Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4 Книжная полка
УДК 792 (031)
Энциклопедический справочник
как основа сохранения и развития театрального искусства региона
Сидорова А.П.
Специалист отдела междисциплинарных и прикладных исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (Ижевск), Заслуженный работник культуры РФ
Смирнова С.Д.
Специалист отдела междисциплинарных и прикладных исследований Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (Ижевск)
Статья посвящена первому региональному научно-справочному изданию о многонациональном театральном искусстве Удмуртии. Главная цель издания - показать творческое содружество народов, влияние русской культуры на всех этапах развития драматического, оперного, балетного и других видов театральных жанров в республике.
Ключевые слова: Удмуртская Республика, драматургия, режиссура, театральное искусство, театральные династии, театральные школы.
Научно-справочные издания, в частности энциклопедические, играют немаловажную роль в жизни современного общества: они выполняют просветительскую функцию, оказывают влияние на развитие науки, системы образования и культуры. Они способствуют «связи между людьми, живущими в обществе, как своеобразная форма посредничества между ними, как связующее звено, объединяющее людей в процессе исторического развития и совместного существования» [1, с. 75]. Удмуртия, как и ряд других регионов России, имеет собственную энциклопедию «Удмуртская Республика», выпуск которой стал результатом длительной работы по сбору, систематизации, обработке материала, отражающего социально-экономический и духовный потенциал народов края. Энциклопедия выпущена республиканским издательством «Удмуртия» в 2000 г. при поддержке Правительства с привлечением научных сил академических институтов и вузов республики. В соответствии с распоряжением 360
Правительства Удмуртской Республики (Постановление от 27 мая 2007 г. № 468-р), вышло второе издание энциклопедии исправленное и дополненное.
Существенную роль в подготовке энциклопедии сыграли сотрудники Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наук (УИИЯЛ УрО РАН). Будучи старейшим научным учреждением Удмуртии, институт осуществляет большую работу, связанную с публикацией культурного и исторического наследия, оставленного многими поколениями исследователей истории и культуры удмуртского народа. За период существования УИИЯЛ УрО РАН накоплена богатая картотека словарного фонда, сложилась система подготовки кадров высокой квалификации, сформирована материально-техническая база, необходимая для эффективной работы коллектива [2, с. 100].
По инициативе доктора исторических наук, профессора, в недавнем прошлом директора УИИЯЛ
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Книжная полка
УрО РАН К.И. Куликова в институте создан отдел энциклопедических исследований (в настоящее время - Центр энциклопедистики Отдела междисциплинарных и прикладных исследований). С 2001 г. коллективом института ведётся целенаправленная подготовка многотомной энциклопедической серии «Удмуртская Республика», которой суждено стать не просто местом хранения информации по истории, культуре и различным отраслям жизни региона, но и средоточием научных знаний об Удмуртии. За истекшее время изданы отраслевые энциклопедии: «Удмуртская Республика: Просвещение, образование и педагогическая мысль» (в электронном виде) (Ижевск, 2011), «Удмуртская Республика: культура и искусство» (Ижевск, 2012). Труд получил высокую оценку научной общественности, специалистов разных отраслей знаний и удостоен в 2014 г. Государственной премии Удмуртской Республики.
Важным событием для Удмуртии и не только стал вышедший в конце минувшего года энциклопедический справочник «Многонациональная сценическая культура Удмуртии» [3]. Как отметил Народный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей России А.А. Калягин, «Трудно переоценить значение этого замечательного издания, подготовленного группой высокопрофессиональных специалистов... Только изучая свою историю, вглядываясь в своё прошлое, можно двигаться в будущее. Без сохранения традиций, без анализа опыта своих предшественников невозможно полноценное развитие театра, его движение и обновление» [цит. по: 3, с. 5].
Это - один из первых проектов в Российской Федерации подобной тематической направленности. В полном объёме собрана богатейшая история театров Удмуртии от истоков и до наших дней, воссоздана её летопись, представленная в документах, биографиях выдающихся деятелей театра республики, хронике событий, очерках. Главная цель издания - показать творческое содружество народов, влияние русской культуры на всех этапах развития драматического, оперного, балетного и других видов театрального искусства в республике. Создание специализированного труда актуализировалось и результатами государственной политики в сфере культуры. Разработана «Концепция долгосрочного развития театрального дела в Удмуртской Республике до 2020 года». Региональное правительство вкладывает в развитие театрального искусства немалые средства. В последние годы отреставрированы и капитально отремонтированы здания национального, кукольного, русского драматического театров, Государственного театра оперы и балета. Все коллективы совершили существенные творческие сдвиги, расширили свою художественную палитру.
Меняется модель театрального руководства, претерпевает изменение подход к репертуарной по-
литике, подбору и подготовке кадров. Все театры имеют собственные сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», где можно ознакомиться с афишей на месяц, репертуаром, составом труппы и т.д. Все эти достижения требуют не только осмысления, но и популяризации.
В материалах энциклопедического справочника рассматривается развитие театра на территории современной Удмуртской Республики, начиная с конца XIX в. Процесс формирования профессионального театра в Удмуртии развивался крайне медленно. В активизации этой работы большую роль сыграла русская сценическая культура. В Казани, в стенах университета и русского драматического театра (одного из старейших в России), приобщались к знаниям и искусству будущие деятели не только татарской, башкирской, чувашской, марийской, но и удмуртской театральной сцены. Своеобразным центром сближения национальных культур, средоточием театральных связей стал в ту пору г. Сарапул. Здесь появляются первые русские любительские драматические коллективы европейского образца, а в 1890-е гг. - гастролирующие профессиональные театральные труппы из разных городов. В числе первых спектаклей, устраивавшихся любителями, была комедия А.Н. Островского «Банкрот». В справочнике отражен и сегодняшний день: освещена работа 7 профессиональных театров и более 40 любительских коллективов, имеющих звание «народный» и «образцовый», тем самым показаны место и роль современного театра в социокультурном пространстве республики и России.
Справочник включает свыше 750 словарных статей, размещённых по алфавитному принципу, и более 700 снимков и иллюстраций, что позволяет рассматривать его в качестве иллюстрированного издания. Представленный фотоматериал является дополнительным источником достоверной информации о театральной жизни Удмуртии, начиная с конца XIX в. до настоящего времени.
В подготовке материалов принимали участие ведущие театроведы, специалисты в области истории искусства и культуры Удмуртии, руководство и сотрудники СТД УР, других творческих союзов республики (Союз писателей УР, Союз журналистов УР, Союз художников УР), творческие работники театров, сотрудники органов управления культурой, и др. Авторский коллектив издания составил почти 100 человек.
Структуру издания образуют развернутые исторические очерки и справочные статьи, статьи по истории и творческой работе театров, биографические и терминологические материалы. В самостоятельный тематический блок «Театральные школы» выделены статьи, посвящённые учебным заведениям страны и республики, занимающимся подготовкой кадров для театров Удмуртии. Среди них Казан-
361
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Книжная полка
ская государственная консерватория (академия) им. Н.Г. Жиганова, один из ведущих музыкальных вузов России, центр подготовки музыкантов высшей квалификации (педагогов, исполнителей, композиторов, музыковедов) для республик Среднего Поволжья и Приуралья: Татарстана, Башкортостана, Чувашии, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл. В числе выпускников консерватории - ныне ведущие деятели культуры, искусства, учёные Удмуртии: Народный артист РФ, художественный руководитель Государственного академического ансамбля песни и танца УР «Италмас» А.В. Мамонтов, Заслуженные деятели искусств УР Ю.В. Болденков, Л.Г. Каз-беров, Г.А. Корепанов, Г.М. Корепанов-Камский,
B. Я. Митрофанов, Ю.В. Осипов, Ю.Л. Толкач, Заслуженные артисты УР И.В. Самойлова, А.С. Са-ульская (Шулятьева), М.А. Сухих, А.С. Шиврина, Заслуженный работник культуры УР Т.А. Горячева, доктор искусствоведения И.М. Нуриева. Гордостью Удмуртии являются выпускники Казанского государственного университета культуры и искусств, Заслуженные работники культуры РФ и УР Н.М. Устюгова, Н.М. Толчина, А.М. Вахрушева, М.А. Лыскова и др.
Значительное внимание уделено театральным династиям, семьям, члены которых на протяжении длительных периодов работали и работают в театре, связаны с театральным искусством и культурой (в области театральной критики, теле- и радиожурналистики и др.). Одна из них - самая большая династия представителей национального театрального драматического искусства, культуры и литературы Удмуртии Перевощиковы - Евсеевы. Ее родоначальник - Я.Н. Перевощиков, актёр первого поколения Удмуртского драматического театра, его супруга А.И. Перевощикова - костюмер, сын - В.Я. Пере-вощиков - актёр, режиссёр, Заслуженный артист РСФСР, невестка - Н.П. Бакишева - ведущая актриса, Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка УАССР. Все они работали в Удмуртском драматическом театре. Дочь - А.Я. Евсеева - преподаватель Республиканского колледжа культуры, театральный критик долгое время была руководителем литературно-драматической части Государственного национального театра, Заслуженный работник культуры Удмуртии. Зять - Н.Н. Евсеев - журналист, драматург, зам. председателя Гостелерадио УАССР (197788), Заслуженный работник культуры УР. Внук -
C. Н. Евсеев - сотрудник Национального музея им. К. Герда, Заслуженный работник культуры УР.
В энциклопедическом справочнике читатель найдёт информацию о студенческих театрах эстрадных миниатюр (СТЭМ), которые существовали во всех вузах республики. На базе СТЭМа Ижевского механического института его руководитель Е. Столов, ныне Заслуженный деятель искусств РФ, создал в Ижевске профессиональный муниципальный моло-
дёжный театр «Молодой человек». Имеются статьи о Детских школах искусств с театральными отделениями, о библиотеках и средства массовой информации, популяризирующих деятельность театров.
Рассматриваются произведения драматургии, режиссёрского и актёрского искусства, которые оказали реальное воздействие на общий процесс развития театра в Удмуртии. Статьи, посвящённые произведениям драматургии и спектаклям, имеющим историческое значение в формировании национального театра края, всего сообщества угро-финских народов. Например, статья о педагоге-просветителе А.Н. Урасиновой - организаторе самодеятельного театра, поставившей впервые в 1918 г. комедию Л.Н. Толстого «От ней все качества» на удмуртском языке. К этому времени относится и открытие в Удмуртии национального татарского театра: в сентябре 1919 г. был создан передвижной мусульманский театр в Сарапуле. В Ижевске в том же году был открыт Мусульманский клуб, при котором начала работать театральная секция [4, с. 366]. В её состав вошли первая татарская актриса С. Гизатуллина-Волжская-Русинова (она совмещала функции ведущей актрисы и режиссёра), режиссёр Л.Х. Антов, художники Ш. Хайрулин и И. Чунаев. 1 апреля 1920 г. татарская труппа поставила драму «Кунчулбек-Куркунак» и комедию «Кутулмаган кадырли кунак». Только в течение первой половины апреля театр показал 7 спектаклей. О Гиззатуллиной-Волжской Сахибжа-мал Гиззатулловне, работавшей в 1938 г. в Ижевском русском драматическом театре, написана биографическая статья на основе материалов Татарской энциклопедии [5, с. 106-107].
Читатель найдёт сведения о первом удмуртском произведении крупной формы музыкальной комедии «Сюан» («Свадьба») композитора Н. Греховодо-ва, драматурга В. Садовникова, о первой удмуртской опере «Наталь» композитора Г. Корепанова, о роли мастеров Большого театра СССР и Московского областного оперного театра им. К.С. Станиславского, организовавших в 1934-35 гг. в составе Удмуртского драматического театра оперную и балетную труппы и заложивших основу для создания удмуртскими композиторами произведений крупных форм в будущем.
В настоящем издании представлены и биографии деятелей театрального искусства: великого русского композитора П.И. Чайковского, русского прозаика, публициста, общественного деятеля В.Г. Короленко, чей образ воссоздан на театральной сцене в спектаклях Удмуртского драматического театра «Вуж Мултан» («Старый Мултан») М. Петрова (1945 г.), «Мултан уж» («Мултанское дело» А. Блинова (1976 г.), Русского драмтеатра им. В.Г. Короленко - «Русский друг» Д. Модзалевского и Ю. Власова (1960 г.), «Мултанское дело» И. Широбоковой, выдающейся советской и российской оперной певице
362
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 4
Книжная полка
Е.В. Образцовой, исполнившей партию Графини в опере П. Чайковского «Пиковая дама» на сцене Государственного театра оперы и балета УР, Народной артистки РСФСР В.А. Корепановой-Садаевой из Национального театра УР и многих других. Критерием отбора материала персоналий послужили не только почётные звания, но и общепризнанный вклад в культуру Удмуртии и России.
Основными источниками при составлении материалов послужили профильные издания, документы архивных, научных и культурных учреждений: Объединённого межведомственного архива культуры, Центрального государственного архива Удмуртской Республики, Центра документации новейшей истории УР, Государственного архива Кировской области, Научно-отраслевого архива Удмуртского института истории, языка, литературы УрО РАН, Национального музея УР им. К. Герда, Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Национального центра декоративно-прикладного искусства и ремёсел УР, Национальной библиотеки УР; полевые материалы авторов, личные архивы.
Энциклопедический справочник, предназначенный для широкого круга читателей, уже востребован деятелями театрального искусства, преподавателями и учащимися специальных учебных заведений, детских школ искусств, работниками учреждений культуры и органов управления культурой, журналистами, участниками любительских коллективов. Думается, что он окажет большую помощь и научным работникам для стимулирования дальнейших изысканий в области истории театра.
Литература:
1. Межуев В.М. Культура и история. - М.: Политиздат, 1977. - 199 с.
2. Смирнова С.Д., Барханова Л.Б., Васина Т.А., Сидорова А.П. Развитие отраслевой энциклопеди-стики: из опыта работы Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН // Ежегодник финно-угорских исследований. - 2014. -Вып. 1. - С. 99-106.
3. Многонациональная сценическая культура Удмуртии: Энциклопедический справочник / Отделение Союза театральных деятелей РФ (ВТО) - СТД Удмуртской Республики; Удмуртский институт истории, языка и литературы Уро РАН; гл. ред. А.Е. Загребин; сост. А.П. Сидорова. -Ижевск, 2014. - 400 с.
4. Кралина Н.П. Удмуртский театр // История Советского драматического театра»: в 6 т. Т. 1. - М.: Наука, 1966. - С. 365-368.
5. Гиззатуллина-Волжская Сахибжамал Гиззатул-ловна // Татарская энциклопедия: в 6 т. Т. 2. - Казань, 2005. - 655 с.
Encyclopedic Reference Book as the Basis of Preservation and Development
of Dramatic Art in the Region
A.P. Sidorova, S.D. Smirnova
Udmurt Institute of history, language and literature of the Ural of the Russian Academy of Sciences
The paper deals with the first regional reference book about multi-national dramatic art of Udmurtia. The main aim of the edition is to demonstrate creative cooperation of the nations and impact of Russian culture on all stages of development of dramatic, opera, ballet and other arts in the Republic.
Key words: the Udmurt Republic, drama, stage direction, dramatic art, stage dynasties, drama schools.
363