ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378:37.013.+61(091) Л.Г. Сахарова, Р.А. Миннемуллина, Д.О. Аботурова
ВКЛАД НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПИРОГОВА В РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
(ОБЗОР К 205-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Кировская государственная медицинская академия L.G. Sakharov^ R.A. Minnemullina, D.O. Aboturova
THE CONTRIBUTION OF NIKOLAY IVANOVICH PIROGOV TO THE DEVELOPMENT OF THE PEDAGOGICS OF HIGHER SCHOOL OF THE RUSSIAN EMPIRE
(THE REVIEW TO THE 205TH ANNIVERSARY OF N.I. PIROGOV'S BIRTHDAY)
Kirov State Medical Academy
В статье представлен анализ вклада великого русского врача Николая Ивановича Пирогова (18101881) в развитие педагогики высшей школы и медицинского образования Российской Империи в XIX веке. Особое внимание обращено на идеи развития принципа социальной справедливости и гуманизма в системе высшего образования России.
Н.И. Пирогов одним из первых в отечественной педагогике высшей школы обосновал значимость качественной подготовки и профессиональной ориентации абитуриентов. Перспективы развития медицинского высшего образования в плане практической подготовки студентов-медиков он связал с необходимостью развития тесного сотрудничества медицинских баз (больниц, клиник) и медицинских факультетов.
Особый акцент педагог делал на развитии нравственных качеств и гражданственности у студенческой молодежи, а также положительного воспитательного влияния коллектива на студента. Высокая оценка педагогической деятельности Н.И. Пирогова дана многими отечественными педагогами: Н.А. Добролюбовым, К.Д. Ушинским, А.С. Макаренко и другими.
Ключевые слова: педагогика высшей школы, гуманизм, социальная справедливость, медицинское образование.
The article presents the analysis of the contribution of the great Russian doctor Nikolai Ivanovich Pirogov (1810-1881) in the development of higher education and medical education of the Russian Empire in the XIX century. Special attention is paid to the ideas of the development of the principle of social justice and humanism in the higher education system of Russia.
N.I. Pirogov was the one of the first in Russian pedagogics of higher school who emphasised the
importance of quality training and professional orientation of students. He associated prospects of the development of higher medical education in the practical training of medical students with the need to develop close cooperation between medical bases (hospitals, clinics) and medical faculties.
N.I. Pirogov paid special attention to the development of moral qualities and of students, as well as the positive educational impact of the collective on the student. Famous Russian teachers as N.A. Dobroliubov, K.D. Ushinsky, A.S. Makarenko gave a high assessment of the pedagogical activity of N.I. Pirogov.
Key words: pedagogy of higher education, humanism, social justice, medical education.
Учиться и жить есть одно и то же.
(Н.И. Пирогов)
Введение
Актуальность темы обусловлена общественным интересом со стороны медицинского и педагогического сообщества России к жизни и деятельности великого русского врача и педагога Н.И. Пирогова. В отечественной научной литературе преимущественно представлен анализ его медицинской деятельности и вклад в развитие медицинской науки. Н.И. Пирогов известен как один из основоположников хирургической анатомии и анатомо-экспери-ментального направления в хирургии, военно-полевой хирургии, организации и тактики медицинского обеспечения войск, как член-корреспондент Петербургской академии наук, почетный член и почетный доктор многих отечественных и иностранных университетов и медицинских обществ. В отечественной педагогической школе он признан как выдающийся педагог-гуманист.
Целью данной статьи является анализ педагогической деятельности Н.И. Пирогова и его вклада в развитие высшего образования в России. Деятельность Н.И. Пирогова тесно связана с реформами в области образования и развитием системы высшего и профессионального образования в России в середине XIX века, открытием ряда новых университетов и институтов.
Ведущим методом исследования проблемы является ретроспективный анализ научных работ Н.И. Пирогова, его современников педагогов и общественных деятелей, а также правовых источников и трудов ученых-педагогов ХХ - начала XXI вв.
Работы Н.И. Пирогова по вопросам реформирования высшего образования в Российской Империи опирались на его обширный опыт научно-педагогической работы в университетах и учреждениях системы общего образования. Свою преподавательскую деятельность он начал с работы в поликлинике Дерптского университета. В 1836 г. был избран профессором Дерптского университета и читал там лекции по курсу хирургической анатомии. С 1841 года Н.И. Пирогов получил кафедру в Медико-хирургической академии в Петербурге. Кроме чтения лекций, он вел большую научно-исследовательскую
работу в соответствии со своими профессиональными интересами. Свою позицию по вопросам необходимости развития у университетских преподавателей патриотизма и духовно-нравственных качеств он подтвердил в 1854 году в разгар Крымской войны личной просьбой отправить его в Севастополь во главе общины медицинских сестер для помощи больным и раненым. Самоотверженная врачебная и научная деятельность Н.И. Пирогова принесла ему заслуженную известность в Российской Империи и за ее пределами [1].
После окончания Крымской войны он посвятил себя теоретическому и практическому решению проблем народного образования в Российской Империи. С 1856-го по 1881 год вышла серия статей, посвященная вопросам реформирования общего и высшего образования в России: «Вопросы жизни», «Чего мы желаем?», «Школа и жизнь», «Мысли и замечания о проекте устава училищ, состоящих в ведомстве Министерства народного просвещения», «Взгляд на общий устав университетов» и другие [9].
Н.И. Пирогов о приоритетах общего образования в Российской Империи
Активная педагогическая деятельность Н.И. Пирогова связана с назначением его в 1856 году попечителем Одесского учебного округа. Деятельность на этой должности осуществлялась в соответствии с его педагогическими взглядами, ориентированными на формирование всесторонне развитой личности, изложенными в статье «Вопросы жизни»: «Все готовящиеся быть полезными гражданами в первую очередь должны научиться быть людьми. Поэтому все до известного периода жизни, в котором ясно обозначаются их склонности и их таланты, должны пользоваться плодами одного и того же нравственно-научного просвещения. Недаром известные сведения исстари называются «МтатЮга» [5, с. 59]. Педагог рассматривает необходимость развития гуманизации образования в России с двух основных позиций: модернизация подходов к духовно-нравственному воспитанию и гуманизация системы наказаний.
Духовно-нравственное воспитание в российских учебных заведениях должно обязательно включать воспитание патриотизма, любви к близким, сочувствия, вдохновения и ответственности [5, с. 66-67]. Особо, по его мнению, этому способствует изучение истории, в том числе и истории родного края. Показывая значимость воспитания гражданина в рамках системы общего и высшего образования в
Организация системы («схема школ
России, Н.И. Пирогов преимущественно использует термин «воспитанник», а не «учащийся» или «обучающийся». Главную задачу государства он видит в том, чтобы обеспечить реализацию принципа социальной справедливости в сфере образования, а именно возможность для всех воспитанников пользоваться одинаковыми правами и одинаковыми выгодами воспитания [5, с. 60]. Реализация данной идеи осуществлялась постепенно. В современной России идея Н.И. Пирогова стала конституционным принципом. В статье 43 Конституции Российской Федерации говорится: «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [8, с. 7]. Особо проблемным вопросом в условиях развития либеральных идей в России была проблема телесных наказаний в образовательных учреждениях. Будучи представителем российского либерализма, Н.И. Пирогов считал, что главное не строгость, а соответствие наказания с характером поступка: «Розга, часто употребляемая, теряет свое нравственно-исправительное действие» [с. 126]. Особое значение педагогом придавалось «духу корпорации» и «нравственным наказаниям». Корпорация (коллектив) способствует поддержанию нравственного поведения у воспитанников и развитию благородного поведения посредством осуждения, непринятия, «товарищеского суда». Идея воспитательного воздействия коллектива успешно развивалась в советской педагогике, особенно в трудах и практике А.С. Макаренко. К числу нравственных наказаний педагог относил выговор, замечание и пристыжение (убеждение на чувство чести и собственного достоинства), штрафной билет, в котором записывается каждая вина воспитанника для сведения родителей [7, с. 126]. Анализ практики современных образовательных учреждений показывает наличие преемственности и сохранение данных видов наказания с учетом современных подходов к соблюдению прав и свобод обучающегося. Большое внимание он уделял и развитию дидактических подходов к обучению:
- развитию региональной составляющей в содержательной части учебных планов (учет занятий основной массы населения региона, этноконфесси-онального состава, географических условий и истории);
- повышению качества подготовки учебников и наглядных пособий с учетом возрастных особенностей воспитанников и характера учебного заведения;
Таблица 1
образования в России по Н.И. Пирогову) [27]
Университет либо высшие специальные учебные заведения Высшие специальные учебные заведения
Гимназия классическая. Срок обучения 5 лет Гимназия реальная. Срок обучения 3 года
Прогимназия классическая. Срок обучения 4 года. Прогимназия реальная Срок обучения 4 года
Элементарная (начальная) школа. Срок обучения 2 года
- развитию познавательного интереса у воспитанников к предметам через науку и творческое преподавание;
- внедрению системы, обеспечивающей преемственность между общим и высшим образованием с учетом специфики подготовки кадров для науки, гуманитарной и технической сфер [6, с. 81-84]. Педагог являлся сторонником развития в системе общего образования: и классического, и реального, отдавая предпочтение первому. Предложенная Н.И. Пироговым система школ (Таблица 1) могла быть реализована только в крупных городах и подвергалась критике со стороны либералов (Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.), которые развивали идею Н.И. Пирогова в плане создания единой общеобразовательной школы, обеспечивающей учащимся разносторонние (гуманитарные и реальные) знания [10, с. 28].
Таким образом, Н.И. Пирогов внес существенный вклад в развитие отечественной педагогики, а именно теории воспитания и дидактики. Многие его идеи о гуманном воспитании, развитии системности и наглядности в процессе воспитания и обучения, преемственности целей и задач общего и высшего образования развиваются с учетом современных условий в начале XXI в.
Н.И. Пирогов об организации системы высшего образования в Российской Империи
В середине XIX века в России была проведена и реформа всей системы высшего медицинского образования, целью которой были разработка и внедрение нового единого стандарта подготовки врачей. Отсутствие единого образовательного стандарта отрицательно влияло на уровень подготовки врачебных кадров. Одной из важнейших задач после ликвидации дефицита врачебных кадров в России являлось совершенствование системы высшего медицинского образования. Первые преобразования в этом направлении относились к установлению жесткого контроля над высшим образованием и унификацией учебных программ в высших учебных заведениях [8]. Это было связано с тем, что в начале XIX века в России существовали 3 вида высших медицинских учебных заведений: медицинские факультеты университетов, медико-хирургические академии, медицинские институты при университетах. Уровень и качество подготовки в этих учебных заведениях были неодинаковыми и в основном не соответствовали состоянию развития мировой медицинской науки. Наиболее прогрессивной и перспективной системой подготовки врачебных кадров были медицинские факультеты университетов. Были ликвидированы академические и институтские системы подготовки врачей. Из трех действовавших к началу 40-х годов XIX века медико-хирургических академий была сохранена лишь Петербургская, которая с этого времени стала готовить исключительно военных врачей для нужд армии, причем учебные программы были приведены в соответствие с новым единым учебным планом подготовки врачей. Виленская медико-хирургическая академия была преобразована в медицинский факультет Университета Св. Владимира в Киеве. В 1845 г. Московская медико-хирургическая академия
объединена с факультетом Московского университета на базе последнего [2].
На современном этапе развития российское высшее образование опирается на государственный заказ подготовки специалистов, сформулированный в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования.
Еще в XIX веке Н.И. Пирогов обосновывал важность разработки требований государственного заказа к подготовке специалистов в соответствии с интересами общества: «Я желаю, чтобы государство не находилось в противоречии с жизненной целью народа, а, напротив, чтобы оно было ее выражением и потребностью <.. .> чтобы государство непрерывно и постоянно стремилось к гармоническому развитию всех врожденных сил народа» [8, с. 140].
Н.И. Пирогов пытался решить главное противоречие развития российского высшего образования, которое имеет место и в настоящее время: «Университет доставляет все способы и средства к образованию самостоятельных деятелей науки, или же ограничиваемся мы только желанием, чтобы университет образовал достаточное число хотя и дюжинных, но полезных для исполнения различных потребностей общества и государства?» [8, с. 146]. По его мнению, цель деятельности университетов в России, которая предполагала бы формирование высокообразованных специалистов, осуществляющих служение Отечеству и способствующих развитию науки: «Можно организовать университет так, что он будет удовлетворять и насущным потребностям общества, и высшим требованиям науки». Но это возможно только при двух условиях: во-первых, когда к университетам примкнут специальные учреждения других ведомств и увеличат его образовательные средства; а во-вторых, если вместе с этим университетское учение разделится на два отдела, из которых один будет свободный и неограниченный сроком времени, а другой - срочный и обязательный [8, с. 166]. Таким образом, в России могла формироваться научная элита и слой государственных служащих в различных отраслях. Идея стала основополагающей для развития системы высшего образования в России на протяжении конца XIX - начала XXI вв.
Для решения данной задачи, по мнению Н.И. Пирогова, российский университет должен включать в себя три главных элемента (направления деятельности):
- национальный элемент, предполагающий, что в основе деятельности университета должны быть положены государственные и общественные интересы;
- филантропический элемент, который заключается в социальной поддержке студентов и воспитании гуманизма;
- научно-образовательный элемент предусматривал развитие научного знания на основе принципа свободы мысли и слова [8, с. 142-144].
Таким образом, выдающийся педагог выделил три главных направления деятельности российских университетов, которые являются ведущими до настоящего времени, - это учебная, научная и воспитательная деятельность.
Гармоничное развитие университета Н.И. Пи-
рогов связывал с рядом обязательных условий, которые актуальны и развиваются на современном этапе развития и высшей школы в России:
- взаимосвязь высших учебных заведений, государственных учреждений и промышленных предприятий;
- развитие межпредметных связей в процессе обучения и интеграция ресурсов факультетов;
- формирование высокообразованного контингента профессорско-преподавательского состава;
- усиленное внимание подготовке абитуриентов;
- гуманизация высшего образования.
Опираясь на ретроспективный метод, постараемся показать интерпретацию этих условий в середине XIX века Н.И. Пироговым.
В качестве первого условия он определил необходимость интеграции с другими гражданскими учреждениями, «предоставляющими более средств для достижения реальной цели» [8, 149]. Например, медицинский факультет должен «обращаться за помощью к гражданскому и военному ведомствам, чтобы пользоваться их филантропическими заведениями для образования врачей» [8, с. 149].
Вторым важным условием успешной деятельности университетов является формирование межпредметных связей: «Так, например, потребность современной медицины, очевидно, обуславливает ее соединение с другими естественными науками - физикой и химией» [8, 149].
Для решения данной проблемы, по мнению Н.И. Пирогова, необходимо создавать корпоративно-органическую связь факультетов и предоставлять студентам возможность посещать лекции нескольких факультетов.
В качестве третьего условия успешного развития университетского образования в России определена необходимость формирования «института наставничества», то есть высокообразованного контингента преподавателей университетов». Для нас также необходима и образовательная сила деятелей науки, для которых нет лучшего способа воспитания, как университетское свободное. Он один может развить талант и дарование... [8, с. 153].
«Профессорский институт» должен выполнять ряд задач:
- соединить избранных единством направления и цели;
- подготовить к будущему призванию «в отдалении от родных университетов», на другой научной почве;
- снабдить их всеми необходимыми средствами для специального изучения избранной ими науки;
- сблизить их как можно более между собою и наставниками, «требовать, чтобы наставники постоянно руководили ими в научных занятиях к определенной цели» [8, с. 157].
Четвертым условием успешного развития университетов должно было стать развитие в России преемственности общего (гимназического) и высшего (университетского) образования: «Идеально нормальным состоянием просвещения в обществе было бы то, если бы все без различия сословий и состояний были бы обязаны пройти общий гимназический
курс, поступить в университет, избрать один из его факультетов. И потом уже выйти в жизнь, следуя избранному пути» [8, с. 158].
В качестве обязательного пятого условия развития университетов Н.И. Пирогов выделял необходимость гуманизации высшего образования: «Ничто столько не содействует развитию самых драгоценных свойств человеческой натуры - мысли и слова, как гуманизм. Он выводит мысль из тесного круга реальности на широкое поле, снимает оковы, налагаемые близорукой действительностью, и знакомит человека с самой лучшей частью природы - с внутренним человеком» [8, с. 159].
Особое внимание автор уделял методике преподавания в университетах, в частности, роли лекции. Идеалом он считал сочетание научной новизны и речи преподавателя. Он считал, что лекции ценны, так как своей формой содействуют повышению интереса к излагаемой науке и делают изложение более доходчивым.
Таким образом, великий врач и педагог XIX в. обосновал основные приоритеты и направления высшего образования в России, которые актуальны в настоящее время. В начале XXI в. продолжается поиск путей реализации задач, в частности, организации воспитания студентов и модернизации классических форм преподавания (лекция), поставленных Н.И. Пи-роговым.
Оценка педагогической деятельности Н.И. Пирогова в трудах его современников
Педагогические труды Н.И. Пирогова были высоко оценены его современниками, особенно сторонниками либерализма: Н.Г. Чернышевским, Н.А. Добролюбовым, К.Д. Ушинским.
В труде «О значении авторитета в воспитании» (мысли по поводу «Вопросов жизни» г. Пирогова) Н.А. Добролюбов отмечал: «Они поразили всех - и светлостью взглядов, и благородным направлением мысли автора, и пламенной, живой диалектикой, и художественным представлением затронутого вопроса» [3, с. 600].
К.Д. Ушинский дал высокую оценку теории и практике воспитания обучающихся, предложенных Н.И. Пироговым: «Н.И. Пирогов первый из нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в нем не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа - «вопрос жизни» [11, с. 690].
Особенно педагоги отмечают значимость его идей по развитию отечественных традиций и стандартов высшего образования, гуманизации и повышения значимости воспитания гражданских качеств в системе высшего образования.
Выводы
Николай Иванович Пирогов являлся выдающимся общественным деятелем, врачом и педагогом XIX века. Его педагогические труды актуальны и в начале XXI столетия. Одним из первых он выступил за развитие бессословного образования, защищал необходимость общечеловеческого и нравственного
воспитания в учебных заведениях, подчеркивал важность сочетания научной и методической подготовки педагогов, обосновывал новые методические подходы к обучению, сочетающие наглядность и мастерство слова педагога.
Деятельность Н.И. Пирогова являлась примером патриотического служения Родине в различных областях: медицине, педагогике, политике.
Список литературы
1. Бабушкина Е.МПедагогические взгляды Н.И. Пирогова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. С.-Петербург. 2007. С.10-12.
2. Горелова Л.Е. Реформа медицинского образования в России 40-60-х гг. XIX в.//Российский медицинский журнал. 2001. № 4. С. 52-54.
3. Добролюбов Н.А. О значении авторитета в воспитании// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/Сост. В.З. Смирнов. М., 1953. С. 600.
4. Конституция Российской Федерации. М., 1996. С. 7.
5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. В.З. Смирнов. М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1953. С. 47-73.
6. Пирогов Н.И. Докладная записка о ходе просвещения в Новороссийском крае и о вопиющей необходимости преобразования учебных заведений// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. В.З. Смирнов. М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1953. С. 73-89.
7. Пирогов Н.И. Правила о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. В.З. Смирнов. М., 1953. С. 120-137.
8. Пирогов Н.И. Чего мы желаем?// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост.
B.З. Смирнов. М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1953. С. 137-172.
9. Сахарова Л.Г., Слотин В.Е. Российское училищное чиновничество в XIX веке// Историко-педа-гогический журнал. 2014. № 3. С. 113-120.
10. Смирнов В.З. Жизнь и педагогическая деятельность Н.И. Пирогова// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. В.З. Смирнов. М.: Издательство педагогических наук РСФСР,1953.
C. 3-47.
11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения Н.И. Пирогова// Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения/ Сост. В.З. Смирнов. М.: Издательство педагогических наук РСФСР, 1953. С. 690.
Сведения об авторах
Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных наук Кировской ГМА, тел. (8332) 67-06-09. E-mail: [email protected].
Миннемуллина Рамиля Адгамовна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected].
Аботурова Дарья Олеговна - студентка 3 курса Кировской ГМА, специальность «Лечебное дело». E-mail: [email protected].