Научная статья на тему 'ИЖЕВСК В СУДЬБЕ ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ АКТРИСЫ САХИПЖАМАЛ ГИЗЗАТУЛЛИНОЙ-ВОЛЖСКОЙ'

ИЖЕВСК В СУДЬБЕ ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ АКТРИСЫ САХИПЖАМАЛ ГИЗЗАТУЛЛИНОЙ-ВОЛЖСКОЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
267
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЙ ТЕАТР / ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА / ИСТОРИЯ ИЖЕВСКА / ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ / САХИПЖАМАЛ ГИЗЗАТУЛЛИНА-ВОЛЖСКАЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдрафикова Лилия Рамилевна

Статья посвящена биографии первой татарской актрисы Сахипжамал Гиззатуллиной-Волжской (1892-1974). Она стояла у истоков татарского театра, играла в первых профессиональных труппах. Своей деятельностью Волжская оказала большое влияние на эмансипацию мусульманских женщин. С 1918 г. она жила в Ижевске, принимала участие в организации культурно-просветительской работы среди населения. Для исследования привлечен широкий круг материалов личного происхождения, а также документов из Государственного архива Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан. Приводимые в тексте цитаты переведены на русский язык автором статьи. Впервые предпринимается попытка комплексной реконструкции биографии актрисы в период Гражданской войны и в более поздние годы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IZHEVSK IN THE FATE OF THE FIRST TATAR ACTRESS SAKHIPZHAMAL GIZZATULLINA-VOLZHSKAYA

The article is devoted to the biography of the first Tatar actress Sakhipzhamal Gizzatullina-Volzhskaya (1892-1974). She was one of the founders of the Tatar Theater and played in the first Tatar professional troupes. Her activity in the Tatar Theater had a great influence on the emancipation of Muslim women. Since 1918 S. Gizzatullina-Volzhskaya lived in Izhevsk, took part in the organization of cultural and educational work among the people. The study includes materials of personal origin, as well as documents from the State Archives of Tatarstan, the National Museum of Tatarstan. The citations in the text are translated into Russian by the author of the article. For the first time, an attempt is being made to comprehensively reconstruct the biography of the actress during the Civil War and in later years.

Текст научной работы на тему «ИЖЕВСК В СУДЬБЕ ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ АКТРИСЫ САХИПЖАМАЛ ГИЗЗАТУЛЛИНОЙ-ВОЛЖСКОЙ»

УДК 94(470)«1917/1927»+7.067.3 DOI: 10.15350/26191490.2022.1.2

Л. Р. Габдрафикова

ИЖЕВСК В СУДЬБЕ ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ АКТРИСЫ САХИПЖАМАЛ ГИЗЗАТУЛЛИНОЙ-ВОЛЖСКОЙ

Статья посвящена биографии первой татарской актрисы Сахипжамал Гиззатуллиной-Волжской (1892-1974). Она стояла у истоков татарского театра, играла в первых профессиональных труппах. Своей деятельностью Волжская оказала большое влияние на эмансипацию мусульманских женщин. С 1918 г. она жила в Ижевске, принимала участие в организации культурно-просветительской работы среди населения. Для исследования привлечен широкий круг материалов личного происхождения, а также документов из Государственного архива Республики Татарстан, Национального музея Республики Татарстан. Приводимые в тексте цитаты переведены на русский язык автором статьи. Впервые предпринимается попытка комплексной реконструкции биографии актрисы в период Гражданской войны и в более поздние годы.

Ключевые слова: татарский театр, Гражданская война, история Ижевска, история повседневности, Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская.

Введение

Интерес к театральному искусству в татарском обществе возник еще в конце XIX в., в это время ставились различные любительские спектакли в домашних условиях и учебных заведениях. В начале ХХ в. появился уже профессиональный татарский театр, рассчитанный на широкого зрителя и коммерческий успех. В составе казанской труппы «Сайяр», образованной осенью 1906 г., с 1907 г. играла Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская (1892-1974). Именно она впоследствии стала носителем титула «первая татарская актриса», остальные самодеятельные артистки той поры (например, Фатима Шаймарданова) играли в спектаклях «Сайяра» очень короткий период и по разным причинам оставили труппу. Между тем, Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская, благодаря собственному таланту, а также грамотной работе антрепренера Габдуллы Кариева1, стала очень

1 Габдулла Кариев (1886-1920) - актер, режиссер, руководитель труппы «Сайяр», один из основателей татарского театра.

яркой фигурой дореволюционного татарского театра. Ее выступления были вызовом строгому мусульманскому сообществу, где появление женщины на публике и выступление на сцене считались греховными явлениями. Однако дореволюционная татарская пресса была полна хвалебных рецензий о спектаклях с участием С. Гиззатуллиной-Волж-ской, продавались также открытки с ее фотографиями. Многие представители образованной татарской молодежи начала ХХ в. татарский театр ассоциировали с именем артистки Волжской (псевдоним этот был придуман для нее Г. Кариевым). В 1912 г. Гиззатуллина-Волжская окончательно покинула «Сайяр», она организовала в Уфе собственную театральную труппу «Нур», где была и актрисой, и режиссером. Данная труппа просуществовала до революционных событий 1917 г. Собственно на этом завершается публичная биография актрисы С. Гиззатуллиной-Волжской - в советских реалиях она осталась за бортом активной театральной жизни.

Между тем для отечественной науки представляет безусловный интерес и дальнейшая судьба

первой татарской актрисы. Именно историко-ан-тропологический подход с привлечением широкого круга эго-документов дает рельефное понимание самых сложных периодов отечественной истории. Жизненный путь С. Гиззатуллиной-Волжской включает в себя тяжелые страницы Гражданской войны, НЭПа, создание различных автономий на территории Волго-Уральского региона и соответствующей культурной повестки. Она пыталась адаптироваться в новых условиях Советской России.

Источники и изученность проблемы

Дореволюционная жизнь актрисы С. Гиззатуллиной-Волжской нашла отражение и в татарской прессе начала ХХ в., и в мемуарах актрисы, и в воспоминаниях коллег. Гораздо сложнее реконструировать советский период ее жизни. Отдельные документальные свидетельства отложились в ее личном фонде (Р-7364) в Государственном архиве Республики Татарстан, а также в коллекциях Национального музея Республики Татарстан. Кроме того, разрозненные сведения можно найти в воспоминаниях современников, а также в письмах и публикациях самой Сахипжамал Гиззатул-линой-Волжской.

Мемуары артистки на татарском языке впервые были опубликованы в 1926 г. в сборнике «Татар театры: 1906-1926», где она рассказывала о первых годах становления татарского театра, труппах «Сайяр» и «Нур». Эта книга с некоторыми дополнениями была издана второй раз в 2003 г. [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 148-158]. В воспоминаниях, напечатанных в № 1 журнала «Совет эдэбияты» за 1941 г., актриса повествовала также о своем детстве и более подробно писала об актерском служении [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 30-74]. В мемуарах и 1926 г., и 1941 г. есть эпизоды, связанные с Гражданской войной. Но во второй версии воспоминаний удалены некоторые фамилии, большее внимание уделено роли Красной Армии.

В 1958 г. литературовед Гази Кашшаф подготовил историко-публицистическую книгу о Сахип-жамал Гиззатуллиной-Волжской «Первая актриса» («Беренче актриса») на татарском языке [Кашшаф, 1958]. В 1982 г. искусствовед Хасан Губайдуллин составил сборник воспоминаний современников об актрисе [Гобэйдуллин, 1982]. В 2012 г. под редакцией историка Завдата Миннуллина вышел историко-документальный сборник «Сэхип^амал

Гыйззэтуллина-Волжская», куда были включены воспоминания, статьи, письма и архивные документы [Миннуллин, 2012].

Цель статьи - на базе указанных материалов представить жизненный путь первой татарской актрисы после 1917 г. Впервые предпринимается попытка комплексной реконструкции детальной биографии актрисы в период Гражданской войны и в более поздние годы.

Результаты

Революцию 1917 г. 25-летняя Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская встретила вместе со своей труппой «Нур» в Уфе. К тому времени многие артисты ее коллектива были на фронте, играли преимущественно актрисы. Время было нестабильным, постоянная смена власти дала волю разгулу преступности в городе. Так, С. Гиззатуллина-Волж-ская с сожалением вспоминала о том, как в Уфе неизвестные вскрыли ее номер в гостинице и украли все ценности, в том числе различные подарки от зрителей. В этот период, с одной стороны, по словам актрисы, из-за закрытия клубов спектаклей в Уфе почти не было, да и в самой труппе возникали различные ссоры; с другой, «в годы революции мы выступали, в основном, перед войсками», -отмечала она в 1926 г. [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 154-155]. Очевидно, эти показы носили вынужденный характер. После установления власти Советов актеры и актрисы труппы «Нур» были прикреплены к Уфимскому союзу артистов. Например, сохранилось удостоверение С. Гизатул-линой, члена этого профсоюза, датируемое 13 июня 1918 г., выданное Уфимской городской коммуной. Она была командирована в Казань «для получения театральных костюмов летнего сезона» [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 3. Л. 1].

Казань была родным городом Сахипжамал ха-ным, она родилась в семье рабочих, выходцев из Заказанья. Рано потеряла мать, попала под опеку чужих людей, а уже в 15-летнем возрасте начала играть на сцене. Приехав в Казань летом 1918 г., артистка не планировала задерживаться в родных краях надолго. Но шла Гражданская война. Путь в Уфу был закрыт, к городу приближались войска белых. «Это было очень запутанное время. Я осталась в Казани. Все дороги были в руках Колчака. Нет никакой возможности уехать куда-то. Везде началась война. Я и сама заболела. Врачи посоветовали мне отдых», - вспоминала об этом

времени уже в 1941 г. С. Гиззатуллина-Волжская [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 49]. В мемуарах 1926 г. есть упоминание о том, что около недели в Казани она принимала лечение, прописанное ей профессором Казем-беком [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 155]. В 1941 г. она уже не могла упоминать имя известного доктора А. Н. Казем-бека, ведь в 1918 г. он уехал из Казани вместе с белыми1.

За десятилетие гастрольной жизни здоровье артистки Волжской давно было подорвано, поэтому для дальнейшего восстановления она отправилась на кумысолечение в Сарапульский уезд Вятской губернии, в деревню Иж-Бобья. Туда ее отвез артист Бари Болгарский2, он же должен был забрать ее через полтора месяца. Однако военные обстоятельства перечеркнули все планы. «Так я потеряла свою труппу. Без меня они разбрелись кто куда. Лишь в 1921 г. Богданова3 разыскала меня через газету» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 49].

Недалеко от села Иж-Бобья в 1918 г. еще сохранялись дачные дома для кумысников, там и проходила лечение С. Гиззатуллина-Волжская. Однако спустя месяц ее пребывания дачный домик был окончательно закрыт, она перебралась в Иж-Бобью, так как не было возможности куда-то выехать - из-за Гражданской войны дороги были закрыты. В это время в регионе разворачивалось Ижевско-Воткинское восстание.

По словам актрисы, в Иж-Бобье ей удалось при помощи местных шакирдов (учеников медресе) и учителей организовать несколько татарских спектаклей. Показывали они эти постановки и перед войсками Красной Армии, а после вхождения белых войск в Иж-Бобью получили ярлык «красных шпионов». Артистка вспоминала о безуспешном обыске в своей комнате, агрессии и страхе, и, как следствии, о собственной нарушенной нервной системе [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 51-52]. Иж-Бобья в те дни оказывалась то в руках белых,

1 Казем-бек Алексей Николаевич (1859-1919) -врач, председатель Казанского отделения Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом.

2 Болгарский Бари (Габдельбари) (1884-1927) -артист труппы «Сайяр», позднее играл в составе труппы «Нур», в советское время работал театральных коллективах в Уфе, Казани и Буинске.

3 Богданова Зулейха (1886-1950) - артистка

труппы «Нур», после 1917 г. работала в театральных

коллективах Уфы, Казани, в Буинском татарском театре служила и актрисой, и режиссером.

то красных. Вскоре С. Гиззатуллина-Волжская перебралась вместе со знакомыми в Агрыз.

В волостном селе с железнодорожной станцией осенью 1918 г. дислоцировались войска красного командира В. М. Азина. Маленький Агрыз был полон военных. Актриса вспоминала о том, что командование красноармейцев «попросило помочь с уборкой вагонов», однако «агрызские обыватели» не особо реагировали на эту просьбу. По словам С. Гиззатуллиной-Волжской, местные женщины боялись даже подходить к этим вагонам, поэтому сначала их мыли лишь несколько человек, а через день (убедившись, что им «не причинили никакого вреда») присоединились новые работницы. Активное участие в общественных делах помогло С. Гиззатуллиной-Волжской и одной ее знакомой-мугаллиме (учительнице-татарке) уже после 7 ноября 1918 г. (взятия Ижевска красными войсками) уехать на одном из эшелонов из Агрыза [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 53-54].

В воспоминаниях, опубликованных в 1926 г., нет эпизода ни про В. М. Азина, ни про мытье вагонов. Однако переселение из Иж-Бобьи в Агрыз расписано более детально. В частности, она упоминает об аресте артиста Лукмана Аитова4 и его избиении белыми. Кроме того, она пишет и о том, что из Агрыза в Ижевск уехала уже первым составом вместе с Ахметом и Шакирзяном Хамиди5, Лукманом Аитовым и еще двумя учительницами [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 156-157].

Шакирзян Хамиди до революции был известен как публицист, учитель и мулла. До августа 1918 г. он был членом Мензелинского уездного исполкома, председателем уездного комиссариата по мусульманским делам, издавал в Мензелинске татарскую газету «Мензеля иле». Во время Гражданской войны перебрался в Бугульминский уезд (себя он в автобиографии называл «тайным разведчиком»), а затем в Сарапульский уезд [Марданов,

4 Аитов Лукман (1891-1971) - актер труппы «Нур», в 1919-1920 гг. - руководитель фронтовой театральной труппы при 28-й дивизии В. М. Азина, с 1921 г. - актер Татарского драмтеатра в Казани.

5 Хамиди Шакирзян (1878-1932) - религиозный и общественный деятель. До 1917 г. работал мугал-лимом (учителем), муллой в различных населенных пунктах Волго-Уральского региона. Брат известного богослова Шайхислама Хамиди. Неоднократно отправлялся в административную ссылку из-за политических воззрений. После 1917 г. принимал активное участие в установлении советской власти.

2003, с. 144]. Несмотря на активную деятельность Ш. Хамиди в первые годы советской власти, в записях 1941 г. С. Гиззатуллина-Волжская уже не упоминает его имени.

«И вот мы доехали до Ижевска. Город тихий, на улицах нет никакого движения. На каждой улице лежат убитые белыми люди. Они - на каждом квадрате. Город в ужасном состоянии», - вспоминала актриса. Мемуары, написанные на татарском языке, были опубликованы в 1941 г., и она не забывала упомянуть о позитивной роли другой стороны. «Работы для коммунистов много, работают и днем, и ночью. Как только город немного привели в порядок, на улицах стали появляться люди» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 54-55].

Здесь надо отметить, что С. Гиззатулли-на-Волжская вместе со своей труппой «Нур» еще до революции 1917 г. побывала в Ижевске несколько раз и у нее остались самые теплые воспоминания о городе. Судя по всему, выступление ее труппы было первым театральным представлением в населенном пункте на татарском языке. Впервые татарские артисты приехали в заводской поселок в 1916 г. Татарского населения в Сарапульском уездек и в самом Ижевске проживало тогда немало. Например, мулла 1-й соборной мечети Ижевска М. Гатакберов (так написано в документе, правильный вариант фамилии - Галиакберов. - Л. Г.) летом того же 1916 г. докладывал Вятскому губернскому земству о том, что в его мектебе обучается 130 мальчиков, а преподавателей было 4 человека (2 муллы, 1 муэдзин и 1 мугаллим (учитель светских предметов). Конфессиональная школа для мусульман в Ижевске действовала с 1872 г., а сама мечеть была построена еще в 1840-е гг. Кроме того, в поселке работало русско-татарское земское училище. Показателем роста численности татарского населения в Ижевске является и строительство 2-й соборной мечети, которая также начала функционировать в годы Первой мировой войны [Шумилов, 2010, с. 316-317].

Как отмечала С. Гиззатуллина-Волжская, в 1916 г. в Ижевске они дали три татарских спектакля. «До этого ижевские рабочие не видели никаких татарских артистов, так как труппа не бывала там», - писала она. Судя по всему, памятуя об успешном выступлении в 1916 г., в следующем 1917 г. артисты труппы «Нур» побывали в Ижевске два раза. Во второй раз они столкнулись уже и с коллегами из прославленной труппы «Сайяр», между ними возник даже небольшой конфликт, так

как сайяровцы не хотели конкурировать с труппой С. Гиззатуллиной-Волжской. Очевидно, для артистов «Сайяра», которые накануне войны работали постоянно в Казани в «Восточном клубе», это был первый приезд в Ижевск, и руководитель труппы Г. Кариев не ожидал увидеть в небольшом поселении еще одну татарскую труппу. Для продвижения своих интересов он привлек даже на свою сторону местного предпринимателя Зинната Расулева. Однако в итоге были показаны и спектакли труппы «Нур», и «Сайяр» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 153-154]. Наверное, вспоминая об этих событиях и сочтя Ижевск не чужим для себя местом, С. Гиззатуллина-Волжская и так стремилась в 1918 г. попасть из Иж-Бобьи в Ижевск. Но она тогда не подозревала, что свяжет с этим городом всю дальнейшую жизнь.

В ноябре 1918 г. ей поручили организацию культмассовой работы среди татарского населения. Вместе с ней на этом поприще трудился некоторое время Шакирзян Хамиди [Гыйзэтуллина-Волж-ская, 2003, с. 157]. Однако сам он в автобиографии 1922 г. не упоминал об этой деятельности. Судя по всему, не придавал этому особого значения, указал лишь о том, что в данный период заведывал Мусульманским 2-м отделом при политотделе. Кроме того, перебравшись в Сарапул, Ш. Хамиди до апреля 1919 г. издавал газету «Кызыл кряшче» [Марданов, 2003, с. 144].

«И я принялась за свою работу. Организовала татарский драматический кружок. Нам дали здание кинотеатра. Мы, собрав оставшиеся музыкальные инструменты, организовали драматический и музыкальный кружки, - отмечала актриса несколько десятилетий спустя. - Теперь наши дела наладились, почти каждый день ставим спектакли и концерты. Дважды в неделю - для молодежи, в остальное время выступаем для Красной Армии». Надо отметить, что опубликованный в 1941 г. текст мемуаров не был лишен и стандартного пафоса: «Октябрьская революция открыла нам дорогу. Нам дали все - театр, клуб, музыку. Теперь у нас была возможность для комфортной работы. Так мы и работали до 1919 года. Весной 1919 года, с приближением Колчака, нам пришлось временно переехать. Курировал эту работу комиссар Бажу-тин [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 53-55].

Не все участники татарского самодеятельного театрального кружка Сахипжамал Гиззатулли-ной-Волжской отправились вместе с ней на фронт: заводские рабочие не могли оставить свою основ-

ную работу, а подростков не пустили родители, у кого-то имелись другие причины. В итоге, актриса участвовала в Гражданской войне в качестве культработника, выступала вместе с русскими артистами. Она оказалась в составе 6-й фронтовой труппы политического отдела 2-й армии Восточного фронта. В ее личном фонде сохранилось удостоверение от 19 мая 1919 г., выданное Вотским областным отделом Профсоюза работников искусства СССР [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 4. Л. 1]. Педагог Марьям Зайнуллина вспоминала о том, что она вместе с С. Гиззатуллиной-Волжской с начала февраля 1919 г. «в течение девяти месяцев» находилась на фронте. «Все, что мы пережили в Прикамье и Приуралье, до сих пор в моей памяти», - отмечала она [Гобэйдуллин, 1982, с. 62].

Когда труппа политотдела оказалась в Казани, актриса очень хотела остаться в родном городе и выступать на татарском языке. Однако комиссары не разрешили ей это, и она продолжила работу в составе русской фронтовой труппы. Эпизод с просьбой оставить ее в Казани присутствует в мемуарах 1926 г., а в 1941 г. С. Гиззатулли-на-Волжская не стала упоминать об этом. Спустя два десятилетия актриса подробнее писала уже об устройстве театральных показов на фронте: «Наш эшелон отставал от фронта лишь на две версты. Иногда мы не успевали даже закончить начатый спектакль. Дают приказ и нас уже перемещают на другое место». Кроме того, она отмечала, что некоторое время их труппа работала в Сарапуле [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 55].

После расформирования Восточного фронта актриса вернулась обратно в Ижевск. Объясняла она это тем, что «многие наши комиссары были из Ижевска» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 157]. В сентябре 1919 г. артистке было выдано еще одно удостоверение: Ижевский отдел Всероссийского профсоюза РАБИС1 подтверждал, что «тов. Гизи-тулина-Волжская есть действительно сотрудник» этого отдела, а также «актриса советтеатра» [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 4. Л. 2]. Другое удостоверение от 27 ноября 1919 г., выданное Народным домом Ижевских заводов за подписью режиссера Федорова, комиссара советских театров А. Бажути-на, сообщает о ее работе в составе Мусульманской

1 РАБИС («РАБотники ИСкусства») - массовая профессиональная организация в Советской России, объединившая всех работников искусств, первое творческое объединение, созданное в мае 1919 г.

труппы Советского театра г. Ижевска [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 4. Л. 4].

За рамками этих справок осталась другая сторона ее жизни. Так, в письме искусствоведу Хасану Губайдуллину от 3 ноября 1961 г. С. Гиззатулли-на-Волжская отмечала, что когда-то аккуратно собирала все свои афиши и рецензии о спектаклях. «Я их хранила до 19 г., - писала она, - в 19 г., когда уходили на фронт, комиссар сказал: «вещи не берите, кто знает, что может быть». Поэтому, я все свои бумаги сложила в корзину, закрыла квартиру и ушла на фронт. Наступили счастливые дни, кончилась война, и нас отправили в Ижевск. Вернувшись, я не узнала свое жилье. Даже мой портрет, висевший на стене, был расколот штыком. Я после этого проплакала всю неделю. Особенно было жаль, что пропали все мои бумаги» [Гый-зэтуллина-Волжская, 2012, с. 364].

В конце ноября 1919 г. по приглашению политического отдела Центральной мусульманской военной коллегии при Наркомвоенотделе артистка выехала в Казань. Политотдел приглашал ее принять участие «в организационных работах Политотдела в области театрального дела в мусчастях» [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 4. Л. 3].

Так Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская вернулась в родной город, ее взяли в Мусульманскую труппу при политотделе Центральной мусульманской военной коллегии (основа будущего Татарского драмтеатра). Однако прослужив там несколько месяцев, она уехала обратно в Ижевск. Сохранилось удостоверение актрисы от 5 мая 1920 г., выданное в Казани: «Дано сие артистке Мусульманской труппы при политотделе Центральной мусульманской военной коллегии тов. Гизатул-линой-Волжской в том, что она действительно увольняется в отпуск в г. Ижевск для поправления своего здоровья сроком на два месяца» [НМ РТ. КП-18480/2663].

Свой отъезд в Ижевск сама актриса объясняла тем, что, несмотря на трудоустройство и жалованье, в Казани ей дали лишь две роли. Дело в том, что в татарской труппе по-прежнему не хватало мужчин-актеров, а актрис было достаточно. Остались в прошлом времена, когда Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская была практически единственной татарской актрисой, поражавшей своей смелостью зрителей-мусульман. За десятилетие накануне 1917 г., особенно в революционную эпоху, многое изменилось: татарские женщины стали более эмансипированными. Кроме того,

за это время появилось новое поколение актрис (Гульсум Болгарская, Ашраф Синяева, Фатима Ильская и др.), именно они и получали основные женские роли. «Я чувствовала себя ненужной и как будто зря получала жалованье. К тому же заболела бронхитом. У меня не было сил, и я вернулась в Ижевск», - вспоминала С. Гиззатуллина-Волж-ская уже в 1926 г. Очевидно, за это время в Ижевске она успела найти близких людей, способных поддержать ее в трудные минуты.

После лечения актриса снова взялась за работу. В Ижевске она участвовала в деятельности сразу в двух рабочих клубов: и русского, и татарского. Об этих учреждениях в 1920 г. сообщали следующее: в «Городском театре» труппа состояла из 16 человек, из них 3 человека считались профессиональными артистами. Остальные участники труппы были рабочими. «Мусульманский театр» размещался уже не в кинотеатре, постоянного здания не было, театральный кружок временно функционировал в одном из школьных помещений. Мусульманский рабочий клуб существует с августа 1919 г., при клубе организованы студии: театральная, музыкальная, литературная и лекционная секция. Как сообщалось в одном из отчетов отдела народного образования: «Все студии имеют несомненный успех в деле просвещения мусульманской национальности» [Шумилов, 2010, с. 389-390].

Любопытны высказывания актрисы Волжской о татарской рабочей молодежи Ижевска 1920-х гг.: «В ту эпоху молодежь у татар была очень невоспитанной. Многие заводские молодые люди носили в карманах то кирпич, то нож. Поэтому дело ограничивалось не только «показом театра», а нужна была еще воспитательная работа среди них. Поначалу мне было очень тяжело, а потом я привязалась к ним. И они очень любили меня. Мое слово было для них законом. Я проработала в этом клубе семь лет. За это время ребята мои изменились до неузнаваемости. Некоторые стали инженерами, прокурорами, врачами. Марзия Миннибаева1, являющаяся сегодня актрисой Казанского театра, в детстве тоже была моей ученицей» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2012, с. 55].

Уроженка Ижевска Марзия Миннибаева с 1930-х гг. играла на сцене Татарского драмтеатра им. Г. Камала в Казани, в том числе главные роли (например, Галиябану («Галиябану» М. Файзи),

1 Миннибаева Марзия Галимбаевна (1911-2000) -актриса, Народная артистка ТАССР (1970), с 1930-х гг. работала в Татарском драмтеатре им. Г. Камала.

Зубаржат («Зубаржат» Ф. Сайфи-Казанлы) и др. С. Гиззатуллина-Волжская очень радовалась успехам своей ученицы. По словам М. Миннибаевой, в 1926-1927 гг. в Ижевске работал татарский драматический кружок из 20-25 человек, руководила кружком С. Гиззатуллина-Волжская. В репертуаре театрального коллектива были спектакли «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер), «Галиябану» (М. Файзи) и др. Кроме того, готовили и концертные программы. «Я участвовала в этих концертах с отдельными песнями, танцами и декламациями», -писала М. Миннибаева. Она тогда была подростком. С. Гиззатуллина-Волжская обратила внимание на талант 14-летней девочки-сиротки и начала интересоваться ее жизнью. В 1928 г., посоветовавшись с директором Мусульманского клуба Бигашевым, артистка отправила свою воспитанницу в Казанский театральный техникум. «В годы учебы Сахипжа-мал-апа с нетерпением ждала моего возвращения на каникулы, организовывала даже мои выступления на заводских цехах», - вспоминала Марзия Мин-нибаева спустя годы. Она называла актрису своей духовной матерью [Гобэйдуллин, 1982, с. 65-66].

В 1920-е гг. Сахипжамал Гиззатуллина-Волж-ская старалась поддерживать связь и с бывшими коллегами из дореволюционной театральной жизни. В годы НЭПа вновь появилась возможность для функционирования частных трупп. В то время артисты в государственных театральных учреждениях работали в зимний сезон, а в летнее время начали давать частные спектакли. Например, летом 1923 г. С. Гиззатуллина-Волжская приехала в Уфу и вместе с бывшими актерами трупп «Сайяр» (Вали Муртазин-Иманский, Марфуга Муртазина), «Нур» (Фаттах Латыпов, Фахрениса Самитова) и другими сыграла в нескольких спектаклях («Юсуф и Зулейха», «Молодые сердца»). Актриса Хаджар Хилалова вспоминала о том, как их группа взяла в аренду на целое лето здание летнего театра в саду А. В. Луначарского (совр. Аксаковский сад. - Л. Г. ). Спектакли давались один раз в неделю, они пользовались большим успехом у уфимских зрителей. Как и в дореволюционное время, театральные представления затягивались на три-четыре часа, и актеры расходились лишь на рассвете [Гобэйдуллин, 1982, с. 63-64].

В Ижевске С. Гиззатуллина-Волжская продолжала работать сразу в двух коммунистических клубах. Какое-то время она справлялась с этой задачей, но силы были на исходе. Кашель иногда настигал ее прямо на сцене, были случаи, когда

прерывали выступление и опускали на время занавес. В итоге она решила отдавать силы лишь работе в Мусульманском клубе.

Кроме того, еще в 1921 г. актриса вышла замуж за партийного работника из Ижевска Владимира Николаевича Русинова. По обозначению исследователей из Национального музея Удмуртской Республики, Русинов В.Н. - «ветеран партии с 1919 г., партийный и советский работник, участник становления Советской власти в Удмуртии» [НМ УР. УРМ-13319/90]. В этом браке появился один ребенок, но малыш умер в раннем возрасте от скарлатины. Свое родительское тепло супруги отдавали приемным детям. Но их приемный сын погиб во время Великой Отечественной войны [Кашшаф, 1958]. Воспитывали они еще и девочку. В одном из писем от 1961 г. С. Гиззатуллина-Волж-ская сообщала, что дочь учится в медицинском институте [Миннуллин, 2012, с. 365].

В 1926 г. в Казани отметили 20-летие Татарского театра. По этому случаю артисты-ветераны, стоявшие у истоков, получили почетные звания. В их числе была и Сахипжамал Гиззатулли-на-Волжская. Как «артистка Татарской Драмы» она получила звание Заслуженной артистки ТАССР [НМ РТ. КП-18480/5893].

О своей театральной деятельности в Ижевске в том же 1926 г. артистка Волжская писала следующее: «В настоящее время в Ижевском театре дела идут хорошо. Но тяжело с репертуаром. Казань монополизировала все театральные книги и не дает другим. Это создает трудности рабочим» [Гыйзэтуллина-Волжская, 2003, с. 158].

В 1927 г. Татарский областной отдел профсоюза РАБИС отправил ходатайство в Совнарком ТАССР о назначении Сахипжамал Гиззатуллиной-Волж-ской персональной пенсии: «Артистка Гизатуллина является первым пионером из татарских женщин на сцене Татарского театра, вступившей на работу в первые дни организации Татарского театра, когда особенно трудно было разбить женщине твердые оковы татарского семейного быта и религиозного дурмана». Кроме того, в документе сообщалось о том, что состояние здоровья актрисы не позволяет работать «с тем же успехом и энергией, как раньше» [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 19. Л. 1]. Актрисе на тот момент было 35 лет. В результате, в 1930 г. ей была назначена персональная пенсия ТАССР, а в 1932 г. - РСФСР [МэхмYтова, 2012, с. 342].

Артистка Волжская скучала по Казани и татарской театральной жизни. Своим знакомым

в личных разговорах и в письмах она неоднократно признавалась, что хотела бы переехать в родной город. Например, в одном из писем Х. Губайдуллину от 1962 г. она писала «отстаю от всего», имея в виду татарскую культурную жизнь, из-за того, что живет не в Казани. Между тем, в столице ТАССР о ней вспоминали не часто.

Тем не менее, в 1958 г. за заслуги в развитии татарского театрального искусства, в связи с 50-летним юбилеем Татарского театра, указом Верховного совета Татарской АССР она была награждена Почетной грамотой [Миннуллин, 2012, с. 379-380]. В этот период в республиканской печати было опубликовано несколько очерков об актрисе-ветеране (журнал «Азат хатын», № 1; газета «Совет Татарстаны», 25 января).

Ее биографией интересовались некоторые исследователи истории татарского театра. Так, еще в 1940-е гг. была написана пьеса Наки Исанбета «Гульжамал», посвященная судьбе первой татарской актрисы Сахипжамал Гиззатуллиной-Волж-ской. Однако удалось поставить спектакль по ней на сцене Татарского драмтеатра им. Г. Камала лишь в 1963 г. [МэхмYтова, 2012, с. 344]. Возможно, поспособствовал этому факту и выход в 1958 г. книги литературоведа Гази Кашшафа «Первая актриса». Также в 1960-е гг. с С. Гиззатуллиной-Волжской активно переписывался искусствовед Х. Губай-дуллин, уже после смерти артистки он выпустит сборник воспоминаний.

В начале 1960-х гг. Сахипжамал Гизза-туллина-Волжская жила в Ижевске по адресу ул. Пушкинская, д. 185. Но в это время она мечтала о переезде в Казань, где в 1907 г. началась ее театральная биография: «...прошу вас предоставить мне квартиру в городе Казани, для того чтобы работать для Казанской татарской публики и умереть в своем родном городе», - писала она в своем ходатайстве на имя министра культуры Татарской АССР Б. М. Гизатуллина [ГА РТ. Ф. Р-7364. Оп. 2. Д. 25. Л. 1]. В 1966 г. первая татарская актриса окончательно переехала в Казань. Однако возвращение в родной город не принесло ей желаемой активной театральной жизни, новое поколение татарских театральных деятелей жило своими заботами и интересами.

Сахипжамал Гиззатуллина-Волжская умерла в 1974 г. в Чистополе. Она была уже неизлечимо больна и не помнила о славном начале театрального пути. Спустя некоторое время состоялось перезахоронение в Казани.

Выводы

Театральная звезда первой татарской актрисы Сахипжамал Гиззатуллиной-Волжской загорелась в годы Первой русской революции 1905-1907 гг., а следующая революция 1917 г., по сути, завершила ее сценическую карьеру. Революционное время разлучило ее со многими коллегами навсегда, а с кем-то она сумела установить связь лишь спустя три года. Впоследствии некоторые артисты труппы «Нур» стали основой Башкирского драмтеатра в Уфе, а труппа «Сайяр» - Татарского драмтеатра в Казани.

С. Гиззатуллина-Волжская пыталась адаптироваться к новым условиям театрального творчества в Советской России: играла в фронтовых труппах во время Гражданской войны, антрепризах в годы НЭПа, была одним из организаторов Мусульманского клуба в Ижевске, воспитала даже Народную артистку ТАССР М. Г. Миннибаеву.

Создание различных автономий на территории Волго-Уральского региона и организация соответствующей культурной повестки повлияли и на судьбу первой татарской актрисы. В 1930-е гг. в Удмуртской АССР появились профессиональные театры: удмуртский (1931) и русский драматиче-

ский (1935). Они возникли на базе бывших клубов с различными кружками. Например, Удмуртский клуб работал с 1923 г. Мусульманский (татарский) театральный кружок в Ижевске, которым руководила С. Гиззатуллина-Волжская, конечно, не имел шансы на такую трансформацию. Как отмечала сама актриса еще в 1926 г., даже татарские пьесы монополизировала Казань, ограничив тем самым функционирование официальной татарской культуры пределами ТАССР.

Это стало личной драмой актрисы, она тяжело переживала собственное забвение и оторванность от татарской театральной культуры. Вместе с тем в эпоху революционного хаоса С. Гиззатул-лина-Волжская, наконец, обрела в Ижевске дом и семью, которых у нее не было долгие гастрольные годы.

В Ижевске она прожила почти пятьдесят лет, большую часть своей жизни. Историко-культурное наследие Ижевска, связанное с именем первой татарской актрисы Сахипжамал Гиззатулли-ной-Волжской, заслуживает более пристального внимания и может стать основой для историко-культурных туристических маршрутов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

ГА РТ - Государственный архив Республики Татарстан. НМ РТ - Национальный музей Республики Татарстан. НМ УР - Национальный музей Удмуртской Республики.

Гобэйдуллин, 1982 - С. Гыйззэтуллина-Волжская турында истэлеклэр / тез. Х. Гобэйдуллин; ред. Р. Шириязданов. Казан: Татар. кит. нэшр., 1982. 134 б.

Гыйзэтуллина-Волжская, 2003 - Гыйзэтуллина-Волжская С. Татар театры турында истэлеклэрем // Татар театры (1906-1926). 2-нче басма. Казан: Магариф, 2003. Б. 143-158.

Гыйззэтуллина-Волжская, 2012 - Гыйззэтуллина-Волжская С. Сэхнэ юлым // Сэхипжамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык / тез.-авт. Ж. Миннуллин. Казан: Жыен, 2012. Б. 30-56. Кашшаф, 1958 - Кашшаф Г. Беренче артистка. Казан, 1958. 50 б.

Марданов, 2003 - Марданов Р. Шакиржан Хэмидинен тууына 125 ел // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2003. №3/4. Б. 142-145.

Мэхмутова, 2012 - МэхмYтова А. Сэхипжамал Гыйззэтуллина-Волжская // Сэхипжамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык / тез.-авт. Ж. Миннуллин. Казан: Жыен, 2012. Б. 304-350.

Миннуллин, 2012 — Сэхипжамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык / тез.-авт. Ж. Миннуллин. Казан: Жыен, 2012. 480 б.

Шумилов, 2010 - Ижевск. Документы и материалы. 1760-2010 / под ред. Е. Ф. Шумилова. Ижевск, 2010. 900 с.

REFERENCES

GA RT - Gosudarstvennyi arkhiv Respubliki Tatarstan [State Archive of the Republic of Tatarstan]. (in Russian) NM RT - Natsional'nyi muzei Respubliki Tatarstan [National Museum of the Republic of Tatarstan]. (in Russian) NM UR - Natsional'nyi muzei Udmurtskoi Respubliki [National Museum of the Udmurt Republic]. (in Russian)

S. Gyjzzatullina-Volzhskaya turynda istaleklar [Memories about S. Gizzatullina-Volzhskaya] / Ed. by Kh. Gobaidullin. Kazan: Tatarstan kitap Publ., 1982. 134 p. (in Tatar)

Gyjzzetullina-Volzhskaya S. Tatar teatry turynda isttleklerem [My memories about the Tatar theater]. In: Tatar teatry (1906-1926) [Tatar theater (1906-1926)]. Kazan: Magarif Publ., 2003. Pp. 143-158. (in Tatar)

Gyjzzetullina-Volzhskaya S. Sekhne yulym [My way on the theatrical stage]. In: Сэхипщамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык [Sahipzhamal Gyjzzetullina-Volzhskaya: fictional, documentary, biographical collection] / Ed. by Zh. Minnullin. Kazan: Zhyen Publ., 2012. Pp. 30-56. (in Tatar) Kashaf G. Berenche artistka [The First Actress]. Kazan, 1958. 50 p. (in Tatar)

Mardanov R. Shakir^an Hamidinen tuuyna 125 el [125 years after the birth of Shakirjan Hamidi]. In: Gasyrlar avazy = Ekho vekov [Echoes of Ages]. 2003. Issue 3/4. Pp. 142-145. (in Tatar)

Makhmutova A. Sship^amal Gyjzzstullina-Volzhskaya [Sahipzhamal Gyjzzetullina-Volzhskaya]. In: Сэхипщамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык [Sahipzhamal Gyjzzetullina-Volz-hskaya: fictional, documentary, biographical collection] / Ed. by Zh. Minnullin. Kazan: Zhyen Publ., 2012. Pp. 304-350 (in Tatar)

Сахипжамал Гыйззэтуллина-Волжская: эдэби-нэфис, документаль, биографик жыентык [Sahipzhamal Gyjzzetullina-Volzhskaya: fictional, documentary, biographical collection] / Ed. by Zh. Minnullin. Kazan: Zhyen Publ., 2012. 480 р. (in Tatar)

Izhevsk. Dokumenty i materialy. 1760-2010 [Izhevsk. Documents and documentary materials. 1760-2010] / Ed. by Ye. F. Shumilov. Izhevsk, 2010. 900 p. (in Russian)

L. R. Gabdrafikova

IZHEVSK IN THE FATE OF THE FIRST TATAR ACTRESS SAKHIPZHAMAL GIZZATULLINA-VOLZHSKAYA

The article is devoted to the biography of the first Tatar actress Sakhipzhamal Gizzatullina-Volzhskaya (1892-1974). She was one of the founders of the Tatar Theater and played in the first Tatar professional troupes. Her activity in the Tatar Theater had a great influence on the emancipation of Muslim women. Since 1918 S. Gizzatullina-Volzhskaya lived in Izhevsk, took part in the organization of cultural and educational work among the people. The study includes materials of personal origin, as well as documents from the State Archives of Tatarstan, the National Museum of Tatarstan. The citations in the text are translated into Russian by the author of the article. For the first time, an attempt is being made to comprehensively reconstruct the biography of the actress during the Civil War and in later years.

Keywords: Tatar Theater, Civil War, history of Izhevsk, everyday life history, Sakhipzhamal Gizzatullina-Volzhskaya.

Габдрафикова Лилия Рамилевна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доктор исторических наук, главный научный сотрудник, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан;

ведущий научный сотрудник ФИЦ «КазНЦ РАН»

(Казань, Россия)

bahetem@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.04.2022

Gabdrafikova Liliya Ramilevna,

Doctor of Sciences (History), Principal Researcher, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences; Leading Researcher,

Federal Research Center Kazan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (Kazan, Russia) bahetem@mail.ru

Received 08.04.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.