Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784
educational, natural and social sciences www.oriens.uz
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(5), May, 2023
ВКЛАД НИКОЛАЯ ШИНА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
УЗБЕКИСТАНА
Юсупова Холида Шухрат кизи
Студент 3 курса Национального института художеств и дизайна им.
Камолиддина Бехзада [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена деятельность художника, творившего в Узбекистане, Николая Шина.Приведены примеры и описаны самые значимые работы, их влияние на узбекскую культуру, а также влияние трагедии корейского народа на его творчество..
Ключевые слова: Реквием, живопись, корейский народ, технические средства, художественный язык.
ABSTRACT
The article reviews the activities of Nikolai Shin, an artist who worked in Uzbekistan. It gives examples and describes the most significant works, their influence on Uzbek culture, as well as the impact of the tragedy of the Korean people on his work.
Key words: Requiem, painting, Korean people, technical means, artistic language.
ВВЕДЕНИЕ
Николай Шин («Су Нам» корейское имя) - художник, внёсший значительный вклад в развитие искусства Узбекистана. Его жизнь была полна трудностей и испытаний, но не смотря на это он смог творить.
Художник родился в 24 августа 1928 году в селе Таудеми Дальневосточного края, в семье шахтёра. В 1937 году из-за насильственной депортации корейского населения в Центральную Азию, его семья была сослана в Карагандинскую область Казахстана. В Узбекистан Николай Сергеевич с 1940 года. Желание рисовать у Николая Сергеевича было всегда, с тех пор как он помнит себя. Все свободное время художник отдает рисованию, мечтая стать художником. И вот в 1944 году он благополучно поступает на обучение в Республиканское художественное училище им. П. П. Бенькова в живописно-педагогическое отделение . А в 1954 году он поступил в Ташкентский театрально-художественный институт имени А. Н. Островского, в художественный факультет, на отделение живописи. Творческая деятельность
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz
3(5), May, 2023
мастера началась с 1949 года и уже с 1953 года он успешно участвовал в выставках . В 1962 году принят в члены Союза Художников. 1987 году удостоен звания Заслуженный деятель искусств Узбекистана. В 1997 году -Почетный академик Академии Художеств Узбекистана, Кавалер ордена «Дустлик» Республики Узбекистан и Кавалер ордена «Золотая корона» Республики Корея - самая высокая награда страны.
Николай Шин хорошо знал удары судьбы : ранняя смерть отца, потеря матери - общая трагедия депортация с родных земель. Он проходит все вехи испытаний, отведенных корейскому народу в сжатые исторические сроки: работа на полях и в шахтах, трудовая армия, тяжелое многолетие Второй мировой войны. В своем творчестве художник Николай Шин будет искать средства для слияния документального повествования и художественной образности, создаст новый тип пластической выразительности; экспрессивное, наполненное биоэнергетикой художественное пространство Шина предстанет в обновленных линейно- живописных приемах и технических средствах. Живопись Николая Сергеевича демонстрирует влияние восточной идеографии, генетически унаследованного уважения художественной гармонии, спокойствия буддизма и чувство принадлежности к «средиземному» искусству. Его поколение не имело возможности путешествовать и общаться с «несоветскими» художниками. Их учили классическим традициям -от Ренессанса до импрессионизма. В 1957 году в Москве Международный фестиваль молодежи и студентов принес Николаю Шину его первую главную награду и представил его творчество современным европейским художникам. Он разработал свой собственный художественный язык и интегрировал его в европейскую живописную традицию.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Работы Николая Шина отличаются от работ других мастеров своей исторической повествовательностью и правдивостью, которую он глубоко ощутил. В 1960-70 годы художник в основном создавал картины посвящённые жизнедеятельности дехканов и на темы революционного характера. В 1960-е годы Н. Шин начал работать над темой «Реквием»(Илл.1). Два огромных полотна являются по сути главными в творчестве известного мастера, которые посвящены жертвам тоталитарного режима, жертвам репрессий и насильственной депортации корейцев из Приморья. Это огромного масштаба работа, которая затронула глубокие раны в душах корейского народа. Размеры полотна составляют 3х44 м. и 2х12м. Одним взглядом их не охватишь. Картина писана в темно синих и ярко красных цветах и полна эмоционального
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz
3(5), May, 2023
содержания. Тысяча действующих лиц объединяются сюжетами бедствия, шествия, оплакивания, поминания, прощания... Перед нами скорбь, заженные свечи. Зажжение свечи в человеческом сознании является символическим воплощением поминания - памяти об ушедших людех. Смотришь на эти картины и ловишь себя на мысли : нет прощения, нет оправдания тому злодеянию, которое было совершено.
В условиях жестокой цензуры у него не было возможности персонально выставляться. Только в 1988 году - время «перестройки», зрители смогли увидеть полный диапазон творчества художника. Свыше 20 лет Николай Шин посвятил работе над двумя живописными циклами - «Легенда о любви» и «Реквием. Дорога памяти», в которых даны различные варианты темы трагического столкновения личности с деспотической властью. Чувство всеобщности, выстроенное Шином в «Дороге памяти»,отменяет качество единичности, избранности самого автора. Масштаб монументального замысла и сила его воплощения ставят Шина особняком. Столько лет жизни заполнены титанической работой. Воссоздание исторической памяти, характерное для корейского народа, у Шина осуществляется невиданным размахом творчества. Он хочет сказать, напомнить о каждом, кто остался на дороге испытания, их энергия словно вливается в него, подвигая художника к реализации замысла. «Легенда о любви» (более 100 работ), которая раскрывается на материале классической поэзии Востока.
В 1980-е годы Николай Шин работает над сукокским циклом работ -«Гимн прекрасного Сукока», где воспевает вся красота Узбекистанская края, посредством цвета, формы и символов. Данный цикл работ полностью раскрывает специфику нашего края, её лучезарность, красочность и солнечность. Своей декоративность также поражает картина «Песенный Сукок» (ДХВ, 1986г.)( Илл. 2), где особое место занимают затейливые узоры, формы и несомненно цвет. Перед нами раскрывается сцена сбора урожая, мужчины и женщины собрались и вместе собирают плод с дерева, которое занимает центральное место в композиции. Аналогично что нам показан осенний период, колорит картины тоже нам об этом говорит, всё в ярко желтых и охристых тонах. На самом деле, работы на такие темы были весьма актуальны в этот период, но наш художник подошел к этой теме с особым подходом.
Изобразительный язык Шина - это язык пластики , чуждый поверхностной описательности и натурализма. Его мысли - это «ритмичные мысли» , идеи -«пластические идеи». Произведения Шина нельзя «пересказать», нередко они существуют без названий, поскольку чувства и мысли художника сразу же
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(5), May, 2023
обретают пластическую форму и переводить все это вновь на язык слов кажется Николая Сергеевичу совсем не обязательным... Его «реалистические» вещи хранят изначальное родство с экспрессивным знаком, а любая геометризованная фигура может вновь обрести плоть.
Индивидуальность - это и удивительное чувство цвета, его мерцание , его глубина. И какая то особенная «сделанность» работ - будь то большой холст или подготовительный рисунок к нему. В этой высокой аккуратности , в умении видеть образное начало в каждом легком изменении формы проступает то, что, связано с далекими традициями национального корейского искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Кроме художника, Николай Сергеевич был ещё и учителем в художественном училище им. П.П. Бенькова. Сам художник о своей педагогической деятельности, говорил так: «За долгие годы педагогической деятельности, я научился многому полезному из педагогической науки. Быть истинным индивидуально - самостоятельным художником и педагогом одновременно, весьма сложно и трудно, и очень очень - очень ответственно.» Художник оставил после себя целую плеяду талантливых художников. Учениками Шина называли и называют себя Вениамин Ким и Анатолий Лигай, Алишер Мирзаев и Шухрат Абдурашидов, Баят Мухтаров, Искра Шин, Джавлон Умарбеков, Баходир Джалалов и многие другие.
Николая Сергеевича не стало 18 августа 2006 года. Своим творчеством он внёс огромный вклад в изобразительное искусство Узбекистана. Наследие мастера поистине бесценно и по нему могут учиться многие поколения будущих наших художников.
Список иллюстраций:
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
(E)ISSN:2181-1784 www.oriens.uz 3(5), May, 2023
REFERENCES
1. Римма Еремян. Николай Шин. Жизнь и творчество.
2. Римма Еремян. Альбом. Корейские художники Узбекистана.Ташкент: Узбекистан, 2001. —304 с.