Научная статья на тему 'Евангелическо-лютеранские церкви как центры духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге'

Евангелическо-лютеранские церкви как центры духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
652
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕМЦЫ / GERMANS / РУССКИЕ НЕМЦЫ / RUSSIAN GERMANS / НЕМЕЦКАЯ ДИАСПОРА / GERMAN DIASPORA / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / ЕВАНГЕЛИЧЕСКО-ЛЮТЕРАНСКИЕ ЦЕРКВИ / EVANGELICLUTHERAN CHURCHES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фирсанова Ольга Владимировна

Статья посвящена истории немецких евангелическо-лютеранских церквей в СанктПетербурге, ставших духовными, социальными и религиозными центрами для самого многочисленного этноса изо всех представителей национальных меньшинств дореволюционной столицы. Автор использует материалы фондов Российского государственного исторического архива и Центрального исторического архива Санкт-Петербурга, которые вводятся в научный оборот впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evangelic-Lutheran Churches as the Centers of Spiritual and Cultural Life of the German Diaspora in Saint-Petersburg

Article devoted to history of German Evangelic-Lutheran churches in St. Petersburg which became the spiritual, social and religious centers for the most numerous ethnos from all of ethnic minorities represented in the pre-revolutionary capital. Author uses the material of funds of The Russian State historic archives and The Central historical archives of St. Petersburg, most of them are introduced to scientific circulation for the firs t time.

Текст научной работы на тему «Евангелическо-лютеранские церкви как центры духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге»

Фирсанова О.В. |

Евангелическо-лютеранские церкви как центры ^

духовно-культурной жизни немецкой диаспоры в Санкт-Петербурге

Фирсанова Ольга Владимировна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург)

Аспирант кафедры истории и политологии

[email protected]

РЕФЕРАТ

Статья посвящена истории немецких евангелическо-лютеранских церквей в Санкт-Петербурге, ставших духовными, социальными и религиозными центрами для самого многочисленного этноса изо всех представителей национальных меньшинств дореволюционной столицы. Автор использует материалы фондов Российского государственного исторического архива и Центрального исторического архива Санкт-Петербурга, которые вводятся в научный оборот впервые.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

немцы, русские немцы, немецкая диаспора, учебные заведения, благотворительность, евангелическо-лютеранские церкви

Firsanova O. V.

Evangelic-Lutheran Churches as the Centers of Spiritual and Cultural Life of the German Diaspora in Saint-Petersburg

Firsanova Olga Vladimirovna

North-West Institute of Management — branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) Graduate student of the Chair of History and Political Science [email protected]

ABSTRACT

Article devoted to history of German Evangelic-Lutheran churches in St. Petersburg which became the spiritual, social and religious centers for the most numerous ethnos from all of ethnic minorities represented in the pre-revolutionary capital. Author uses the material of funds of The Russian State historic archives and The Central historical archives of St. Petersburg, most of them are introduced to scientific circulation for the first time.

KEYWORDS

Germans, Russian Germans, German diaspora, educational institutions, charity, Evangelic-Lutheran churches

Выходцам из Германии в истории дореволюционного Санкт-Петербурга принадлежит особое место: с момента основания города «изо всех иностранных здесь жительствующих народов» немцев было больше всего [2, а 165], и они представляли все слои общества — от членов царской семьи до булочников и цеховых работников. Уже в 1703 г. «переселились сюда немецкие семьи как из Москвы и других городов, так и из Лифляндии» [2, а 166]. Они, как и все иностранцы, приглашенные Петром I на службу в новую столицу, были наделены многими привилегиями: «Все европейские чужеземцы, обитающие в России, сохраняют нерушимо свое наречие, одеяние, исповедание, образ жизни, наружный вид и нравы» [1, а 455].

Уже в петровские годы правления доля немцев в числе иностранцев Санкт-Петербурга достигала почти 50% и продолжала удерживаться на этом уровне на

протяжении всего XVIII в. [3, с. 158]. Следует отметить, что до 1914 г. «немецкое меньшинство было крупнейшей этнической группой в столице, не считая русских» [4, с. 177].

Вторая половина XIX в. ознаменовалась эпохой проведения в России масштабных реформ во всех областях государственной службы, экономики, культуры и народного хозяйства. Благодаря этому в стране укрепились основы буржуазного правопорядка, и активно начал развиваться капиталистический строй. В связи с бурным промышленным ростом, отменой крепостного права число жителей столицы Российской империи резко начало расти. В течение 1765-1865 гг. население Санкт-Петербурга увеличилось в 2,5 раза.

В середине XIX столетия доля немцев среди петербургского населения составляла не более 7% — 45 000 чел. при общем числе в 506 600 жителей [6, с. 5]. К 1890 г. она уменьшилась до 4,6% при незначительном изменении числа представителей этноса — 43 7981 чел. среди 954 400 петербуржцев, а к 1910 г. — снизилась до 2,6%: 41 283 чел. в числе общегородского населения в 1 582 442 чел. Доля русского населения все это время не опускалась ниже 80%. Несмотря на небольшую численность, представителям немецкого этноса удалось внести существенный вклад в развитие российской промышленности, торговли, культуры, науки, медицины и банковского дела.

Немецкое население Санкт-Петербурга всегда отличалось сплоченностью, которая выражалась коллективным единением при определенном евангелическо-люте-ранском приходе. Но, благодаря большому числу немцев, воспринявших русскую культуру и традиции, и русскому населению, проникшемуся немецкой культурой, лютеранская община в России никогда не стремилась выступать в качестве обособленного мира, а жила в едином экономическом и культурном ритме со страной [5, с. 18].

Самоорганизация этнических групп — важнейший фактор, позволяющий сохранить самобытность общности и сдерживать ассимиляционные процессы. Это достигалось благодаря организации сети добровольных объединений, которые помогали поддерживать духовную культуру, сохранить родной язык, развивать экономическую базу национального меньшинства. Объединяющей структурой петербургских немцев стала Церковь — с разветвленной сетью крупных и небольших лютеранских приходов, при которых на протяжении XVIII — начала XIX вв. активно развивались приюты для сирот, инвалидов и училища.

Основополагающими жизненными ценностями российских немцев традиционно были собственность, Церковь и школа. Благотворительная и учебная деятельность при немецких церквях изначально была направлена на нравственное и духовное развитие лиц своего этнического круга, сплоченного в рамках определенной религиозной организации. Несмотря на стремление сохранить свои традиции и культуру, к концу XIX в. петербургские немцы были близки к осознанию себя как особого субэтноса [3, с. 343].

Ко второй половине XIX в. завершилось формирование структуры Лютеранской церкви в России. 28 декабря 1832 г. император Николай I подписал Устав Еванге-лическо-Лютеранской церкви, согласно которому, была образована Генеральная консистория2, подчинявшаяся Министерству внутренних дел. Официальным языком управления Лютеранской церковью в России был немецкий.

В ведении Евангелическо-Лютеранской консистории находились все церкви, пасторы, надзор за должным исполнением богослужений, рассмотрение судебных споров и т. д. В 1865 г. в ведении консистории состояли 643 церкви и 448 молит-

1 Санкт-Петербург по переписи населения 15.12.1890. СПб., 1891. С. 40.

2 Российский государственный исторический архив. Ф. 1480. Оп. 2. Д. 26. Л. 4.

венных домов1. Росло количество храмов, приходов; увеличивалось число прихожан. В Санкт-Петербургской губернии в 1860-1870-е гг. количество церквей составляло 37: 21 каменная и 16 деревянных2.

К началу ХХ в. в Санкт-Петербурге было 11 немецких евангелическо-лютеран-ских общин. Самые крупные из них содержали благотворительные и учебные заведения. Это были немецкие общины Святого Петра, Святой Анны, Святой Екатерины и Святого Михаила, основанные в XVIII в.; смешанные: эстонско-немецкая Святого Иоанна, латышско-немецкая Христа Спасителя (Иисуса), русско-немецкая Святой Марии, появившиеся в XIX в. Также существовали небольшие по численности прихожан немецкие лютеранские общины при учебных и благотворительных заведениях: приход Святого Георгия при Втором кадетском корпусе, община приюта для бедных императрицы Александры Федоровны, Святой Марии Санкт-Петербургских городских богаделен у Смольного и община Евангелического госпиталя.

На 1852 г. самым многочисленным приходом являлась старейшая немецкая лютеранская церковь Святого Петра (в ней состояли 15 594 чел.), на втором месте — храмы Святой Анны и Екатерины (9008 и 9000 чел.). «Молодые» приходы, которые были образованы лишь в 1840-е гг., не имели столь значительного количества прихожан. В церкви Святого Михаила состояли 1593 чел., в общинах Святого Иоанна — 5319, Христа Спасителя — 30083 верующих. В начале XX в. количество прихожан увеличилось. В самой большой общине, Святого Петра, их число достигло 19 000 чел., в Анненкирхе — немногим меньше: 18 600 чел. В остальных немецких лютеранских церквях количество приписанных к приходу практически не изменилось.

Чрезвычайно важным предметом забот и попечения немецкой Лютеранской церкви в России на протяжении двух веков, «даже одно из условий ее существования»4, были церковные школы, т. е. такие учебные заведения, которые созданы самими приходами, состоявшие под руководством проповедников. Церковные начальные училища имели единственную цель — подготавливать детей прихожан, преимущественно из бедных, не имевших возможности посещать другие школы, «надлежащим обучением для дальнейшего вступления в общину, образовывать из них хороших прихожан, а, следовательно, и полезных членов общества»5. Подобные учебные заведения существовали практически во всех лютеранских приходах.

Среди многочисленных школ дореволюционной столицы видное место занимали немецкие реальные училища, классические мужские и женские гимназии, которые отличались качественным образованием, а потому пользовались большой популярностью не только у немцев, но и у русского населения. Школы находились в собственности церковных общин и содержались на их средства. Они были идентичны, по структуре и программе преподавания, государственным учебным заведениям, полностью соответствующим правительственным регламентациям.

В середине XIX в. оформилась структура немецких училищ, к которой стремились все лютеранские приходы, имевшие возможность содержать свою школу. Под руководством одного директора, инспектора и ученого совета функционировали несколько отделений: мужская гимназия, реальное училище, женская гимназия и элементарная школа. Этой системе соответствовали и успешно функционировали три учебных заведения столицы при крупнейших и старейших

1 Российский государственный исторический архив. Ф. 821. Оп. 5. Д. 18. Л. 18.

2 Там же. Л. 13.

3 РГИА. Оп. 145. Д. 23. Л. 8.

4 Там же. Оп. 5. Д. 18. Л. 61.

5 Там же. Л. 62.

немецких лютеранских церквях Санкт-Петербурга: Петришуле, Катериненшуле, а также Анненшуле.

Количество учебных заведений и их благосостояние при той или при иной немецкой церкви в Санкт-Петербурге зависели от времени основания общины и сословного состава ее прихожан, так как с момента основания все лютеранские приходы имели начальную школу для обучения детей своей церкви и содержались только на средства прихожан: платы за обучение и добровольные пожертвования. Несмотря на то, что учебные заведения при лютеранских общинах содержались за счет церкви, плата за обучение была утверждена в соответствии с экономическим положением семей среднего слоя; в особенности поддерживались в финансовом отношении нуждающиеся дети. Существовали именные стипендии, которые предназначались не только нуждающимся детям лютеранского вероисповедания, но и, по воле жертвователя, православным. Например, в 1911 г. «девица М. Скобьева» завещала капитал в 2500 р. для учреждения при Анненшуле стипендии на содержание одной из учениц училища, предпочтительно православного вероисповедания1.

Немецкие школы пользовались большой популярностью не только среди немецкого, но и среди русского населения столицы. В Петришуле в 1909 г. 49% учеников гимназии были православной конфессии, 41% — протестантами. В реальном училище соотношение составляло: православных учеников 58%, протестантов — 34% [6, с. 143]. В сословном отношении в немецких гимназиях преобладали дети дворян и чиновников, в реальных училищах — дети купцов, предпринимателей, а в элементарных школах — крестьяне и дети цеховых рабочих2.

В традициях протестантской церкви наибольшую роль играла благотворительная деятельность. В каждом сформировавшемся приходе в обязательном порядке действовали приюты для детей-сирот, богадельни. С середины XIX в. активно стали развиваться общества «вспомоществования» бедным, одно из которых оказывало помощь женщинам, другое — мужчинам3. В обязательном порядке работали приюты для детей-сирот обоего пола, стариков, инвалидов. Эффективно действовавшая на протяжении 150 лет, не зависимая от государства система социальной поддержки была наиболее значимым направлением самоорганизации городского немецкого населения.

К середине XIX в. в Санкт-Петербурге проживало большое количество «обрусевших» немцев, которые уже не понимали богослужения на родном языке, поэтому назрела необходимость проповедей, уроках катехизиса на русском языке — для сохранения культуры национального меньшинства. Было принято решение об основании немецко-русской церкви. Приход Святой Марии, единственный в столице, возник не стихийно по инициативе верующих, а по указу Евангелическо-Люте-ранской генеральной консистории. На «Петербургской» стороне проживало большое количество лютеран, которые не имели собственной церкви.

Для церкви и школы при ней был выделен участок земли на Сытнинской ул., 114. «Деревянная молельня под именем немецкой церкви Святой Марии была торжественно освящена 14.09.1874 г.»5 суперинтендантом Фроманом. В 1876 г. приход посещали всего 70 верующих — в то время как в крупных лютеранских церквях

1 РГИА. Оп. 133. Д. 868. Л. 30.

2 Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Ф. 139. Оп. 1. Д. 14365; Д. 13805; Д. 9154; Д. 14360.

3 Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Russland: Einehistorisch-statistische Darschtellung / Hrsg. Vom Zentral-Komitee der Unterstuetzungskassefuerev.-luth. Gemeinden in Russland.Bd. I: Der St. Petersburgische und Moskowitische Konsistorialbezirk. SPb., 1909.

4 РГИА. Ф. 828. Оп. 13-1916. Д. 618. Л. 112.

5 Там же. Ф. 821. Оп. 5. Д. 18. Л. 152.

города число прихожан было больше 10 0001. К 1909 г. в русско-немецкой общине состояло уже 2500 членов2. К 1917 г. община Святой Марии владела церковным деревянным зданием на каменном фундаменте, оцененным в 34 630 р., и тремя каменными домами около церкви стоимостью в 76 684 р.3. При приходе функционировали сиротский приют, элементарная школа и богадельня.

Еще в 1910 г. Церковным советом Святой Марии была предпринята попытка модернизировать приходское трехклассное начальное училище до коммерческого восьмиклассного. Но в связи с ухудшением русско-германских отношений разрешение на открытие новой школы не было получено. Несмотря на то, что желанием общины Святой Марии было создание коммерческого училища для детей всех национальностей, вероисповеданий и сословий, это было воспринято как «стремление к немецкой национальной обособленности под видом устройства профессиональной школы», закрепленной «за церковью с тем, чтобы сохранить за ней характер немецкого учреждения, передав заведывание как хозяйственной, так и учебной частями церковной администрации»4.

Благополучное существование немцев-лютеран в Российской империи изменилось после начала Первой Мировой войны (1914). Начались преследования властями немецких и австрийских подданных, преподавание на немецком языке в немецкоязычных школах было под запретом. В то же время большое число русских немцев воевали на стороне Российской империи. Несмотря на негативное отношение со стороны населения, преследование немецких и австрийских подданных властью, немцы, давно проживавшие на территории России и считавшие ее своей родиной, воевали против Германии. Среди большей части русских немцев, несмотря на все тяготы этого времени, были высоко развиты чувства «долга, патриотизма, преданность вере, Царю и Отечеству»5.

После Октябрьской революции 1917 г. коренным образом изменилось положение всех религиозных организаций России, в том числе и лютеранских приходов. В 1918-1920 гг. было национализировано все движимое и недвижимое имущество церквей, все учреждения (училища, больницы, приюты) переданы под контроль советской власти. В Петрограде были закрыты 39 немецких школ, 20 сиротских приютов, 4 евангелические больницы, более 20 приходских заведений для нуждающихся, престарелых, инвалидов и др. К 1937 г. перестали функционировать все евангелическо-лютеранские храмы страны, арестованы последние в городе священнослужители.

Возрождение Евангелическо-Лютеранской церкви началось в 1980-е гг. С 1991 г. стали возобновляться воскресные богослужения в немецких храмах Святого Петра, Святой Анны, Святой Екатерины и Святого Михаила.

Таким образом, история евангелическо-лютеранских церквей уходит корнями в эпоху основания города. Самые крупные и богатые немецкие приходы города: Святого Петра, Святой Анны, Святой Екатерины — были образованы в первой половине XVIII в. К Революции 1917 г. они имели большое количество прихожан, превышавшее 10 000 чел. в каждом приходе, крупные капиталовложения, дорогую недвижимость и содержали целую сеть благотворительных учреждений. В 1916 г. приход Святого Петра владел недвижимостью общей стоимостью примерно в 2 млн руб.: церковный дом — 805 000 руб., четыре каменных дома

1 Там же. Л. 190.

2 Die Evangelisch-Lutherischen Gemeinden in Russland: Einehistorisch-statistische Darschtellung / Hrsg. Vom Zentral-Komitee der Unterstuetzungskassefuerev.-luth. Gemeinden in Russland.Bd. I: Der St. Petersburgische und Moskowitische Konsistorialbezirk. SPb., 1909.

3 РГИА. Ф. 828. Оп. 3. Д. 604. Л. 238.

4 Там же. Ф. 821. Оп. 133. Д. 979. Л. 2.

5 Там же. Оп. 133. Д. 851. Л. 233.

общей стоимостью 940 000 руб., приют Тура — 50 000 руб. и др.1. Капитал и стоимость недвижимого имущества церквей Святых Анны и Екатерины также достигали сумм в 2 млн руб. у каждой общины2. При этих церквях успешно работали известные в Санкт-Петербурге учебные заведения, включавшие в себя гимназии для мальчиков и девочек, реальные училища и элементарные (начальные) школы для малоимущих детей. Все социальные учреждения лютеранских общин располагались в специально выстроенных для этих целей на средства прихожан помещениях.

К такому развитию стремились и все немецкие лютеранские приходы города, основанные в середине XIX в.: латышско-немецкая община Христа Спасителя, эстонско-немецкая — Святого Иоанна, немецкая Святого Михаила и основанная позже остальных русско-немецкая Святой Марии. Вышеназванные «молодые» церкви также смогли организовать учебные и благотворительные заведения, но не успели достигнуть таких успехов в социальной сфере. Можно предположить, что если бы не события Первой Мировой войны и Октябрьской революции 1917 г., через несколько десятилетий приходы существовали и развивались так же благополучно, как и старейшие общины столицы.

В течение двух столетий немецкие евангелическо-лютеранские церкви были религиозными, культурными и социальными центрами для многочисленных переселенцев из Германии. В результате репрессий советской власти по отношению к религиозным обществам, в том числе и к лютеранским приходам, традиционно сложившиеся формы самоорганизации практически сформировавшегося нового субэтноса российских немцев были уничтожены.

Несмотря на возрождение крупнейших в дореволюционное время лютеранских храмов на территории Санкт-Петербурга, на желание потомков возобновить прежние традиции общинной жизни немецкого этноса, ситуация, на сегодняшний день, пессимистичная. События XX в. не оставили надежду на восстановление в полной мере этнической группы, которая сыграла важную роль в истории не только дореволюционного Петербурга, но и Российской империи в целом.

Евангелическо-лютеранские общины в Санкт-Петербурге на протяжении двух столетий были важным элементом сохранения культуры и языка для переселенцев из Германии, связующим элементом для немецкого этноса. Историю лютеранских приходов в Санкт-Петербурге следует рассматривать как составную часть отечественной истории.

Литература

1. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов. СПб., 2007.

2. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопримечательностей в окрестностях оного. СПб., 1794.

3. Дальман Д. Петербургские немцы в XVIII столетии: крестьяне, ремесленники, предприниматели // Немцы в России: Петербургские немцы. СПб., 1999.

4. СпивакД. Л. Метафизика Петербурга: Немецкий дух. СПб., 2003.

5. Старостин Б. А. Культурно-историческая миссия немецкой диаспоры в России XVIII-XIX вв. // Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. СПб., 2005.

6. Busch M. Deutsche in St. Petersburg (1865-1914): Idenditaet und Intégration. Essen, 1995.

References

1. Georgy I. G. The description of all people living in the Russian state [Opisanie vsekh obitayush-chikh v Rossiiskom gosudarstve narodov]. SPb. 2007.

1 РГИА. Ф. 828. Оп. 13-1916. Д. 604. Л. 23-28.

2 Там же. Л. 205-206.

2. Georgy I. G. The description of the Russian-imperial capital city of St. Petersburg and its sur-burbs [Opisanie rossiisko-imperatorskogo stolichnogo goroda Sankt-Peterburga i dostopri-mechatel'nostei v okrestnostyakh onogo]. SPb. 1794.

3. Dahlmann D. The Petersburg Germans in the XVIII century: peasants, handicraftsmen, businessmen [Peterburgskie nemtsy v XVIII stoletii: krest'yane, remeslenniki, predprinimateli] // Germans in Russia: Petersburg Germans [Nemtsy v Rossii: Peterburgskie nemtsy]. SPb. 1999.

4. Spivak D. L. Metaphysics of Petersburg: German spirit [Metafizika Peterburga: Nemetskii dukh]. SPb. 2003.

5. Starostin B. A. Culture and historical mission of the German diaspora in Russia XVIII-XIXV vv. [Kul'turno-istoricheskaya missiya nemetskoi diaspory v Rossii XVIII-XIX vv.] // Germans of St. Petersburg: science, culture, education [Nemtsy Sankt-Peterburga: nauka, kul'tura, obrazovanie]. SPb. 2005.

6. Busch M. Deutsche in St. Petersburg (1865-1914): Idenditaet und Integration. Essen, 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.