Научная статья на тему 'Парижский журнал «Возрождение» и русская философия'

Парижский журнал «Возрождение» и русская философия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1015
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ВОЗРОЖДЕНИЕ" / РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЖУРНАЛЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / С. Л. ФРАНК / Ф. А. СТЕПУН / Б. В. ВЫШЕСЛАВЦЕВ / В. В ЗЕНЬКОВСКИЙ / В. Н. ИЛЬИН / И. А. ИЛЬИН / А. В. КАРТАШЕВ / "VOZROJDENIE" / "REVIVAL" / RUSSIAN PHILOSOPHY / RUSSIAN EMIGRATION / SOCIAL PHILOSOPHY / MAGAZINES OF THE RUSSIAN ABROAD / S. L. FRANK / F. A. STEPUN / B. V. VYSHESLAVTSEV / V. V. ZENKOVSKY / V. N. ILYIN / I. A. ILYIN / A. V. KARTASHEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базанов Петр Николаевич

В статье восстанавливается история журнала «Возрождение». Показано его влияние на развитие русской философии, исследуются его роль и место «Возрождение»в культуре русской эмиграции. Рассмотрены работы публиковавшихся на страницах журнала С. Л. Франка, Ф. А. Степуна, Б. В. Вышеславцева, В. В Зеньковского, В. Н. Ильина, И. А. Ильина, А. В. Карташева и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Magazine “Vozrojdenie” in Paris and Russian Philosophy

The article recovers the history of the magazine «Vozrojdenie ». The influence of the journal on the development of Russian philosophy. We investigate the role and place of the magazine «Vozrojdenie» in the culture of Russian emigration. The work of S. L. Frank, F. A. Stepun, B. V. Vysheslavtsev, V. V. Zenkovsky, V. N. Ilyin, I. A. Ilyin, A. V. Kartashev and others on the pages of the magazine.

Текст научной работы на тему «Парижский журнал «Возрождение» и русская философия»

УДК 122/129

П. Н. Базанов*

ПАРИЖСКИЙ ЖУРНАЛ «ВОЗРОЖДЕНИЕ» И РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ»**

В статье восстанавливается история журнала «Возрождение». Показано его влияние на развитие русской философии, исследуются его роль и место «Возрождение»в культуре русской эмиграции. Рассмотрены работы публиковавшихся на страницах журнала С. Л. Франка, Ф. А. Степуна, Б. В. Вышеславцева, В. В Зеньковского, В. Н. Ильина, И. А. Ильина, А. В. Карташева и др.

Ключевые слова: «Возрождение», русская философия, русская эмиграция, социальная философия, журналы Русского Зарубежья, С. Л. Франк, Ф. А. Степун, Б. В. Вышеславцев, В. В Зеньковский, В. Н. Ильин, И. А. Ильин, А. В. Карташев.

P. N. Bazanov

MAGAZINE "VOZROJDENIE" IN PARIS AND RUSSIAN PHILOSOPHY

The article recovers the history of the magazine «Vozrojdenie ». The influence of the journal on the development of Russian philosophy. We investigate the role and place of the magazine «Vozrojdenie» in the culture of Russian emigration. The work of S. L. Frank, F. A. Stepun, B. V. Vysheslavtsev, V. V. Zenkovsky, V. N. Ilyin, I. A. Ilyin, A. V. Kartashev and others on the pages of the magazine.

Keywords: «Vozrojdenie», «Revival», Russian philosophy, Russian emigration, social philosophy, magazines of the Russian abroad, S. L. Frank, F. A. Stepun, B. V. Vysheslavtsev, V. V. Zenkovsky, V. N. Ilyin, I. A. Ilyin, A. V. Kartashev.

Парижский журнал «Возрождение» печатался четверть века, с 1949 г. по 1974 г, всего вышло 243 номера («тетради», как они именовались) тиражом 5000 экз. Современники воспринимали это как героический труд. Уже в рекламе журнала за 1968 г. было приведен отрывок из письма изумленного поклонника журнала: «Подумать только 200 книжек Возрождения уже вышло.

* Базанов Петр Николаевич, доктор исторических наук, доцент, ФГБОУ ВП Санкт-Петребургский государственный институт культуры.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 15-03-00575.

Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2017. Том 18. Выпуск 3

131

Это в наших эмиграционных условиях настоящий подвиг. (Австралия, 30. 9. 1968)» [3, 1 л. об].

История деятельности журнала получило освещение в современной эмигрантоведческой историографии (см. например: [16; 17; 15; 12]. Правда, известный литературовед О. Н. Михайлов в своей статье (фактически пересказе содержания номеров журнала) даже не упомянул о существовании книгоиздательства, перепутал инициалы последнего редактора С. С. Оболенского и забыл упомянуть о существовании работ предшественников. О самом книгоиздательстве писал только автор данной статьи [4, с. 73, 91; 5, с. 78, 101-102; 6, с. 76, 99-100]. Благодаря Интернету мой текст без всяких сносок распространился по всему миру.

Официально журнал «Возрождение» считался продолжением одноименной газеты. Журнал выходил под эпиграфом: «Величие и свобода России. Достоинство и права человека. Преемственность и рост культуры». Нужно признать, что после Второй мировой войны журнал «Возрождение» изменил свою политическую направленность, в отличие от одноименной газеты, с правоцентристской на центристскую. При этом журнал продолжал быть «независимым органом национальной мысли», положительно относился к монархии и поддерживал великого князя Владимира Кирилловича. Первый подзаголовок «Возрождения» был «Литературно-политические тетради», что указывало на более литературно-критический характер нового издания. Журнал по-прежнему считался органом того политического направления русской национальной мысли, которое называлось в честь газеты «возрожденчество». По своим идеологическим убеждениям был близок к православной церкви, к сохранившимся кругам белого добровольческого движения. Г. А. Мейер в юбилейной статье так характеризовал общественно-политическую направленность «Возрождения» — «непредрешенчество» и беспартийность, при этом пояснял: «...имперская синтетическая надпартийность, способность благоговейно сохранить, удержать в себе духовную идею, веками создававшую Киевскую и Московскую Русь и великую имперскую петербургскую Россию» [14, с. 141].

Не даром сам журнал мог по праву похвастаться в своих рекламных изданиях такими отзывами читателей: «Вот уже 15 лет мы дружно складываем наши грошики и выписываем "Возрождение", которое поддерживает в нас дух и веру в неизбежную гибель большевиков и возрождение Национальной России. (От имени чинов РОВСа Германия, ноябрь 1967)» [2, л. 1 об.].

Спонсором газеты, журнала и книгоиздательства неизменно выступал известный армянский нефтепромышленник и меценат Абрам Осипович Гукасов (Арцак Иосифович Гукасянц) (1872-1969). Убежденный русофил, с молодых лет сторонник великой имперской России, он еще в XIX в. уверял современников, что сильная русская армия является единственным гарантом выживания армянской нации, поэтому охотно выступал меценатом в различных русских национальных проектах и даже официально считался администратором книгоиздательства.

Должность директора издательства всегда совмещалась с постом главного редактора журнала «Возрождение». Первым главным редактором «Возрождения» был литературовед, литературный критик и переводчик Иван Иванович Тхоржевский (1878-1951). После него в 1949-1654 гг. редакцию возглавил вы-

дающийся историк, политический и общественный деятель Сергей Петрович Мельгунов (1879/80-1956), имевший большой опыт издания общественно-политических журналов. Причиной ухода С. П. Мельгунова был острый конфликт с А. О. Гукасовым. Известная история скандала с уходом поста главного редактора академика П. Б. Струве вновь повторилась. В середине 1950-х гг. журнал выходил без указания главного редактора, а всеми текущими делами в этот период сначала (с 1954 г., с № 32) занимался прозаик и поэт Евгений Михайлович Яконовский (1903-1974), затем публицист и литературный критик Георгий Андреевич Мейер (1894-1966) и журналист и общественный деятельность Игорь Константинович Опишня-Мартыновский (1900-1960). Последним в ряду главных редакторов журнала «Возрождение» (фактически с конца 1950-х гг.) был князь Сергей Сергеевич Оболенский (1908-1980) — журналист, историк, общественный деятель, до войны член руководства младороссов, участник движения Сопротивления. Сначала его соредактором был поэт и литературный критик Владимир Ананьевич Злобин (1894-1967) — секретарь Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус, потом ответственным за литературную часть стал писатель и литературный критик Яков Николаевич Горбов (1896-1981).

Особенностью журнала «Возрождение» была очень примечательная орфография. В ней отсутствуют буква «фита» и твердые знаки на конце слов, но согласно дореволюционным правилам есть 1 и «ять». Только в 1970 г. журнал «Возрождение» перешел на современную орфографию. До 1955 г. журнал выходил в красной обложке, а затем — в белой, с фотографией, символизирующей тему номера.

Каждый номер содержал примерно по 160 страниц, которые заполнялись поэзией, прозой литературной критикой, историей и политикой. На страницах «Возрождения» постоянными авторами были историки и общественно-политические деятели: С. Л. Войцеховский, Г. К. Гинс, А. И. Деникин, Е. А. Ефимовский, П. Е. Ковалевский, С. С. Оболенский, С. А. Зеньковский, С. Лесной (С. Я. Парамонов), В. А. Маклаков, С. П. Мельгунов, П. Б. Струве, И. И. Тхоржевский, Н. И. Ульянов, Н. А. Цуриков, М. Д. Шаховской и др., известные философы: Б. П. Вышеславцев, В. В Зеньковский, В. Н. Ильин, И. А. Ильин, А. В. Кар-ташев, Н. П. Полторацкий, Е. В. Спекторский, Ф. А. Степун, Н. С. Тимашев и др. В журнале публиковались самые известные поэты и прозаики русской эмиграции: И. А. Бунин, З. Гиппиус, Я. Н. Горбов (вел рубрику «Литературные заметки»), Ю. Иваск, Г. Иванов, И. Елагин, Б. К. Зайцев Д. Кленовский, Ю. Крузенштейн-Петерец, И. С. Лукаш, Д. С. Мережковский, И. Одоевская, А. М. Ремизов, А. М. Ренников, Н. Н. Станюкович, В. Д. Самарин, И. Д. Сур-гучев, В. Я. Тарсис, Н. А. Тэффи, Н. Туроверов, Б. А. Филиппов, З. А. Шаховская, Б. Н. Ширяев, И. С. Шмелев и многие другие. В журнале впервые были опубликованы мемуары Б. П. Вышеславцева, Г. Иванова, Ю. П. Анненкова, С. К. Маковского, Ю. Ф. Семенова и др.

Выходили тематические номера, посвященные Белому движению, русскому балету, Николаю II, русским писателям и поэтам и т. д.

Лучшими историческими материалами считаются работы историка С. П. Мельгунова: «Мартовские дни 17-го года» (1950-1952, № 12-14, 16-24), «Эпилог 1917 года» (1950, № 8-9) и др.

«Возрождение» первым стало печатать материалы об истории русской эмиграции. Выделим публицистов и первых историков зарубежья: В. К. Абданк-Коссовский «Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет» (1956, № 51, 52, 54); Т. И. Алексинский «Русская эмиграция 1920-1939 гг. Ее костяк — Белая армия» (1956, № 60); «Эмиграция и ее молодое поколение. Русская эмиграция 1920-1939 гг. Париж — центр эмиграции» (1957, № 65); «Эмигрантская печать и писатели-эмигранты. Русская эмиграция 1920-1939 гг. Париж — центр русской эмиграции» (1957, № 70); С. Л. Войцеховский «П. Б. Струве в Варшаве. Из истории "Треста"» (1950, № 9). Один из первых историков русской эмиграции Петр Евграфович Ковалевский в серии «Русские ученые за рубежом» (1955, № 44) дал обзор зарубежного богословия и философии; в статье «Русские социологи» (1970, № 227) рассказал не только об М. М Ковалевском, но и о П. А. Сорокине, Н. С. Тимашеве, а также посвятил текст православному богослову и философу — «П. Н. Евдокимов. По личным воспоминаниям» (1970, № 225). Отметим так же комплекс статей Г. А. Мейера «"Возрождение" и Белая Идея», посвященных идеологии довоенной газеты. Знаменитый поэт Георгий Иванов напечатал разоблачительную статью с символическим названием «Конец Адамовича» (1950, № 11) — не только о своем заклятом друге-недруге, но и о просоветских настроениях в эмиграции.

Среди литературных и общественно-политических мемуаров выделяются воспоминания академика П. Б. Струве «Ф. И. Родичев и мои встречи с ним. Глава из воспоминаний» (1949, № 1) и «Мои встречи и столкновения с Лениным» (1950, № 9-10, 12). Поэтесса Зинаида Гиппиус продолжила в журнале «Возрождение» публикацию отрывков из своих дневников «Польша 1920 года. Из дневника» (1950, № 12; 1951, № 13); журнал полностью напечатал ее «Варшавский дневник» (1969, № 214-216) и ранние мемуары за 1893-1904 гг. о зарождении у нее метафизической философии и «системы» взглядов «Contes d'amour» (1969, № 211-212). «Возрождение» по праву могло гордиться и предсмертной статьей генерала А. И. Деникина «В советском раю» (1950, № 8) с последним прижизненным портретом.

В журнале печатали оригинальные работы известные писатели и общественные деятели. Б. К. Зайцев опубликовал свои произведения «Тютчев. Жизнь и судьба (К 75-летию кончины)» (1949, № 1)«Данте. Судьба» (1965, № 166) и «Ариадна» (1962, № 122) об А. В. Тырковой-Вильямс.

Писательница Тэффи поделилась своими воспоминаниями «Зинаида Гиппиус» (1955, № 43). В. А. Маклаков напечатал ряд статей о своем понимании творчества и мировоззрения Л. Н. Толстого: «О Толстом. (По поводу книги А. Л. Толстой "Отец")» (1954, № 31); «Университет и Толстой» (1955, № 37); «Толстой и большевизм» (1960, № 100). Посмертно были изданы отрывки из книг Д. С. Мережковского «Хлестаков, Чичиков и черт» (1959, № 87) и «Испанские мистики» (1959, № 91, 93).

Особое внимание журнал уделял теме разрешения национального вопроса и его краеугольного камня — украинского сепаратизма. На страницах «Возрождения» печатались самые известные специалисты по этому явлению и его критики. Один из основателей НТСНП и идеолог украинцев-федералистов Андрей Дикий (псевдоним Андрея Ивановича Занкевича (1893-1977)

опубликовал здесь «Украинский вопрос и его трехсотлетние итоги» (1956, № 59), «Национальный вопрос и борьба с коммунизмом» (1959, № 86), «Конец одного "вождя". Мыхайло Грушевьскш и его дела» (1959, № 88), «Демонстрация расчленителей» (1962, № 124). Впоследствии эти материалы вошли в его известную книгу «Неизвращенная История Украины-Руси» (Нью-Йорк: Правда о России, 1960-1961. Т. 1-2).

Историк Н. И. Ульянов (см. подробнее: [8]) (в том числе и под шуточным псевдонимом Н. Шварц-Омонский) напечатал: «Об одном учении в национальном вопросе» (1949, № 6), «Зеркало украинского национализма» (1950, № 9), «Геноцид или усердие не по разуму» (1950. № 10), «Большевизм и национальный вопрос» (1951, № 13), «Богдан Хмельницкий» (1953, № 28-29). В журнале «Возрождение» впервые был напечатан первый вариант его ставшей уже классической монографии «Происхождение украинского сепаратизма» (1965, № 159-168) (см. подробнее: [9]). Там же появилось его блестящие эссе о славянофобских и русофобских взглядах К. Маркса и Ф. Энгельса «Замолчанный Маркс» (1968, № 201) (см. также [7]).

Авторами журнала «Возрождение» выступали самые известные философы Русского Зарубежья. В отечественной традиции общественно-литературные журналы редко печатают статьи узкофилософского характера, чаще на их страницах встречаются рассуждения на литературно-философские и общественно-политические темы, социальная философия, в эмиграции у этим темам добавился пласт идеологического осмысления наследия мыслителей, прежде всего писателей. Не забывается и анализ самой любимой темы российских интеллектуалов: в чем заключается тайна России, и прогностические думы о будущем Родины. Известный историк отечественной философии профессор А. А. Ермичев насчитал 696 материалов, прямо или косвенно относящихся к «любомурию» [10, с. 93-138].

Отметим прижизненные публикации самых известных русских философов. Семен Людвигович Франк напечатал три материала: «Пушкин об отношении между Россией и Европой» (1949, № 1), «П. Б. Струве. Опыт характеристики» (1949, № 2) и «Светлая печаль» (1949, № 3) — о взглядах А. С. Пушкина. Федор Августович Степун выступил с семью материалами. В соавторстве с Г. Ивановым он напечатал некролог «Памяти Вячеслава Иванова» (1949, № 5), о религиозном и идеалистическом символизме и программную статью «И. А. Бунин и русская литература» (1951, № 13), рецензию на книгу главного редактора «"Русская литература" Тхоржевского» (1952, № 20). Для отечественной культуры и истории важное значение имеют воспоминания всемирно известного философа: «На юго-западном фронте» (1954, № 31), «Б. В. Савинков» (1950, № 9), «Подмосковная деревня в годы революции» (1952, № 21) и «Подмосковная деревня в первые годы революции» (1953, № 25). Борис Петрович Вышеславцев предал гласности свои воспоминания «Тайны детства» (1955, № 46). Историк русской философии В. В. Зеньковский писал для «Возрождения» юбилейные статьи, некрологи и рецензии: «Памяти С. И. Гессена» (1951, № 13), «К восьмидесятилетию Н. О. Лосского» (1951, № 14), «С. Л. Франк» (1951, № 15)», «Введение в апокалипсис» (1952, № 20) — о работе П. Иванова «Тайна святых. Введение в Апокалипсис», и рецензию с образцовым для эмигрантского жур-

нала названием «Убожество "диамата"» (1954, № 31) на посевовское издание «Философия нашего времени» П. Петрова (псевдоним Б. П. Вышеславцева). Любимый русских философ В. В. Путина — И. А. Ильин дал для патриотического журнала две работы — «Без свободы» (1949, № 5) и «Россия и Европа» (1949, № 5). Историк православной церкви выступил на страницах «Возрождения» с блестящей филиппикой против большевиков «Непримиримость» (1949, № 6) и панегириком писателю И. С. Шмелеву «Певец Святой Руси» (1950, № 10). Е. В. Спекторский написал статьи «Пушкин» (1949, № 3) и «Чаадаев» (1949, № 4). В последней статье рассматриваются религиозные взгляды «басманного философа» и его отрицательное отношение к прогрессу. Знаменитый социолог и правовед Н. С. Тимашев опубликован острые, аналитические статьи: «Советская империя» (1950, № 11), «Неразбериха на правовом фронте» (1952, № 23) — о советской философии права, и некролог «Б. А. Бахметьев» (1952, № 19).

Более всех печатался в «Возрождении» философ и богослов Владимир Николаевич Ильин (1891-1974). 75 (!) его публикаций в журнале можно классифицировать на следующие взаимосвязанные категории: философия и философы, литература и писатели, общественная мысль. К первой категории относятся персоналистические статьи: «Карл Юнг (1875-1961) в связи с историей и судьбой науки о душе» (1961, № 119), «Николай Онуфриевич Лосский и его значение в истории русской и мировой философии» (1965, № 160), «Семен Людвигович Франк и русская философия» (1966, № 172), «Профессор — эрудит на марксистской пружине. По поводу книги проф. В. Ф. Асмуса "Проблема интуиции в философии и математике"» (1966. № 173), «Лейбниц и русская философия. К 250-летию со дня смерти великого ученого» (1966, № 179-180), «К кончине Карла Ясперса» (1969, № 209), «Карл Ясперс и философия истории» (1969, № 210), «Отец Павел Флоренский — замолчанное великое чудо науки XX века» (1969, № 216). Тематически В. Н. Ильина интересовали многие годы данные вопросы: «Художественный стиль русских философов и ученых» (1964, № 150), «Язык идей и язык фактов. Агония революционно-тоталитарной идеологии» (1966, № 174, 176), «О бытии души, бессмертии и свободе» (1967, № 182), «Под знаком диалектики. Критика марксизма с точки зрения философии техники и внепартийной философии природы» (1967, № 187), «Идеократия и наука» (1967, № 188), «Социология и социологизм. Антропологическая грегарность и ее преодоление» (1967, № 191), «"Вехи" и Русский ренессанс» (1968, № 194-195), «Судьба Сальери. Трагедия дружбы и метафизика зависти» (1969, № 206). «Метафизика и феноменология красоты с ее антитезами» (1969, № 212), «Жар миров. Заметки к истории учения о прекрасном» (1969, № 213) и др.

Взаимоотношению русской литературы и философии, философским и религиозным взглядам писателей В. Н. Ильин, в традициях русской мысли, уделял более всего внимания, работы на эти темы он публиковал в журнале на протяжении более чем 15 лет: «Тургенев — мистик и метафизик» (1958, № 77), «Метафизические и нравственные устои русской литературы и их антитезы» (1962, № 129), «Тайновидение у Пушкина и Лермонтова» (1962, № 130), «Адский холод Гоголя» (1962, № 131), «"Мертвые души" Гоголя и проблема греха» (1962, № 132), «Оккультизм Тургенева» (1963, № 134-135), «Трагедия

и Достоевский» (1963, № 136), «Бегство Толстого» (1963, № 138), «Стилизация и стиль. 2. — Ремизов и Розанов» (1964, № 147), «Нашествие внутреннего варвара, красная обломовщина и предчувствие второго возрождения. Пастернак» (1964, № 149), «Аполлон Григорьев — страждущий русский Дионис» (1964, № 151-152), «Дуализм и демонология у Леонида Андреева» (1965, № 157), «Андрей Белый и псевдо-научная легенда о связи гения и помешательства» (1965, № 165), «Памяти Дмитрия Сергеевича Мережковского (1865-1941)» (1965, № 168), «Аполлон и Дионис в творчестве Пушкина» (1968, № 200), и даже «Демонология и юмор Достоевского» (1971, № 234).

Среди работ, посвященных истории и развитию общественной мысли, в качестве примера возьмем несколько: «Судьбы идей шестидесятых годов» (1963, № 141-142), «Александр Иванович Герцен — загадка русской мысли и русского слова» (1963, № 144), «Священные коровы коммунизма в опасности» (1967, № 181), «Внутренние противоречия революции» (1967, № 192), «Ведьмы и коты в сапогах и без сапог» (1968, № 193). Все они строго обличают революционность, марксизм и социализм как системы, построенные на ненависти и зависти. Порой в полемическом задоре В. Н. Ильин сильно преувеличивает, но и именно это и нравилось современникам и единомышленникам. Выступал В. Н. Ильин в журнале «Возрождение» и рецензентом. Наиболее ярким отзывом была работа «О новых книгах проф. П. Н. Евдокимова. Нисхождение в ад и восхождение в райские обители» (1962, № 127).

Журнал «Возрождение» в 1965 г. сообщал о 20 лекциях В. Н. Ильина на тему «Религиозная психология (Душевное здоровье в свет христианской антропологии, современной науки и жизни)» [11, с. 160].

Г. А. Мейер писал в т. ч. статьи о взаимосвязи русской литературы и философских направлений — как мыслителя самым интересным он считал Достоевского: «Баратынский и Достоевский» (1950, № 9), «Провидец революции» (1956, № 50), «Гражданин цивилизованного мира» (1956. № 52); «Трудный путь. Место Гоголя в метафизике российской литературы» (1952, № 19), «Жало в дух. Обморок веры живой. Место Тютчева в метафизике русской литературы» (1955, № 37), «Случевский. К минувшему 50-летию со дня смерти» (1955, № 48), «Фатализм Лермонтова» (1955, № 37) и даже «Недруги Лермонтова» (1955, № 40) о В. С. Соловьеве.

С. С. Оболенский вел в журнале «Возрождение» рубрику «Дела и люди» (1959-1969, № 88-216), кроме того, с 1955 г. он под своим именем опубликовал более 45 статей и 4 рецензии, под криптонимом С. О. напечатал еще 11 статей и выступал автором или соавтором при подготовке 101 анонимного редакционного материала. По мнению В. А. Маклакова, С. С. Оболенский был одним из лучших публицистов Русского Зарубежья [18, с. 924].

Лучшим статьями С. С. Оболенского в журнале «Возрождение» считаются: «На путях в будущее» (1955, № 44) — о русском религиозном национализме; «Чтобы вопросы не были "проклятыми"» (1956, № 49) — о возможном продолжении монархической традиции в постсоветской России; «От коммунистического империализма — к освобождению России» (1956, № 60); «Конец Казем-Бека» (1957, № 63); «Что посеешь — то и пожнешь» (1957, № 66) — Г. В. Плеханов против В. И. Ленина весной 1917 г.; «Пути России. К единому миру. Лик России.

С коммунистического бездорожья на национальный путь» (1959. № 93); «В сумерках диктатуры» (1971, № 228); «Оборотни "классовой идеологии"» (1971, № 231); «Против России или за неё?» (1971, № 232) — НТС в его отношении к России; «Русский узел мировой судьбы» (1971, № 233); «"Ткань истории" у Солженицына» (1971, № 234); «К всенародному единству» (1971, № 236). Прославились и рецензии князя С. С. Оболенского: «В поисках христианской политики» (1955, № 38) — на сборник «Война и христианство» и на книги — В. С. Варшавского «Незамеченное поколение» (Нью-Йорк Изд-во им. Чехова, 1955) (1956, № 51); А. В. Карташева «Воссоздание Святой Руси» (Париж, 1956) (1956, № 54); И. А. Ильина «Наши задачи» (Париж, 1956) (1957, № 68); С. А. Левицкого «Трагедия свободы» (Франкфурт н/ Майне: Посев, 1958) (1959, № 91); Н. С. Арсеньева «Духовные судьбы русского народа» (Graz: Verlag "Styria", 1966) (1966, № 173); Н. Ульянова «Диптих» (Нью-Йорк, 1967) (1968, № 194); «Столетняя ненависть: Bertram D. Wolfe "Le marxisme une doctrine centenaire"» (1968, № 197) (книга на немецком языке о взглядах К. Маркса и Ф. Энгельса против славян и России); С. А. Левицкий. «Очерки по истории русской философской и общественной мысли». Франкфурт н/Майне: Посев, 1968) (1970, № 226).

Активно печатались в журнале и исследователи русской философской и религиозной мысли. Поэт и философ Юрий Павлович Иваск (1907-1986) опубликовал главы из своей известной книги «Константин Леонтьев» (1961, № 118; 1962, № 121, 124-131; 1963, № 133, 134, 137-140; 1964, № 146-151). Русский религиозный философ, литературовед и публицист, профессор Мичиганского и Питтсбургского университетов Николай Петрович Полторацкий (19211990), приезжавший в Ленинград с лекциями по приглашению профессора РХГА А. А. Ермичева, печатался в «Возрождении» под своей фамилией и под псевдонимом. Так, за подписью «Н. Петровский» вышла рецензия на книгу Н. А. Бердяева «Самопознание» — «Философия эсхатологического анархизма» (1950, № 9). Под своей фамилией (Н. П. Полторацкий) он посвятил О Н. А. Бердяеву статью символическим названием — «Пленный пророк» (1953, № 25), а воспоминаниям Ф. А. Степуна — рецензию «Философ-артист» (1951, № 16).

Самобытный философ и писатель русского зарубежья Лев Григорьевич Отоцкий-Закутин (настоящая фамилия Отоцкий) (1905-1977(?)) — философ и писатель русского зарубежья под псевдонимом Лев Закутин занимался темами социальной философии, критики марксизма и пропаганды монархизма: «К социальной монархии» (1971, № 236), «От контестации интеллектуальной и политической к контестации экономической» (1972, № 239), «"Ни капитализм, ни марксизм" По поводу книги Karl Polanyi "The Great Transformation"» (1966, № 178), «О разделении властей и их новом смешении в парламентократии» (1973, № 240), «О славянофильстве, Бердяеве и "бердяевцах"») (1973, № 241), «О прогрессивной, социальной арбитрирующей монархии» (1973, № 242). Русский философ, историк религии и культуры, профессор Николай Сергеевич Арсеньев (1888-1977) отметился в журнале двумя философскими работами: «Духовные основы творчества Достоевского. (Страдание и сострадание. Порыв божий. Одержимость и преображение. Судьбы народа)» (1971, № 228) и «С. Л. Франк как мистик» (1971, № 231). Историк русского старообрядчества Сергей Александрович Зеньковский (1907-1990) писал о влиянии староверов

на Россию и «русскую идею» — «Раскол и судьбы империи» (1955, № 39), «Житие духовидца Епифания» (1966, № 173), «У истоков русской мессианской мечты» (1972, № 238). Идеолог русского фашизма Михаил Михайлович Спасовский (1890-1971) напечатал в журнале работу «Розанов. Личность и творчество» (1960, № 108), т. к. он был лично знаком с русским философом. Литературовед Глеб Петрович Струве (1898-1985), опубликовал материалы об отце — «Из архива П. Б. Струве» (1971, № 231) и свой знаменитый памфлет «О Кюстине и "кюстинствующих" иностранцах» (1952, № 20).

В журнале активно публиковались рецензии, некрологи и юбилейные статьи, сведения о конференциях, богословских и философских мероприятиях. Историк, публицист Иван Михайлович Херасков (1878-1963), друг С. П. Мельгунова, напечатал юбилейную статью «А. В. Карташев. К пятидесятилетию ученой и педагогической деятельности» (1951, № 14), некролог «Г. П. Федотов» (1951, № 18) и две рецензии: «Пролегомена русской философии» (1950, № 11) — о произведениях В. В. Зеньковского, «К разгадке Ленина» (1954, № 31) — о книге Н. Валентинова-Вольского «Встречи с Лениным», в которой подробно рассказывалось, как основатель советской коммунистической философии писал «Материализм и эмпириокритицизм». Публицист Владимир Рудинский (настоящие имя и фамилия Даниил Федорович Петров) (1918-2011) выступил рецензентом трех изданий: «Египетский голубь» (1954, № 35) — о публикации одноименного романа К. Н. Леонтьева в издательстве имени Чехова, об издании там же сочинений А. С. Хомякова — «В издательстве имени Чехова» (1955, № 43), и «Незаслуженная хула» (1955, № 45) — против книги Б. Башилова «Незаслуженная слава» — об ордене русской интеллигенции.

Бывший узник ГУЛага Александр Маркович Варди напечатал рецензию «Диалектика и современное научное мировоззрение» (1970, № 224) на книгу Г. А. Курсанова «Что такое диалектика» (М., 1970). Постоянный автор журнала «Возрождение» (более 40 статей с 1956 по 1972 г.), правовед и общественный деятель князь Михаил Дмитриевич Шаховской (1910-1995) отрецезировал монографию С. А. Зеньковского «Русское старообрядчество» (München, 1970) (1971, № 229). Литературовед Б. А. Филиппов (настоящие имя и фамилия Борис Андреевич Филистинский) (1905-1991) анализировал в обзоре «Переиздания книг Бердяева» (1971, № 236) новые выпуски «Философии неравенства» и «Русской идеи». Педагог и деятель культуры Александра Михайловна Кононова-Милославская (1900-1973) написала некролог «Памяти Н. О. Лосского» (1971, № 234). Она хорошо знала философа и была автором очерков о А. В. Карташеве, С. Л. Франке и Н. О. Лосском в сборнике «Наша дань Бестужевким курсам (Париж, 1971). Ученый-историк, богослов Мирра Ивановна Лот (урожденная Бородина) (1882-1957) за подписью «М. Л-Б. » поместила стихотворение (!)«Памяти С. Л. Франка» (1952, № 19)

Многие произведения, напечатанные отдельным тиражом в книгоиздательстве, первоначально выходили полностью или частично в журнале.

Известный богослов епископ Кассиан (в миру Сергей Сергеевич Безоб-разов; 1892-1965) в 1948 г. издал в «Возрождении» «актовую речь, читанную в открытом заседании Совета православного богословского института в Париже 22(9) февраля 1948 г.» под названием «Царство Кесаря пред судом Нового

завета». В сокращенном виде этой речью открывался первый номер журнала «Возрождение» в 1949 г. [13]. Последней книгой, вышедшей в книгоиздательстве, был сборник статей за 1952 г. художницы Лидии Эрастовны Родзянко (урожденная де Оптик) (1898-1975)«О Святой Земле и паломничествах». Книга Л. Э. Родзянко была напечатана в 1958 г. в Наварской типографии уже без указания книгоиздательства.

Издательство печатало свою продукцию в типографии «Наварр» (Imprimerie de Navarre, в просторечье «Наваррская типография»), также принадлежавшей А. О. Гукасову. Ее заведующим был Сергей Сергеевич Палаш-ковский (1879-1957) — химик и предприниматель, сотрудник издательства «YMCA-Press». В 1957 г., после смерти С. С. Палашковского, А. О. Гукасов прекратил финансирование книгоиздательства, но до конца своей жизни деньги на журнал выделял.

Среди нереализованных планов издательства отметим брошюру «"Возрождение" и Белая Идея» — автором ряда статей в «Возрождении» (1955, № 42-44) под таким общим названием был Г. А. Мейер. В 1955 г. философ Николай Петрович Полторацкий (1921-1990), неожиданно переехавший из Парижа в США, заказал представителю журнала «Возрождение» в Сан-Франциско Андрею Тимофеевичу Бельченко (1876-1958) один экземпляр брошюры. А. Т. Бельченко — действительный. статский советник, бывший генеральный консул императорского правительства в г. Ханькао (Китай), в 1949 г. прибыл в США и состоял членом почти всех антикоммунистических организаций в Сан-Франциско. В архиве автора статьи хранится письмо А. Т. Бельченко Н. П. Полторацкому от 14 сентября 1955 г., в котором автор письма пишет, что «тесно связан с Издательством "Возрождение", через посредство которого я (А. Т. Бельченко. — П. Б.) выписываю не только книги, издаваемые самим Издательством, но и другие книги выходящие в Германии и Париже. Т. о. я (А. Т. Бельченко. — П. Б.) могу выписать для Вас предполагаемую к отдельному издательству (именно так. — П. Б.) брошюру "Белая идея", отрывки которой уже печатались в журнале "Возрождения"» [1, л. 1]. Но, видимо, проект так и не был реализован. Только в 1971 г. издательство «Посев» перепечатало работу Г. А. Мейера «"Возрождение" и Белая Идея» в его сборнике «У истоков революции» [14, с. 121-241].

В 1969-1974 гг. «Возрождение» перешло на самофинансирование, неоднократно получало дотации по 1000 долларов из «Толстовского фонда» в США и лично от летчика-испытателя и общественного деятеля Б. В. Сергиевского [19], но в итоге журнал был вынужден закрыться из-за отсутствия средств.

Закончить статью о роли парижского журнала «Возрождение» в истории русской философии и культуры хочется двумя цитатами читателей-современников. «Очень важно, чтобы когда-то будущие историки, разбираясь в наших документах, увидели, что в эмиграции были люди думающие и работающие как могли. И я надеюсь, что Ваш журнал будет долго стоять на полках библиотек» (США, 11. 5. 1968) [3, л. 1 л. об.]; «Возрождение остается благородным памятником нашей полустолетней эмигрантской эпохи, как документ о Русской Правде, о том, как жили, думали, писали люди, унесшие на чужбину благородство мыслей, чувств и неумирающую любовь к своей родины (Франция, 10. 9. 1968)» [3, л. 1 об.].

ЛИТЕРАТУРА

1. Личный архив П. Н. Базанова. Фонд материалы русской эмиграции. Папка: «Ценные материалы по издательской деятельности русской эмиграции». Письмо А. Т. Бель-ченко Н. П. Полторацкому от 14 сентября 1955 г.

2. Личный архив П. Н. Базанова. Фонд материалы русской эмиграции. Папка: «Ценные материалы по издательской деятельности русской эмиграции». К нашим друзьям: [реклама-листовка журнала «Возрождение». — Париж, 1967].

3. Личный архив П. Н. Базанова. Фонд материалы русской эмиграции. Папка: «Ценные материалы по издательской деятельности русской эмиграции». К нашим друзьям: [реклама-листовка журнала «Возрождение». — Париж, 1968].

4. Базанов П. Н. Издательское и библиографическое дело русского зарубежья / СПбГУК. — СПб.: Академия культуры, 1999.

5. Базанов П. Н. Книга Русского Зарубежья: из истории книжной культуры ХХ века): учеб. пособие / П. Н. Базанов; И. А. Шомракова; СПб. полигр. ин-т (фил.) Моск. гос. ун-та печати. — СПб.: Изд-во СПб. ин-та печати, 2001.

6. Базанов П. Н. Книга Русского Зарубежья: из истории книжной культуры ХХ века): учеб. пособие. 2-е изд, испр. / П. Н. Базанов; И. А. Шомракова. — СПб: Сев. — Зап. ин-т печати, СПб. гос. ун-т технологии и дизайна, 2003.

7. Базанов П. Н. Культура в творчестве мыслителя русского зарубежья Н. И. Ульянова // Вестник РХГА. —2016. — Т. 17, № 4. — С. 178-186.

8. Базанов П. Н. Петербургский историк в изгнании: судьба, творчество и историография // Вестник СПбГУКИ. — 2013. — № 1(14). — С. 178-184; № 2(15). — С. 112-121.

9. Базанов П. Н. Русский мыслитель Николай Иванович Ульянов о феномене украинского сепаратизма // Вестник РХГА. — 2015. — Т. 16, № 1. — С. 157-168.

10. Ермичев А. А. Философская и общественная мысль в журналов русского зарубежья (сороковые-шестидесятые годы ХХ века): библиогр. указатель. — СПб.: Изд-во РХГА, 2016.

11. Жаворонков А. Лекции проф. В. Н. Ильина: письмо в редакцию // Возрождение. — 1965. — № 159. — С. 160.

12. Жигальцева Л. «Принадлежность к России должна быть источником гордости...» Абрам Осипович Гукасов // Родина. — 2010. — № 10. — С. 108-111.

13. Кассиан, еп. Царство Кесаря: Из актовой речи в заседании Православного Богословского Института в Париже // Возрождение. — 1949. — № 1. — С. 7-16.

14. Мейер Г. У истоков революции. — Frankfurt a. M.: Посев, 1971.

15. Михайлов О. Н. Журнал «Возрождение» // Литература Русского Зарубежья 1920-1940. — Вып. 5. — М., 2013. — С. 473-511.

16. Петрова Т. Г. «Первая волна» русской литературной эмиграции на страницах журнала «Возрождение» // Реферативный журнал. Сер. 7. Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Литературоведение. — 1997. — № 4. — С. 138-152.

17. Петрова Т. Г. Возрождение (Париж, 1949-1974) // Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940. — М., 2000. — Т. 2: Периодика и литературные центры. — С. 524-531.

18. «Права человека и империй»: В. А. Маклаков и М. А. Алданов. Переписка 1929-1957 / сост., вступ. ст. и примеч. О. В. Будницкого. — М.: РОССПЭН, 2015.

19. Columbia University Libraries, Rare book and Manuscript Library, Bakhmeteff Archive of the Russian and East European History and Culture. B. V. Sergievskii Papers. Files: Correspondence 1969-1975.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.