in the number of clubs and theater groups, which consisted mainly of women, indicated an increase in the social activity of Turkestan women. Considerable attention is paid to the analysis of interactions between Tatar and local national progressives in the formation of theatrical art in Turkestan.

Keywords: Turkestan, Tatar theater troupe, local theater troupes, relationship, home theater performances.

For citation: Nasretdinova D.M. (2024) On the role of Tatar women in the development of theatrical art of Turkestan in late 19th - early 20th centuries. Istoricheskaya etnologiya [Historical Ethnology]. Vol. 9. No. 1: 105-111. DOI: 10.22378/he.2024-9-1.105-111 (In Russ.)

REFERENCES

Arslanov G. (2006) The Kudashevs from Sayyar. Gasyrlar avazy - Ekho vekov [Echo of centuries]. No. 2: 166-169. (In Russ.)

Egamnazarov A. (1994) You know Dukchi Eshon. Tashkent: Sharq Matbaa Publ. (In Uzbek)

Gulyam G. (1986) Gabdulla Tukay and our poet. In: Word about Tukay. Kazan: Tatar Book Publ.: 19-20. (In Russ.)

Isokboev A.A. (2008) The activities of Tatar-Bashkir enlighteners in the socio-political and cultural life of Turkestan. Diss. cand. hist. sciences. Tashkent. (In Uzbek)

Kumysnikov Kh. (1982) The origins of stage realism. An essay on the history of the pre-October Tatar theater. Kazan: Tatar Book Publ. (In Russ.)

Makhmutova A.Kh. (2006) "And on the Tatar soil, our beloved and dear to our heart theatrical art can take root" (the first steps of the Tatar theater). Gasyrlar avazy - Ekho vekov [Echo of centuries]. No. 1: 16-27. (In Russ.)

Nishonboeva Q. (1998). Cultural aspects of solving the women's issue in Uzbekistan (20-30 years of experience and consequences): Diss. cand. hist. sciences. Tashkent. (In Uzbek)

Rakhmonov M. (1959) Niyazi and Uzbek Soviet theater. Tashkent: Uzdav Publ. (In Uzbek) Rizayev Sh.T. (1997) Jadiddrama. Tashkent: §arq Publ. (In Uzbek)

Rizayev Sh.T. (1995) The origins of the formation of modern Uzbek drama: Diss. cand. philol. sciences. Tashkent. (In Uzbek)

Sobirov O. (1991) The theaters of Khorezm. Tashkent: G.Gulom Publ. (In Uzbek)

About the autor: Dilfuza M. Nasretdinova is a Cand. Sc. (History), Associate Professor of Namangan Institute of Engineering and Technology (7 Kasansay St., Namangan 160115, Republic of Uzbekistan); nasretdinova.dilfuza@mail.ru

Received January 23, 2024 Accepted for publication February 22, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.