Научная статья на тему 'ВКЛАД ПРЕПОДОБНОГО КОСМЫ МАЮМСКОГО В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАНОНОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТЕКСТАХ МИНЕИ'

ВКЛАД ПРЕПОДОБНОГО КОСМЫ МАЮМСКОГО В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАНОНОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТЕКСТАХ МИНЕИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
159
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДОБНЫЙ КОСМА МАЮМСКИЙ / ЛИТУРГИКА / МИНЕЯ / ГИМНОГРАФИЯ / КАНОН

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Калаганов Александр Алексеевич

В статье исследуется гимнографическое творчество преподобного Космы Маюмского, зафиксированное в текстах Минеи. Доказывается, что творчество преподобного Космы, будучи классическим для последующих церковных гимнографов, при этом не является обезличенным, но, напортив, несет на себе неизгладимый отпечаток индивидуальности автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRIBUTION OF THE MONK COSMAS OF MAYUM TO THE LITURGICAL DEVELOPMENT OF THE CANONS CONTAINED IN THE TEXTS OF THE MENAION

The article examines the hymnographic work of St. Cosmas of Mayum, recorded in the texts of the Menaion. It is proved that the creativity of the Monk Cosmas, being classic for subsequent church hymnographers, is not impersonal, but, on the contrary, bears an indelible imprint of the author’s individuality.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД ПРЕПОДОБНОГО КОСМЫ МАЮМСКОГО В ЛИТУРГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАНОНОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ТЕКСТАХ МИНЕИ»

Литургикл

УДК 264

Иерей Александр Алексеевич Калаганов, преподаватель Нижегородской духовной семинарии

Вклад преподобного Космы Маюмского в литургическое развитие канонов, содержащихся в текстах Минеи

Аннотация: В статье исследуется гимнографическое творчество преподобного Космы Маюмского, зафиксированное в текстах Минеи. Доказывается, что творчество преподобного Космы, будучи классическим для последующих церковных гимнографов, при этом не является обезличенным, но, напортив, несет на себе неизгладимый отпечаток индивидуальности автора.

Ключевые слова: Преподобный Косма Маюмский, литургика, Минея, гимнография, канон.

Prie& Alexander Alekseevich Kalaganov, Teacher of the Nizhny Novgorod Theological Seminary

Contribution of the Monk Cosmas of Mayum to the liturgical Development of the Canons contained in the Texts of the Menaion

Abttract: The article examines the hymnographic work of St. Cosmas of Mayum, recorded in the texts of the Menaion. It is proved that the creativity of the Monk Cosmas, being classic for subsequent church hymnographers, is not impersonal, but, on the contrary, bears an indelible imprint of the author's individuality. Key words: Saint Cosmas of Mayum, Liturgy, Menaion, Hymnography, Canon.

Преподобный Косма Маюмский вошел в историю развития литургического богословия благодаря своим церковным гимнам, которые он посвятил двунадесятым праздникам и дням памяти святых подвижников христианской Церкви. Этот факт подтверждает и то, что преподобный Косма наряду с другим известным гимнографом — преподобным Романом Сладкопевцом получил высокое наименование МгХы§о<; (т. е. певец)1.

Рассматривая творческое богословско-литургическое наследие преподобного Космы, мы в той или иной степени подробной информации сообщают практически все первоисточники. К примеру, в Иерусалимской версии жития великого гимнографа описывается то, что он явился «тимпаном Богу» и «десятиструнной Псалтирью», в Лаврском варианте жития, а также в той версии жития, которая была составлена Иоанном Меркуропулом, упоминаются праздники и дни памяти святых,

которые были прославлены в гимнографическом наследии преп. Космы Маюмского.

Если посмотреть на Афинский и Ватиканский вариант жития преп. Космы, то он и преп. Иоанн Дамаскин именуются здесь создателями новых песнопений, которых раннее не знал христианский мир. По всей видимости, здесь подразумевается вклад двух великих песнотворцев в развитие конкретного жанра гимнографии — канона2.

В текстах Халкинского варианта жития упоминается, что преподобные Косма и Иоанн были создателями таких христианских песнопений, которые «по сей день исполняются на вечерне и на утрене, украсили праздники Спасителя, возвеличили Богородицу и святых всех прославили в песнях»3.

Прежде всего, святой Косма Маюмский прославился как составитель канонов. Гимнографическое творчество преподобного и его каноны, которые включены в структуру современных богослужебных текстов, в основном, надписаны такой фразой «той Кирюи Коо^а», «Коа^а, Мошкой», «Коа^а, той постои», но есть также и анонимные4. В соответствии с той информацией, которая была получена в результате исследований Грегориоса Деторакиса и Софрония (Евстратиадиса), всего преподобным Космой было составлено 43 канона5. На сегодняшний день в богослужебных текстах Минеи имеются следующие каноны, приписанные непосредственно преподобному Косме Маюмскому: Первый канон — на Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (характерная черта данного канона — продублированная 9-я песнь). До наших дней сохранилось предание, что преподобный специально создал и написал девятую песнь для канона именно в тот момент, когда он посетил Антиохию, а народ засомневался в том, что именно он и представляет собой автора этого канона.

Второй канон был составлен на праздник Рождества Христова. Третий канон посвящён Иосифу Обручнику, псалмопевцу и царю Давиду. Четвертый канон, составленный преподобным Космой, был посвящен празднику Богоявления.

Пятый канон был посвящен конкретно святителю Григорию Богослову. Этот канон является в своем роде единственным, если не брать в расчет канон палестинским святым, который не относится к прославлению праздников Православной Церкви. В пятом каноне можно увидеть высоту стиля автора и его полноценную любовь и уважение по отношению к святителю Григорию Богослову. «В непостижимый вшед мрак, — пишет гимнограф в тропаре 4-й песни, восхваляя святителя Григория, — и яко из пещеры каменным узрев задняя, срастворенное вещественное невещественному естеству, и неслитнаго смешения был еси сказатель, Христов угодник, Того рабом Его умоляет быти милостива»6. В тропаре 6-й песни канона великий гимнограф образно и аллегорично прославляет святителя Григория следующими словами: «...Ты Владыце, яко небесная капля, люди верныя исправил еси, Григорие»7. Пытаясь проникнуть в понимание личности преподобного, можно увидеть родство его личности с личностью святителя. Обоих авторов роднит глубина их богословия, та высокая духовность, которая присуща их писаниям. Сравнивая наследие преподобного Космы и святителя Григория, мы наблюдаем особую их любовь к природе. В их текстах часто звучат идеи подчинения природных стихий Божественному промыслу, а также видны искренние эстетические переживания, связанные с созерцанием красот окружающего мира. Через это естественное богословие, через созерцание окружающей действительности, человек своим умом возвышается в красоты мира Божественного. Таким образом, подобно святителю Григорию, образы окружающей природы периодически внедряет в свои гимнографические тексты также и преподобный гимнограф8.

Шестой канон преподобного посвящен празднику Сретения Господня. Праздничный канон, который был составлен византийским гимнографом, имеет краегранесие: «Христа радостно старец объемлет»9. В этом и заключается основа данного канона. Если посмотреть на греческий оригинал, то здесь начальные буквы определенного стиха формировали данную фразу. Конкретный стих канона не просто повествует

об определенном аспекте праздничного дня, но и интерпретирует его смысл и символику.

Седьмой канон преподобного Космы Маюмского посвящен великомученику Георгию. Это как раз один из немногих канонов, который относится к прославлению палестинского святого.

Восьмой канон посвящен празднику Преображения Господня. В каноне на Преображение Господне преподобному Косме наиболее близка мысль не столько о принятии Христом человеческой плоти, сколько о том, что Он, Христос, есть «Отчее Сияние». Интересно, что в данном каноне византийский гимнограф часто прибегает к образу света. Например, он пишет: «Глаголы животныя другом Христос и о Божественнем наказуя Царствии, рече: во Мне Отца познайте, светом яко облистая неприступным...»10. В данном случае неприступный свет означает Божественные нетварные энергии, в соответствии с которыми Господь, естество Которого не может быть познано, познается лишь в той степени, в какой он Сам раскрывается перед творением и человеком.

В каноне на праздник Преображения Господня заложена мысль о творении Божием, которое должно быть готово принять Божественное откровение. Догматическое значение канона на праздник Преображения состоит в том, что, вставая на апофатическую стезю отрешения от сущего, православный верующий вступает в некий мистический мрак неведения. Данная идея преподобного Космы заимствуется им у Дионисия Ареопагита11. Впоследствии эта идея у преподобного будет развиваться и углубляться. «Силою язык облечетеся, друзи ученицы, чудни же будете в богатстве их, яко славы наполнитеся, яко явлюся светлее солнца, облистая в радости поющих.»12. Ближе к завершению текста, автор канона показывает, что данный образ связан уже непосредственно с апостолами Христа: «Светоносныя же наполнившееся Божественныя зари, в радости пояху...»13. Таким образом, главной догматической концепцией канона на праздник Преображения Господня, составленный преподобным Космой, является образ света, в котором усматривается «незримый образ осияния людей силою Христовою»14.

Девятый канон приурочен к двунадесятому празднику Успения Пресвятой Богородицы. Например, с точки зрения монахини Игнатии, которую она выразила в своей статье «Преподобный Косма Маюмский и его каноны», из всей совокупности двунадесятых праздников, посвященных Пресвятой Богородице, преподобным Космой Маюмским был составлен лишь канон на праздник Успения15. При этом Макаров Е. Е. оспаривает это, утверждая, что преподобный составил и ряд других Богородичных канонов на двунадесятые праздники. По мысли профессора богословия Е. И. Ловягина, данный канон располагает «душу к торжественной радости и высокому духовному восторгу»16.

Если взглянуть на начальный тропарь самой первой песни канона, он начинается ярким призывом небесных сил провожать на небеса пречистое и святое тело Пресвятой Богородицы. К событию присоединяются и ученики Христовы: «Да провождают невещественнии чинове небошественное в Сион Божественное тело Твое...»17. Впоследствии возвышенными словами преподобный Косма ублажает Пресвятую Деву, отмечая, что она торжествует в связи с попранием греха, проклятия и смерти: «Победныя почести взяла еси на естество, Чистая, Бога рождши; обаче же подобящися Творцу Твоему и Сыну, паче естества повинуешися естественным законом; темже, умерши, с Сыном востаеши вечнующи»18.

По всей видимости, плодом гимнографического творчества преподобного, является составленный канон святому праведному Иову, который был включен в современный текст Минеи анонимно.

Некоторое количество канонов гимнографа на дни памяти святых неподвижного богослужебного круга можно встретить в разных рукописях.

Одиннадцатый канон в честь двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Богородицы приписывается также Косме Маюмскому. В этом смысле нельзя согласиться с точкой зрения монахини Игнатии (Пузик), которая утверждает, что единственным каноном на двунадесятый Богородичный праздник в гимнографическом наследии преподобного

является канон Успению Пресвятой Богородицы. Макаров Е. Е. оспаривает точку зрения монахини Игнатии отмечая, что данный канон может принадлежать непосредственно преподобному, поскольку акростих в нем идентичен тому, который имеется в структуре канона на праздник Успения Божией Матери.

Двенадцатый канон, посвященный попразднству праздника Крестовоздвижения, скорее всего, также принадлежит Косме Маюмскому, в пользу чего говорит аргументация, связанная с наличием акростиха.

Тринадцатый канон автора посвящен великомученику Димитрию Солунскому, жившему в Ш-1У вв., и пострадавшему во время гонений императора Диоклетиана. Центральной темой данного канона является прославление мученического подвига святого подвижника.

Четырнадцатый канон, который приписывается византийскому гимнографу, посвящен мученику Артемидору, о котором достоверно ничего неизвестно, кроме того, что он был усечен мечем. Известны лишь два автора в истории развития христианской гимнографии, которые являются авторами канонов, посвященных данному мученику: преп. Косма Маюмский и Иосиф Песнописец19.

Пятнадцатый канон посвящен преподобному Иоанникию Великому — подвижнику У111-1Х вв. Относительно авторства данного канона среди литургистов до сих пор ведутся споры.

Шестнадцатый канон, приписываемый преподобному, посвящен трем мученикам Авкту, Тавриону и Фессалоникии, которые также известны под названием «мученики Амфипольские». Авторство данного канона тоже весьма спорное, либо это преподобный Косма, либо преподобный Иоанн Дамаскин.

Семнадцатый канон, автором которого является Косма Маюмский, это канон мученикам Мине, Виктору и Викентию, день памяти которых в Православной Церкви празднуется 11 ноября. Главной темой канона является прославление мученического подвига трех святых, которые «мучителей низложиша, сокрушиша и демонов немощныя дерзости»20.

Восемнадцатый канон составлен им в Неделю после праздника Рождества Христова. Правда, и в данном случае нет уверенности, был ли автором преподобный Косма или преподобный Иоанн.

Девятнадцатый канон преподобного посвящен мученику Иоакинфу Амастридскому. В этом случае нет никаких сомнений, что автором данного канона является именно Косма Маюмский, так как акростих здесь идентичен тому акростиху, который имеется в каноне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Данный канон пронизан каноническим аспектом описания мученической кончины святого IV столетия, который увидев, как язычники поклонялись дереву, срубил его, в результате чего был подвергнут жестким пыткам и убит.

Рассматривая каноны великого православного гимнографа необходимо отметить некоторые их особенности.

Во-первых, это наличие в структуре канона фразового акростиха. Акростих представляет собой конкретный метод формирования, как правило, поэтических текстов, которые используются в гимнографи-ческих произведениях. Таким образом, суть акростиха заключается в том, что первые буквы строк формируют собой последовательность алфавитного ряда, конкретное слово или фразу. Акростихи большей части канонов гимнографа составлены ямбическим триметром. В каноне, посвященном празднику Преображения Господня, он прибегает к принципу дактилического гекзаметра21.

Интересно и то, что преподобный в обязательном порядке включал в акростих ирмосы. В канонах, для которых он применял ирмосы преп. Иоанна Дамаскина, акростихи отсутствуют. В процессе сопоставления акростихов преподобного Космы, мы можем отметить интересный и необычный стиль автора.

Во-вторых, основная часть канонов святого Космы Маюмского в своей структуре не имеет второй песни. В Ирмологии Софрония (Евстриадиса) имеются только 3 ирмоса второй песни канона авторства преподобного Космы: один на празднование Рождества Христова и два на праздник Богоявления. Вполне можно допустить и то, что данные

ирмосы были составлены преподобным Космой, а прочие другим известным гимнографом Православной Церкви — прп. Андреем Критским22.

В-третьих, основная часть канонов преподобного написана на уникальные авторские ирмосы. В совокупности число ирмосов составляет 173. Для определенной части канонов им были созданы по два ирмоса к конкретным песням. Тем не менее, для большей части канонов им были заимствованы ирмосы у других гимнографов, например, у преподобного Иоанна Дамаскина.

В-четвертых, преподобный Косма Маюмский составлял каноны, применяя небольшое количество тропарей в песнях и не применяя Богородичный. Обычно, например, во второй и третьей песнях канона. По всей видимости, число тропарей детерминируется в данном случае продолжительностью и длиной акростиха. Таким образом, особенность гимнографического творчества можно объяснить тем, что канон как жанр к тому периоду еще полноценно не был сформирован. По этой причине гимнографы нередко прибегали к экспериментам с его формой.

Пятая особенность гимнографического творчества преподобного обусловлена тем, что он довольно часто применяет одинаковое окончание ирмоса и тропарей аналогично общему рефрену древнего кондака. Каноническим творчеством Космы Маюмского вдохновлялись многие авторы Византийской империи. Так, например, один из наиболее известных Византийских писателей XII столетия Феодор Птохопродром, а также Византийский ритор и богослов Григорий Пардон, написали отдельный комментарий на каноны преподобного Космы, которые он написал для основных праздников Православной Церкви23.

В гимнографическом наследии преподобного нередко на первый план выступает догматическая составляющая. Так, например, очень часто делается упор на тему Боговоплощения, взаимного сосуществования и взаимодействия двух природ во Христе, тематику приснодев-ства Божией Матери. Его описания связаны с наглядными образами, аллегориями, сравнениями. Здесь же активно применяется конкретный

богословский и литургический терминологический аппарат, а также ветхозаветная типология24.

Конкретно обосновать к какому конкретно из подлинных и архаичных стихотворных размеров может быть соотнесен определенный канон, составленный преподобным Космой, непростая задача. В его гимнографическом творчестве параллельно наличествуют как архаичные, так и его личные ритмические модели. Такие принципы как омотония, то есть равноударность и изосиллабизм, соблюдены в соответствии со всеми необходимыми нормами25.

Сам язык гимнографического творчества преп. Космы имеет в себе архаичные черты. Он нередко ссылается на тексты Гомера и иных трагиков, а также делает ссылки на тексты представителей святоотеческого наследия. Например, первоначальные слова ирмоса канона на праздник Рождества Христова были полностью заимствованы из аналогичной гомилии святителя Григория Богослова. В текстах канонов преподобного Космы Маюмского довольно часто можно увидеть так называемые гапаксы, то есть термины, которые фигурирует лишь единожды в определённом источнике. Это слова, которые великий гимнограф составил преимущественно самостоятельно.

Самыми часто используемыми принципами и приемами преподобного Космы являются противопоставления, метафорические обороты, а также оксюморон. Ряд текстов песен его канонов составлен в диалогической форме. Примером этому может служить седьмая песнь канона на праздник Рождества Христова, а также восьмая песнь канона на праздник Богоявления26. Большой вклад в толкование канонов Космы Маюмского был внесен преподобным Никодимом Святогорцем, а также некоторыми другими авторами. Здесь можно сослаться на работу исследователя Е. И. Ловягина27, который прославился своим трудом «Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках».

Общая мысль, которую поддерживают все исследователи, связана с признанием того, что все каноны, составленные преподобным Космой, ярко индивидуальны. В его богословско-литургическом наследии

гармонично коррелирует эстетика ритма, четкий набор поэтических приемов и литургическая глубина смысла.

Библиография

1. Авдохин А. С. Роман Сладкопевец: в поисках литературной перспективы. М.: Индоевропейское языкознание и классическая филология, 2008.

2. Антишкин А. В. Феодор Продром как толкователь христианских текстов христианской гимнографии и его комментарий к канонам Богоявления. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2019.

3. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Хрестоматия по западной философии. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

4. Дрык С. В. Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты. М.: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011.

5. Закон изосилабизма и омотонии (равносоговость и равноударность) был открыт кардиналом Питрой в 1867 г.

6. Игнатия (Пузик), мон. Преподобный Косма Маюмский и его каноны: (Духовные размышления) // БТ. 1981. Вып. 22.

7. Ловягин Е. И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875.

8. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019.

9. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018.

10. Хорошилова Е. Л., Коноваленко С. П. Творчество преподобного Иоанна Дамаскина в церковно-певческой практике. М.: Наука. Искусство. Культура, 2019.

Примечания и библиографические ссылки

1. Авдохин А. С. Роман Сладкопевец: в поисках литературной перспективы. М.:Индоевропейское языкознание и классическая филология, 2008. С. 4.

2. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

3. Дрык С. В. Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты. М.: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. С. 252.

4. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

5. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. — М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

6. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018. С. 136.

7. Там же. С. 137.

8. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

9. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

10. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018. С. 137.

11. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии // Хрестоматия по западной философии. М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. C. 441.

12. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018. С. 138.

13. Там же. С. 138.

14. Там же. С. 138.

15. Игнатия (Пузик), мон. Преподобный Косма Маюмский и его каноны: (Духовные размышления) // БТ. 1981. Вып. 22. С. 147.

16. Ловягин Е. И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875. С. 96.

17. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018. С. 138.

18. Там же. С. 139.

19. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

20. Минея. М.: Издательство Московской патриархии, 2018. С. 139.

21. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

22. Дрык С. В. Византийские гимнографы периода иконоборческой смуты. М.: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2011. С. 252.

23. Антишкин А. В. Феодор Продром как толкователь христианских текстов христианской гимнографии и его комментарий к канонам Богоявления. Сергиев Посад: Московская духовная академия, 2019. С. 249.

24. Игнатия (Пузик), мон. Преподобный Косма Маюмский и его каноны: (Духовные размышления) // БТ. 1981. Вып. 22. С. 144.

25. Закон изосилабизма и омотонии (равносоговость и равноударность) был открыт кардиналом Питрой в 1867 г.

26. Макаров Е. Е. Косма Маюмский // Православная энциклопедия. Том 38. М.: Издательство Московской Патриархии, 2019. С. 254.

27. Ловягин Е. И. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.