Научная статья на тему '«Гульжамал» Н. Исанбета и П. Исанбета спектакль о первой татарской актрисе'

«Гульжамал» Н. Исанбета и П. Исанбета спектакль о первой татарской актрисе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
365
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР / СПЕКТАКЛЬ "ГЮЛЬЖАМАЛ" / РЕЖИССЕР П.ИСАНБЕТ / PERFORMANCE OF "GULZHAMAL" / P.ISANBET THE DIRECTOR / TATAR STATE ACADEMIC THEATRE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Арсланов М. Г.

В период «хрущевской оттепели», в тесной связи с общим обновлением всего творческого процесса, стало возможным обращение деятелей театра к запрещенным или отложенным в прошлые годы произведениям. Премьера «Гульжамал» Н.Исанбета открыла сезон 1963-1964 годов в Татарском государственном академическом театре и являлась закономерным итогом поисков ведущего коллектива Республики в указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gulzhamal" of N.Isanbet and P.Isanbet staging about the first Tatar actress

During the "Khrushchev thaw" in close connection with the general renovation of the whole creative process, it was possible to appeal theater figures to restricted or deferred in the past plays. The premiere of "Gulzhamal" of N.Isanbet opened the season 1963-1964 years in the Tatar State Academic Theatre and was a natural result of searches of the leading group of Republic at the specified period.

Текст научной работы на тему ««Гульжамал» Н. Исанбета и П. Исанбета спектакль о первой татарской актрисе»

УДК 782.02.

М.Г.Арсланов

«ГУЛЬЖАМАЛ» Н.ИСАНБЕТА И П.ИСАНБЕТА - СПЕКТАКЛЬ О ПЕРВОЙ ТАТАРСКОЙ АКТРИСЕ

В период «хрущевской оттепели», в тесной связи с общим обновлением всего творческого процесса, стало возможным обращение деятелей театра к запрещенным или отложенным в прошлые годы произведениям. Премьера «Гульжамал» Н.Исанбета открыла сезон 1963-1964 годов в Татарском государственном академическом театре и являлась закономерным итогом поисков ведущего коллектива Республики в указанный период.

Ключевые слова. Татарский государственный академический театр, спектакль «Гюльжамал», режиссер П.Исанбет

M.GArslanov "GULZHAMAL" OF N.ISANBET AND P.ISANBET - STAGING ABOUT THE FIRST TATAR ACTRESS

During the "Khrushchev thaw" in close connection with the general renovation of the whole creative process, it was possible to appeal theater figures to restricted or deferred in the past plays. The premiere of "Gulzhamal" of N.Isanbet opened the season 1963-1964 years in the Tatar State Academic Theatre and was a natural result of searches of the leading group of Republic at the specified period.

Keywords. Tatar State Academic Theatre, performance of "Gulzhamal", P.Isanbet - the director.

Лишь вышло солнце — мир лучистый

засверкал.

Так Гиззатуллина: лишь вышла — счастлив

зал.

Всевышний подарил им ровный блеск лучей:

Ему играть средь туч, играть на сцене — ей.

Эти одухотворенные строки, посвященные первой татарской актрисе С.Гиззатуллиной-Волжской, написал очарованный ее мастерством народный поэт Габдулла Тукай. Действительно талант, размах дел этой смелой женщины, ее творческий потенциал достойны пера великого поэта. Да и не только поэта...

В 1944 году драматург Н.Исанбет написал пьесу «Сахибжамал Волжская». Однако, несмотря на очевидные художественные достоинства, произведение не было поставлено. Заключение художественного совета ТГАТ им. Г.Камала, куда автор отнес свое сочинение, было обтекаемым. Пьесу отклонили из-за разности подхода автора к именам и фамилиям действующих лиц.1 И в правду Н.Исанбет строил драму на подлинных событиях, происходящих в годы зарождения татарского профессионального театра. В пьесе наряду с историческими личностями, шедшими под настоящими своими именами, участвовали вымышленные персонажи. По мнению противников произведения, такое сочетание непозволительно потому, что, с одной стороны, это ограничивало вымысел, отсекало обобщения, и сводило события драмы к конкретному факту. С другой же,- вымышленные персонажи вводили в исторические события пьесы оттенок неубедительности, нотки вольного истолкования.

Логика оппонентов произведения убедила драматурга, тем более, что исправления не должны были отнимать ни много сил, ни времени. Однако Н.Исанбет переделывать пьесу не стал. Просто было не до этого. В связи с постановлением ЦК ВКП(б) от 9 августа 1944 г. «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской парторганизации» в целях исправления «ошибок националистического характера» была снята с репертуара пьеса Н.Исанбета «Рыжий сказитель», как неправильно освещающая историю татарского народа и приукрашивающая Золотую Орду».2 На определенное время была снята с репертуара и подверглась переделке другая пьеса Н.Исанбета «Ходжа Насретдин», успешно шедшая уже с 1941 года. Где-то наверху, в застенках партийно-чиновничьего аппарата задержалось разрешение на выпуск уже готового спектакля ТГАТ им. Г.Камала по третьей пьесе Н.Исанбета «Нур Загид». Как видно, в тот период забот у автора и без драмы «Сахибжамал Волжская» хватало, и он без особого сожаления отложил пьесу до лучших времен.

Период «хрущевской оттепели», хотя и ненадолго, ослабил жесткий контроль партийно-чиновничьего аппарата над искусством. Относительная свобода деятелей культуры ознаменовалась неординарными художественными произведениями. Обогатилась стилевая палитра художников. Поиск новых выразительных средств, невиданных доселе художественных форм и приемов стал знаменем нового времени. В тесной связи с общим пробуждением стало возможным и обращение деятелей театра к запрещенным или отложенным в прошлом произведениям.

1 Нэкый Исэнбэт. Мулланур Вахитов : (Сайланма пьесалар).-Казан, 1975.-294 б.

2 ЦХИИДНИТ. Ф.15. Оп.26. Ед.хр.694. ЛЛ. 77—78.

Премьера «Гульжамал» Н.Исанбета, состоявшаяся 12 сентября, открыла сезон 1963-1964 годов. Как видно из названия пьесы, автор учел пожелания оппонентов и дал всем персонажам вымышленные имена. Теперь уже Сахибжамал стала Гульжамал, Габдулла Кариев - Хафизом Кирамовым, Фахерниса - Фархинур, Муртазин-Иманский - Курамшиным-Инзарским и т.д. Как видно, вновь подобранные имена и фамилии по звучанию очень близки к подлинным именам и фамилиям их исторических прототипов. Поэтому зрители без особого труда узнавали в действующих лицах исторических татарских актеров и актрис.

С первых же минут действия режиссер П.Исанбет и художник АТумашев начали тщательно готовить атмосферу старой купеческой Казани, куда должна была неизбежно попасть первая татарская актриса.

Один из самых живописных уголков известного многим сада Аркадия. Служебный вход в летний театр. Чуть поодаль, за фигурными садовыми скамейками, виднеется веранда ресторана, столы и стулья на ней. На самом видном месте висит афиша вчерашнего спектакля. Именно это место становилось центром мизансценических построений постановщика, ибо каждый новый посетитель сада обязательно должен был увидеть афишу, выразить свое отношение и определить свою позицию по факту состоявшегося спектакля. Разражаются проклятиями в адрес устроителей постановки кичливые фанатики Фатхрахман Ишмаев (Г.Зиатдинов), и Габделвали (АГубайдуллин). Ищут свою выгоду задиристый и трусливый Нигмедзян Ишмаев (Р.Бикчентаев) и Акми (Р.Шарафиев), разбитная сводня Бади (В.Минкина). С надменной холодностью оценивает спектакль и возможности вновь организованной национальной труппы курсистка Зухра (Р.Ахмерова).

Наконец, в тщательно созданную напряженную атмосферу борьбы мнений, то и дело срывавших в адрес устроителей спектакля угрозы, со своей подругой Фархинур (Ф.Ахтямова) входит Гульжамал (А.Галеева). Режиссер никак не акцентирует их вход. Они вступают на сцену достаточно буднично. С первого же появления Гульжамал (Галеева) отличает какой-то неосознанный внутренний порыв. Сила, исходящая от совсем еще юной девушки, мгновенно покоряет публику. Зритель немедленно прощает ей и не очень высокий рост, и юношеский максимализм, и некоторую резкость суждений. К концу первой встречи публика оценивает Гульжамал как смелую, волевую девушку, не теряющуюся даже в самых критических ситуациях. Показались интересными зрителям также ее суждения о сценическом искусстве, о роли женщины в театре.

К психологическому портрету первой татарской актрисы штрихи добавлялись в следующей картине: неуютный, холодный подвал какого-то захудалого ресторана в Москве. Темно. Лишь откуда-то сверху пробивается пучок неяркого света. Здесь нашли пристанище после неудачных гастролей в столице оборванные, голодные татарские актеры. Больше всех переживает неуспех присоединившаяся к ним в Нижнем Новгороде Гульжамал. Не выдерживает трудностей и решается оставить труппу руководитель Иосиф бек Джафаров, человек импульсивный, легко выходивший из себя (Х.Султанов). Вот как решает П.Исанбет очень важную для раскрытия характера Гульжамал сцену расставания Джафарова с труппой.

«... В оцепенении застыли актеры, услышав из уст руководителя о решении покинуть труппу. На сцене напряженная пауза: актеры не в силах поверить ужасному известию. Вот Джафаров (Султанов) медленно обводит глазами присутствующих, но не находит у них сочувствия. Склонив голову, он медленно пробирается к выходу и скрывается в темной нише».3 Тут же все разом закричали, заговорили. В суматохе никто и не заметил о состоянии Гульжамал. Обессиленный голоданием организм не выдержал. Гульжамал медленно сползла с кровати. Первой ее обморок заметила Фархинур. Резким криком она остановила галдеж. Теперь уже все сгрудились возле Гульжамал. Кто-то побежал за нашатырным спиртом. У кого-то нашлись припрятанные на черный день деньги. Необходимо было немедленно накормить обессилевшую актрису. Пролежав довольно длительное время, Гульжамал медленно открыла глаза и увидела плачущую Фархинур, совсем павших духом коллег-актеров. Тут же оценив обстановку и поняв, что от ее поведения зависит судьба всего театрального дела, Гульжамал (Галеева) быстро берет себя в руки и уже через несколько минут, собравшись, под бубен исполняет зажигательный танец.

И в дальнейшем автор, а за ним и режиссер вновь и вновь подвергают героиню тяжелейшим испытаниям: когда в отдельной комнате шикарного ресторана Маржан (Ш.Асфандиярова) предлагает ей легкую, обеспеченную жизнь, или когда богатый купец Фатхрахман Ишмаев предлагает достаточно крупную сумму, лишь бы она оставила сцену. Пожалуй, трудным оказался выбор между любовью и искусством. В Бухаре горячо любивший ее переводчик, подлинный ценитель искусства Саитгарай Маматов (Ш.Биктемиров) предложил Гульжамал руку и сердце. Этот человек - один из самых лучших людей, с кем она встречалась в жизни,- был очень и очень близок ей. Но как будет жить без руководителя только недавно организованная Гульжамал вторая татарская профессиональная труппа «Нур»? А как сложится судьба только недавно принятых в коллектив молодых способных актеров Арского (Р.Тазетдинова), Камая (И.Гафуров), Сиби (АЗарипов)? Оставить труппу значит все оставить

3 Кумысников Х. Правда искусства // Советская Татария.—1963.—21 сентября.

на произвол судьбы. Предать то, чему она посвятила всю свою жизнь. Так рассуждала первая татарская актриса, решая очень трудную для себя дилемму. Победило чувство долга. Нет, она не в силах оставить товарищей!

Во всех перипетиях развития образа оставаясь абсолютно органичной, А.Галеева психологически точно обрисовала характер Гульжамал. «А.Галеева органически вжилась в образ своей героини и, что бы она ни делала на сцене, убеждает своей правдой,- писали о ней в газете «Советская Татария».-Актриса создала глубокий психологический характер первой татарской артистки, жизнь которой была посвящена бескорыстному служению искусству».4

Параллельно линии Гульжамал, прослеживая судьбу другой подающей надежды татарской артистки Маржан Даяновой, режиссер и автор добавляют в спектакль весьма ценную мысль о самоценности благородного служения народу, высоким идеалам, по сравнению с жизнью за низменные интересы. Богато одаренная от природы, с хорошими актерскими данными Даянова (Асфандиярова) выбрала веселую жизнь ресторанной певички. Первый раз зритель видит ее в богато обставленной отдельной комнате ресторана. В окружении богатых поклонников она блистает своим богатым телом, красотой, пластичностью, умением петь и плясать. Изрядно подвыпившая Маржан (Асфандиярова) подсаживается на колени то к одному, то к другому мужчине. Когда она исполняет свой коронный номер - танец живота,- то вся компания готова носить ее на руках. В понимании шансонетки - это был несомненный успех, и она чувствовала себя на седьмом небе от счастья. Однако годы шли, и при новом появлении публика ее почти не узнает: настолько она увяла и состарилась. Возле опустившейся до уличной девки Даяновой из старых богатых дружков никого не осталось. Сама она выпрашивает у прохожих мелочь, чтобы опохмелиться. Несчастную, но все еще пытавшуюся держаться с прежним шиком, плохо одетую женщину в конце концов отгоняют от здания театра, куда с минуты на минуту должна была прибыть уже знаменитая Гульжамал. Последняя их встреча не состоялась...

С большим тактом и осторожностью исследовал П.Исанбет отношения Гульжамал и руководителя «Сайяр» Хафиза Акрамова. Из истории известно, что «отец татарского театра» Г.Кариев и первая татарская актриса С.Гиззатуллина-Волжская расстались не очень дружелюбно. В спектакле необходимо было как-то объяснить факт их расставания. После тщательного осмысления режиссер и драматург решили все перевести с личностного на творческий план. Гульжамал уходила из труппы «Сайяр», чтобы организовать еще один творческий коллектив, еще шире развернуть театральное дело. Это достойное объяснение поступка Гульжамал удовлетворило всех без исключения зрителей.

Для исполнения несущей в спектакле значительную идейную нагрузку роли Хафиза Акрамова режиссер выбрал Ф.Халитова - мастера психологического портрета, актера большой внутренней силы. Фуад Халитов подчеркивал в образе такие черты характера как человечность, терпимость, душевную щедрость, великодушие. Хафиз (Халитов) весьма остро переживал разрыв с Гульжамал, в самых критических обстоятельствах сохранил к ней уважительное отношение.5

За день до премьеры, то есть 10 сентября 1963 года состоялся просмотр и обсуждение новой постановки. Посмотрела спектакль и участвовала в осуждении сама Сахибжамал Гиззатуллина-Волжская. Она осталась очень довольна постановкой, поблагодарила всех без исключения создателей и участников драмы, высказала некоторые свои пожелания. «У меня сложилось исключительно хорошее впечатление о работе режиссера,— говорила первая татарская актриса.- Галеева играла хорошо, однако она временами груба».6 Актрисе и режиссеру необходимо было учесть высказанное и, по возможности, уточнить интонационный рисунок роли.

На обсуждении также участвовали театроведы Х.Губайдуллин, Г.Кашшаф, заведующий литературной частью ТГАТ им. Г.Камала З.Салихова, сам автор. Все они предрекали спектаклю большой успех.

Действительно, премьера прошла с подъемом. Общее настроение публики выразила развернутая рецензия Г.Кашшафа к спектаклю, опубликованная уже на следующий же день. «Спектакль построен на столкновениях сложных характеров,- писал он,- и данное обстоятельство определило успех постановки».7 Доброжелательные отзывы о спектакле были опубликованы также в журналах «Театр»8, «Театральная жизнь»9, «Азат хатын»10. Авторы всех этих публикаций в один голос утверждали высокопрофесси-ональную работу постановочной группы и коллектива исполнителей.

В год празднования столетия татарского театра коллектив вновь обратился к данной пьесе Н. Исанбета. Премьера спектакля состоялась 2 марта 2007 года. На этот раз спектакль поставил недавно

4 Там же.

5 Гази Кашшаф. ^н,ел кезгесе.-Казан, 1975.-97 б.

6 ЦГА РТ. Ф.4088. Оп.2. Ед.хр. 175. Л.35.

7 Кашшаф Г. Кумэк ижаат тантанасы // Социалистик Татарстан.-1963.-22 сентябрь.

8 Хайруллин Р. Пьеса о зачинателях театра // Театр.-1963.-№ 10.-С.107.

9 Ильясов Д. Сын ставит пьесу отца // Театральная жизнь.—1963.—№ 22.—С. 5.

10 Гобэйдуллин Х. «Гелж,амал» // Азат хатын.—1964.—№ 1.—22 б.

возглавивший прославленный коллектив режиссер Ф.Бикчентаев. В образе Гульжамал зрители увидели Л.Хамитову. В спектакле также были заняты также Ф.Зиганшин (Хафиз), А.Гайнуллина (Даянова), И. Хайруллин (Инзарский) и другие актеры театра. Однако это уже материал другого исследования.

Литература

Нэкый Исэнбэт. Мулланур Вахитов : (Сайланма

пьесалар).-Казан, 1975.-294 б.

ЦХИИДНИТ. Ф.15. Оп.26. Ед.хр.694. ЛЛ. 77—78.

Кумысников Х. Правда искусства // Советская

Татария.—1963.—21 сентября.

Гази Кашшаф. ^цел кезгесе.-Казан, 1975.-97 б.

ЦГА РТ. Ф.4088. Оп.2. Ед.хр. 175. Л.35.

Кашшаф Г. КYмэк ижат тантанасы // Социалистик

Татарстан.-1963.-22 сентябрь.

Хайруллин Р. Пьеса о зачинателях театра // Театр.-

1963.-№ 10.-С.107.

Ильясов Д. Сын ставит пьесу отца // Театральная жизнь.—1963.—№ 22.—С. 5.

Гобэйдуллин Х. «Гелжамал» // Азат хатын.—1964.— № 1.—22 б.

Isэnbэt. Ми11апиг Vahitov : (Sajlanma p'esalar).-Kazan, 1975.-294 Ь.

СШГОМТ. F.15. Ор.26. Ed.hr.694. LL. 77—78. Kumysnikov Н. Pravda iskusstva // Sovetskaja Tatarija.—1963.—21 sentjabrja. Gazi Kashshaf. KYцel kеzgese.-Kazan, 1975.-97 Ь. CGA RT. F.4088. Ор.2. Ed.hr. 175. ^35. Kashshaf G. ^тэк iжat tantanasy // Socialistik Tatarstan.-1963.-22 sentjabr'.

Hajrullin R. P'esa о zachinateljah teatra // Teatr.-1963.-№ 10.-S.107.

Il'jasov D. Syn stavit p'esu otca // Teatral'naja zhizn'.— 1963.—№ 22^. 5.

Gobэjdullin Н. «Gеlжamal» // Azat hatyn.—1964.—№ 1.—22 Ь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.