Научная статья на тему 'Вклад русских ученых-эмигрантов в науку'

Вклад русских ученых-эмигрантов в науку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
866
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / УЧЕНЫЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ / SCIENCE / SCHOLARS / INTELLECTUAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Наумова Татьяна Владимировна

Ученые как субъект науки в огромной степени определяют ее развитие. В статье на основе рассмотрения биографий русских ученых, составивших различные волны эмиграции, показано, что сделано ими в эмиграции, какое творческое наследие они оставили России и науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contribution of Russian scientists emigrants to science

Scholars as a subject of science determine its development in a great extent. In the current article, on the basis of examination of biographies of Russian scientists, who had formed different “waves” of Russian emigration, the author shows, what had been done by them in emigration, what creative heritage had been left by them.

Текст научной работы на тему «Вклад русских ученых-эмигрантов в науку»

Т.В. НАУМОВА кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН*

Вклад русских ученых-эмигрантов в науку

Судьба российской науки, являющейся важным фактором

л

культурного развития России, прежде всего, зависит от ученых1, тех, кто непосредственно занят в научной сфере деятельности. Исторически сложилось так, что российскую науку создавали и распространяли ученые. Как в прошлом, так и сегодня ученые как субъект науки в огромной степени определяют ее развитие.

Говоря о творческом наследии ученых-эмигрантов как объекте исследования российских специалистов, надо отметить, что многие годы у нас по соображениям цензуры эта проблема находилась на периферии внимания научного сообщества. Об интеллектуальном вкладе ученых-эмигрантов русского послеоктябрьского зарубежья в советское время писалось мало и нередко с негативным оттенком. Примером может служить сборник статей о русской интеллигенции «Вехи», написанный известными русскими мыслителями. Эта книга имела большое значение в развитии общественной мысли нашей страны. Между тем в советское время считалось, что она была направлена против революционно-демократических традиций России и марксизма.

На трудах ученых-эмигрантов нередко стоял гриф «вечное хранение». А сами их работы объявлялись не имеющими научного значения. Немалую роль здесь сыграла наша власть, которая на многие десятилетия вычеркнула из истории страны и науки интеллектуальное достояние ученых-эмигрантов. Однако с середины 90-х гг. в связи со снятием запрета с литературы об интеллектуальной эмиграции проблема научного наследия ученых-эмигрантов стала одной из наиболее дискутируемых в отечественной научной литературе, публицистике. У нас появились работы, в которых наряду с историей культуры русского послеоктябрьского зарубежья внимание уделялось и

л

русским ученым-эмигрантам, в том числе и философам1.

Наумова Татьяна Владимировна, е-таП; cultura-iph@yandex.ru 1 Ученый - человек, получивший специальное образование и профессионально занимающийся научно-исследовательской деятельностью, состоящей в производстве научного знания, его распространении и применении в обществе, имеющий благодаря этому постоянный легальный источник дохода и соответствующий статус (см.: Энциклопедия эпистимологии и философии науки. М., 2009, с. 1025). В отличие от России в западных странах используется термин «интеллектуал», который определяется как профессионал, занятый постижением или созданием нового знания.

1 Назовем лишь некоторые работы: Российские ученые и инженеры в эмиграции. М., 1993; Коган Л.А. Выслать из России безжалостно... // Вопросы философии, 1993, № 4; Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М., 1994; Культурное наследие рос-

Науку можно рассматривать в двух главных аспектах: как особый вид интеллектуально-познавательной деятельности и как социальный феномен. В первом случае наука предстает как последовательная смена научных идей, методов, теорий. Во втором - она рассматривается как история таких структур науки, как биографии ученых, их творческий вклад в связи с социокультурными процессами и другими, «внешними» по отношению к содержанию научных идей и методов факторов2.

Опираясь на второй подход при анализе вклада ученых-эмигрантов в науку, мы используем биографические данные отечественных ученых, составивших первую и третью волну научной эмиграции. К сожалению, мы не располагаем материалом, касающимся второй (послевоенной) волны эмиграции. Ибо до сих пор в научной литературе специальных работ, посвященных ей, нет. То же можно сказать и о четвертой, современной волне научной эмиграции.

Стоит особо подчеркнуть, что научное наследие лучших представителей российской интеллектуальной элиты столь велико, что для его анализа требуется специальное исследование. Наша задача значительно скромнее. Мы ограничимся рассмотрением биографий ряда русских ученых, которые покинули нашу страну более 90 лет назад и в конце 70- начале 80-х гг. прошлого столетия, и попытаемся показать, что создано ими в дореволюционной России и в эмиграции, какое творческое наследие они оставили науке.

Из истории России известны четыре волны научной эмиграции. В первые послереволюционные годы ХХ в. сотни тысяч представителей науки, придерживавшихся разных политических взглядов, разных по воспитанию и культуре, претендовавших на свободу мысли и свободу слова, эмигрировали или были высланы из России. То была «первая волна» эмиграции. В результате многие русские ученые связали свою жизнь с Русским зарубежьем, своеобразным социокультурным феноменом.

На первый послевоенный период пришлась «вторая волна» эмиграции. Она включала тех, кто насильственно был вывезен нацистами в Германию и когда в соответствии с ялтинскими соглашениями началась репатриация, не вернулся на родину. Эти люди составили «новую» советскую эмиграцию. В дальнейшем эмиграция ученых из нашей страны была крайне незначительной.

Во второй половине 80-х гг. она приняла массовый характер. За границей тогда оказались многие видные представители науки, составившие «третью волну» эмиграции. В конце минувшего столетия процессы социально-экономического, политического и культурного

сийской эмиграции. 1917-1940. М., 1994; Российская интеллигенция на родине и в зарубежье. М. 2001; Российская научная эмиграция. Двадцать портретов. М., 2009.

2 См.: Энциклопедия эпистемологии и философии науки, с.116, 341.

развития в России привели к возникновению четвертой, современной волны эмиграции ученых.

После революционных событий 1917 г. за пределами России оказалась большая группа ученых различных отраслей знания. Среди них были люди с высоким интеллектуальным потенциалом, получившие мировую известность своими работами. За рубежом эти ученые смогли занять приоритетное положение в своей области научного знания, пользовались высоким авторитетом в тех странах, где они оказались. Среди них следует назвать Б.П. Вышеславцева -религиозного философа, юриста, специалиста по философии права, морали. В 1914 г. Вышеславцев защитил магистерскую диссертацию «Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентальной философии». Вскоре после этого он был избран экстраординарным профессором философии права Московского университета.

После высылки из России в 1922 г. Вышеславцев обосновался в Берлине и в 1923 г. вышла его книга «Русская стихия у Достоевского», в 1924 г. он опубликовал статью «Религия и безрелигиозность» в сборнике «Проблемы русского религиозного сознания». Вышеславцев говорил, что «философия должна быть теперь не изложением малодоступных для людей теоретических проблем, но учительницей жизни»1. В 1929 г. в Париже Вышеславцев опубликовал такие работы, как «Христианство и социализм», «Христианство и социальный вопрос». Здесь же в 1931 г. увидела свет его книга «Этика преображенного эроса», а в 1953 г. в Нью-Йорке - «Кризис индустриальной культуры, в 1955 г.- «Вечное в русской философии». В эмиграции в своих работах Вышеславцев основное внимание уделял вопросам психологии, этики и антропологии.

Кроме исследовательской работы Вышеславцев постоянно выступал с докладами в разных странах мира - Италии, Греции, Сербии, Германии, Швейцарии. Много сил он отдавал и редакторской работе. В 1925 г. вместе с Н.А. Бердяевым Б.П. Вышеславцев основал и в течение долгого времени редактировал журнал «Путь» - ведущий орган русской религиозно-философской мысли в эмиграции. В этом журнале им был опубликован ряд статей, в том числе «Значение сердца в религии», «Образ Божий в грехопадении». Б. Вышеславцев подробно рассматривал проблемы бедности и богатства, современные решения социальных проблем, идею коммунизма в христианстве. Эти проблемы Вышеславцев освещал в Религиозно-философской академии в Берлине, где он вел систематические курсы «Социальная философия христианства» и «Христианство и государство».

Революционные события 1917 г. вынудили покинуть Россию С.И. Гессена - философа, теоретика педагогики, публициста. До отъезда из

1 Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть ХХ века. М., 1997, с. 157.

России Гессен преподавал философию в университетах Петербурга, Праги, Варшавы, был соредактором журнала «Логос». С 1917 по 1920 гг. он являлся профессором Томского университета, где читал лекции по педагогике.

В эмиграции С. Гессен работал преимущественно над вопросами философии, социологии, права и педагогики. Именно благодаря своим трудам по философии педагогики и воспитания Гессен получил известность в эмиграции. Главная его книга в области педагогики -«Основы педагогики», изданная в Берлине в 1923 г. Она содержит философские основы образования и воспитания. В области социологии в 1924 г. С.И. Гессен написал книгу «Проблема правового социализма». В эмиграции Гессен занимался и разработкой проблем этики. Результаты этой работы нашли отражение в книге «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» Достоевского» (1928 г.). Кроме того, в эмиграции С. Гессен занимался и преподавательской работой. В Берлине он был профессором Русского научного института, а в Праге в Русском высшем педагогическом институте С.И. Гессен был избран профессором. С 1934 г. он занял кафедру философии воспитания на педагогическом факультете в Вольной Всепольской школе в Варшаве.

В 1920 г. покинул Россию В.В. Зеньковский - христианский православный философ, историк философии, психолог и религиозный деятель, литературовед. В дореволюционной России он был профессором психологии Киевского университета св. Владимира. В эмиграции В.В. Зеньковский создал фундаментальный труд по истории философии в России «История русской философии», который занимает особое место в творческом наследии Зеньковского, он был переведен на французский и английский языки. Это - первая обобщающая работа по истории философии в нашей стране, которая

по охвату материала и глубине интерпретаций до сих пор остается

„ 1

непревзойденной1.

Научные интересы В. Зеньковского были весьма многообразны, но основное внимание в течение всей своей жизни он уделял проблемам педагогики. Он был одним из немногих русских ученых, который в ХХ в. разработал целостную философско-педагогическую систему. В эмиграции Зеньковский опубликовал и такие работы, как «Психология детства» (1923 г.), «Проблема воспитания в свете христианской антропологии» (1934 г.), «Апологетика» (1959 г.), «Русская педагогика в ХХ в.» (1960 г.) В последние годы своей жизни Зеньковский работал над книгой «Основы христианской философии», которая была опубликована уже после смерти ученого. Ему принадлежит большой вклад в создание христианской антропологии - христианской науки о человеке.

1

См.: Новая философская энциклопедия. М., 2009, т. 1, с. 45.

В центре научного интереса Зеньковского находились также и вопросы русской классической литературы, особенно творчество Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова. Им были опубликованы такие работы, как «Русские мыслители и Европа» (1926 г.), «Н.В. Гоголь» (1961 г.). В эмиграции Зеньковский занимался и педагогической деятельностью. Он преподавал философию в Белградском университете, где был профессором, занимал кафедру экспериментальной и детской психологии в Русском педагогическом институте в Праге. Зеньковский преподавал философию, психологию, педагогику и историю религии в Париже в Богословском институте. В эмиграции Зеньковский выступал и как редактор журнала «Вопросы религиозного воспитания и образования».

В 1922 г. был выслан из России И.А. Ильин - правовед, религиозный философ, литературный критик, публицист. В дореволюционной России Ильин издал серию брошюр по вопросам правового государства. В 1918 г. Ильин защитил диссертацию «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» и получил степень доктора государственного права и ученое звание профессора Московского университета.

В эмиграции в 1925 г. вышла его книга «О сопротивлении злу силой». В 1937 г. Ильин издает книгу «Путь духовного обновления», а в 1953 г. он опубликовал основной труд своей жизни - «Аксиомы религиозного опыта», в 1956 г. издана его книга «Учение о правосознании». В этом же году вышел в свет сборник статей И. Ильина «Наши задачи». В эмиграции И.А. Ильин ведет и преподавательскую работу, выступает с лекциями на религиозно-философские и литературные темы в Религиозно-философской академии и в Философском обществе. Творческое наследие Ильина велико, а всего за годы эмиграции он написал более 40 книг и большое количество статей. В новой России были изданы 26 томов его собрания сочинений.

В 1922 г. был выдворен за пределы России Н.О. Лосский - философ, историк философии. В дореволюционной России он защитил докторскую диссертацию «Обоснование мистического эмпиризма» в Московском университете. Вскоре он перевел работу И. Канта «Критика чистого разума». В дореволюционный период в России Н. Лосский опубликовал такие работы, как «Обоснование интуитивизма (1906 г.) и «Введение в философию» (1911 г.), «Мир как органическое целое» (1917 г.), «Основные вопросы гносеологии» (1918 г.). Кроме того, он занимался преподавательской работой в качестве профессора в Петроградском университете, Женском педагогическом институте и других учебных заведениях страны.

В эмигрантский период Н.О. Лосский продолжал работать над развитием своей философской системы, над проблемами русской философии. Он являлся автором одной из первых обобщающих работ по истории русской философии (1951 г.) Н. Лосский написал такие

работы, как «Свобода воли» (1927 г.), «Ценность и бытие» (1931 г.), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция (1938 г.), «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949 г.). Он опубликовал также такие книги, как «Достоевский и его христианское миропонимание» (1953 г.) и «Характер русского народа». В эмиграции Лосский отдавал много сил и преподавательской работе. Он читал лекции в Русском университете, в учебных заведениях Варшавы, Парижа, Лондона, Белграда. К началу 30-х гг. прошлого столетия имя Лосского приобрело международную известность.

В 1922 г. был выслан за границу С.П. Мельгунов - историк, публицист, издатель, политический деятель. В дореволюционный России он писал статьи по церковным вопросам в газете «Русские ведомости», а также для журналов «Русское богатство» и «Вестник Европы», был редактором-издателем журнала «Голос минувшего». В них он публиковал также материалы по истории России и русской литературы ХУШ - начала ХХ вв. В 1907 г. Мельгунов опубликовал сборники статей «Старообрядчество и вопросы совести» и «Церковь и государство в России». Он был членом авторских коллективов таких трудов, как «Великая реформа», «Крестьянство в России и реформа 19 февраля», «Масонство в его прошлом и настоящем». Вскоре после Октябрьских событий 1917 г. в нашей стране С. Мельгунов опубликовал книги «Из истории религиозно-общественных движений в России Х1Х вв.», «Религиозно-общественные движения ХУМ-ХУШ вв. в России», а в 1923 г. - книгу «Дела и люди Александровского времени», в которой были собраны его работы, опубликованные им еще в России.

В эмиграционный период в центре научных исследований С.П. Мельгунова находились исторические события 1917 г. и гражданской войны. Этим проблемам были посвящены такие работы, как «На путях к дворцовому перевороту: заговоры перед революцией 1917 года» (Париж, 1931 г.), «Гражданская война в описании Милюкова» (Париж 1929 г.), «Трагедия адмирала Колчака» (Белград, 1931 г), «Красный террор в России 1918-1923 гг.»(Берлин,1924 г.). Эта книга была переведена на несколько иностранных языков. В нашей стране она увидела свет в начале 90-х гг. минувшего столетия. В 1951 г. С. Мельгунов опубликовал в Париже такие книги, как «Судьба императора Николая II после отречения», «Как большевики захватили власть: октябрьский переворот 1917 года» и «Мартовские дни 1917 года». В эмиграции Мельгунов выступал и в качестве организатора издательства «Ватага», которое выпускало исторические сборники «На чужой стороне».

После октябрьских событий 1917 г. покинул Россию П.Н. Милюков -историк, политический деятель. В дореволюционной России Милюков защитил магистерскую диссертацию, которая в дальнейшем составила основу его книги, удостоенной премии им. С. Соловьева. С

1896 по1903 гг. он работал над трудом «Очерки по истории русской культуры», которая имела большой успех, выдержала несколько изданий. По оценкам некоторых специалистов, она была наиболее

л

читаемой книгой по русской истории после лекций В.Ключевского1. В дореволюционной России Милюков написал серию работ по интеллигенции, в том числе «Из истории русской интеллигенции» (1903 г.) и «Интеллигенция в России» (1910 г.).

В эмиграции П.М. Милюков опубликовал двухтомную книгу «Россия на переломе» (Бостон, 1921 г.), а также «История второй русской революции» (София, 1923 г.). В Париже Милюков подготовил новое издание книги «Очерки по истории русской культуры». Кроме научной работы П. Милюков в течение длительного времени был главным редактором наиболее влиятельной эмигрантской газеты «Последние новости» (Париж). В передовых статьях этой газеты он анализировал большой материал по русской истории. В Сорбонне во Франко-русском институте Милюков читал лекции по истории России, выступал с докладами и лекциями во многих странах мира.

В 1922 г. покинул Россию П.А. Сорокин - социолог, философ. До эмиграции из России он вел активную исследовательскую работу, результатом чего явились его книги «Л.Н. Толстой как философ» (1914 г.) и «Проблема социального равенства» (1917 г.). В 1920 г. он опубликовал двухтомную книгу «Система социологии», за что получил степень магистра социологии. Кроме того, П. Сорокин был одним из организаторов Русского социологического общества им. Ковалевского, главным редактором газеты «Воля народа». В начале 20-х гг. он был избран профессором социологии в Сельскохозяйственной академии в Царском Селе и в Институте народного хозяйства.

В эмиграции в Праге П. Сорокин издал книгу «Современное состояние России» (1922 г.), в 1927 г. в США он опубликовал работу «Социальная мобильность», а в 1928 г. - «Современные социологические теории». Благодаря этим работам Сорокин занял достойное место наряду с ведущими учеными мира. За период с 1937 по 1941 гг. Сорокин издал 4-томную книгу «Социальная и культурная динамика». В 1944 г. вышла его книга «Россия и Соединенные Штаты», в 1947 г. - «Общество, культура и личность», в 1960 г. -«Социологические теории современности», а незадолго до смерти -книга «Основные тенденции нашего времени». Всего П. Сорокин опубликовал около 40 книг и 1000 статей в различных изданиях.

П.А. Сорокин внес большой вклад в социологию, являлся одним из основателей американской социологии. Он был пионером в эмпирических исследованиях социальной стратификации общества. Сорокин одним из первых ученых философски разработал тему основных черт русской нации в ХХ столетии. В эмиграции

А

1 Раев М. Указ. соч., с. 106.

деятельность П. Сорокина получила мировое признание, а его вклад в науку был высоко оценен мировым научным сообществом. Его учениками стали такие талантливые исследователи, как Р. Мертон, Т. Парсонс, Р. Миллз.

В 1918 г. покинул Россию П.Б. Струве - политик, историк, экономист, философ, издатель В 1894 г. Струве написал книгу «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», в которой впервые в русской легальной печати были изложены основы марксизма. Струве издал 1 -й том нового перевода на русский язык «Капитала» К. Маркса. Кроме того, в 1901 г. в Германии Струве издавал еженедельник «Освобождение», а в Петербурге вместе с С.Л. Франком он был редактором журналов «Полярная Звезда» и «Свобода и культура». С 1906 г. П. Струве возглавлял журнал «Русская мысль», в котором он собрал лучших русских философов и правоведов, в 1909 г. был участником известного сборника статей о русской интеллигенции -«Вехи». В 1916 г. П. Струве за лекции, посвященные современному положению России, получил степень почетного доктора Кембриджского университета. В 1917 г. он был избран в члены Российской академии наук по отделению политической экономии и статистики. В 1918 г. П.Б. Струве выступил как редактор, издатель и один из авторов сборника «Из глубины».

В эмиграции П. Струве вел научную и педагогическую деятельность. Он преподавал в Белграде в Русском научном институте и заведовал отделением общественных наук. Здесь же он читал курс лекций «Экономическая история России в связи с образованием государства и общим развитием культуры». Его интересовали вопросы экономики, философии, социологии. Струве уделял также внимание и вопросам литературоведения. В этой области знания им были написаны книги, посвященные А.С. Пушкину. В эмиграции П. Струве издавал журнал «Русская мысль», возглавлял газеты «Возрождение», «Россия», «Россия и Славянство».

В 1922 г. был выслан за границу С.Л. Франк - русский религиозный философ и психолог В дореволюционной России им была написана книга «Теория ценности Маркса и ее значение», а для сборника «Проблемы идеализма» - статья о Ницше «Ницше и этика любви к дальнему». Франк был одним из участников известных сборников статей «Вехи» и «Из глубины». В 1913-1914-м гг., находясь в научной командировке в Германии, С. Франк подготовил работу «Предмет знания», в результате чего он стал широко известен в научном сообществе. В течение нескольких последующих лет С.Л. Франк писал статьи для журналов «Русская мысль», «Критическое обозрение», «Логос», опубликовал переводы книг Ницше и Гуссерля. Он был одним из редакторов журнала «Русская свобода». Кроме исследовательской работы С. Франк выступал и как переводчик работы В. Виндельбанда «Прелюдии».

В эмиграции С.Л. Франк написал такие книги, как «Живое знание» (1923 г.), «Религия и наука» (1924 г.), «Крушение кумиров» (1924 г.), «Смысл жизни» и «Основы марксизма» (1926 г.). К началу 30-х гг. относится подготовка его самой значительной работы по социальной философии - «Духовные основы общества. Введение в социальную философию». В 1939 г. он написал книгу «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии», а в первой половине 40-х гг. - «С нами Бог» и «Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии». В 1949 г. С. Франк написал книгу «Реальность и человек», которая была издана уже после его кончины.

В эмиграции С.Л. Франк был одним из наиболее выдающихся представителей русской религиозно-философской традиции. По мнению В.В. Зеньковского, «по силе философского знания Франка без колебаний можно назвать самым выдающимся русским философом вообще»1. Его работы публиковались в немецких, швейцарских, голландских и американских журналах. В своем исследовании С. Франк основное вынимание уделял таким проблемам, как человек и культура, человек и бытие, человек и Бог. Кроме того, он занимался философскими проблемами бытия, познания, личности, философского осмысления религии, проблемами социальной философии. Кроме исследовательской работы в эмиграции Франк преподавал в Религиозно-философской академии, в Русском научном институте.

Можно с уверенностью утверждать: в эмиграции русские ученые первой волны проявили себя как истинные профессионалы своего дела, которому они посвятили свою жизнь. В их научном творчестве нашли отражение проблемы будущего развития России, взаимоотношения интеллигенции и народа, идея патриотизма, самобытности русской культуры и науки, т.е. те проблемы, которые имели огромное значение в духовной жизни тогдашней России.

Оказавшись за границей, ученые-эмигранты выступили носителями русской мысли, выразителями социальной и духовной жизни России, сохранили то научное наследие, которое создавалось многими поколениями. Вместе с тем ученые-эмигранты сделали его частью духовной и материальной мировой культуры, обогатив своими знаниями западный мир, ученые-эмигранты передавали научные традиции молодому поколению Русского послеоктябрьского зарубежья.

Вторая волна российской научной эмиграции, которая пришлась на первые послевоенные годы, является менее всего изученной. Есть только сведения о том, что в 1948 г. был создан Русский исследовательский центр в Гарвардском университете, получивший название «Гарвардский проект». В эту организацию входил

1

Новая философская энциклопедия, т. 4, с. 272.

Мюнхенский институт, называемый «академическим центром». В нем бывшие советские ученые, вернее, лица, занятые до войны в научной сфере деятельности, совместно с американскими экспертами Гарвардского университета занимались изучением истории и культуры Советского Союза на основе опросов бывших советских граждан, получивших приют за рубежом. Однако данных о том, какой вклад в науку внесли люди, получившие статус невозвращенцев, в научной литературе нет. Есть только сведения о том, что целью Мюнхенского института была вовсе не наука, а антисоветская пропаганда1.

В результате эмиграции 70-80-х гг. ХХ в. за рубежом, как и в первые послереволюционные годы, тоже оказалось немало таких видных ученых, как А.М. Пятигорский, Т.В. Самсонова, П.М. Егидес, И. Яхот, В.Н. Чалидзе. Эти люди составили «третью волну» эмиграции ученых.

Самым заметным представителем этой волны эмиграции был А.А. Зиновьев - советский философ, логик, социальный мыслитель. В Советском Союзе А. Зиновьев защитил кандидатскую диссертацию на тему «Восхождение от абстрактного к конкретному» (на материале «Капитала» К. Маркса), которая стала «вехой в истории отечественной философии новейшего времени»2.

Научные интересы А. Зиновьева был весьма многообразны. В философии он занимался логикой и методологией науки. Его внимание как исследователя было сосредоточено и на проблемах социологии, которая, по словам академика А.А. Гусейнова, «была для

о

Зиновьева второй после логики его самоидентификацией»0. В этой области знания Зиновьев разработал собственную систему таких общесоциологических категорий, как «человейник», «предобщество -общество - сверхобщество», «деловая сфера», «коммунальная сфера» и т.д. По мнению К.М. Кантора, А. Зиновьев создал единственную теоретическую социологию, назвав свою социологию «логической социологией»1. Она явилась результатом собственных исследований Зиновьева в логике и методологии науки.

Одной из важных областей исследовательской деятельности А. Зиновьева являлась этика, или прикладная этика, которую, как отметил академик А.А. Гусейнов, сам он называл учением о житии. В советское время Зиновьев публиковал также немало публицистических и литературных работ. Самой известной из них, посвященной политическим проблемам, является «Зияющие высоты». Книга получила мировую известность и была переведена на более чем 20 языков.

В 1960 г. Зиновьев опубликовал монографию «Философские проблемы многозначной логики», которая была защищена в качестве

1

См.: Кодин Е.В. Гарвардский проект. М., 2003.

2 Философия России второй половины ХХ века. Александр Александрович Зиновьев, с. 19.

3 Вопросы философии, 2013, № 2, с. 8.

1 Философия России второй половины ХХ века, с. 236.

докторской диссертации. За последующие десять лет им были опубликованы такие книги, как «Логика высказываний и теория вывода», «Основы научной теории научных знаний», «Комплексная логика» и «Логика науки». В 1975 г. Зиновьев опубликовал книгу «Логические правила языка» (в соавторстве с Х. Весселем).

А.А. Зиновьев был одним из зачинателей развития математической школы в России. Он разработал собственную логическую теорию. По словам Х. Весселя - профессора Берлинского университета им. Гумбольта, «Александр Зиновьев сделал уникальный и неповторимый вклад в развитие науки логики». Благодаря своим многочисленным публикациям в советское время Зиновьев становится известным логиком не только в СССР, но и за его пределами. Работы по логике принесли Зиновьеву мировую известность. Многие знаменитые специалисты считали Зиновьева основоположником новой логической школы и включали его в число крупнейших логиков мира2. Результатом такого признания явилось избрание А. Зиновьева в 1975 г. академиком (почетным членом) Финской академии наук, где логическая школа имела мировую репутацию.

В 1978 г. Зиновьев вынужден был эмигрировать. Он обосновался в Мюнхене и стал профессором логики Мюнхенского университета. Одновременно Зиновьев преподавал и в Оксфордском университете. В эмиграции в этот период времени он опубликовал социологические романы и повести, в частности «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Желтый дом», «Гомо советикус» (она имела огромный успех на Западе и была переведена на несколько иностранных языков), «Пара беллум», «Нашей юности полет».

В 1980 г. Зиновьев издает книгу «Коммунизм как реальность», удостоенную престижнейшей премии Алексиса де Токвиля. Эту работу Р. Арон назвал «единственной научной работой о реальном коммунизме». Эта книга Зиновьева стала мировым бестселлером, была многократно переиздана. В 1988 г. Зиновьев опубликовал книги «Катастройка» и «Горбачевизм». В 1995 г. увидело свет научное исследование «Запад» («Феномен западнизма»). В эмиграции основными сферами деятельности для Зиновьева становятся литература, публицистика и социология. В этих сферах деятельности он опубликовал художественно-аналитические произведения и социологические романы.

Всего за годы жизни в эмиграции А. Зиновьев опубликовал более 30 книг, многие из которых были изданы в странах Западной Европы. С начала 90-х гг. его книги стали постоянно публиковаться и в России. Зиновьев за свою научную и публицистическую деятельность был удостоен престижных литературных премий, избран в Баварскую академию искусств и Римскую академию.

2 См. там же, с. 159, 338, 25-26.

В 1999 г. А. Зиновьев возвращается на родину и вскоре создает «Исследовательский центр» в Московском гуманитарном университете. В 2000 г. Зиновьев издает обобщающий труд «Очерки комплексной логики», а в следующем году - социологический труд «На пути к сверхобществу». Кроме того, он публикует курс лекций «Логическая социология».

По возвращению в Россию в центре научных интересов А.А. Зиновьева находятся в основном социологические исследования. Он публикует труд по методологии научного познания «Логический интеллект», а незадолго до смерти Зиновьев завершает работу над книгой «Фактор понимания». В ней он изложил свое мировоззрение в единстве философско-методологических, логических, социологических и этических аспектов. Говоря об интеллектуальном вкладе Зиновьева в науку, нам хотелось бы выразиться словами академика А.А. Гусейнова: «Как бы ни оценивать место Зиновьева в советской философии, одно, несомненно: он стал самым ее выдающимся представителем, поучившим несомненную мировую известность»1.

Ученые-эмигранты третьей волны посредством своей профессиональной деятельности распространяли на Западе ценности российской науки. В то же время, встретившись за пределами своей страны с иными научными традициями, они интегрировались в западную науку, стали частью ее жизни.

Что касается ученых, покинувших нашу страну в начале 90-х гг. и составивших четвертую, современную, волну эмиграции, то профессиональных авторитетов среди них пока не видно. Видимо, должно пройти время, чтобы осмыслить тот интеллектуальный вклад, который эта волна эмиграции вносит в мировую науку. Конечно, совсем недавно российские ученые А. Гейм и К. Новоселов получили престижную Нобелевскую премию. Жаль только, что работают они не в своей стране - России, а за ее пределами.

Подводя итог, надо сказать, что ни одна российская интеллектуальная эмиграция не сделала для науки так много, как первая, послереволюционная ее волна. Русские ученые-эмигранты, их лучшая часть оставила богатое научное наследие. Причем, основной вклад они внесли в таких областях знания, как философия, литературоведение и история. Мировое научное сообщество высоко оценило вклад ученых-эмигрантов не только перовой, но и третьей волны. Их труды привлекали внимание не только российских, но и зарубежных коллег, а сами они пользовались на Западе большой популярностью. У нас по достоинству труды лучших представителей российской научной эмиграции были оценены спустя более семидесяти лет.

1

1 Философия России второй половины ХХ века, с. 8.

ХХ век стал историей, но все то лучшее в науке, что было создано русскими учеными в эмиграции, актуально и сегодня. Ныне оно стало частью исследовательского процесса, который происходит в современной России. Хочется надеяться, что Россия, ее властные структуры извлекут уроки из ошибок нашего далекого и недавнего прошлого, сделают все возможное для того, чтобы сберечь для российской науки людей наиболее даровитых, работоспособных и профессионально активных.

Наумова Т.В. Вклад русских ученых-эмигрантов в науку. Ученые как субъект науки в огромной степени определяют ее развитие. В статье на основе рассмотрения биографий русских ученых, составивших различные волны эмиграции, показано, что сделано ими в эмиграции, какое творческое наследие они оставили России и науке.

Ключевые слова: наука, ученые, интеллектуальное достояние.

Naumova T.V. Contribution of Russian scientists emigrants to science.

Scholars as a subject of science determine its development in a great extent. In the current article, on the basis of examination of biographies of Russian scientists, who had formed different "waves" of Russian emigration, the author shows, what had been done by them in emigration, what creative heritage had been left by them.

Key words: science, scholars, intellectual heritage.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.