Научная статья на тему 'Вклад немецких педагогов в организацию системы образования России'

Вклад немецких педагогов в организацию системы образования России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
506
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад немецких педагогов в организацию системы образования России»

O.B. Нестерук

га качества образования разрабатывает тестовые задания разных уровней сложности и предлагает два режима работы с заданиями теста - «обучение» и «самоконтроль». При этом в режиме «обучение» студенты получают возможность воспользоваться подсказками, а также возможность рассмотреть решение задания с подробными пояснениями. Здесь возникает проблема контроля самостоятельной работы студентов со стороны преподавателя, решить которую (хотя бы частично) можно следующим образом: в вузе создается Web-пpилoжeниe авторизации, позволяющее регистрировать пользователей. Студенты проходят авторизацию на данном приложении, после чего переходят к сайту ФЭПО. Данная процедура поможет преподавателю отследить количество времени, которое студент проводит в режиме обучения. Конечно, данная авторизация не позволит проверить, что именно делал студент и какие результаты он получил (для отслеживания данной информации необходимы ресурсы, которыми вуз, как правило, не располагает).

Преподаватель, использующий в своей деятельности тестовые методы, может столкнуться и с другими проблемами. Так, например, при использовании тестовых заданий особое внимание необходимо уделять проблемам валидности и надежности тестовых заданий, научно-теоретическим и методическим основам тестирования (в частности тестирования компьютерного). Но, несмотря на ряд проблем, можно заметить, что использование заданий ФЭПО в процессе обучения способно оказать существенное влияние на повышение качества образования и итоговых результатов обучения, кроме этого, использование заданий ФЭПО будет способствовать значительной экономии временных затрат, необходимых для освоения ряда тем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что внедрение заданий ФЭПО в практику преподавания является актуальным и востребованным, а также полностью соответствует требованиям, предъявляемым к процессу обучения в вузе на современном этапе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.1996 № 12-ФЗ // Российская газета от 23.1.1996 г. № 13.

2. Киселева В. П. Оценка результатов обучения студентов по итогам ФЭПО: компетентностный подход // Оценка компетенций и результатов обучения студентов в соответствии с требованиями ФГОС: материалы III Всероссийской науч.-^акт. конферещии. М., 2012. С. 31-35.

3. Наводнов В. Г. ФЭПО: ретроспектива и перспективы // Проблемы качества образования: материалы XXII Всероссийской науч.-метод. конференции. Уфа - Москва, 2012. С. 94-102.

4. Чернявская А.П., Гречин Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения: учебно-методическое пособие. Ярославль: Изд-во Ж11У. 2008.

5. Пройти тестирование // Сайт Научно-исследовательского института мониторинга качества образования. URL: http://www.i-exam.ru/ (дата обращения 23 августа 2013).

УДК 37.013 ББК 63.51

ВКЛАД НЕМЕЦКИХ ПЕДАГОГОВ В ОРГАНИЗАЦИЮ СИСТЕМЫ

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Г.П. Ваилуа

Санкт-Петербургский государственный университет.

сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А

В настоящее время исследования формирования полиэтничной культуры России весьма актуальны. Российские образовательные традиции, складывавшиеся во взаимодействии разных культур и научных школ, никогда не были замкнутыми и, сохраняя самобытность, творчески использовали все то лучшее, что привносили с собой те, кто приезжал в Россию отовсюду, чтобы служить на благо новому Отечеству.

19 октября 1918 года декретом СНК РСФСР из части территорий Саратовской и Самарской губерний была образована первая в РСФСР автономная область -автономная область немцев Поволжья (использовалось также название Трудовая коммуна немцев Поволжья) с административным центром в городе Саратове. Затем административными центрами становились города: в 1919 г. - г. Марксштадт (Екатериненштадг, сегодня г. Маркс), затем в 1922 г. г. Покровск (сегодня г. Энгельс). В 1924 году область была возведена в ранг Автономной Советской социалистической Республики немцев Поволжья (АССР НП). В 1924 году Съезд Советов принял Конституцию автономной республики.

В АССР НП насчитывалось 6 немецких районов (округов). В конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования- немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была ликвидирована Автономная Республика немцев Поволжья и произведена тотальная депортация немцев из АССР в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. В июне 1979 года возникло предложение о создании новой Автономной немецкой Республики в Казахстане, со столицей в городе Ерментау, но ЦК КПСС отклонил предложение о создании автономии немцев Поволжья в Казахстане.

Первыми центрами образования немцев в России были школы при городских церквах. В Москве они возникли одновременно с образованием Немецкой слободы. В конце XVII - первой четверти XVIII века здесь имелись уже четыре школы: две лютеранские, реформатская (голландская) и католическая. Школы действовали при церквах Св. Михаила (1602), Св. Петра и Павла (1626). Известны имена некоторых первых школьных учителей: Мартин Бер (1602), Яков Ни-генберг (1621), Иван Рихтер (до 1622).

Католическая школа возникла в 1685 году после появления в столице первых патеров. Первой частной школой была гимназия пастора Э. Глюка (1704).

Одной из старейших в российской провинции была школа в Саратове при церкви Св. Марии (открыта в 1786 г.) К началу XX века лютеранский приход содержал уже три школы: начальную церковную школу, высшее приходское училище в Саратове и начальную школу в Покровской слободе. В них обучалось около 1 ООО детей [4].

На общем фоне сельских школ выделялись школы в Сарепте (ныне - Красно-армейск - самый крупный район г. Волгограда). В 1772 году была открыта школа для мальчиков, а в 1773 году - для девочек. Здесь изучали русский и немецкий языки, латынь, историю, географию, физику, математику, механику, химию, ботанику, музыку. Первые учителя были приглашены из Германии, позже ими становились колонисты - выпускники университетов.

Кроме того, здесь были организованы школа для взрослых (1773), двухклассная (1788) и трехклассная (1793) школы. Многие богатые колонисты, пасторы, русские помещики отправляли своих детей для учебы в Сарепту [6].

В течение XVIII-XIX веков начальные и средние учебные заведения были организованы при лютеранских церквах в Барнауле, Екатеринбурге, Киеве, Одессе, Омске, Таганроге, Томске, Харькове и других городах. В 1879 году на базе московской школы при церкви Св. Петра и Павла были открыты мужская гимназия и

реальное училище, а в 1880 году здесь же организована и женская гимназия. Школа при церкви Св. Михаила в 1876 году была преобразована в реальное училище [7].

Уже по дороге в Поволжье в 1763 году, первые «приглашенные» Екатериной II немецкие переселенцы остановились на зимовку в Торжке и здесь организовали обучение детей основам религии и грамоте. Проблема школы стояла среди первоочередных задач при обустройстве колонистов на новом месте. Они собственными силами строили школьные здания, при этом часто школа и молитвенный дом размещались под одной крышей, на свои средства нанимали учителей. Уже к 1771 году в Поволжье было построено 12 школ. Первая сельская лютеранская школа была открыта в 1766 году в Екатери-ненштадте (ныне г. Маркс, Саратовская обл.), позже - католическая. Заведование сельскими немецкими школами и наблюдение за учителями в начальный период было в руках приходского духовенства [7].

Выгодно отличались и школы мен-нонитов, поселившихся в Новороссии (территории, присоединенные к Российской империи, включающие Херсонскую, Екатеринославскую, Таврическую, Бессарабскую, Ставропольской губернии, а также Кубанскую область и Область Войска Донского). В 1838 году школы имелись во всех колониях Молочанского и Хортицкого меннонитских округов. В них обучалось около 3 тыс. учеников. Успешному развитию меннонитских школ в Молочанском округе способствовало изменение в 1843 году непосредственного управления ими: они были изъяты из ведения духовенства и переданы Сельскохозяйственному союзу во главе с И. Корнисом (оставались до 1869 года). Он лично разработал инструкции для школ, которые предлагали реформирование учебного процесса, введение новых предметов, способствовали сохранению материальной базы школ, предусматривали введение испытательного экзамена для учителей при приеме на работу. В 1866 году в программы сельских школ в качестве учебной дисциплины был вве-

ден русский язык. Силами немецких поселенцев в 1907 году в Гальбштадте (до 1991 г. село называлось Некрасово, сегодня имя возвращено, находится в Алтайском крае) открылось восьмиклассное коммерческое училище, в 1914 году в Эйгенфельде (ныне село Ванновское, Краснодарский край) было организовано сельскохозяйственное училище [3].

Первые школы в дочерних колониях Сибири, Южного Урала, Казахстана возникли в конце XIX века: под Оренбургом в пос. Алисово (1893), Деевка, Петровское; под Омском в пос. Александровка (1893), Сосновка (1895), Красноярск (1897), Новинка (1897); в Акмолинском уезде (сегодня Акмолинская область, Казахстан) в пос. Рождественское (1897), Романовское (1897). В начале XX века активно формировались школы переселенцев на Алтае [3]. Для подготовки собственных учителей, владеющих русским языком, немцы организовывали центральные училища. По инициативе И. Корниса в 1820 году в колонии Орлов было открыто первое и одно из лучших училищ в колониях. В дальнейшем училища появились в Екатериненштадте (1833), Лесном Карамыше (ныне г. Крас-ноармейск, Саратовская область) (1834), Гальбштадте (1835), Хортице (ныне Запорожская область в Украине) (1842), Сарате (ныне поселок городского типа, Украина) (1844), Пришибе (ныне поселок городского типа, Запорожская область, Украина) (1846). К 1915 году только в Одесском учебном округе действовали 15 центральных училищ, в т.ч. женские.

С 1802 по 1837 год колонистские школы находились в ведении Министерства внутренних дел, затем перешли в подчинение министерства государственных имуществ. В 1881 году все колонистские (535) и центральные (13) школы были переданы в министерство народного просвещения (МНП). В течение 18901892 годов в ведение этого министерства перешли все евангелическо-лютеранские и католические церковные школы [3]. Немецкие школы в столичных и крупных городах России возникали при евангели-ческо-лютеранских церквах. Они были

собственностью церковных общин и содержались исключительно на их средства.

По итогам школьной переписи 1911 года, в начальных училищах МНП и духовного ведомства насчитывалось 152 398 учащихся-немцев. Из них 86% обучалось в сельских школах и около 14% в городских. Наибольшее количество немецких колонистских школ находилось на территории Казанского и Одесского учебных округов. В годы Первой мировой войны на немцев обрушился ряд репрессивных мер. От преподавания и учебы отстранялись подданные воюющих с Россией стран, были закрыты немецкие общества и их школы. 24 декабря 1914 года утвержден закон, запрещавший преподавание на немецком языке в колонистских школах. Летом 1915 года была проведена замена учителей-немцев, не владевших или плохо владевших русским языком, на русских преподавателей. 18 августа 1916 года принят закон «О воспрещении преподавания на немецком языке», который запрещал использование немецкого языка в школах любого типа и в Юрьевском университете (с 1802 г. по 1892 г. - Дерптский университет, с сентября 1892 г. по 1918 г. -Юрьевский университет, сегодня — Тартуский университет, г. Тарту, Эстония) [7].

Немалый вклад внесли немцы в организацию высшего образования в России, а также в подготовку отечественных научных кадров. Немецкие профессора, которых приглашали из различных университетов Германии и балтийских губерний и которые трудились во всех российских университетах, сыграли важную роль в преподавании гуманитарных и естественных наук, и большинство из них пользовалось заслуженным уважением русских студентов.

По подсчетам современного историка Ф.А. Петрова, в течение первых ста лет существования Московского университета (1755-1855) из 256 его преподавателей немцев было 63, т.е. четверть всего профессорско-преподавательского состава. Среди них наибольшую известность при-

обрели профессор философии Иоганн-Георг (Иван Григорьевич) Шварц (17511784), профессор юриспруденции и директор университета Теодор (Федор Григорьевич) Баузе (1752-1812), профессор кафедры натуральной истории Готтфельд (Григорий Иванович) Фишер

фон Вальдгейм (1771-1853), профессор математики, основатель Русского математического общества Николай Дмитриевич Брашман (1796-1866). Особо следует отметить Ивана Андреевича Гейма (1759-1821), занимавшего пост ректора Московского университета в 1808-1819 годах. С его именем связана эвакуация университета во время наполеоновского вторжения 1812 г. и последующее его возрождение в разоренной Москве [7].

Нередко немецкие профессора и ученые оказывали огромное влияние на формирование научных пристрастий отечественных ученых. Интерес к математическим наукам у будущего великого математика Н.И. Лобачевского пробудили немецкие профессора Казанского университета Иоганн-Христиан-Мартин (Мартин Федорович) Бартельс (17691836) и Франц-Ксадерий-Броннер (17581850). Бартельс испытывал глубокое уважение к своему ученику и считал, что Лобачевский «проявил такие признаки математического дарования, что наверное составит себе славное имя» [7].

Сотрудничество немецких и российских профессоров, учителей и наставников в государственных и частных учебных заведениях дало мощный импульс развитию образования в Российской империи.

Петербург исторически складывался как город многонациональный и поликонфессиональный, какой всегда была и вся Россия. В Санкт-Петербурге немецких школ было четыре, их называли по имени церквей, при которых они создавались: Петришуле (сегодня - средняя школа №222 с углубленным изучением немецкого языка «Петришуле»), Аннен-шуле (до 2008 г. гуманитарная школа №203 им. А. С. Грибоедова, а с 2009 г. физико-математический лицей №239 (начальные классы), Катериншуле (нахо-

дилась на наб. реки Фонтанки. В 19701980-х годах в здании были размещены библиотечные фонды и читальные залы. С 2000 г. - здание принадлежит управлению вневедомственной охраны), и школа при реформатских церквах (школа № 636 с углубленным изучением иностранных языков, здание находится на наб. Мойки). Они были похожи по структуре и методике преподавания, но у каждой были свои характерные черты, свой путь развития.

Среди выпускников этих учебных заведений из было немало видных деятелей науки и культуры; 23 из них в разные годы были избраны действительными членами Академии наук, в том числе языковед М.Ю. Фасмер, математик Н.М. Гюнтер, физики О.Д. Хвольсон и филолог Д.С. Лихачев, архитекторы

A.A. Оль и И.И. Фомин, искусствовед

B.А. Леняшин, художники H.A. Бенуа,

C.Н. Рерих и О.Г. Верейский.

Психологический склад и культурная

традиция «петербургских немцев» - а если брать шире, то и немецкая культура в целом - рано нашли себе место на берегах Невы, не уступая давлению культуры численно преобладавшего русского населения северной столицы, но никогда и не противореча ей явно [8].

Немецких детей в образованных семьях обязательно обучали русскому языку, обучали систематически, так, что они овладевали им в литературно правильной форме. С другой стороны, и немецкий язык в таких семьях держался прочно. Сохранению его в большей степени способствовал высокий престиж этого языка среди русского населения России вообще и Петербурга в особенности. Почти каждый образованный русский считал своим долгом говорить на немецком языке и учить ему своих детей. Немцы своих детей учили частью в немецких, частью в русских школах. По существу, немец высшего круга ничем почти по языку не отличался от многих русских - оба с детства говорили на двух языках. Высокий престиж немецкого языка и немецкой культуры способствовал их сохранению,

но одновременно влиял на снижение напряженности национальных чувств [2].

В низших социальных слоях (ремесленники), ситуация складывалась несколько иначе. В Петербурге существовало множество небольших ремесленных мастерских, где работали почти одни немцы и языком общения был немецкий. Дети из таких семей учились обычно в низших немецких школах. Разговаривая и дома, и на работе, и в церкви на родном языке, петербургский немец-ремесленник не имел никаких оснований терять его. Поэтому все петербургские немцы знали русский язык, но многие знали его плохо [9].

Первая евангелическая школа, Петришуле, появилась в Петербурге в 1710 году при церкви на участке, принадлежавшем вице-адмиралу Крюйсу. После освящения в 1730 году нового церковного здания на Невском проспекте школа переехала (в 1735 году) в дом рядом с этой церковью (угол Невского и Большой Конюшенной). Вначале это была элементарная двухклассная школа. В конце XVIII века специально созданная правительственная «школьная комиссия» объявила Петришуле «главной элементарной школой русских подданных немецкого языка». Дирекцию Петришуле обязали курировать немецкие школы во всей империи. В Петербурге в это время было уже несколько элементарных евангелических школ. В 1780 году открыли школу для детей прихожан в приходе Аннен-кирхе, которая размещалась далеко от церкви, на наб. Фонтанки, 62. [4].

В XIX веке Петришуле оставалась главной немецкой школой в столице. В 1836 году она получила права государственной гимназии. В 1910 году это уже целый комплекс из пяти учебных заведений. В него входили элементарные школы для мальчиков и девочек, гимназия, реальное училище с торговым отделением и женская высшая школа.

Самое известное в Петербурге училище для мальчиков - гимназия К. Мая -было основано 10 сентября 1856 года прусским подданным, известным педагогом-практиком Карлом-Иоганном (Кар-

лом Ивановичем) Маем (1820-1895) при активной поддержке ряда предпринимателей и ученых города. Первые 25 лет школа была немецкой, лишь русский язык, литература и история преподавались на русском языке. Школа с самого начала состояла из двух отделений -гимназии и реального училища. В первом из них углубленно изучались древние языки — латынь и греческий, а также по расширенной программе преподавались гуманитарные предметы. Ученикам реального отделения в большем объеме преподавались естественные науки. Многочисленные обзорные экскурсии на заводы, фабрики, в музеи, на выставки, в пригороды Петербурга и даже в другие города расширяли кругозор учеников и дополняли образовательный процесс.

Главной особенностью школы был индивидуальный подход к каждому ученику, отношение к нему как к личности, заслуживающей внимания, уважения и доверия. Постоянное взаимодействие с семьей, стремление раскрыть и развить природные способности — вот принципы, которые всегда соблюдались в школе К.И. Мая. К числу ее достоинств нужно также отнести полное отсутствие национальных и религиозных предрассудков. Все это позволило говорить о возникновении в стенах этой частной школы особой, почти семейной атмосферы, названной позднее «майским духом» [4].

31 октября 1910 года состоялось торжественное открытие нового школьного дома. В новом здании школьная жизнь достигла подлинного расцвета, почти при каждом кабинете действовали кружки, в числе которых был первый в России авиамодельный кружок; издавался собственный литературный журнал «Майский сборник». Гордостью школы были 12 прекрасно оборудованных предметных кабинетов, фундаментальная и ученическая библиотеки, содержащие более 12 тысяч книг на шести языках; столярная мастерская, гимнастический зал,столовая.

Важное место в жизни школы занимали школьные спектакли. На одном из них в конце 1850-х годов появился штан-

дарт с изображением майского жука, который с тех пор считался эмблемой школы и дружеским прозвищем ее учеников. В гимназии и реальном училище К. Мая получили образование в общей сложности свыше 1 ООО юношей. Последний выпуск состоялся 24 февраля 1918 года, после чего учебное заведение декретом новой власти было национализировано.

Среди светских немецких институтов весьма многочисленны были немецкие общества. Правила общества гласили: недопустимы грубость и насмешки над сословной принадлежностью, национальностью, особенно над религией и правительством. В обществе было много просветительских подразделений: рисовальная школа, певческие кружки, библиотека, театр, шахматный союз, воскресная школа для ремесленных учеников [5].

Заметна роль немцев и в организации новых учебных заведений. В 1726 году при Академии наук стараниями академика-историка Готлиба-Зигфрида Байера (1694-1738) была открыта первая в Петербурге гимназия. Практически в течение первых тридцати лет все учителя были из немцев и преподавание велось на немецком языке. А из 13 ректоров гимназии за годы ее существования (1726-1805) семь были немцами.

В 1731 году по проекту графа Бурхарда Христофа фон Миниха (16831767) был создан Сухопутный шляхетский кадетский корпус (находился в здании Меншиковского дворца на Васильевском острове) - своеобразная «рыцарская академия», ориентированная на подготовку молодых дворян к военной и гражданской деятельности. В течение 10 лет, являясь главным директором корпуса, Миних добросовестно исполнял свои обязанности. С чувством глубокой благодарности вспоминали кадеты и других директоров, особенно графа Фридриха (Федора Евстафьевича) фон Ангальта (1732-1794), приглашенного в Россию Екатериной Второй, и немецкого поэта Фридриха (Федора Ивановича) Клингера (1752-1831), который 35 лет прослужил в Кадетском корпусе [7].

Пользовались популярностью и школы для подготовки садовых мастеров, которые были организованы немцами-садоводами: Л. Гарнихфельдом,

Б. Фоком, Г. Экслебеном, Ф.Б. Фишером. По плану лейб-медика Екатерины II Иоганна-Генриха (Ивана Захаровича) фон Кельхена (1723-1810), в 1783 году при городской Обуховской больнице было открыто хирургическое училище [7].

Весьма охотно немцев приглашали в качестве домашних учителей в царскую семью. Наставником будущего императора Петра III был академик Я.Я. Штелин; естественные науки Александру I преподавали академики П.С. Паллас, Л.Ю. Крафт. Шарлотта фон Ливен, вдова генерал-майора артиллерии О.Г. фон Ливена, мать одиннадцати детей, стала воспитательницей детей императора Павла. Ее воспитанник - император Николай I - сделал ее княгиней. Детей Александра II русскому языку и словесности обучал профессор Петербургского университета О.П. Миллер.

По данным переписи населения Петербурга 1869 года, среди преподавателей высших учебных заведений немцы составляли 9,3%, среди преподавателей средних учебных заведений - 25%, воспитателей и гувернеров - 29%. Значительное число немцев было среди учителей иностранных языков и особенно много среди учительниц пения и музыки -40% [10].

Некоторые из них многие годы руководили учебными заведениями: директором 3-й петербургской гимназии был Вильгельм Христианович Лемониус, директором 4-й - Иоганн Федорович Кнор-ринг, директором 6-й - Густав Густавович Зоргенфрей, директором 7-й - Владимир Федорович Эвальд, директором Петришуле- Эрих Карлович Клейнен-берг и другие.

Знакомство с послужными списками учителей петербургских гимназий позволяет говорить о том, что профессия учителя становится семейной традицией. В 3-й гимназии русский язык и словесность преподавал Франц Иванович Буссе, его сын Вильгельм Францевич обучал физике

и математике. Александр Филиппович Постельс был членом Главного правления училищ, его брат Морис Филиппович - учителем естествознания в 3-й гимназии, а сын Фридрих Александрович-учителем математики в 6-й гимназии. Успешно обучали немецкому языку в 1 -й гимназии отец и сын Иоганн и Вильгельм Крейцеры. Более двадцати лет прослужил учителем физики в военном училище Федор Федорович Эвальд, два его сына-Владимир Федорович и Эдуард Федорович - обучали древним языкам учащихся 7-й гимназии.

Одним из самых популярных женских учебных заведений дореволюционного Петербурга была гимназия-пансион Эмилии Павловны Шаффе (1827-1906). Она родилась в Петербурге в семье банковского служащего, отец которого прибыл в Россию в свите герцога Голып-тейн-Готсорпского, будущего Петра III. После окончания Петришуле и многолетней практики частных уроков, 15 января 1858 года Э.П.Шаффе открыла школу-пансион (осенью 1918 года женская гимназия Э. П. Шаффе была объединена с мужской гимназией Карла Мая). Шаффе полагала, что воспитание девочек должно соответствовать реалиям окружающего мира, а поэтому следует воспитывать в них практичность и приучать к посильному физическому труду и умению быть самостоятельными в любых житейских ситуациях. Девочкам нужно научиться «рассуждать обо всем здраво и логически и сравниться с мужчинами в самостоятельности своих суждений» [7].

Каждый учебный предмет изучался в гимназии со слов учителя, а затем материал закреплялся письменными упражнениями. Учебники и руководства практически не использовались, чтобы «приучить детей к живому обмену мыслями с преподавателями». Кроме уроков много времени уделялось прогулкам по городу и посещению музеев. Ботанику изучали в Ботаническом саду, а географию на Петровском острове и у Петропавловской крепости, отыскивая на местности «заливы», «острова» и «полуострова», а дома вычерчивали карты. Для более успешно-

го усвоения иностранных языков каждой ученице выдавалась маленькая книжечка, которую она переводила на родной язык. При этом с детьми разговаривали то по-немецки, то по-фрвдцузски.

Педагоги немецкого происхождения часто становились проводниками передовых педагогических начинаний. В 1862 году Софья Андреевна Люгебиль открыла в Петербурге первый в России детский сад, а Ф.Ф. Резенер - первую в России исправительную колонию для малолетних преступников. Петр Францевич Лес-гафт (1837-1909) - педагог и анатом, стал основателем научной системы физического воспитания. В 1896 году им были созданы Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования (ныне - Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта).

Начиная с XVIII века, когда только закладывались основы системы образования, многие предметы в российской школе изучались по переводам с немецких учебников. Николай Александрович фон Корф (1834-1883), потомок барона Иоганна Альбрехта фон Корфа (1692—

1766), президента Петербургской Академии наук, выступая организатором образования на юге России и Кавказе, составил книгу для чтения «Наш друг», которая переиздавалась 19 раз, а для учителей написал методическое пособие «Руководства к обучению грамоте», выдержавшее семь изданий [7].

Самыми популярными книгами, по которым российское юношество училось писать и читать, были сочинения Иосифа Ивановича Паульсона, эксперта Петербургской городской думы по школам. Он составил два учебника для обучения русскому языку, которые печатались большими тиражами и переиздавались 17 раз.

Изучение истории российских немцев, выявление особенностей их хозяйственной, социальной, религиозной, образовательной и культурной жизни в России ХУШ-ХК вв., позволяет представить немецкую диаспору как обладавшую значительным своеобразием категорию населения Санкт-Петербурга и России в целом, особую немецко-русскую цивилизацию, наследие которой востребовано и в наши дни.

ЛИТЕРАТУРА

Бахмутская Е. В. Образование немецких колоний в Санкт-Петербургской губернии (вторая половина XVIII - начало XIX вв.) II Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999. С. 27. Бурим Л. Д. Колпино. СПб.: Д. Буланин, 2003. С. 96, 97.

Дальман Д. Петербургские немцы в XVIII столетии: крестьяне, ремесленники, предприниматели II Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1996. С. 47.

Иванов М. Лютеранский квартал в Петербурге. СПб.: Европейский дом, 2004. С. 16, 17. Иволга Р. Возвращение памяти. Колпино. Конец XX века. СПб., 2001. С. 32.

Многонациональный Петербург / Гуманитарный университет профсоюзов. Вып.1. СПб., 1994. С. 241. Немцы в России: историко-документальное издание / Отв. ред. Г.И. Смагина. СПб.: Лики России, 2011. С. 173, 191, 195.

Спивак Д. Л. Метафизика Петербурга: Немецкий дух. СПб.: Алетейя, 2003.С. 177,180,416. Юхнева Н. В. Петербург и губерния. Л.: Наука, 1989. С. 34. 10. Юхнева Н. В. Этнический состав и этносоциальная структура населения Петербурга. Л.: Наука, 1984. С. 54, 56.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.